Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION / MATHEMATICS EDUCATION / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уртенова Альбина Умбаровна

В настоящей статье мы исследуем возможности применения информационных технологий в начальной школе для повышения качества математических знаний младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уртенова Альбина Умбаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INFORMATIZATION OF MATHEMATICAL EDUCATION FOR YOUNGER SCHOOLERS

In this article, we explore the possibilities of using information technology in primary schools to improve the quality of mathematical knowledge of younger students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

28. Gozalova M.R., Gazilov M.G., Kobeleva O.V., Seredina M.I., Loseva E.S. Non-verbal communication in the modern world. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. T. 7. № 4. C. 553-558.

29. Kave G., Shalmon M., Knafo A. Environmental contributions to preschoolers' semantic fluency. Developmental Science. 2013. № 1. pp. 124-135. DOI: 10.1111/desc.12010.

30. Byrne B., Coventry W.L., Olson R.K., Samuelsson S., Corley R., Willcutt E. G., Wadsworth S., DeFries J.C. Genetic and environmental influences on aspects of literacy and language in early childhood: Continuity and change from preschool to Grade 2 // Journal of Neurolinguistics. 2009. № 3. pp. 219-236. DOI: 10.1016/jj neuroling .2008.09.003.

31. Hahn E.R., Garrett M.K. Preschoolers' moral judgments of environmental harm and the influence of perspective taking // Journal of Environmental Psychology. 2017. № 53. pp. 11-19. DOI: 10.1016/j.jenvp.2017.05.004.

32. Corraliza J.A., Collado S. Ecological Awareness and Children's Environmental Experience // Papeles Del Psicologo. 2019. № 3. pp. 190-196. DOI: 10.23923/pap.psicol2019.2896.

33. Frantz C.M., Mayer F.S. The importance of connection to nature in assessing environmental education programs // Studies in Educational Evaluation. 2014. № 41. pp. 85-89. DOI: 10.1016/j.stueduc.2013.10.001.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Уртенова Альбина Умбаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящей статье мы исследуем возможности применения информационных технологий в начальной школе для повышения качества математических знаний младших школьников.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, математическое образование, младшие школьники.

Annоtation. In this article, we explore the possibilities of using information technology in primary schools to improve the quality of mathematical knowledge of younger students.

Keywords: information technologies, Informatization, mathematics education, primary school children.

Введение. Информатизация приобретает все большую значимость в жизни человека, меняет общественные отношения, ускоряет прогресс. В этот период, в период перехода стран к информационному обществу, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологиями деятельности.

Необходимость информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации многих сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современности. Важное значение ей придается и у нас в стране: «Масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты. Развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации...» [4]. В том же документе отмечается: «В части развития школьного образования необходимы дальнейшее совершенствование физико-математического образования и подготовки в сфере информационных технологий, поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. Сильные школы, лицеи, гимназии и интернаты физико-математического профиля в крупных городах являются фундаментом для формирования большого количества профессионалов отрасли высокого уровня» [4]. Для развития данной отрасли, с одной стороны, необходимо постоянно поддерживать интерес обучающихся к естественно-научным дисциплинам на всех уровнях образования. А с другой стороны, широкое использование дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является необходимой базой для глубокого освоения данных дисциплин.

«Процесс гуманизации образования на практике сопровождается гуманитаризацией его основных составляющих. Наиболее сложной в этом плане является математическая составляющая, так как математика, будучи консервативной наукой, требует особых усилий для освоения» [7].

Вызовы, сопровождающие общественное развитие в последнее время, дают четкий сигнал о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. А стремительный скачок в развитии электронной техники, программного обеспечения и их доступность стали необходимой основой для активного и эффективного использования в образовательном процессе. В связи с этим происходит изменение ориентиров в образовании учащихся (в т.ч. естественнонаучном) в целом. Система образования претерпевает определенные изменения, в том числе и система начального образования.

Изложение основного материала статьи. Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе исследуются учеными достаточно длительное время. По данной проблеме имеют теоретические наработки такие известные ученые, как Я.А. Ваграменко, Л.Х. Зайнутдинова, О.А. Козлов, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, В.Р. Майер, Л.П. Мартиросян, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, Г.Д. Глейзер, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.А. Оганесян, А.Н. Пышкало, В.Я. Саннинский, А.А. Столяр и др. Практические аспекты данной проблемы достаточно глубоко исследованы педагогами-новаторами и педагогами-практиками. Так, например, вопросы создания условий эффективного и безопасного использования электронных средств учебного назначения рассматриваются в работах Л.Л. Босовой, И.Е. Вострокнутова, И.В. Роберт, а технологии использования автоматизированных обучающих систем в учебном процессе - в работах С.Г. Данилюк, А.А. Павлова Ю.А. Романенко, В.И. Сердюкова и др.

Ранее проведенные исследования слабо затрагивают вопросы использования дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий на начальном уровне школьного образования. Использование информационных технологий на этапе начального образования приводит к качественно

новому состоянию технологической подготовки младших школьников, а интеграция информационных технологий с традиционными средствами обучения позволяет осуществлять образовательную подготовку младших школьников в сочетании с информационной. В настоящей статье мы исследуем возможности применения информационных технологий в начальной школе для повышения качества математических знаний младших школьников.

Информационно-компьютерные средства бобучения являются одними из наиболее продуктивных средств обучения, поскольку они позволяют демонстрировать недоступную непосредственному наблюдению физическую сущность протекающих процессов, реальное состояние, внешний вид и сущность изучаемых явлений, тем самым, делают процесс обучения более красочным и наглядным. Компьютерные средства позволяют облегчить усвоение абстракций, конкретизируя их в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр. Указывая на то, что компьютер в современной школе становится универсальным обучающим средством, В.М. Гордиевских отмечает, что он: «Может быть с успехом использован на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях» [2]. Внедрение информационно-коммуникационных технологий и компьютерных средств в учебный процесс существенно изменит соотношение контактного и дистанционного взаимодействия учащихся и педагогов. С внедрением современных технологий в образовательной сфере меняются формы обучения и подходы к управлению временем. Учебный процесс возможно осуществлять в любой точке, где имеется связь с Интернетом (участие в глобальной дискуссии в рамках виртуальной игры SecondLife или просмотр тематических форумов). Ученики получают не только расширенный доступ к контенту, но и возможность его создавать. Так, интерактивные технологии (от мультимедийных средств до мобильных измерительных и сенсорных устройств) качественно меняют взаимодействие участников образовательного процесса. У современных педагогов, хорошо владеющих компьютерами, компьюиерными технологиями, возрастает потенциал применения современных инструментов в образовательных целях, в частности, для стимулирования инновационных форм коллективной работы и диагностики достижений обучающихся. Это ведет к необходимости внедрения новой системы управления учебным временем как обучающихся, так и самого преподавателя. Акцентируя внимание читателя на проблеме ускорения и качестве вводимых в систему образования компьютерных средств, К. Ахметов отмечает: «С внедрением более прогрессивных технологий преподавания и оценки результативности учащихся, в течение ближайшего десятилетия способы применения компьютеров будут радикально отличаться от современных» [1].

В современном мире формы взаимодействия человека и компьютера стали основной частью образовательного процесса, так как компьютер может эффективно использоваться на всех без исключения этапах процесса обучения: объяснение нового материал, закрепление пройденного, диагностика качества знаний, умений, навыков. Однако при использовании компьютера на уроках математики необходимо четко представлять тематику уроков, где информационные технологии могут быть действительно полезны. Педагог должен иметь устоявшиеся навыки работы с техническими устройствами, уметь классифицировать их по функциональным характеристикам. Не все технические устройства одинаково полезны в начальной и средней школе. Приведем перечень устройств и механизмов, наиболее часто используемых для реализации учебного процесса в начальной школе:

- компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением, является основным устройством ИКТ;

- телевидение, видеозаписи, аудиозаписи;

- проектор;

- планшеты, которые вытесняют компьютеры вне школы, и доступные на них приложения, позволяют использовать их в широком спектре образовательных действий, включая самостоятельную работу учащихся с электронными изданиями,

- электронные образовательные издания, которые являются одним из значимых современных средств ИКТ, применяемых в образовательном процессе.

В настоящее время на уроках математики в начальной школе достаточно широкое и эффективное применение находит новая технология - интерактивная доска, которая позволяет использовать уже готовый наработанный материал при объяснении новой темы. При обучении математике возможности использования интерактивной доски достаточно велики. Это, к примеру, возможность демонстрации геометрических фигур, их группировки по различным признакам, возможность производить построения различной сложности без линейки на клетчатой поверхности. Все это упрощает и ускоряет работу на уроке. Также с помощью интерактивной доски возможно использовать образовательные издания в интерактивном формате, содержащие готовые интересные задания. Например, изображения объемных фигур в 3D формате с возможностью разворота и моментального сравнения с изображением плоской фигуры и предоставления возможности анализа их различий, что значительно экономит время учителя. Такой подход к использованию информационных технологий не только развивает творческие способности учеников начальной школы, активизирует мыслительную и познавательную деятельность младших школьников, но и формирует у них навыки владения техническими средствами, которые неоценимы в старшей школе.

Информационная подготовка учащихся начальных классов до сих пор базируется на хорошо зарекомендовавшем себя среди учителей начальных классов комплексе «Роботландия», который позволяет на начальном уровне помочь усвоить элементарные математические и лингвистические знания и навыки. В продвинутых школах также эффективно используется обучающий комплекс «Семейный наставник», который позволяет работать в двух режимах - тренажера, самоконтроля и контроля полученных знаний. Примерами тем для этого комплекса могут служить табличное и внетабличное сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, развитие устного счета, решение текстовых задач.

Все большую значимость сегодня приобретает сочетание аудиторной формы обучения с дистанционными технологиями. Многие учителя для такой работы используют обучающую платформу «Учи.ру». Обучение построено на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной программе. Задания., как правило, моделируют ситуации из реальной жизни, знакомые любому школьнику. Выполняя задания, ребенок может сталкиваться с определенными трудностями, но данная программа предоставляет ребенку шанс вернуться назад и выполнить задание заново. По итогу выполненных заданий открывается новый блок. Например, ребенок прошёл блок «Решение уравнений» ему открывается блок

«Умножение» и так далее. По итогу прохождения всей школьной программы за 2 класс, ребенку высылается диплом об окончании. «Учи.ру» анализирует действия каждого ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок, допущенных при решении какого- либо задания. На основе этих данных у детей автоматически выстраивается рейтинг.

Таким образом, использование на уроках и вне уроков интерактивных сайтов способствует повышению интереса у детей, повышению уровня усвоения урока, упрощению процесса усвоения материала.

Опыт показывает, что создание электронных вспомогательных средств не представляет большой трудности, поэтому главное в компьютерной поддержке состоит в том, чтобы четко выяснить необходимость и проанализировать возможную результативность компьютерных уроков. Безусловно, применение современных компьютерных технологий при обучении математике помогает учащимся совместить в учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности. Использование компьютерных технологий приобучении позволяет создать благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ученика, усиливает мотивы обучения, развивает индивидуальные особенности ребенка, повышает активность, инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, способствует формированию навыков самообразования и самоконтроля, снижает дидактические трудности у обучающихся. Подчеркивая положительную роль использования электронных обучающих средств и программ в образовательном процессе школы, Е.В. Чернобай отмечает: «Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения, основанный на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения, позволяет:

- увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;

- повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;

- активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);

- развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;

- создавать установку на непрерывное образование в течение жизни» [7].

Таким образом, для успешного использования ИКТ на уроках математики учителю необходимо грамотно сформировать план урока, необходимо определить, какое оборудование будет использоваться на данном уроке.

Выводы. Математика является основой развития познавательных действий. Логика лучше всего развивается при использовании наглядного материала. Использование ИКТ на уроках математики способствует мотивации учеников. Компьютерные математические игры - это одно из средств педагогики, помогающее развиваться каждому ученику. Они развивают не только психологические процессы, но и сенсомоторные навыки, умения наблюдать и анализировать свои действия. Математика является эффективным средством развития личности школьника.

Использование различных ИКТ при обучении математике помогает разнообразить урок. Есть множество платформ для закрепления материалов дома, они выполнены в форме игры. Дети очень увлекаются и погружаются в игру, что способствует закреплению изученного материала.

Дидактический материал ИКТ разнообразен как по форме, так и по содержанию. Использование ИКТ позволяет выйти за рамки учебника, то есть расширить кругозор детей. Ученик становится исследователем, у него формируются такие качества, как настойчивость, трудолюбие, самостоятельность.

Существующие противоречия между потребностью общества в использовании ИКТ, в том числе в начальной школе при изучении математики и отсутствием обоснованной системы использования информационных технологий в различных разделах формирования математических знаний у младших школьников обуславливают актуальность нашего исследования, целью которого является обоснование, через результативность, эффективности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе.

Литература:

1. Ахметов К. Взаимодействие человека и компьютера: тенденции, исследования, будущее // Форсайт -Т. 7. - № 2. - 2013. - С. 58-68.

2. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. Пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2006. - 152 с.

3. Макеева О.А., Макеева С.А. О важности математических знаний. Проблемы современной науки // Сборник научных статьей. - Ставрополь: Логос, 2011. - С. 3-11.

4. Распоряжение Правительства РФ № 2036-р от 01.11.2013 г. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». - С. 2.

5. Столяревская А.Л. Формирование информационной культуры студентов педагогических вузов при изучении курса информатики: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. пед. наук: 13.00.01 «Теория и история педагогики» / А.Л. Столяревская. - Харьков, 1998. - 18 с.

6. Уртенова А.У. Основы информационной культуры студента педагогического направления // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №56-10. - С. 220-227.

7. Уртенова А.У., Уртенов Н.С. Математическая культура: структура и содержание // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №2. - С. 51-56.

8. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2012. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.