Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ИКТ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ICT TOOLS / EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / COGNITIVE ACTIVITY / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INTEGRATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Статья посвящена изучению и обоснованию дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В работе указаны возможности и методические особенности применения средств информационно-коммуникационных технологий в системе начального образования. В статье выявлены также недостатки обращения к средствам ИКТ при обучении и воспитании младших школьников, указаны пути ограждения обучающихся от негативных воздействий анализируемых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the study and justification of the didactic potential of information and communication technologies in the educational process of primary schools. The paper shows the possibilities and methodological features of using information and communication technologies in the primary education system. The article also reveals the disadvantages of using ICT tools in teaching and educating younger students, and indicates ways to protect students from the negative effects of the analyzed tools.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению и обоснованию дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В работе указаны возможности и методические особенности применения средств информационно-коммуникационных технологий в системе начального образования. В статье выявлены также недостатки обращения к средствам ИКТ при обучении и воспитании младших школьников, указаны пути ограждения обучающихся от негативных воздействий анализируемых средств.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, средства ИКТ, учебно-воспитательный процесс начальной школы, младшие школьники, познавательная активность, информационная образовательная среда, информатизация образования, интеграция компьютерных технологий в образование.

Annotation. The article is devoted to the study and justification of the didactic potential of information and communication technologies in the educational process of primary schools. The paper shows the possibilities and methodological features of using information and communication technologies in the primary education system. The article also reveals the disadvantages of using ICT tools in teaching and educating younger students, and indicates ways to protect students from the negative effects of the analyzed tools.

Keywords: information and communication technologies, ICT tools, educational process of primary school, primary school children, cognitive activity, information educational environment, Informatization of education, integration of computer technologies in education.

Введение. Ввиду процессов глобализации и результатов научно-технического прогресса сегодня отмечаются тенденции информатизации и цифровизации жизнедеятельности человека.

Становление информационного общества характеризуется активным повсеместным внедрением информационных технологий и их средств.

В контексте информатизации всех сфер культурно-общественной, экономической и политической жизни отечественного социума одна из ведущих ролей принадлежит тенденции информатизации образования как процессу обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [6]. Информатизация образования направлена на повышение эффективности и интенсификации процесса образования за счет внедрения информационных технологий и инновационных методических разработок в систему обучения и воспитания обучающихся.

Эффективность модернизации содержания и форм реализации образовательной деятельности, по нашему мнению, зависит от уровня целесообразности применения соответствующих средств, методов и технологий обучения. Среди сравнительно инновационных средств информатизации образования необходимо указать средства информационно-коммуникационных технологий, использование которых в системе образования уже обосновало свою эффективность. Наряду с этим, дополнительного детального изучения, по нашему мнению, требуют методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий в системе образования. В данной статье в качестве объекта исследования выступает система начального образования.

Изложение основного материала статьи. В рамках данного исследования мы разделяем мнение Е.С. Тужиковой, которая подчеркивает, что «реализация идей современного образования требует разработки специальных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия» [6, с. 297]. Это актуализирует обращение в учебно-воспитательном процессе начального образования к средствам информационно-коммуникационных технологий.

Прежде чем приступить к изучению методических особенностей практической реализации ИКТ в системе начального образования, обратимся к актуализации теоретических знаний о сущности информационно-коммуникационных технологий.

Термин «информационно-коммуникационные технологии» вошел в научно-педагогический обиход еще в конце 80-х гг., однако до настоящего времени нет единого подхода относительно обоснования его сущности. Анализ теоретических источников позволяет говорить о том, что в современной педагогической науке анализируемый нами термин «информационно-коммуникационные технологии в образовании» понимается как:

- совокупность методов и технических средств использования информационных компьютерных сетей и средств связи для обеспечения эффективного процесса обучения;

- инструмент для создания информационной образовательной среды;

- устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации посредством компьютера;

- важнейшее средство в достижении эффективного результата в педагогической деятельности в рамках информатизации образования [2; 6; 7].

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс является важным фактором создания необходимой образовательной среды, отвечающей требованиям информатизации образования [6].

К преимуществам обращения к информационно-коммуникационным технологиям на основе анализа педагогических публикаций отнесем следующие:

- ускорение передачи знаний и накопленного технологического и социального опыта;

- повышение качества обучения и образования;

- повышение уровня развития познавательной мотивации обучающихся;

- обеспечение возможности личности успешнее и быстрее адаптироваться к происходящим социальным изменениям;

- интенсивное развитие учебного программного обеспечения, позволяющее успешно решать многие задачи современной образовательной системы;

- повышение уровня доступности образования;

- расширение и разнообразие форм представления учебного материала;

- реализацию форм дифференцированного и индивидуализированного обучения;

- обеспечение возможности внедрения новых технологий и методов обучения [2; 6].

Однако при обращении к информационно-коммуникационным технологиям в системе начального образования следует учитывать и возможные негативные последствия.

В современных условиях при массовом и ситуативном обращении к дистанционному образованию возрастает значимость средств ИКТ в образовании, в том числе в системе начального образования. Прежде всего, обращение к информационно-коммуникационным технологиям позволяет реализовывать направления дистанционного и индивидуального обучения. Однако при реализации такого обучения младших школьников могут возникать последствия, ввиду факторов негативного влияния средств ИКТ на психологическое и физиологическое состояние и здоровье обучающихся.

К психолого-педагогическим факторам отнесем тотальную индивидуализацию при дистанционном обучении посредством ИКТ. Индивидуализация свертывает дефицитное живое диалогическое общение участников образовательного процесса и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером» [7].

Кроме того, чрезмерное использование компьютера вызывает ухудшение зрения, работы опорно-двигательной системы и другие физиологические осложнения. В этой связи при использовании средств ИКТ в системе начального образования важнейшим условием является соблюдение СанПинов.

Ведущей задачей педагога начального образования, проводящего занятия с использованием информационно-коммуникационных технических средств обучения, является снять или свести к минимуму их негативное влияние на здоровье обучающихся.

Гигиенические нормы и правила внедрения в учебный процесс ИКТ содержат требования:

1) к помещениям, где находятся компьютеры;

2) к оборудованию мест для занятий;

3) к режиму занятий и отдыха при работе [5].

Особенно опасен тот момент, что интерес детей к работе с компьютерами настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков усталости, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. С целью предупреждения психосоматических расстройств, невротических реакций и распространения проявлений стресса в школьников педагог начального образования должен быть особенно внимательным к младшим школьникам, должен уметь выявлять признаки усталости, дифференцировать для обучающихся учебную нагрузку, а также время, проведенное за компьютером или экраном, своевременно и систематически привлекать обучающихся к различного вида гимнастикам [4].

Использование ИКТ в системе учебных дисциплин начальной школы может стать мощным фактором обогащения индивидуальной основы умственного, эстетического, нравственного развития школьника, так как информационные средства обучения с применением компьютера достаточно перспективны для повышения творческой активности младших школьников. В первую очередь данные средства направлены на повышение уровня визуализации учебного материала. Современные уроки могут быть наполнены не только наглядным материалом, но и сопровождаться аудио-, видео- и иным цифровым контентом, что повышает уровень заинтересованности детей, степень запоминаемости учебной информации и пр.

При обращении к средствам ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы педагогу необходимо учитывать возрастные познавательные особенности обучающихся. Так, согласно учету возрастной специфики познавательной деятельности младших школьников, при обращении к средствам ИКТ целесообразно использовать также игровые педагогические технологии, ведь игра имеет большое значение не только для развития воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Именно поэтому большинство прикладных компьютерных программ учебного характера, предназначенных для применения в начальной школе, используют игровой подход к учебной деятельности, повышающий интерес младших школьников и снимающий лишнее психологическое напряжение.

Как известно, запоминание материала происходит лучше тогда, когда он интересен, а игровые обучающие программы позволяют сделать учебный процесс более интересным и увлекательным для детей младшего школьного возраста. Применение информационных технологий игровой направленности способствуют повышению уровня познавательной активности и ее интенсивности, ведь компьютер является мощным источником ее развития, в также других интеллектуальных чувств младших школьников -любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, волевых качеств и др. [1, с. 94].

Однако при обращении к игровым информационным технологиям в системе начального образования следует руководствоваться, прежде всего, дидактическими целями, не превращая урок в развлекательное или досуговое мероприятие, а также учитывать риск развития игровой и компьютерной зависимости детей.

На основе применения средств ИКТ можно организовать разные типы уроков: комбинированный, контроля и коррекции знаний и умений, совершенствования знаний и умений. Для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов в учебно-воспитательном процессе начальной школы целесообразно реализовывать уроки с использованием средств ИКТ в комплексе с традиционными уроками, чтобы младшие школьники глубже поняли материал, прочувствовали тему урока, творчески проявили себя [3].

Наиболее эффективным и дидактически оправданным является обращение к средствам ИКТ в системе начального образования при организации проектной деятельности и привлечения младших школьников к

участию в ней. «При выполнении проектов различной сложности с применением средств ИКТ учащиеся выполняют задания, которые являются осмысленными, интересными и важными лично для него, и при этом, они осваивают модели учебной деятельности и приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, а также получают представления о широком спектре технических решений -оборудования и информационных ресурсов» [3, с. 49].

Выводы. Таким образом, в контексте становления информационного общества и развития цифровой культуры населения информационно-коммуникативные технологии активно входят во все сферы жизнедеятельности человека. Ввиду чего повышается целесообразность применения их с дидактической целью в системе начального образования.

Обращение к средствам информационно-коммуникативных технологий в системе начального образования направлено на повышение уровня визуализации и восприятия детьми учебного материала, развития и формирования у них метапредметных качеств, способностей, умений. Применение средств ИКТ расширяет возможности индивидуального, дифференцированного и дистанционного обучения, открывает значительные перспективы для реализации младшими школьниками исследовательской и проектной деятельности.

При обращении к информационно-коммуникативным технологиям в системе начального образования следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности обучающихся, а также помнить, что средства ИКТ обладают не только дидактическими преимуществами, но и рядом недостатков, что может отразиться на психическом и физическом здоровье младших школьников. В этой связи требуется неукоснительное соблюдение СанПинов, а также умеренное и дидактически целесообразное применение средств ИКТ с целью снижения действия их негативных факторов на обучающихся.

Литература:

1. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. - 1991. - №3. - С. 91-94.

2. Бородина В.А. Психология чтения в психолого-педагогическом и библиотечно-информационном образовании // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: «Аверс Пресс», 2003. С. 145-148.

3. Долян Е.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 1. - С. 46-51.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.

5. Степанова М. Правила безопасного общения с компьютером // Дошкольная педагогика. - 2010. -№3. - С. 4-8.

6. Тужикова Е.С. Информационно-коммуникативные технологии в современном образовании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 2. - С. 296-299.

7. Фаргиева З.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении / З.С. Фаргиева, М.М. Цурова, М.И. Мурзабекова, Р.А. Шаухалова // Проблемы педагогики. - 2016 - № 5(16). - С. 47-51.

Педагогика

УДК 316.772

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); доцент Непарко Марина Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ ЮНЕСКО В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ

МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ДИАЛОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается межкультурное взаимодействие, которое стало естественным в современной жизни, даже в самых традиционных обществах. Межкультурная компетентность стала важным ресурсом, помогающим людям преодолевать культурные границы при личном общении и в бизнесе. Межкультурная компетенция позволяет ориентироваться в сложных условиях, эффективно и адекватно взаимодействовать с людьми других культур. В статье также рассматривается многолетний опыт ЮНЕСКО, организации, которая ведет работу по обогащению содержания межкультурных компетенций принципами и ценностями прав человека. Ожидается, что результатом этой деятельности станет разработка свода руководящих принципов, направленных на использование межкультурных компетенций в обществе и политике. Специфическая задача ЮНЕСКО, как специализированной организации заключается в поощрении межкультурной коммуникации и солидарности в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией, насилием. Это означает, что ЮНЕСКО ценит и расширяет человеческий потенциал и возможности для совместной мирной, свободной и равной жизни через межкультурные компетенции: образование, культуру, науку, коммуникацию и информацию, которые являются преобразующими инструментами для человеческого достоинства, взаимного доверия и совместной ответственности.

Ключевые слова: межкультурные компетенции, образование, культура, коммуникации, межкультурное взаимодействия.

Annotation. The article examines the cross-cultural interaction that has become natural in modern life, even in the most traditional societies. Cross-cultural competence has become an important resource that helps people cross cultural boundaries in personal communication and in business. Cross-cultural competence allows you to navigate difficult conditions, effectively and adequately interact with people of other cultures. The article also examines the long-term experience of UNESCO, an organization that works to enrich the content of cross-cultural competencies with the principles and values of human rights. This activity is expected to result in the development of a set of guidelines for the use of cross-cultural competencies in society and politics. The specific task of UNESCO as a specialized organization is to promote intercultural communication and solidarity in the fight against intolerance,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.