Научная статья на тему 'Особенности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения музыке учащихся с задержкой психического развития'

Особенности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения музыке учащихся с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION / MULTIMEDIA SYSTEMS / WEB PROJECT / MUSIC PROJECT / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧАЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ВЕБ-ПРОЕКТ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

Рассматривается проблема использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения музыке учащихся с задержкой психического развития. Раскрываются особенности и перспективы, а также образовательная ценность информационно-компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе. Демонстрируется ряд преимуществ информационно-компьютерных технологий перед традиционными педагогическими технологиями для решения конкретных задач музыкального воспитания учащихся с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY IN THE MUSIC LEARNING PROCESS OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

The problem of use of information and computer technologies in the process of teaching music to students with mental retardation. Describes the characteristics and prospects, as well as the educational value of information and computer technology in special (correctional) school. Demonstrates several advantages of information and computer technologies over traditional pedagogical technologies to solve specific problems of the musical education of students with mental retardation in special (correctional) school. The most universal means of education in modern school is a multimedia system: computer, screen, audio, sound recorder, system input and output graphical information. The use of this system contributes to the creation of motivation for active activity of students at music lessons.

Текст научной работы на тему «Особенности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения музыке учащихся с задержкой психического развития»

Н. С. Сухонина. Особенности использования информационно-компьютерных технологий...

ИНФОРМАЦИОННО-КОМММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 376.7:004.9 (04)

Н. С. Сухонина

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рассматривается проблема использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения музыке учащихся с задержкой психического развития. Раскрываются особенности и перспективы, а также образовательная ценность информационно-компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе. Демонстрируется ряд преимуществ информационно-компьютерных технологий перед традиционными педагогическими технологиями для решения конкретных задач музыкального воспитания учащихся с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, учащиеся с задержкой психического развития, мультимедийные комплексы, веб-проект, музыкальный проект.

В современной системе специального образования большое значение уделяется проблеме внедрения информационно-компьютерных технологий (ИКТ). По мнению ряда авторов, основной целью применения ИКТ является разработка новых «обходных путей» обучения, которые возможны на базе данных технологий. Наряду с использованием общедидактических и специальных принципов коррекционной педагогики, специальная школа ставит основной целью обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) их последующую адаптацию в обществе. Так, на уроках музыки среди психических проявлений данной категории детей младшего школьного возраста следует отметить недостаточную дифференциацию и пониженную активность восприятия, трудности самоконтроля, слабость вокально-слуховой координации, вялость дикции, сложности в осмыслении содержания музыкального материала, сложности в запоминании и сохранении вокального произведения в памяти. Поэтому в современной музыкальной практике специальных школ особенно актуальным становится использование компьютерной формы педагогических технологий, которое способствует выявлению и преодолению данного дисбаланса между развитием и обучением ребенка с ЗПР.

Под ИКТ понимаются методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и ис-

пользования информации в процессе обучения с использованием вычислительной техники.

Основными направлениями исследований по применению ИКТ для детей с ЗПР является поддержка развивающего обучения, коррекция недостатков развития (Л. П. Гаврикова, М. А. Данькина, О. И. Кукушкина, А. С. Куницына, Э. В. Самарина и др.). По сравнению с другими средствами обучения использование ИКТ дает возможность индивидуализации коррекционного обучения, обеспечивает каждому учащемуся адекватных его личности темпа и способов усвоения знаний, предоставляет возможности собственной продуктивной деятельности, предполагает пошаговую систему помощи, что весьма важно при обучении детей с ЗПР [1].

Использование ИКТ на уроках музыки стимулирует учение, раскрывает возможности по развитию восприятия и мышления. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к учащемуся с ЗПР связаны с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. Также воздействие музыки с использованием ИКТ на ребенка с ЗПР предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего «Я». ИКТ в процессе обучения в коррекционной школе должны выступать не изоли-

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)

рованно, а наряду с другим ментальным и физическим инструментарием.

Основная образовательная ценность ИКТ заключается в создании яркой мультимедийной интерактивной среды обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с ЗПР состоят в том, что с его помощью становится возможным мотивация детей к трудным для них видам учебной деятельности, расширение возможности качественной индивидуализации специального обучения [2].

При изучении музыки в коррекционной школе главное внимание уделяется, как правило, исполнению, а не сочинению музыкальных произведений. В то же время с помощью ИКТ учащиеся, еще не будучи знакомы с музыкальной нотацией, могут за один-два года научиться сочинять простые мелодии с помощью компьютера и рабочих сред, включающих в себя средства структурирования и формирования звукового «материала». Такие среды-микромиры позволяют осуществлять выбор музыкальных нот в объеме семи октав и пользоваться командами, устанавливающими параметры высоты тона, громкости, продолжительности звучания и пауз, а также - музыкальных инструментов и их ансамблей.

Работа ребенка с компьютером подразделяется на три четко очерченные стадии: музыкальные каракули, музыкальные наброски и музыкальный проект.

На первой стадии учащиеся создают самые разнообразные звуки. Основной целью данной стадии является сочинение коротких мелодий без соблюдения формальной структуры. Учащиеся заставляют звучать компьютер подольше, а не вслушиваются в качество мелодии. В конце первой стадии учащиеся начинают оттачивать свое звуковое восприятие, уделяя больше внимания тону.

На второй стадии учащиеся случайным образом обнаруживают короткие звуковые сочетания и начинают осваивать параметры музыкального звука (высоту тона и длительность). Таким образом, происходит исследование музыкального микромира, во время которого уделяется больше внимания качественным особенностям каждого звука. На данной стадии основным параметром звучания для них является длительность.

Третья стадия свидетельствует о полном освоении музыкального микромира. На этом этапе учащиеся определяют для себя правильное соответствие между командами, управляющими качественными характеристиками звука, нужной им высотой тона и длительностью. Они обретают

способность мысленно представлять себе нужное звучание и воспроизводить его с помощью компьютера, создавая более сложные сочетания звуков, приводящие к более сложным мелодическим рисункам.

Итак, имеет место очевидная тенденция к совершенствованию музыкальных фраз, достижению большей выразительности. Структура создаваемых при этом компьютерных программ отображает развитие музыкального мышления и способность каждого ребенка по-своему интерпретировать определенные понятия [3].

За последние годы техническая оснащенность специальных (коррекционных) школ изменилась в лучшую сторону. В арсенале педагогов-дефектоло-гов появились мультимедийные комплексы, в которые входят компьютер на каждого учащегося, принтер, проектор, интерактивная доска. Наиболее универсальным средством обучения в современной школе является мультимедийная система: компьютер, экран, аудио, звукозапись, система ввода и вывода графической информации. Использование данной системы способствует созданию мотивации к активной деятельности учащихся на уроках музыки [4].

Мультимедийный комплекс «SMART Board» позволяет выполнять учебные задания на разных этапах урока музыки. В ходе применения данной технологии в задачи педагога входит проверка правильности выполнения работ на персональном компьютере через индивидуальное «ОКНО» ученика. Школьники самостоятельно учатся создавать собственный медиапродукт, который предполагает наличие авторского художественного оформления, музыкального фона [5].

Технология построения web-проектов имеет также ряд особенностей. Так, в рамках изучения темы «Музыкальные инструменты» учащиеся знакомятся с рядом музыкальных инструментов: учатся их распознавать и называть, получают знания о симфоническом оркестре. Данная информация размещается на одной из страниц проекта. С помощью гиперссылки «Презентация учащегося» можно зафиксировать совместную работу учителя и учащегося. Все презентации составляются с помощью программы Power Point, которая позволяет учащимся узнать, что такое симфонический оркестр, какие музыкальные инструменты входят в его состав, кто такой дирижер. С помощью мультимедийных возможностей в презентации могут быть также созданы анимационные картинки, которые позволяют видеть в действии дирижера и участников симфонического оркестра.

Проект «Музыкальные инструменты», разработанный в программе Microsoft Pablisher, предоставляет возможность знакомиться с такими музы-

Н. С. Сухонина. Особенности использования информационно-компьютерных технологий.

кальными инструментами, как скрипка, виолончель, гитара, барабан, арфа и др. Яркие иллюстрации и художественное слово позволяют школьнику легко и быстро запомнить вид музыкального инструмента и способы действия с ним.

Таким образом, одно и то же задание учащиеся могут выполнять в тетради, на доске, на компьютере.

Для создания основы взаимопонимания для всех без исключения участников учебного процесса необходимо введение в активный словарный запас учащихся определенных технических и информационных терминов. К основным информационным объектам относят такие понятия, как «цифровые данные», «текст», «звук», «графика», «движущиеся изображения» и др.

Перспектива использования ИКТ в области музыкального развития ребенка с ЗПР состоит в разработке специальных средств обучения, позволяющих педагогу-дефектологу:

- превратить явления внутренней жизни ребенка в видимые объекты познания за счет моделирования этих объектов в доступных учащимся знаковых формах;

- обеспечить занимательную для ребенка форму и необходимую степень свободы продуктивной индивидуальной деятельности;

- сделать результаты продуктивной индивидуальной деятельности доступными для обсуждения и анализа со стороны всех участников учебного процесса, предоставить ребенку возможность свободно корректировать их на основе обсуждения.

Список литературы

1. Хрестоматия к курсу «Информационные технологии в специальном образовании» / автор-сост. О. И. Кукушкина. М.: Полиграф сервис, 2003.

2. Булин-Соколова Е. И. Информационно-коммуникационные технологии в обучении младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. М.: 2003, 228 с.

3. Специализированные компьютерные инструменты обучения детей и методики их применения: учебно-метод. пособие / под ред. О. И. Кукушкиной. М.: Полиграф-Сервис, 2011.

4. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: дис. ... д-ра пед. наук. М.: 2005. 364 с.

5. Данькина М. А., Куницына А. С., Самарина Э. В. Медиатехнологии и современная коррекционная школа // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: к 100-летию РГУ им. С. А. Есенина: материалы 6-й науч.-практ. конф., 9-11 октября 2014 года. Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2014. С. 107-110.

Сухонина Н. С., кандидат педагогических наук, доцент. Крымский инженерно-педагогический университет.

Пер. Учебный, 8, Симферополь, Россия, 295015. E-mail: talmia@mail.ru

Материал поступил в редакцию 28.10.2015.

N. S. Sukhonina

FEATURES OF USE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY IN THE MUSIC LEARNING PROCESS

OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

The problem of use of information and computer technologies in the process of teaching music to students with mental retardation. Describes the characteristics and prospects, as well as the educational value of information and computer technology in special (correctional) school. Demonstrates several advantages of information and computer technologies over traditional pedagogical technologies to solve specific problems of the musical education of students with mental retardation in special (correctional) school. The most universal means of education in modern school is a multimedia system: computer, screen, audio, sound recorder, system input and output graphical information. The use of this system contributes to the creation of motivation for active activity of students at music lessons.

Key words: information and computer technologies, students with mental retardation, multimedia systems, Web project, music project.

References

1. Khrestomatiya k kursu "Informatsionnye tekhnologii v spetsial'nom obrazovanii" [Information technology in special education]. Author-complier: O. I. Kukushkina. Moscow, Poligraf servis Publ., 2003 (in Russian).

2. Bulin-Sokolova E. I. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obuchenii mladshikh shkol'nikov. Dis. kand. ped. nauk [Information and communication technologies in the primary classroom. Thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 2003. 228 p. (in Russian).

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)

3. Spetsializirovannye komp'yuternye instrumenty obucheniya detey i metodiki ikh primeneniya: ucheb.-metod. posobiye [Specialized computer tools for teaching children and methods of their use: teaching aid]. Ed. O. I. Kukushkina. Moscow, Poligraf Servis Publ., 2011 (in Russian).

4. Kukushkina O. I. Ispol'zovaniye informatsionnykh tekhnologiy vrazlichnykh oblastyakh spetsial'nogo obrazovanija. Dis. dok. ped. nauk [The use of information technologies in various areas of special education. Thesis doct. ped. sci.]. Moscow, 2005, 364 p. (in Russian).

5. Dan'kina M. A., Kunitsyna A. S., Samarina Ye. V. Mediatekhnologii i sovremennaya korrektsionnaya shkola [Media technologies and contemporary correctional school]. Pedagogika ipsikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva: problemy geterogennykh grupp iinklyuzivnogo obrazovaniya: k 100-letiyu RGU im. S. A. Esenina: materialy 6-y nauchno-prakticheskoy konferentsii, 9-11 oktyabrya 2014 goda, Ryazan': RGU im. S. A. Esenina [Pedagogy and Psychology as a resource for the development of modern society: the problem of heterogeneous groups, and inclusive education: tor the 100th anniversary Ryazan State University named after S. Yesenin: Proceedings of the 6th scientific-practical Conf., 9-11 October 2014]. 2014, pp. 107-110 (in Russian).

Sukhonina N. S.

Crimean Engineering and Pedagogical University.

Per. Uchebnyy, 8, Simferopol, Russia, 295015. E-mail: talmia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.