Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические подходы / дидактические приемы / иноязычная подготовка / менеджеры / вуз / профессиональный / pedagogical approaches / didactic methods / foreign language training / managers / university / professional

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О С. Епишева

Настоящая статья посвящена актуальному вопросу современной методики профессионального образования – использованию на практике элементов компетентностного подхода в ходе иноязычной подготовки будущих менеджеров. Описаны примеры использования практико-ориентированных инструментов, которые могут применяться преподавателями на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Данные дидактические приемы способствуют более качественной подготовке управленцев, а также играют роль фасилитаторов в их будущей профессиональной деятельности в реальном секторе экономики. Предложены педагогические условия по достижению запланированных результатов в рамках иноязычной подготовки менеджеров. Делается вывод о целесообразности использования интеграции компетентностно-ориентированных и коммуникативных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MANAGERS IN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES WITH UTILIZING PRACTICE-ORIENTED TOOLS

The article is dedicated to a topical issue of modern professional education methodology that is a practical use of competence-based approach elements in the course of foreign language training with managers-to-be. Examples of using practice-oriented tools that could be used in the framework of major “Foreign language in professional sphere” are described. The given didactic methods contribute to higher qualitative training of managers as well as facilitate their future professional activity in a real sector of economy. The teaching conditions for achieving the planned results in foreign language training of managers are proposed. The author makes the conclusion about expediency of using the integration of competence-oriented and communicative teaching methods. The article concludes that at present it is no longer enough to train a specialist who speaks a foreign language at a level sufficient to solve production problems. This must be a generalist manager who is able to shape the strategic development of his company, taking into account rapidly changing circumstances, which means that he himself must be ready to constantly learn and retrain, while expanding his knowledge in the field of the language of the specialty.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

5. Усмонов Н.Я. Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения. Экономика и социум. 2021; № 4-2 (83): 532-535.

6. Кабардиева ФА, Хачароева A.X., Булуева Ш.И. Социально-педагогические условия стимулирования мотивации школьников к обучению. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 315-318.

У. Васильева Е.В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020; Т. 14, № 3: 94-99.

8. Уришов Ш.М. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. International scientific review. 2021; № LXXXIII: 48-50.

9. Райсвих ЮА, Бароненко E.A., Скоробренко ИА Интерактивные формы контроля как фактор повышения результативности образовательного процесса в высшей школе. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022; № 1 (16У): 163-1УУ.

10. Aлдошенко Е.В., Aббacов П.Р, Aверьяновa Д.В. Ресурсы образовательной среды как инструмент выработки управленческих решений повышения качества образовательной деятельности. Управление в современных системах. 2023; № 1: 51-68.

11. Aбдyрaxмaновa П.Д., Aртеменковa Л.Ф., Acaдyлaевa Ф.Р и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография. Москва, 2016.

12. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Aвтореферaт диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 200У.

References

1. Nemov R.S., Kanischeva A.S. Formirovanie motivacii dostizheniya uspehov v uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021; T. 2У, № 1: 9У-10У.

2. Mergenbaeva S.R., Zikirova Sh.K., Hamidova Sh.B. Puti formirovaniya uchebnoj motivacii na urokah russkogo yazyka. interaktivnaya nauka. 2022; № 3 (68): 4У-49.

3. Kibysh A.I. Motivaciya k ucheniyu u studentov sel'skohozyajstvennyh vuzov. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 2: 2У-33.

4. Falaleev V.V. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak sredstvo motivacii studentov-medikov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj. Kazanskij pedagogicheskij zhurnai. 2020; № 1 (138): 141-145.

5. Usmonov N.Ya. Rol' polozhitel'nogo urovnya motivacii i poznavatel'nyh interesov studentov v motivacii ih ucheniya. 'Ekonomika i socium. 2021; № 4-2 (83): 532-535.

6. Kabardieva F.A., Hacharoeva A.H., Bulueva Sh.I. Social'no-pedagogicheskie usloviya stimulirovaniya motivacii shkol'nikov k obucheniyu. Mir nauki, kuitury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 315-318.

У. Vasil'eva E.V. Poznanie cherez obraz: k voprosu o znachimosti vizualizacii uchebnoj informacii. Nauka o cheioveke: gumanitarnye issiedovaniya. 2020; T. 14, № 3: 94-99.

8. Urishov Sh.M. Metody stimulirovaniya uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. International scientific review. 2021; № LXXXIII: 48-50.

9. Rajsvih Yu.A., Baronenko E.A., Skorobrenko I.A. Interaktivnye formy kontrolya kak faktor povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole. Vestnik Yuzhno-Urai'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 1 (167): 163-1УУ.

10. Aldoshenko E.V., Abbasov P.R., Aver'yanova D.V. Resursy obrazovatel'noj sredy kak instrument vyrabotki upravlencheskih reshenij povysheniya kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti. Upravienie v sovremennyh sistemah. 2023; № 1: 51-68.

11. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R. i dr. Aktuai'nye probiemy psihoiogo-pedagogicheskih nauk kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

12. Zhdanova S.N. Sociai'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopoinitei'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 372.881.111.1

Episheva O.S., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: OSEpisheva@fa.ru

TRAINING MANAGERS IN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES WITH UTILIZING PRACTICE-ORIENTED TOOLS. The article is dedicated to a topical issue of modern professional education methodology that is a practical use of competence-based approach elements in the course of foreign language training with managers-to-be. Examples of using practice-oriented tools that could be used in the framework of major "Foreign language in professional sphere" are described. The given didactic methods contribute to higher qualitative training of managers as well as facilitate their future professional activity in a real sector of economy. The teaching conditions for achieving the planned results in foreign language training of managers are proposed. The author makes the conclusion about expediency of using the integration of competence-oriented and communicative teaching methods. The article concludes that at present it is no longer enough to train a specialist who speaks a foreign language at a level sufficient to solve production problems. This must be a generalist manager who is able to shape the strategic development of his company, taking into account rapidly changing circumstances, which means that he himself must be ready to constantly learn and retrain, while expanding his knowledge in the field of the language of the specialty.

Key words: pedagogical approaches, didactic methods, foreign language training, managers, university, professional

О.С. Епишева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: OSEpisheva@fa.ru

ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Настоящая статья посвящена актуальному вопросу современной методики профессионального образования - использованию на практике элементов компетентностного подхода в ходе иноязычной подготовки будущих менеджеров. Описаны примеры использования практико-ориентированных инструментов, которые могут применяться преподавателями на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Данные дидактические приемы способствуют более качественной подготовке управленцев, а также играют роль фасилитаторов в их будущей профессиональной деятельности в реальном секторе экономики. Предложены педагогические условия по достижению запланированных результатов в рамках иноязычной подготовки менеджеров. Делается вывод о целесообразности использования интеграции компетентностно-ориентированных и коммуникативных средств обучения.

Ключевые слова: педагогические подходы, дидактические приемы, иноязычная подготовка, менеджеры, вуз, профессиональный

Современная высшая школа вновь переживает непростые времена: с одной стороны, мир становится все более ориентирован на развитие цифровых экосистем и активное использование искусственного интеллекта, что приводит к более высоким требованиям работодателей по отношению к своим сотрудникам, особенно потенциальным. С другой стороны, вузы очень инертны и с трудом переходят на проактивные образовательные рельсы, которые могли мы готовить инновационных менеджеров будущего. В этой связи обучение управленцев нового поколения, которые умеют черпать знания из разных источников, в том числе англоязычных, становится задачей № 1, поскольку от того, насколько эффективно они смогут управлять наукой, технологиями, инновациями, будет зависеть экономическая парадигма России на мировом рынке. В этой связи компетент-ностный подход к обучению бакалавров-менеджеров языку специальности будет по-прежнему оставаться востребованным [1; 2], ведь он позволяет реагировать на факторы и тенденции сегодняшнего дня, сопряженные с появлением совершенно нового типа экоомики, с интенсивным развитием технологий в сфере 1Т, нейронных сетей и т. д., с формированием интеллектуального потенциала менед-

жеров в масштабах страны, с появлением новых профессий и ростом разнообразия в профессиональной сфере, с вопросами глобализации.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в волатильности российского рынка труда, который в большей степени, чем когда-либо ранее, ожидает от выпускников управленческих специальностей возможности не просто влиться в бизнес-процессы реального сектора экономики, но и быстро интегрироваться, принося с собой возможности и тренды развитых стран с их технологиями будущего. Цель данной статьи - рассмотреть возможность использования практико-ориентированных инструментов, которые способствовали бы более качественной подготовке будущих управленцев и позволяли сделать это в более короткие сроки. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, можно отразить в следующем:

- проанализировать существующие стандарты и требования ФГОС по направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавриат, очная форма обучения);

- рассмотреть возможность алгоритма использования учебного инструмента STOP, который применяется при обучении менеджеров языку специальности;

- предложить педагогические условия для реализации более эффективного использования практико-ориентированных инструментов в ходе подготовки будущих менеджеров для экономики России.

Научная новизна исследования заключается в предложении продуктивных дидактических приемов, которые могут применяться на занятиях по иностранному языку для профессиональных целей со студентами по направлению подготовки «Менеджмент» как один из инструментов формирования мотивации к изучению иностранного языка вообще и освоению учебной дисциплины в частности.

Теоретическая значимость отражена в формулировке критериев дидактического приема «думай, как генеральный директор» и возможностях применения данного критерии в условиях подготовки будущих менеджеров, владеющих иностранным языком.

Практическая значимость заключается в предложенной диагностической методике, которая предусматривает практико-ориентированное обучение специалистов. Кроме того, предложен ряд рекомендаций, приемлемых в ходе формирования учебных планов, рабочих программ дисциплин, поурочного планирования семинарских занятий по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере».

Методы исследования, которые были использованы в ходе подготовки данного материала, включили в себя как теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, выявление противоречий, постановка проблемы), так и эмпирические (наблюдение за ходом подготовки менеджеров в бакалавриате, устный опрос студентов и преподавателей, прогнозирование).

Если мы обратимся к ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент [3], то две компетенции в области владения иностранным языком в профессиональной сфере будут основополагающими: 1) способность применять знания иностранного языка на уровне, достаточном для межличностного общения, учебной и профессиональной деятельности (УК-2); 2) владение основными научными понятиями и категориями экономики и управленческой науки и способность к их применению при решении профессиональных задач (ПКН-1). Индикаторы достижения этих компетенций ставят перед педагогами более узконаправленные задачи, а именно - подготовить специалиста в области управления, который:

- готов с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации общаться на иностранном языке в рамках своей профессиональной деятельности;

- умеет реализовать на иностранном языке коммуникативные намерения устно и письменно, используя современные информационно-коммуникационные технологии;

- использует приемы публичной речи и делового и профессионального дискурса на иностранном языке;

- демонстрирует владение основами академической коммуникации и речевого этикета изучаемого иностранного языка;

- грамотно и эффективно пользуется иноязычными источниками информации;

- умеет вести деловую переписку на иностранном языке;

- владеет терминологией и знает о современных тенденциях как в области менеджмента, так и в сфере российской управленческой мысли;

- способен адаптировать и обобщать результаты современных научных исследований для осуществления научно-исследовательской работы.

С реализацией поставленных целей и задач вполне может справиться компетентностный подход в рамках иноязычной подготовки, который позволяет точно связывать обучение с теми компетенциями, которые потребуют первостепенного развития. В случае с подготовкой менеджеров это сугубо профессиональные компетенции обучаемых. Однако не стоит забывать и о коммуникативной компетентности студентов, особенно при изучении грамматики и лексики в профессиональном английском языке, под которой понимается такой уровень владения совокупностью коммуникативных компетенций, который позволяет:

- слушать и слышать собеседника;

- грамотно аргументировать свои позиции «за» и «против»;

- эффективно получать и использовать обратную связь;

- владеть невербальными средствами общения;

- демонстрировать навыки самопрезентации;

- работать над развитием эмпатии;

- уметь рефлексировать;

- организовывать групповую работу и уметь управлять групповой динамикой;

- использовать возможности эмоционального интеллекта и др.

Традиционные методы при обучении студентов управленческих специальностей иностранному языку включают в себя как работу с текстовым материалом, так и деловые/ролевые игры, групповые дискуссии и проведение круглых столов. Самое важное в организации таких заданий - смоделировать ситуации, схожие по основным характеристикам с реальной обстановкой (например, организация деловой игры «Встреча совета директоров», «Деловые переговоры», «Собеседование при приеме на работу», «Проведения делового совещания», «Спасти компанию», «Отбиваем рейдерский захват», «SWOT-анализ в действии», «Пирамида Маслоу: прошлое или актуальное?», «Управленческий vs финансовый учет», «Кассовый разрыв: кто виноват и что делать?» и т. д.). Подобные задания считаются многозадачными, так как они помогают обучаемым развивать коммуникативные компетенции: возможность понимать других членов процесса коммуникации, порождать собственные программы речевого поведения, демонстрировать адекватность целям, сферам, ситуациям речевого общения. Во время эмпирических исследований (бесед с преподавателями департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета, которые преподают иностранный язык на старших курсах бакалавриата) выяснилось, что чем интереснее и проблемнее тема деловой игры или обсуждаемой ситуации, тем больше студентов группы были вовлечены в подготовку и активное участие. В этой связи технология «перевернутого класса» (flipped classroom) очень помогает мотивировать самоподготовку обучаемых с последующей презентацией результатов поиска. Преподавателю остается только моделировать процесс обмена информацией, которую студенты смогли самостоятельно найти и поделиться с аудиторией. Регулярные коллоквиумы (желательно после каждой темы) также воспринимаются будущими менеджерами как сложный вызов (challenge) и находят отклик, заставляя готовиться к устному опросу и самостоятельно устранять белые пятна в своей профессиональной подготовке.

Целесообразным методом современного обучения менеджеров можно считать видеоанализ [4]. Преподаватели Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета, которые используют данный метод на своих практических занятиях, отметают, что он приобретает максимальную эффективность в случае, когда обучающийся проводит самоана-

Таблица 1

Шаг Описание Вариант использования на практике

S = Step back = сделай шаг назад в процессе активной деятельности и сверхзагруженности найти возможность остановиться, оглянуться и посмотреть на свою ситуацию со стороны во время проведения мозгового штурма по поиску приемлемого решения проблемной ситуации преподаватель подает сигнал, и участники группы замирают, встают с мест, осознают, на какой стадии обсуждения они находятся, фиксируют свое состояние и эмоции, описывают их на бумаге. Рекомендуется делать 2-3 таких паузы в процессе обсуждения, искусственно заставляя посмотреть на ситуацию со стороны

T = Think = подумай умение стратегически мыслить дает возможность найти наилучшее решение в ситуации кризиса, нестабильности, угроз во время работы с профессиональными кейсами студентам предлагается задать себе следующие вопросы (сформулированы Т. Голви): - Куда я хочу попасть? - Чего я добиваюсь своими действиями? - Что мне на самом деле нужно? - Что мне нужно изменить в своих действиях, чтобы попасть туда, куда я хочу? - Как я могу сделать это проще? - Какие у меня уже есть ресурсы для того, чтобы получить то, что я хочу? - Чего мне не хватает? - Кто мне может помочь?

O = Organize your thinking = организуй свои мысли умение анализировать свои мысли, избавляться от лишних и бесполезных, расставлять приоритеты, составлять план действий с описанием их последовательности предложить группе провести видеоанализ деловой игры, диспута, кейса и т. д., делая остановки через каждые 30 секунд видеоряда. Студенты должны из всего записанного видеоматериала сформулировать в 5 предложениях только самые ценные мысли участников, расставить их в порядке от более значимых к менее значимым и составить план по реализации тех рекомендаций, которые они увидели/услышали/отобрали

P = Proceed, get back to action = продолжай действовать на основе предыдущих шагов приступать к плану реализации задуманного предложить студентам написать отчет или инструкцию для руководства компании по реализации плана, который был подготовлен на 3 этапе STOP

Использование учебного инструмента STOP при обучении менеджеров языку специальности

лиз своего поведения в упражнении, ролевой игре, дебатах, мозговых штурмах, снятых на видео. В данном случае развитие получают не только профессиональные компетенции, которые отрабатывались в анализируемом нами видеоупражнении, но и навыки эффективной обратной связи, рефлексии и эмоционального интеллекта. Видеоанализ, как показывает практика, можно считать самым подходящим методом для развития навыков самопрезентации у будущих менеджеров. В настоящее время видеозапись не требует использования сложных технических средств. Многие современные смартфоны имеют встроенную камеру с высоким уровнем разрешения, качество записи у них вполне удовлетворительное и может быть использовано в ходе группового анализа и самоанализа студентов.

Можно сделать вывод, что вышеперечисленные методики являются эффективными для выработки профессиональных качеств и способности применения тех или иных средств коммуникации на иностранном языке в условиях межнационального общения. Однако стоит обратиться к более практико-ориен-тированным заданиям, которые помогут выпускникам быстрее адаптироваться в профессиональной среде и показать их готовность к выполнению нетрадиционных задач в реальном секторе экономики. Одним из них является апробированный дидактический прием под названием «думай, как генеральный директор», который был предложен Тимоти Голви [5]. Второе название данной технологии -STOP, где S - Step back (Отступи), T - Think (подумай), O - Organize your thoughts (организуй свои мысли), P - Proceed (действуй, осуществляй). Ценность данного инструмента при подготовке менеджеров - отключиться от туннельного видения и инерции исполнения. Если студенты научатся использовать STOP на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» (табл. 1), то они начинают учиться более осознанно, понимают, что на рабочем месте им придется нести полную ответственность за любые решения и поступки.

Определив цели и задачи в ходе освоения языка специальности будущими эффективными менеджерами, описав проблемы на этом пути, можно задать вопрос о том, какие педагогические условия нужно выполнить, чтобы наиболее грамотно достичь запланированных результатов. Во-первых, в процессе обучения а рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» стоит использовать компетентностный подход и поддерживать его элементами

Библиографический список

коммуникативного подхода. Во-вторых, нужно привлекать педагогические кадры с развитыми метанавыками в области педагогики и методики профессионального образования, владеющие иностранным языком на высоком уровне, знаниями особенностей управления предприятием (в идеале - иметь второе высшее образование в сфере менеджмента), готовые использовать инновационные технологии при обучении студентов. В-третьих, на занятиях по иностранному языку для профессиональных целей нужно стремиться использовать пропорцию Парето: 20% учебного времени отводить традиционным формам обучения и 80% - на использование современных дидактических приемов (например, видеоанализ речевой деятельности обучаемых, STOP-прием, е-1еатюд, развитие критического мышления и т. д.). В-четвертых, перевести подготовку будущих менеджеров на рельсы включенного обучения: начиная с 3 курса, студенты должны совмещать учебу с практикой, как это принято во многих ведущих вузах Европы и Америки (3 дня учебы и 3 дня полноценной трудовой деятельности в реальном секторе экономики). Это даст возможность российскому рынку труда привлечь дополнительную рабочую силу, а студентам - получать практические навыки из первых рук, прямо на рабочем месте, совмещая их с теорией, которую они продолжают изучать в вузе.

Делая вывод о необходимости использования практико-ориентирован-ных инструментов в ходе обучения будущих менеджеров языку специальности, стоит отметить, что методическое назначение различных педагогических приемов, технологий, дидактических средств может варьироваться в зависимости от того, какие цели и задачи ставит перед педагогами высшей школы рынок труда, запросов общества, текущей ситуации в экономике страны. Важно помнить, что компетентностно-ориентированный и коммуникативный характеры любых средств обучения должны формировать, развивать, актуализировать именно те навыки студентов, которые он сможет с легкостью применять после окончания вуза. В настоящее время уже недостаточно готовить специалиста, владеющего иностранным языком на уровне, необходимом для решения производственных задач. Это должен быть менеджер-универсал, способный формировать стратегическое развитие своей компании с учетом быстро меняющихся обстоятельств, а это значит, что он сам должен быть готов постоянно учиться и переучиваться, расширяя при этом свои знания в области языка специальности.

1. Akulenko Ya.G. On teaching a foreign language as part of the competence-based approach. Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2019; № 3 (15): 10-16.

2. Волошенко А.А., Максименко Е.Ю. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019; № 5: 27-30.

3. ГАРАНТ: ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Available at: 380302_B_3_31082020.pdf (fgosvo.ru)

4. Шеститко И.В., Клезович О.В. Технология видеоанализа в обучении: фильмы для учителей и об учителях, детях и их родителях. Пачатковая школа. 2021; № 4: 48-51.

5. Gallwey W. Timothy. The Inner Game of Work. New York: Random House, 2000.

References

1. Akulenko Ya.G. On teaching a foreign language as part of the competence-based approach. Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2019; № 3 (15): 10-16.

2. Voloshenko A.A., Maksimenko E.Yu. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2019; № 5: 27-30.

3. GARANT: FGOS VO bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment. Available at: 380302_B_3_31082020.pdf (fgosvo.ru)

4. Shestitko I.V., Klezovich O.V. Tehnologiya videoanaliza v obuchenii: fil'my dlya uchitelej i ob uchitelyah, detyah i ih roditelyah. Pachatkovaya shkola. 2021; № 4: 48-51.

5. Gallwey W. Timothy. The Inner Game of Work. New York: Random House, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.04.24

УДК 378

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: Zuh23@yandex.ru

Dibirov R.M., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: Zuh23@yandex.ru

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CONDUCTING TOURISM AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN. The article examines a problem of realizing educational potential of tourism and local history activities when working with modern schoolchildren. Based on their own pedagogical experience analysis, as well as the wide specialized literature range involvement, the authors demonstrate that partial solution is possible after studying a number of equivalent aspects of this organizing the participants in the educational process activity form. In particular, considerable attention is paid to opportunities existing at the present stage of Russia's development to expand the tourism and local history activities use as one of the means to fulfill educational work with schoolchildren. The work reveals its main advantages in this quality. The researchers also describe the most significant features inherent in the main types of such activities. In addition, some attention is paid to the modern society and particularly to the state of school education system as factors that largely determine the effectiveness of the work.

Key words: basic general education, secondary general education, educative work, extracurricular activities, tourism and local history activities

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: Zuh23@yandex.ru

Р.М. Дибиров, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: Zuh23@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ

В данной статье рассматривается проблема реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности при работе с современными школьниками. На основании анализа собственного педагогического опыта, а также привлечения широкого круга специальной литературы авторами устанавливается, что частичное её решение возможно после исследования ряда равнозначных аспектов данной формы организации активности участни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.