Педагогика
УДК 378.016
доктор педагогических наук, профессор Машарова Татьяна Викторовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель Маринина Надежда Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация. В настоящее время особо остро стоит вопрос экономических взаимоотношений с иностранными коллегами и организациями. Это диктует повышенные требования к иноязычной компетентности специалистов, осуществляющих международные контакты. Статья посвящена проблеме формирования иноязычной компетентности будущих менеджеров. Обоснована актуальность темы, которой посвящена статья. Сформулирована необходимость интеграции дисциплины иностранный язык и общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Представлены пути формирования интегративных связей дисциплин, направленных на формирования иноязычной компетентности и дополнительной мотивации профессионального роста. Раскрыто положительное влияние интеграции иностранного языка на профессиональный рост специалистов и образовательный процесс в целом. Заложены основы построения модели иноязычной компетентности будущих менеджеров посредством интегративного подхода в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: интеграция, иноязычная компетентность, мотивация, компетентностный подход, практико-ориентированная учебная деятельность.
Annotation. At present the problem of economic relations with foreign colleagues and organizations is particularly relevant. It dictates increased requirements of foreign language competence for specialists working in international relations. The article is devoted to the problem of formation of foreign language competence of future managers. The relevance of the topic is confirmed in the article. The necessity of integration of foreign language, general and professional disciplines was presented. The ways of forming integrative links of disciplines aimed at formation of foreign language competence and additional motivation of professional growth are stated. The positive influence of foreign language integration on the professional growth of specialists and the educational process on a whole was analyzed. The foundations of a model building of foreign language competence for future managers by means of integrative approach in the educational process were defined.
Keywords: integration, language competence, motivation, competence approach, practice-oriented educational activity.
Введение. Интенсивное развитие международного сотрудничества в различных областях жизнедеятельности и глобализация диктуют необходимость владения иностранными языками. Это требование относится к специалистам разных уровней профессиональной подготовки. Цели и задачи современной подготовки квалифицированных компетентных специалистов, нацеленных на решение актуальных производственных задач с обязательным использованием иностранного языка, позволяют сделать вывод о необходимости подготовки студентов, обладающих иноязычной компетентностью в практико-ориентированной сфере.
К настоящему моменту управленческие кадры испытывают серьезный дефицит специалистов, владеющих иностранным языком на высоком уровне, которые могут читать профессиональные тексты, письменно оформлять документацию, понимать и воспроизводить иностранную речь, владеть нормами этикета страны иностранного языка и, наконец, использовать иностранный язык в реальной ситуации общения.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время существенная часть информации транслируется и сохраняется на английском языке. Основной причиной, обуславливающей это явления являются глубокие интеграционные процессы в экономике. Именно поэтому английский язык является основным языком международного общения, торговли и бизнеса. Следует отметить не соответствие требованиям современного мира иноязычной компетентности современных студентов по причине, во-первых, отсутствия структурированных педагогических средств, направленных на формирование требуемого уровня профессиональной иноязычной компетентности, способных обеспечить условия взаимосвязи дисциплины «иностранный язык» и предметов профессионального цикла, и во-вторых, неполной реализации иноязычных принципов профессиональной деятельности и возможности их вариативности.
Профессиональная подготовка и образовательный процесс в высшем учебном заведении во многом определяет будущую деятельность менеджера и взаимодействие с другими людьми. Основная цель высшего профессионального образования определена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» как «подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [7].
Дисциплину «иностранный язык» отличают особенности, позволяющие раскрыть потенциал для развития не только профессиональных и иноязычных, но и творческих личностных способностей студентов экономического профиля в рамках обучения в высшей школе [1].
С одной стороны, английский язык преподается в вузах как общеобразовательная дисциплина, а с другой - как специализированная. Так как оценка профессиональных качеств менеджеров зависит, в том числе и от уровня их иноязычной подготовки, то владение английским языком становится существенным конкурентным преимуществом. Автор работы [3] уместно замечает, что современному процессу изучения иностранного языка присущ существенный личностно-развивающий потенциал, так как в процессе освоения дисциплины «иностранный язык», культуры изучаемого языка, отличающейся от национальной, прогрессирование
личности обучающегося в контексте профессионально-значимых качеств происходит на основе собственного мировидения и миропонимания в контексте [3].
Анализ современного состояния вопроса иноязычной подготовки будущих менеджеров позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на большое количество работ, обучение иностранному языку будущих менеджеров требует системного и комплексного пересмотра и переформатирования средств и способов преподавания и обучения иностранному (английскому) языку, столь необходимых для организации практико-ориентированной учебной деятельности при подготовке специалистов экономической направленности [11].
Обучение английскому языку заключается в формировании умения не только извлекать, обрабатывать и использовать информацию из иностранных источников, но и поддерживать общение с иностранными партнерами. При этом важно подчеркнуть, что знание орфографии, профессиональной лексики и грамматики не в состоянии восполнить отсутствие культуроведческих знаний, отвечающих за коммуникацию. Этот факт подтверждает несформированность иноязычной компетентности. Известно, что существуют определенные особенности, характерные для профессионального использования иностранного языка, с которыми будущие менеджеры обязательно встретятся в действительных ситуациях общения.
Проведенный анализ учебных планов позволил сформировать список дисциплин, изучение которых способно положительно сказаться на развитии у будущих менеджеров иноязычной компетентности. Основным предметом является иностранный язык, содержание которого должно обеспечить владение им в пределах тем, охватывающих и профессиональную сферу, и повседневную жизнь [14]. Иноязычная компетентность подразумевает овладение в достаточной теме знаниями культуры и системы изучаемого иностранного языка, реализованными посредством формирования языковых и речевых навыков использования профессиональной лексикой. Другими словами иноязычная компетентность проявляется в оформлении грамотного письменного и устного высказывания, которое позволит понимать носителей и активно участвовать в общении с ними.
Компетентностный подход в современном педагогическом представлении предполагает обязательное внедрение интегрированных курсов. Такой принцип обосновывает всю структуру профессиональной подготовки, строящейся на изучении совокупности базовых и специальных дисциплин [12]. Интегративные средства составляют обязательную часть процесса формирования профессиональных навыков [15]. Интегрированное построение учебного процесса позволяет успешно подготовить квалифицированного бакалавра, не только обладающими знаниями, но и нацеленного на решение профессиональных задач. Интеграция общепрофессиональных и профессиональных дисциплин обладает большими технологическими, методическими и педагогическими возможностями [9].
В образовательном процессе интеграция является отражением процессов организации учебных дисциплин, нацеленных на решение технологических, методических и практико-ориентированных вопросов [13]. Фактически она превращается в единство целей, задач и средств изложения учебных дисциплин и основу создания усовершенствованных педагогических элементов на базисе внутренней взаимозависимости изучаемых предметов и соответствующих им дидактических доказательств.
Интеграция подразумевает использование различных приемов и методов обучения. В первую очередь, это создание интегрированных иноязычных курсов, интеграция предметов и составляющих их внутреннего содержания [5]. Формируя способы и принципы реализации интеграции в педагогическом процессе с целью формирования иноязычной компетентности требуемого уровня, на первый план выходит положительное влияние их и непосредственно на весь процесс обучения [4].
В современной высшей школе, как правило, изучение дисциплины «иностранный язык» представляет собой некоторое углубление базового уровня с учетом профильной направленности обучаемых, поэтому процесс обучения состоит из тех предметных областей, на освоение которых направлено иноязычное обучение, т.е. при изучении иностранного языка в системе высшего учебного заведения необходимо формировать не только иноязычную компетентность, но и профессиональную. Это положение соответствует целям высшей профессиональной подготовки студентов.
Иностранный язык способен выступить средством адаптации студентов, как учебной, так и профессиональной, благодаря ярко выраженному потенциалу развивающего воздействия. Рассматривая иностранный язык в профессиональной плоскости, необходимо отметить взаимосвязь между возможностью приобретения специальных знаний и овладение языком в процессе изучения профессионально-ориентированного иноязычного материала.
Необходимость интеграции учебных дисциплин для улучшения иноязычной компетентности будущих менеджеров объясняется рядом причин:
1. необходимость регулярной систематизации и обновления материала;
2. возможность использования полученных знаний при изучении нового материала;
3. формирование в сознании обучающегося целостной картины мира и, как следствие, повышение мотивации к учебной деятельности.
Стремление к интеграции различных дисциплин в высшем образовании способствует формированию образованной личности, способной самостоятельно применять полученные знания и нетривиально подходить к решению учебных и профессиональных задач [6, 10].
Включение в структуру образовательной деятельности высшей школы иноязычного компонента позволяет представить содержание высшего образования в виде интеграции иноязычной и профессиональной компетентности. Особая инновационная роль специалиста в иноязычном, социокультурном и даже, профессиональном пространстве обеспечивается интегрированным опытом.
Возможность реализации учебного процесса посредством интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста [2]. По этой причине создаются программы и курсы, интегрирующие различные дисциплины для улучшения иноязычной компетентности студентов. Интеграция дисциплины «иностранный язык» с другими учебными курсами многофункциональна и должны выстраиваться с учетом особенностей и характера взаимодействия с учебными предметами. В таких случаях иностранный язык является как средством обучения, так и равноправной его целью. Системный подход к организации и проведению интегративных дисциплин позволяет выявить и сформировать те умения и навыки, которые являются общими для разных предметов.
Выводы. Организация процесса интеграция дисциплины «иностранный язык» и других предметов обладает рядом существенных преимуществ, способных положительно влиять на образовательный процесс в целом:
1. Позволяет разнообразить содержание занятий, обогатить предметно-содержательную сторону дисциплины и, следовательно, способствует повышению мотивации изучения дисциплины «иностранный язык».
2. Систематизирует знания обучающихся, что обеспечивает повышение общего уровня компетентности (не только иноязычной). Появляется возможность использования систематизированных и актуализированных теоретических знаний в рамках изучения других предметов.
3. Межпредметные связи дисциплины «иностранный язык» и других предметов дают возможность применять в дальнейшем теоретические знания, полученные студентами, в повседневной жизни и в последующей трудовой деятельности.
4. Наполняет изучаемые дисциплины лингвистическими и страноведческими фактами. Это подразумевает изучение политических, деловых, нравственных, религиозных и других идей представителей культуры изучаемого иностранного языка, с литературой и историей, психологией и социологией иностранной культуры. Эта информация может и должна изучаться в рамках интегрируемых дисциплин.
Литература:
1. Бейлина Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2014. 21 с.
2. Булдакова Н.В. Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей) // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 121-130.
3. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. №1. С. 3-8.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 20.11.2019 г.).
5. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4, №1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN116.pdf (дата обращения 22.12.2019 г.).
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 304 с.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Каким быть образованию в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.pedsovet.org.29.09.2009.htm (дата обращения: 08.12.2019 г.).
8. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. Том 17, № 2. С. 403-413.
9. Никитин П.В., Коляго А.Л. Интеграция дисциплин гуманитарного и профессионального циклов при подготовке будущих учителей информатики // Фундаментальные исследования. 2014. №5-2. С. 366-370.
10. Петрукович Л.А. Интеграция преподавания иностранных языков и профессиональных дисциплин при билингвальном обучении в условиях информатизации образования // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. №12-3. С. 124-127.
11. Поленова А.Ю. Интеграция иностранного языка и содержания профессионально-ориентированных дисциплин в вузе // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5, №5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN517.pdf (дата обращения 11.12.2019 г.).
12. Фалеева Л.В. Культура самоорганизации личности студента: современный аспект // Сборник материалов XIII Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук». Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2012. С. 16-19.
13. Хмарова Л.И., Семашко Л.А., Путина Ж.В. Развитие профессионально иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. Том 6, №1. С. 96-101.
14. Хусаинова А.Т., Фахрутдинова А.В. Межпредметная интеграция при обучении студентов вузов на примере изучения иностранного языка //Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана.2014. Том 219, №3. С. 328-332.
15. Timonin A.I. The Model of Self-realization Readiness Formation of Research Universities Students in the Process of Civic Education // International Review of Management and Marketing. 2016. No 6(1). pp. 128-133.