Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ЧИТАТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимранова Ю. А.

Введение. На уроках литературы педагог работает над формированием творческого, компетентного читателя, самостоятельной личности, которая обладает критическим мышлением - это стимулирует применять новые методы обучения. В системе высшего педагогического образования проблема обучения с применением онлайн-технологий имеет на данный момент одно из первостепенных значений. Дистанционное образование - своеобразный стимул к модернизации системы образования в целом и конкретных уроков литературы, в частности. Материалы и методы. В исследовании были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов. Исследование возможностей применения дистанционных образовательных технологий проведено на базе 4 курса филологического факультета ЮУрГГПУ. Результаты. Статья содержит анализ онлайн-технологий, помогающих организации обучения студентов на уроке литературы. Установлены основные проблемы в использовании определенных ресурсов. Проанализированы виды актуальных дистанционных образовательных технологий для урока литературы. Обсуждение. В статье проанализированы особенности модернизации традиционных методов обучения литературе в связи с дистанционным образованием. Представлены методические рекомендации учителям к проведению уроков литературы с использованием дистанционных образовательных технологий. Данные методические советы и рекомендации позволяют учителям-филологам обращаться к новому, более эффективному виду работы при подготовке конспектов уроков. Заключение. Разработанные рекомендации к организации урока литературы с применением дистанционных образовательных технологий позволяют работать не только над формированием самостоятельной и активной личности школьников, но и над развитием творческого читателя, что является одной из приоритетных задач современного литературного образования. Основные положения: - представлены рекомендации к использованию дистанционных образовательных технологий на уроке литературы; - выделены основные приемы, позволяющие применять онлайн-технологии во время урока; - приведены результаты анализа основных дистанционных образовательных ресурсов в сети Интернет, способных не только представить учебный материал, но и визуализировать и проанализировать его, что способствует раскрытию самостоятельной, креативной личности учащегося-студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гимранова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION TО LITERATURE AT THE UNIVERSITY WITH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Introduction. In literature lessons, the teacher works on the formation of a creative, competent reader, an independent personality who has critical thinking - all this stimulates to improve old teaching methods and apply new ones. In the system of higher pedagogical education, the problem of teaching with the use of online technologies is currently one of the paramount importance. Distance education is a kind of incentive to modernize the education system in general, and specific literature lessons in particular. Materials and methods. The study used the methods of comparative and hermeneutic analyzes. The study of the possibilities of using distance educational technologies was carried out on the basis of the 4th year of the philological faculty of the South Ural State Pedagogical University. Results. The article contains an analysis of specific online technologies that help organize student learning in a literature lesson. The main problems in the use of certain resources have been identified. The types of relevant distance educational technologies for a literature lesson are also analyzed. Discussion . The article analyzes the features of modernization of traditional methods of teaching literature in connection with distance education. Methodical recommendations for teachers for conducting literature lessons using distance learning technologies are presented. These methodological advices and recommendations allow teachers-philologists to turn to a new, more effective type of work when preparing lesson abstracts. Conclusion. The developed recommendations for organizing a literature lesson with the use of distance learning technologies allow us to work not only on the formation of an independent and active personality of schoolchildren, but also on the development of a creative reader, which is one of the priority tasks of modern literary education. Highlights: Recommendations for the use of distance learning technologies in a literature lesson are presented; Highlighted the main techniques that allow you to use online technologies during the lesson; The results of the analysis of the main distance educational resources on the Internet are presented, capable of not only presenting educational material, but also visualizing and analyzing it, which contributes to the disclosure of an independent, creative personality of a student-student.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Научная статья УДК 378.937 : 8 (07) ББК 74.480.26 : 74.268.3 DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.005

Ю. А. Гимранова

ORCID № 0000-0002-8764-5439 Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и методики обучения литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: gimranovajua@cspu.ru

ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Введение. На уроках литературы педагог работает над формированием творческого, компетентного читателя, самостоятельной личности, которая обладает критическим мышлением — это стимулирует применять новые методы обучения. В системе высшего педагогического образования проблема обучения с применением онлайн-технологий имеет на данный момент одно из первостепенных значений. Дистанционное образование — своеобразный стимул к модернизации системы образования в целом и конкретных уроков литературы, в частности.

Материалы и методы. В исследовании были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов. Исследование возможностей применения дистанционных образовательных технологий проведено на базе 4 курса филологического факультета ЮУрГГПУ.

Результаты. Статья содержит анализ онлайн-технологий, помогающих организации обучения студентов на уроке литературы. Установлены основные проблемы в использовании определенных ресурсов. Проанализированы виды актуальных дистанционных образовательных технологий для урока литературы.

Обсуждение. В статье проанализированы особенности модернизации традиционных методов обучения литературе в связи с дистанционным образованием. Представлены методические рекомендации учителям к проведению уроков литературы с использованием дистанционных образовательных технологий. Данные методические советы и рекомендации позволяют учителям-филологам обращаться к новому, более эффективному виду работы при подготовке конспектов уроков.

Заключение. Разработанные рекомендации к организации урока литерату-ми ры с применением дистанционных образовательных технологий позволяют работать не только над формированием самостоятельной и активной личности школьников,

а в о н

а р

но и над развитием творческого читателя, что является одной из приоритетных задач современного литературного образования.

@ Гимранова Ю. А., 2021

Ключевые слова: дистанционное образование; онлайн-обучение; урок литературы; творческий читатель; самостоятельная работа.

Основные положения:

- представлены рекомендации к использованию дистанционных образовательных технологий на уроке литературы;

- выделены основные приемы, позволяющие применять онлайн-техноло-гии во время урока;

- приведены результаты анализа основных дистанционных образовательных ресурсов в сети Интернет, способных не только представить учебный материал, но и визуализировать и проанализировать его, что способствует раскрытию самостоятельной, креативной личности учащегося-студента.

1 Введение (Introduction)

Дистанционное обучение не является чем-то исключительным в О

"л № ж к №

к

системе образования. Новшеством в современной ситуации оказались масштабы этого явления: вся страна. Сейчас «дистанционное образование стало глобальным явлением мировой образовательной и информационной культуры» [1, 199], являясь «новой системой, основанной на информационных технологиях, телекоммуникационных технологиях и технических средствах» [2, 95]. В методике преподавания дисциплин в данном

положении изменяется основа, то, на чем зиждется вся система образова- а

§

ния: привычная схема «класс - учитель» заменяется «виртуальным ж

ж

классом - виртуальным учителем». Эти изменения повлияли на орга- ж

низацию процесса обучения в целом и на каждый урок в частности. Ди-стант заставил взглянуть на образование под другим углом, невольно

танционного обучения, обязана «адаптировать методические приемы к современному образовательному процессу ... улучшая и модернизируя старые» [3, 43], ставшие уже рабочими. Так онлайн-технологии становятся средством модернизации процесса обучения: «если мы используем цифровые технологии, чтобы выявить и использовать ... обширную инфор-

3 а

з з

Is №

ж О

а

поставив следующий вопрос: какова роль преподавателя в системе об- Л

§

разования? Что в свою очередь поднимает следующую проблему: что бу- | дет с качеством образования?

Современная система образования, в которой акцент с усвоения а

о

знаний переносится на овладение компетенциями, находясь в рамках дис- а

мацию, это позволит перестроить преподавание для XXI века» [4, 114]. Целью статьи является анализ современных систем онлайн-образования, а также разработка рекомендаций к организации урока литературы с применением дистанционных технологий.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

При исследовании возможностей дистанционного обучения нами были проанализированы следующие системы онлайн-техноло-гий: МООК, google-формы, рабочие листки с заданиями, онлайн-тесты, кроссворды, анкеты, конференции zoom, средства создания визуализации (Power BI, Canva, Adobe Spark), веб-квесты, мобильные приложения, онлайн-библиотеки, просветительские сайты (Арзамас, Гильдия словесников). Для решения поставленной цели были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов.

3 Результаты (Results)

На данный момент в процессе обучения литературе педагоги используют следующие технологии дистанционного образования, которые мы условно можем разделить на несколько категорий.

1. Репродуктивные (содержат текст, иллюстрации, видеоматериал, необходимые при подаче нового материала) — онлайн-библио-теки, МООК (массовые открытые онлайн-курсы), просветительские сайты (Арзамас, Горький, Дискурс и пр.), обучающие мобильные приложения (Life Pages).

2. Репрезентативные (позволяют показать необходимый материал, проиллюстрировать значимые моменты урока) — онлайн-конфе-ренции (zoom, Skype, Сферум, Microsoft Teams).

3. Обучающие (служат проверке знаний учащихся) — онлайн-тес-ты (кроссворды, задания, анкеты), средства создания визуализации (Power

50

| BI, Canva, Adobe Spark), google-формы, создание видеороликов, веб-квес-^ ты как форма проведения итоговых уроков изучения литературного ^ произведения. Представим анализ некоторых платформ, обеспечивающих дистанционное образование в следующей таблице (Таблица 1).

Таблица 1 — Анализ способов дистанционной работы на уроках литературы в вузе Table 1 — Analysis of ways of remote work at literature lessons at the university

Вид работы Преимущество Недостаток

Репродуктивные технологии

Фундаментальная электронная библиотека (http://feb-web.ru/) 1. Большое количество текстов не только художественных, но и критических работ. 2. Возможность работы с библиографическими данными источников. 3. Различные способы поиска материала (по автору, заголовку, цитате, году и пр.) Не обнаружено

МООК (массовые открытые онлайн-курсы, Лек-ториум) (https://www.lektorium.tv) 1. Бесплатные курсы. 2. Возможность проверки усвоенных знаний. 3. Возможность поступления в онлайн-школу и получения диплома. 4. Возможность выбора сложности курса. 1. Небольшой выбор тематики курсов.

Просветительские сайты (Арзамас, Горький, Дискурс и пр.), 1. Иллюстрированность и сопровождение видеоматериалами. 2. Занимательные формулировки заглавий статей. 3. Разделение по разделам на сайте: Детская комната, Журнал, Курсы. 1. Часто не указаны источники приведенного материала.

Вид работы Преимущество Недостаток

Репродуктивные технологии

Обучающие мобильные приложения (Life Pages) 1. Возможность детальной проработки художественного текста. 2. Применение технологии медленного чтения 1. Доступ только гаджетам с Android.

Репрезентативные технологии

Конференции Zoom 1. Иллюзия очного урока. 2. Бесплатный 40-минутный формат. 3. Возможность проведения лекционных занятий с массовым посещением. 4. Наличие виртуальной доски, а также возможность вносить исправления в демонстрируемый материал каждым участником. 5. Демонстрация иллюстраций и видеоматериалов 1. Зависимость от скорости интернет-соединения.

Обучающие технологии

Google-формы 1. Функциональное создание опросника. 2. Одновременная работа нескольких людей над одним проектом. 3. Быстрота ответной реакции 1. Не очень удобный интерфейс программы. 2. Плохая связь с гугл-таблицами.

Вид работы Преимущество Недостаток

Обучающие технологии

Создание онлайн-тестов, кроссвордов, анкет (OnlineTestPad) 1. Быстрая проверка результатов, которые автоматически приходят на указанный e-mail разработчика теста. 1. Учитель не видит процесс решения теста. 2. Не очень удобный интерфейс создания материала.

1. Стимулирует выборку смысловых акцентов в тексте. Нельзя гарантировать, что вы-

Средства создания 2. Помогает осмыслению идейно-авторской концепции текста. борка произведена на основе прочте-

визуализации (Power BI, Canva, Adobe Spark) ния текста, есть вероятность использования учащимися чужих мыслей, плагиата.

Веб-квесты 1. Качественная проверка знаний. 2. Формулировка разнообразных видов заданий. Требует большого количества времени на создание от педагога.

1. На видео можно показать эмоции, актерское мастерство Уровень пользователя влияет на

Создание чтеца. качество создания ролика.

видеоролика 2. В процессе съемки видео важно проработать план, уровень съемки, что влияет на глубину анализа художественного текста.

На наш взгляд, повышение эффективности работы учащихся на дистанционном обучении происходит за счет обеспечения быстрого доступа к учебным и справочным ресурсам (репродуктивные технологии), организации взаимодействия учителя и учащихся за счет возможности проведения онлайн-занятий (репрезентативные технологии), а также своевременных тестирований, визуализации анализируемого материала (обучающие технологии).

4 Обсуждение (Discussion)

Мы предлагаем рекомендации к организации работы с наиболее продуктивными технологиями дистанционного обучения, которые помогут не только в планировании деятельности учителя и учащихся, но и в систематизации знаний и формировании рефлексии. Данные рекомендации были апробированы на практических занятиях со студентами 4 курса филологического факультета ЮУрГГПУ в рамках изучения дисциплины по выбору «Актуальные проблемы истории литературы».

Дистанционные образовательные технологий на уроке литературы применяются с целью:

1. Увеличения результативности обучения.

2. Разнообразия подачи материала для повышения интереса учащихся.

3. Эффективного использования времени занятия.

4. Превалирования проблемно-поискового метода обучения на

уроке.

5. Повышения уровня визуализации подачи программного материала.

Учитель, сохраняя ведущую роль организатора процесса обучения, на уроке с применением дистанционных технологий активизирует,

50

| направляет и консультирует учащихся при работе. Студенты при анализе ^ художественного текста проявляют большую самостоятельность, ини-^ циативность, чем на очных занятиях. Само понятие процесса обучения в ^ дистанционном формате не меняется, это «целенаправленное, последо-

вательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и обучающихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания, развития личности» [5, 225].

Систематизируем дистанционные технологии в образовании по значимым этапам урока: мотивация учебной деятельности, актуализация знаний, постановка учебной задачи, открытие нового знания, закрепление материала, самостоятельная работа, рефлексия и подведение итогов урока.

Незаменимым подспорьем в работе становится возможность проведения онлайн-конференций. Рассмотрим популярный сервис о Zoom, при использовании которого создается иллюзия очного занятия с некоторыми изменениями: ученики — это участники конференции, доска — это демонстрируемый файл, учитель — организатор. Бесспорным плюсом является наличие обратной связи в чате, а также эмоциональной реакции путем выбора смайлика, указки, возможности комментирования, дописывания, исправления. Данный вид дистанционной образовательной технологии используется на всех этапах урока, поскольку оформляет и систематизирует сам формат урока (от временной ограниченности в бесплатной версии в 40 минут до возможности непрерывной беседы, основы классно-урочной системы). Еще одним плюсом данной технологии по сравнению с обычной выкладкой зада-

ными, проявляют интерес к занятию.

На стадии мотивации учебной деятельности и актуализации знаний учащихся продуктивным видом работы является обращение к просветительским сайтам (Арзамас, Горький, Гильдия словесников), на которых содержится большое количество информации, сопровождаемой иллюстрациями, видеоматериалами, системами упражнений. Например,

4

Л

е н и л л и

5 е

р а

Р р

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ний на сайт учебной организации является ее активизирующая функ- л

§

ция: участники конференции внимательны, стремятся быть услышан- а

о

Р

8 о № ö

но

при обращении к творчеству Л. Н. Толстого можно совершить виртуаль- §

ги

ную экскурсию в Ясную Поляну (Путеводитель по Ясной Поляне (URL: §,

https://arzamas.academy/ materials /1754), вспомнить этапы жизни писателя, основные вехи творчества классика. Также возможно мотивировать к учебной деятельности от обратного, обратившись к курсу «Толстой против всех» на сайте «Арзамас» (URL: https://arzamas.academy/cour ses/47). Этот курс содержит аудиолекции, записи чтения от самого классика, словарь семьи Толстых, советы писателя на разные случаи жизни и многое другое. Так автор, знакомый всем еще со школьной скамьи, откроется для учащихся с необычной точки зрения, что, в свою очередь, мотивирует к более глубокому взгляду на тексты Льва Николаевича Толстого со стороны читателей.

Просветительский сайт «Ассоциация «Гильдия словесников», ориентированный в большей степени на методическую проблематику уроков литературы, позволяет заинтересовать студентов педагогического вуза подачей материала в школе. Например, просмотрев отрывок отечественного фильма «История одного назначения» (2018 г.), основанного на реальных событиях и отсылающего к одному из событий в жизни Л. Н. Толстого, учащиеся видят в писателе черты человека ранимого, чувствительного, но при этом с жестким стержнем, способного отстаивать правду до последнего вздоха. Данный отрывок актуализирует знания студентов о писателе-человеке, а также мотивирует к изучению художественных текстов классика, в которых мы можем найти именно эти черты. В статье «О том, как можно работать с фильмом «История одного назначения» на уроках» (URL: https://slovesnik.org/kopilka/stati.html), содержится анализ смысловых линий фильма с методической точки зрения учителя-словесника.

Поставив цели и учебные задачи на уроке, учитель переходит к открытию нового знания учащимися. На данном этапе продуктивным,

50

| с нашей точки зрения, является обращение к обучающим мобильным ^ приложениям, а также к онлайн-курсам. Первые подробно рассмотрены ^ в статье «Мобильное приложение «Живые страницы» как средство ^ подготовки студентов филологического факультета к организации урока

литературы» [6], в которой также даны рекомендации к использованию данного сервиса на уроках. Обращение к онлайн-курсам помогает расширению кругозора учащихся: лекции знаменитых ученых, сравнение нескольких точек зрения, формулировка выводов на основе услышанного. Рассмотрим известный интернет-ресурс «Лекториум» (URL: https://www. lektorium.tv/), который содержит более 130 курсов по различным направлениям. «Литература в диалоге прошлого и настоящего» — видеокурс, содержащий 22 лекции, практические задания в виде решения тестов и ответов на вопросы. Но этот курс направлен на людей, интересующихся предметом, а не занимающихся им с методической точки зрения. В раз- о личных видеохостингах представлено большое количество лекций знаменитых современных исследователей литературы, к которым стоит обращаться на занятии (И. Н. Сухих, А. Доброхотов, А. Жолковский, И. Волгин и пр.). Выбор материала напрямую зависит от тематики урока.

На этапе закрепления материала целесообразно обратиться к таким обучающим дистанционным технологиям, как google-формы, те- 8

л

стирования, решения кроссвордов и пр. Данные способы позволяют быстро проверить усвоение материала в строгой форме, поскольку изменение числа (или написание с прописной буквы и т. д.) при решении теста не будет засчитываться. Затраченное педагогом время на создание данного вида проверки знаний окупается быстротой автоматичес-

Ч

4 № ж s

л ^

s

5 1

а

I 1

а

кой проверки результатов. Для самостоятельной работы учащихся, с s

нашей точки зрения, очень удобно использование заданий, связанных а с визуализаций материала. Данные виды работы отражают глубину изучения материала, эмоциональное отношение к анализируемому тексту, что является основой качественной работы на уроке литературы. Следующие формулировки заданий подходят к таким формам дистанционных образовательных технологий:

1. Создание инфографики по определенной теме (например, ин-

ж

0

1

8 о № ö

8

§

фографика, отражающая писательские мифы о классиках). §

ж

2. Запись ролика видеопоэзии: создание видеоряда, а также проч- §,

тение поэтического текста.

3. Структурированное оформление определенного уровня текста: мотивного, персонажного, идейного, проблемно-тематического, исторического.

4. Создание временной линии с отражением событийных эмоциональных пиков художественного текста.

5. Отражение взаимодействия персонажей на графике (количество встреч, события вокруг героя).

6. Зарисовка карты произведения (где и когда происходят события, куда перемещаются герои и т. д.).

Показательным является то, что студенты воспринимают эти задания с энтузиазмом, т. к. работа с текстом выстраивается объемно. Учащиеся учатся моделировать составляющие художественного произведения, вникают в литературоведческие вопросы структуры текста, что невозможно достичь путем вопросно-ответного анализа. Не случайно «визуализацию называют также «гносеологическим механизмом» — промежуточным звеном между учебным материалом и результатом обучения, избавляющим от второстепенных деталей» [7, 13]. Подведение итогов урока проводятся в режиме беседы при использовании онлайн-конференции. Традиционные методы проведения рефлексии учащихся являются рабочими и при дистанционной организации: незаконченное предложение, дерево цели, облако слов, выбор афоризма, синквейн, букет настроения и пр. На уроке необходима такая организация работы с дистанционными образовательными технологиями, чтобы учащиеся проявляли большую самостоятельность, находили необходимую информацию, обсуждали найденные материалы с одноклассниками и учителем, формулировали выводы. Онлайн-технологии — это инструменты

50

| для чтения и анализа художественных произведений.

Ц 5 Заключение (Conclusion)

^ Дистанционное обучение в вузе — это новый инструмент обра-

^ зования, который в течение нескольких лет займет свою нишу, дополнив

и углубив традиционное. «Профессионально-педагогический дискурс подвержен модификации, связанной с изменением парадигмы образования» [8, 166], особенно с появлением различных инновационных технологий.

С точки зрения обучения литературе онлайн-технологии позволяют быстро ориентироваться в тексте, разворачивать пространство художественного текста в цепочку взаимосвязанных во времени и пространстве событий, визуализировать идейно-авторскую концепцию конкретного произведения, что развивает интерпретационную компетентность учащихся, обозначенную в ФГОС. О

Исследование художественного текста с применением онлайн-технологий открывает новые возможности анализа художественного произведения, делает текст доступнее для читательской интерпретации, поэтому использование возможностей дистанционного образования необходимо и первостепенно на современном этапе развития педа-

сов // Наука и перспективы. 2015. № 4. С. 42-47.

Ч ^

л ж к №

к

I 3

а

гогической мысли. у

№ №

Библиографический список К

1. Старченко Д. А. Применение дистанционных технологий в преподава- ж нии литературы в основной школе // Вестник Красноярского государственного § педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 199-202.

2. Эшонкулов Х. И. О преимуществах дистанционного образования // к Academy. 2019. № 5 (44). С. 94-96. 1

3. Беленкова И. В. Визуализация информации средствами сетевых серви- ж

к о

4. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху : монография. Нижний ж Тагил : НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - 128 с.

5. Куновски М. Н., Диневич И. А., Майерс Г. Н. Новый взгляд на исполь- 3 зование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как ино- О странному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 224-242. |

6. Гимранова Ю. А. Мобильное приложение «Живые страницы» как средство подготовки студентов филологического факультета к организации урока ли- | тературы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (157). С. 82-97.

7. Аранова С. В. Интеллектуально-графическая культура визуализации укчебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. № 5. С. 9-16.

о

8. Бузинова Л. М., Зеленская Л. Л. Влияние дистанционных образовательных программ на языковую личность преподавателя // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 4 (32). С. 164-170.

Yu. A. Gimranova

ORCID No. 0000-0002-8764-5439 Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer at the Department of Literature and Methods of Teaching Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: gimranovajua@cspu.ru

EDUCATION TO LITERATURE AT THE UNIVERSITY WITH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Abstract

Introduction. In literature lessons, the teacher works on the formation of a creative, competent reader, an independent personality who has critical thinking - all this stimulates to improve old teaching methods and apply new ones. In the system of higher pedagogical education, the problem of teaching with the use of online technologies is currently one of the paramount importance. Distance education is a kind of incentive to modernize the education system in general, and specific literature lessons in particular.

Materials and methods. The study used the methods of comparative and hermeneutic analyzes. The study of the possibilities of using distance educational technologies was carried out on the basis of the 4th year of the philological faculty of the South Ural State Pedagogical University.

Results. The article contains an analysis of specific online technologies that help organize student learning in a literature lesson. The main problems in the use of certain resources have been identified. The types of relevant distance educational technologies for a literature lesson are also analyzed.

Discussion. The article analyzes the features of modernization of traditional methods of teaching literature in connection with distance education. Methodical recommendations for teachers for conducting literature lessons using distance learning technologies are presented. These methodological advices and recommendations allow teachers-philologists to turn to a new, more

vao effective type of work when preparing lesson abstracts.

n

ra Conclusion. The developed recommendations for organizing a litera-

r

3

ture lesson with the use of distance learning technologies allow us to work not only on the formation of an independent and active personality of schoolchil-s dren, but also on the development of a creative reader, which is one of the

priority tasks of modern literary education.

Keywords: Distance education; Online training; Literature lesson; Creative reader; Independent work. Highlights:

Recommendations for the use of distance learning technologies in a literature lesson are presented;

Highlighted the main techniques that allow you to use online technologies during the lesson;

The results of the analysis of the main distance educational resources on the Internet are presented, capable of not only presenting educational material, but also visualizing and analyzing it, which contributes to the disclosure of an independent, creative personality of a student-student.

References ^

1. Starchenko D.A. (2014), Primeneniye distantsionnykh tekhnologiy a

v prepodavanii literatury v osnovnoy shkole [Application of distance technol- 0

n

ogies in teaching literature in basic school], Vestnik Krasnoyarskogo gosudar- o stvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. P. Astafyeva, 2 (28), 199- i 202. (In Russian). tera

2. Eshonkulov KH.I. (2019), O preimushchestvakh distantsionnogo

obrazovaniya [On the advantages of distance education], Academy, 5 (44), 94- a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t

96. (In Russian). h

3. Belenkova I.V. (2015), Vizualizatsiya informatsii sredstvami s

i

setevykh servisov [Information visualization by means of network services],

Nauka i perspektivy, 4, 42-47. (In Russian). i

ty

4. Ignatova N.Yu. (2017), Obrazovaniye v tsifrovuyu epokhu [Educa- ^ tion in the digital era], Monografiya, Nizhnetagil'skiy tekhnologicheskiy institut (filial) Ural'skogo federal'nogo universiteta, Nizhniy Tagil, 128 p. (In e Russian).

5. Kunovski M.N., Dinevich I.A. & Mayyers G.N. (2021), Novyy vzglyad na ispol'zovaniye massovykh otkrytykh onlayn-kursov v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [A new look at the use of massive open

p p

i c

a

i o

n of

online courses in teaching Russian as a foreign language], Yazyk i kul'tura, 54, d

224-242. (In Russian). i

6. Gimranova Yu.A. (2020), Mobil'noye prilozheniye "Zhivyye e

stranitsy" kak sredstvo podgotovki studentov filologicheskogo fakul'teta k or- ^

ganizatsii uroka literatury [Mobile application "Living Pages" as a means of C

preparing students of the Faculty of Philology for organizing a lesson in liter- o

ature], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagog- l

icheskogo universiteta, 4 (157), 82-97. (In Russian). e

7. Aranova S.V. (2017), Intellektual'no-graficheskaya kul'tura vizual-izatsii ukchebnoy informatsii v kontekste modernizatsii obshchego obrazovaniya [Intellectual-graphic culture of educational information visualization

c h n o

lo

g

in the context of modernization of general education], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 5, 9 -16. (In Russian).

8. Buzinova L.M. & Zelenskaya L.L. (2017), Vliyaniye dis-tantsionnykh obrazovatel'nykh programm na yazykovuyu lichnost' prepo-davatelya [Influence of distance educational programs on the language personality of the teacher], Aktual'nyye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki, 4 (32), 164-170. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 13.11.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 13.11.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 16.12.2021.

О .A

.Yu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.