DOI 10.25588/CSPU.2020.157.4.005
УДК 378.937:8(07) ББК 74.480.26:74.268.3
Ю. А. Гимранова
ORCID № 0000-0002-8764-5439 Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и методики обучения литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: gimranovajua@cspu.ru
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «ЖИВЫЕ СТРАНИЦЫ» КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Введение. Введение. Важнейшая задача литературного образования в рамках ФГОС — формирование самостоятельной, креативной личности, способной к активному творчеству, обладающей критическим мышлением, что предполагает использование новых методов обучения. Использование мобильных приложений на уроке литературы как в школе, так и в вузе является эффективным подспорьем для учителя. Навыки грамотного использования данного способа обучения необходимы для изучения будущими учителями-филологами в современной высшей школе.
Материалы и методы. В исследовании были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов. Исследование готовности студентов проведено на базе 4 курса филологического факультета.
Результаты. Статья содержит анализ анкетирования студена тов о готовности как технической, так и психологической к органи-
0
§ зации обучения с применением мобильных приложений. По ре-
1 зультатам опроса установлены основные проблемы в
'—<
^ использовании данного вида работы. Также проанализированы ви-
^ ды актуальных приложений для урока литературы.
Обсуждение. В статье проанализированы особенности применения традиционных методов обучения литературе в их совмещении с использованием мобильного приложения «Живые страницы». Представлены методические рекомендации будущим учителям к проведению уроков-литературы в школе с использованием мобильного приложения. Методические советы и рекомендации к организации урока литературы с применением мобильного приложения позволяют учителям-филологам обращаться к новому, более эффективному виду работы при подготовке конспектов уроков.
Заключение. Разработанные рекомендации к организации
то
урока литературы с применением мобильного приложения «Живые §
а
страницы» позволяют работать не только над формированием са- и
„ -к
мостоятельнои и активном личности школьников, но и над развити- г
ем творческого читателя, что является одноИ из приоритетных за- К
дач современного литературного образования. е
сс
Ключевые слова: мобильное приложение; Живые страницы; §
§
урок литературы; творческий читатель; самостоятельная работа. §
Основные положения: §
вых методов работы (дистанционное ведение уроков, использование диагностических онлайн-платформ, обращение к мобильным приложениям) диктует обязательное условие современного высшего пе-
ст
Г
о* Ж
о
№
£ g
о
№ Ж
к
№
к
№ О*
о
№
к
О
- проанализированы результаты анкетирования студентов о формировании готовности к проведению уроков литературы с использованием мобильных приложений; е
н
- представлены рекомендации к использованию мобильного
№
приложения «Живые страницы» на уроке литературы; ^
§
выделены основные приемы, позволяющие применять мо- §
й
и
ч с
к §
й §
бильное приложение во время урока;
- приведены результаты анализа основных методов работы с мобильным приложением, раскрывающих самостоятельную, креа- ^
а
тивную работу учащихся на уроке в современной школе. g
1 Введение (Introduction) о
Активное внедрение в современное школьное обучение но- а
у S
№ № к £
s а £ н
а К
У а
£ к £ К
дагогического образования: обучение будущих учителей использованию данных технологий на занятиях.
Информация о технической оснащенности, компьютерной компетентности и психологической готовности студентов к данному виду работы становится очень важной в процессе подготовки, ведь организация уроков с использованием мобильных технологий — это «сложный процесс, требующий серьезного подхода и скоординированных действий администрации учебного заведения и педагогического состава» [1, 133].
Мобильные технологии не только служат информатизации современного образовательного процесса, но и позволяют построить индивидуальный путь получения знаний, а также стимулируют развитие самостоятельности в работе по интерпретации идейно-авторской концепции художественного текста.
Целью статьи является исследование готовности студентов к использованию мобильных методов обучения в целом и разработка рекомендаций к организации урока литературы с применением мобильного приложения «Живые страницы» в частности.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В исследовании готовности студентов к использованию мобильных технологий принял участие четвертый курс филологического факультета ЮУрГГПУ Также в рамках курса «Методика обучения литературе» были проведены занятия с использованием мобильного приложения «Живые страницы», что послужило формированию рекомендаций по применению данной работы в школьном обучении литературе. Для решения поставленной цели были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов.
3 Результаты (Results)
Перед внедрением мобильных технологий в обучение учеб-
ва
но ных групп филологического факультета 4 курса было проведено ан-
ар
м кетирование студентов с целью исследования оснащенности уча-^ щихся, а также их материальной и психологической готовности к ^ данному виду работы. Основываясь на опросах, неоднократно про-
водимых в вузах России [1], мы выстроили анкету для сорока трех студентов и проанализировали результаты (см. ниже), составив диаграммы ответов по каждому вопросу.
Владеете ли Вы мобильным телефоном, ноутбуком, планшетом? (рисунок 1).
Компьютер
Планшет
iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii 23
Ноутбук
___________________________________________: 29
Телефон ^
0
10
20
30
40
50
Рисунок 1 — Ответы на первый вопрос и их количественное соотношение
Figure 1 — Answers to the first question and their quantitative ratio
Оцените, как часто Вы прибегаете к мобильным приложениям? (рисунок 2)
г
он о
е £
g о
л н
и
е
ж №
О*
£
а н и
-К
о-
а к с £ д с
s №
о
а
о
д г о
s о
№
ки с
I д
е н
о №
g g о г и ч е с к о г о а g
у
о£ s
а
к ы
ак g о
и£
г а н
кй £
а У а
£ К
Словари
Веб-камера 31 %
Аудио и видеофайлы 28 %
26 %
Обучающие программы 11 %
Рисунок 2 — Ответы на второй вопрос и их количественное соотношение
Figure 2 — Answers to the second question and their quantitative ratio
Какие вы знаете мобильные приложения, помогающие в обучении на уроке литературы? (рисунок 3).
ЕГЭра: Литература 26 %
Домашняя библиотека 44 %
Живые
страницы 10 %
Живой пересказ 20 %
Рисунок 3 — Ответы на третий вопрос и их количественное соотношение
Figure 3 — Answers to the third question and their quantitative ratio
Какие виды мобильных приложений, на ваш взгляд, стоит применять в обучении школьников? (рисунок 4).
Рисунок 4 — Ответы на четвертый вопрос и их количественное соотношение
Figure 4 — Answers to the fourth question and their quantitative ratio
Как вы оцениваете свою готовность к использованию мобильных приложений на уроке литературы? (рисунок 5).
Сомневаюсь 17%
Не готов
39 %
Готов 28 %
Не совсем готов 16%
Рисунок 5 — Ответы на пятый вопрос и их количественное соотношение
Figure 5 — Answers to the fifth question and their quantitative ratio
Что на ваш взгляд будет самым трудным в организации урока литературы с использованием мобильного приложения? (рисунок 6)
г
он
о е £
g о
л н
и
е
ж №
о*
£
а н и
К
о-
а к с £ д с s № о
а
о
д г о s о №
ки с
I д
е н s о № g g о г и ч е с к о г о а g
у
о£ s
а
к ы
ак g о
и£
г а н
кй £
а у а
£ К
Рисунок 6 — Ответы на шестой вопрос и их количественное соотношение
Figure 6 — Answers to the sixth question and their quantitative ratio
Таким образом были установлены основные проблемы в использовании нового метода обучения: плохое знание современных мобильных приложений в области литературы, а также боязнь использования данных методов в преподавании, что делает актуальной проблему формирования готовности студентов к новым средствам обучения. Показательно, что исследователи отмечают сложность обучения в работе с мобильными приложениями только для «людей консервативных взглядов, которым в отличие от современных студентов (они-то технически и психологически уже готовы) предстоит сложная перестройка сознания» [2, 471].
Также в анкетировании студентами было отмечено в качестве самого трудного момента в использовании мобильного приложения — пагубное воздействие светящегося экрана гаджета на зрение учеников. М. Е. Маньшин в статье «Использование мобиль-
ан ных приложений (плейкастов, буктрейлеров) на уроках литературы»
р
ми исследует и подробно анализирует возможные проблемы (педагоги-
^ ческие, социальные, физиологические и технические) использования
Ю
мобильного обучения и предлагает выходы из сложностей [3, 47-
г
о* ж о
№ £
g о
48]. Так, проблемы с нагрузкой на зрение решаются путем снижения времени использования и правильным планированием заданий на уроке. В выведении методических рекомендаций мы опирались на советы М. Е. Маньшина для использования мобильных приложений.
На данный момент существует несколько видов мобильных приложений, помогающих в организации урока литературы. Репродуктивные содержат подборки художественных текстов, пересказов,
ж
кратких содержаний («Домашняя библиотека», «Краткие содержа- к ния», «Живой пересказ», «Школьная литература», «Книга вслух» и & пр.). Это самый популярный вид приложений и самый широко пред- к
ставленный в сети. I
а
Обучающие включают в себя викторины, вопросники, тесты g
-к
по школьному предмету («ЕГЭра: литература», «Литератор!», «ЕГЭ. | Литература» и пр.). Данный вид приложений помогает готовиться к контрольным работам, проводить быстрые опросы, не требующие большой затраты времени на проверку.
Еще один вид — репрезентативные, позволяющие создавать свои задания, вопросники, тестирования по определенной теме («Testity», «Test maker», «Мои тесты» и пр.).
Информационный вид представлен уникальным приложением «Живые страницы» («Live pages»), которое позволяет проиллюстрировать художественный текст образцами живописи, музыки,
обзорными экскурсиями по местам событий книги. Но только этими g
g
возможностями оно не ограничивается, поскольку в нем содержится о
к
и художественный текст, и вопросы как по содержанию, так и ана- л
о
литические, и характеристика персонажей, и хронотопическая орга- О
а
№ с
£
к д
с I
s о
п о
д
0 о
1 о
f I
л
д д к
ж I
о
низация текста («линия времени»). а
«Живые страницы» объединяет в себе черты всех видов мобильных приложений и является необходимым подспорьем в работе учителя-словесника, что делает его обязательным для изучения будущими учителями-словесниками. Проект лингвистов группы Tolstoy Digital, Samsung Electronics и школы лингвистики НИУ «Высшая Школа Экономики» хорошо себя зарекомендовал среди
is 2 £ I
^ а
а № 1 £
I 3 к
£ ж
а I S а
£ I £ g
учитилей-филологов. Куратор проекта Фекла Толстая в одном из интервью говорила, что создатели приложения ориентировали «Живые страницы» в первую очередь на читателя-школьника, которому необходимы «разные типы навигации по большому тексту» [4], что является бесспорным в методике.
Разделы приложения «Герои», «Судьбы», «Места», «Ход времени» позволяют облегчить как работу учителя, так и учащихся: ускоряется поиск отрывков текста, становится возможно чтение произведения по разным сценариям (например, с точки зрения какого-либо героя), возможность выстроить события книги в правильном временном порядке, проследить судьбы героев на карте Google с указанием реальных и вымышленных мест и т. д. Все это было бы очень трудоемким процессом без приложения «Живые страницы». Подробнее о способах обращения школьного учителя к данному виду работы можно прочитать в статье «Изучаем "Войну и мир" с помощью приложения "Живые страницы"» практикующих педагогов С. В. Федорова и А. А. Скулачева [5].
На наш взгляд, повышение эффективности работы за счет обеспечения доступа к учебным и справочным ресурсам, организации взаимодействия учителя и учащихся за счет возможности проведения онлайн-тестирования, опроса, анкетирования [6, 69] напрямую зависит от умения грамотно применять на уроке литературы мобильные приложения в целом и «Живые страницы» в частности.
4 Обсуждение (Discussion)
Мы предлагаем рекомендации к организации работы с приложением «Живые страницы» на уроках литературы, которые помогут в планировании деятельности учителя и учащихся. Данные рекомендации были апробированы на практических занятиях со студентами 4 курса филологического факультета ЮУрГГПУ в рама ках изучения предмета «Методика обучения литературе».
«о
§ Цели применения мобильного приложения на уроке:
! 1. Повышение качества результатов обучения.
^ 2. Возможность применения разнообразных методов подачи
^ программного материала.
3. Более эффективное использование времени урока.
4. Снижение репродуктивной деятельности на занятии и увеличение проблемно-поисковой.
При планировании такого урока становится заметна смена роли учителя, который не только организует, но и активизирует учебную деятельность, а также консультирует и направляет. Учащиеся же становятся активными, самостоятельными исследователями художественного текста. Главной задачей педагога на таком к уроке становится создание и обеспечение условий для творческой и инициативы учащихся. |
Приемы работы, актуальные для урока с использованием §
а
мобильного приложения, можно систематизировать по этапам об- |
-к
ращения к тексту художественного произведения: до чтения, во §
а
время чтения и после чтения. §
с
|
д
о
Работа с текстом до чтения необходима с целью прогнозирования содержания художественного произведения, актуализации
г
о* ж
о
|
з §
о
№ о
знаний учащихся, а также анализа индивидуально-авторской номи- О
о.
нации (заглавия). Все проводимые действия на данном этапе
о
направлены на заинтересованность учащихся, на мотивировку к К
о д
дальнейшему чтению текста. Целесообразно до чтения использовать следующие приемы: ж
1. Составьте сообщение по материалам в разделе «Экскурсии» о биографии писателя с обязательным обращением к галерее § фотографий.
2. Просмотрите в разделе «Места» географическую локацию событий произведения. Представьте географическую карту текста.
3. Во вкладке «Герои» познакомьтесь с персонажами текста, а их описанием, взглядами, посмотрите иллюстрации художников. Проанализируйте персонажный уровень текста. 3 §
4. Обратитесь к линиям судеб героев, просмотрите исторические прототипы персонажей, сделайте выводы.
5. Обратитесь к географической локации конкретного персонажа. Ответьте на вопрос: как география влияет на судьбу героя?
й §
I 3
§ а |
Й I
У й
3 -I
г 1
Обращение к тексту во время чтения отрывков произведения служит читательской интерпретации и обеспечивает полноценное восприятие художественного мира. Примерные задания, к которым возможно обратиться на этом этапе урока:
1. Дополните события в ходе времени, в событийной линии персонажа.
2. Определите локации на карте основных событий произведения.
3. Проследите судьбу героя, его взаимосвязи с другими персонажами.
4. Восстановите описание персонажа по отрывку текста.
5. Посмотрите по местам событий, какие локации являются вымышленными, а какие реальными. Сделайте вывод о характере авторского вымысла в тексте.
6. Проследите линии пересечения персонажей в тексте, подумайте, почему некоторые персонажи ни разу не встречаются друг с другом.
Работа с текстом после чтения служит корректировке читательской интерпретации учащихся, углублению восприятия и понимания текста, формулировке выводов об авторской идейно-художественной концепции. На данном этапе можно обратиться к следующим заданиям:
1. Решите вопросы викторины в разделе «Игры в слова».
2. Придумайте вопросы для своей викторины по сюжету произведения.
3. Напишите черты героев, которые можно отметить в их характеристике.
4. Сочините собственную экскурсию по знаковым местам, а описанным в произведении.
50
| 5. Угадайте героя по цитате.
| 6. Создайте закладки на значимых местах произведения, ко-
^ торые могут пригодиться при написании сочинения. Обоснуйте
^ свой выбор.
Приложение постоянно пополняется и обновляется новыми текстами (сейчас загружено 22 текста на русском языке, из них 20 по школьной программе), викторинами, более детальной проработкой уже загруженных материалов. Поэтому приложение может послужить отправной точкой для формулировки заданий к текстам, которые не загружены в «Живые страницы», а на материале коротких рассказов можно создать проект по адаптации текста к мобильному приложению.
На уроке необходима такая организация работы с приложением, чтобы учащиеся самостоятельно находили необходимую информацию, обсуждали найденные материалы с одноклассниками и тр
учителем, формулировали выводы. «Живые страницы» выступают ни
-к
лишь в качестве инструмента в чтении и анализе текста на разных §
ка
уровнях: персонажном, хронотопическом, историческом, смысловом. к
с
р
е д с
5 Заключение (Conclusion)
Способность учащегося быстро ориентироваться в тексте,
ворачивать пространство художественного текста в цепочку взаимосвязанных во времени и пространстве событий — все это создает условия для развития всех компонентов интерпретационной компетентности, обозначенной в образовательном стандарте, и гармонизирует читательское восприятие.
го приложения «Живые страницы» открывает новые возможности
г
о* Ж
о
№ £
g о
№ Ж
s №
к
№ О*
№ о
соотносить описываемое в книге с историческими реалиями, раз- о
g
г о
т о
№ s
о д
№ Ж
о
№
Исследование художественного текста с помощью мобильно- ил
л
ол о
г ич
интерпретационной деятельности читателя-учащегося, а именно: ес
ко
осознание многоуровневой структуры художественного произведе- го ния делает его текст понятнее, доступнее, а также современнее, ведь К «рынок обучения с помощью портативных устройств будет расти, ль что обусловлено потребностью людей в мобильности, быстрым раз- р т витием технологий передачи данных» [7, 379]. Поэтому формирование готовности студентов к организации урока литературы с использованием мобильных приложений (например, «Живые страницы»)
а
к
ак и ор
т га е
рн аи ту а
р -и
является одной из первостепенных задач высшей школы. г I
Библиографический список
1. Касаткина Н. Н. Исследование готовности студентов вуза к мобильному обучению // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 133-138.
2. Лузгина В. Б., Стаховская Ж. А. Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза // Образовательные технологии и общество. 2016. № 3. Т. 19. С. 463-472.
3. Маньшин М. Е. Использование мобильных приложений (плейкастов, буктрейлеров) на уроках литературы // Известия ВГПУ Педагогические науки. 2019. № 3 (136). С. 46-49.
4. Толстая Ф. «Живые страницы» облегчат школьникам восприятие литературной классики: интервью / Информационное агентство России «Тасс» : [сайт]. URL: https://tass.ru/interviews/5958685 (Дата обращения: 30.05.2020).
5. Скулачев А. А., Федоров С. В. Изучаем «Войну и мир» с помощью приложения «Живые страницы» / Официальный сайт ассоциации гильдии словесников России : [сайт]. 2020. URL: https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/izuchaem-vojnu-i-mir-s-pomoshch-yu-prilozheniya-zhivye-stranitsy-metodicheskie-rekomendatsii.html (Дата обращения: 30.05.2020).
6. Кудрявцев А. В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 66-70.
7. Хоменко О. В. Реализация мобильного обучения на примере Портала мобильного контента ОмГТУ // Образовательные технологии и общество. 2018. № 2. Т. 21. С. 374-380.
Yu. A. Gimranova
ORCID No. 0000-0002-8764-5439 Сandidate of Philological Sciences, Senior Lecturer at the Department of Literature and Methods of Teaching Literature, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: gimranovajua@cspu.ru
MOBILE APPLICATION "LIVE PAGES" AS A MEANS OF PREPARING STUDENTS OF PHILOLOGY FACULTY FOR ORGANIZING LITERATURE LESSONS
Abstract
§ Introduction. The most important task of literary education
S s 3
ks
within the framework of the Federal State Educational Standard is the formation of an independent, creative personality capable of active creativity, possessing critical thinking, which involves
the use of new teaching methods. The use of mobile applications in literature class both at school and at university is an effective help for the teacher. The skills of the competent use of this method of teaching are necessary for the study of future teachers -philologists in modern higher education.
Materials and methods. The study used the methods of i comparative and hermeneutic analyzes. The study of student readiness was carried out on the basis of the 4th year of the Faculty of Philology.
Results. The article contains an analysis of the question- i
e
naire survey of students about the readiness of both technical and ^
»0
psychological to organize training using mobile applications. s Based on the results of the survey, the main problems in the use s
a
of this type of work were identified. The types of actual applica- M tions for a literature lesson are also analyzed. |
Discussion. The article analyzes the features of the appli- p cation of traditional methods of teaching literature in combina- ^
a
tion with the use of the mobile application "Live Pages". Meth- 1 odological recommendations for future teachers for conducting
literature lessons at school using a mobile application are pre- s
s
sented. Methodological advice and recommendations for organiz- P ing a literature lesson using a mobile application allow teachers -philologists to turn to a new, more effective type of work when preparing lesson abstracts. a
Conclusion. The developed recommendations for organizing a literature lesson using the Live Pages mobile application make it possible to work not only on the formation of an independent and active personality of schoolchildren, but also on the
Ci R
<3-
a
a
O
S
n
s
development of a creative reader, which is one of the priority tasks of modern literary education.
Keywords: Obile application; Live pages; Literature lesson; Creative reader; Independent work. Highlights:
i
¡2 R 3
Analyzed the results of the questioning of students on the formation of readiness to conduct literature lessons using mobile applications;
Presented recommendations for using the mobile application "Live Pages" in the literature lesson;
Highlighted the main techniques that allow you to use the mobile application during the lesson;
The results of the analysis of the main methods of working with a mobile application, revealing the independent, creative work of students in the classroom in a modern school.
References
1. Kasatkina N.N. (2017), Issledovaniye gotovnosti studentov vuza k mobil'nomu obucheniyu [Research of the readiness of university students for mobile learning]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 6, 133-138 (In Russian).
2. Luzgina V.B. & Stakhovskaya Zh.A. (2016), Opyt ispol'zovaniya mobil'nykh tekhnologiy v obrazovatel'noy srede vuza [Experience of using mobile technologies in the educational environment of the university]. Obra-zovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo, 3, 19, 463-472 (In Russian).
3. Man'shin M.Ye. (2019), Ispol'zovaniye mobil'nykh prilozheniy (pleykastov, buktreylerov) na urokakh literatury [Using mobile applications (playcasts, book trailers) in literature lessons]. Izvestiya VGPU. Pedagog-icheskiye nauki, 3 (136), 46-49 (In Russian).
4. Tolstaya F. "Zhivyye stranitsy" oblegchat shkol'nikam vospriyatiye literaturnoy klassiki: interv'yu ["Living Pages" will facilitate the perception of literary classics for schoolchildren: interview]. Sayt "Informatsionnoye agentstvo Rossii "Tass" [Russian Information Agency "Tass"]. Available at: https://tass.ru/interviews/5958685 (Accessed: 30.05.2020). (In Russian).
5. Skulachev A.A. & Fedorov S.V. Izuchayem "Voynu i mir" s pomoshch'yu prilozheniya «Zhivyye stranitsy» [We study "War and Peace" using the application "Living Pages"]. Sayt "Ofitsial'nyy sayt assotsiatsii gil'dii slovesnikov Rossii " [Official website of the Association of the Guild of Russian Language Literatureists]. Available at:
« https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/izuchaem-vojnu-i-mir-on s-pomoshch-yu-prilozheniya-zhivye-stranitsy-metodicheskie-rekomendatsii. | html (Accessed: 30.05.2020). (In Russian).
^ 6. Kudryavtsev A.V. (2016), Osnovnyye vozmozhnosti ispol'zovaniya
^ mobil'nykh ustroystv v sisteme vysshego obrazovaniya [The main possibilities
£
of using mobile devices in the system of higher education]. Pedagogichesko-ye obrazovaniye v Rossii, 7, 66-70. (In Russian).
7. Khomenko O.V. (2018), Realizatsiya mobil'nogo obucheniya na primere Portala mobil'nogo kontenta OmGTU [Implementation of mobile learning on the example of the OmSTU Mobile Content Portal]. Obra-zovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo, 2, 21, 374-380 (In Russian).
o b
a p p
i c
a
i
o
n
e p
age
to
(6
a
n s P a n
1 s
R
de n
P l
o
3—1 o
cC c
R
"a
a O
S n
s
1
¡e
2
R ae