Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход в преподавании литературы (на материале сказки А. Усачева "Бова-королевич)'

Системно-деятельностный подход в преподавании литературы (на материале сказки А. Усачева "Бова-королевич) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / АВТОР / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / УРОК / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / FAIRY TALE / AUTHOR / WORK / LESSON / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ирина Михайловна, Критинина Елена Анатольевна

Системно-деятельностный подход в обучении представляет собой интеграцию двух соответствующих психолого-педагогических подходов, а также является методологической основой реализации современных образовательных стандартов. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при этом строится как сотрудничество с учителем, когда обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса. В частности, на уроках литературы, построенных в соответствии с этим подходом, у учеников формируется читательская компетенция, как они осваивают разные способы работы с художественным текстом. Впервые реализация системно-деятельностного подхода на уроке литературы рассматривается нами на материале сказки Андрея Усачёва «Бова-королевич». Мы разработали комплекс заданий. Он основан, прежде всего, на раскрытии художественного своеобразия сказки А. Усачёва. Для каждого этапа урока: этап целеполагания, открытия нового знания, первичного усвоения новых знаний, творческого применения и добывания знаний в новой ситуации, рефлексии с использованием активных методов и приёмов обучения. Для этого мы применили поисковый, коммуникативный, проблемный, исследовательский и коллективно-творческий методы, а также приёмы антиципации, лексической работы, чтения, комментирования и анализа произведения, составления синквейна. Таким образом, мы предложили опыт организации учебного процесса в рамках системно-деятельностного подхода на новом материале. При этом выяснилось, что совместная деятельность с учителем при обучении литературе в школе способствует развитию мыслительной активности учеников, усвоению новых знаний, формированию читательской компетенции, интереса к слову и содержанию художественного текста, организации учебного сотрудничества, реализации умения выражать своё мнение, освоению навыков анализа и интерпретации произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ирина Михайловна, Критинина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-PERFORMANCE APPROACH IN TEACHING LITERATURE (ON THE MATERIAL OF A. USACHEV TALE "BOVA-KOROLEVICH")

The system-activity approach to learning is an integration of two corresponding psychological and pedagogical approaches. The organization of educational and cognitive activity of students in this case is built as cooperation with the teacher, when the students become active participants in the educational process. In particular, pupils’ reading competence is formed in the literature lessons of students, they master the ways of working with literary text. The implementation of a system-activity approach in a literature lesson is examined on the material of the Bova-Korolevich fairy tale by Andrey Usachev. At all stages of the lesson (the stage of goal-setting, the discovery of new knowledge, the primary assimilation of new knowledge, the creative application and acquisition of knowledge in a new situation, reflection), active methods and techniques of teaching are used. For example, search, communication, problem, research and collective creative methods, as well as techniques of anticipation, lexical work, reading and commenting on the text, analyzing the ideological and thematic and artistic originality of the work, composing sinkvejn. Thus, a system-activity approach in the process of teaching literature at school contributes to the development of the mental activity of students, the assimilation of new knowledge, the formation of reading competence, interest in the word and content of the artistic text, the organization of academic cooperation, the implementation of the ability to express one’s opinion, the development of analysis skills and interpretations of the work.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход в преподавании литературы (на материале сказки А. Усачева "Бова-королевич)»

DOI: 10.25198/1814-6457-217-15

УДК 37.091.3:373.5.016:82-343.4Усачёв

Борисова И.М., Критинина Е.А.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: rusfil@mail.osu.ru

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ А. УСАЧЕВА «БОВА-КОРОЛЕВИЧ)

Системно-деятельностный подход в обучении представляет собой интеграцию двух соответствующих психолого-педагогических подходов, а также является методологической основой реализации современных образовательных стандартов. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при этом строится как сотрудничество с учителем, когда обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса. В частности, на уроках литературы, построенных в соответствии с этим подходом, у учеников формируется читательская компетенция, как они осваивают разные способы работы с художественным текстом.

Впервые реализация системно-деятельностного подхода на уроке литературы рассматривается нами на материале сказки Андрея Усачёва «Бова-королевич». Мы разработали комплекс заданий. Он основан, прежде всего, на раскрытии художественного своеобразия сказки А. Усачёва. Для каждого этапа урока: этап целепо-лагания, открытия нового знания, первичного усвоения новых знаний, творческого применения и добывания знаний в новой ситуации, рефлексии - с использованием активных методов и приёмов обучения. Для этого мы применили поисковый, коммуникативный, проблемный, исследовательский и коллективно-творческий методы, а также приёмы антиципации, лексической работы, чтения, комментирования и анализа произведения, составления синквейна.

Таким образом, мы предложили опыт организации учебного процесса в рамках системно-деятельностного подхода на новом материале. При этом выяснилось, что совместная деятельность с учителем при обучении литературе в школе способствует развитию мыслительной активности учеников, усвоению новых знаний, формированию читательской компетенции, интереса к слову и содержанию художественного текста, организации учебного сотрудничества, реализации умения выражать своё мнение, освоению навыков анализа и интерпретации произведения.

Ключевые слова: сказка, автор, произведение, урок, системно-деятельностный подход.

Borisova I.M., Kritinina E.A.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: rusfil@mail.osu.ru

SYSTEM-PERFORMANCE APPROACH IN TEACHING LITERATURE (ON THE MATERIAL OF A. USACHEV TALE «BOVA-KOROLEVICH»)

The system-activity approach to learning is an integration of two corresponding psychological and pedagogical approaches. The organization of educational and cognitive activity of students in this case is built as cooperation with the teacher, when the students become active participants in the educational process. In particular, pupils' reading competence is formed in the literature lessons of students, they master the ways of working with literary text.

The implementation of a system-activity approach in a literature lesson is examined on the material of the Bova-Korolevich fairy tale by Andrey Usachev. At all stages of the lesson (the stage of goal-setting, the discovery of new knowledge, the primary assimilation of new knowledge, the creative application and acquisition of knowledge in a new situation, reflection), active methods and techniques of teaching are used. For example, search, communication, problem, research and collective creative methods, as well as techniques of anticipation, lexical work, reading and commenting on the text, analyzing the ideological and thematic and artistic originality of the work, composing sinkvejn.

Thus, a system-activity approach in the process of teaching literature at school contributes to the development of the mental activity of students, the assimilation of new knowledge, the formation of reading competence, interest in the word and content of the artistic text, the organization of academic cooperation, the implementation of the ability to express one's opinion, the development of analysis skills and interpretations of the work.

Key words: fairy tale, author, work, lesson, system-activity approach.

В настоящее время в методике обучения особую роль приобретает формирование читательской компетенции учащихся (И.А. Зимняя). Сам термин «читательская компетенция» включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен сам

планировать и осуществлять работу по освоению текстов. Традиционно это соотносится с литературой как с учебным предметом и рассматривается в разрезе художественных текстов. Работа с текстом имеет надпредметный характер. В решении проблемы формирования читатель-

ской компетенции особое значение приобретает использование системно-деятельностного подхода в обучении литературе. В свою очередь системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент стандарта. Системно-деятельностный подход объединяет системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностный (Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Р. Лурия). Сущностная взаимосвязь процессов формирования личности с деятельностью исследуется в психологии (А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Ко-стюк). Педагогическое значение деятельност-ного подхода показал в своих работах А.Н. Леонтьев. Деятельностный подход основывается на понятиях методологической версии теории деятельности (О.С. Анисимов, Ю.Г. Громы -ко, А.А. Дергач). Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредмет-ного содержания (А.В. Хуторской).

«Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, учение рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность. Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основной педагогической задачей - создание и организация условий, инициирующих детское действие» [6, с. 37].

Реализация системно-деятельностного подхода опирается на активные методы обучения: проблемный, исследовательский, поисковый, коммуникативный, метод коллективной творческой деятельности. Опытом организации учебного процесса в рамках этого подхода делятся многие методисты и учителя [2] - [5], [7] - [9].

В настоящей статье представим урок литературы, урок открытия новых знаний в рамках

системно-деятельностного подхода на материале сказки А.С. Усачева «Бова- королевич». Насколько нам известно, методических и литературоведческих работ по этому произведению пока нет.

1. Этап целеполагания.

На данном этапе учитель использует прием антиципации (догадка, предвосхищение). Дети читают отрывок из сказки «Бова-королевич». В процессе чтения обучающиеся предполагают, о чем пойдет речь на уроке. Такой приём позволяет достичь высокой интеллектуальной активности.

«У короля Видона родился Бова. Королева Милитриса ненавидит Видона и посылает слугу к его заклятому врагу - королю Дадону. Дадон с войском подстерегает отца Бовы на охоте и убивает... Такое, хотя и редко случается, но иногда бывает.

В некотором царстве, в некотором государстве, в стольном городе Антон жил-был славный король Видон. Король Видон был славен делами: украсил он город храмами с золотыми куполами: маковками да луковками.

И летел с колоколен малиновый звон:

Дин-дон, дин-дон, дин-дон, дин-дон...

Да здравствует православный король Ви-дон!» [10, с. 1].

Учитель уточняет понимание прочитанного отрывка:

- Кто желает поделиться своими мыслями?

- О чем будем говорить на уроке?

Дети предполагают, что на уроке речь пойдет о сказке.

Вопросы учителя:

- Какие аргументы вы можете привести?

Возможные варианты ответов:

- В отрывке повествуется о короле и королеве.

- Есть присказка - «жил-был».

- Динамичный сюжет: Королева Милитриса ненавидит Видона и посылает слугу к его заклятому врагу - королю Дадону. Дадон с войском подстерегает отца Бовы на охоте и убивает.

Дети определяют тему и цель урока. Учитель конкретизирует ответы учащихся:

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Андрея Усачева «Бова-королевич». Цель урока: выявить художественные особенности сказки.

Системно-деятельностный подход в преподавании...

Борисова И.М., Критинина Е.А._

2. Этап открытия нового знания.

Учитель предлагает познакомиться с автором сказки. Уточняет имеющиеся представления об авторе.

Учитель:

- Что вы знаете об авторе сказки?

- Что хотели бы узнать?

Определив степень знания и незнания, педагог дополняет представления обучающихся об авторе произведения.

Слово учителя об авторе.

Андрей Усачев один из ярких авторов современной сказки. Андрей Усачев автор более 250 книг для детей. Первые книги Андрея Усачева вышли в 1991 г., вскоре последовала победа на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей, и он стал одной из самых знаменитых фигур в современной детской литературе. Юмор, игра слов, оригинальный ритм и легкая ирония - основа поэтической фантазии Андрея Усачева.

Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».

Пишет автор в различных жанрах. Сказка -один из «любимых». Андрей Усачев написал поэтическую трактовку русской волшебной богатырской повести о доблестном рыцаре Бове.

Затем учитель организует работу над заглавием произведения. Заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он связан с содержательным элементом (основной мыслью, тезисом, образом героя).

Варианты заданий:

- Подумайте, почему автор так назвал сказку?

- Предложите свои варианты заглавия.

3. Этап первичного усвоения новых знаний.

На уроках литературного чтения большое внимание уделяется лексической стороне слова. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется, главным образом, путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.

Сначала учитель предлагает объяснить выражение «змеиное сало» с помощью справочного материала.

Змея является известным персонажем в фольклоре славян, в том числе в устном народном творчестве русского народа. Она встречается в заговорах, поверьях, приметах, сказках и легендах. Есть ещё один персонаж - змей, который появляется в жанрах былин и духовных стихов. Змея «выступает как чудесный помощник героя, тогда как змей чаще всего является его противником», «типичный змей - персонаж демонический, чуждый и устрашающий, типичная сказочная змея - расположенный к герою и куда более привлекательный» [1, с. 3].

Таким образом, змеиное сало в повести Андрея Усачева несет в себе отрицательное начало. Это вредоносное существо, принадлежащее подземному миру, способное причинить человеку вред.

Перед ознакомительным чтением может быть организована словарная работа.

«Басурман», «басурманин» - обозначение человека иной (нехристианской) веры - иноверец, иноземец.

«Убраться восвояси» - 1) обратно (туда, откуда пришел, приехал; 2) на место постоянного жительства, пребывания.

«Мой меч - твоя голова с плеч» - констатация своей силы, могущества над кем-то, возможности распоряжаться чужой судьбой.

Продуктивным способом толкования слов является подбор синонимов. Работа с синонимами развивает внимание и интерес к слову, делает речь более точной и выразительной, формирует чувство языка, активизирует умственную деятельность. В качестве справочной литературы можно предложить словари синонимов.

Учитель предлагает подобрать синонимы к выражениям из сказки Андрея Усачева: заклятый враг, лютой смертью, богатырский конь, удалый рыцарь, доспехи, меч-кладенец.

Слова для справок: недоброжелатель, ненавистник, враг, преследователь; жестокая, злая; могучий, сильный, отважный, бесстрашный, неустрашимый, смелый, мужественный; булат, клинок, меч; снаряжение.

Ознакомительное чтение: учащиеся самостоятельно читают текст.

Учитель проверяет первичное понимание прочитанного текста. Для этого можно предложить следующие вопросы:

- Образы каких героев в сказке самые яркие, самые запоминающиеся?

- Назовите героев сказки, которые совершают добрые дела.

- Кого отнесём к отрицательным героям?

Творческое применение и добывание знаний

в новой ситуации (групповая работа): учитель просит найти ответы на вопросы и подтвердить примерами из текста, в результате дети перечитывают текст для решения конкретных задач.

Варианты заданий:

- Каким представляете главного героя?

- Как красота помогала Бове?

- Какую роль выполняют волшебные предметы?

- Как в сказке были вознаграждены положительные герои?

Также можно попросить детей привести доказательства из текста на выдвинутый тезис: Бова - это человек с идеалистическими наклонностями, носитель таких качеств, как привязчивость, влюбчивость, стремление видеть «эталон» во всем, что попадается на глаза.

4. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Повторное обращение к заглавию сказки позволит определить связь заглавия, темы, главной мысли автора.

- Сформулируйте основную мысль текста.

- Озаглавьте текст, чтобы в названии отражалась его тема.

Перед учителем литературы стоит задача формирования у учащихся литературоведческих представлений. При работе над произведением литературные понятия вычленяются и осмысливаются.

Работа может быть организована следующим образом: учитель предлагает определить литературное понятие. При организации такой работы можно пользоваться литературоведческим словарем читателя. Работа в паре позволит реализовать цель системно-деятельностного подхода - ориентация на развитие личности обучающегося.

Отрывки из сказки: «А Бова начал войско Салтана лупить, грозным сиянием басурманов

слепить: кого копьем не достал, конем потоптал... А остатки бросились удирать без оглядки» [10, с. 32];

«- Салтан Салтанович, берегись! Выехал из города сияющий витязь: Сына вашего Лукопера убил, Почти сто тысяч войска поил. Если сюда прибудет -Большая беда нам будет!» [10, с. 32].

- Какое историческое событие напоминает этот эпизод?

- Как называется такой прием в литературе?

Образность сказки создается с помощью разных изобразительно-выразительных средств. Ученики находят эпитеты и сравнения в тексте произведения. Это позволяет лучше понять текст и способствует поиску конкретной информации.

Милитриса: «прекрасная», наливное яблочко, с позолоченной улыбкой, Дадон - черная душа, Дружнева - «прекрасная» королева, как майская роза, Бова - золотой, сияющий витязь. Богатырский конь - постоянный эпитет.

Сравнение создает аналогии: Милитриса кругла и румяна как яблочко, личико как пасхальное яичко, зубы Бовы словно жемчуг, как солнце, сияют как маяк, как заря засветятся, словно радуга. Ресницы у Зульфии словно перья павлина, брови как два лука.

Учитель может предложить работу с тропами и фигурами в конкретных отрывках произведения.

Автор использует гиперболу для обозначения протяженности сказочного времени и пространства:

«Ударили друг друга копьями -Сколько волка ни корми - он все в лес смотрит

В небе гром прогремел,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ударили в другой раз -

Тучи на землю посыпались...

В третий раз съехались Лукопер с Бовой,

Засверкал Бова молнией грозовой

И пробил Лукоперу его чугунный котел,

И мертвым упал богатырь Лукопер».

[10, с. 30]

«Ехал Бова девять дней и ночей. И нигде ему не встретились ни река, ни ручей,

Системно-деятельностныи подход в преподавании...

Борисова И.М., Критинина Е.А._

Ни лужи в пустыне, ни пруда, Лишь холмы как горбы у верблюда».

[10, с. 37]

«Как пошел Бова рубить войско: Там, где лес стоял, стала просека, А где просека - там лежат дрова...»

[10, с. 51]

«Помчался Полкан, как огромный пес: Проскакивает сразу по семь-восемь верст, Где появится - люди пугаются, Даже тигры и львы разбегаются...»

[10, с. 61]

В сказке есть повторы. Повторы являются частыми фигурами в литературных сказках. «Прекрасная» Дружнева оборвала нитку бисера от волнения перед свиданием с Бовой. Во второй раз Дружнева порвала весь жемчуг» [10, с. 19].

5. Этап рефлексии.

Педагог предлагает составить синквейн. Синквейн - методический прием, который представляет собой составление стихотворения из пяти строк. Написание синквейна способствует активизации умственной деятельности обучающихся на заключительном этапе урока. Синквейн помогает проверить глубину понимания прочитанного текста, а также способность ученика грамотно выражать свои мысли. Такую работу можно организовать в паре или группе. Учитель:

- Попробуйте написать синквейн про героя, который вам больше всего понравился. Пример синквейна: Бова

Смелый, храбрый. Убегает, спасается, побеждает. Герой, который все преодолевает. Рыцарь.

6. Заключительное слово учителя.

Благодаря писателю и поэту А. А. Усачеву

мы познакомились с авторским пересказом богатырской повести о доблестном рыцаре Бове Гвидоновиче, который преодолевает все испытания и в конце сказки получает награду -женится на Дружневе и царствует справедливо. В Россию повесть попала переводом через итальянский, сербский и белорусский языки. В ХУ11-Х1Х веках Бова имел в России огромную популярность. В книге А.А. Усачева есть

примечание о том, как иноземный рыцарь стал нашим королевичем Бовой, что такое лубок, как печатались и продавались лубочные картинки. Сам автор использует в основном раёшный стих (подходящий для сопровождения лубочных картинок) и рифмованную прозу.

Вдумчивое чтение книги помогло выявить некоторые особенности сказки, каждый из вас попробовал себя в роли исследователя.

Таким образом, технология системно-деятельностного подхода помогает разрешить противоречия между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика на уроках литературы. Прием антиципации влияет на развитие разного рода предвосхищений: учащиеся определяют тему, обозначают цель и задачи урока. Это активизирует мыслительные процессы, формирует внутреннюю мотивацию к учению. Создание психологически комфортной обстановки на этапе открытия нового знания позволяет выявить степень «знания» и «незнания» и способствует формированию личностных качеств обучающихся, усвоению нового материала. Организация продуктивной работы над лексическим значением слова на этапе первичного усвоения знаний помогает раскрыть содержание художественного текста, поддерживает формирование интереса к слову. Особое внимание на уроке отводится работе с текстом. Поиск информации, комментирование текста, самоконтроль, интерпретация способствуют формированию ключевых компетентностей личности обучающегося. Литературоведческие понятия формируются в процессе практической деятельности. Работа над ними помогает осмыслить художественное произведение во всем его многообразии. Использование приема «синквейн» позволяет проверить степень понимания литературного произведения, а также позволяет формировать умение грамотно выражать свои мысли. Системно-деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует самореализации, организует учебное сотрудничество в познавательной деятельности. Сказка Андрея Усачева «Бова-королевич» содержит богатый материал для уроков литературы в рамках данного подхода.

16.02.2018

Список литературы:

1. Абросимова, Д. Змея в русском фольклоре / Д. Абросимова // Газета «Кижи». - 20i2. - №11.

2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. -2009. - №4. - С. 18-22.

3. Валюженич, М.В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации / М.В. Валюженич // Профильная школа. - 20i3. -№4. - С. 59.

4. Коваль, П.П. Системно-деятельностный обоснованный подход к управлению школой / П.П. Коваль // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 20i5. - №2. - С. 37-41.

5. Кокарева, З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода / З.А. Кокарева // Пачальная школа плюс до и после. - 20i3. - №7. - С. 3.

6. Котова, С.К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС ПОО / С.К. Котова // Паучно-методический электронный журнал «Концепт». - 20^. - Т. i9. - С. 37-41.

7. Пебренчин, А.В. Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты / А.В. Пебренчин // Молодой ученый. - 20i5. - №24. - С. i090-i092.

8. Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе / В.А. Основина // Методист. - 20i3. - №7. - С. 54.

9. Серебрякова, Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников / Л. А. Серебрякова // Методист. - 20ii. - №2. - С. i4.

10. Усачев, А.А. Бова-королевич / А.А. Усачев. - М.: РОСМЭП, 20i3. - 80 c.

11. Fallon, E. An Activity-based Approach to the Learning and Teaching of Research Methods: Measuring Student Engagement and Learning [Электронный ресурс] / E. Fallon, S. Walsh, T. Prendergast // Irish Journal of Academic Practice. - 20i3. - №б. - Т. 2.

- Вып. i. - Статья 2. - Режим доступа: https://arrow.dit.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=i0i9&context=ijap.

12. Priman, J. An Activity Theory approach to surfacing the pedagogical object in a primary school mathematics classroom [Электронный ресурс] / J. ^rdman // Critical Social Studies. - 2007. - i. - С. 53-б9. - Режим доступа: https://tidsskrift.dk/outlines/article/ download/2086/1850/

13. ^oharan, P. Effectiveness of Activity - Based - Learning Methodology for Elementary School Education [Электронный ресурс] / P. ^oharan, T. Nadu. - 2011. - 87 р. - Режим доступа: https://www.cry.org/resources/pdf/NCRRF/Prabha_Пariharan_20i0_Report. pdf

14. Hedegaard, M. A New Approach to Learning in Classrooms [Электронный ресурс] / M. ^degaard. - 2001. - 27 p. - Режим доступа: http://www.hum.au.dk/ckulturf/pages/publications/mh/new_approach.pdf

References:

1. Abrosimova D. Snake in Russian folklore. Gazeta «Kizhi» [The newspaper «Kizhi»], 2012, no 11.

2. Asmolov A.G. System-activity approach to the development of new generation standards. Pedagogika [Pedagogy], 2009, no 4, pp. 18-22.

3. Valyuzhenich M.V. Activity approach in professional adaptation. Profil'naya shkola [Profile school], 2013, no 4, p. 59.

4. Koval' N.N. System-based activity-based approach to school management. Azimut nauchnyh issledovanij: ehkonomika i upravlenie [The azimuth of scientific research: economics and management], 2015, no 2, p. 37-41.

5. Kokareva Z.A. Designing lessons and extracurricular activities from the point of view of the system-activity approach. Nachal'naya shkola plyus do iposle [Primary school plus before and after], 2013, no 7, p. 3.

6. Kotova S.K. System-activity approach in the implementation of the GEF NOO. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodical electronic journal «Concept»], 201б, no 19, pp. 37-41.

7. Nebrenchin A.V. Designing a modern lesson in accordance with the principles of the system-activity approach: psychological and pedagogical aspects. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no 24, pp. 1090-1092.

8. Osnovina V.A. Design and organization of the educational process on a system-activity basis. Metodist [Methodist], 2013, no 7, p. 54.

9. Serebryakova L.A. System-activity approach as a condition for the formation of key competences of schoolchildren. Metodist [Methodist], 2011, no 2, p. 14.

10. Usachev A.A. Bova-korolevich [Bova-prince]. Moscow, ROSMEHN, 2013, 80 p.

11. Fallon E., Walsh S., Prendergast T. An Activity-based Approach to the Learning and Teaching of Research Methods: Measuring Student Engagement and Learning. Irish Journal of Academic Practice, 2013, no б, volume 2, issue 1, article 2. Available at: https://arrow.dit.ie/cgi/ viewcontent.cgi?article=i0i9&context=ijap

12. Priman J. An Activity Theory approach to surfacing the pedagogical object in a primary school mathematics classroom. Critical Social Studies, 2007, no. 1, pp. 53-б9. Available at: https://tidsskrift.dk/outlines/article/download/208б/i850/.

13. ^riharan P., Nadu T. Effectiveness of Activity—Based—Learning Methodology for Elementary School Education. 2011, 87 р. Available at: https://www.cry. org/resources/pdf/NCRRF/Prabha_Пariharan_20i0_Report.pdf

14. №degaard M. A New Approach to Learning in Classrooms. 2001, 27 p. Available at: http://www.hum.au.dk/ckulturf/pages/publications/ mh/new_approach.pdf

Сведения об авторах:

Борисова Ирина Михайловна, доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент 4б0018, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13

Критинина Елена Анатольевна, сотрудник МОБУ «Лицей №3», магистрант Оренбургского государственного университета 4б0048, г. Оренбург, ул. Монтажников, д. 14, корп. 2, тел. 8(3532)75-72-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.