Научная статья на тему 'КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВО ВРЕМЯ УРОКОВ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВО ВРЕМЯ УРОКОВ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ЧИТАТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимранова Ю.А.

Введение. В настоящее время в рамках ФГОС можно выделить важнейшую задачу литературного образования - формирование самостоятельной, креативной, творческой личности с критическим мышлением, что предполагает привлечение новых методов обучения. Квест-технологии на уроке литературы как в школе, так и в вузе являются эффективным подспорьем для учителя. Навыки грамотного использования данного способа обучения необходимы для изучения будущими учителями-филологами в современной высшей школе. Материалы и методы . В исследовании были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов. Исследование готовности студентов проведено на базе третьего курса филологического факультета. Результаты . Статья содержит анализ анкетирования студентов о необходимости использования квест-технологий как с технической, так и с психологической точки зрения. По результатам опроса установлены основные проблемы в использовании данного вида работы. Также проанализированы виды квест-технологий в методике обучения литературе. Обсуждение . В статье проанализированы особенности применения квест-технологий в методике обучения литературе. Представлены методические рекомендации будущим учителям к проведению уроков-квестов. Методические советы и рекомендации к организации урока литературы с применением квест-технологии позволяют учителям-филологам обращаться к новому, активизирующему внимание учащихся виду работы при подготовке конспектов уроков. Заключение . Разработанные рекомендации к организации урока литературы с применением квест-технологий позволяют работать не только над формированием самостоятельной и активной личности школьников, но и над развитием творческого читателя, что является одной из приоритетных задач современного литературного образования. Основные положения: - проанализированы результаты анкетирования студентов о необходимости использования квест-технологий как с технической, так и с психологической точки зрения; - представлены рекомендации к использованию квест-технологий на уроках литературы; - выделены основные приемы, позволяющие применять квест-технологии во время учебного процесса; - приведены результаты анализа основных методов работы с квест-технологиями, раскрывающих самостоятельную, креативную работу учащихся на уроке в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ACTIVATING THE STUDENTS OF THE PHILOLOGY FACULTY DURING LESSONS OF STUDYING RUSSIAN LITERATURE

Introduction. Currently, within the framework of the Federal State Educational Standard, one can single out the most important task of literary education - the formation of an independent, creative, creative personality with critical thinking, which involves the attraction of new teaching methods. Quest technologies in the literature class both at school and at the university are an effective help for the teacher. The skills of the competent use of this method of teaching are necessary for the study of future teachers-philologists in modern higher education. Materials and methods. The study used the methods of comparative and hermeneutic analyzes. The study of student readiness was carried out on the basis of the 4-th year of the Faculty of Philology. Results. The article contains an analysis of the questioning of students about the need to use quest technologies from both a technical and a psychological point of view. Based on the results of the survey, the main problems in the use of this type of work were identified. Also analyzed are the types of quest technologies in the methods of teaching literature. Discussion. The article analyzes the features of the application of quest technologies in the methods of teaching literature. Methodical recommendations for future teachers for conducting quest lessons are presented. Methodological advices and recommendations for organizing a literature lesson using quest technology allow teachers-philologists to turn to a new type of work that activates students' attention when preparing lesson abstracts. Conclusion. The developed recommendations for organizing a literature lesson using quest technologies make it possible to work not only on the formation of an independent and active personality of schoolchildren, but also on the development of a creative reader, which is one of the priority tasks of modern literary education. Highlights: The results of the questioning of students about the need to use quest technologies from both a technical and a psychological point of view have been analyzed; Recommendations for the use of quest technologies in literature lessons are presented; Highlighted the main techniques that allow the use of quest technologies during the educational process; The results of the analysis of the main methods of working with quest technologies are presented, revealing the independent, creative work of students in the classroom in a modern school.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВО ВРЕМЯ УРОКОВ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

а

«о

о ж а

!

§

Научная статья

УДК 378.937 : 8(07)

ББК 74.480.26 : 74.268.3

DOI 10.25588/CSPU.2021.24.60.002

Ю. А. Гимранова

ORCID № 0000-0002-8764-5439 Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и методики обучения литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: gimranovajua@cspu.ru

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВО ВРЕМЯ УРОКОВ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Введение. В настоящее время в рамках ФГОС можно выделить важнейшую задачу литературного образования — формирование самостоятельной, креативной, творческой личности с критическим мышлением, что предполагает привлечение новых методов обучения. Квест-технологии на уроке литературы как в школе, так и в вузе являются эффективным подспорьем для учителя. Навыки грамотного использования данного способа обучения необходимы для изучения будущими учителями-филологами в современной высшей школе.

Материалы и методы. В исследовании были использованы методики сопоставительного и герменевтического анализов. Исследование готовности студентов проведено на базе третьего курса филологического факультета.

Результаты. Статья содержит анализ анкетирования студентов о необходимости использования квест-технологий как с технической, так и с психологической точки зрения. По результатам опроса установлены основные проблемы в использовании данного вида работы. Также проанализированы виды квест-технологий в методике обучения литературе.

@ Гимранова Ю. А., 2021

Обсуждение. В статье проанализированы особенности при- ^

с

менения квест-технологий в методике обучения литературе. Предс- § тавлены методические рекомендации будущим учителям к прове- |

ж

дению уроков-квестов. Методические советы и рекомендации к ор- §

и

ганизации урока литературы с применением квест-технологии поз- и

*

а с

3

е с

воляют учителям-филологам обращаться к новому, активизирую -щему внимание учащихся виду работы при подготовке конспектов уроков. |

о

Заключение. Разработанные рекомендации к организации * урока литературы с применением квест-технологий позволяют ра- | ботать не только над формированием самостоятельной и активной личности школьников, но и над развитием творческого читателя,

у

что является одной из приоритетных задач современного литера- е турного образования. О

Ключевые слова: квест-технологии; урок литературы; и творческий читатель; самостоятельная работа.

1 Введение (Introduction)

В настоящий момент происходит активное внедрение в процесс обучения новых методов работы, причем не только из учебных и технических сфер, но и из досуговых практик (квест-технологии, суды, интервью, дискуссии, ток-шоу (например, «Где логика?») и пр.). Так проявляется обязательное условие современ-

а -к к к

о

л л

о

Основные положения: ч

ес

проанализированы результаты анкетирования студентов о О

о

необходимости использования квест-технологий как с технической, ^

а

так и с психологической точки зрения; у

- представлены рекомендации к использованию квест-технологий на уроках литературы;

выделены основные приемы, позволяющие применять 3 квест-технологии во время учебного процесса;

- приведены результаты анализа основных методов работы с квест-технологиями, раскрывающих самостоятельную, креативную работу учащихся на уроке в современной школе. Ч

л ж

I

о

о

о §

Й ^

к

S 3

3 о*

ного высшего педагогического образования: обучение будущих учителей обязано быть разносторонним, ведь студент должен быть готов к использованию данных технологий на предс-тоящих занятиях. Перед обращением к квест-технологиям в рамках урока литературы необходимо провести исследование как психологической готовности студентов к использованию игровых методов в учебном процессе, так и технической оснащенности, игровой компетентности студентов к данному виду работы, ведь «образовательный квест — проблемное поисковое занятие, в каком-то смысле альтернатива традиционному уроку, реализующее образовательные задачи посредством ролевой игры-путешествия» [1, 84], а также «повышающий интерес к изучаемому предмету» [2, 90].

Игровые методы на уроках литературы активизируют внимание учащихся, делают урок динамичным, интерактивным, подвижным и современным. Также мы считаем наиболее важным то, что они делают путь получения новых знаний учащимся индивидуальным, развивают самостоятельность в работе по интерпретации идейно-авторской концепции художественного текста. Целью статьи является исследование особенностей применения квест-технологий в процессе изучения русской литературы, готовности студентов к использованию игровых методов обучения в целом, а также разработка рекомендаций к организации урока литературы с применением квест-технологий в частности. 2 Материалы и методы (Materials and methods) В исследовании применения квест-технологий в качестве средства активизации на уроках литературы принял участие третий курс филологического факультета ЮУрГГПУ. Также в рамках курса «Методика обучения литературе» были проведены занятия с применением квест-технологий во время изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», что послужило формированию рекомендаций по

ар использованию данной работы в школьном и вузовском обучении

ми

^ литературе. Для решения поставленной цели были использованы ме-

gj тодики сопоставительного и герменевтического анализов.

3 Результаты (Results) №

л

Перед использованием квест-технологий на третьем курсе | филологического факультета было проведено анкетирование сту- | дентов с целью исследования информированности учащихся о данном приеме, а также их готовности к такому виду работы. Основываясь на опросах, неоднократно проводимых в вузах России [3], мы

§

о

^

к

к *

а *

л

выстроили анкету для сорока одного студента и проанализировали ^

результаты, составив диаграммы ответов по каждому вопросу:

Какие вы знаете квест-игры, которые могли бы быть положены в основу обучения на уроке литературы? (рисунок 2).

Играли ли вы в квесты? (рисунок 1). а

а -к

№ № О

Нет - 6 1

Редко 8 №

Да, часто

g §

27 I

О

0 5 10 15 20 25 30 §

о ^

аа

Рисунок 1 — Ответы на первый вопрос и их количественное соот- g ношение.

Figure 1 — Answers to the first question and their quantitative

о

ratio 3

о §

S

Л I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I О

О О ао

Ki g

3

is 3

o-

Рисунок 2 — Ответы на третий вопрос и их процентное соотношение

Figure 2 — Answers to the third question and their percentage ratio

Какие виды квест-игры Вы бы могли выделить? (рисунок 3).

Рисунок 3 — Ответы на четвертый вопрос и их процентное соот-

ва

но ношение

а

g Figure 3 — Answers to the fourth question and their percentage

^ ratio

§

Как Вы оцениваете свою готовность к использованию квест-технологий на уроке литературы? (рисунок 4).

е

О

Сомневаюсь 10 %

Не готов 0 %

ISsSsSsSsSss. SsSsSsSsSsSsSj. SsSsSsSsSsSsSsSsj SsSsSsSsSsSsSsSsSs; SsSsSsSsSsSsSsSsSsSs. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsS, SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsj SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsS. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs; SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs;

sSsr* sSsSsS/t sSsSsSsSss."* SsSsSsSsSsSs^ sSsSsSsSsSsSsSs !4A FsSsSsSsSsSsSsSsS^

'SsSsSsSsSsSsSsSsSA?

sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs?* 'sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs}^

'sSfSfSfSfSsSsSfSfSfSsSs/SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSss 's/sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSss 'sSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSJ sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs. SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs/.-SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsS 'Ss/sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs 'sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs/sSsSsSsSsS SsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs 'Ss/sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs -Ss/sSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSs ч ssSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsSsS \

• SsSsSsSfSfSsSfSsSsS N

Готов 90 %

Рисунок 4 — Ответы на пятый вопрос и их процентное соотношение

Figure 4 — Answers to the fifth question and their percentage ratio

Что, на Ваш взгляд, будет самым трудным в организации урока литературы с использованием квест-технологий? (рисунок 5).

ж

g

о § № № а а а О 3 е д О

s

№ о

а

а

к №

№ О

д д

е ж

s о

№ №g

g о § № ч е О а о § о ^ а

s

№ о

3

3 о

ао №

ч е

ж

I

О О

О

ао g

3

3

о-

Отсутствие интереса у учащихся 2

Неумение играть на уроке 11

Отсутствие техники создания квеста 23

0 5 10 15 20 25

Рисунок 5 — Ответы на шестой вопрос и их количественное соотношение Figure 5 — Answers to the sixth question and their quantitative ratio

В процессе анализа ответов на вопросы теста были установлены проблемы в использовании нового метода обучения: плохое знание видов квест-технологий, малый опыт игры во время урока, а

&

05 № о

ж §

о

также боязнь использования данных методов в преподавании, что | делает актуальной проблему обучения студентов новыми средства- |

о Ч

л ^

о

№ О

а |

к

ми обучения. Поскольку мы прибегаем к применению квест- № технологии только в бумажном формате, без применения компьютерных ресурсов (хотя на данное время есть специальные приложения, которые облегчают создание заданий к квесту, например, Quizizz, формы Google, генератор QR-кодов и приложение для считывания этих кодов), проблема пагубного влияния на здоровье

а -к к к

о

учащихся данной технологии не выводилась в отдельном вопросе у

д

е

анкетирования. s

На данный момент существует несколько видов квест-

о

к

технологий: §

§

о

§

к

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о §

§ о

1) линейные (учащиеся переходят от задания к заданию постепенно);

2) круговые или кольцевые (переходя от одной задачи к другой, ученики возвращаются в начальную точку, где и происходит | подведение итогов игры); ^

3) штурмовые (у каждой команды свой темп прохождения и свой выбор этапов игры).

Структурная организация занятия с применением квест-

о 3

технологий следующая: учитель ставит задачу перед учениками и ^

распределяет роли между ними; дается список вопросов, представленный в виде цепочки заданий или карты; игроки выбирают путь выполнения поставленной задачи, рассчитывают оптимальный § путь решения задач (с большим количеством баллов); подведение итогов (возможно, призы участникам). Нами была разработана игра «Собери мертвые души», которая основывалась на линейном виде квест-технологии. Проведение такого занятия рассчитано на 40-45 минут, участие принимает весь класс, разделенный на четыре команды. Внутри исследовательской группы также было распределе-

ние по персонажам (количество персонажей можно как увеличить, так и уменьшить в зависимости от контингента учащихся). Например, при проведении занятия на третьем курсе филологического факультета (группа ОФ-315-075-5-1) деление было следующим:

- первая команда: «Чичиков и Со» (Чичиков, Селифан, Петрушка);

- вторая команда: «Помещики» (Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев, Коробочка);

- третья команда: «Руководство города N» (губернатор, губернаторша, вице-губернатор, председатель палаты);

- четвертая команда: «Служащие города N» (полицмейстер, почтмейстер, прокурор).

Задания в игре были представлены на карте, ход игры диктовался очередностью и подбрасыванием игрального кубика. Команды отвечали на вопросы, а последние 10 минут урока были отведены на рефлексию — каждая группа рассказывала о командных и индивидуальных целях: что помогало или помешало, какие интересные моменты из игры запомнились и как можно оценить данный формат урока.

На наш взгляд, активизация учащихся на уроке литературы с применением квест-технологий происходит за счет сочетания в таком уроке «элементов тренинга и творческого представления, дискуссии и сюжетно-ролевой игры, психодрамы и верёвочного курса» [4, 76]. Кроме этого, активную ученическую позицию во время таких игр вызывает эффект новинки, уникальности, поскольку каждый квест нестандартный, учитель придумывает и структурирует задания с учетом возможностей и интересов учащихся. Результат же (получение знаний по какой-либо теме) достигается в каждой группе по-разному из-за гибкого сценария квест-заданий, которые не только позволяют обходить одно задание для решения следую-

50

§ щего, но и позволяют создавать свой ход прохождения квеста.

«

^ 4 Обсуждение (Discussion)

с?

Следующие рекомендации к организации работы на уроке g> литературы с применением квест-технологий были нами выведены

Осознанное чтение и элементы пересказа применялись как

в процессе апробации игры «Собери мертвые души» среди студен- ^

Л

тов третьего курса филологического факультета ЮУрГГПУ в рам- 3 ках изучения предмета «Методика обучения литературе». |

Цели применения квест-технологий на уроке:

ж §

о

1. Возможность применения игрового метода подачи про- К

а |

л д о

граммного материала.

2. Эффективное использование времени на уроке-закреплении.

4. Снижение репродуктивной деятельности на занятии и увеличение проблемно-поисковой, коммуникативной. №

5. Подведение итогов по изучению конкретного произведения, обобщение авторской идейно-художественной концепции, поскольку «целью квеста является закрепление общего представления д

§

о сюжете, персонажах и конфликтах литературного произведения 3

за счет активных игровых и коммуникативных действий» [5, 163]. ^

Планирование урока с применением квест-технологий требует от педагога совмещения традиционных методов консультирования и анализа проблемного материала с организаторскими, творческими способностями. Также изменяется и роль учащихся: они

§ §

О

о к

Л

Л о

о

о

О

а

на уроке-квесте становятся активными, самостоятельными иссле- у дователями, игроками, от деятельности которых зависит получение итоговой информации. Учитель создает и обеспечивает условия успешного проявления творческой инициативы учеников и прохождения игры. Приемы работы, актуальные для урока с использованием квест-технологий, можно систематизировать по видам дея- О

№ О

№ Л

тельности учащихся: внимательное и осознанное чтение; пересказ прочитанного (подробный, выборочный, творческий, близкий к Ч тексту); анализ произведения; поиск разнообразной информации с

л

л §

к ¡о

помощью различных источников. О

о

| О

к

приемы при работе со следующими заданиями1: к

кй

а

примечание - Вопросы в заданиях даны в обобщенном характере, без у привязки к тексту Н. В. Гоголя, чтобы их можно было применить к разным текстам.

1. Прочитайте фрагмент текста и проанализируйте эмоции персонажа.

2. Как будет развиваться история персонажа исходя из событий в прочитанном вами отрывке?

3. Как разрешится описываемая ситуация в отрывке текста? Могли ли мы это предсказать и почему?

4. Скажите, почему данный герой совершает тот или иной поступок?

5. Как следует вести себя герою в ситуации, описанной в отрывке?

6. Какую можно дать характеристику персонажу по описанию его жилища?

7. Что может скрывать за внешним обликом персонаж? Как вы об этом догадались, по каким признакам?

Поиск разнообразной информации применялся при формулировке ответов на следующие вопросы:

1. Угадайте персонажа по описанию.

2. Угадайте персонажей по предметам на столе.

3. Как значение имени помогает раскрытию образа персонажа (обратитесь к этимологическому словарю)?

4. Приведите пример говорящих названий в тексте?

5. Как отзывался литературный критик о данном герое? Анализ художественного текста реализовывался в процессе

ответа на все вышеперечисленные вопросы, поскольку требовались развернутые, доказательные высказывания с выраженной точкой зрения. Для квеста использовались как классические вопросы в записках, загадки и шарады, так и продолжение логических рядов, цифровые шифровки, игры «Найди предмет», «Где логика?», «Выйди из лабиринта». На уроке с применением квест-технологий необходима такая организация работы, чтобы учащиеся самостоятельно находили необходимую информацию, обсуждали найденные материалы с одноклассниками и учителем, формулировали выводы. Игровой метод выступает только в качестве инструмента обобща-

а

О §

а

I

ющего урока, итогового анализа текста на разных уровнях: персо- ^

л

нажном, хронотопическом, историческом, смысловом. |

5 Заключение (Conclusion) |

Развитие компонентов интерпретационной компетентности, обозначенной в образовательном стандарте, стимулируется применением нестандартных форм урока, особенно на обобщающих, закрепляющих занятиях. Квест-технологии на уроке литературы способствуют гармонизации читательского восприятия текста современным подростком, делая текст доступным, приближенным »

s

к реальным интересам школьников. А «реализация проекта пока- |

ников» [6, 191].

мощью квест-технологий открывает новые возможности интерпре-

классический текст XIX века понятнее, доступнее и современнее. И одной из первостепенных задач высшей школы является обеспече-

2016. № 5. С. 89-91.

3. Касаткина Н. Н. Исследование готовности студентов вуза к мобильно-

ж §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

г s

s g

« с

№ g

с

s № о

зывает высокий уровень активности и заинтересованности участ- »

и

и з

Подведение итогов изучения художественного текста с по- уде

н

о

тационной деятельности читателя-учащегося, а именно: делает и

§о§

о г и ч

ес

ние способности будущих педагогов работать с нестандартными ко

го

видами обучения в условиях школы XXI века. ^

а

ку

Библиографический список ь

1. Сафронова Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание технологические приемы // Народное образование. 2018. № 1-2. С. 83-87.

2. Колодина Н. А. Использование ИКТ на уроках литературы: новые виды и формы проектных работ (сэлфи, литературный квест, буктрейлер, опНпе-аннотация, QR-кодированная библиотека) // Образование. Наука. Карьера: сб. тезисов региональной научно-практической конференции проектных и исследо-

о 3

3

о

о

вательских работ, 18 февраля 2016 г. Краснознаменск : Издательство «Перо», «

S

№ ж

му обучению // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 133-138. ^

с

о

с »

о

Kl

§

s

4. Чмир Р. А., Федулова Ю. А., Николашин В. П. Использование квест-технологий в образовательной деятельности высших и средних образовательных учреждениях // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2016. № 1. С. 75-79.

5. Морозов Д. С. Использование квест-технологий на уроке литературы // Уральский филологический вестник. 2020. № 3. С. 158-167. (Драфт: молодая р наука).

3

а

6. Гусейнова А. Г. Особенности составления и организации квест-игр патриотической тематики (на примере квест-игры «Мы помним, мы гордимся», посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне) // Сервис в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 185-194.

Yu. A. Gimranova

ORCID No. 0000-0002-8764-5439 Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer at the Department of Literature and Methods of Teaching Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gimranovajua@cspu.ru

QUEST TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ACTIVATING THE STUDENTS OF THE PHILOLOGY FACULTY DURING

LESSONS OF STUDYING RUSSIAN LITERATURE

Abstract

Introduction. Currently, within the framework of the Federal State Educational Standard, one can single out the most important task of literary education — the formation of an independent, creative, creative personality with critical thinking, which involves the attraction of new teaching methods. Quest technologies in the literature class both at school and at the university are an effective help for the teacher. The skills of the competent use of this method of teaching are necessary for the study of future teachers-philologists in modern higher education.

Materials and methods. The study used the methods of comparative and hermeneutic analyzes. The study of student readiness was carried out on the basis of the 4-th year of the Faculty of Philology.

Results. The article contains an analysis of the questioning of students about the need to use quest technologies from both a technical and a psychological point of view. Based on the results

a of the survey, the main problems in the use of this type of work

va

§ were identified. Also analyzed are the types of quest technologies

r

.§ in the methods of teaching literature.

О

^ Discussion. The article analyzes the features of the appli-

¡¿5 cation of quest technologies in the methods of teaching literature.

References

1. Safronova Ye.V. (2018), Obrazovatel'nyy kvest: smysl, soderzhani-

to

R

Methodical recommendations for future teachers for conducting quest lessons are presented. Methodological advices and recommendations for organizing a literature lesson using quest technology allow teachers-philologists to turn to a new type of work that activates students' attention when preparing lesson abstracts.

Conclusion. The developed recommendations for organiz- e

ing a literature lesson using quest technologies make it possible 0

to work not only on the formation of an independent and active eg

5'

personality of schoolchildren, but also on the development of a s

creative reader, which is one of the priority tasks of modern liter- ^

ary education. 5

Keywords: Quest technologies; Literature lesson; Creative ^ reader; Independent work.

Ci

Highlights: S

The results of the questioning of students about the need e

to use quest technologies from both a technical and a psychologi- d

cal point of view have been analyzed; |

Recommendations for the use of quest technologies in lit- ^

erature lessons are presented; p

i 0

o

R

Highlighted the main techniques that allow the use of quest technologies during the educational process;

The results of the analysis of the main methods of working with quest technologies are presented, revealing the independent, ^

creative work of students in the classroom in a modern school. §

g

L e

f

ye tekhnologicheskiye priyemy [Educational quest: meaning, content of tech- S

nological methods], Narodnoye obrazovaniye, 1-2, 83-87. (In Russian). ^

2. Kolodina N.A. (2016), Ispol'zovaniye IKT na urokakh literatury: §

g

novyye vidy i formy proyektnykh rabot (selfi, literaturnyy kvest, buktreyler, ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

online-annotatsiya, QR-kodirovannaya biblioteka) [The use of ICT in literature lessons: new types and forms of design work (selfies, literary quest, §

book trailer, online annotation, QR-coded library)]. Obrazovaniye. Nauka.

r

Kar'yera: sb. tezisov regional'noy nauchno -prakticheskoy konferentsii 2

proyektnykh i issledovatel'skikh rabot, 18 fevralya 2016 g. [Education. The r

e

science. Career: Sat. abstracts of the regional scientific-practical conference of design and research works, February 18, 2016], Izdatel'stvo "Pero", Kras-noznamensk, 5, 89-91. (In Russian).

3. Kasatkina N.N. (2017), Issledovaniye gotovnosti studentov vuza k mobil'nomu obucheniyu [Research of the readiness of university students for mobile learning], Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 6, 133-138 (In Russian).

4. Chmir R.A., Fedulova Yu.A. & Nikolashin V.P. (2016), Ispol'zovaniye kvest-tekhnologiy v obrazovatel'noy deyatel'nosti vysshikh i srednikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [The use of quest technologies in educational activities of higher and secondary educational institutions] , Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK -produkty zdorovogo pitaniya, 1, 75-79. (In Russian).

5. Morozov D.S. (2020), Ispol'zovaniye kvest-tekhnologiy na uroke literatury [The use of quest technologies in the lesson of literature], Ural'skiy filologicheskiy vestnik. Seriya "Draft: molodaya nauka", 3, 158167. (In Russian).

6. Guseynova A.G. (2015), Osobennosti sostavleniya i organizatsii kvest-igr patrioticheskoy tematiki (na primere kvest-igry «My pomnim, my gordimsya», posvyashchennoy 70-letiyu pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne) [Features of the compilation and organization of quest games of patriotic themes (for example, the quest game "We remember, we are proud", dedicated to the 70th anniversary of victory in the Great Patriotic War)], Servis v Rossii i zarubezhom, 5, 185-194. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 03.10.2021; одобрена после рецензирования 06.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 03.10.2021; approved after reviewing 06.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

a >

о s a

О £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.