Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалог / диалогическая речь / интернет-технологии / иностранный язык / самостоятельная работа / экономический вуз / dialogue / dialogic speech / Internet technologies / foreign language / independent work / economic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.М. Симеонова

Статья посвящена вопросам использования интернет-технологий в целях развития иноязычной диалогической речи будущих экономистов в процессе самостоятельной работы. Проведен анализ современных исследований, посвященных проблемам обучения речевым навыкам в неязыковых вузах, в частности с использованием онлайн-ресурсов. Представлена методика обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами интернет-технологий в условиях самостоятельной работы обучающихся на этапах подготовки, тренировки, практики и самооценки. Приведены примеры тренировочных упражнений, которые можно использовать на разных этапах. Показано соотношение этапов обучения речевому общению с этапами развития учебной самостоятельности обучающихся. Сделан вывод о том, что интернет-технологии являются эффективным средством развития коммуникативных навыков студентов-экономистов, что позволяет повысить уровень иноязычной подготовки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN-LANGUAGE DIALOGIC SPEECH TO STUDENTS OF AN ECONOMIC UNIVERSITY BY MEANS OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK

The article is dedicated to the use of Internet technologies for the development of foreign-language dialogical speech of future economists in the process of independent work. The analysis of modern research on the problems of teaching speech skills in non-linguistic universities, in particular using online resources, is carried out. The methodology of teaching foreign-language dialogic communication in an economic university by means of Internet technologies in the conditions of independent work of students at the stages of preparation, training, practice and self-assessment is presented. Examples of training exercises that can be used at different stages are given. The correlation of the stages of learning speech communication with the stages of development of educational independence of students is shown. It is concluded that Internet technologies are an effective means of developing the communication skills of economics students, which makes it possible to increase the level of foreign language training in general.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ному их изучению, особенно в группах с низким уровнем мотивации. Для этого многие специалисты рекомендуют составление дополнительных заданий по учебным материалам, за выполнение которых студенты получали дополнительные оценки, а также интерактивных заданий для повышения уровня мотивации студентов [8].

- Однако не все преподаватели владеют компьютерными технологиями на достаточно высоком уровне для подготовки учебных материалов достаточно высокого качества для студентов.

- По данным исследований, явная связь между улучшением результатов обучающихся и имплементацией метода перевёрнутого класса не всегда прослеживается. В частности, проведенное в 2015 году исследование во главе с Дж. Дженсеном позволило прийти к выводу, что результаты студентов как в группе перевёрнутого класса, так и в традиционной группе улучшились благодаря тому, что в обеих группах больше времени уделялось активному обучению [6, с. 12].

Возможность имплементации

На основе вышеизложенного анализа стоит оценить возможность практической имплементации данного метода для обучения иностранному языку.

В целом автору видится маловероятным полный переход к данному методу в языковом вузе. Однако частичная имплементация, особенно в практических дисциплинах, вполне может быть применена.

В формате неязыкового вуза данный метод может быть применён, например, в группах продвинутого уровня или группах с высоким уровнем мотивации. Например, в Финансовом университете при Правительстве РФ курс иностранного языка выделяет 4 академических часа (2 занятия) в неделю в 1 и 2 семестрах, что позволило бы сформировать некий гибридный формат обучения. К примеру, студенты самостоятельно изучают теоретический материал до занятия, первое занятие в неделю проводилось бы по методике перевёрнутого класса: практическое занятие на основе изученного самостоятельно материала. Задачей преподавателя на практическом занятии является идентификация проблем и затруднений, которые возникают у студентов с различными типами речи и языковыми навыками, а также анализ уровня усвоения материала. Второе занятие в рамках данного гибридного метода стоит посвятить помощи студентам в преодолении идентифицированных ранее преподавателем затруднений.

Например, студентам даётся задание самостоятельно изучить размещённые онлайн материалы по теме «Употребление времён Present Simple и Present

Библиографический список / References

Progressive/Continuous», возможно, выполнить онлайн-упражнения для самопроверки. На занятии преподаватель предлагает студентам выполнить несколько упражнений для проверки уровня знаний, например, задания на выбор правильно видовременной формы глагола, а также перевод предложений с/на русский язык, далее можно предложить задания по развитию навыков устной речи: составление монолога и/или диалога с использованием изучаемых видовременных форм глагола. В ходе занятия преподаватель выступает в роли консультанта, навигатора, анализирует ошибки студентов, выделяет тех, кто испытывает наибольшие затруднения. Таким образом, проанализировав эти данные после занятия, преподаватель сможет разработать план следующего, сделав его максимально эффективным и соответствующим потребностям и уровню конкретной группы.

Подобный подход потенциально может быть не менее эффективен, чем традиционный. Эту теорию подтверждает ряд исследований имплементации данного метода для обучения грамматике английского языка. Исследования Аль-Харби и Альшумаймери и Уэбба и Доман (2016 год), изучавшие эффективность методики перевёрнутого класса в изучении грамматики английского языка, пришли к выводу, что данная методика способствует улучшению достигнутых студентами результатов в части грамматики, а также способствует снижению языковой тревожности и прочих барьеров. [9]. Исследования эффективности метода перевёрнутого класса в развитии навыков письма авторов Жонгген и Гуифанг (2016 год), Гасми и Томас (2017 год) свидетельствуют, что данный метод не только улучшает академические показатели обучающихся, но и способствует большему их вовлечению в учебный процесс [9].

Влияние метода перевёрнутого класса на развитие навыков устной речи рассмотрено в ходе ряда исследований, например, Ли и Жэнг отмечают улучшение навыков устной речи обучаемых. А исследование во главе с Челеби отмечает повышение мотивации студентов в использовании в речи не только активного словаря, но и идиом [9]. Разумеется, необходимо оценить, с какими из описанных ранее сложностями может столкнуться преподаватель в работе по данному методу. Основными будут мотивация студентов и подготовка учебных материалов.

В то же время уровень технического оснащения аудиторий Финансового университета соответствует требованиям данного метода: аудитории оснащены компьютерами и проекторами, университет активно развивает свою онлайн-плат-форму для обучения, которая позволяет размещать различные типы файлов, необходимых обучающимся для подготовки к занятиям, загрузки заданий, выполненных студентами.

1. Kalyani D., Rajasekaran К. Department of Educational Planning and Administration, Tamilnadu Teachers Education University, Karapakkam, Chennai - 600 097, Tamil Nadu, India. Innovative teaching and learning. Journal of Applied and Advanced Research. 2018; № 3 (Suppl. 1): 23-25

2. Suwartono Tono & Herawati, Irma & Suweni Dwi. Creative and Innovative Language Teaching. Tarling Journal of Language Education. 2022; № 6. 1-19. Available at: 10.24090/ tarling.v6i1.6180

3. Nechkina M. Increasing the effectiveness of a lesson. Communist. 1984; № 2: 51.

4. Safapour Elnaz & Kermanshachi, Sharareh & Taneja Piyush. A Review of Nontraditional Teaching Methods: Flipped Classroom, Gamlflcatlon, Case Study, Self-Learning, and Social Media. 2019.

5. Sahin M., Kurban C.F. & Mazur E. The new university model: scaling flipped learning in higher education. FL Global Publishing. 2019.

6. Kerr P. Flipped learning. Part of the Cambridge Papers in ELT series. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

7. Bergmann J. & Sams AFlip your classroom: Reach every student in every class every day. Eugene, or: International Society for Technology in Education. 2012.

8. Sahin M., Kurban C.F. & Mazur E. The new university model: scaling flipped learning in higher education. FL Global Publishing. 2019.

9. Arslan A. A systematic review on flipped learning in teaching English as a foreign or second language. Journal of Language and Linguistic Studies. 2020; № 16 (2): 775-797.

Статья поступила в редакцию 24.01.24

УДК 378

Simeonova N.M., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: me5me5@mail.ru

TEACHING FOREIGN-LANGUAGE DIALOGIC SPEECH TO STUDENTS OF AN ECONOMIC UNIVERSITY BY MEANS OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK. The article is dedicated to the use of Internet technologies for the development of foreign-language dialogical speech of future economists in the process of independent work. The analysis of modern research on the problems of teaching speech skills in non-linguistic universities, in particular using online resources, is carried out. The methodology of teaching foreign-language dialogic communication in an economic university by means of Internet technologies in the conditions of independent work of students at the stages of preparation, training, practice and self-assessment is presented. Examples of training exercises that can be used at different stages are given. The correlation of the stages of learning speech communication with the stages of development of educational independence of students is shown. It is concluded that Internet technologies are an effective means of developing the communication skills of economics students, which makes it possible to increase the level of foreign language training in general.

Key words: dialogue, dialogic speech, Internet technologies, foreign language, independent work, economic university

Н.М. Симеонова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: me5me5@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена вопросам использования интернет-технологий в целях развития иноязычной диалогической речи будущих экономистов в процессе самостоятельной работы. Проведен анализ современных исследований, посвященных проблемам обучения речевым навыкам в неязыковых вузах, в частности с использованием онлайн-ресурсов. Представлена методика обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами

интернет-технологий в условиях самостоятельной работы обучающихся на этапах подготовки, тренировки, практики и самооценки. Приведены примеры тренировочных упражнений, которые можно использовать на разных этапах. Показано соотношение этапов обучения речевому общению с этапами развития учебной самостоятельности обучающихся. Сделан вывод о том, что интернет-технологии являются эффективным средством развития коммуникативных навыков студентов-экономистов, что позволяет повысить уровень иноязычной подготовки в целом.

Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, интернет-технологии, иностранный язык, самостоятельная работа, экономический вуз

В настоящее время выпускники экономических вузов испытывают потребность в обучении деловой коммуникации, что позволяет им успешно заниматься профессиональной деятельностью. Одним из важных аспектов обучения иноязычным коммуникативным навыкам студентов неязыковых вузов является развитие их диалогической речи, так как это неотъемлемая часть любого коммуникационного процесса. Способность эффективно участвовать в диалоге является одним из основных профессиональных навыков, необходимых экономистам.

Однако студенты экономических специальностей нередко испытывают сложности в процессе коммуникации с коллегами. Данные проблемы являются следствием малого количества аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка в нелингвистических вузах. У выпускников недостаточно сформированы навыки диалогического общения, поэтому очень важно развитие учебной самостоятельности обучающегося.

В условиях информатизации современного общества появляются новые возможности обучения речевым навыкам и повышения качества образовательного процесса. В данном контексте использование интернет-технологий позволяет преподавателям высшей школы вовлекать студентов в различные виды коммуникативной деятельности, которые студенты могут выполнять самостоятельно, таким образом компенсируя недостаточное количество времени, выделяемого на изучение иностранных языков. Это не только поможет будущим специалистам повысить уровень иностранного языка, но и даст им представление о реальных экономических проблемах и дискуссиях [1].

Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования является процесс обучения студентов экономических вузов диалогическому общению.

Предметом исследования выступает методика обучения диалогическому общению студентов экономических специальностей средствами интернет-технологий в процессе самостоятельной работы.

Цель нашего исследования - разработка методики обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами интернет-технологий в условиях самостоятельной работы обучающихся.

Поставленная цель диктует необходимость решения следующих задач: определить навыки и умения, которые студенты должны освоить в процессе развития речевых умений; описать роль самостоятельной работы в процессе формирования иноязычных диалогических навыков; рассмотреть обучающие параметры интернет-технологий как средства обучения коммуникативным навыкам будущих экономистов.

Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании:

- определены этапы обучения диалогической коммуникации при помощи интернет-технологий в процессе самостоятельной работы;

- показано соотношение этапов обучения речевому общению с этапами развития учебной самостоятельности обучающихся;

- представлены примеры языковых упражнений для развития коммуникативных навыков на каждом этапе обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая нами методика обучения иноязычной диалогической речи средствами интернет-технологий, а также система организации соответствующих упражнений могут стать основой для дальнейших научных разработок в этом направлении с целью повышения эффективности обучения студентов-экономистов в процессе самостоятельной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что нами представлены методические рекомендации по применению интернет-технологий для совершенствования речевых навыков для последующего их использования в профессиональной деятельности выпускниками экономических вузов.

Вопросы обучения диалогической речи в неязыковых вузах с использованием, в частности, интернет-технологий широко исследуются научным сообществом (Д.А. Ежиков, А.А. Истомин, И.В. Попова, А.Л. Тумасян, Т.П. Фролова и др.).

Д.А. Ежиков разработал методику развития речевых навыков обучающихся при помощи синхронной видеоинтернет-коммуникации в нелингвистических вузах. Автор подчеркивает, что данная методика будет успешной, если будет четко выделен перечень формируемых речевых умений, а также учтены дидактические аспекты средств синхронного видеоинтернет-общения. Большое значение имеют методические условия, такие как компьютерная грамотность, мотивированность обучающихся, навыки работы в команде и др. [2].

А.А. Истомин представил поэтапную технологию обучения студентов неязыковых вузов устному и письменному диалогическому взаимодействию посредством общения в сети Интернет Кроме того, автор разработал критерии оценки диалогических навыков обучающихся [3].

В процессе самостоятельной работы преподаватель выполняет функцию наставника и консультанта, который направляет студентов в нужное русло. При этом, являясь субъектом учебной деятельности, обучающийся обладает высокой познавательной активностью и личностно заинтересован в овладении иностранным языком. В то же самое время студент, обладающий навыками автономной работы, осознает свои возможности и ограничивающие факторы, а также способен к саморегуляции в целях грамотного планирования и контроля иноязычной профессиональной деятельности [4].

И.В. Попова рассматривает вопросы обучения аргументативному диалогу в условиях неязыкового вуза. Исследователь выделяет основные виды диалога-обсуждения на основе коммуникативного вклада каждого участника, а также формулирует критерии отбора иноязычного материала для продуцирования ди-

Действия студента Этапы Действия преподавателя

этап подготовки

- осознает свои образовательные потребности, - определяет цели и задачи учебной деятельности частичная самостоятельность - направляет студента, - мотивирует, - стимулирует познавательный интерес

средства обучения - грамматические и лексические упражнения, анкеты, опросники, игры

*

этап тренировки

- определяет свой темп и стиль учебной деятельности частичная самостоятельность - предлагает тренировочные упражнения, - консультирует, - является партнером по общению

средства обучения - условно-речевые упражнения

1

этап практики

- полностью берет на себя ответственность за организацию учебной деятельности полная самостоятельность - не выполняет никаких действий

средства обучения - использование интернет-технологий, речевые упражнения

*

этап самооценки

- проводит самооценку своего речевого поведения, - определяет аспекты иностранного языка, над которыми еще нужно работать частичная самостоятельность - помогает осознать критерии и показатели сформированности умений диалогической речи

средства обучения - контрольные задания, заполнение карты самооценки

Рис. 1. Методика обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами интернет-технологий

в условиях самостоятельной работы обучающихся

алогической речи. Также автор предлагает и экспериментально проверяет комплекс упражнений, разработанный в целях обучения деловому общению [5].

А.Л. Тумасян посвятила свои труды организации системы обучения бизнес-коммуникациям в нелингвистических вузах в условиях профессионально ориентированной среды, обучения по модульной системе, работы с аутентичным материалом с учетом специфики подготовки выпускника. Исследователь разработал методику межкультурного общения на основе бизнес-коммуникаций [6].

Т.П. Фролова описывает функции диалога на иностранном языке, а также типы речевых умений, которыми специалисты должны владеть. Методика автора включает комплекс упражнений на основе ситуаций профессионально ориентированного общения [7].

Следует отметить, что преподавателям иностранного языка необходимо развивать у студентов навыки самостоятельной работы, поскольку это обусловлено потребностью профессионального сообщества в экономистах, способных принимать автономные решения, а также совершенствовать свои умения в рамках самообразования. Самостоятельная учебная деятельность формирует такие качества, как инициативность, сознательность и ответственность, мотивируя обучающихся к саморазвитию и самореализации в условиях дефицита аудиторных часов. Самостоятельная учебная деятельность присутствует на всех этапах обучения диалогической речи. Мы можем представить схематично методику обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами интернет-технологий в условиях самостоятельной работы обучающихся. На этапах подготовки, тренировки и самооценки студент проявляет частичную самостоятельность, так как на каждом из этих этапов преподаватель консультирует и направляет студентов. Полной самостоятельности обучающийся может добиться на этапе практики, когда студент полностью организует учебную деятельность посредством общения с помощью интернет-технологий (рис. 1).

Одним из наиболее распространенных видов интернет-технологий, которые используются на уроках иностранного языка в неязыковом вузе, является просмотр видеоматериалов на профессиональные темы. Например, посмотрев интервью с ведущими экономистами, студенты могут ответить на вопросы на понимание, а также разыграть интервью по ролям: один студент будет выступать в роли интервьюера, а другой - экономиста. Подобное упражнение не только улучшает навыки слушания, но и учит студентов задавать вопросы и отвечать на них в профессиональной обстановке. Кроме того, очень интересным ресурсом для занятий по деловому английскому являются выступления Ted Talks, которые представляют собой информативные видеоролики на самые разные темы. Студентам имеет смысл обобщить основные идеи и поделиться своим мнением после просмотра выступления Ted. В целях более глубокого понимания речевых стратегий студенты могут проанализировать аргументы говорящего и определить использованные методы убеждения.

Рассмотрим концепцию работы и типы заданий, которые можно использовать в процессе работы с видеоматериалами на профессиональные темы, которые обучающиеся могут найти в Интернете. Студенты просматривают видеофрагмент на тему "Choosing a business entity" и выполняют следующие задания на каждом из этапов.

1. Этап подготовки

А. Студентам предлагается сопоставить слова с определениями. Match these words to their definitions.

There are four main types of business structures:_(2),_

(3)__(4), and_(5).

_(6) are used by small companies with only one owner, low cash flow,

and minimal risk of being sued.

_(7) (_(8) and _(9) protect owners and

employees from personal liability.

_(10) allow for unlimited investors but have more complicated taxes.

_(ll) have the same liability protection but are limited to a certain

number of shareholders.

_(12) are for owners who don't plan to go public and want flexibility

in managing their business.

_(13) are not personally liable for lawsuits and can have unlimited

owners.

_(14) have simpler taxes compared to corporations but cannot have

an IPO without converting to a corporation.

_(15) can assist in making a business official, regardless of the

chosen entity type.

B. Обучающиеся знакомятся с примерами диалогов. Затем они разбиваются на пары и готовят похожие диалоги по теме видеофрагмента. Read the conversations. Split into pairs and prepare the same dialogues on the topic of the video.

1. Ann: What type of business entity are you planning to register? Ben: I'm thinking of forming an LLC. It offers liability protection and it's taxed as a partnership.

2. Liza: The corporation's management team has decided to go public. Ron: That's a big step! Going public can bring in more investors and assets for the company.

3. Naomi: Our business is expanding, so we need to hire a management team. Sam: I agree. We can't do everything on our own and it's important to have a team to help with decision making.

C. Студентам предлагается прочитать и изучить более длинный диалог и обсудить по данному примеру вопросы, озвученные в видеофрагменте. Read the dialogue and prepare a similar one on the topic of the video.

David: Hey Mark, do you think you can help me with something? I'm starting a small business and I need to figure out what type of business entity to choose.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mark: Sure, I'll try my best! What options are you considering?

David: Well, I know there are four main ones: Sole Proprietorship, LLC, S-Corp, and C-Corp. But I have no idea which one is the right fit for me.

Mark: Let's start with Sole Proprietorships. They're usually used by new companies that only have one owner and don't have high risks of being sued. The set up is easy and you don't have any fees to pay to the state, but the downside is you're personally liable if your company gets sued.

David: Hmm, that doesn't sound like a good option for me then.

Mark: Yeah, probably not. Corporations might be a better fit for you since they protect both owners and employees from personal liability. There are two types: C-Corp and S-Corp.

David: Okay, what's the difference between them?

Mark: Well, C-Corporations allow unlimited investors and are great for companies planning to go public. However, taxes can get complicated because profits are taxed twice. S-Corporations, on the other hand, have limits on number of shareholders but only get taxed once at the individual level.

Таблица 1

Сопоставление слов с определениями

1. LLC A an initial public offering, which is when a private company offers its stock to the public for the first time

2. S-Corp B an abbreviation for «corporation», which is a type of business entity that is separate from its owners and provides limited liability protection for its shareholders

З. business entity C a type of business entity where the owner has complete control over the business and is personally responsible for all debts and liabilities

4. IPO D an abbreviation for «limited liability company», which is a type of business entity that combines the benefits of a corporation with the flexibility of a partnership

5. sole-proprietor E a legal structure that is formed to conduct business activities and can be owned by one or more individuals

6. C-corp F an abbreviation for «subchapter S corporation», which is a type of business entity that allows for pass-through taxation while still providing limited liability protection for its owners

B. Студенты преобразуют слово в правильную форму Find the right form.

1. The_(corporate) is expanding its operations to new markets.

2. I am studying _(businessman) at the university to become an

entrepreneur.

3. The_(liable) for the accident falls on the driver of the car.

4. Small businesses are often_(tax) at a lower rate than large corporations.

5. Insurance provides_(protect) against unexpected events.

6. Effective_(manage) is crucial for the success of any organization.

2. Этап тренировки

A. Просмотрев видеофрагмент, студенты заполняют пропуски. Fill in the

gaps.

Business entities are like different_(1), offering options for structuring

a business.

David: So it sounds like S-Corp would be simpler for me, since my company will be small.

Mark: Most likely. But there's also LLCs, which offer similar liability protection as S-Corps but with more flexibility in management. And they don't have shareholders or formalities like meetings.

David: That sounds like a good option too. Ugh, this decision is tougher than I thought.

Mark: Don't worry, just remember that the main differences are liability protection and potential for investment. And you can always switch from an LLC to a corporation if you decide to go public in the future.

David: Thanks, Mark! You've been a big help. Now I just have to figure out what flavor of ice cream best represents my new business entity.

Mark: Haha, good luck with that!

З80

3. Этап практики

A. После просмотра видеоматериала студенты обсуждают затронутые профессиональные вопросы в группах. Watch the video and discuss the following questions in groups.

1. Why is it important to figure out the right entity for your business?

2. What is a sole proprietorship and who typically uses it?

3. How do corporations protect owners and employees from personal liability?

4. What is the main difference between a C corp and an S corp when it comes to tax treatment?

5. What are the formalities required for corporations?

6. What is the main difference between an LLC and a corporation in terms of liability protection?

7. Have you ever started a business or thought about starting one?

8. What factors would you consider when choosing a business entity for your company?

9. How important is liability protection to you when deciding on a business structure?

10. Do you think the tax treatment of a business entity is a significant factor in decision-making?

B. В завершении работы над видеофрагментом студенты проводят ролевую игру. Work in groups of three. Roleplay a meeting to decide how to promote your new sandwich bar.

Student A: Chair the meeting. It is your job to follow the agenda, make sure everybody gives their opinions, and agree each point.

Таблица 2

Таблица 5

Bread 'n' butter AGENDA Promotional mix 1 Advertising____

2 Personal selling_

3 Sales promotion_

4 Public relations _

5 Direct marketing_

Таблица З

Student B: Suggest, develop and defend the ideas in the notes

Bread 'n' butter AGENDA Promotional mix

1 Advertising advertise in local newspapers and on local radio (expensive but effective): attractive posters for offices and shops

2 Personal selling call staff representatives in large companies to offer special prices to their staff

3 Sales promotion discounts, vouchers, BOGOF (buy one, get one free)

4 Public relations contact TV, radio, newspapers, magazines, etc.

5 Direct marketing send mailshots by mail and email

Карта оценивания сформированности умений диалогической речи у студентов-экономистов

Критерии и показатели сформированности умений диалогической речи

1. Понимание речи собеседника

- студент всегда понимает иноязычную речь собеседника, даже если в ней присутствуют незнакомые лексические единицы,

- обучающийся практически всегда понимает высказывания собеседника, однако могут возникнуть определенные проблемы при наличии незнакомых лексических единиц,

- студент с трудом понимает речь собеседника, часто требуются перефразирования,

- студент почти не понимает собеседника

2. Информативность и подготовленность

- студент всегда способен сформулировать цель и тему высказывания; умеет сообщить необходимые данные и аргументировать свою позицию,

- обучающийся не всегда способен сформулировать цель и тему своего высказывания, может сообщить достаточную информацию для эффективного общения, иногда затрудняется представить нужные аргументы,

- студент иногда способен сформулировать цель и тему высказывания, часто не способен сообщить и запросить информацию,

- практически не осознает цели высказывания, не умеет предоставить и запросить информацию

3. Логичность высказывания

- речь студента всегда логична и последовательна, студент умеет структурировать высказывание, использует достаточно средств связи,

- студент не всегда может построить логичное высказывание и использовать соответствующие средства связи,

- высказывание иногда нелогично, студент применяет ограниченное количество средств связи для соединения отдельных предложений в единый текст,

- высказывание в целом нелогично, средства связи практически не используются

4. Языковое оформление

- высказывание обучающегося всегда грамматически правильно; студент владеет большим набором языковых средств,

- практически всегда строит грамматически правильное высказывание, речь студента понятна для собеседника,

- лексический запас студента позволяет ему объясняться на простые профессиональные темы, периодически совершает лексические и грамматические ошибки,

- словарный запас ограничен, речь грамматически неграмотна

5

4

5

2

2

Таблица 4

Student C: Suggest, develop and defend the ideas in the notes

Bread 'n' butter AGENDA Promotional mix

1. Advertising too expensive; word of mouth is more effective; just need a neon sign on the shop and an interactive website

2. Personal selling not appropriate for a sandwich bar

3. Sales promotion discounts are bad for company image; events, competition, free samples

4. Public relations use social media, blogs, etc.

5. Direct marketing mobile messaging; give out flyers in the street

4. Этап самооценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе самооценки мы предлагаем карту оценивания, которую могут заполнять как студенты, так и преподаватели, сравнивая полученные результаты. Работа с подобными картами повышает мотивацию студентов, а анализ таких карт позволяет определить уровни сформированности умений диалогического общения (табл. 5).

Интернет предлагает множество ресурсов для развития диалогической речи будущих экономистов. Студенты могут найти актуальную информацию о последних экономических тенденциях и теориях, а также инструменты для обучения лексике и грамматике. Существует много способов привлечь студентов и помочь им развить языковые умения и навыки деловой коммуникации. Приведем еще несколько примеров эффективного использования интернет-технологий в процессе преподавания иностранного языка на разных этапах. Он-лайн-викторины и игры целесообразно использовать в качестве разминки или как интересный способ повторить пройденный материал. Наиболее популярные

викторины и игры для изучения делового английского из сервисов ESL Games Plus, Business English Site и English Club. Эти ресурсы охватывают широкий спектр тем: от словарного запаса и грамматики до чтения и понимания на слух. Большой интерес у студентов вызывают бизнес-симуляторы - это интерактивные игры, которые позволяют участникам попробовать себя в роли управляющего компанией, например, Virtonomics, Sim Companies и MarketWatch. Студентов можно разделить на команды и организовать соревнование друг с другом, чтобы узнать, кто сможет получить наибольшую прибыль. Данное упражнение не только помогает развить иноязычные умения и навыки диалогической речи, но и обучает их важным бизнес-концепциям, таким как спрос и предложение, маркетинг и финансовый менеджмент, что очень важно для студентов экономического профиля.

Онлайн-опросы также способствуют развитию навыков иноязычного диалогического общения. Преподаватель может предложить студентам создать собственные опросы, используя онлайн-инструменты, такие как Google Forms или SurveyMonkey. После того, как сокурсники ответят на вопросы, авторы опроса должны проанализировать результаты и представить свои выводы аудитории, что также помогает им развивать навыки критического мышления и анализа данных.

Блоги, или онлайн-журналы являются полезным инструментом для совершенствования умений профессионально ориентированной коммуникации. Многие преподаватели используют блоги, чтобы побудить своих учеников больше общаться на иностранном языке. Например, преподаватель может дать задание прочитать заметку известного экономиста, а затем оставить комментарии, ответить на вопросы и обсудить содержание.

Новостные сайты, например, The Economist или The Financial Times, вносят свой вклад в развитие речевой деятельности будущих экономистов. Упрощенные версии статей представлены на таких учебных сайтах, как Breaking News English

или News in Levels. Экономика - это постоянно меняющаяся область, поэтому важно быть в курсе последних новостей и событий. После прочтения статьи можно предложить студентам обсудить основные моменты и то, как они соотносятся с тем, что они узнали на занятии.

Форумы нередко являются площадкой для иноязычного общения в Интернете. Их можно использовать в качестве дополнительного материала для изучения вокабуляра и фраз, а также для отработки диалогов в экономической сфере. Для того чтобы дискуссия прошла более плодотворно, необходимо тщательно проработать тему - ознакомиться с лексикой, собрать информацию и подумать над интересующими вопросами. В целях осуществления контроля над учебной деятельностью преподаватель может дать студентам задание написать отчет о форуме, в котором они принимали участие, описав тематику обсуждения, проблемы, которые поднимались в процессе беседы, и выводы, к которым пришли участники.

Еще одной возможностью для развития диалогической речи студентов является организация видеоконференций, которые обеспечивают прямую связь между людьми, находящимися в разных местах, с использованием видео- и ауди-ооборудования. Видеоконференции - идеальный способ научить студентов вести деловые переговоры, а также улучшить их навыки говорения и аудирования. После проведения переговоров студенты могут проанализировать собственную работу во время переговоров и вербальное и невербальное поведение партнеров или оппонентов.

Библиографический список

Подкасты также представляют большой интерес для студентов. Подкаст -это аудиозапись, которую обучающиеся могут скачать из Интернета и прослушать на своем компьютере, ^^-плеере или смартфоне. Студенты экономического вуза могут работать с подкастом на тему бизнеса и экономики во внеучебное время, а затем на уроке обсудить услышанное, ответить на вопросы для понимания или выполнить другие упражнения на основе подкаста. Мотивирующим заданием для студентов будет создать собственные подкасты, используя такие программы, как Audacity.

В нашей статье мы рассмотрели некоторые способы использования Интернета для повышения эффективности уроков и вовлечения студентов экономических вузов в образовательный процесс. Интернет-технологии дают возможность организовать различные виды коммуникативной деятельности, которые могут способствовать развитию диалогической речи студентов. Описанные выше примеры упражнений - это лишь некоторые из возможностей, которые предлагает Интернет. Однако важно помнить, что использование любого вида упражнений должно основываться на принципе учебной автономии, т. е. обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно выбирать вид упражнения и способ его организации. Использование методики обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами интернет-технологий в условиях самостоятельной работы обучающихся позволяет сделать процесс формирования навыков профессионально ориентированного общения наиболее эффективным, тем самым повышая эффективность иноязычного обучения в неязыковом вузе.

1. Денисова O.A. Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся. XIXДержавинские чтения. Институт филологии: материалы общероссийской научной конференции. Тамбов, 2G14: 4G1.

2. Ежиков ДА Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видеоинтернет-коммуникации: английский язык, неязыковой вуз. Aвто-реферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2G13.

3. Истомин A.A. Методика обучения студентов устному и письменному диалогическому взаимодействию средствами синхронной интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой ВУЗ). Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2G13.

4. Насонова ЕА Использование электронного чата как средства обучения профессионально ориентированному диалогическому общению студентов неязыковых специальностей. Иноязычное образование: современные идеи и перспективы: сборник научных статей. Волгоград, 2GGS: 96-1G2.

5. Попова И.В. Технология обучения диалогу-обсуждению в неязыковом вузе: (На материале английского языка). Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2GG1.

6. Тумасян АЛ. Организация системы обучения бизнес-коммуникациям в неязыковом вузе. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2GG3.

7. Фролова Т.П. Формирование умений иноязычной диалогической речевой деятельности будущих юристов. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2G14.

References

1. Denisova S.A. Rol' komp'yuternyh tehnologij v formirovanii uchebno-poznavatel'noj kompetencii uchaschihsya. XIX Derzhavinskie chteniya. Institut fllologii: materialy obscherossijskoj nauchnoj konferencii. Tambov, 2G14: 4G1.

2. Ezhikov D.A. Metodika razvitiya rechevyh umenijstudentov na osnove sredstv sinhronnoj videointernet-kommunikacii: anglijskijyazyk, neyazykovoj vuz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2G13.

3. Istomin A.A. Metodika obucheniya studentov ustnomu ipis'mennomu dialogicheskomu vzaimodejstviyu sredstvamisinhronnojinternet-kommunikacii (anglijskijyazyk, neyazykovoj VUZ). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2G13.

4. Nasonova E.A. Ispol'zovanie 'elektronnogo chata kak sredstva obucheniya professional'no orientirovannomu dialogicheskomu obscheniyu studentov neyazykovyh special'nostej. Inoyazychnoe obrazovanie: sovremennye idei i perspektivy sbornik nauchnyh statej. Volgograd, 2GGS: 96-1G2.

5. Popova I.V. Tehnologiya obucheniya dialogu-obsuzhdeniyu v neyazykovom vuze: (Na materiale anglijskogo yazyka). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2GG1.

6. Tumasyan A.L. Organizaciya sistemy obucheniya biznes-kommunikaciyam v neyazykovom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2GG3.

7. Frolova T.P. Formirovanie umenijinoyazychnojdialogicheskojrechevojdeyatel'nostibuduschih yuristov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2G14.

Статья поступила в редакцию 29.01.24

УДК 378

Shcherbaneva A.V., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: avshcherbaneva@fa.ru

CRITERIA FOR THE SELECTION OF PROFESSIONALLY ORIENTED VOCABULARY IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article highlights a problem of vocabulary selection for students studying a foreign language in a non-linguistic university. At present, the need for the development of the language component of higher education, which is formed in the context of globalization in terms of oral and written communication, linguistic and cultural aspects, is constantly growing. The main criteria that should be followed in the lexical content of educational materials are considered. Each of these criteria is analyzed in detail through the prism of possible practical use in the educational process. The importance of the relationship between the lexical corpus of the subjects of the main specialization and the language course is deduced. The author concludes that the lexical content of educational materials should clearly correlate with the basic subjects of the specialty, including in terms of correspondence to the topics studied in various courses. Compliance with this condition allows you to maximize the level of students' mastery of the subject taught.

Key words: frequency of vocabulary use, relevance of word, development of linguistic guesswork, possibility of using words in speech, linguistic and cultural expediency, interdisciplinary connections

А.В. Щербанееа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: avshcherbaneva@fa.ru

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме подбора лексики для студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. В настоящее время потребность развития языковой составляющей вузовского образования, формируемая в условиях глобализации с точки зрения устной и письменной коммуникации, лингво-культурных аспектов, постоянно растет Рассматриваются основные критерии, которыми следует руководствоваться при лексическом наполнении учебных

3S2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.