договоренность (выразить личные мысли, взгляды; попросить собеседника высказать свои взгляды и мнения); 7) создавать микромонолог-убеждение (выразить личные мысли, взгляды; аргументировать свое мнение; убедить собеседника; 8) создавать микродиалог-дискуссию (выразить личные мнения, взгляды; аргументировать свое мнение; дать краткий комментарий относительно взглядов и идей собеседников; поддерживать дискуссию).
Продуктивный подэтап
7. Для овладения умениями создавать различные функциональные типы монологов и диалогов. 8. Для овладения умениями объединять различные функциональные типы монологов и диалогов в устном высказывании в зависимости от ситуации общения и использовать адекватные ситуации невербальные средства. коммуникативные продуктивные с использованием естественных опор и без опор ролевая игра; управляемая импровизация; свободная импровизация; симуляция; театральный проект
Выводы. Итак, в данной статье нами была предложена система упражнений для формирования УГ у студентов II курса - будущих учителей АЯ. Считаем, что выполнение упражнений предложенной нами системы будет способствовать эффективному овладению студентами УГ.
Перспективу дальнейшего исследования видим в разработке конкретных упражнений для формирования УГ средствами драматизации.
Литература:
1. Ковалева Д.Б. Формирование профессиональных умений иноязычного говорения при подготовке к дискуссии студентов неязыкового вуза: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 21 с.
2. Сенькова Т.А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке // Труды БГТУ. 2014. №5. С. 196-198
3. Мясникова О.В., Скубневская Т.В. Драмапедагогика или методика удовольствия и забавы на занятиях иностранного языка в вузах неязыковых специальностей // Новые технологии в образовании. 2002. № 5. С. 126-130.
4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Титул,2001. - 128 с.
6. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
7. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
8. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе. 1995. № 4. С. 3-6.
9. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Рус.яз., 1991. - С. 210-211.
10. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: Филоматис, 2008. - 186 с.
11. Щукин А.Н. Методика обучению речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М.: ИКАР, 2011. - 454 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Хрулёва Алина Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся общей характеристики особенностей и путей оптимизации процесса формирования иноязычных речевых навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по иностранному языку, обоснованы этапы, упражнения и задания на формирование речевых навыков на иностранном языке. Определено, что основными целями обучения иностранному языку в раннем возрасте являются формирование у ребенка представления об иностранном языке как о средстве общения, а также развитие элементарных навыков иноязычной коммуникации. Определены основные тенденции обучения детей дошкольного возраста иностранному языку в целом, формирование иноязычных речевых навыков на современном этапе.
Ключевые слова: иностранный язык, дошкольники, иноязычные речевые навыки, иноязычная среда, коммуникативная компетенция.
Annotation. The article is devoted to issues related to the general characteristics of the features and ways to optimize the formation of foreign language speech skills of preschool children in foreign language classes, the stages, exercises and tasks for the formation of foreign language speech skills are substantiated. It has been determined that
the main goals of foreign language teaching in early age are the formation of a child's understanding of a foreign language as a means of communication, as well as the development of elementary skills of foreign language communication. The main trends in teaching preschool children a foreign language as a whole, the formation of foreign language speech skills at the present stage are determined.
Keywords: foreign language, preschoolers, foreign language skills, foreign language environment, communicative competence.
Введение. Модернизация российского образования диктует новые условия обучения английскому языку, в особенности формированию речевых навыков как практического результата овладения английским языком. Одним из ориентиров в развитии современного образования является овладение подрастающим поколением иностранным языком на уровне, способном удовлетворить бытовую, образовательную, а также деловую и научную коммуникацию. Формирование иноязычных речевых навыков - процесс длительный. Иноязычное образование соответствует основным этапам образовательного процесса и имеет следующую структуру: дошкольное, школьное, высшее. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что наиболее благоприятным периодом для развития речи является дошкольный возраст. Раннее изучение английского языка эффективно за счет возрастных особенностей детей, при создании языковой среды на основе игровой деятельности восприятие иностранного языка как родного становится реальным. Также, большое значение уделяется общему развитию, формированию понятийного и лексического минимума, охватывает основные сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание придается формированию умений понимать чужую речь, правильно произносить звуки, строить и интонировать предложения, заучивать наизусть стихи, принимать участие в диалоге, соблюдать речевой этикет.
Исследования доказывают, что дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования иноязычных речевых навыков детей. Проблему обучения иностранному языку детей дошкольного возраста освещали в своих работах М.3. Биболетова, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Е.И. Негневицкая, Н.А. Горлова, Е.Ю. Протасова, Г.В. Рогова. Такие ученые, как Г.П. Белякова, Г.П. Глотова, Е.Л. Матецкая, Е.И. Пассов, Е.Ю. Протасова, Д.Б. Эльконин рассматривали вопросы формирования навыков иноязычного общения как вида речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Целью статьи является исследование процесса формирования иноязычных речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Цель предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая подразумевает устную форму общения (аудирование, говорение) в рамках конкретных сфер коммуникации, ситуативных темна основе изученного языкового материала. Коммуникативная компетенция включает в себя несколько видов компетенций:
- общеучебную (овладение учащимися основами речевой деятельности для решения учебных задач);
- социокультурную (знание социокультурных особенностей иноязычных стран, культурных ценностей других народов, умение использовать эти знания в практической деятельности);
- лингвистическую (овладение дошкольниками языковым материалом для его использования в устной речи;
- речевую (формирование умений и навыков учащихся в таких видах речевой деятельности, как аудирование и говорение);
- социолингвистическую (умение использовать в ходе коммуникации речевые обороты (образцы), характерные для страны изучаемого языка правила речевого поведения) [3, с. 56].
В рамках формирования иноязычных речевых навыков дети 4 лет должны в рамках аудирования: понимать и реагировать на адресованные приветствия, обращения, команды, просьбы; распознавать наиболее употребляемые слова; понимать и реагировать на вопросы, которые требуют ответа «да/нет» или других простых ответов; понимать песни и стихи. В рамках монологической речи дошкольники 4 лет должны уметь: называть себя, выражать просьбу, называть и демонстрировать предмет, воспроизводить выученные короткие стихи и песни, в рамках диалогической речи: обращаться, отвечать на адресованные приветствия, прощания, реагировать на команду, просьбу, кратко отвечать на вопрос.
Иноязычные речевые навыки детей 5 лет заключаются в следующих навыках аудирования: понимать и реагировать на адресованные приветствия, обращения, команды, просьбы; распознавать наиболее употребляемые слова; демонстрировать понимание ключевых слов в образцах речи; понимать и реагировать на вопросы, которые требуют ответа «да/нет» или других простых ответов; понимать изученные песни и стихи. В рамках монологической речи дети данного возраста должны уметь: давать команду, выражать просьбу, называть себя, называть и демонстрировать предмет, воспроизводить выученные короткие стихи и песни, в рамках диалогической речи: обращаться, отвечать на адресованные приветствия, прощания, реагировать на команду педагога или другого ребенка, кратко отвечать на вопрос педагога или другого ребенка.
Речевые навыки на иностранном языке детей 6 лет представлены следующими умениями: в рамках аудирования - распознавать на слух знакомые слова и фразы; воспринимать на слух и выполнять простые инструкции; понимать короткие элементарные сообщения с невербальной опорой (рисунки, жесты) по теме общения; в рамках монологической речи - представлять себя, членов семьи, друзей, называть предметы, рассказывать короткие стихи и рифмовки, петь детские песни, называть и описывать предметы/животных, в рамках диалогической речи: приветствовать и прощаться, задавать вопросы, усвоенные в речевых образцах и отвечать на вопросы других детей и педагога, выражать благодарность.
Среди принципов обучения иностранному языку детей дошкольного возраста можно выделить следующие:
- учета речевого развития детей;
- учета преобладания у детей самопроизвольной памяти и внимания над произвольной;
- учета ведущего характера игровой деятельности по сравнению с другими видами деятельности;
- заинтересованности и сознательности;
- использования родного языка;
- рече-мыслительной активности;
- использования ролевых игр, моделирование ситуаций общения;
- интерактивности (обязательного участия двух человек), коллективного характера общения;
- наглядности;
- индивидуализации;
- развивающего обучения;
- неразрывного единства обучения, развития и воспитания.
Именно эти принципы необходимо брать за основу, во время организации процесса освоения иностранного языка дошкольниками.
Каждый этап обучения иностранному языку характеризуется разным содержанием, объемом учебного материала, а также методами, формами и видами образовательной деятельности для формирования навыков общения учащихся. Цели и задачи каждого этапа должны соотноситься с уровнем развития учащихся, их интересов, опыта и ожидаемого результата. Процесс формирования навыков общения реализуется в условиях, моделирующих ситуации реального общения. Исходя из этого, образовательная деятельность учащихся состоит в выполнении мотивированных действий с языковым материалом для решения коммуникативных задач. Содержательный план иноязычной речи учащихся основывается на моделировании типичных ситуаций различной тематической направленности.
С методической точки зрения образовательный процесс по иностранному языку включает следующие этапы:
- презентация нового материала;
- тренировка;
- практическое применение изученного материала в разных видах речевой деятельности [5, с. 48].
Каждый этап характеризуется применением соответствующих методов обучения. На этапе презентации
- это демонстрация нового материала и способов его применения на практике. Педагог демонстрирует речевые образцы, приводит примеры их функционирования в контексте с помощью рисунка, действия, предмета. В этот момент происходит знакомство учащихся с новым языковым материалом и способами оперирования им.
Этап тренировки характеризуется применением учащимися изученного языкового материала в устном общении с помощью различных упражнений. При этом учащиеся выполняют упражнения в разных видах речевой деятельности.
В различных программах дошкольного обучения английскому языку указано, что в дошкольных образовательных учреждениях изучение иностранному языку проходит в устной форме. Исходя из этого, главной задачей педагога является развитие навыков говорения и аудирования учащихся. Так как язык является средством общения, то для стимуляции речевой деятельности ребенка необходимо наличие потребности в этой деятельности. Для формирования речевых навыков недостаточно изучать стихи и песни на иностранном языке, необходимо тренировать навыки применения речевых конструкций и выражений в различных ситуациях [1, с. 94].
Таким образом, педагог создает иноязычную среду в условиях заданной темы с помощью различных форм, методов и средств обучения. Примером такой среды может стать обсуждение внешнего облика игрушек, животных, выполняемых ими действий, процесс игры с игрушкой (складывание пирамидки), процесс украшения елки новогодними игрушками и т.д. Разнообразие средств обучения позволяют организовать реальную речевую деятельность с учетом достаточно ограниченного лексического материала учащихся. Важным моментом в изучении иностранного языка детьми дошкольного возраста является то, что процесс обучения направлен не на изучение составных частей иностранного языка, а на овладение языком как средством общения.
Говорение реализуется в форме диалога и монолога. К функциям диалога относятся:
- запрос/сообщение информации;
- предложение (совет, просьба, требование), ответ на предложение;
- обмен впечатлениями, мнениями;
- обоснование точки зрения [4, с. 847].
В условиях дошкольного возраста используют диалоги, реализующие функции запроса/сообщения информации и предложения (ответа на предложение).
Обучение диалогу происходит на основе следующих подходов:
- прослушивание диалога-образца - разучивание - использование в собственной речи;
- усвоение компонентов (выражений) диалога - самостоятельное построение диалога на основе усвоенных компонентов диалога-образца.
В процессе обучения иноязычному диалогу детей дошкольного возраста целесообразно применять первый подход.
Обучение диалогу можно представить в виде процесса, состоящего из четырех этапов. Первый этап -аудирование диалога-образца - направлен на формирование рецептивных навыков в условиях введения нового языкового материала. На данном этапе используются рецептивные игровые упражнения. Целью второго этапа - усвоение реплики и реакции на нее - выступает формирование рецептивно-репродуктивных навыков диалогической речи. Используя рецептивно-репродуктивные упражнения, реализуется тренировка в общении. Третий этап (овладение диалогом-образцом) ориентирован на формирование рецептивно-репродуктивных речевых навыков с помощью упражнений рецептивно-продуктивного характера. Четвертый этап - составление и воспроизведение собственных диалогов в типичных коммуникативных ситуациях -направлено на формирование продуктивных умений диалогической речи. На данном этапе используются творческие игровые упражнения для реализации практики в общении.
Для реализации процесса говорения у детей должны быть сформированы следующие речевые навыки: лексические, фонетические и грамматические. Оценкой сформированности речевых навыков выступают характеристики говорения: целостность, самостоятельность, динамичность, интегрированность, производительность [2, с. 125].
Помимо речевых навыков, важно развивать у детей дошкольного возраста собственные коммуникативные умения (умение общаться). У дошкольников может присутствовать «психологический барьер» в общении, который можно снять с помощью игрового характера обучения, использования ролей и личностно-ориентированного подхода к обучению.
После обучения иноязычной диалогической речи реализуется обучение монологической речи, под которой понимаем смысловое, развернутое высказывание человека, направленное на общение и обеспечение
взаимопонимания между собеседниками. Среди видов монолога можно выделить следующие: описание, повествование, рассуждение и перевод.
Процесс обучения говорению (диалогической и монологической речи) должен рассматриваться как компонент игровой деятельности, избегая прямой постановки задачи [6, с. 71].
Организация занятий по иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях должна проходить как специфическая игровая деятельность, в основе которой различные виды игр: настольно-печатные, словесные, подвижные, музыкальные, компьютерные, театрализованные, с игрушками. В процессе игры детям предлагаются речевые образцы, многократное повторение которых обеспечивает выполнение вариативно-ситуативного упражнения в говорении. Однако, использование игры требует от педагога умения предвидеть:
- захотят ли дети играть в предложенную игру и что необходимо сделать для того, чтобы им захотелось это сделать;
- какими приёмами в сюжет игры будет введен новый фонетический и речевой материал, будет совершаться его освоение, тренировка и употребление;
- какие навыки и умения необходимо будет отработать;
- какие упражнения и в какой последовательности уместно включить в игру для формирования умений и навыков;
- возникнет ли перед детьми необходимость прилагать мыслительные усилия, как не свести занятия лишь до репродуктивной имитации;
- будет ли соблюдено условие систематичности использования игры и игровых упражнений.
Выводы. Формирование иноязычных речевых навыков в раннем возрасте представляет собой
непрерывный, целенаправленный процесс, обусловленный обстоятельством общения. Эффективность реализации этого процесса обусловлена выбором подходящих форм, методов, средств, содержания обучения с целью формирования успешной молодежи. Методически верно организованный процесс обучения иностранному языку детей дошкольного возраста может стать хорошей базой для эффективного освоения иностранного языка детьми в средних общеобразовательных учреждениях.
Литература:
1. Бодрова Е.В. Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста (3-7 лет) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovopolagayuschie-printsipy-sovremennyh-metodov-osvoeniya-angliyskogo-yazyka-detmi-doshkolnogo-vozrasta-3-7-let (дата обращения: 03.10.2020).
2. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Теория и методика развития речи дошкольников. Обучение двуязычных детей. М., 2019. 208 с.
3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку. М., 1998. 310 с.
4. Сазонова И.Н., Коненко Е.А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой ученый. 2016. №13. С. 846-849. - URL: https://moluch.ru/archive/117/32196/ (дата обращения: 03.10.2020).
5. Harmer J. Essential Teacher Knowledge. Pearson Education Limited, 2012. 288 р.
6. Penny Ur. A course in Language Teaching. Cambridge University Press. 2012. 325 р.
Педагогика
УДК 37.017
доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); аспирант Угринчук Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность педагогического потенциала Комплексной Сказкотерапии в процессе развития творческой индивидуальности студентов педагогических специальнотстей. Раскрыты основные понятия, описаны методики и технологии Комплексной Сказкотерапии, а также представлены основные данные исследования.
Ключевые слова: комплексная сказкотерапия, проективные методики; арт-педагогика; сопровождение; квест-технология; творческая индивидуальность; студенты.
Annotation. The article examines the relevance of the pedagogical potential of complex fairy tale therapy in the development of students' creative individuality. The basic concepts are revealed, the methods and technologies of complex fairy tale therapy are described, and the main research data are presented.
Keywords: complex fairy tale therapy, projective techniques; art pedagogy; accompaniment; quest technology; creative personality; students.
Введение. Модернизация, социально-экономические преобразования и реформы, происходящие в российской системе образования, существенно изменили взгляд на проблему развития творческой индивидуальности. Все более приоритетным становится активное формирование новых социально-культурных ценностей и идеалов, в которых актуализируется проблема развития индивидуальности человека, его самовыражения, творческой самореализации. В настоящее время студент - будущий педагог становится постоянно развивающимся субъектом образовательной деятельности, основной задачей которого является - в полной мере реализовывать свой внутренний потенциал, проявлять интеллектуальную и творческую инициативу, вносить индивидуальное, новое и креативное в педагогическую действительность.
В современном образовательном пространстве постоянно увеличиваются обоснованные требования к качеству подготовки будущих педагогов. Особое внимание обращается на готовность педагогов работать в