DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-187-72-79 УДК 372
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников на английском языке
Маргарита Владимировна ЧИСТЯКОВА, Людмила Геннадьевна ШАДРИНА
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» 432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. В.И. Ленина, 4/5 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7410-365Х, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0636-6631, e-mail: [email protected]
Development of English language communicative skills in senior preschool children
Margarita V. CHISTYAKOVA, Liudmila G. SHADRINA
Ulyanovsk State University of Education 4/5 V.I. Lenina Sq., Ulyanovsk 432071, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7410-365Х, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0636-6631, e-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование посвящено проблеме обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнута необходимость правильного выбора средств формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников. Ведущим средством обучения языку в этом возрасте является игра. Однако основным приемом обучения признаются образец речи взрослого и многократные повторения образца, заучивание слов и фраз вслед за педагогом. Предпринята попытка найти наиболее оптимальные пути формирования речевых умений дошкольников на английском языке. Собственные предложения авторов основаны на обследовании детей, которое было проведено в рамках констатирующего этапа эксперимента. Он заключался в определении исходного уровня сформи-рованности речевых умений старших дошкольников в области английского языка. Обследование речевых умений старших дошкольников предусматривало изучение двух основных компонентов: аудирования и говорения на английском языке. Приведена характеристика уровней владения языком детьми подготовительной группы. Диагностика показала, что около половины детей находятся на уровне, недостаточном для понимания звучащей речи и общения на английском языке. Экспериментальное обучение предусматривало определение системы игр для дошкольников, создание специальных условий для осознания особенностей английского языка. Использование специально подобранных игр в обучении английскому языку позволило сформировать у детей умения создавать самостоятельные высказывания на различные темы, выбирать слова, строить фразы для реализации высказывания, а также повысить мотивацию к изучению английского языка.
Ключевые слова: обучение иностранному языку; имитативный метод; коммуникативный метод; критерии и уровни сформированности коммуникативных умений; социокультурные представления; игра; игровые приемы; эмоционально-положительная среда Для цитирования: Чистякова М.В., Шадрина Л.Г. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников на английском языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 187. С. 72-79. DOI 10.20310/1810-02012020-25-187-72-79
Abstract. The study is devoted to the problem of teaching English to children of senior preschool age. We emphasize the need for the correct choice of means of communicative skills development of senior preschoolers. Game is the leading mean of language teaching at this age. However, the main method of teaching is recognized as a sample of adult speech and repeated repetitions of the sample, memorizing words and phrases after the teacher. We make an attempt to find the most op-
72
© Чистякова М.В., Шадрина Л.Г., 2020
timal ways to develop English speech skills of preschool children. The authors' own suggestions are based on a survey of children that was conducted as part of the ascertaining stage of the experiment. The ascertaining experiment consisted in determining the initial level of speech skills development of senior preschoolers in the field of English. The survey of speech skills of senior preschoolers included the study of two main components: listening and speaking in English. We describe the level of language proficiency of children of the preparatory school group. Diagnostics showed that about half of the children are at an insufficient level of understanding of English speech and communication in English. Experimental training provided for the definition of a system of games for preschoolers, creating special conditions for understanding the features of the English language. The use of specially selected games in teaching English allowed children to develop the ability to create independent statements on various topics, choose words, build phrases for the implementation of statements, and increase motivation to learn English. Keywords: foreign language teaching; imitative method; communicative method; criteria and levels of communicative skills development; social and cultural representations; game; game techniques; emotional and positive environment
For citation: Chistyakova M.V., Shadrina L.G. Formirovaniye kommunikativnykh umeniy star-shikh doshkol'nikov na angliyskom yazyke [Development of English language communicative skills in senior preschool children]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nau-ki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 72-79. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-72-79 (In Russian, Abstr. in Engl.)
В начале нового тысячелетия особое внимание и интерес общества обращены к вопросам обучения иностранному языку. Это обусловлено современными тенденциями экономического и культурного развития социума, требующими от каждого человека знаний не только родного языка и культуры, но и свободного владения иностранными языками для продуктивного взаимодействия между гражданами различных государств. Сегодня успешный и конкурентоспособный специалист определяется не только владением суммой профессиональных навыков, но и способностью к профессиональному международному общению. При этом в Законе РФ «Об образовании» указано, что система образования должна способствовать формированию личности с мировым уровнем культуры и знаний, которые позволяют ей интегрироваться в национальную и международную культуру1.
Успешное формирование коммуникативных умений в области иностранного языка является трудным процессом, требующим достаточных временных затрат и определенных педагогических подходов, поэтому его лучше начинать как можно раньше. Дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным перио-
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 с изм. 2019 г. (ст. 27, ст. 64). URL: zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 25.02.2020).
дом для овладения иностранным языком. Несмотря на то, что до сих пор в научной литературе нет единого мнения о точных сроках начала обучения иностранному языку, многие исследователи (Е.А. Аркин [1], Л.С. Выготский [2], А.А. Леонтьев [3], Е.И. Негне-вицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская [4], З.Я. Футерман [5], И.Л. Шолпо [6], А.С. Мя-зин, А.С. Матвеева [7] и др.) сходятся в том, что наиболее оптимальным для такого обучения является старший дошкольный возраст. Дети к пяти годам, по свидетельству О С. Ушаковой [8], уже овладевают всеми основными речевыми навыками на родном языке и становятся способными к сознательному усвоению нового языка.
В исследованиях Н.А. Горловой [9], Е.И. Негневицкой, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленской [4], Е.Ю. Протасовой, Н.А. Родиной
[10], А.-М.Ю. Николаевой, Е.В. Павловой
[11], В. Эванс, Дж. Дули [12] и других указывается на то, что успешность обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку определяется правильной его организацией и использованием наиболее эффективных средств и методов, отвечающих возрастным особенностям данной категории учащихся. Мы подчеркиваем, что если ребенок заинтересован и чувствует, что у него получается, то он с удовольствием занимается, лучше усваивает закономерности другого языка.
Одним из наиболее оптимальных средств обучения старших дошкольников английскому языку является игровая деятельность. Именно в играх и игровых упражнениях дети могут быстро приобретать речевые умения и навыки, усваивать лексико-грамматические и фонетические особенности языка, знакомиться с культурой англоязычных стран. Изучение иностранного языка, по мнению О.М. Кудрявцевой [13], В.В. Сафоновой [14], не может не сопровождаться изучением иноязычной культуры, иной культурной среды, в ее сравнении и сопоставлении с родной культурой. В условиях игры дошкольники более инициативны и активны, что позволяет формировать у них не отдельные умения говорения, а достаточно целостные коммуникативные навыки, которые являются основой для дальнейшего развития навыков общения на английском языке.
Анализ практики современного дошкольного образования показывает, что в процессе обучения старших дошкольников английскому языку специалисты используют различные виды игр и игровые приемы [15]. Однако ведущим в них является имитационный метод. Зачастую игры направлены на многократное повторение определенного набора слов и фраз, что не способствует формированию у детей осознанных речевых умений. Игровые действия однообразны и не активизируют стремление ребенка переносить заученные слова и реплики в другие коммуникативные ситуации, не развивают лингвистические способности дошкольников. Это указывает на недооценку роли коммуникативного игрового метода в развитии навыков говорения на английском языке в методике и практике обучения дошкольников.
Констатирующий этап эксперимента заключался в определении исходного уровня сформированности речевых умений старших дошкольников в области английского языка. Обследовались дети подготовительной группы, которые уже год занимались английским языком. Содержание диагностики определялось на основе научных положений и методических рекомендаций И.В. Вронской [16], Е.Н. Негневицкой, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленской [4], Л.И. Шолпо [6]. Обследование речевых умений старших дошкольников предусматривало изучение двух основных компонентов: 1 компонент - навыки аудирова-
ния, то есть понимания обращенной речи на слух (понимание вопроса, отдельных фраз, безошибочное повторение вопросов и фраз); 2 компонент - навыки говорения (правильное произношение слов и построение простейших фраз, построение короткого высказывания).
Анализ и обобщение результатов диагностики первого компонента позволили определить содержательную характеристику уровней сформированности навыков аудирования у старших дошкольников, которая представлена в табл. 1.
Анализ и обобщение результатов диагностики второго компонента позволили определить содержательную характеристику уровней сформированности навыков говорения у старших дошкольников, которая представлена в табл. 2.
Результаты диагностики аудирования и говорения показали, что ни в одной группе (экспериментальной и контрольной) не было выявлено оптимального уровня владения языком дошкольниками. В обеих группах только примерно половина дошкольников показала достаточный уровень понимания английской речи и общения на английском языке (аудирование: в экспериментальной -55 %, в контрольной - 60 %, говорение: по 50 % детей в каждой группе соответственно). Вторая половина дошкольников находится на недостаточном уровне владения английским языком.
Цель формирующего этапа экспериментального исследования заключалась в разработке и апробации педагогических условий использования игр в обучении старших дошкольников английскому языку.
Были разработаны и апробированы следующие условия:
— отбор различных видов игр, позволяющих развивать и совершенствовать навыки аудирования и говорения детей на английском языке, а также формировать социокультурные представления о стране изучаемого языка;
— создание эмоционально-положительной атмосферы проведения игр, способствующей стимулированию коммуникативной и познавательной активности дошкольников;
— создание развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей стимулировать детский интерес к познанию анг-
лийского языка и культуры англоязычных стран;
— включение игр и игровых приемов в специально организованную образовательную деятельность и повседневную жизнь детей.
При отборе игр учитывалась возможность решения следующих задач обучения старших дошкольников английскому языку:
— формирование и развитие языковых средств общения (фонетических, лексических и грамматических);
— формирование и развитие навыков правильного оперирования языковыми средствами в ситуации игрового общения;
— формирование и развитие умения правильно воспринимать и понимать обращенную речь на английском языке, адекватно реагировать на нее;
— формирование системы представлений о социокультурных особенностях англоязычных стран, ознакомление с устным творчеством (песнями, стихотворениями, считалками).
Отбор содержания игр и игровых приемов основывался на результатах констатирующего эксперимента и методических рекомендациях Е.Ю. Протасовой, Н.М. Родиной [10], И.А. Мурзиновой [17], О.Ю. Сур-женко [18], А.И. Замалиевой [19], Л.Г. Шадриной, С.А. Бережко [20]:
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности навыков аудирования у старших дошкольников
Уровень сформированности навыков аудирования Характеристика
Оптимальный Самостоятельное, полное и правильное понимание вопросов и фраз. Точное повторение отдельных слов и фраз вслед за взрослым
Достаточный Частично понимает вопросы и фразы, требуется помощь взрослого в виде подсказок. Ошибки при повторении вслед за взрослым отдельных слов и фраз (пропуски слов, неверное произношение)
Недостаточный Не понимает вопросы и фразы. Подсказки не помогают. Не может повторить слова и фразы за взрослым. Возможно повторение отдельных слов
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности навыков говорения у старших дошкольников
Уровень сформированности навыков говорения Характеристика
Оптимальный Правильно и четко произносит английские слова, ответы на вопросы построены верно, слова правильно употреблены и согласованы. Самостоятельно составляет рассказ о семье, фразы полные и правильно оформлены, лексика достаточная. Знает достопримечательности Англии и может правильно назвать их на английском языке
Достаточный Произношение некоторых слов и фраз нарушено, некоторые звуки уподобляются русскому произношению, могут опускаться окончания слов. Отвечая на вопросы, затрудняется в подборе необходимых слов, нарушает их согласование, требуется помощь. Составляет рассказ с помощью взрослого. Некоторые слова заменяются русскими. Имеются ошибки при составлении фразы в виде нарушения последовательности слов и их согласования. Знает многие достопримечательности Англии, но чаще называет их по-русски
Недостаточный Звукопроизношение неправильное: многие звуки произносятся по-русски, ударение в некоторых словах ставится неправильно, опускаются отдельные звуки и слоги в словах. На вопросы отвечает только с помощью взрослого, долго осуществляя поиск нужных слов, заменяя некоторые слова русскими. Ответы состоят из отдельных слов. Рассказ составить не может, только называет отдельные слова. Практически не знает достопримечательности Англии, те, которые помнит, обозначает по-русски
— фонетические умения - правильное и точное восприятие и воспроизведение звуков и их сочетаний: «Хлопни в ладоши», «Эхо», «Повторяй-ка», «Пчелы», «Колокольчик», «Рыбы», «Горы», «Любопытный кролик» и др.; слов и фраз: «Покажи» ("Please, show me..."), «Достань и принеси» и др.;
— лексические умения - обогащение и закрепление лексического запаса: «Разрезные картинки», «Загадки — отгадки», «Point, point — укажи, на картинке что, скажи», «Подбери цвет», «Так или не так», «Чего не стало» ("What missing?"), «Кто что делает?» и др.;
— грамматические умения — формирование и развитие навыков составления фраз и предложений: «Цветик-семицветик», «Готовим вкусные блюда», «Времена года» и др.;
— коммуникативные умения — развитие способности к диалогу: «В магазине», «Давайте знакомиться», «Вопрос — ответ»; игры-драматизации на основе английских сказок, хороводные игры и др.;
— социокультурные представления — формирование и закрепление представлений о культуре англоязычных стран: «Назови, что это?», «Найди правильный ответ», «Что перепуталось?», «Где это?» и др.
Введение каждой новой игры в процесс обучения английскому языку включало следующие этапы:
— знакомство дошкольников с содержанием игры, с игровым материалом и основной целью;
— объяснение хода и правил игры. При этом обращалось особое внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
— показ игровых действий, в процессе которого учили детей правильно его выполнять, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
— подведение итогов игры, где отмечалась активность детей, правильность и точность выполнения действий и правил, достигнутый результат.
Организация игр и игровых приемов со старшими дошкольниками в процессе обучения английскому языку предполагала учет следующих условий:
— игры непродолжительные, но динамичные;
- стимулирование интереса к участию и выполнению игровых действий (включались элементы соревнования, сюрпризные моменты и пр.);
- стимулирование самостоятельности и речевой инициативы через эмоциональное поощрение и поддержку.
Данные условия позволяли создавать эмоционально-положительную атмосферу проведения игр, которая способствовала стимулированию речевой, коммуникативной и познавательной активности. В речевые игры включались и некоторые элементы подвижных игр, пальчиковой гимнастики, например: передача флажка или мячика, перекладывание фишек, показ действий руками и пр. Это активизировало детей и снимало напряжение, а также позволяло разнообразить детскую деятельность.
Для проведения работы с детьми в группе была создана специальная предметно-развивающая среда, которая состояла из уголка «Веселый английский» (стенды с игровым и наглядным материалом) и игровой зоны, где был представлен материал для самостоятельной организации дошкольниками игр. Основная цель среды заключалась в развитии мотивации, речевых и коммуникативных навыков, познавательной активности старших дошкольников при обучении английскому языку.
Все игры использовались не только на занятиях по английскому языку, но и включались в режимные моменты, прогулку, до-суговую деятельность. Например, воспитателям рекомендовалось на прогулках использовать игры, в которых нужно было называть по-английски предметы или явления, цвета, действия. На литературных вечерах дети рассказывали стихи как на русском языке, так и на английском. На занятиях по математике нужно было посчитать предметы и по-русски, и по-английски.
Итогом формирующего этапа эксперимента стало значительное повышение уровня аудирования и говорения старших дошкольников экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Использование игр в обучении английскому языку позволило сформировать у детей умения по созданию самостоятельных высказываний, повлиять на точность выбора слов, а также повысить мотивацию к изучению английского языка.
Список литературы
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. 445 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Директ-Медиа, 2014. 570 с.
3. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком. М.: Академия, 1985. 168 с.
4. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: в 2 ч. М.: Просвещение, 2002. 300 с.
5. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. Киев, 1984.
6. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. СПб.: Специальная литература, 1999. 152 с.
7. Мязин А.С., Матвеева А.С. Формирование интереса к иностранному языку у старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 33-34.
8. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2018. 287 с.
9. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2013. 336 с.
10. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку. М.: ВЛАДОС, 2017. 850 с.
11. Николаева А-М.Ю., Павлова Е.В. Лингвометодическая специфика билингвальной образовательной среды при обучении детей иностранным языкам в дошкольном учреждении (онтолингвистический подход) // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, перспективы. СПб., 2019. С. 405-409.
12. Evans V., Dooley J. Enterprise 1. Teacher's Book. Beginner. Newbury: Express Publ., 2011. 176 p.
13. Кудрявцева О.М. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве: сб. науч. ст. по результатам Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию Елец. гос. ун-та им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошк. и спец. образования. Елец: ФГБОУ ВО «Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина», 2019. Ч. 1. С. 267-273.
14. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 189 с.
15. Коваленко С.В. Обучение дошкольников иностранному языку посредством применения театрального искусства (из опыта работы) // Образование и воспитание. 2018. № 2. С. 26-27.
16. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников. СПб.: КАРО, 2006. 368 с.
17. МурзиноваИ.А. English Lesson for Kids. М.: Академия, 2016. 128 с.
18. Сурженко О.Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку // Педагогика: традиции и инновации: материалы 6 Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 160-162.
19. Замалиева А.И. Основные методы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в условиях полилингвальной среды (на примере метода «чтение с сопровождением») // Молодой ученый. 2017. № 27. С. 125-128.
20. Шадрина Л.Г., Бережко С.В. Взаимосвязь в обучении родному и иностранному языку детей дошкольного возраста // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 3. С. 172-175.
References
1. Arkin E.A. Rebenok v doshkol'nye gody [Child in Preschool Years]. Moscow, 1968, 445 p. (In Russian).
2. Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech' [Thinking and Speaking]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2014, 570 p. (In Russian).
3. Leontev A.A. Psikhologicheskie predposylki rannego ovladeniya inostrannym yazykom [Psychological Prerequisites for Early Mastery of a Foreign Language]. Moscow, Akademiya Publ., 1985, 168 p. (In Russian).
4. Negnevitskaya E.I., Nikitenko Z.N., Lenskaya E.A. Obuchenie angliyskomu yazyku detey 6 let v 1 klasse sredney shkoly: Metodicheskie rekomendatsii: v 2 ch. [Teaching English to Children of 6 Years Old in Grade 1 of Secondary School: Methodic Recommendations: in 2 pts.]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2002, 300 p. (In Russian).
5. Futerman Z.Y. Inostranniyyazyk v detskom sadu [Foreign Language in Kindergarten]. Kiev, 1984. (In Russian).
6. Sholpo I.L. Kak nauchit' doshkol'nika govorit' po-angliyski [How to Teach a Preschooler to Speak English]. St. Petersburg, Spetsial'naya literatura Publ., 1999, 152 p. (In Russian).
7. Myazin A.S., Matveeva A.S. Formirovanie interesa k inostrannomu yazyku u starshikh doshkol'nikov [Development of interest in a foreign language among senior preschoolers]. Mezhdunarodniy zhurnal eksperi-
mental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2014, no. 7-2, pp. 33-34. (In Russian).
8. Ushakova O.S. Zakonomernosti ovladeniya rodnym yazykom: razvitie yazykovykh i kommunikativnykh spo-sobnostey v doshkol'nom detstve [Patterns of Mastering the Native Language: the Development of Language and Communication Skills in Preschool Childhood]. Moscow, Sfera Publ., 2018, 287 p. (In Russian).
9. Gorlova N.A. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku [Methods of Foreign Language Teaching]. Moscow, Akademiya Publ., 2013, 336 p. (In Russian).
10. Protasova E.Y., Rodina N.M. Metodika obucheniya doshkol'nikov inostrannomu yazyku [Methods of Preschoolers Foreign Language Teaching]. Moscow, VLADOS Publ., 2017, 850 p. (In Russian).
11. Nikolaeva A-M.Y., Pavlova E.V. Lingvometodicheskaya spetsifika bilingval'noy obrazovatel'noy sredy pri obuchenii detey inostrannym yazykam v doshkol'nom uchrezhdenii (otnolingvisticheskiy podkhod) [Lin-guo-methodic specificity of the bilingual educational environment when teaching children foreign languages in a preschool institution (ontolinguistic approach)]. Sovremennaya ontolingvistika: problemy, metody, perspektivy [Modern Ontolinguistics: Problems, Methods, Prospects]. St. Petersburg, 2019, pp. 405-409. (In Russian).
12. Evans V., Dooley J. Enterprise 1. Teacher's Book. Beginner. Newbury, Express Publ., 2011, 176 p.
13. Kudryavtseva O.M. Razvitie inoyazychnoy sotsiokul'turnoy kompetentsii u detey doshkol'nogo i mladshe-go shkol'nogo vozrasta [Development of foreign language socio-cultural competence in children of preschool and primary school age]. Sbornik nauchnykh statey po rezul'tatam Vserossiyskoy nauchnoy konfe-rentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy 100-letiyu Eletskogo gosudarstvennogo univesiteta imeni I.A. Bunina i 40-letiyu kafedry doshkol'nogo i spetsial'nogo obrazovaniya «Obrazovanie detey dosh-kol 'nogo i mladshego shkol 'nogo vozrasta: dialog nauk o detstve» [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with International Participation, Dedicated to the 100th Anniversary of Bunin Yelets State University and 40th Anniversary of Preschool and Special Education Department "Education of Children of Preschool and Primary School Age: Dialogue of Childhood Sciences"]. Yelets, Bunin Yelets State University Publ., 2019, pt. 1, pp. 267-273. (In Russian).
14. Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obshcheniya v kontekste dialoga kul'tur i tsivilizatsiy [Studying the Languages of International Communication in the Context of the Dialogue of Cultures and Civilizations]. Voronezh, Istoki Publ., 1996, 189 p. (In Russian).
15. Kovalenko S.V. Obuchenie doshkol'nikov inostrannomu yazyku posredstvom primeneniya teatral'nogo iskusstva (iz opyta raboty) [Teaching preschoolers a foreign language through the use of theatrical art (from work experience)]. Obrazovanie i vospitanie [Education and Upbringing], 2018, no. 2, pp. 26-27. (In Russian).
16. Vronskaya I.V. 105 zanyatiy po angliyskomu yazyku dlya doshkol 'nikov [105 English Lessons for Preschoolers]. St. Petersburg, KARO Publ., 2006, 368 p. (In Russian).
17. Murzinova I.A. English Lesson for Kids. Moscow, Akademiya Publ., 2016, 128 p.
18. Surzhenko O.Y. Kommunikativnaya metodika protiv traditsionnogo metoda obucheniya inostrannomu yazyku [Communicative methods against the traditional method of foreign language teaching]. Materialy 6 Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Pedagogika: traditsii i innovatsii» [Proceedings of the 6th International Scientific Conference "Pedagogy: Traditions and Innovations"]. Chelyabinsk, Dva komsomol'tsa Publ., 2015, pp. 160-162. (In Russian).
19. Zamalieva A.I. Osnovnye metody obucheniya inostrannomu yazyku detey doshkol'nogo vozrasta v uslo-viyakh polilingval'noy sredy (na primere metoda «chtenie s soprovozhdeniem») [The main methods of teaching a foreign language to preschool children in a multilingual environment (on the example of the "reading with accompaniment" method)]. Molodoy ucheniy- Young Scientist, 2017, no. 27, pp. 125-128. (In Russian).
20. Shadrina L.G., Berezhko S.V. Vzaimosvyaz' v obuchenii rodnomu i inostrannomu yazyku detey doshkol'nogo vozrasta [The relationship in teaching the native and foreign languages of preschool children]. Us-
pekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya - Success of Modern Science and Education, 2017, vol. 1, no. 3, pp. 172-175. (In Russian).
Информация об авторах
Чистякова Маргарита Владимировна, аспирант, кафедра дошкольного и начального общего образования. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7410-365X
Шадрина Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0636-6631
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Шадрина Людмила Геннадьевна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27.03.2020 г.
Поступила после рецензирования 24.04.2020 г.
Повторное рецензирование 11.05.2020 г.
Принята к публикации 26.06.2020 г.
Information about the authors
Margarita V. Chistyakova, Post-Graduate Student, Preschool and Primary General Education Department. Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7410-365X
Liudmila G. ShadriM, Candidate of Pedagogy, Professor of Preschool and Primary General Education Department. Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0636-6631
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Liudmila G. Shadrina E-mail: [email protected]
Received 27 March 2020 Reviewed 24 April 2020 Second peer review round 11 May 2020 Accepted for press 26 June 2020