Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку и профессиональное самоопределение старшеклассников'

Обучение иностранному языку и профессиональное самоопределение старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ПРОФОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE / ORIENTATION TO A FUTURE PROFESSION / METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING IN PROFILE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Г. Ф.

Статья посвящена проблеме профориентированного обучения на уроке иностранного языка, его роли в выборе будущей профессии старшеклассниками. Предложены конкретные приёмы и методики работы в рамках данного обучения, обосновано профильное содержание учебного текстового материала, содержащего информацию по профессиональному самоопределению школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE TRAINING AND PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to a problem of professional self-determination of children in learning of a foreign language, a role of the choice of future profession among high school students. The author offers specific techniques and methods of work under this training profile, justifies text contents of some training material that contain information on professional self-identification of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку и профессиональное самоопределение старшеклассников»

компетентность в определённой области. Прежде всего, изучение любого иностранного языка создает условия для развития и формирования мыслительных процессов. Это обусловлено тем, что в процессе изучения приходится пользоваться незнакомой нам системой графических знаков. В процессе изучения иностранного языка у школьников развиваются способности анализа, синтеза, логики, антиципации, трансформации, догадки, сообразительности, происходит развитие оперативной памяти, внимания, мышления, расширяется кругозор. При изучении иностранного языка создаются условия для развития коммуникативной культуры.

Значимым показателем важности знания иностранного языка являются результаты статистики, показывающие, что те специалисты, которые уверенно владеют хотя бы одним иностранным языком, имеют больше шансов и возможностей на рынке труда. И это не случайно, так как знание и умение свободно общаться на другом языке позволяет сотрудничать с партнерами

других стран, быть в курсе последних инноваций, читать статьи профессиональной направленности в оригинале.

Прекрасное владение иностранным языком или несколькими языками привлекательно и престижно. Знание иностранного языка в глазах общества и работодателей - это показатель образованности, интеллигентности, уровня культуры, интеллектуальных качеств, хорошего вкуса. Все эти качества привлекает к человеку, владеющему иностранным языком, внимание других людей. Изучение и владение иностранным языком - это успех, карьера, возможность быть полноправным представителем мирового сообщества. Один из крупнейших французских фило-софов-просветителей XVIII века - поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник Вольтемр (фр. Franзois Voltaire; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ) сказал: «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку». Такой нам видится роль иностранного языка в решении вопросов профессионального самоопределения учащихся в школе.

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.Б. Орлов. - М., 1991.

2. Патрина, К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. - 1978. - № 2.

3. Титмах, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. - М., 1975.

4. Шавир, П.Л. Психология самоопределения в ранней юности. - М., 1981.

5. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. проф. Г.Г. Аракелова. - М., 1990.

Bibliography

1. Markova, A.K. Formirovanie motivacii ucheniya / A.K. Markova, T.A. Matis, L.B. Orlov. - M., 1991.

2. Patrina, K.T. Motivih ucheniya starsheklassnikov // Voprosih psikhologii. - 1978. - № 2.

3. Titmakh, M.X. Vihbor professii kak socialjnaya problema. - M., 1975.

4. Shavir, P.L. Psikhologiya samoopredeleniya v ranneyj yunosti. - M., 1981.

5. Uchitelyam i roditelyam o psikhologii podrostka / pod red. prof. G.G. Arakelova. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 19.05.14

УДК373.1.02:372.8

Trubina G.F. LANGUAGE TRAINING AND PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article is devoted to a problem of professional self-determination of children in learning of a foreign language, a role of the choice of future profession among high school students. The author offers specific techniques and methods of work under this training profile, justifies text contents of some training material that contain information on professional self-identification of schoolchildren.

Key words: professional self-determination, learning a foreign language, orientation to a future profession, methods and techniques of teaching in profile education.

Г.Ф. Трубина, канд. пед. наук, доц. Филиала ФГБОУ ВПО УрГЭУ, г. Нижний Тагил; E-mail: gft@e-tagil.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена проблеме профориентированного обучения на уроке иностранного языка, его роли в выборе будущей профессии старшеклассниками. Предложены конкретные приёмы и методики работы в рамках данного обучения, обосновано профильное содержание учебного текстового материала, содержащего информацию по профессиональному самоопределению школьников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, изучение иностранного языка, ориентированного на выбор профессии, методы и приемы в профориентированном обучении иностранному языку.

Любой человек в определённом возрасте вынужден решать проблему, кем быть? Вспомните одноимённое стихотворение В.В. Маяковского: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» Из бесед с родителями понимаешь, как трудно определиться детям с выбором будущей профессии. Родители тестируют своих детей в самых различных центрах профессионального самоопределения, для того, чтобы выяснить в какой сфере деятельности ребёнок может быть наиболее успешен. Ведь профессий более 7500, а какую выбрать? И вновь обратимся к словам великого поэта: «Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!».

Любой школьный предмет может оказать определённое влияние на выбор старшеклассниками будущей профессии, и иностранный язык - не исключение. В профессиональном самоопределении школьников учитель-предметник играет не последнюю

роль. Средствами своего предмета он может определённым образом помочь школьнику выбрать будущий жизненный путь. Иностранный язык, его знание, умение общаться на нем, читать нужную значимую в профессиональном плане информацию -всё это может способствовать мотивации его изучения и далее через содержание обучения на уроке иностранного языка с помощью текстов, диалогов, бесед можно раскрывать информацию о профессиях. Учитель иностранного языка, организуя работу своих учеников-старшеклассников на уроке, должен, прежде всего, владеть информацией о том, где, как, в каком объёме и качестве, в каких областях экономики и специальностях необходимо знание иностранного языка.

Социологи, анализируя рынок труда, обращают внимание на определенную закономерность выбора работодателем сотрудника. Это выражается в том, что работодатель хотел бы, чтобы сотрудник «знал» иностранный язык. Сегодня особенно

популярен английский язык как наиболее распространенный и являющийся международным. Ежедневно в средствах массовой информации появляются заметки о том, что каждому образованному человеку необходимо знать как минимум один иностранный язык. Не секрет, что многие люди еще не занимают активной позиции относительно знания иностранного языка. В ответах фигурирует обычно одно и тоже: «Не хватает времени», «Точно начну с этого понедельника». Позднее они жалеют, что не выучили иностранный язык. Ведь требования к потенциальному сотруднику в отношении знания иностранного языка всё время возрастают.

Как правило, выделяют несколько уровней владения иностранным языком. Начальный уровень подразумевает способность человека вести несложную беседу на бытовые темы, понимать лексику, наиболее часто употребляемую в разговоре, отвечать короткими фразами и составлять несложные высказывания. Первый уровень предполагает, что человек должен понимать содержание речи на знакомые темы, темы личного характера, новости, сообщения, вести диалог на какие-либо знакомые темы. Второй уровень подразумевает умение вести диалог, разговор на узкие специальные темы, понимать какого-либо рода сообщения, статьи, аргументировано доказывать свою точку зрения, давать описания и составлять письменные сообщения. Третий уровень - понимать содержание и смысл речи повышенного уровня сложности, выражать свое собственное мнение относительно каких-либо тем, составлять различного рода письменные сообщения, инструкции, четко выражать свои мысли. Продвинутый уровень - уметь говорить с ограниченным числом грамматических и лексических ошибок, понимать ключевые моменты разговора, владеть умением корректного в лексическом и грамматическом плане написания официальных и неофициальных писем, эссе, отчетов, различного рода письменной информации пр.

В зависимости от характера, специфики работы рынок труда определяет уровень требований в отношении владения иностранным языком предполагаемого сотрудника. На Западе во многих цивилизованных странах никто не спрашивает вас, владеете ли вы английским языком, потому что он признан языком международного общения, включен в обязательную программу учебных заведений и его знание необходимо для каждого гражданина. При устройстве на работу, например, в Швейцарии, вас никто не спросит о том, как хорошо вы знаете какой-либо иностранный язык, потому что его знание сотрудником должно присутствовать априори. Знание языка - это показатель статуса и конкурентоспособности специалиста на сегодняшнем рынке труда.

Большинство старшеклассников не мечтают о профессии шахтёра, экскаваторщика, бухгалтера или экономиста. Эти профессии не вполне соответствуют романтическим представлениям о жизни. Большинство же старшеклассников желает иметь профессию так называемых «белых воротничков». Они знают, что для данного вида профессий нужно знание иностранного языка. Он необходим для людей следующих профессий: администраторы разного уровня в гостиницах, отелях, магазинах, гиды, переводчики, телеведущие, комментаторы, журналисты, менеджеры иностранных компаний, секретари-референты. Располагая такой информацией и предъявляя её на уроке, педагог мотивирует учащихся на продуктивное изучение иностранного языка, повышение мотивации его изучения, и помогает учащимся задуматься о выборе профессии.

Изучение иностранного языка в школе должно быть направлено на получение научной, профессионально значимой информации; на овладение видами речевой деятельности, позволяющим в дальнейшем её продуктивное использование. Иностранный язык служит средством коммуникации, приема и передачи информации об окружающем мире. В школьном возрасте коммуникация представляет для старшеклассников особый интерес и это необходимо учитывать при профориентированном обучении школьников, используя при этом интерактивные методики обучения [1; 2].

Если ранее в школе в основном преобладали репродуктивные методы обучения, то современные методики предполагают более активное изучение иностранного языка с использованием методики сотрудничества, проектной методики, автономного обучения на основе развития познавательной потребности, связанной с профессиональными мотивами, так как с помощью иностранного языка учащиеся расширяют знания о мире и свой кругозор [3; 4].

Потребность в получении знаний из разных областей деятельности, либо информация по специальности становится мотивом речевой деятельности тогда, когда учащиеся осознают, что иностранный язык может помочь найти нужную и значимую в профессиональном плане информацию. Практическое использование этой информации при выполнении речевой деятельности вызывает чувство удовлетворения познавательной потребности обучающихся и положительно влияет на их отношение к изучению иностранного языка.

Работая с материалами зарубежных изданий, учащийся овладевает не только языком, но и приемами работы со специальной литературой, лексикой, системой сокращений, аббревиатур, обозначений и специфическими для зарубежного опыта понятиями. У учащихся совершенствуются общеучебные умения, умения работы с текстом, различного рода информацией. Важной представляется интеграция иностранного языка с другими предметами учебного плана. Интегративные профессиональные знания у школьников формируются на протяжении всего периода обучения путем их накопления из различных школьных предметов.

Для достижения основной цели образования - подготовки компетентного специалиста для рынка труда - необходимо создавать определенные условия и психологические установки в организации процесса обучения. Ведущее место в этом процессе должны занимать базовые знания предыдущих этапов обучения. Важно использовать преемственность и интеграцию в обучении, учить школьников применять полученные знания в реальных условиях жизни и использовать активные методы приобретения новой информации.

Предъявление какой-либо информации о профессиях должно происходить последовательно, ненавязчиво, соблюдая основные дидактические принципы обучения. Учитывая профори-ентированную направленность изучения иностранного языка, необходимо обращать внимание учащихся на значимость информации в иноязычном тексте для их будущей специальности.

В профильном курсе иностранного языка важна систематизации содержания учебного текстового материала для обучения различным видам чтения: просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового. Преемственность, фабульность тематических профориентационных текстов является условием развития мотивации, вырабатывающей у обучаемых стремление пользоваться иноязычной литературой для пополнения своих знаний по различным предметам. Важным условием при этом является включение в содержание обучения тематических аутентичных текстов.

Наибольший эффект в поддержании интереса обучающихся к изучению иностранного языка приносит параллельное изучение отдельных учебных предметов и соответствующих по содержанию текстов на иностранном языке, содержащих новую, неизвестную информацию по этим предметам. В данном случае учащиеся получают сведения для будущей учебной и профессиональной деятельности. Кроме того, это способствует реализации межпредметных связей.

Обратимся к основным видам речевой деятельности. Чтение является одним из основных видов речевой деятельности. Чтение иноязычной литературы, раскрывающей информацию о разных специальностях - наиболее мотивированный вид деятельности, так как при этом учитывается интерес школьников и уровень их познавательных языковых возможностей. Умение читать иноязычную литературу открывает учащимся доступ к зарубежным источникам информации, что позволяет им совершенствовать на качественно новом уровне свои знания из разных предметных областей, реализовывать на практике свои профессиональные устремления.

При обучении иностранному языку обеспечить высокую степень активности и самостоятельности всех её участников позволяет применение интерактивных методов. В условиях профессионально ориентированного обучения необходимо использовать следующие методы интерактивного обучения: деловые игры, диспуты, интервью, дискуссии, инсценировки, конференции. Они могут имитировать те проблемные ситуации, которые встречаются в профессиональной деятельности специалиста в реальных условиях.

В рамках дисциплины «Иностранный язык» можно проводить на занятиях деловые игры: «Я выбираю профессию», «Моя профессия журналист-международник», «Квалификационный справочник профессий» и др. Старшеклассникам можно предложить в качестве домашнего задания написать эссе на тему

«Рынок труда и знание иностранного языка», затем провести конкурс на лучшее эссе. Результатом этого конкурса будет, с одной стороны, получение значимой, интересной информации о профессиях, с другой это будет упражнение старшеклассников в письменной речи.

Личностный интерес, возможность высказать свою точку зрения, необычность представления в виде красочной презентации профессии в игре обеспечивает новизну ситуаций и действий, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, способствует осознанию собственного «Я» и выбору через обучение будущей трудовой деятельности, развитию мотивации достижения успеха в деятельности и способствует развитию коммуникативных умений. В игре осуществляется также обратная связь как необходимый компонент самоконтроля и рефлексии достижений в процессе игры.

В ходе таких игр учащиеся учатся осознавать цель проведения таких форм учебной деятельности, учатся деловому общению на иностранном языке, умению вести дискуссию на заданную тему, расширять на основе получаемых знаний кругозор, получать информацию о профессиях, находить самостоятельные решения в новых ситуациях общения, преодолевать стеснение, приобретать умения слушать собеседника и адекватно реагировать на его высказывания.

Эффективность проведения такого рода практических занятий зависит от того, насколько правильно организована самостоятельная работа учащихся. Учащиеся должны не только усваивать определенную сумму знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать. Познавательная самостоятельность развивается при глубоком и осмысленном усвоении обучаемыми основ наук, овладении навыками работы с книгой, электронными источниками и применении полученных знаний в практической деятельности.

Так, например, работая над темой «Профессии», учащиеся представляют сферы применения иностранного языка, понимают требования к абитуриенту, желающему овладеть данной профессией, узнают информацию о вузах, где обучают данной профессии, о предприятиях, фирмах, где можно реализовать себя после получения образования. Во время урока-презентации учащиеся учатся выражать свое мнение относительно представленных профессий, проявляют интерес к данной информации, учатся самостоятельности суждений, преодолевают барьер монологического высказывания. Грамматическая и лексическая корректность высказываний зависит от прочности приобретенных учащимися знаний. Самое главное, что учащиеся говорят на иностранном языке.

Интерактивные методы обучения иностранному языку активизируют формы учебной деятельности, способствуют вовлечению учащихся в совместную деятельность по достижению поставленных целей, мотивации изучения и использования в жизни иностранного языка, воспитанию позитивного отношения к культуре страны изучаемого языка, снятию психологических барьеров в боязни сделать грамматические или лексические ошибки при говорении на иностранном языке. Данные методы способствуют реализации принципа профессиональной направленности обучения, который позволяет повысить интерес учащихся к занятиям по иностранному языку и, тем самым, оптимизировать учебный процесс.

В сегодняшних условиях иностранный язык становится одним из средств изучения специальности, формирования и развития профессиональных интересов у школьников, он способствует активизации познавательной деятельности и готовности обучаемых использовать полученные знания в достижении поставленных целей, что соответствует цели профориентирован-ного обучения иностранному языку в школе.

Библиографический список

1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004.

2. Вирина, И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. - М., 2007.

3. Згага, П. Современные тенденции в сфере высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 11.

4. Портер, М. Конкуренция: учеб. пособ. - М., 2009.

Bibliography

1. Angelovskiyj, A.A. Formirovanie konkurentosposobnosti studentov v processe professionaljnoyj podgotovki v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. -Magnitogorsk, 2004.

2. Virina, I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodihkh specialistov na rihnke truda. - M., 2007.

3. Zgaga, P. Sovremennihe tendencii v sfere vihsshego obrazovaniya v Evrope // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2006. - № 11.

4. Porter, M. Konkurenciya: ucheb. posob. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 19.05.14

УДК 37.013

Goloshumova G.S., Timirov F.F., Yezhov S.G. TRENDS OF VARIABLE EDUCATION DEVELOPMENT IN MODERN

SOCIETY. The main importance of variable education for a modern system of training and education of the younger generation is proved in the article. The theoretical basis for the organization of the process are presented. The essential characteristic of the concepts of “variability”, “variable education”, “variability approach” are disclosed. The basics of planning the system of variable education on the level of the educational process, educational institutions and regional governance are considered.

Key words: variational, variable education, variable approach, levels of planning, the variability of the educational system, individual learning paths, self-development.

Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет», г. Нижний Тагил, E-mail: g-gs@mail.ru; Ф.Ф. Тимиров, канд. пед. наук, доц. Нижнетагильского филиала ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», г. Нижний Тагил, E-mail: timirov.ff@mail.ru; С.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Уральский гос. университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Нижний Тагил, E-mail: sergey-ejov@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

В статье обоснована значимость вариативного образования для современной системы обучения и воспитания подрастающего поколения, представлены теоретические основы организации данного процесса, раскрыта сущностная характеристика понятий «вариативный», «вариативное образование», «вариативный подход». Рассмотрены основы проектирования системы вариативного образования на уровне образовательного процесса, образовательного учреждения и региональной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.