Научная статья на тему 'Профориентированное обучение на уроке иностранного языка'

Профориентированное обучение на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОФЕССИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧТЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / ПИСЬМО / LANGUAGE LESSON / PROFESSIONAL ORIENTATION AT A LESSON OF A FOREIGN LANGUAGE / ORIENTATION TO PROFESSION / PROFESSIONAL INTENTIONS / SPEECH ACTIVITY / READING / LISTENING / SPEAKING / WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Г. Ф.

Статья посвящена проблеме профориентированного обучения старшеклассников на уроке иностранного языка. Рассматриваются вопросы профессиональной направленности в обучении иностранному языку. Описываются методы обучения, используемые на уроке иностранного языка в рамках профессионально направленного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSION-FOCUSED TRAINING AT A LESSON OF A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to vocational guidance learning at a foreign language lesson. Some questions of professional orientation in foreign language teaching are revealed. The work describes methods of teaching used at a foreign language lesson with a focus on professionally directed learning.

Текст научной работы на тему «Профориентированное обучение на уроке иностранного языка»

Библиографический список

1. Философский словарь / под ред. И.Г. Фролова. - М., 1987.

2. Новиков, А.М. Докторская диссертация: пособие для докторатов и соискателей ученой степени доктора наук. - М., 1999.

3. Хасанова, Л.И. Теоретические основания моделирования культуроведческого содержания образования // Вестник Удмуртского уни-

верситета. - 2009. - № 1.

4. Эрхитуева, Л.И. Этнопсихологические особенности речевой коммуникации у бурят: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. Bibliography

1. Filosofskiyj slovarj / pod red. I.G. Frolova. - M., 1987.

2. Novikov, A.M. Doktorskaya dissertaciya: posobie dlya doktoratov i soiskateleyj uchenoyj stepeni doktora nauk. - M., 1999.

3. Khasanova, L.I. Teoreticheskie osnovaniya modelirovaniya kuljturovedcheskogo soderzhaniya obrazovaniya // Vestnik Udmurtskogo universiteta. - 2009. - № 1.

4. Ehrkhitueva, L.I. Ehtnopsikhologicheskie osobennosti rechevoyj kommunikacii u buryat: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2006.

Статья поступила в редакцию 12.05.14

УДК 37

Trubina G.F. PROFESSION-FOCUSED TRAINING AT A LESSON OF A FOREIGN LANGUAGE. The article is devoted to vocational guidance learning at a foreign language lesson. Some questions of professional orientation in foreign language teaching are revealed. The work describes methods of teaching used at a foreign language lesson with a focus on professionally directed learning.

Key words: language lesson, professional orientation at a lesson of a foreign language, orientation to profession, professional intentions, speech activity, reading, listening, speaking, writing.

Г.Ф. Трубина, канд. пед. наук, доц. Филиала ФГБОУ ВПО УрГЭУ, г. Нижний Тагил, E-mail: gft@e-tagil.ru

ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена проблеме профориентированного обучения старшеклассников на уроке иностранного языка. Рассматриваются вопросы профессиональной направленности в обучении иностранному языку Описываются методы обучения, используемые на уроке иностранного языка в рамках профессионально направленного обучения.

Ключевые слова: урок иностранного языка, профессиональная направленность урока иностранного языка, ориентация на профессию, профессиональные намерения, речевая деятельность, чтение, аудирование, говорение, письмо.

Мы все понимаем, как важно для человека правильно выбрать профессию. Повседневная практика показывает, что если специальность выбрана правильно, по призванию, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения и приносит пользу самому человеку и обществу поэтому если каждый учитель на своем уроке внесет хоть какую-то лепту в процесс выбора старшеклассниками своей будущей профессии, то окажет учащимся несомненную пользу. Сегодня насчитывается огромное количество профессий, и выбрать специальность, конечно нелегко. Число профессий в разных странах разное. Это связано с особенностями развития страны, различными общественно-экономическими условиями.

Социальным заказом современного общества в условии развития рыночных отношений является формирование личности профессионала в сфере своей деятельности с высокой культурой общения, неординарным мышлением, способного в процессе работы выдвигать новые идеи, вырабатывать конструктивные решения, уметь пользоваться информационными технологиями, иметь профессиональные знания и умения в определенной области, знать иностранные языки [1; 2; 3]. В филиале ФГБОУ ВПО УрГЭУ в г. Нижний Тагил было проведено исследование в форме анкеты среди студентов на тему «Если бы я был руководителем фирмы, какими бы качествами должен был обладать сотрудник моей фирмы?» Ответы распределились следующим образом:

1. Профессионализм.

2. Честность, добросовестность, дружелюбие, деликатность, открытость.

3. Коммуникативность.

4. Знание иностранного языка.

5. Эмоциональная устойчивость.

6. Переживание за работу фирмы.

7. Готовность к экспериментам.

Согласно представленных качеств, вырисовывается картина высококлассного специалиста, о котором только может мечтать каждый работодатель. Важно, что студенты отметили значимость иностранного языка, хотя они живут в глубинке. Закладывать вышеперечисленные качества, на наш взгляд, необхо-

димо в семье, в школе. Каждый преподаватель в процессе своей работы как предметник прямо либо косвенно формирует их. Представляется важным использовать особый интерес старшеклассников к определенным учебным предметам. Иностранный язык ставится старшеклассниками в разряд приоритетных учебных предметов.

Каждый преподаватель, работая в старших классах, прямо или косвенно касается проблемы выбора учащимися их будущей профессии. Затрагивая вопросы профессиональной ориентации, учитель тем самым оказывает помощь молодому человеку в его самоопределении и одновременно стимулирует его всестороннее и гармоничное развитие. Общее и политехническое образование является основой профессиональной ориентации. Думается, каждый педагог должен глубоко усвоить, что в процессе изучения с учащимися своего предмета он может и должен знакомить их с трудом человека, с разнообразным миром профессий, с задачами научно-технического прогресса, социально-экономического развития нашего общества. В результате каждый учитель, не нарушая логики изучения своего предмета, может раскрыть на уроках широкий спектр форм сознательного труда. Одна из целей педагога - это формирование на своем уроке профессиональных намерений старшеклассников и последующий выбор ими профессии. На уроке педагог опосредованно либо непосредственно занимается так называемым «профессиональным просвещением», то есть ознакомлением школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, путем получения профессии и т. д. Целью такого профессионального просвещения является создание реальных представлений о мире профессий в целом.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе и поэтому, занимаясь профессиональным просвещением, можно опираться на факты из повседневной жизни. Профессии быстро меняются, одни исчезают, вместо них появляются другие. Нередко и такое явление, когда по названию профессия не изменилась, но ее содержание стало качественно другим.

В школе важно уделять время профориентации, которая включает необходимость осуществления её во взаимосвязи с усвоением учащимися общенаучных принципов современного производства, овладением практическими умениями и навыками общения с орудием труда, машинами, механизмами; формированием способностей в области техники и производства, инженерии, так называемой «инженерной сметки», способностей ориентироваться в современной технике и технологии производства на основе научных знаний. Поскольку иностранный язык стоит в черте наиболее значимых и важных учебных предметов, наряду с математикой и информатикой в плане будущего карьерного роста и мотивации его изучения, то используя данные психологические установки, можно влиять определённым образом на профессиональное самоопределение старшеклассников, их выбор кем быть в этой жизни [4; 5].

Профессиональная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. При этом важно, чтобы учащиеся овладели, прежде всего, профессиональной лексикой. В целях успешного решения проблемы необходимо провести целенаправленный отбор лексики с учетом специализации, уклоном на те профессии, на которые учащиеся ориентируются в будущем, с какими базовыми предприятиями учебное заведение поддерживает отношения, к какой профессиональной деятельности учащиеся себя готовят. Отобранная лексика должна быть усвоена как для устной речи, так и для письменной коммуникации. Отбор наиболее употребительной лексики можно осуществлять по следующим направлениям: (1) название специальностей, которые представляют для учащихся интерес; (2) название орудий труда и характерных действий в интересующей учащихся специальности.

Знание специальной лексики нужно учащимся для чтения текстов по специальности и совершенствования устной речи как на основе изученных текстов (включающих профессиональную лексику), так и для профессионального общения со специалистами. Тексты профессиональной направленности, по специальности рекомендуется подбирать с учетом методических принципов посильности и доступности. Тексты должны представлять для учащихся интерес. Они должны быть в начале небольшими по объёму, построены на изученном материале, в них может быть включено небольшое количество новых лексических единиц.

Первым заданием можно предложить учащимся один и тот же текст. Учителем могут быть подготовлены опоры, снимающими определённые трудности в тексте, при этом реализуется принцип профессиональной направленности обучения и дифференцированного, индивидуального подхода.

Работа с текстом проводится сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Задание к тексту дается в следующей последовательности:

1) прочитать текст и понять его общее содержание (в ограниченное учителем время);

2) передать содержание текста на русском языке;

3) выписать новую лексику, которая является опорной для данного текста;

4) составить план текста;

5) поставить вопросы к тексту, а затем ответить на них.

Нужной и полезной является самостоятельная работа учащихся по чтению текстов по специальности. Она будет готовить учащихся к чтению специальной документации.

Развитию умения понимать на слух тексты с учетом профессиональной направленности обучения способствуют специально подготовленные или подобранные тексты для аудирования. Такие тексты должны быть небольшими по объему и не сложными по языку, для аудирования необходимо брать фабульные, представляющие интерес для учащихся и непременно законченные по содержанию тексты. Аудирование вообще сложный вид деятельности, а профильное аудирование сложней вдвойне, поэтому перед предъявлением текста такого характера необходимо снять лексические трудности, если есть необходимость выписать на доску вопросы по данному тексту. Развитие умений в диалогической речи можно начинать с просьб, распоряжений, микродиалогов, проблемных ситуаций, включающих профессиональную лексику. Здесь также можно предложить различные ролевые игры, например, «В магазине “Техническая книга”», «Экскурсия на предприятие», «Кто такой экономист?», «В центре занятости».

В профессионально направленном обучении иностранному языку важное место отводится развитию монологической речи. Здесь учащимся можно предложить написать рефераты о профессиях, устроить диспут на тему «Я и мое будущее», конкурс на лучшее лаконичное представление какой-либо профессии, конкурс на лучшее интервью о профессии. Такие высказывания будут способствовать развитию познавательной активности учащихся, закреплению и овладению новой профессиональной лексикой.

В профессиональном направленном обучении иностранному языку письмо используется весьма ограниченно. Оно используется для записи профессиональной лексики, ключевых слов, выражений, составления плана или образца сообщений или диалога, написания делового письма, распоряжения.

В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Спросом пользуются несколько сот (десятков) из них, и старшеклассникам, родителям и педагогам довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире профессий. Существенно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, множатся. Поскольку именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали привычными. Исходя из этих особенностей развития современного мира и следует строить урок иностранного языка в профильных классах.

Для старшеклассников можно организовать на уроке иностранного языка проект «Профессии, которые мы выбираем», где они могли бы представить свои презентации, коллажи, доклады о профессиях. Целью данного проекта должны стать профессиональная ориентация и информирование старшеклассников о современном мире профессий и специальностей, оказание помощи в выборе профиля учебного заведения и планировании собственной карьеры, будущей профессии, учитель должен проинформировать учеников о профессиональных знаниях и опыте, которым необходимо будет обладать при выборе определённой специальности. Проект может включать в себя несколько составляющих. Можно предложить старшеклассникам выпустить информационный листок на иностранном языке, где будут содержаться сведения о наиболее востребованных на рынке труда профессиях и специальностях, включая требования к необходимым для профессиональной деятельности знаниям, умениям, навыкам и компетенциям, предъявляемым к работникам; и обсудить эту информацию на уроке.

Второй составляющей можно сделать презентацию и представить перечень учебных заведений, где можно получить профессию, рассказать об этих учебных заведениях и обсудить кто куда, в какое учебное заведение пойдет учиться, и почему было выбрано именно это учебное заведение.

Одним из разделов проекта может стать рубрика «Советы психологов при выборе профессии» и обсуждение их на уроке.

Интересным заданием для учащихся могут стать профориентационные тесты и много другой полезной информации, которая поможет стать успешным на рынке труда. Данная информация может быть использована старшеклассниками для профессиональной ориентации в рамках урока иностранного языка.

«Справочник профессий», на наш взгляд, может помочь определиться учащимся старших классов с выбором профессии, которая будет не только соответствовать профессиональным интересам и склонностям, но будет востребована на современном рынке труда. Все вышеперечисленные задания будут способствовать развитию навыков монологической, диалогической речи, письму, говорению, а значит развитию коммуникативных умений. Иностранный язык мы учим не только для того, чтобы переводить, понимать значимую в профессиональном плане информацию, уметь написать резюме, представиться, но прежде всего, чтобы уметь говорить с представителем другой страны, понять культуру другого народа, суметь, по необходимости или по желанию, используя знания иностранного языка получить образование или повысить свою профессиональную

компетентность в определённой области. Прежде всего, изучение любого иностранного языка создает условия для развития и формирования мыслительных процессов. Это обусловлено тем, что в процессе изучения приходится пользоваться незнакомой нам системой графических знаков. В процессе изучения иностранного языка у школьников развиваются способности анализа, синтеза, логики, антиципации, трансформации, догадки, сообразительности, происходит развитие оперативной памяти, внимания, мышления, расширяется кругозор. При изучении иностранного языка создаются условия для развития коммуникативной культуры.

Значимым показателем важности знания иностранного языка являются результаты статистики, показывающие, что те специалисты, которые уверенно владеют хотя бы одним иностранным языком, имеют больше шансов и возможностей на рынке труда. И это не случайно, так как знание и умение свободно общаться на другом языке позволяет сотрудничать с партнерами

других стран, быть в курсе последних инноваций, читать статьи профессиональной направленности в оригинале.

Прекрасное владение иностранным языком или несколькими языками привлекательно и престижно. Знание иностранного языка в глазах общества и работодателей - это показатель образованности, интеллигентности, уровня культуры, интеллектуальных качеств, хорошего вкуса. Все эти качества привлекает к человеку, владеющему иностранным языком, внимание других людей. Изучение и владение иностранным языком - это успех, карьера, возможность быть полноправным представителем мирового сообщества. Один из крупнейших французских фило-софов-просветителей XVIII века - поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник Вольтемр (фр. Franзois Voltaire; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ) сказал: «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку». Такой нам видится роль иностранного языка в решении вопросов профессионального самоопределения учащихся в школе.

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.Б. Орлов. - М., 1991.

2. Патрина, К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. - 1978. - № 2.

3. Титмах, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. - М., 1975.

4. Шавир, П.Л. Психология самоопределения в ранней юности. - М., 1981.

5. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. проф. Г.Г. Аракелова. - М., 1990.

Bibliography

1. Markova, A.K. Formirovanie motivacii ucheniya / A.K. Markova, T.A. Matis, L.B. Orlov. - M., 1991.

2. Patrina, K.T. Motivih ucheniya starsheklassnikov // Voprosih psikhologii. - 1978. - № 2.

3. Titmakh, M.X. Vihbor professii kak socialjnaya problema. - M., 1975.

4. Shavir, P.L. Psikhologiya samoopredeleniya v ranneyj yunosti. - M., 1981.

5. Uchitelyam i roditelyam o psikhologii podrostka / pod red. prof. G.G. Arakelova. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 19.05.14

УДК373.1.02:372.8

Trubina G.F. LANGUAGE TRAINING AND PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article is devoted to a problem of professional self-determination of children in learning of a foreign language, a role of the choice of future profession among high school students. The author offers specific techniques and methods of work under this training profile, justifies text contents of some training material that contain information on professional self-identification of schoolchildren.

Key words: professional self-determination, learning a foreign language, orientation to a future profession, methods and techniques of teaching in profile education.

Г.Ф. Трубина, канд. пед. наук, доц. Филиала ФГБОУ ВПО УрГЭУ, г. Нижний Тагил; E-mail: gft@e-tagil.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена проблеме профориентированного обучения на уроке иностранного языка, его роли в выборе будущей профессии старшеклассниками. Предложены конкретные приёмы и методики работы в рамках данного обучения, обосновано профильное содержание учебного текстового материала, содержащего информацию по профессиональному самоопределению школьников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, изучение иностранного языка, ориентированного на выбор профессии, методы и приемы в профориентированном обучении иностранному языку.

Любой человек в определённом возрасте вынужден решать проблему, кем быть? Вспомните одноимённое стихотворение В.В. Маяковского: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» Из бесед с родителями понимаешь, как трудно определиться детям с выбором будущей профессии. Родители тестируют своих детей в самых различных центрах профессионального самоопределения, для того, чтобы выяснить в какой сфере деятельности ребёнок может быть наиболее успешен. Ведь профессий более 7500, а какую выбрать? И вновь обратимся к словам великого поэта: «Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!».

Любой школьный предмет может оказать определённое влияние на выбор старшеклассниками будущей профессии, и иностранный язык - не исключение. В профессиональном самоопределении школьников учитель-предметник играет не последнюю

роль. Средствами своего предмета он может определённым образом помочь школьнику выбрать будущий жизненный путь. Иностранный язык, его знание, умение общаться на нем, читать нужную значимую в профессиональном плане информацию -всё это может способствовать мотивации его изучения и далее через содержание обучения на уроке иностранного языка с помощью текстов, диалогов, бесед можно раскрывать информацию о профессиях. Учитель иностранного языка, организуя работу своих учеников-старшеклассников на уроке, должен, прежде всего, владеть информацией о том, где, как, в каком объёме и качестве, в каких областях экономики и специальностях необходимо знание иностранного языка.

Социологи, анализируя рынок труда, обращают внимание на определенную закономерность выбора работодателем сотрудника. Это выражается в том, что работодатель хотел бы, чтобы сотрудник «знал» иностранный язык. Сегодня особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.