Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициативное говорение / основное общее образование / Spotlight / коммуникация / английский язык / монологическая речь / диалогическая речь / spontaneous speech / lower secondary education level / Spotlight / communication / the English language / monologue speech / dialogic speech

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

Инициативная или, по-другому, активная речь, является наиболее продуктивным видом говорения, и именно она используется в реальных ситуациях общения. Говорящий должен самостоятельно уметь выбрать содержание речи, средства выразительности и языковой материал. Именно с этой проблемой, проблемой постановки успешной коммуникации, чаще всего сталкиваются обучающиеся. Целью исследования является изучение теоретических аспектов обучения школьников инициативному говорению и разработка упражнений, формирующих уровень реализации высказывания на уроках английского языка в 8 классе. Для реализации цели в статье дается характеристика инициативного говорения, выявляются психолого-педагогические основы порождения иноязычного высказывания учащимися в основной школе, выделяются способы формирования мотивационно-побудительной части высказывания и предлагаются упражнения, формирующие поэтапное становление умения самостоятельно выражать свои мысли в связи с заданной ситуацией в пределах освоенных языковых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spontaneous speech is the most productive type of speaking, and it is used in real communicative situations. The speaker must independently be able to choose the content of speech, means of expression and language material. Students most often face the problem of setting up successful communication. The aim of the paper is to study the theoretical aspects of teaching students spontaneous speaking and design exercises to develop spontaneous speech in the foreign language classroom in the 8th form. To achieve this goal, the paper characterizes spontaneous speech, identifies the psychological and pedagogical foundations of the foreign-language utterance generation of students at the lower secondary education level, identifies ways of forming the motivational part of speech and offers exercises that gradually form the ability to independently express one’s thoughts in connection with a given situation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профкомпетентности и готовности к будущей профессиональной деятельности в дизайн-группах на производстве. В процессе производства коллективного дизайн-продукта формируются не только профессиональные, но и надпрофессиональные компетенции, необходимые для выполнения профессиональных задач, включающие коммуникативные и управленческие навыки, навыки самоуправления (self-менеджмент) и эффективного мышления.

Коллективное проектирование сложных визуальных систем (дизайн-продуктов) рассматривается как необходимое условие формирования профессиональной и надпрофессиональной компетентности - hard skills и soft skills навыков графических дизайнеров. Внедрение метода коллективного проектирования в образовательный процесс активизирует и интенсифицирует подготовку дизайнеров, развивает, углубляет и расширяет компетентность выпускников, повышает конкурентноспособность при трудоустройстве. Практикуемая модель включения коллективных проектов в подготовку бакалавров дизайна способствует уменьшение разрыва между сложившейся практикой подготовки бакалавров графического дизайна и требованиями рынка труда.

Литература:

1. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть / В.Л. Глазычев. - 2-е изд., доп. - Москва: Европа, 2006. - 319 с.

2. Корчиков, П.С. От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна / П.С. Корчиков, М.Н. Марченко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 40 (278). - С. 38-41. - URL: https://moluch.ru/archive/278/62763/ (дата обращения: 24.05.2023)

3. Минюк, Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Ю.Н. Минюк. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 6-8. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 04.06.2023)

4. Опарина, Е.В. Опыт использования и значение проектной деятельности в школьном образовании / Е.В. Опарина // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№ 57-11. - С. 89-97

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -272 с.

6. Приказ об утверждении профессионального стандарта «Графический дизайнер». Профессиональный стандарт «Графический дизайнер» от 17.01.2017 N 40н. - http:// fgosvo.ru (дата обращения 30.05.2023). - Режим доступа: свободный.

7. ФГОС 54.03.01 Дизайн. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1015. - http:// fgosvo.ru (дата обращения 30.05.2023). -Режим доступа: свободный.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Трубина Зоя Игоревна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ОБУЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Инициативная или, по-другому, активная речь, является наиболее продуктивным видом говорения, и именно она используется в реальных ситуациях общения. Говорящий должен самостоятельно уметь выбрать содержание речи, средства выразительности и языковой материал. Именно с этой проблемой, проблемой постановки успешной коммуникации, чаще всего сталкиваются обучающиеся. Целью исследования является изучение теоретических аспектов обучения школьников инициативному говорению и разработка упражнений, формирующих уровень реализации высказывания на уроках английского языка в 8 классе. Для реализации цели в статье дается характеристика инициативного говорения, выявляются психолого-педагогические основы порождения иноязычного высказывания учащимися в основной школе, выделяются способы формирования мотивационно-побудительной части высказывания и предлагаются упражнения, формирующие поэтапное становление умения самостоятельно выражать свои мысли в связи с заданной ситуацией в пределах освоенных языковых средств.

Ключевые слова: инициативное говорение, основное общее образование, Spotlight, коммуникация, английский язык, монологическая речь, диалогическая речь.

Annotation. Spontaneous speech is the most productive type of speaking, and it is used in real communicative situations. The speaker must independently be able to choose the content of speech, means of expression and language material. Students most often face the problem of setting up successful communication. The aim of the paper is to study the theoretical aspects of teaching students spontaneous speaking and design exercises to develop spontaneous speech in the foreign language classroom in the 8th form. To achieve this goal, the paper characterizes spontaneous speech, identifies the psychological and pedagogical foundations of the foreign-language utterance generation of students at the lower secondary education level, identifies ways of forming the motivational part of speech and offers exercises that gradually form the ability to independently express one's thoughts in connection with a given situation.

Key words: spontaneous speech, lower secondary education level, Spotlight, communication, the English language, monologue speech, dialogic speech.

Введение. Знание языка, в большей степени, выражается в умении общаться на нем. Следовательно, у учащихся необходимо сформировать коммуникативную компетенцию, умение устного общения, в этом заключается основная цель обучения иностранному языку.

Инициативная или, по-другому, активная речь, является наиболее продуктивным видом говорения, и именно она используется в реальных ситуациях общения. Обучение такому виду речи предполагает большой вклад в изучении иностранного языка: овладение фонетикой, грамматикой, культурой страны изучаемого языка, особенностями произношения. Успешная коммуникация возможна лишь при совокупности всех этих факторов. Говорящий должен самостоятельно уметь выбрать содержание речи, средства выразительности и языковой материал. Именно с этой проблемой чаще всего сталкиваются обучающиеся.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов обучения школьников инициативному говорению и разработка упражнений, формирующие уровень реализации высказывания на уроках английского языка в 8 классе.

Изложение основного материала статьи. Говорение можно охарактеризовать, как самый сложный вид речевой деятельности, так как задействуются сложные мыслительные процессы, речевой слух, внимание, память и прогнозирование

[9]. Говорение, будучи основным средством общения, является выражением мыслей с целью решения задач общения. Оно требует обязательного обучения в рамках учебных заведений.

Различают несколько видов говорения: инициативное (активное) говорение (или инициативная речь); реактивная (ответная) речь; имитативная речь; автоматическое говорение и репродуктивная (стохастическая, ассоциативная) речь [1].

Устная речь является первичной в работе с иностранным языком, потому то умения писать и читать зависят от умения говорить. Основной целью обучения говорению является овладение его инициативной формой [12].

Говорение на иностранном языке является сложным умением, которое отличается активностью, эвристичностью, самостоятельностью, целенаправленностью, мотивированностью учащегося, его связью с мышлением.

Для осуществления инициативного говорения необходимо выполнение определенных условий, выделенных Г.И. Пассовым:

• наличие речевой ситуации, являющейся стимулом к говорению;

• наличие знаний о компонентах речи, ее объеме;

• наличие знаний о том, что может вызвать и поддержать мысль собеседника;

• отношение самого говорящего к предмету речи, которое зависит от предыдущего опыта, взглядов, чувств, мотивов;

• наличие цели и умение применять средства выражения своих мыслей [11].

Каждый из видов говорения (монолог, диалог, полилог) способствует развитию инициативной речи. Диалогическая речь, как процесс совместного создания коммуникации, не может быть спланирована, собеседнику нужно мгновенно и спонтанно реагировать на слова другой стороны. Помимо этого, изначально диалог требует инициативы, иначе разговор просто не может быть начат. Монологическая речь также требует инициативности от говорящего, умения логично, лаконично и последовательно выразить свои мысли.

Психолого-педагогические основы порождения иноязычного высказывания учащимися в основной школе. Говорение -сложный психологический процесс, с помощью которого мысли выражаются в устной форме, и его можно разделить на четыре фазы: побудительно-мотивационная фаза; аналитико-синтетическая фаза; исполнительная фаза, которая представляет собой интонационное и звуковое оформление мысли; контролирующая фаза [13].

Процесс обучения иноязычному говорению должен быть построен как процесс устно-речевого общения. Такому общению всегда нужна речевая ситуация или, по-другому, дефицит информации, получившийся в процессе общения [3].

Обучение языку является управляемым процессом, и отличия между реальной речью и учебной заключаются в том, что мотивы, цели, содержание учебной задаются искусственно. Так, педагогу нужно задать тему таким образом, чтобы ученики были в ней заинтересованы, чтобы они хотели вести диалог на иностранном языке [10].

Методические основы обучения инициативному говорению на уроках иностранного языка в основной школе. Для эффективного обучения инициативному говорению необходимо учитывать две основные стороны: формирование мотивации для говорения и развитие способностей к независимой реализации речевых актов.

Формирование мотивационно-побудительной части высказывания включает в себя несколько этапов: определение цели высказывания; выбор подходящего стиля речи; выделение ключевых слов и фраз; подбор аргументов, которые могут убедить аудиторию; рассмотрение возможных возражений и их опровержение [7].

Немаловажным фактором в формировании мотивации является ясность и четкость изложения мыслей. Также, стоит обратить внимание на эмоциональную составляющую высказывания [4]. Для эффективной мотивации учеников необходимо использовать четкие и эмоционально окрашенные фразы, которые помогут понять, почему то или иное умение нужно. Одним из примеров может служить обращение к реальным ситуациям, которые могут возникнуть в жизни и потребовать использования определенных языковых знаний. Также можно включить в урок элементы игр, соревнований и других форм повышения мотивации.

Существует множество методов и подходов для формирования мотивационно-побудительной части высказывания на уроке иностранного языка в школе. Некоторые из них включают в себя:

1. Четкое указание цели урока и объяснение ее важности и применимости на практике.

2. Использование вдохновляющих и мотивирующих цитат, которые поддержат положительную атмосферу в классе.

3. Создание интересных и креативных материалов, которые помогут ученикам лучше понимать тему урока и дадут им возможность учиться с удовольствием.

4. Включение в урок игры, соревнования и других формы повышения мотивации.

5. Поддержание открытости и диалога, ведь ученики должны чувствовать свободу выражения своих мыслей и отношений.

6. Обратная связь со стороны учеников позволит выявить недочеты, ошибки, предложения и потребности школьников.

7. Использование визуализации, демонстрирующей реальные ситуации и примеры применения языка в повседневной жизни.

8. Включение учеников в процесс обучения и планирование урока в соответствии с их интересами и потребностями.

9. Практика наставнических отношений. Когда ученики чувствуют, что учитель заботится не только о знаниях, ноио личностном росте - это также мотивирует их к изучению языка.

10. Регулярное проведение тестов и оценок, демонстрирующих прогресс школьника.

11. Создание атмосферы сотрудничества - настрой учеников на работу в команде, обмен мнениями и опытом изучения языка [8].

Упражнения, формирующие уровень реализации высказывания на уроках английского языка в 8 классе. Исследования возрастной психологии подтверждают, что ученики 8 классов проявляют более зрелое мышление. В этом возрасте они становятся более скептическими и стремятся понять причины явлений, вместо безоговорочного принятия информации. В этом возрасте устная и письменная речь стоят на равных позициях, так как ученики уже владеют достаточным языковым материалом [6].

К речевым упражнениям для обучения неподготовленной диалогической речи относятся: составление аргументированных ответов на вопросы; проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся); проведение ролевых игр или викторин; проведение дискуссии или диспута; беседа за круглым столом и др.

К речевым упражнениям для обучения неподготовленной монологической речи относятся: придумывание заголовка и его обоснование; составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное; обоснование собственного суждения или отношения к фактам; определение и обоснование квинтэссенции высказывания; характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); оценка прослушанного или прочитанного [5].

Мы предлагаем упражнения, формирующие инициативное высказывание, используя в качестве опоры УМК «Spotlight» для 8 класса. Все данные были оформлены в таблицу.

Таблица

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической и диалогической речи

Вид упражнения Пример упражнения

Составление аргументированных ответов на вопросы. «What is a charity shop?» Culture corner 2. Use the words: charity, donation, bargains, second-hand, thrift store.

Проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся). «What is the best way to resolve a conflict?» Across the curriculum. Use the words: frustrated, annoyed, disappointed, resolve the process, blame, accuse, boss someone around, deal with conflict.

Проведение ролевых игр или викторин. «Interview». Модуль le. Use the words: already, yet, tomorrow, these days, just, tonight, while, when.

Проведение дискуссии или диспута. «Who is the best actor of our time?» Модуль Id. Use the words: hard-working, talkative, energetic, stubborn, almond-shaped eyes, of average high, shoulder-length hair.

Беседа за круглым столом. «Круглый стол: кухни мира». Use the words: baked, roast, pickled, boiled, grilled, mashed, fried.

Придумывание заголовка и его обоснование. «What is the best title for the text?» Модуль la, текст «Breaking the ice». Use the words: sociable, sensitive, patient, honest, reliable.

Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное. «When can you make such a card?» Модуль le. Use the words: congratulate, wish, sympathy, Birthday, marriage, newborn, accident.

Обоснование собственного суждения или отношения к фактам. «Is cooking a good way to show love?» Модуль 2a. Use the words: nourishing and healthy food, food shaped like animals, look upon, influence.

Определение и обоснование квинтэссенции высказывания. «What does it mean?» Across the curriculum. Use the words: frustrated, annoyed, disappointed, blame, accuse, hurt.

Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.). «What kind of people are the British?» Culture Corner 1. Use the words: greeting, kiss on the cheek, give a hug, small talk.

Оценка прослушанного или прочитанного. «Do you share author's opinion?» Going green 2. Use the words: paper and plastic bag, natural resources, landfill, environment, reusable bag.

Рассмотрим подробнее предложенные упражнения, формирующие уровень реализации высказывания. Задания «What is a charity shop?» и «What is the best way to resolve a conflict?» направлены на создание диалога между учеником и учителем или полилога между учениками и учителем.

Модуль «Culture Corner 2» подробно рассказывает о благотворительных магазинах, поэтому перед чтением основного текста учитель задает ряд вопросов обучающимся: What is a charity shop? Why do people need such place? In your opinion, what can we buy there? Why? How many people need the help from charity shops? What kind of people are they? Where do charity shops get goods? Ученикам необходимо отвечать на вопросы полно, аргументированно, доказывая свою точку зрения.

В модуле «Across the curriculum» в первом параграфе идет речь о различных межличностных конфликтах. Так, используя упражнение «What is the best way to resolve a conflict?» педагог может создать на занятии полилог, где роль говорящего переходит от одного ученика к другому. Учителю необходимо поддерживать разговор, задавая уточняющие и наводящие вопросы, помогая с ответом.

Благодаря таким упражнениям на обсуждение и аргументацию, ученики будут лучше проявлять себя в различных ситуациях общения, научатся аргументировать свои ответы, вырабатывать свои собственные идеи и предлагать собственные варианты решения проблем.

Задания «Interview», «Who is the best actor of our time?» и «Круглый стол: кухни мира» направлены на развитие коммуникативных способностей, формирование способности к инициативной речи и спонтанности речевого акта.

В Модуле 1с обсуждается тема «Your school life». При выполнении упражнения «Interview» обучающиеся делятся на группы 3-4 человека, каждый из которых получает определенную роль: ученик средней школы в Англии, представители новостной газеты, журнала о спорте и местной российской школы. Они интересуются у ученика, чем он занимается ежедневно, что делает на уроках, до и после них, какие у него эмоции вызывает обучение, что происходило вчера и так далее. Ученик, играющий роль иностранного студента, старается отвечать на заданные ему вопросы.

В Модуле Id изучаются способы описания внешности и характера человека, где, как пример, приводится описание известной актрисы. Так, упражнение «Who is the best actor of our time?» предлагает обучающимся разделиться на группы, после этого каждой из них необходимо выбрать наиболее успешного и популярного на их взгляд актера современности. Учащимся нужно обосновать свое мнение и попытаться убедить в этом своих оппонентов. В это время педагог следит за выбором учеников и ходом дискуссии, задает различные вопросы, способствующие успешному продолжению коммуникации.

Упражнение «Круглый стол: кухни мира» может стать заключительным занятием в изучении второго параграфа учебника. Школьники заранее, в качестве домашнего задания, готовят презентацию традиционного блюда какой-либо страны. На уроке ученики по очереди представляют свое блюдо, а после они делятся впечатлениями и своими мыслями о том, что их удивило, что понравилось и запомнилось больше всего. Обучающиеся сравнивают культуры питания России и других стран.

Таким образом, подобные ролевые игры, дискуссии способствуют формированию уровня реализации высказывания на уроке английского языка, поскольку они требуют от них не только ответов на заданные вопросы, но и инициативы в выражении своих мыслей и идей.

Следующие задания направлены на развитие неподготовленной монологической речи. Так, выполняя упражнения «What is the best title for the text?», «When can you make such a card?», «Is cooking a good way to show love?», «What does it

mean?», «What kind of people are the British?» и «Do you share the author's opinion?», школьники учатся объяснять свою позицию или позицию автора какого-либо текста или высказывания. Рассмотрим каждое из них более подробно.

Модуль la «Breaking the ice» - первый модуль данного учебника, в котором сразу же встречается текст для чтения, так на его основе было создано упражнение «What is the best title for the text?». После прослушивания текста, ученики получают задание придумать наиболее подходящее для данного текста название. При этом необходимо обосновать свой ответ, объяснить, причины такого выбора, что требует дополнительного анализа и логического мышления.

Модуль le направлен на развитие умений письменной речи, в нем встречаются различные открытки, приглашения, личные письма. Так, педагог успешно может обучать учащихся инициативной речи, используя ранее прочитанные открытки из учебника. Отвечая на вопрос учителя «When can you make such a card?», обучающемуся необходимо составить ситуацию, опираясь на примеры и на свой опыт. Здесь важно использовать воображение, создавая возможную ситуацию использования подобного материала.

Модуль 2а рассказывает о кулинарии, приготовлении пищи, затрагивая при этом культуру Японии. Так, упражнение «Is cooking a good way to show love?» напрямую связанно с текстом, где автор говорит, что японки показывают любовь к своим детям именно через еду, ее приготовление и оформление. После прочтения текста, учитель задает вопрос ученикам, согласны ли они с таким мнением автора и почему. Это упражнение помогает учащимся выразить свое мнение на тему приготовления пищи, а также выявить культурные различия разных стран.

В самом конце модуля «Across curriculum» можно найти цитату Бенджамина Франклина, которая связана с основной темой модуля - конфликтами и их решениями: «Whatever begins in anger ends in shame». Педагог зачитывает данную фразу и задает вопрос «What does it mean?», давая учащимся возможность выразить свою точку зрения. Им необходимо ответить развернуто и полно, используя различные примеры из личного опыта, истории, книг и фильмов. Лишь после этого учащиеся могут сформулировать свою точку зрения и аргументировать ее.

Упражнение «What kind of people are the British?» основано на тексте «Social etiquette in the UK» в модуле «Culture Córner 1». Ученикам необходимо охарактеризовать британцев, опираясь на ранее прослушанный текст. В тексте можно найти лишь некоторые описания привычек людей из Англии, опираясь на которые обучающимся необходимо сделать выводы и рассказать о своем мнении.

Модуль «Going green 2» поднимает вопрос об экологии, а именно о бумажных, пластиковых и тканевых мешках или сумках. Так, после прослушивания и прочтения текста «Paper bag vs plástic bag», учащимся нужно ответить на вопрос «Do you share author's opinion?». При ответе важно использовать не только знания английского языка, но и общие знания, свой опыт и кругозор, так как автор текста приходит к неоднозначному ответу.

Выводы. В результате данных упражнений ученики развивают навыки анализа, аргументации и самостоятельного мышления. Кроме того, такая практика помогает развивать у учащихся критическое мышление и обогащает их общекультурный уровень. Предложенные упражнения помогают развивать умения инициативной речи, так как ученики должны высказаться и привести аргументы в пользу своего мнения. Кроме того, они должны уметь выслушивать мнения других и уважительно относиться к ним. В результате, они научатся высказываться перед аудиторией и аргументировать свои мысли.

Итак, для того чтобы развивать инициативное говорение у учеников, необходимо использовать упражнения, которые направлены на формирование уровня реализации высказывания. Регулярное использование таких упражнений поможет формировать навыки инициативного говорения у учеников и повышать качество их коммуникации в различных ситуациях.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР, 2009. -448 с.

2. Английский в фокусе / Ю.Э. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - Москва: Просвещение, 2012.-216 с.

3. Артемьева, О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 160 с.

4. Бредихина, И.А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности / П.А. Бредихина: учебное пособие. - Екатеринбург: Издательство Урала, 2018. - 104 с.

5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика коммуникации / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез: учебное пособие. - 6-е изд. - Москва: Академия, 2009. - 336 с.

6. Гез, Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - Москва: Высшая школа, 1982. -372 с.

7. Голованова, И.И. Методика публичного выступления личности / И.И. Голованова: учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 110 с.

8. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева: учебное пособие. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

9. Львова, И.А. Обучение говорению на уроках английского языка в старших классах средней школы / И.А. Львова, М.Л. Ростоваи// Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 2 (7). - С. 151-153

10. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбов, ИВ. Рахманова, В.С. Цетлин. - Москва: Просвещение, 1967. - 505 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Пассов, Е.Н. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению /Е.И. Пассов. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1991. -223 с.

12. Салаватова, Т.Д. Работа над развитием речи: из опыта работы / Т.Д. Салаватова // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 49-52

13. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - 4-е изд. - Москва: Издательство ЛКИ, 2008.-432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.