Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТИИ)'

ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
говорение / навыки устной иноязычной речи / упражнения / монологическая речь / диалогическая речь / активные методы обучения / технология обучения навыкам устной иноязычной речи / будущие учителя / английский и китайский языки / speaking / oral communication skills / exercises / monologue speech / dialogic speech / active methods of teaching / technology for teaching oral communication skills / future teachers / English and Chinese languages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Попова

В настоящей статье рассматривается проблема обучения навыкам устной иноязычной речи студентов педагогического отделения Северо-Восточного федерального университета в Республике Саха (Якутия). Говорение является неотъемлемой частью процесса освоения английского языка, однако вопрос организации эффективной методической работы по его развитию до сих пор остается не до конца изученным и актуальным. В данной работе рассматриваются теоретические основы изучения феномена говорения, рассматриваются его структурные компоненты, а также описываются упражнения для формирования навыков устной иноязычной речи и требования к ним. В настоящей статье мы приходим к выводу о том, что технология обучения навыкам устной иноязычной речи студентов педагогического отделения должна быть построена на использовании активных методов обучения, которые имеют высокий лингводидактический потенциал, и аутентичных текстов. Таким образом, в нашей работе представлена и описана данная технология, представляющая собой особый алгоритм действий на пути к свободному монологическому и диалогическому высказыванию: работа с аутентичным текстом, упражнения на введение и семантизацию языкового и речевого материала, ролевая игра, а также дебаты и круглые столы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.И. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGE SPEAKING SKILLS TO PEDAGOGY STUDENTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article examines a problem of teaching oral communication skills to pedagogy students at North-Eastern federal university in the Republic of Sakha (Yakutia). Speaking is an integral part of the process of mastering the English language, but the issue of organizing effective methodological work on its development is still not fully studied and relevant. The paper discusses theoretical bases of the study of the phenomenon of speaking, considers its structural components, and describes exercises for the formation of speaking skills and requirements to them. The author concludes that the technology of teaching oral communication skills to students who major in pedagogy should be based on the use of active methods of teaching, which have high linguodidactic potential, and authentic texts. Thus, in the work, this technology is presented and described, which is a special algorithm of actions on the way to free monological and dialogical expression: work with authentic text, exercises on introduction and semantization of language and speech material, role-playing as well as debates and round tables.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТИИ)»

нологии организации и проведение информационно-психологических операций. В круг рассматриваемых вопросов необходимо включить не только фактологический материал по изучению обстановки в стране, но и тексты с прогнозами возможных ситуаций и последствий действий по нейтрализации противника. В перечень тем следует включить материалы по систематическому анализу общественного мнения и оценке степени угроз от психологического воздействия западных идеологов. В определенной степени такое построение лекционного курса внесет существенный вклад в обучение упреждающего характера и снизит результативность психологических операций противника [7].

Образовательная программа по нейтрализации информационно-психологического воздействия на военнослужащих Росгвардии будет результативной только в том случае, когда к ее достоинствам организационного и содержательного характера добавится высокий профессионализм исполнителей. Это касается офицерского и преподавательского состава образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку военнослужащих Росгвардии.

Таким образом, система формирования информационно-психологического противодействия для военнослужащих войск Росгвардии предполагает наличие концепции, составной частью которой может быть образовательная программа.

Предложенная программа имеет модульный характер определенного логистического и содержательного конструктора, который представлен:

Библиографический список

- учебным курсом по изучению и анализу исторической составляющей идеологического, военно-политического и морально-психологического аспектов;

- историографией вопроса о психологической и информационной войне;

- фактологической составляющей современного состояния информационно-психологического противоборства недружественных России государств.

Формирование способности информационно-психологического противодействия в современных условиях предполагает наличие способностей по сбору, обобщению и анализу исторической и современной обстановки; владение методами и способами прогнозирования последствий идеологической подрывной пропаганды и психологического воздействия на военнослужащих, охраняющих общественный порядок в стране и участвующих в специальной военной операции.

Процесс теоретической и практической подготовки военнослужащих войск Росгвардии направлен на получение знаний, умений и практических навыков психологической устойчивости и готовности выполнять свой долг в любых условиях.

Положительная динамика результативности работы по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию будет выше, если она будет носить комплексный, системный характер, а при обучении будут учитываться все значимые аспекты. Именно такой характер имеет предложенная обучающая программа, что обусловливает теоретическую значимость проведенного исследования.

1. Лайнбарджер П. Психологическая война. Перевод с английского. Москва: Воениздат, 1958.

2. Марченко С.М. Модель воспитания готовности противодействия героизации нацистских преступников и их пособников у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Диссертация... кандидата педагогических наук. Санкт-Петерубрг, 2017.

3. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. Москва: Военный университет, 1997.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва: Наука, 1997.

5. Федоренко ГН. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания. Диссертация. кандидата философских наук. Краснодар, 2000.

6. Методические рекомендации по организации и проведению агитационно-пропагандистской работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Москва: ГВПУ ФСВНГ РФ, 2021.

7. Гаврилов О.В., Лосев К.В. Проблема формирования морально-психологической устойчивости личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации к негативному информационно-психологическому воздействию. Научное мнение. 2022; № 7-8: 108-113.

References

1. Lajnbardzher P. Psihologicheskaya vojna. Perevod s anglijskogo. Moskva: Voenizdat, 1958.

2. Marchenko S.M. Model' vospitaniya gotovnosti protivodejstviya geroizacii nacistskih prestupnikov i ih posobnikov u voennosluzhaschih vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterubrg, 2017.

3. Karayani A.G. Informacionno-psihologicheskoe protivoborstvo v sovremennoj vojne. Moskva: Voennyj universitet, 1997.

4. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. Moskva: Nauka, 1997.

5. Fedorenko G.N. Mirovozzrenie kak kategoriya filosofiii fenomen soznaniya. Dissertaciya... kandidata filosofskih nauk. Krasnodar, 2000.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu agitacionno-propagandistskoj raboty v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Moskva: GVPU FSVNG RF, 2021.

7. Gavrilov O.V., Losev K.V. Problema formirovaniya moral'no-psihologicheskoj ustojchivosti lichnogo sostava vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii k negativnomu informacionno-psihologicheskomu vozdejstviyu. Nauchnoe mnenie. 2022; № 7-8: 108-113.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 378.016:811.111

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

TEACHING FOREIGN LANGUAGE SPEAKING SKILLS TO PEDAGOGY STUDENTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article examines a problem of teaching oral communication skills to pedagogy students at North-Eastern federal university in the Republic of Sakha (Yakutia). Speaking is an integral part of the process of mastering the English language, but the issue of organizing effective methodological work on its development is still not fully studied and relevant. The paper discusses theoretical bases of the study of the phenomenon of speaking, considers its structural components, and describes exercises for the formation of speaking skills and requirements to them. The author concludes that the technology of teaching oral communication skills to students who major in pedagogy should be based on the use of active methods of teaching, which have high linguodidactic potential, and authentic texts. Thus, in the work, this technology is presented and described, which is a special algorithm of actions on the way to free monological and dialogical expression: work with authentic text, exercises on introduction and semantization of language and speech material, role-playing as well as debates and round tables.

Key words: speaking, oral communication skills, exercises, monologue speech, dialogic speech, active methods of teaching, technology for teaching oral communication skills, future teachers, English and Chinese languages

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТИИ)

В настоящей статье рассматривается проблема обучения навыкам устной иноязычной речи студентов педагогического отделения Северо-Восточного федерального университета в Республике Саха (Якутия). Говорение является неотъемлемой частью процесса освоения английского языка, однако вопрос организации эффективной методической работы по его развитию до сих пор остается не до конца изученным и актуальным. В данной работе рассматриваются теоретические основы изучения феномена говорения, рассматриваются его структурные компоненты, а также описываются упражнения для формирования навыков устной иноязычной речи и требования к ним. В настоящей статье мы приходим к выводу о том, что технология обучения навыкам устной иноязычной речи студентов педагогического отделения должна быть построена на использовании активных методов обучения, которые имеют высокий лингводидактический потенциал, и аутентичных текстов. Таким образом, в нашей работе представлена и описана данная технология, представляющая собой особый алгоритм действий на пути к свободному монологическому и диалогическому высказыванию: работа с аутентичным текстом, упражнения на введение и семантизацию языкового и речевого материала, ролевая игра, а также дебаты и круглые столы.

Ключевые слова: говорение, навыки устной иноязычной речи, упражнения, монологическая речь, диалогическая речь, активные методы обучения, технология обучения навыкам устной иноязычной речи, будущие учителя, английский и китайский языки

Актуальность настоящей статьи обусловливается требованиями ФГОС ВО, согласно которым целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а также становление новой модели обучения навыкам иноязычной устной речи на английском языке, главным инструментарием которой является использование активных методов и приемов обучения. В настоящее время, однако, вопрос разработки эффективной технологии обучения устному иноязычному общению остается одним из наиболее актуальных в методике преподавания иностранного языка.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать технологию обучения навыкам устной иноязычной речи студентов 1-5 курсов Северо-Восточного федерального университета, будущих учителей английского и китайского языков. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) изучить сущность понятия «говорение»; 2) проанализировать упражнения для обучения говорению и требования к ним; 3) рассмотреть активные приемы обучения и их лингводидактические функции; 4) описать технологию обучения навыкам устной иноязычной речи на английском языке студентов педагогического отделения.

Научная новизна настоящего исследования заключается в разработке технологии обучения навыкам устной иноязычной речи на английском языке студентов педагогического отделения.

Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании необходимости обучения навыкам устной иноязычной речи с помощью, в частности, определенных активных методов и приемов обучения студентов педагогического отделения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология обучения навыкам устной иноязычной речи на английском языке может быть использована на занятиях по английскому языку со студентами педагогического отделения, а также для их будущих обучающихся средней и старшей школы.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, важнейшей частью которой является говорение. Освоение иностранного языка невозможно без формирования навыков и умений говорения, которые включают в себя умение общаться (понимать и реагировать) на устные высказывания партнера по разным темам в разных сферах, а также умения связно говорить о себе, окружающем мире, увиденном, услышанном, прочитанном и т. д. Исследователи рассматривают говорение как средство обучения (инструмент для обучения фонетике, грамматике, лексике) и как целевой навык (формирование, развитие и совершенствование навыков монологической и диалогической речи). Однако ошибочно придерживаться только одного из подходов, поскольку они тесно взаимосвязаны: говорение как средство - это инструмент говорения как цели.

Для того чтобы успешно овладеть навыками говорения, необходимо иметь комплексные знания, умения и навыки во всех видах речевой деятельности, нельзя разделять данные направления. Итак, говорение - это продуктивный вид речевой деятельности, в котором перекликаются произносительные, рит-мико-интонационные и лексико-грамматические навыки. Говорение включает в себя такие структурные параметры, как мотив (потребность высказаться); цель и функции; мысль (своя или чужая), предмет говорения; действия и операции непосредственно; языковой и речевой материал; речевой продукт (диалог, монолог); речевые ситуации как условия речевого общения; наличие или отсутствие опор [1].

С учетом представленных параметров необходимо осуществлять грамотную методическую работу по обучению навыкам устной иноязычной речи с помощью эффективных упражнений, методов и приемов. Согласно коммуникативной методике обучения иноязычному общению, необходимо использовать речевые и условно речевые упражнения. Такие упражнения должны:

- служить средством усвоения структурной стороны языка;

- отрабатывать операции с языковым материалом в ситуациях общения;

- отличаться ситуативностью упражнений, наличием проблемной ситуации, коммуникативной ценностью фраз, одноязычностью (беспереводной характер упражнений, основанных на языковой догадке с помощью различных средств наглядности и активных приемов обучения), экономичностью, мотивированной инициативностью;

- обеспечивать комбинируемость речевого материала [2].

Еще одним главным условием создания упражнений для обучения навыкам устной иноязычной речи является обеспечение последовательности - введение языкового и речевого материала, его отработка, тренировка (систематизация), выход в речь (автоматизация языкового и речевого материла). Именно поэтому необходимо создавать особую систему упражнений, включенную в технологию обучения навыкам устной иноязычной речи и способствующую эффективному формированию коммуникативных навыков.

В процессе обучения иноязычной монологической речи могут использоваться такие упражнения, как ответить на вопросы, согласиться, опровергнуть, объяснить, доказать, пересказать, аргументировать и т. д. К упражнениям развития диалогической речи относят ответы на вопросы, составление аргументированных ответов, составление диалогов на заданную тему для решения коммуникативной задачи. Такие упражнения перешли в разряд традиционных и, хоть и являются необходимыми, не всегда способствуют максимальной вовлеченности обучающихся [2].

Важным аспектом обучения языкам является развитие у студентов навыков самостоятельного мышления, что предполагает изучение предлагаемого преподавателем учебного материала с разных позиций и формулировку выводов с опорой на собственный и чужой опыт. В контексте современных информационных технологий это становится особенно актуальным. Доступ к разнообразным источникам информации, интерактивные учебные платформы, онлайн-коммуни-кация с одногруппниками и преподавателями способствуют развитию самостоятельного мышления и умения аргументировать свою точку зрения [3].

Зачастую педагоги и обучающиеся не уделяют должного внимания говорению, поскольку оно является сложным аспектом языка, учителя задаются вопросами о том, как вовлечь обучающихся в разговор и как избежать перехода на родной язык. Многие считают, что научиться говорить на английском языке без нахождения в языковой среде невозможно, в связи с чем используют традиционные упражнения и приемы развития речевой деятельности, наиболее распространенными из которых является заучивание монологов и диалогов, что в целом нельзя назвать упражнениями. Однако соблюдение представленных выше требований, а также использование активных методов и приемов обучения, существующих на сегодняшний день, способны порождать и стимулировать иноязычное общение, приблизить ситуацию общения к реальной и эффективно формировать навыки говорения.

Активные методы обучения (АМО) - это комплекс методов и приемов, ориентированный на практическое обучение языку с использованием преимущественно коллективных форм, где субъектом выступает ученик. Так, к лингводи-дактическим функциям АМО относят:

- проблемность;

- творческий характер деятельности;

- обеспечение взаимообучения и коммуникации в процессе обучения;

- обеспечение принципа индивидуализации и дифференциации обучения;

- направленность на формирование коммуникативных компетенций;

- порождение и стимулирования иноязычного общения;

- повышение учебной мотивации обучающихся;

- развитие социокультурной компетенции;

- формирование командных навыков; развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся [4].

В педагогической практике существуют большое множество классификаций активных методов обучения, однако для обучения иноязычному (английскому) общению студентов педагогического отделения были выбраны такие АМО, как:

- ролевые игры (отчетливый образец межличностного общения, в рамках которого обучающиеся распределяют и принимают на себя различные роли, благодаря чему создаются условия, приближенные к реальным);

- дебаты (своеобразный спор, командная дискуссия, в рамках которой студенты находят обоснованные аргументы, доказывают свою и опровергают противоположную позицию относительно конкретной проблемной ситуации, актуальной темы);

- круглый стол (особый метод обучения говорению, сочетающий в себе тематическую дискуссию и групповую консультацию) [4].

Каждый из представленных активных методов обучения отличается групповой формой взаимодействия, коллективной мыслительной деятельностью, в которой студенты практикуют и совершенствуют навыки общения, определяют роли, учатся взаимодействовать друг с другом. Данные АМО главным образом позволяют обучающимся в естественной, непринужденной, игровой обстановке формировать умение излагать свои мысли, аргументировать их, объяснять, обосновывать, отстаивать свои убеждения в монологе и диалоге.

Таким образом, представленные активные методы обучения будут использоваться в рамках нашей технологии, наряду с применением аутентичных текстов для обучения монологической речи, различными проблемными ситуациями, упражнениями с письменным образцом для создания монологов и диалогов. Кроме того, технология должна включать в себя использование цифровых образовательных ресурсов (в нашем случае наиболее эффективным для работы с аутентичным текстом является сайт Breakingsnewsenglish.com с готовыми заданиями разных типов для формирования и совершенствования различных навыков на пути к «выходу в речь»), что значительно оптимизирует и облегчает работу педагога [5]. На наш взгляд, ошибочно начать просить студентов начать говорить на определенную тему без предшествующих этому лексико-грамматических заданий, поскольку именно в них вводится, семантизируется и отрабатывается языковой и речевой материал, необходимый для будущей устной речи. Необходимость разработки технологии обучения навыкам устной иноязычной речи подтвердили результаты наблюдений за студентами 1-5 курсов (23 человека на 1 курсе, 34 обучающихся - на втором, 21 - на третьем, 25 - на четвертом и 13 человек на 5 курсе), обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете - будущих учителей английского и китайского языков - на занятиях по английскому языку, которые позволили сделать следующие выводы:

- студенты отличаются такими качествами, как стремление к коллективизму (коллективным формам взаимодействия на занятиях по английскому языку), творческому самовыражению, однако доминирующими являются застенчивость и неуверенность, которые мешают свободной коммуникации;

- национально-поведенческие и языковые особенности студентов-билингвов затр удняют коммуни кацо^ю;

- студенты с трудом вовлекаются в речевое общение;

- обучающиеся не всегда могут аргументировать свою точку зрения, на-блюдамтси -ехваткаслооарног- з^г^^оо;

- наблюдается однообразие речевых форм реагирования;

■и не <ифем-тня«развермунь» своютеюлкв к—диалога —лимото-лога, отвечают кратко.

Ит^к,с^рлв—р выявленных дмoбeнноcт-онобвмccaквoнзычмогooрщбвиc у данных студентов, требований к упражнениям, способствующих порождение гм втом^влиpoеoнирснглнвнбo-peкн, т о^^— лянгводтдинтич—с—и— М^т^ий аю —ввтых метлдон оУ^^токин.с^^миС^втк р;^трбсс—н!аиеоо^(^1^ит рф-мкнмвтого обучения навыкам устной иноязычной речи, представляющая особый алгоритм д еНлтвий,отраженных на схеме ниже (рис. 1).

Рис. 1. Технология эффективного обучения навыкам устной иноязычной речи на английском языке студенто педагогического отделения

Рассмотрим работуданной технологии напримере конкретныхупражне-

ний:

1) длнпе^сроитыхаоб^нниягааорлнио orifefjpM аутенлолним текст -статью Dating Apps с сайта Breakingsnewsenglish.com по теме мобильных при-лыжрлиа н^о^т згнрнмттно

Библиографическийсписок

- обучающиеся во фронтальной форме взаимодействия высказывают ню и предположения о содержании текста только по заголовку статьи;

- читают текст индивидуально и вслух по очереди;

2) на втором этапе технологии:

- обучающиеся формулируют проблему текста, отвечают на вопросы преподавателя о том, используют ли они приложения для знакомств, ходят ли на сиидания или предпочитают общаться виртуально, а также на вопросы, касающиеся понимания прочитанного, и называют свои ассоциации к слову love;

- обводят незнакомые слова из текста, составляют список неизвестных слов, в парах предполагают и обсуждают их значение, развивая языковую догадку помогают друг другу в объяснении незнакомых слов;

- фронтально, индивидуально и в парах выполняют такие упражнения к тексту как Vocabulary matching, Synonym match, Multiple choice quiz, Gap fill для введения и семантизации языкового и речевого материала;

3) ролевая игра: студенты делятся на группы по три человека (пара и официант), разыгрывают свидания вслепую, используя изученный языковой и речевой материал, обсуждая их знакомство в приложении и делясь мнением о самых романтичных свиданиях;

3) дебаты (две группы, из которых одна - «за» знакомство через приложение и свидания онлайн, другая - «против»): обучающиеся высказывают и аргументируют свою позицию; 4) круглый стол (обсуждение достоинств и недостатков приложений для знакомств, свиданий вслепую и т. д.).

Таким образом, разработанная нами технология отличается поэтапными действиями, стимулирующими и ведущими к устному иноязычному общению, она отличается гибкостью и адаптивностью. На наш взгляд, основой технологии обучения иноязычному говорению должен являться аутентичный текст (как страноведческий компонент иноязычной коммуникативной компетенции, в состав которой входит и социокультурная), к которому присоединяются различные упражнения, основанные на использовании активных методов и приемов обучения.

В настоящей статье были изложены основные теоретические аспекты феномена «иноязычное говорение», проанализированы упражнения и требования к ним для формирования навыков устного иноязычного общения, а также рассмотрены активные методы обучения и их лингводидактические функции, что представляет собой особую теоретическую значимость. На основе полученных теоретических знаний нами была разработана технология эффективного обучения навыкам устной иноязычной речи на английском языке студентов педагогического отделения, которая включает в себя работу с аутентичным текстом на первом этапе, затем лексико-грамматические упражнения для введения и систематизации языкового и речевого материала, а также ролевую игру, дебаты или круглый стол. Данная технология отражает научную новизну исследования и представляет особую практическую значимость, поскольку может использоваться среди студентов - будущих учителей для развития у них навыков устной иноязычной речи - и служить для них примером организации работы по говорению с будущими учениками, при работе с которыми также может быть использована разработанная технология. Таким образом, поставленная цель и задачи исследования были достигнуты. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с расширением методической базы использования активных методов обучения и упражнений, способствующих совершенствованию навыков устной ин оязычной речи.

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: Астрель, 2005.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Глосса-Пресс, 2010.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2003.

4. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. Санкт-Петербург: СПбГИЭУ 2010.

5. Breaking news English lessons. Available at: https://breakingnewsenglish.com/2403/240314-dating-apps.html

References

1. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyjkurs lekcij: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva: Astrel', 2005.

2. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urokinostrannogoyazyka. Moskva: Glossa-Press, 2010.

3. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2003.

4. Zarukina E.V. Aktivnye metody obucheniya: rekomendaciipo razrabotke iprimeneniyu. Sankt-Peterburg: SPbGI'EU, 2010.

5. Breaking news English lessons. Available at: https://breakingnewsenglish.com/2403/240314-dating-apps.html

Статья поступила в редакцию 18.04.24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Shchetinin A.N., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E-mail: alex1621@bk.ru

Potapova M.V., senior teacher, Russian Biotechnological University (Moscow, Russia), E-mail: potapovamv@mgupp.ru

ON THE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICS AND MATHEMATICS EDUCATION. The work considers features of physics and mathematics education in a technical university and prospects for the development of higher education in general. The main attention is paid to an analysis of challenges in education related to the development of computer technologies, which inevitably lead to changes in the education system in general and physics and mathematics education in particular. Possible actions are proposed to organize physics and mathematics education at a technical university in the near future and in the future, aimed at creating an appropriate response to these challenges. The proposals are applicable both to specific mathematics and physics courses taught at technical universities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.