ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373.1
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-5-11
Обучение информатике как основа развития интеллектуальной одаренности школьников
© 2023 Абдулатипова Э. А., Инусова Х. М., Бурдина О. И.
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова,
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. В статье авторами анализируются вопросы обучения одаренных детей информатике в контексте актуальной проблемы нехватки IT-специалистов в России. Цель статьи - представить компоненты образовательного процесса, которые, по мнению авторов, должны быть включены в программы обучения одаренных детей по информатике в средней школе. Методы. В основе исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме обучения информатике в качестве курса профессионально-ориентированного обучения, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. В статье представлены результаты критического анализа и разработки методов работы со школьниками, для обеспечения формирования первичных информационно-коммуникационных навыков. Выводы. Авторы перечисляют компоненты образовательного процесса, включение которых обеспечит фундамент для последующей профессиональной подготовки учащихся в сфере информационных технологий, а также создаст условия для достижения долгосрочных целей на уровне государственных интересов.
Ключевые слова: начальная профессиональная подготовка, обучение информатике, информационные технологии, метод проектов, soft skills, hard skills.
Формат цитирования: Абдулатипова Э. А., Инусова Х. М., Бурдина О. И. Обучение информатике как основа развития интеллектуальной одаренности школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 5-11. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-5-11_
Computer Science Education as a Basis for the Development of Intellectual Giftedness of Schoolchildren
© 2023 Elmira A. Abdulatipova, Khalimat M. Inusova, Olga I. Burdina
R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
ABSTRACT. Aim. In the article the authors analyze the issues of teaching gifted children computer science in the context of the current problem of IT specialists' shortage in Russia. The aim of the article is to present the components of the educational process, which, according to the authors, should be included in the programs for teaching gifted children in computer science in high school. Methods. The research is based on the study of scientific literature on the problem of teaching computer science as a course of professionally oriented education, analysis and generalization of the findings. Results. The article presents the
••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023
results of a critical analysis and development of methods for working with schoolchildren to ensure the formation of primary information and communication skills. Conclusions. The authors list the components of the educational process, the inclusion of which will provide the foundation for the subsequent professional training of students in the field of information technology, as well as create conditions for achieving long-term goals at the level of state interests.
Keywords: initial professional training, computer science training, information technology, project methods, soft skills, hard skills.
For citation: Abdulatipova E. A., Inusova H. M., Burdina O. I. Computer Science Education as a Basis for the Development of Intellectual Giftedness of Schoolchildren. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 5-11. DOI: 10.31161/1995-06592023-17-3-5-11 (in Russian)
Введение
В последнее время, на фоне сложившейся геополитической ситуации, проблема дефицита специалистов в сфере информационных технологий становится все более острой, что только усугубляется значительной потребностью отечественной экономики в профессиональных кадрах в сфере информационных технологий как залог сохранения требуемой динамики развития экономики. По заявлениям официальных лиц, в России на 2022 год дефицит ИТ-кадров составил около 1 млн человек, а одной из приоритетных задач развития российской экономики на сегодня является создание технологического суверенитета и кибербезопасности. В текущих условиях наиболее востребованными являются защищенные от внешнего вмешательства ^-проекты [6].
Безусловно, эти цели являются недостижимыми без должной подготовки специалистов в сфере информационных технологий. По данным ВЦИОМ 65 % опрошенных выпускников ВУЗОВ по ИТ-специальностям считают, что учебные программы являются устаревшими и не соответствуют запросам современного ИТ-рынка [2]. Но и школьная подготовка в рамках обучения информатике не отвечает вызовам стремительно развивающегося цифрового общества. Между тем, без обеспечения подготовки высоко профессиональных кадров требуется длительная работа по профориентации, которая включает в себя работу в условиях школы, призванную сформировать набор критически важных знаний, которые будут являться фундаментом профессионализма, а также работу со стороны родителей и ближайшего окружения ребенка, которые должны поддерживать его устремления и самостоятельность его интересов. Факти-
чески, для формирования готовности к освоению информационных технологий ребенком требуется соответствующая педагогическая работа и особая позитивная среда, которая позволит сформировать начальный уровень профессиональной подготовки к использованию информационных технологий.
Степень разработанности проблемы
Отечественные авторы все чаще приходят к мысли о том, что школьный курс информатики следует рассматривать в качестве курса профессионально-ориентированного обучения [10, с. 79]. В этом контексте особенно актуальной становится работа с детьми, имеющими одаренность в области информатики или предрасположенность к ней. Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими [1]. Опуская в данной статье проблему диагностики одаренности, необходимо сказать о том, что работа с одаренными детьми в отечественной педагогике до сих пор вызывает достаточно активные дискуссии, которые тем не менее не ведут к высокопродуктивной работе с одаренными детьми. И одним из перспективных направлений в данном случае является как раз обучение детей в том числе и одаренных информатике как основе развития интеллектуальной одаренности.
Исходя из стандартной школьной программы общего образования, на освоение каждого из тематических блоков отведено определенное количество времени. Фокус обучения находится прежде всего на освоении определенных технических навыков, знакомстве с компьютерной техникой,
понятиями, алгоритмами. При этом в программах обучения недостаточно внимания уделено общему представлению учащихся о том, что из себя представляет профессиональная деятельность в сфере информационных технологий и о том, какое значение в современном обществе имеет уровень компетентности ИТ-специалистов, развитию творческого потенциала и самостоятельности учащихся. Как отмечают практикующие педагоги, на освоение такой важной темы как «Алгоритмизация и программирование» выделено недостаточное количество времени, тогда как профессия программиста является на данный момент одной из самых востребованных в сфере ИТ [5, с. 23].
Становится очевидным, что для развития навыков, необходимых для успешного построения дальнейшей образовательной траектории, такого объема знаний недостаточно - ученик овладевает функцией, но не способен в полной мере оценить полноту своих возможностей. Т. е. фактически, складывается такая ситуация, при которой школа ориентирована на формирование так называемых «hard skills» (устойчивые навыки), в то время как критически важные «soft skills» (гибкие навыки) даже не привлекают значительного систематического внимания со стороны педагогического сообщества [7]. Когда речь идет о работе с одаренными детьми, такой подход не создает условия для личностного роста ученика. Педагогические методы работы с одаренными детьми предполагают применение оригинальных приемов, стимулирующих у учащихся стремление к самосовершенствованию, познанию, поиску нестандартных решений, творческое развитие и проактивную жизненную позицию.
Для того, чтобы понять перспективы развития системы обучения информатики, как основы развития интеллектуальной одаренности в сфере информационных технологий, были использованы методы анализа широкого спектра научных исследований. Изучение наиболее передовых практик организации обучения с использованием информационных технологий, позволило нам сделать качественные выводы.
Результаты и обсуждение
Формирование гибких навыков, как отмечают исследователи, связано с актив-
ным использованием широкого набора инструментов, наиболее позитивно среди которых себя зарекомендовал метод проектов [9]. Так, метод проектов позволяет и существенно расширять образовательный процесс благодаря использованию нестандартных проектных методик, и благодаря возможности интенсивного и практико-ориентированных навыков работы в команде, планирования деятельности и обеспечения привлечения различных видов ресурсов.
Именно поэтому, мы полагаем, что работа с одаренными детьми, помимо освоения практических навыков и основных понятий, должна содержать, по меньшей мере, следующие компоненты: тематические семинары, посвященные профессиям в сфере информационных технологий, организацию проектной деятельности, использование педагогом современных цифровых ресурсов, профориентацию в рамках ИТ-профессий, а также внедрение патриотически-направленной тематики в занятия по информатике. Рассмотрим подробнее каждый из этих компонентов.
Тематические семинары, дающие общее теоретическое представление о сфере информационных технологий как профессиональной сфере. Такие занятия могут быть проведены в форме выступлений и дискуссии. Учащиеся могут подготовить доклады или презентации на тему существующих профессий в сфере ИТ. Для того, чтобы охватить как можно больше профессий и направлений, ученики могут взять темы, которые кажутся им наиболее интересными, учитель при этом должен проконтролировать вариативность выбранных тем. Предполагается, что учащиеся самостоятельно находят дома информацию о профессии и готовят небольшой рассказ о ней, при желании сопровождая свой доклад презентацией, иллюстрациями, тематическим плакатом и пр. Учитель по необходимости корректирует и дополняет представленную информацию. Важным также является рассмотреть в рамках таких семинаров способы получения образования по профессии, какую функцию в обществе она играет, насколько является престижной, оплачиваемой и перспективной.
Целью данных семинаров должно быть получение учащимися знаний о наиболее востребованных профессиях на сегодняшний день - ученики должны знать о
••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 3. 2023
том, что из себя представляет профессия программиста, тестировщика, аналитика данных, системного администратора, специалиста по кибербезопасности, веб-дизайнера и пр. Также учащиеся должны понимать практическую значимость данных профессий. Такой материал может быть хорошо усвоен в форме «вопрос-ответ», дискуссии. Полученное представление о значимости ИТ-профессий способно сформировать позитивное отношение к дальнейшему обучению и повысить мотивацию для освоения практических навыков.
Организация проектной деятельности. О пользе проектного метода высказываются многие авторы. Именно участие в проектной деятельности способно развить в учащихся активность, гибкость, инициативность, креативность - а это те качества, которые отвечают требованиям современного общества. Авторы статей предлагают внедрение различных видов проектов по популярным тематикам: использование чат-ботов, робототехника, 3-Б моделирование [4, с. 212]. Мы же, в контексте профессионально-ориентированного обучения, предлагаем учащимся создание проектов, посвященных различным направлениям деятельности в сфере ИТ.
В зависимости от года обучения, это могут проекты разного уровня сложности и соответствующие уже приобретенным навыкам. В качестве проекта можно провести конкурс среди учащихся на лучший дизайн-проект для школы, включающий в себя разработку макета сайта, фирменного стиля и логотипа. Работа может быть организована в группах, за каждым участником группы будет закреплена определенная задача - таким образом каждый из участников сможет проявить себя и развить навыки работы в команде. Итогом такого проекта будет полученное представление учащихся о профессии графического дизайнера, возможность применить на практике полученные навыки, умение презентовать свой проект, возможность реализовать свой творческий потенциал.
Учитель в данном случае должен выступать в роли независимого консультанта. Помимо этого, учителю важно разглядеть скрытый потенциал учащихся и обратить внимание на те увлечения учеников, которые могут быть задействованы в
реализации проекта: фотографировать, снимать и монтировать видеоролики, редактировать фотографии, создавать информационный контент, вести блог и др. Часто учащиеся сами не придают значения тем увлечениям, которые у них уже есть и не догадываются о том, что это может принести практическую пользу им и окружающим. Например, ученик увлекается видеоиграми и ведет небольшой блог, делая обзоры на игры. Очень полезным будет сообщить ученику о том, что даже это, казалось бы, «праздное» увлечение может выступать в роли полезной компетенции и стать базой для будущего профессионального развития в качестве те-стировщика видеоигр или другого программного обеспечения. Важно понимать, что жизнь современного ребенка так или иначе пронизана информационными технологиями, педагогу важно лишь направить уже приобретенные знания в созидательное русло.
Использование цифровых технологий в процессе обучения. Несмотря на то, что обучение информатике, казалось бы, предполагает научение использованию и применению цифровых технологий в жизни человека, зачастую сам педагог работает по устаревшим методикам и в полной мере не применяет цифровые технологии во время занятий. Безусловно, сложившаяся ситуация возникла по ряду объективных причин, среди которых большая загруженность педагогов, часто меняющиеся требования со стороны Министерства образования, работа над методическими разработками.
Однако очень важно самому учителю демонстрировать на собственном примере возможности использования цифровых технологий в процессе обучения. Современный педагог, а тем более педагог по информатике, должен использовать имеющиеся цифровые ресурсы - тематические чаты, видеоконференции, электронные учебники, обучающие программы, электронные доски, презентации и пр. Главным решением проблемы низкого уровня цифровой грамотности среди учителей является переквалификация существующего педагогического состава для освоения знаний по эффективному использованию цифровых технологий [8, с. 77].
Профориентация учащихся в рамках профессий в сфере информационных техно-
логий. Необходимо понимать, что сфера информационных технологий является очень многогранной и не может сложиться так, что для одного ребенка работа в данной сфере является подходящей, а для другого - нет. Становится очевидным, что в ближайшем будущем так или иначе практически все сферы профессиональной деятельности человека будут связаны с цифровыми технологиями [3]. Уже сейчас нейросети создают картины вместо художников и тексты вместо копирайтеров. Но это не значит, что люди с творческими наклонностями и художественным талантом не смогут найти свое место в современном мире. В ИТ-отрасли также востребованы специалисты творческих и гуманитарных профессий - дизайнеры, маркетологи, 3D-художники. Необходимо опять же обратить внимание на увлечения и наклонности учащегося, провести ряд профориентационных тестов, адаптируя их под современные профессии.
Патриотическая направленность обучения. Помимо проблемы подготовки квалифицированных специалистов, немаловажной проблемой является и отток существующих ИТ-кадров. Специалисты данного направления являются востребованными по всему миру, между государствами существует большая конкуренция, высококвалифицированным «айтишни-кам» предлагают лучшие финансовые условия и возможности для построения карьеры, рекрутеры в иностранные компании начинают поиск талантов еще во время обучения российских студентов. Помимо этого, в последнее время некоторые специалисты покинули страну, в том числе под воздействием происходящих политических процессов. Очень важным становится тот аспект обучения, который затрагивает значимость профессии для общества и государства, формирует граж-
ция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68.
2. ВЦИОМ. Исследование. Проблемы развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли стран евразийского союза. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/ reports_conferences/2014/2014-10-16-kadryIT.pdf (дата обращения: 12.02.2023).
3. Зиновьева С. А., Быстрова Н. В., Сал-манова Д. А. Возможности инновационных тех-
данскую позицию ученика. В рамках подготовки учебных проектов, учащиеся могут выполнять работы, приуроченные к значимым датам - государственным праздникам, памятным годовщинам. Например, одним из вариантов конкурсных проектов учеников может стать мультимедийный проект, посвященный 100-летию Расула Гамзатова. Проект может быть выполнен в формате видеоролика, инфографики, электронного плаката, несложной анимации, мультимедийной карты мероприятий, посвященных знаменательной дате, и в других форматах.
Выводы
Таким образом, мы можем заключить, что включение перечисленных компонентов в образовательный процесс позволит учащемуся освоить не только знания и умения, но также и получить опыт творческой деятельности, возможность личностной самореализации, сформировать эмоционально-ценностное отношение к процессу обучения, что особенно важно в случае работы с одаренными детьми. Фактически, метод проектов, определенный выше, является в значительной степени перспективной технологией, которая определит возможность формирования готовности к решению различных типов задач, связанных с использованием, обработкой, созданием и передачей информации. Полученное представление об отрасли информационных технологий, о своих собственных возможностях и талантах будет способствовать формированию целенаправленного образовательного и карьерного пути, прежде всего благодаря развитию гибких навыков, принципиально важных для формирования предстоящих профессиональных компетенций и становления выпускников как специалистов своего дела.
нального образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 15. № 1. С. 33-37.
4. Кадеева О. Е., Гревцов К. Ю., Сырицы-на В. Н., Ильченко О. Ю. Метод проектов на уроках информатики с использованием визуальных средств информационных технологий // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. 2020. № 11(189). С. 211-215.
Литература
1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концеп- нологий в повышении качества профессио-
lO
••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023
5. Ларькова М. П. Научно-методические аспекты организации обучения программированию одаренных детей в основной школе // Наука и перспективы. 2017. № 4. С. 21-30.
6. Росконгресс. Итоговый аналитический доклад ПМЭФ - 2022. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://roscongress.org/ materials/itogovyy-analiticheskiy-doklad-pmef-2022/?utm_source=bd_pmef&utm_medium=em ail&utm_campaign=analytics?utm_source=bd_p mef&utm_medium=email&utm_campaign=analy tics (дата обращения: 12.02.2023).
7. Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Ема-нова С. В. Развитие Soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов //
cept of giftedness. Voprosy obrazovaniya [Issues of education]. 2004. No. 2. Pp. 46-68. (In Russian)
2. VCIOM. Issledovanie. Problemy razvitiya kadrovogo potenciala v IT-otrasli stran ev-razijskogo soyuza [VTSIOM. Research. Issues of personnel potential development in the IT industry of the Eurasian Union countries]. [Electronic resource]. Mode of access: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_confere nces/2014/2014-10-16-kadryIT.pdf (accessed: 12.02.2023).
3. Zinov'eva S. A., Bystrova N. V., Salmano-va D. A. The possibilities of innovative technologies in improving the quality of professional education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2021. Vol. 15. No. 1. Pp. 33-37. (In Russian)
4. Kadeeva O. E., Grevcov K. YU., Syricyna V. N., Il'chenko O. YU. The method of projects in computer science lessons using visual means of information technology. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft University. 2020. No. 11(189). Pp. 211-215. (In Russian)
5. Lar'kova M. P. Scientific and methodological aspects of the organization of programming training for gifted children in primary school. Nauka i perspektivy [Science and prospects]. 2017. No. 4. Pp. 21-30. (In Russian)
6. Roskongress. Itogovyj analiticheskij doklad PMEF - 2022. [Roscongress. The final
8. Салманова Д. А., Курбанов Т. К. Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды учебного заведения для организации учебного процесса // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2019. № 3. С. 76-81.
9. Федорова О. В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ» // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 335-340.
10. Хомушку С. М., Куулар Д. О. Особенности обучения информатике одаренных школьников // Наукосфера. 2021. № 12-2. С. 78-81.
resource]. Mode of access:
https://roscongress.org/materials/itogovyy-analiticheskiy-doklad-pmef-2022/?utm_source=bd_
pmef&utm_medium=email&utm_campaign=anal ytics?utm_source=bd_pmef&utm_medium=emai l&utm_campaign=analytics (accessed:
12.02.2023).
7. Ryleeva A. S., Homutnikova E. A., Emanova S. V. Development of Soft skills among high school students using digital tools. Science for Education Today. 2022. Vol. 12. No. 1. Pp. 77-98. (In Russian)
8. Salmanova D. A., Kurbanov T. K. Digital technologies of the multimedia educational environment of the educational institution for the educational process organization. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2019. No. 3. Pp. 76-81. (In Russian)
9. Fedorova O. V. Formation of hard skills, soft skills and digital skills among students of the Faculty of Information Technology of the Higher Educational Institution "University of Management "TISBI". Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society]. 2018. Vol. 21. No. 2. Pp. 335-340. (In Russian)
10. Homushku S. M., Kuular D. O. Features of teaching computer science to gifted schoolchildren. Naukosfera [The Sciencosphere]. 2021. No. 12-2. Pp. 78-81. (In Russian)
Science for Education Today. 2022. T. 12. № 1. C. 77-98.
References
1. Bogoyavlenskaya D. B. The working con- analytical report of SPIEF - 2022]. [Electronic
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Абдулатипова Эльмира Абдулатипов-
на, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова (ДГПУ им. Р. Гамзатова), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Инусова Халимат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и методики преподавания Института физико-математического и информационно-технологического образования, ДГПУ им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Бурдина Ольга Игоревна, магистрант 2 года обучения по профилю «Педагогика одаренности», ДГПУ им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Принята в печать 21.07.2023 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Elmira A. Abdulatipova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technology of Primary Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University (R. Gamzatov DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Khalimat M. Inusova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Physics and Teaching Methods of the Institute of Physics, Mathematics and Information Technology Education, R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Olga I. Burdina, 2-year master's student in the profile of "Pedagogy of giftedness", R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Received 21.07.2023
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.881.161.1
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-11-17
Типичные ошибки студентов при изучении русского языка как иностранного
© 2023 Алисултанов А. С.1, Сулейманова Т. А.2, Султанаева К. А.1, Курбанова О. В. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова,
Махачкала, Россия; е-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - выявить и систематизировать типичные ошибки студентов, изучающих русский язык как иностранный, обусловленные как трудностями системы и структуры русского языка, так и интерферирующим влиянием их родного языка. Методы. Методами исследования выступают следующие: наблюдение, теоретический анализ, обобщение, социально-педагогический, направленные на выявление наиболее типичных речевых ошибок студентов в процессе изучения русского языка как иностранного. Результаты. В статье рассматриваются трудности, с которыми студенты сталкиваются в процессе изучения русского языка как иностранного. Такого рода сложности оказываются обусловленными особенностями структурно-типологического устройства, с одной стороны, русского языка и, с другой стороны, родного языка студентов-иностранцев. При этом, характерные трудности в овладении студентами русского языка как иностранного проявляются в виде типичных фонетических, грамматических и лексических ошибок в их устной и письменной речи. Исследуются характер и причины совершения ошибок. Подчеркивается важность роли преподавателя русского языка как иностранного в профилактике выявленных ошибок. Вывод. Успешное овладение студентами курса русского языка как иностранного определяется прогнозированием, учетом типичных фонетических, грамматических и лексических ошибок и определением оптимальных путей их преодоления.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингводидактика, типологические особенности, обучение, фонетические ошибки, грамматические ошибки, лексические ошибки, профилактика ошибок.