••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023
Благодарности:
Исследование выполнено по проекту «Разработка и апробация модели подготовки педагогов к работе с семьями детей, переживших военные действия», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 19.06.2023 г. № 073-03-2023-024/4 к соглашению от 27.01.2023 № 073-03-2023024).
Принята в печать 11.09.2023 г.
Acknowledgments:
The study was carried out according to the project "Development and approbation of a model for training teachers to work with families of children who went through military operations," which is being implemented with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of a state assignment (additional agreement dated June 19, 2023 No. 073-03-2023- 024/4 to agreement dated January 27, 2023 No. 073-032023-024).
Received 11.09.2023
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.811.111
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-88-94
Технологии смешанного обучения в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов
© 2023 Сулейманова Т. Р., Сулейманова Р. В.
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected],
РЕЗЮМЕ. Целью статьи является обоснование технологий смешанного обучения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов. Методы. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной представлению о коммуникативных УУД и специфике ее формирования. Анализ и обобщение полученных результатов исследования литературы, согласно которым мы выделили три ключевые компоненты, определяющих формирование коммуникативных навыков, к которым были отнесены эмотивная, когнитивная и поведенческая составляющие. Результаты. В качестве результатов исследования представлены показатели психолого-педагогического эксперимента, посвященные вопросу формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Предложены две модели построения внеурочной деятельности обучающихся, приведены данные мероприятия, приведена оценка полученных результатов, отражающих специфику формирования элементов коммуникативных УУД. Выводы. В качестве выводов мы можем заключить, что смешанное обучение позволяет существенно разнообразить образовательный процесс, улучшить динамику образовательного процесса и может выступать в качестве эффективной технологии формирования коммуникативных УУД обучающихся. Однако результаты использования смешанного обучения, в сравнении с традиционной моделью обучения, остаются достаточно низкими, что позволяет нам говорить о том, что недостаточно выявлены условия использования технологий смешанного обучения и возникает потребность форсированного развития знаний, умений, навыков и элементов коммуникативных УУД.
Ключевые слова: технология смешанного обучения, коммуникативные навыки, универсальные учебные действия, дистанционное обучение, коммуникативные УУД.
Формат цитирования: Сулейманова Т. Р., Сулейманова Р. В. Технологии смешанного обучения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 88-94. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-88-94
Technologies оf Mixed Learning in the Formation of Communicative Universal Educational Actions of 5-7 Grades Students
© 2023 Tamara R. Suleymanova, Raisa V. Suleymanova
R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected], [email protected],
ABSTRACT. The aim of the article is to substantiate the technologies of mixed learning in the formation of communicative universal educational actions of 5-7grades students. Methods. The study of psychological and pedagogical literature devoted to the idea of communicative universal educational activities (UEA) and the specifics of its formation. Analysis and generalization of the obtained results of literature research, according to which, we identified three key components that determine the formation of communication skills, which included emotive, cognitive and behavioral components. Results. As the results of the study, the indicators of a psychological and pedagogical experiment devoted to the formation of communicative universal educational actions among students are presented. Two models of the construction of extracurricular activities of students are proposed, the data of the event are given, the evaluation of the results obtained is given, reflecting the specifics of the formation of elements of communicative UEA. Conclusions. As a conclusion, we can conclude that blended learning can significantly diversify the educational process, improve the dynamics of the educational process and can act as an effective technology for the formation of students' UEA. However, the results of using mixed learning, in comparison with the traditional learning model, remain quite low, which allows us to say that the conditions for using mixed learning technologies have not been sufficiently identified and there is a need for accelerated development of knowledge, skills, and elements of communicative UEA.
Keywords: technologies of mixed learning, communication skills, universal learning activities, distance learning, communication skills.
For citation: Suleymanova T. R., Suleymanova R. V. Technologies оf Mixed Learning in the Formation of Communicative Universal Educational Actions of 5-7 Grades Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Рp. 88-94. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-88-94 (In Russian)
Введение
Современный образовательный процесс является сложным: и методически, и технологически программа работы с детьми существенно трансформируется. Во многом, причинами такой сложности педагогической работы является появление новых задач, которые стоят перед современным динамичным трансформирующимся обществом. Кроме того, активная трансформация самого процесса обучения в условиях активного развития смешанных форм обучения, становится, с одной стороны, вынужденным шагом для оптимизации образовательного процесса, а с другой стороны, расширение практики использования элементов дистанционного обучения, учитывая динамику развития информационных технологий, было только делом времени [1 ].
Тем не менее, в современных условиях стоит задача адаптации методологической
и содержательной части под условия технологической трансформации образовательного процесса. И одной из ключевых задач в данном контексте является обеспечение адаптации формирования универсальных учебных действий (далее УУД) под требования современного процесса обучения детей различных групп.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что в современных условиях критически важно обеспечение развития коммуникативных навыков, имеющих в основе своей природы комплексный характер, а потому представляемые не просто как совокупность определенного набора знаний, умений и навыков, а как сложное по своей природе явление, включающее и готовность к коммуникации, способность выбрать тактику коммуникации и, главное, возможность саморазвития навыков, знаний и умений, определяющих коммуникабельность. При этом, коммуникатив-
••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• DSPU JOURNAL Уо!. 17. N0. 3. 2023
ные навыки человека активно трансформируются в процессе социализации [2]. И в период появления новых интересов, новых задач, в условиях школы, ребенок переживает переход от детства к юности, а, следовательно, происходит трансформация коммуникативных навыков, адаптирующихся к изменению моделей коммуникации с окружающим миром [3]. И в данном случае, перед школой стоят значительные задачи, связанные с обеспечением психологической готовности ребенка к трансформации моделей коммуникации. Соответственно, мы можем говорить о том, что перед школой стоит задача адаптации образовательного процесса к условиям активной трансформации личности.
И, как мы видим, в современных условиях, трансформация образовательного процесса определяет необходимость изучения специфики использования технологий смешанного обучения в процессе формирования коммуникативных УУД на примере учащихся 5-7 классов.
Целью статьи является обоснование технологий смешанного обучения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов. Методы - изучение психолого-педагогической литературы, посвященной представлению о коммуникативных УУД и специфике ее формирования. Анализ и обобщение полученных результатов исследования литературы, согласно которым мы выделили три ключевые компоненты, определяющих формирование коммуникативных навыков, к которым были отнесены эмотивная, когнитивная и поведенческая составляющие.
Материалы и методы исследования
Значение коммуникативной составляющей в процессе обучения ребенка невозможно переоценить, а в случае с изучением особенностей обучения английскому языку во внеурочной работе, мы видим, что именно благодаря коммуникативной составляющей формируются и навыки запоминания, и навыки воспроизводства слов, и иные навыки, важные для освоения зарубежного языка. Значение коммуникационной составляющей в освоении языка традиционно является предметом внимания множества исследователей психолого-педагогической сферы. Так, один из корифеев отечественного психолого-педагогического направления Л. С. Выгот-
ский прямо указывал, что формирование социального опыта, интеллектуального и психического развития ребенка связано с коммуникацией. Аналогичным образом, М. И. Лисина подтверждала, что в основе развития человека лежат коммуникационные процессы, связанные с активной социализацией. Значение коммуникационных процессов подчеркивают и Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцов, В. А. Петровский и целый ряд иных исследователей. Интересное представление можно встретить в работе Т. А. Беляевой, которая понимает под формированием коммуникационных УУД у школьников «формирование... потребности в общении со взрослыми и сверстниками, владение (на соответствующем возрасту уровне) средствами вербального и невербального взаимодействия, позитивный настрой на общение и сотрудничество, ориентацию на партнера и умение слушать его» [4]. При этом, исследователи видят в основе коммуникативных универсальных учебных действий такие элементы как: когнитивный; поведенческий; эмотивный [5].
При этом, когнитивные элементы - это элементы, позволяющие развивать способности к проявлению интереса к общению, адекватному использованию средствами коммуникации, анализа и ориентирования в ситуациях общения, определения коммуникативных трудностей. Под поведенческими элементами можно понимать способность к управлению поведением в процессе коммуникаци. И эмо-тивные компоненты связаны с владением и использованием эмоций в процессе коммуникации.
С целью изучения специфики технологии формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в условиях смешанного обучения, нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Сделав акцент на внеурочной работе с обучающимися, мы решили сосредоточиться на актуальных в момент практики работах смешанного обучения.
Внеучебная деятельность представляет собой один из видов воспитательно-образовательной работы, которая проводится вне пределов учебного времени и занятий. Отталкиваясь от этого, в процесс внеурочной деятельности было добавлено два формата взаимодействия между педа-
гогом и обучающимися. В первом случае, работа с детьми строилась на основе личного взаимодействия в рамках определенной группы (в форме дискуссионного клуба), без привлечения сторонних участников на тематики, определяемые педагогом, но при предоставлении свободы выбора языка коммуникации. Во втором случае, с детьми проводились тематические занятия с носителем языка на свободно выбираемые обучающимися тематики, но исключительно на английском языке. Каждая из групп состояла из 10 школьников из 5, 6, 7 классов СОШ № 46 г. Махачкалы. Соответственно, средние баллы рассчитывались, исходя из итоговых результатов всех групп, принявших участие в исследовании. Результаты и их обсуждение Целью работы с первой группой в офлайн-форме было изучение взаимосвязи трех выделенных компонентов в условиях строго определенных правил, подразумевающих строгую последовательность выступлений, формализованные правила обсуждения. Во втором случае, в онлайн-формате проводились тематические занятия с носителем английского языка, исключительно на английском языке. Предложив распределение по группам, мы тем не менее скорректировали их участников,
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
В первой группе акцент делался на обеспечение строгой последовательности коммуникационных процессов, чем во многом обуславливается достаточно детальная подготовка к мероприятиям, ко-
чтобы средний уровень успеваемости в группе был примерно равным. Всего с детьми из обеих групп было проведено по 5 занятий.
По результатам каждого из занятий мы замеряли путем использования тестов и сочинений на свободную тему активности развития словарного запаса и правильности использования знаний, полученных в ходе коммуникативных практик. При этом, учитывая, что роль педагога в обоих случаях была минимальной и была связана исключительно с функцией контроля негативных поведенческих практик, мы исключили влияние педагога на неравномерность формирования коммуникативных УУД. Рассмотрим полученные результаты более детально. Начнем с результатов оценок 1 группы, распределив группу на три подгруппы - с низким, средним и высоким уровнями успеваемости. Каждый из тестов, выполняемых детьми и сочинений оценивались по 50-ти бальной шкале, для обеспечения максимальной точности результатов коммуникативной внеурочной работы, итоговые оценки суммировались. Результаты 1-ой группы представлены на диаграмме 1 «Динамика изменения успеваемости 1-ой группы» ниже.
торые проводились вне учебного времени. И как мы видим, на общем фоне в течение всех пяти занятий, в условиях повышенных требований к дисциплине, которые предполагает дискуссионный клуб, особо
79
44
51
85 68
56
87
57
89 84
61
Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5
-Низкая успеваемость 1 Средняя успеваемость 1 Высокая успеваемость Диаграмма 1. Динамика изменения успеваемости 1-ой группы
••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• DSPU JOURNAL Vol. 17. No. 3. 2023
выделяется группа обучающихся со средним уровнем успеваемости, которые в течение всего эксперимента демонстрировали значительные улучшения в показателях уровня дисциплины и освоения предложенного материала. Во всех случаях участники экспериментальной работы, что примечательно, для самостоятельных работ выбирали тематики, которые поднимались в рамках дискуссионного клуба. Вторыми по росту успеваемости стали дети из первой группы, которые смогли продемонстрировать не столько свои знания, сколько навыки коммуникации в условиях строго формализованных правил коммуникации. Обучающиеся с высоким уровнем успеваемости, как мы можем
заметить, «уперлись в потолок средней успеваемости», поскольку в данной группе была особенно заметна проблема обеспечения развития эмотивной и когнитивной составляющей коммуникативной УУД, что негативно сказывалось на росте результативности.
Более свободные в выборе темы коммуникации, но ограниченные в выборе языка коммуникации, дети из второй группы показали несколько иные результаты коммуникации вне пределов образовательного учреждения. Результаты 2-ой группы представлены на диаграмме 2 «Динамика изменения успеваемости 2-ой группы» ниже.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
86
89
80
91
78
60
50
55
42
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Средняя успеваемость
Высокая успеваемость
Низкая успеваемость Диаграмма 2. Динамика изменения успеваемости 2-ой группы
В рамках работы с данной группой, особый акцент был сделан на личной коммуникации между приглашенным носителем языка и обучающимися. И, как мы видим, трудности коммуникации не позволили обучающимся данной группы с низким и средним уровнем успеваемости более эффективно, чем первая группа, освоить нарратив образовательной программы. Однако интересно другое, положительная динамика во временном разрезе в данной группе проявляется более отчетливо. Так, обучающиеся из групп с низким и средним уровнем успеваемости более эффективно смогли выстраивать логику коммуникации на свободные темы, но в условиях ограничения языка коммуникации. При этом, можно обратить внимание на то обстоятельство, что
самостоятельные работы дети выполняли на разнообразные темы, что, как мы считаем, является явным отражением развития эмотивной и когнитивной составляющей процесса формирования коммуникативных УУД.
Выводы
Предложив детям свободу выбора формы или содержания во вне учебной деятельности, мы постарались создать все необходимые условия для развития когнитивной, поведенческой и эмотивной компоненты коммуникативной УУД. Однако, как мы видим по результатам исследования, формирование поведенческой и формирование эмотивной и когнитивной составляющей коммуникативных УУД не всегда взаимосвязаны. Более того, сделав акцент на разнице полученных результа-
тов, мы можем обратить внимание, что динамика развития успеваемости во вне учебной работе по английскому языку может быть связана с акцентированием на эмотивной и когнитивной составляющих коммуникативных УУД. В это же время, поведенческая составляющая коммуникативных УУД определяет итоговую успеваемость, качество сформированных знаний. Следовательно, мы можем говорить, что для достижения образовательных целей в рамках внеучебной работы по английскому языку можно использовать различные методы обучения, которые ориентированы на такие элементы как когнитивная, поведенческая и эмотивная составляющие коммуникативных УУД.
Таким образом, изучив особенности использования смешанных форм обучения, мы можем констатировать, что дальнейшее их применение в условиях работы со школьниками 5-7 классов, позволяет добиться значительных результатов в контексте обеспечения повышения динамики усвоения элементов, определяющих формирование коммуникативных УУД. При этом, рассмотрев только одну модель практики, мы можем отметить, что позиция современных исследователей из сферы педагогики, которые говорят об актуальности использования смешанного обучения, в современных условиях является достаточно справедливой.
Литература
1. Салманова Д. А. Современные тенденции информатизации образовательного процесса вуза // Вестник Социально-педагогического института. 2018. № 2 (26). С. 53-57.
2. Гаджиева М. Т., Салманова Д. А. Интерактивные методы патриотического воспитания студентов // Воспитание патриотизма, дружбы народов и веротерпимости у современной молодежи. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого, педагога и патриота России, д-р пед. наук, профессора Гасанова З. Т. 2018. С. 129-133.
3. Салманова Д. А., Курбанов Т. К. Использование цифровых технологий мультимедийной образовательной среды учебного заве-
дения для организации учебного процесса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические. 2019. № 3. С. 76.
4. Беляева Т. А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/ (дата обращения 15.02.2023)
5. Гришанова И. А. Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 3. С. 24 -30.
References
1. Salmanova D. A. Modern trends of informatization of the educational process of the university. Vestnik Social'no-pedagogicheskogo instituta [Bulletin of Socio-Pedagogical Institute]. 2018. No. 2 (26). Рp. 53-57. (In Russian)
2. Gadzhieva M. T., Salmanova D. A. Interactive methods of patriotic education of students. Vospitanie patriotizma, druzhby narodov i vero-terpimosti u sovremennoj molodezhi. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii, posvyashchennoj pamyati vydayushche-gosya uchenogo, pedagoga i patriota Rossii, d-r ped. nauk, professora Gasanova Z. T. [Education of patriotism, friendship of peoples and religious tolerance among modern youth. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of the outstanding scientist, teacher and patriot of Russia, Ph. D., Professor Hasanov Z. T. 2018. Рp. 129133. (In Russian)
3. Salmanova D. A., Kurbanov T. K. The use of digital technologies of the multimedia education-
al environment of an educational institution for the organization of the educational process. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. Estestvennye i tochnye nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2019. No. 3. Рp. 76. (In Russian)
4. Belyaeva T. A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v nachal'noj shkole. Festival' pedagogicheskih idej «Otkrytyj urok» [Formation of universal educational actions in primary school Festival of pedagogical ideas "Open lesson"]. [Electronic resource]. Mode of access: http://festival.1september.ru/articles/563542 (accessed: 15.02.2023)
5. Grishanova I.A. Formation of communicative success of younger schoolchildren in the conditions of educational activity. Pedagog-icheskij zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2009. No. 3. Pp. 2430. (In Russian)
••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Сулейманова Тамара Рамазановна,
старший преподаватель, кафедра английского языка, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова (ДГПУ им. Р. Гамзатова), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected].
Сулейманова Раиса Валиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, ДГПУ им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: valiraya_9 @mail.ru
Принята в печать 05.09.2023 г.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.881.161.1
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-94-100
Особенности обучения русскому языку как иностранному с использованием социальных сетей обучающихся из Афганистана
© 2023 Чупанов А. Х. 1,Омарова З. С. 1, Ахмад Сеяр А. М. 2
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected] Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Авторы исследования поднимают вопрос использования возможностей социальных сетей в процессе обучения афганских студентов русскому языку как иностранному. Соответственно, целью исследования является изучение особенностей использования социальных сетей в процессе обучения афганцев русскому языку как иностранному. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме использования социальных сетей в образовательном процессе, анализ материалов педагогической практики, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. Определяя важность совершенствования технологий обучения языкам с использованием социальных сетей, авторы констатируют, что в текущих условиях отсутствуют исследования, посвященные вопросам использования социальных сетей в процессе обучения именно жителей Афганистана. Однако, как отмечают исследователи, специфическая трудность в обучении афганцев русскому языку заключается в том, что наибольшие трудности у обучающихся вызывают написание и использование письменной речи. Учитывая специфику социальных сетей, авторы исследования описывают результаты собственной работы в условиях сотрудничества со студентами двух вузов г. Кабула. Выводы. На основании данного опыта и анализа исследований, посвященных трудностям изучения русского языка афганцами, исследователи делают вывод о перспективах использования социальных сетей на ранних этапах обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: социальные сети, русский язык как иностранный, обучение русскому языку афганцев, дистанционное обучение в социальных сетях.
Формат цитирования: Чупанов А. Х., Омарова З. С., Ахмад Сеяр А. М. Особенности обучения русскому языку как иностранному с использованием социальных сетей обучающихся из Афганистана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 94-100. РР!: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-94-100_
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Tamara R. Suleimanova, senior lecturer, the chair of English Languages, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University (R. Gamzatov DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected].
Raisa V. Suleymanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, R. Gamzatov DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 05.09.2023