Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.017
DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-97-103
Классификация педагогических технологий
© 2023 Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - выявить системообразующие компоненты структуры педагогической технологии, определить ее признаки, на основе обнаруженных сходств и различий педагогических технологий разработать авторскую классификацию педагогических технологий. Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение. Результаты. На основе ретроспективного и системного анализа авторы пришли к выводу, что до настоящего времени не сформировано целостное представление о педагогической технологии и ее составляющих, не найдены ответы на вопросы: «Какова структура и содержание педагогической технологии?», «Каковы механизмы реализации педагогической технологии в образовательной практике?», «Существует ли множество педагогических технологий либо их ограниченное количество?», «По каким критериям и признакам необходимо классифицировать педагогические технологии?» и др. В связи с отсутствием единства во взглядах на структуру педагогической технологии возникает потребность в структурно-функциональном анализе, когда изучаемый объект рассматривается как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Выводы. В работе проведено разграничение понятий «методика обучения» и «педагогическая технология»; выявлены системообразующие компоненты структуры педагогической технологии; рассмотрены и определены ее основания и признаки; обнаружены сходства и различия педагогических технологий; разработана авторская классификация педагогических технологий.
Ключевые слова: методика обучения, педагогическая технология, классификация, системный подход, педагогическая система
Формат цитирования: Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Классификация педагогических технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 97-103. DOI: 10.31161/1995-06592023-17-2-97-103
Pedagogical Technologies Classification
© 2023 Magomed Kh. Khaibulaev, Raisat V. Suleymanova, Jamila A. Salmanova, Shamil A. Magomedov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim is to identify the system-forming components of the structure of pedagogical technology, to determine their features and, based on the similarities and differences of pedagogical technologies, to develop an author's classification of pedagogical technologies. Methods. Analysis of scientific and psychological-pedagogical literature, comparison, generalization. Results. Based on a retrospective and systematic analysis, the authors came to the conclusion that to date, a holistic view of pedagogical technology and its components has not been formed, no answers have been found to the questions: "What is the structure and content of pedagogical technology?", "What are the mechanisms for implementing pedagogical technology in educational practice?", "Are there many pedagogical technologies or is there a limited number of them?", "By
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023
what criteria and signs is it necessary to classify pedagogical technologies?" et al . Due to the lack of unity in views on the structure of pedagogical technology, there is a need for structural and functional analysis when the studied object is considered as a complex of elements that are in interaction. Conclusions. The article distinguishes the concepts of "teaching methodology" and "pedagogical technology"; system-forming components of the structure of pedagogical technology are identified; its foundations and signs are considered and determined; similarities and differences of pedagogical technologies are found; the author's classification of pedagogical technologies is developed.
Keywords: teaching methods, pedagogical technology, classification, systematic approach, pedagogical system
For citation: Khaibulaev M. Kh., Suleymanova R. V., Salmanova J. A., Magomedov Sh. A. Classification pedagogical technology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 97-103. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-97-103 (in Russian)
Введение
Качественное своеобразие педагогических технологий определяется их целями, содержанием, педагогическими процессами, конкретными условиями их протекания, а также психолого-педагогическими особенностями обучаемых. Изучение сущности педагогических технологий, их использования как эффективного способа решения образовательных задач осложняется отсутствием научно-методического инструментария, которым может быть научно-обоснованная классификация, вбирающая в себя все известные на практике педагогические технологии.
Анализ научно-методической литературы показывает отсутствие единства во взглядах на структуру педагогической технологии. Одна часть ученых видит в ней цели, содержание, средства педагогического взаимодействия, организацию учебного процесса, преподавателя и обучаемого, результаты деятельности; другая группа - предварительную диагностику, мотивацию и организацию учебной деятельности, действие средств обучения; третьи - научный, деятельностный и формально-описательный аспекты.
Поскольку не существует готового алгоритма и практика не подсказывает способа, как реагировать, то возникает необходимость самостоятельно искать средства решения и нарабатывать опыт, который со временем преобразуется в технологию.
Цель - выявить системообразующие компоненты структуры педагогической технологии, определить ее признаки; на основе обнаруженных сходств и различий педагогических технологий разработать авторскую классификацию педагогических технологий.
Методами работы послужили анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение.
Обсуждение и результаты
В научной литературе представлены разные варианты классификаций педагогических технологий. К примеру, М. В. Савельева и А. Я. Савельев предлагают разделить педагогические технологии по следующим признакам:
- направленность действия,
- цели обучения,
- предметная среда,
- технологические средства,
- организация учебного процесса [9].
Предложенная С. А. Мавриным классификация основывается на следующих признаках:
- аспекты обучения (содержательный, процессуальный, мотивационный, организационный);
- возможности конкретной технологии (количество школьников, уровень автоматизации, целеполагание и др.) [7].
По этим признакам авторы выделяют технологии интеграции учебных предметов; укрупнённых дидактических единиц; индивидуальные; индивидуализированные; групповые; коллективные массовые и др.
Первое, что вызывает возражение в классификациях М. В. Савельевой и А. Н. Савельева [9] и С. А. Маврина [7] - это отсутствие четких различий между основаниями. К примеру, трудно понять, что М. В. Савельева и А. Н. Савельев понимают под методической задачей, а С. А. Маврин - под аспектами обучения. Второе, что обедняет эти классификации, - за ее рамками осталось большое количество уже известных и получивших распространение
педагогических технологий в образовательной практике.
Специфику педагогических технологий Н. В. Бордовская связывает с определенной образовательной парадигмой, профессионально-личностными особенностями педагога и культурно-образовательными традициями страны или региона [3]. На этой основе выделяются структурно-логические, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.
Очевидно, что эти основания далеки от сущности педагогических технологий. Их номенклатура ставится в зависимость от субъективного фактора профессионально-личностных особенностей педагога. Если следовать логике автора этой классификации, то получается, что у каждого педагога будет свой набор педагогических технологий.
На традиционные и инновационные разделяет педагогические технологии С. И. Самыгин [10], акцентируя внимание на факте, что педагогические технологии не возникают случайно, а создаются в процессе исследовательской работы ученых.
Нам представляется, что некорректно противопоставлять традиционные и инновационные технологии. Последние зарождались в ходе развития традиционных технологий, на основе переосмысления «теории и опыта».
Основу группировки в типе школы и ее цели («школа знаний», «школа развития», «школа социализации») видят Т. И. Ша-мова и Т. М. Давыденко [12]. Отличительные особенности, по их мнению, проявляются в зависимости от роли учителя. Если учитель «знающий», то применяется объяснительно-иллюстративная технология; если же он активен и целеустремлен, то технология приобретает характер проблемного и игрового обучения; если учитель хороший аналитик, то используется технология уровневой дифференциации.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Бес-палько разделяет педагогические технологии на разомкнутые, цикличные, рассеянные или направленные, ручные или автоматизированные. Сочетание этих признаков позволило ему выделить следующие технологии: классическое лекционное обучение, система «консультант», компьютерное и программированное обучение [2].
В наиболее обобщенном виде известные в педагогической науке и практике педагогические технологии группировал Г. К. Се-левко [11 ]. Основой группировки он видит уровни применения, философскую основу, ведущий фактор психологического развития, концепции усвоения опыта, ориентацию на личностные структуры, основной вид педагогической деятельности, методы и средства обучения, подход к ребенку и т. д. (всего 15 параметров). К примеру, по ведущему фактору психологического развития Г. К. Селевко различает биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические технологии, а по ориента-циям - личностные, структурно-информационные, операционные, эмоционально-художественные, саморазвивающиеся и эвристические.
Есть и другие попытки классификации педагогических технологий. Большинство из них интуитивны или сделаны под определенный вид педагогической технологии. Различные точки зрения на проблему классификации педагогических технологий означают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
Можно согласиться с М. Ю. Олешковым [8], утверждающим, что на сегодняшний день не существует обоснованной классификации педагогических технологий. По его мнению, в некоторых классификациях в одном ряду с технологиями оказываются в итоге педагогические школы, методические системы и концепции, авторские методики.
Как нам представляется, научную строгость и всестороннее изучение педагогической технологии можно обеспечить системным подходом к выявлению ее структуры, а системные элементы рассматривать в качестве оснований для их группировки.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой в структуре педагогической технологии видят концептуальную основу, содержательную (цели и содержание), процессуальную часть (формы, методы, средства обучения, диагностика, управление) и др. В разных вариациях эту структуру педагогической технологии отстаивают В. С. Зайцев [5], А. К. Количенко [6], Г. К. Селевко [11].
В связи с отсутствием единства во взглядах на структуру педагогической технологии возникает потребность в структурно-
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 2. 2023
функциональном анализе, когда изучаемый объект рассматривается как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Изучение подходов к выявлению системных составляющих производственных, социальных и педагогических технологий подводит к выводу, что есть необходимость ответить на вопросы: 1) почему? для чего (определение цели); 2) что? чему? (определение содержания); 3) как? (определение способа организации деятельности); 4) с помощью чего? (подбор методов, форм и средств); 5) кто? (подбор педагога); 6) кого? (обучающихся); 7) что изменилось? (результаты).
Если руководствоваться ответами на эти вопросы, то в качестве системных элементов педагогической технологии необходимо рассматривать компоненты «цель», «педагог и обучаемый», «содержание», «технологический (дидактический) процесс», «способ организации деятельности», «результат». Их мы и считаем основаниями для группировки педагогических технологий, а также выделяем признаки, которые позволяют обнаружить как сходства, так и их различия.
Классификацию педагогических технологий мы начали с такого основания, как «цель». Целью педагогической технологии является наращивание потенциала обучаемого, который может быть рассмотрен с трех позиций: воспитание, обучение и развитие.
Воспитательная технология необходима для формирования положительных личностных качеств обучаемого, его общей культуры и его отдельных составляющих. К таковым можно отнести педагогические технологии (личностно-ориентированная, ситуация создания успеха, разрешения конфликтов, организация и проведение воспитательных мероприятий и т. д.).
Предназначение дидактических технологий заключается в формировании знаний, умений и компетенций обучаемого. Этот класс педагогических технологий наиболее исследован и имеет широкое распространение в образовательной практике.
Развивающие педагогические технологии нацелены на рост психических свойств и качеств личности, таких как мышление, память, внимание, врожденных способностей и др. К этой категории можно отнести технологии критического мышления, технологии саморазвития и др.
Комбинированные педагогические технологии одновременно ориентированы на решение двух и более педагогических задач. К примеру, развивающая технология В. В. Давыдова - на развитие теоретического мышления обучающихся и вместе с тем на решение различных дидактических задач [4].
Другой источник классификации - «педагог и обучаемый». Педагогические технологии этой группы давно известны, и в рамках данной статьи нет необходимости раскрывать их особенности. Однако хотелось бы отметить, что на сегодняшний день динамично развивающимся видом педагогической технологии данной группы является интерактивная технология. Некоторые специалисты к интегрированным технологиям относят игровые, компьютерные, информационно-коммуникационные, кейс-технологии, эвристические и др.
Следующим основанием классификации является «содержание». Если воспроизводятся существующие годами технологии, позволяющие изучать неизменно повторяющийся учебный материал, то педагогическая технология становится рутинной. Технологии обучения, связанные с освоением прошлого опыта культуры, позволяющие его воспроизводить и сохранить, можно назвать поддерживающими.
Инновационная педагогическая технология ориентирована на получение нового знания и способа действия, осуществление деятельности будущего. К шоковым технологиям можно отнести такие педагогические технологии, при которых обучение осуществляется в ходе неожиданного возникновения ситуаций, случаев, событий.
Выделение педагогических технологий по такому основанию, как «педагогический процесс», связано с четырьмя признаками: по концепции усвоения; по способу организации обучения; по степени активности познавательной деятельности обучаемых; по ведущему средству обучения. Эта группа технологий достаточно подробно описана в педагогической литературе, поэтому поясним лишь некоторые из них.
Технологии смешанного обучения предполагают организацию педагогического процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной системы и технологий элек-
тронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения. К ним относятся технология ротаций станций и перевернутый класс.
Моторно-тренировочная система разрабатывалась в 20-30 годы прошлого века в СССР Центральным институтом труда. Основная идея заключалась в тренировке отдельных движений с доведением их до автоматизма и постепенной интеграцией в трудовые действия.
Автор проблемно-аналитической технологии подготовки специалистов С. Я. Ба-тышев [1 ] выстраивает следующую цепочку обучающих действий: выявление некоей проблемы (она может быть технической, искусственно созданной, случайно возникшей), анализ и вскрытие причин, выполнение действий по устранению последствий.
По ведущему средству обучения мы выделяем цифровые технологии обучения, позволяющие активизировать процесс обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся. К ним относится виртуальный класс, искусственный
Классификация
интеллект, облачные технологии, дополненная реальность и веб-квест, игрофика-ция.
Последним системным элементом основания классификации является «способ организации деятельности». В зависимости от продукта деятельности (изделие, конструкция, проект и т. д.) педагогические технологии подразделяются на такие виды, как предметно-операционные, кон-структорско-технологические, проектные, исследовательские, творческие, проектно-эвристические.
В зависимости от того, какие учебные задания и кому из обучающихся и на каком этапе их предъявляют для выполнения, можно разделить педагогические технологии на разноуровневые, дифференцированные, поэтапные и модульные.
Выводы
На основе исследования нами предложена классификация педагогических технологий, которая в общем виде представлена в таблице.
Итоговый результат реализации той или иной педагогической технологии напрямую зависит от поставленной цели, следовательно, отпадает необходимость создавать на его основе еще одну классификационную группу.
Таблица
ческих технологий
Основание Признак Виды педагогических технологий
Цель По цели Воспитывающие, дидактические, развивающие, комбинированные
Педагог и обучаемый По стилю управления Авторитарные, сотрудничества, личностно-развивающие
По типу взаимодействия Пассивные, активные, интерактивные
По охвату обучаемых Индивидуальные, групповые, массовые
Содержание По степени новизны содержания Рутинные, поддерживающие, инновационные, шоковые
Педагогический процесс По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериозаторские,
••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023
••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023
нейролингвистического программирования,
суггестивные
По способу организации обучения Объяснительно-иллюстративные, проблемные, игровые, смешанные
моторно-тренировочные,
По степени активности познава- репродуктивные,
тельной деятельности обучаемых проблемно-аналитические, эвристические
Программированные,
компьютерные,
По ведущему средству обучения информационно-коммуникативные, мультимедийные, кейс-технологии, цифровые
Предметно-операционные,
конструкторско-технологические,
По продукту педагогической проектные,
деятельности исследовательские,
Способ организации творческие,
деятельности проектно-эвристические
По дифференциации Разноуровневые, дифференцированные,
учебных заданий поэтапные, модульные
Список источников
1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. М.: Изд-во «Машиностроение», 1976. 688 с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 192 с.
3. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Изд-во КНОРУС, 2010. 432 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 247 с.
5. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. 411 с.
6. Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во КАРО, 2002. 368 с.
7. Маврин С. А. Педагогические системы и технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1993. 98 с.
8. Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблемы классификации и реализации //
Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения. Сборник научных трудов. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 5-19.
9. Савельева М. В., Савельев А. Н. Педагогические технологии: инновационное применение // Решетневские чтения. 2016. № 20. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-innovatsionnoe-primenenie (дата обращения: 24.04.2023).
10. Самыгин С. И. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 175 с.
12. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Издат. центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
References
1. Batyshev S. Ya. Proizvodstvennaya peda-gogika. [Industrial pedagogy]. Moscow, Mashi-nostroenie Publ., 1976, 688 p. (in Russian)
2. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii. [The components of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989, 192 p. (in Russian)
3. Bordovskaya N. V. Sovremennye obra-zovatel'nye tekhnologii. Uchebnoe posobie. [Modern educational technologies. Textbook]. Moscow, KNORUS Publishing House, 2010, 432 p. (in Russian)
4. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya. [Problems of developing education].
ios
Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986, 247 p. (in Russian)
5. Zaitsev V. S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie. [Modern pedagogical technologies: a textbook]. In 2 books. Book 1. Chelyabinsk, Publishing house of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012, 411 p. (in Russian)
6. Kolichenko A. K. Enciklopediya pedagog-icheskih tekhnologij: posobie dlya prepodavatelej. [Encyclopedia of pedagogical technologies: a manual for teachers]. Saint Petersburg, KARO Publishing House, 2002, 368 p. (in Russian)
7. Mavrin S. A. Pedagogicheskie sistemy i tekhnologii: ucheb. posobie dlya studentov pedvu-zov. [Pedagogical systems and technologies: studies. manual for students of pedagogical universities]. Omsk, Publishing House of Omsk State Pedagogical Institute, 1993, 98 p. (in Russian)
8. Oleshkov M. Yu. Pedagogicheskaya tekhnologiya: problemy klassifikacii i realizacii. [Pedagogical technology: problems of classification and implementation]. Professional pedagogical technologies in theory and practice of teaching. Collection of scientific papers. Yekaterinburg,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, профессор, директор, Институт непрерывного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Сулейманова Раисат Валиабдулла-евна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Салманова Джамила Абдулкафаровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected].
Магомедов Шамиль Абдулмажидович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела педагогических практик, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Russian State Vocational-Pedagogical University Publ., 2005, pp. 5-19. (in Russian)
9. Savelieva M. V., Saveliev A. N. Pedagogicheskie tekhnologii: innovacionnoe primenenie. [Pedagogical technologies: innovative application]. Reshetnevskie chteniya, 2016, no. 20, available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/peda-gogicheskie-tehnologii-innovatsionnoe-prime-nenie (accessed: 24.04.2023). (in Russian)
10. Samygin S. I. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. [Pedagogy and psychology of higher education]. Rostov-on-Don: Phoenix Publishing, 1998, 544 p. (in Russian)
11. Selevko G. K. Enciklopediya obra-zovatel'nyh tekhnologij. [Encyclopedia of educational technologies]. In 2 vols. Vol. 1. Moscow, Publishing House "National Education", 2005, 175 p. (in Russian)
12. Shamova T. I., Davydenko T. M. Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole. [Management of the educational process in an adaptive school]. Moscow, Pedagogicheskij Poisk Publ., 2001, 384 p. (in Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Magomed Kh. Khaibulaev, Professor, Director, the Institute of Continuing Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Raisat V. Suleymanova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, head of the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Jamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Shamil A. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, head of Pedagogical Practices Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Принята в печать 25.05.2023
Received 25.05.2023