••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020
дарственный университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Гусейнов Ризван Меджидович, доктор химических наук, профессор, кафедра химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e -mail: [email protected]
Гусейнова Тамила Ризвановна, воспитатель высшей категории, Школа № 417, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 20.04.2020 г.
izova1981 @gmail.com; [email protected] Rizvan M. Guseynov, Doctor of Chemistry, professor, the chair of Chemistry, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Tamila R. Guseynova, schoolmaster of highest quality, School No. 417, Moscow, Russia; email: [email protected]
Received 20.04.2020 г.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.01
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-18-25
Методологическая основа концептуального изменения образовательной деятельности будущего учителя физики с использованием
компетентностного подхода
Амиралиев А. Д., Инусова Х. М., Магомедов Г. М., Гаджиагаев Ш. С.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования явилось изучение возможностей проблемы переноса акцента с узкопрофессионального подхода при подготовке будущих учителей физики на всестороннее интеллектуально-духовное развитие личности с учетом их индивидуальных особенностей на основе компетентностного подхода. Метод. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование, экспериментальное преподавание, анализ результатов письменных проверочных работ и проектирования. Результаты. Определена методологическая основа концептуального изменения образовательной деятельности будущего бакалавра педагогического образования по профилю физика с использованием компетентностного подхода. Подтверждается, что внедрение методических компетенций способствует развитию творческих способностей личности студента с учетом их индивидуальных способностей. Выявлены принципиальные особенности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно -воспитательного процесса с использованием компетентностного подхода. Выводы. Введение методических компетенций расширяет: возможности владения основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования.
Ключевые слова: стандарты образования, компетенции и компетентный подход, профессиональная подготовка, бакалавр, педагогическое образование.
Формат цитирования: Амиралиев А. Д., Инусова Х. М., Магомедов Г. М., Гаджиагаев Ш. С. Методологическая основа концептуального изменения образовательной деятельности будущего учителя физики с использованием компетентностного подхода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 18-25. 001: 10.31161/19950659-2020-14-2-18-25
Methodological Basis for the Conceptual Change of the Future Physics Teacher's Educational Activity Using the Competence-Based Approach
Abutdin D. Amiraliev, Khalimat M. Inusova, Gasan M. Magomadov, Sharafudin S. Gadzhiagaev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this research is to study the possibilities of the problem of shifting the emphasis from a narrow professional approach in the training of future physics teachers to a comprehensive intellectual and spiritual development of the individual, considering their individual characteristics on the basis of a competence-based approach. Method. Analysis psychological and pedagogical literature, observation, questioning, interviewing, testing, experimental teaching, analysis of the results of written verification works and designing. Results. The methodological basis of the conceptual change of the educational activity of the future bachelor of pedagogical education in the field of physics with the use of the competence approach is determined. It is confirmed that the introduction of methodological competencies contributes to the development of creative abilities of the student's personality, considering their individual abilities. The principal features of the educational environment for achieving personal, meta-subject and subject learning outcomes and ensuring the quality of the educational process using the competence approach are identified. Conclusions. The introduction of methodological competencies expands: the ability to master the fundamental physical concepts, laws, laws and theories; confident use of physical terminology and symbols; knowledge of the main methods of scientific knowledge used in physics: observation, description, measurement, experiment; the ability to process measurement results, detect the relationship between physical quantities, explain the results and draw conclusions; the ability to apply the acquired knowledge to explain the conditions of the course of physical phenomena in nature and to make practical decisions in everyday life; the ability to put forward hypotheses based on knowledge of fundamental physical laws and laws, to test them by experimental means, formulating the purpose of the study.
Keywords: educational standards, competencies and a competent approach, professional training, bachelor, pedagogical education.
For citation: Amiraliev A. D., Inusova Kh. M., Magomedov G. M., Gadzhiagaev Sh. S. Methodological Basis for the Conceptual Change of the Future Physics Teacher's Educational Activity Using the Competence-Based Approach. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 18-25. (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-18-25
Введение
Ускорение темпов развития современного общества корректирует деятельность в сфере образования. В связи этим школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, о которой она сама не имеет полного представления. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения
такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования [1; 7; 11].
В связи с внедрением новых стандартов высшего образования произошли серьезные изменения во всех аспектах подготовки будущего учителя. Ведущим подходом стал компетентностный [1; 2; 5; 8-11], являющийся одним из ведущих направлений
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020
в мировой образовательной практике, идеология которого в наибольшей степени соответствует требованиям времени. Соответственно, это привело возникновению проблемы поиска наиболее эффективных технологий реализации и т. д.
Под компетентностью понимают интегральную характеристику уровня профессиональной готовности специалиста, характеризующуюся способностью специалиста решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (И. М. Агибова, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. М. Коротков, В. В. Лаптев, А. К. Маркова, Е. В. Оспенникова, Н. С. Пурышева, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына и др.) [2; 5; 811]. Профессиональная компетентность учителя формируется в виде компетенций, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), закрепляется в виде опыта, базирующегося на единстве теоретической и практической подготовки профессиональных задач.
В новой концепции высшего образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на всестороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучаемых с учетом их индивидуальных особенностей. Методологической основой концептуального изменения образовательной деятельности учителя и собственно его подготовки стала идеология компетентностного подхода [2 ; 5; 10]. В противоположность концепции «усвоения знаний» он предполагает, прежде всего, освоение обучающимися таких способов деятельности - умений, которые позволяют им действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях.
Главными понятиями Болонских реформ являются понятия компетенций и результата образования. При этом в результат образования входят ожидания обучаемого, то, что он будет знать, понимать и уметь делать в конце обучения. Результат образования невозможно ограничить только знаниями, умениями и навыками, так как ожидания можно выразить только через освоенные им компетенции -сложные личностные образования. Цель
компетентностного подхода - обеспечение качества образования. Согласно этим идеям, предполагается формирование у студентов и школьников системы компетенций, представленных в виде способов действий, которые призваны обеспечить профессиональную мобильность, владение современными средствами получения, обработки, сохранения и использования информации [7].
Содержание компетентностей представляет собой обобщенные знания (о приемах, методах и средствах обучения), обобщенные умения (использовать приемы, методы, выполнять научно-методическую работу, рефлексировать), которые должны быть конкретизированы в учебных программах и учебной деятельности. Профессиональная компетентность учителя характеризуется процессом принятия педагогических решений, схематично она может быть задана в виде набора основных профессиональных задач, что сделано, например, в стандартах ВО [6].
В стандарте ВО компетенции выпускника сформулированы в обобщенном виде, далее они конкретизируются применительно к направлению подготовки. Например, ПК-4 реализуется как способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета, т. е. включающую учебники физики, демонстрационный и лабораторный физический эксперимент, цифровые образовательные ресурсы по физике [810]. Однако и такая формулировка слишком общая, т. к. в таком виде проверить компетенцию нельзя, поэтому, дальше она расписывается на «знания», «умения», «владения», и их тоже достаточно много.
Существует и еще одна проблема - разные преподаватели, разные факультеты и вузы вкладывают в конкретизацию компетенции разное содержание, появляется опасность недостаточного уровня сформи-рованности компетенций, причем самых важных, методических. Выпускник педвуза приходит в школу и обнаруживает, что его подготовка неполная, что преподаватель пошел на поводу своих предпочтений и сократил одни темы в пользу других, ведь четкого содержания компетенций нет. На наш взгляд, обязательный минимум под-
готовки учителя-предметника должен быть четко прописан, в первую очередь, в области подготовки к обучению конкретному предмету.
Возможны два варианта представления методических компетенций (МК) - внесение их в содержание ФГОС в виде МК или отдельная, но рекомендованная для всех конкретизация профессиональных компетенций (ПК) в виде методических компетенций, раскрывающая их предметно-ориентированную сущность, с добавлением при необходимости методических.
Систему компетенций, позволяющих учителю осуществлять специфическую профессиональную деятельность - обучение физике, пытались составить многие исследователи, и на сегодняшний день нет единой классификации методических компетенций учителя-предметника.
Целью данного исследования явилось изучение возможностей проблемы переноса акцента с узкопрофессионального подхода при подготовке будущих учителей физики на всестороннее интеллектуально-духовное развитие личности с учетом их индивидуальных особенностей на основе компетент-ностного подхода.
Результаты и обсуждение
Рассмотрим содержание методической реализаторской и методической проектной деятельностей учителя, проанализируем их с позиций требований школьных стандартов, но сначала отметим особенности физики-предмета, которые накладывают отпечаток на методику обучения.
Во-первых, физика относится к блоку естественных (сущностных) наук, знания по которым отличаются точностью формулировок, системностью, проверяются опытом. Их цели - описание, объяснение и предсказание поведения исследуемых объектов и характера изучаемых явлений. Физическое знание построено в виде теорий, которые являются образцом научного знания. Школьный курс физики в современном варианте сохраняет многие особенности науки, в частности, группирован вокруг теорий в старших классах и вокруг групп явлений в основной школе. Содержание курса стабильно, не меняется от одного учебника к другому.
Во-вторых, физика - наука экспериментальная, т. е. деятельность экспериментирования занимает существенное место в обучении учащихся, как в виде де-
монстрационного эксперимента, так и лабораторного, фронтального, домашнего. Экспериментирование может быть основой обучения решению проблем, формирования навыков исследовательской деятельности, доказывает истинность изучаемого знания учащимся.
В-третьих, важную роль в обучении физике играет решение задач. Задачи позволяют учащимся применить знания на практике, развивать многие метаумения. Физические задачи - и средство формирования знаний, и инструмент их проверки. Они обладают большим разнообразием, поэтому при ограниченном объеме часов, когда на решение задач в учебной программе отводится мало времени, научить школьников решению задач качественно почти невозможно. Именно из-за задач физика является одним из самых трудных предметов. Умение решать физические задачи - одно из самых важных для учителя.
В-четвертых, физика имеет широкие межнаучные связи - с математикой, химией, биологией, географией, что очень важно в связи с указанным во ФГОС мета-предметным образовательным результатом «межпредметные понятия» и рекомендацией формировать метапредметные результаты на базе межпредметных заданий [4; 10].
Для проведения эксперимента нами были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование, экспериментальное преподавание, анализ результатов письменных проверочных работ и проектирования.
Эксперимент проводился в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ), в его задачу входило выявление состояния развития у студентов профессиональных компетенций -участвовало 40 студентов.
При проведении исследования на данном этапе нами использовались следующие методы:
1. Анкетирование и собеседование со студентами и преподавателями курса «Теория и методика обучения физике» факультета математики, физики и информатики ДГПУ.
2. Тестирование студентов по общепрофессиональной подготовке.
Студентам были предложены следующие вопросы:
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL Уо!. 14. N0. 2. 2020
1. Правильно ли вы выбрали профессию учителя, если нет, то почему?
2. Какие знания по педагогике понадобятся Вам в деятельности учителя физики в первую очередь (2-3)?
3. Расставьте в порядке значимости в профессии для Вас по убыванию: возможность самореализации, знания учителя, умения учителя, высокая зарплата, знания и умения учащегося, развитие учащегося, обязательность профессионального саморазвития, карьерный рост.
4. Какой стиль общения с учащимися на уроке для Вас предпочтительнее: авторитарный, либеральный, демократический, координационно-наставнический, дистанцированный?
5. В каких источниках информации Вы можете найти самые последние профессиональные рекомендации и разработки (назовите 2-3)?
6. В первые годы работы учителем Вы планируете (выберите 1-2):
- готовить конспекты урока по учебнику и по алгоритму самостоятельно;
- пользоваться разработками опытных учителей (из интернета и других источников);
- искать новые подходы к разработке урока и новые материалы для его содержания и организации деятельности учащихся;
- заниматься научно-исследовательской работой;
- другое (что?).
7. Что дает Вам профессия учителя?
Результаты анкетирования студентов
показали, что большинство студентов сохранили свою довузовскую ориентацию на профессию учителя, знают ее плюсы. Из стилей общения предпочтение отдают наставническому или демократическому (что соответствует требованиям ФГОС), в качестве основного источника информации предпочитают интернет и практически не знают (не пользуются ими) профильных журналов, не стремятся найти новые пособия в библиотеке. Интересны ответы на вопросы, которые предполагали выявление приоритетов профессиональной деятельности. При ответе на вопрос «Расставьте в порядке значимости в профессиональной деятельности для Вас по убыванию» в центр своего внимание развитие учащегося поставили лишь 20 % (а это требование ФГОС), 40 % студентов
считают важнейшим результатом знания и умения учащегося (традиционно), 30 % - возможность самореализации (для них очень важна профессия учителя), 10 % -зарплату и также лишь 10 % - профессиональное саморазвитие. Вопрос «В первые годы работы учителем Вы планируете заниматься (выберите 1-2 вида методической деятельности)» позволил выявить стремление идти по более простому пути у большинства, профессиональным творчеством планируют заняться лишь 8 студентов (20 %), 16 (40 %) - перечислили три пункта - подготовка типового урока, использование интернета, самостоятельная разработка.
Беседа с преподавателями показала, что они реализуют компетентностный подход в неполном виде (диалоговые методы и проблемный подход не являются ведущими), проектная деятельность не является ведущей и в самостоятельной работе. Все понимают, что традиционный подход к обучению не позволит эффективно формировать компетенции, т. к. он предполагает много репродуктивной деятельности. Однако получение методического опыта студентами показало, что основной причиной считают нехватку средств как для формирования, так и для диагностики (т. е. сформулированных учебных ситуаций, заданий, тем проектов и т. п.) методических умений, а также времени на использование активных технологий.
Для краткого входного теста были подобраны соответствующие виды заданий (2 типа - по педагогике и методам изучения физики):
1. Перечислите основные образовательные результаты по ФГОС для школы.
2. Назовите основные компоненты рабочей программы курса.
3. Соотнесите со ступенью образования:
элективный курс
базовый предметный курс ...............
основная школа
факультативный курс .....................
старшая школа
курс по выбору... .
4. Расставьте в порядке эффективности (по убыванию) методы и технологии обучения физике: проблемный, исследовательский, упражнения, проектирования, кейс-метод, беседа учителя, рассказ/лекция учителя, демонстрация, ре-
шение задач, работа с книгой, игровые, другой.
5. Какими современными технологиями обучения Вы владеете (хорошо знаете и понимаете, как применять)?
6. Каковы возможности информационно-коммуникационных (ИК) технологий в обучении физике: для иллюстрации явлений, для тестирования, для овладения (учащимися) информационными умениями, для овладения (учащимися) экспериментальными умениями, для облегчения работы учителя (не писать на доске -презентации), для организации домашней работы учащихся с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР), для постановки проблемы, для замены физического эксперимента, для облегчения работы учащихся (не надо писать в тетради, читать книги, решать задачи - все можно найти в интернете), для облегчения работы учителя (электронный конспект)?
7. Расставьте по предпочтительности для Вас в порядке убывания формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, коллективная.
8. Какие способы диагностики образовательных результатов Вы знаете? Какие виды контроля вы знаете?
9. Какие диагностические материалы наиболее эффективны при проверке общеучебных умений (1-2): физические задачи, учебные ситуации, вопросы по теме курса, проекты, задания на работу с информацией, тестовые задания?
10. Какие методы физики Вы знаете: ...... ?
11. Какие методы физики-науки используются в обучении физике в школе: .......?
12. С чего начинается реализация любого научного метода: ...... ?
Заключение
Данный тест позволил выявить начальный уровень готовности студентов к методической работе - сформированы ли у них теоретические (дидактические) основы. Ответ на 4-й вопрос считался верным, если в первую пятерку вошли проблемный, проектный, демонстрация, беседа. Ответ на 5-й - если названа хотя бы одна из современных технологий обучения. Как верный засчитывался ответ на 6-й вопрос, если в числе невыбранных ответов были неверные - 5- й и 9- й ответы, а на
7-й - если в первую тройку ответов вошли групповая и индивидуальная формы работы. Сложности возникли с 8 вопросом -тестирование и контрольные работы назвали все, поэтому верным считался ответ при наличии одного из действительно эффективных методов - проектирования или учебных ситуаций.
Аналогично и при ответе на 10-й - в тройку должны были войти проекты и учебные ситуации. При ответе на 11-й вопрос студенты должны были назвать, по крайней мере, методы экспериментальный и моделирования. В целом тест дал положительные результаты. Ниже на диаграмме отражено число верных ответов студентов по каждому вопросу. При ответе на 3-й вопрос большинство студентов успешно назвали, какие вариативные курсы на какой ступени обучения реализуются. Виды контроля (текущий, промежуточный, итоговый) также смогли назвать многие студенты (9 вопрос), достаточно хорошо они знают и методы физики-науки (12 вопрос). При ответе на 5-й вопрос наиболее часто называлась ИКТ, иногда проектная, несколько человек назвали технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве и игровые.
Индивидуальная форма работы включалась, а вот групповая - редко, позже собеседование показало, что студенты не очень уверены в своей способности организовать эффективную групповую работу по предмету.
Диаграмма. Верные ответы на вопросы комплексного теста.
Во ФГОС наиболее эффективной формой работы учащихся является именно
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020
групповая, но студенты отдали предпочтение коллективной, затем индивидуальной. Постановку цели как начало реализации метода (вопрос 13) не назвал никто, наиболее удачными нужно считать ответы «задание», «вопрос» или «проблема», которую нужно решить, значительное число
респондентов вообще не ответили на вопрос. В целом диаграмма свидетельствует, что подготовка студентов в рамках предварительного этапа удовлетворительная, хотя есть и пробелы, требующие корректировки некоторых аспектов подготовки.
Литература
1. Агибова И. М. Формирование методических умений преподавателя физики в классическом университете. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 512 с.
2. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании (К освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13 .
3. Безусова Т. А. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса по специальности «Математика» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47900.htm (дата обращения: 03.04. 2020 г.)
4. Галкина Е. А., Бережная О. В. Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии: учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2013. 200 с.
5. Гладкая И. В. Этапы становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 94-102.
6. Данюшенков В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности при обучении физике. Киров: РАДУГА-ПРЕСС, 2016. 154 с.
7. Демидова М. Ю. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физи-
ке в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (общее образование). Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2014. 438 с.
8. Дьякова Е. А. Особенности реализации компетентностного подхода в подготовке учителя физики // Ученые записки Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. 6 (41). С. 78-83.
9. Инусова Х. М., Магомедов Г. М., Раджа-бова Е. О., Джамаева Н. М. Роль компетентностного подхода при обучении физике: современные проблемы науки и образования // Материалы ежегодной научной сессии профессорско-преподавательского состава Даггоспе-дуниверситета. Махачкала, 2009. С. 521-523.
10. Магомедов Г. М., Магомедов Г. М., Га-санова П. Ю. Роль информационных технологий в формировании метапредметных компетенций: современные педагогические технологии профессионального образования // Материалы IV международной заочной научно-практической конференции. Москва; Берлин: Direct VEDIA. 2020. С. 159-165.
11. Сорокина Н. И. Формирование ключевых компетенций по физике в гуманитарных классах профильной школы. Дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 230 с.
References
1. Agibova I. M. Formirovanie metodicheskih umenij prepodavatelya fiziki v klassicheskom uni-versitete [Formation of methodological skills of a physics teacher at a classical university]. Doctoral Diss. ... of Pedagogy. Moscow, 2006. 512 p. (In Russian)
2. Baidenko V. Competence in professional education (To the development of the competence approach). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2004. No. 11. Pp. 3-13. (In Russian)
3. Bezusova T. A. Modern means of evaluating the results of training: educational and methodological guide for 4th year students in the specialty "Mathematics". [Electronic resource]. Mode of access: http://www.iprbookshop.ru/47900.htm (accessed: 03.04. 2020)
4. Galkina E. A., Berezhnaya O. V. Monitoring uchebnyh dostizhenij uchashchihsya po biologii: uchebnoe posobie [Monitoring of educational achievements of students in biology: a textbook]. Krasnoyarsk, KSPU Publ., 2013. 200 p. (In Russian)
5. Gladkaya I. V. Stages of formation of the pedagogical university students' professional competence. Izvestiya Rossijskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo unversiteta imeni A. I. Gercena [Proceedings of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. 2013. No. 155. Pp. 94-102. (In Russian)
6. Danyushenkov V. S. Celostnyj podhod k metodike formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti pri obuchenii fizike [A holistic approach to the methodology of forming the cognitive activity in
teaching physics]. Kirov, RADUGA-PRESS Publ., 2016. 154 p. (In Russian)
7. Demidova M. Yu. Metodicheskaya sistema ocenki uchebnyh dostizhenij uchashchihsya po fizike v usloviyah vvedeniya FGOS (obshchee obrazovanie) [Methodological system for assessing students' academic achievements in physics in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard (General Education). Doctoral Diss. ... of Pedagogy. Moscow, 2014. 438 p. (In Russian)
8. Dyakova E. A. Features of the implementation of the competence approach in the training of physics teachers. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo [Scientific Notes of the N. G. Chernyshevsky Transbaical Humanitarian and Pedagogical University]. 2011. No. 6 (41). Pp. 78-83. (In Russian)
9. Inusova Kh. M., Magomedov G. M., Radzhabova E. O., Dzhamaeva N. M. The role of the competence approach in teaching physics: modern problems of science and education. Ma-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Амиралиев Абутдин Джамалутдинович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и методики преподавания (ФиМП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Инусова Халимат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ФиМП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Магомедов Гасан Мусаевич, доктор физико-математических наук, профессор, кафедра ФиМП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Гаджиагаев Шарафудин Сираджудино-вич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра высшей математики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
terialy ezhegodnoj nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Daggospeduniversi-teta [Proceedings of the annual scientific session of the teaching stuff of Daggospeduniversitet]. Makhachkala, 2009. Pp. 521-523. (In Russian)
10. Magomedov G. M., Magomedov G. M., Gasanova P. Yu. The role of information technologies in the formation of meta-subject competencies: modern pedagogical technologies of professional education. Materialy IV mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Proceedings of the IV International Correspondence scientific and practical conference]. Moscow; Berlin, Direct VEDIA Publ., 2020. Pp. 159-165. (In Russian)
11. Sorokina N. I. Formirovanie klyuchevyh kompetencij po fizike vgumanitarnyh klassah pro-fil'noj shkoly [Formation of key competencies in physics in the humanities classes of the profile school]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Chelyabinsk, 2006, 230 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Abutdin D. Amiraliev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Physics and Teaching Methods (Ph&TM), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Khalimat M. Inusova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Ph&TM, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Gasan M. Magomedov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor, the chair of Ph&TM, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Sharafudin S. Gadzhiagaev, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Higher Mathematics, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Принята в печать 17.02.2020 г.
Received 17.02.2020 г.