Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20 (235).
Филология. Искусствоведение. Вып. 56. С. 163-172.
П. У. Куйвинен ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГАРМОНИКЕ В ПРАКТИКЕ ТАТАРСКИХ ГАРМОНИСТОВ (КВОПРОСУ О ПЕРЕДАЧЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ)
В статье рассматриваются особенности распространения культуры народного инструментального исполнительства. Материалом изучения являются способы обучения игре на гармони, традиционно используемые татарскими гармонистами. Анализ их методики в совокупности с анализом подходов, предлагаемых российскими преподавателями XIX века, становится основой для формирования оригинальной авторского концепции обучения игре на гармони без использования классической нотногО грамоты.
Ключевые слова: народная инструментальная культура, татарский фольклор, гармонь, обучение.
Современные татарские народные исполнители-гармонисты, как правило, не имеют классического музыкального образования: традиции исполнения на гармонике1 до сих пор передаются и воспринимаются устным путем с использованием целого ряда специфических приемов обучения. Освоение искусства игры на гармонике, как правило, происходит в неформальной обстановке: это могут быть и семейные уроки, когда отец обучает сына, и самообучение, когда ребенок, заинтересовавшись игрой соседа, внимательно наблюдает, перенимая базовые приемы владения инструментом. Учителями становятся родные и знакомые, демонстрирующие навыки игры во время посиделок и праздников. Нередко дети стараются воспользоваться отсутствием взрослых, чтобы завладеть любимым инструментом и попробовать себя в роли музыкантов. В результате появляется множество гармонистов-любите лей, что, на наш взгляд, напрямую влияет на развитие татарской национальной культуры, музыкальных и песенных традиций.
Татарский народ - поющий и играющий народ. Несмотря на то, что за последние 30 лет культурные приоритеты существенно изменились, любовь к «живому» исполнению мелодий на гармонике по-прежнему свойственна татарскому народу. Вместе с тем мы вынуждены констатировать, что в современных татарских деревнях гармонистов стало значительно меньше, чем раньше: согласно нашим данным, сегодня на одну деревню в Татарстане в среднем приходится по одному гармонисту2. Многие жители татарских деревень, родившиеся до 1970 года, признаются, что с ностальгией вспоминают времена, когда вся округа пела и
играла под аккомпанемент деревенской гармони. Сегодня, в XXI веке, это бывает редко. Одиночество в деревнях становится растущей реальностью, нередко становясь причиной многих социальных бед - такой, например, как возросший алкоголизм.
Алан Мерриам, автор настольной книги северо-американских этномузыковедов, создатель фундаментального труда «Антропология музыки», считается одним из первых западных этномузыковедов, заинтересовавшихся проблемой обучения музыке. В своих работах он делает попытку ответить на вопрос о том, как происходит передача традиций музыкальной культуры3. Другой исследователь, Бруно Неттл, по праву считающийся одним из основоположников такой научной дисциплины, как современное американское этномузыковедение, основатель Общества этномузыковедения, пишет: «То, каким образом преподается и передается музыка, является неотъемлемой частью музыкальной культуры любого общества»4. В традиционных культурах, как правило, музыкальные и музыкально-поэтические образцы воспринимались «на слух» во время их «живого» исполнения, а затем воспроизводились по памяти. «Этномузыковедение как дисциплина оперирует подходами, учитывающими то, что ускользает от внимания классической музыкальной интеллигенции. Очевидно, что обучение и передача музыкальных традиций "на слух’’ - мировая норма, что даже записанные с помощью нотного письма мелодии заучиваются в основном "на слух'а не по нотам и, наконец, что устные музыкальные традиции, собственно, играют значительную роль и в обществе людей, имеющих классическое музыкальное образование»5. Так,
устным путем, «на слух», происходила передача музыкальных традиций и у татар. Основная цель настоящей работы - изучить современные методики преподавания, используемые татарскими гармонистами-любителями, выяснить, являются ли данные методы обучения игре на гармонике эффективными, а также предложить новые продуктивные методы обучения для использования их на практике.
Решение поставленной задачи будет опираться на опрос татарских гармонистов, выясняющий то, каким образом ими воспринимаются и передаются музыкальные традиции игры на гармонике. В настоящее время человеку, не знающему нотной грамоты, научиться играть на гармонике представляется довольно проблематичным, поскольку обучение игре на музыкальном инструменте в основном осуществляется в музыкальных школах с использованием классического нотного письма. Тем не менее, согласно нашему исследованию, среди татарских гармонистов и сегодня существуют не знающие нот энтузиасты, готовые поделиться своим мастерством с любым желающим. В рамках нашей работы мы рассматриваем вопрос методов обучения игре на гармонике с разных сторон, как с позиции преподавателя, так и с позиции ученика. Несомненную ценность для нашего исследования представляет точка зрения человека, чье обучение игре на гармонике происходило уже в зрелом возрасте. Первостепенный интерес для нас представляет мнение деревенского населения, поскольку фольклорные традиции живут и развиваются именно в деревне. Особое внимание мы уделили методам обучения игре на хромке6, широко распространенной в Татарстане в настоящее время, и их сравнению с методиками, предлагаемыми в самоучителях, опубликованных в России (их самые ранние издания относятся к концу XIX века). В завершении нами делаются выводы относительно эффективности рассматриваемых методов, а также предлагаются новые методологические варианты решения вопроса, учитывающие сильные стороны всех анализируемых нами методик.
1. Обучение игре на гармонике у татар: анализ методик татарских учителей-гармонистов.
Летом 2005 года нами было опрошено 90 татарских гармонистов, проживающих в северо-западных районах Татарстана (Балтасинском, Арском, Атнинском и Высоко горском р-нах). Все они обучались игре на гармонике «на
слух», некоторые при этом впоследствии освоили классическую систему нотной записи. Пятеро респондентов указали, что обучают игре на разных видах гармоники, в том числе игре на хромке. В нашей работе мы обратимся к опыту трех татарских учителей-гармонистов с целью представления практикуемых ими методов преподавания. В фокусе нашего рассмотрения будут специальные приемы обучения игре на правой и левой клавиатурах инструмента, а также степень их эффективности. Для сравнения нами также будут проанализированы методы обучения игре на гармонике, изложенные в двух пособиях, авторами которых являются татарские исполнители на гармонике
Учитель-респондент № 1. Галимжанов На-гип, 1935 г. р., д. Нов. Кинер (Яца Кенэр) Арского р-на. Начал играть на хромке после возвращения из армии. В течение 33 лет вел детский кружок игры на гармонике в Кинерской школе-интернате, работая с группами из 6-7 человек один раз в неделю. Свою методику преподавания игры правой рукой он описывает следующим образом7: «Повторяем снова и снова. Заставляю запомнить следующее: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Я пишу на доске, а они [ученики. -77. К. | записывают. Теперь я начинаю с нотного стана, показываю: "до?”, ‘‘ре?” -и играю [на гармони. - 77. К. \. они сами повторяют каждую нотуг на слух. Конечно, это знакомая мелодия. Когда выучат, конечно, лучше играют, если знают мелодию. Нельзя научить играть незнакомую мелодию, трудно. За год изучаем три или четыре мелодии. Они стараются играть на этой (правой) стороне, как я учил. Стараются подражать, копировать меня».
В отношении левой руки он говорит следующее: «Я с этой стороны не очень-то учу. Вообще не учу». - «А если Вы не учите, как же играет ученик?» - «Он нажимает приблизительно».
Итак, методика Н. Галимжанова, используемая для обучения игре правой рукой, сводится к следующему:
- написание нот на доске при помощи классического нотного стана и нотного письма;
- поиск и проигрывание данных нот на гармонике;
- исполнение известной мелодии: ученик повторяет за учителем, старается проиграть ноты, нажимая на нужные кнопки правой клавиатуры.
Объективная оценка результатов обучения показала, что применение данной методики яв-
ляется малоэффективным (за год с ее помощью удается освоить всего три-четыре мелодии!).
Н. Галимжанов считает, что научить игре левой рукой невозможно, поэтому его методика не содержит специального подхода для обучения игре на левой клавиатуре В результате ученики вынуждены нажимать кнопки на левой клавиатуре наугад, что, несомненно, негативным образом отражается на качестве их знаний и умений.
Учитель-респондент № 2. Зарипов Фирда-ус, 1950 г. р., д. Кшклово (Кошлау) Атнинско-го р-на. Работал в колхозе. Самостоятельно на слух освоил игру на разных видах гармоники. С 2000 по 2005 годы вел уроки игры на тальянке, хромке и баяне в группе мальчиков из
8 человек, учащихся 4-го, 5-го и 6-го классов Верх. Шаршинской (Яца Шаршы) школы. Занятия проходили по понедельникам, средам и пятницам и длились около часа. В семье каждого мальчика были родственники, умеющие играть на гармонике, имелся собственный инструмент, на котором ученики занимались самостоятельно, ежедневно посвящая 30 минут отработке навыков игры.
В отношении игры правой рукой Ф. Зарипов сказал следующее: «Я обучаю игре на гармони без нот. Я беру их за пальцы - по одному пальцу. Потом учим мелодию по частям. Если мелодия посложнее, делю ее на четыре части. Ведь невозможно выучить всю мелодию от начала до конца сразу. Некоторые мелодии делю на две части, сначала обучаю первой половине, а затем, когда выучат, обучаю оставшейся мелодии. Потом заставляю играть все вместе. Сначала одним пальцем, затем двумя пальцами, а потом уже четырьмя пальцами.» - «При обучении детей какой мелодии вы обучаете в первую очередь?» - «Более простой - это мелодия "Апипа. Также есть мелодия "Суда-суда” - очень удобно. Затем есть еще песня "Ак бурек”».
Про игру левой рукой Ф. Зарипов говорит: «Потом я отдельно учу играть на лягушках - на басовой стороне. Когда выучит левую сторону, то есть знает эту сторону и эту сторону - учиться играть их вместе сам. Когда начнет самостоятельно играть двумя руками одновременно, можно учиться играть более сложные вещи»
— «А как в отношении пальцев левой руки: как вы выбираете, на какую кнопку(кнопки) нажимать?» — «Пальцы сами нажимают - обе руки параллельно. Инстинктивно.» - «А до тех пор, пока не получается инстинктивно, вы сами
подбираете, куда нажать?» - «Да, конечно. Методом подбора. Вслушиваешься в мелодию, чтобы понять, на какие кнопки нажимать,- следуешь мелодии. Пальцы следуют мелодии» -«Каким образом вы подбираете звуки?» - «Ученик ищет звук по мелодии, когда он уже знает ее. Не зная мелодии, здесь (на левой стороне) невозможно играть» - «А как с аккордами?» -«Также должно быть. По-другому не получится. Обе стороны должны идти параллельно».
Ф. Зарипов обучает на слух, без использования нотного письма. Начинает с самых простых песен и движется к более сложным. Применяя пофразовый метод обучения мелодии, учитель показывает ученику, какие пальцы нужно использовать при нажатии тех или иных кнопок клавиатуры. После этого он показывает, как сопровождать мелодию, играя параллельно правой и левой рукой*. При отработке навыков игры левой рукой он сначала концентрирует внимание на басах и только затем переходит к аккордам. На первом этапе ученики Ф. Зарипова учатся играть отдельно на правой и левой клавиатуре, после приобретения ими необходимых навыков их задачей является отработка игры обеими руками одновременно. При обучении игре на гармонике Ф. Зарипов показывает хорошие результаты.
Учитель-респондент № 3. Шакиров Рустам, 1981 г. р., д. Нов. Кинер (Яца Кенэр) Арского р-на. Начал освоение игры на гармонике с обучения игре на хромке. Окончил Арское педагогическое училище, с 2005 года работает учителем музыки в школе деревни Нов. Кинер. Он рассказал, какими методами обучения пользовались его дядя и отец: «Когда я только начал играть, к нам в гости приезжал младший брат моего отца, дядя Зуфат. Он играл урам кве следующим образом: переворачивал гармонь, сидя перед зеркалом. С этого все и началось. После этого папа наклеил бумажки вот сюда [на кнопки правой руки. — П. К. \. Мой папа не знаток музыки - нот не знает. Он обучал меня мелодиям, наклеивая бумажки. После этого я уже начал присоединять басы» - «Получается, что на этом виде гармони как бы правильнее играют?» — «Да. Потому что здесь только один готовый аккорд. А на баяне три аккорда».
Итак, дядя Р. Шакирова использовал уникальную методику зеркального преподавания, когда учитель переворачивает инструмент и садится напротив ученика, показывая, как надо играть. Отец Р. Шакирова также использовал интересный метод обучения, наклеивая бумаж-
ки на кнопки для правой руки, указывая нужные ноты для мелодии. Очевидно, обучение ритму происходило путем копирования. Он поясняет, что хромка, имеющая только один аккорд для каждого басового тона, в этой ситуации дает хороший результат аккомпанирования даже у начинающих.
Обобщая вышесказанное, мы можем говорить о следующих принципах обучения игре правой рукой.
1. Воспроизведение на слух известной мелодии; обучение основывается на принципе от простого - к сложному.
2. Учащиеся имитируют все действия учителя.
3. Использование классической системы записи нот на нотном стане, часто без их ритмического оформления.
4. Наглядное обучение: учитель показывает, как и какими пальцами нажимать те или иные клавиши для воспроизведения определенных нот.
5. Наклеивание визуальных подсказок на кнопки.
При обучении игре левой рукой учителя-респонденты используют следующие принципы.
1. Методы обучения игре левой рукой отсутствуют в силу убеждения в неэффективности специального обучения игре на левой клавиатуре.
2. При игре левой рукой исполнитель старается воспроизводить основные ноты мелодии, играемые правой рукой. Таким образом, басо-
2. Ни один из опрошенных татарских гармонистов-учителей не упомянул о применении печатных учебных пособий по игре на гармонике.
3. Обучение игре на гармонике ведется в форме постоянного диалога учителя и ученика, навыки приобретаются через имитацию учащимися действий учителя. Такой подход совпадает с точкой зрения Алана Мерриама, который, ссылаясь на проведенные им исследования, отмечает, что дети всего мира, как правило, начинают обучение музыки с имитации, подражания, и лишь затем, с целью углубленного изучения, они проходят специальный курс обучения9
4. Никто из учителей, мнение которых было рассмотрено выше, при описании своих методик не уделил внимания вопросу направления движения мехов.
Знакомство с публикациями авторских учебно-методических пособий татарских преподавателей обогащает представление о татарской народной традиции обучения игре на гармони. Эти пособия посвящены обучению игре на минорке - разновидности венской гармони
18 х 12 и на хромке 25 х 25. Эти инструменты похожи по своему устройству, благодаря чему при их освоении используются сходные методы обучения. Практически все мелодии, предлагаемые в качестве учебного материала - татарские народные песни.
Учитель № 4. Валеев Рустем. Самоучитель игры на тальянке и хромке. Казань, 2000.
Пример 11и.
сунмэс дэрт
14 15
вые ноты звучат в унисон с мелодией, создавая эффект гармонического аккомпанирования ведущему голосу.
Дополним данные выводы нашими наблюдениями.
1. Хромка является идеальным инструментом для начинающих, поскольку на левой клавиатуре имеется только один аккорд, соответствующий басовому тону. Это делает необязательным знание теории при игре левой рукой.
чу «г
Пособие Р. Валеева начинается с обучения учащихся основам музыкальной грамоты. Используя западную систему записи высоты звука и ритма, автор делает свои уточнения, нумеруя каждую ноту соответственно кнопкам правой и левой клавиатуры. Он также считает необходимым отметить ноты для правой руки номерами соответствующих пальцев. Для однозвучной хромки направление мехов Р. Валеев не указывает
Итак, мы рассмотрели различные методы обучения игре на гармонике, используемые в преподавательской практике четырех татарских учителей. Анализ данных методик показал, что для обучения игре правой рукой используется ряд специальных приемов, эффективность которых довольно высока. Напротив, обучение игре левой рукой представляется менее продуманным, также плохо разработаны приемы обучения игре одновременно ДВ)?МЯ руками. Двое из четырех учителей активно применяют западное нотное письмо. Такой подход требует от желающего научиться игре на гармонике освоения нотной грамоты, что делает обучение трудоемким и длительным.
Нами предлагается рассмотрение принципов обучения, изложенных в российских самоучителях разного времени (начиная с конца XIX века), и их последующее сравнение с описанными выше методиками татарских преподавателей.
2. Анализ методик обучения игре на гармонике, изложенных в российских самоучителях.
Самоучитель № 1. П. Невский. Самоучитель для русской семиклапанной гармоники известного европейского русского гармониста П. Е. Невского. М., 1898.
Пример 211.
«Красный
медленно
предложенной автором методики дает профессиональному музыканту возможность узнать, как играет и как видит свою игру виртуозно владеющий инструментом, но не знающий нотной грамоты музыкант. Автор схематично изображает последовательность нажимаемых клавиш, а также количество нажатий данных клавиш. Таким образом, данная система обозначений позволяет учащимся в звуковысотном отношении верно воспроизвести играемую правой рукой мелодию, однако при этом не дает представления о ее ритме. Следовательно, если мелодия гармонисту неизвестна, у него неизбежно возникнут сложности с ее исполнением.
Надо отметить, что существуют и такие методики, в которых авторами делается попытка обучения игре левой рукой, а также используется обозначение ритма мелодии. Авторами таких методик являются, например, И. Телетов и М. Бауэр.
Самоучитель № 2. И. Телетов. Общедоступная практическая школа для ручной гармоники по нотной системе с приложением 28 русских любимых народных песен, по которой доступно всякому без знания музыки и без учителя играть на гармониках известную ему пьесу. М., 1878.
Сарафанъ»,
5і! & №4 1 1 ¥ Ч-г 5т 5і 51 ¥ 3і 2ї| 3і Зі
Известный русский гармонист Петр Невский не пользовался нотами, исполняя мелодии на слух. В 1898 году он опубликовал свой самоучитель, где была представлена его система обучения. П. Невский для обозначения нажимаемых кнопок клавиатуры использует большие цифры. Маленькие цифры указывают на то, сколько раз следует разжимать (раскрывать) или сжимать (закрывать) меха. В системе П. Невского обозначение длительности нот и разбивка на фразы отсутствует. Он не обучает игре левой рукой.
Авторская система П. Невского представляет для нас чрезвычайную ценность. Изучение Пример З12
ТГоДТі вечерь осени
12 2 2 13 3
Как можно увидеть из приведенного примера, в самоучителе И. Телетова предлагается комбинированный подход: числовое обозначение высоты звуков мелодии, исполняемой в партии правой руки, дополняется строчкой с классической записью ее ритма, а также символами, фиксирующими партию левой руки. Для записи партии левой руки И. Телетов использует следующие символы: «Ь» для басов, «+» для аккордов.
Самоучитель № 3. М. Бауэр. Новая легкая школа-самоучитель для трехрядной гармонии. СПб. М., 1893.
Медленно
Л*9 ) ь
не
н&стиои
3*1 ъ
АЛЯ
0 3
7. КЛ0ІТ
2 3. Д
РТС
3,
с три я 1
Пример 413.
Нам аринская* Русская зародия* пляска*
5 £ 5 9 Р ‘ в Г г 2 4 5 Г Г Ґ Г 6 г г 11 в б 6 к
% 8 и-у 7 Д ' І 1 16 2* 16 Т = 5 7 J ё 15 г: • 1А J и
М. Бауэр пронумеровал последовательность кнопок левой клавиатуры (верхние цифры) и правой клавиатуры (нижние цифры) для инструмента с несколькими кнопками аккомпанемента (такого, как хромка). Ритм мелодии фиксируется средствами европейского нотного письма.
Отметим, что для обозначения аккордов в партии левой руки достаточно одного символа, ноты или номера, выписывать же аккорд полностью не представляется необходимым, поскольку для его воспроизведения в данном случае требуется нажатие лишь одной кнопки. Предполагается тем самым, что исполнителю не требуется знание теории аккорда, а именно, представления о его трехзвучной структуре. С таким подходом соглашается и Роман Бажи-лин, методика которого рассматривается нами ниже.
Самоучитель № 4. Р. Н. Бажилин. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. М., 2004.
Пример 514.
блюдение. Оно связано с тем, что, кроме возможности записи ритма мелодии с помощью нотных знаков, авторские системы обучения игре на гармонике предлагают и другой вариант фиксации точного ритма. В соответствии с ним достаточно внимательно следовать цифровым инструкциям (в вышеупомянутых системах записи - расположению цифр) при игре правой рукой и при этом создавать постоянный пульсирующий аккомпанемент левой рукой. Представляется, что выше рассмотренные системы как нельзя лучше передают подход к игре на гармонике человека, не владеющего музыкальной грамотой. При этом обучение исполнителя песен на гармонике академической нотной грамоте, академическому нотному и ритмическому письму отнюдь не является необходимостью. Более того, мы полагаем, что сложность и длительность академического учебного процесса может стать причиной отказа от обучения игре на инструменте
Для образованного музыканта музыкальная грамота имеет первостепенное значение. В западной урбанистической культуре сложились определенные представления о музыке как о
Милка, цё?
Спокойно
2 4
ш
я
та
В своем самоучителе Р. Бажилин, прежде всего, отмечает парное расположение кнопок «бас» - «аккорд» на левой клавиатуре хромки. Характерно, что, несмотря на использование им классической звуковысотной ритмической записи, он предпочитает записывать аккорды левой руки в виде одной ноты и буквы. При работе с учеником он сначала обучает его игре на левой клавиатуре как ритмической основе для игры мелодии на правой клавиатуре.
Тщательный анализ представленных выше методик позволил нам сделать интересное на-
феномене: «Это искусство, а скорее даже наука, постичь которую под силу только профессионалам. Все люди, за редким исключением, способны воспринимать и наслаждаться результатами музыкального искусства, но, благодаря стараниям музыкально образованной элиты, в обществе сложилось мнение о том, что человек, не владеющий специальной терминологией, музыкальной теорией, традиционной нотной грамотой, абсолютно чужд миру музыки»15. В прошлом татары редко получали классическое музыкальное образование. Надо отметить, что в
отношении народных музыкантов ситу ация почти не изменилась и сегодня. В ходе проведения исследования мы выяснили, что все 90 опрошенных нами гармонистов-любителей обучались гармонике на слух. Согласно теории А. Мер-риама, которая и по сей день служит основой северо-американского этномузыковедения, в каждой культуре складываются свои представления (concepts) о правильной и неправильной музыке. Такие представления предопределяют появление в обществе особых форм деятельности (поступков) (behaviors), связанных с музыкальной сферой. Формы деятельности, в свою очередь, порождают музыкальные звуки (musical sounds). Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в мире татарской любительской музыки, а именно то, каким образом происходит народными музыкантами освоение гармоники, указывает на существование представления
о превосходстве классического музыкального образования. Такое представление опосредует новую форму поведения (поступков), а именно внедрение нотного письма в процесс обучения игре на гармонике. Обучение гармонике с помощью нотного письма кардинально меняет формы поведения внутри образовательного процесса, что в свою очередь воздействует на формы поведения (поступки) в рамках исполнения или неисполнения. Такое поведение влияет на сами музыкальные звуки, либо на процесс исчезновения звуков16. Таким образом, мы полагаем, что исполнителям народных песен на гармонике нет необходимости обязательного получения ака-димических знаний о музыке. Напротив, сложность музыкальной грамоты подчас пугает и отвращает от мира музыки - при том, что навязывание теории исполнителю-любителю также неэффективно, как и попытка научить младенца разговаривать по книге.
3. Авторский подход к обучению игре на гармонике.
Сравнительный анализ всех описанных выше методик позволил нам разработать свою систему, представляющую собой синтез наиболее эффективных, на наш взгляд, подходов к обучению игре на гармонике. Такого рода подходы сводятся к следующему:
1. Обучение должно быть доступно человеку, не владеюшему нотной грамотой.
2. При обучении должны использоваться цифровые наклейки на кнопки
3. Обучение должно быть ориентировано на выработку навыков игры как на правой, так и на левой клавиатуре.
4. При обучении должно вырабатываться умение воспроизводить не только звуковысотные, но и ритмические параметры исполняемого музыкального образца.
Основные принципы авторской методики излагаются в методическом пособии «Хром-када уйнарга ейрэну (цифра ысулы белэн)» («Обучение игре на хромке (по цифровому методу)»)17. Данная методика была апробирована при обучении игре на гармонике пяти человек в возрасте от 30 до 45 лет, татар по национальности, проживающих в Татарстане. Период обучения длился три года - с 2006 по 2009 год. Таким образом, теоретические основы предлагаемого метода были реализованы на практике, что, в свою очередь, способствовало усовершенствованию принципов разработанной нами системы обучения. Стоит обратить особое внимание на отсутствие у всех обучающихся гармонистов-любителей классического музыкального образования, немаловажным является и их принадлежность к средней возрастной группе. Занятия проводились автором примерно два раза в месяц индивидуально или в группе, при этом обучающиеся должны были самостоятельно практиковать полученные навыки ежедневно в течение 15 минут. В результате через шесть месяцев учащиеся овладели основными принципами игры на гармонике и к концу данного периода исполняли около 10 песен. После этого каждый гармонист оказался подготовлен к изучению примерно двух мелодий в месяц, расширяя свой репертуар в зависимости от количества времени, отводимого им на самостоятельную практику.
В пособии «Обучение игре на хромке (по цифровому методу)» используется специальная система обозначений для записи мелодий, рассчитанная на людей, не владеющих нотной грамотой. Применение данной системы представляется целесообразным при обучении игре на такой разновидности гармоники, как хромка.
Обучение начинается с левой руки, так как на левой клавиатуре воспроизводится ритмическая основа исполняемых музыкальных образцов. Кнопки левой клавиатуры схематично изображаются в виде шести пар комбинации ‘бас - аккорд'18, при этом каждой кнопке такой пары соответствует определенный символ. Кнопка «бас» в каждой паре представлена в виде круга, кнопка «аккорд» - в виде кольца. Такие символы используются при записи музыкального материала, они же приклеиваются рядом с соответствующими кнопками хромки,
так, чтобы их было видно во время игры перед зеркалом (см. пример 6).
Пример б.
• О
Таким образом, аккомпанемент (партия левой руки) фиксируется в виде последовательности кругов и колец, обозначающих кнопки «бас» - «аккорд» соответственно. Первоначальные навыки игры левой рукой отрабатываются с помощью специальных упражнений. Ученик выполняет упражнения в темпе шага. Обучение ведется по принципу от простого (см. пример 7) к сложному (см. пример 8).
Пример 7.
Далее отрабатываются навыки игры на правой клавиатуре. Каждой кнопке правой клавиатуры присваивается соответствующий номер (см. пример 6). Таким образом, мелодия изображается в виде последовательности цифр, соответствующих той или иной кнопке на правой клавиатуре. Ниже представлен пример в одну строчку для правой руки (см. пример 9).
Пример 8. © Пример 9. 8
О
8
Пример 10. 8
8
Пример 11. 6
6
Ш
Пример 12.
9 9 9 9 9
99999 9999 99
тошоФото
Ф=1 (5) (4) (3) (4) БАЛАМШПК11Ы (3) (4) Ш (3) (3) (4) (3) (4)%
15 13 12 11 12 13 12 12 12 11 12 13
О © О ® • О • О L
(5) (5) (5) (4) (3) (4? (4) (4) >
1? 15 15 13 12 11 11 11
• О • с о © О ® ,
Исполнение правильного ритма достигается при объединении партий правой и левой руки. Ритмическая основа - равномерная ритмическая пульсация - обеспечивается при поочередном нажатии левой рукой кнопок баса и аккорда в темпе, близком к темпу шага. Каждая нота партии правой руки воспроизводится либо на один из ударов «пульса» ритмической основы (см. пример 10), либо через удар (см. пример 11), либо в промежутке между этими ударами (см. пример 12).
В пособии также используются следующие схематические изображения: открытие мехов закрытие мехов
(3) обозначение соответствующего пальца правой руки, которым нажимаются те или иные кнопки на клавиатуре.
2 повтор
С помощью данной системы обозначений в пособии представлена запись 18 татарских народных песен. В качестве примера ниже предлагается запись первой половины песни «Бала-мишкин» (см. пример 13).
Пример 1319.
Примечания
1 Народная гармоника относится к диатонической разновидности инструментов типа аккордеона. Татары, проживающие на северо-западе Татарстана, играют на семи разновидностях гармони - Русской Тальянке, Маленькой (Черепашке), Саратовской, Тальянке, Венской (двух разновидностей) и Хромке.
2 В настоящее время в Татарстане приблизительно 3000 деревень и, по некоторым оценкам, около 3000 гармонистов. Об этом автору в личной беседе, имевшей место 8 сентября 2004 года, сообщила Фарида Ибрагимовна
Кислякова, помощник директора Татарского народного дома при Министерстве культуры Республики Татарстан.
3 См.: Merriam, А. P. The anthropology of music. Northwestern Univ. Press, 1964. C. 145-163.
4 Cm.: Nettl, B. The study of ethnomusicology : thirty-one issues and concepts. Univ. of Illinois Press, 2005. C. 400.
5 Ibid. C. 301.
6 Хромка 25 x 25 - диатонический инструмент, в основном имеющий 25 однозвучных кнопок с правой и левой стороны. Характеристика «однозвучная» означает, что при нажатии одной и той же кнопки при смене движения меха на инструменте извлекаются одинаковые звуки.
Все интервью проводились автором на татарском языке, в данной статье представлен их перевод на русский язык.
8 При таком способе игры возникает уникальная татарская аккордовая последовательность, отличающаяся от классической.
9 См.: Merriam, А. P. The anthropology of music. С.150.
111 См.: Валеев, Р. Самоучитель игры на тальянке и хромке. Казан : Идел-Пресс, 2000. С. 34.
11 См.: Невский, П. Самоучитель для русской семиклапанной гармоники известного европейского русского гармониста П. Е. Невского. М., 1898.
12 См.: Телетов, И Общедоступная практическая школа для ручной гармоники по нотной системе с приложением 28 русских дюбимых народных песен, по которой доступно всякому без знания музыки и без учителя играть на гармониках известную ему пьесу. М., 1878.
13 См.: Бауэр, М. Новый легкий Школа-самоучитель для трехрядной гармонии. СПб. ; М., 1893.
14 См. Бажилин, Р. Н. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. М. :
Моск. тип. № 6, 2004. С. 34.
15 См.: Nettl, В. The study of ethnomusicology.
С. 221.
16 Вероятно, существует целый ряд оснований для изменения форм передачи музыкальных традиций, и рассматриваемая нами причина -лишь одна из многих.
17 См.: Kuivinen, Р. Хромкада уйнарга ейрэну : цифра ысулы белэн (в рукописи).
18 Эти шесть пар комбинации ‘бас - аккорд' являются основными ладогармоническими функциями: Т, 8 и Б в мажоре и ^ в и Б в миноре. На хромке 23 х 12 и такой разновидности венской гармони, как минорка 18x12, существуют только эти шесть пар гармонических комбинаций.
19 См.: Китпеп, Р. Хромкада уйнарга ейрэну... №9.