Научная статья на тему 'Истоки формирования учебно-методической базы современной российской аккордеонной педагогики'

Истоки формирования учебно-методической базы современной российской аккордеонной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / АККОРДЕОН / ACCORDION / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / ШКОЛЫ-САМОУЧИТЕЛИ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CHRONOLOGICAL STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL ANALYSIS / METHODICAL AND TRAINING BASIS / SELF-TAUGHTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесов Ю. М.

В статье излагаются результаты хронологического структурно-содержательного анализа первых школ-самоучителей игры на аккордеоне, определяются основные дидактические принципы, методы, приемы, формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author expounds the results of chronological structural and substantial analysis of first accordion self-taughts, definites basic principles, methods, forms of accordion teaching.

Текст научной работы на тему «Истоки формирования учебно-методической базы современной российской аккордеонной педагогики»

Ю. М. Аванесов

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АККОРДЕОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье излагаются результаты хронологического структурно-содержательного анализа первых школ-самоучителей игры на аккордеоне, определяются основные дидактические принципы, методы, приемы, формы обучения. Ключевые слова: музыкальное образование, аккордеон, учебно-методическая база, школы-самоучители, хронологический структурно-содержательный анализ.

The author expounds the results of chronological structural and substantial analysis of first accordion self-taughts, definites basic principles, methods, forms of accordion teaching. Keywords: musical education, accordion, methodical and training basis, self-taughts, chronological structural and substantial analysis.

Термин «аккордеон» впервые встречается в конце XIX века в печатных учебно-методических изданиях (8, 11, 16), однако в школах И. Б. Телетова и В. Евдокимова «аккордеон» упоминается только в заглавии учебников. В действительности эти две школы написаны для различных типов гармоник, отличающихся от аккордеона несколькими конструкционными параметрами и в историческом аспекте представляющими образец промежуточного этапа процесса формирования аккордеона как наиболее усовершенствованного вида гармоник. Только в школе М. М. Иванова учебный материал излагается с учетом обучения на «венской» гармонии, которая и являлась первым аккордеоном, созданным К. Демианом (13, с. 108).

Первые школы-самоучители игры на гармониках и аккордеонах, изданные в конце XIX века, представляли собой небольшие по объему авторские труды концертирующих музыкантов. В школах В. Евдокимова и И. Телетова - 13 и 15 страниц соответственно, только школа М. М. Иванова, выпущенная в 1904 году, содержала уже 31 страницу. В этих изданиях музыканты аккумулировали свой практический исполнительский опыт, в результате которого разрабатывались авторские методики обучения исполнительству, формировался комплекс минимальных теоретических знаний в области музыкального искусства, методов и приемов игры на инструмен-

те, а также предлагался художественный репертуар - гимны, популярные народные и авторские песни в обработке для аккордеона, пьесы отечественных и зарубежных композиторов.

Таким образом, изучая учебно-методические пособия конца XIX - начала ХХ века, мы должны учитывать их специфику вследствие существования множества гармонных инструментов. В то же время анализ этих изданий научно актуален, так как позволяет выявить и охарактеризовать процесс зарождения теории и методики обучения аккордеонному исполнительству, проследить динамику развития и совершенствования методов, принципов, форм, средств обучения. Кроме того, подобные учебные пособия дополнительно подтверждают положение, что «аккордеон - наиболее усовершенствованная гармоника» (14, с. 4). У первых моделей аккордеона правая клавиатура еще представляла собой клапаны, а не фортепианные клавиши, характерные для современных аккордеонов.

Лишь в 30-х годах ХХ века аккордеон с фортепианной клавиатурой (пиано-аккордеон) получает широкое распространение. Первые учебно-методические пособия, самоучители, школы, руководства по обучению игре на пиано-аккордеоне появляются в Европе в 30-х годах ХХ века, в России - в 40-х годов ХХ века (13, с. 170).

При анализе теоретической части

школ конца XIX - начала ХХ века возникает вопрос о причинах ограниченного объема сведений по музыкальной грамоте. Изучение научно-исторических трудов в области музыкального образования (1, 2, 3, 7) позволило нам сделать выводы.

Во второй половине XIX века преподавание элементарной теории музыки как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных учебных заведениях осуществлялось без опоры на фундаментальную научно-теоретическую базу. Так, например, в учебном плане кадетских корпусов в конце XIX века в качестве внеклассных (но обязательных для всех воспитанников) занятий значился предмет «Пение», состоящий из репетиций хора и обучения элементарной теории музыки, на которые выделялись два часа в неделю в течение первых двух лет семилетнего курса обучения (2, с. 8). В женских институтах (средних общеобразовательных закрытых школах) в конце XIX века в соответствии с программой музыкального курса, разработанной видными российскими музыкальными деятелями и педагогами Петербургской консерватории, элементарная теория музыки преподавалась в течение первых пяти лет в рамках занятий хоровым пением, а в последующем - на уроках фортепианной игры (1, с. 31). Программа определяла содержание курса: нотное письмо, интервалы, трезвучия, гаммы, строение музыкальной речи, музыкальные формы и жанры. Однако учебно-методические пособия, помогающие преподавать и изучать данную дисциплину, в России на рубеже веков практически отсутствовали. Именно практикующими преподавателями элементарной теории музыки (А.И. Рубцом, А.Н. Буховцевым) для женских институтов создаются учебники музыкальной грамоты, составившие музыкально-теоретическую базу, актуальную по сей день (5, 6, 15).

Таким образом, на рубеже столетий полноценный объем музыкально-теоре-

тических знаний, систематизированных и адаптированных для младших возрастных групп учащихся и начинающих музыкантов других возрастных групп, был доступен лишь в некоторых учебных заведениях России. У любителей музыки, не обучавшихся в специальных учебных заведениях или общеобразовательных учреждениях с музыкальным профилем, практически не было возможности получить глубокие систематизированные музыкально-теоретические знания, подкрепленные инструментальной практикой для формирования целостного музыкального мышления. Самостоятельное овладение элементарной теорией музыки в полном объеме без помощи специально разработанной учебно-методической литературы представлялось практически невозможным для любителей музыки, желавших в кратчайшее время обучиться игре на аккордеоне, в основном в целях дальнейшего бытового музицирования. Этим объясняется выявленное ограничение теоретического блока первых школ-самоучителей игры на аккордеоне.

Авторы пособий примерно очерчивают рамки потенциальной аудитории, указывая социальные категории, характеризующие, как правило, «любителей гармоничной музыки, лиц большей частью малограмотных» (11, с. 1). Руководствуясь характерными особенностями и возможностями потенциальных учащихся, главным принципом отбора учебного материала и его адаптации был принцип интеллектуальной доступности: «чтобы малограмотный мог сам разобраться и научиться играть по нотам без помощи учителя» (11, с. 1). В то же время некоторые авторы старались расширить теоретический материал пособия сведениями из элементарной теории музыки, призванными обогатить музыкальные возможности аккордеонистов, повысить их музыкальную грамотность: «Хотя группето и трели в нотах гармоники почти не встречаются, но считаю нелишним по-

знакомить любителей с ними» (8, с. 6).

Что касается методов обучения, то следует отметить, что все авторы школ предлагали собственные подходы и способы овладения первоначальными исполнительскими навыками, разрабатывали для любителей музыки авторские приемы развития техники, освоения клавиатур, выбора правильной аппликатуры. Содержание и форма изложения учебного материала достаточно сходны, так как отражают общие тенденции, проблемы и задачи, сложившиеся в рассматриваемый исторический период в сфере аккордеонного исполнительского искусства и педагогики.

Авторами первых школ уже осуществляются попытки построения процесса обучения и организации содержания учебного курса в соответствии с дидактическими принципами, известными в педагогике с XVII века (введенными в педагогический оборот Я. А. Коменс-ким). Так, например, М. М. Иванов в предисловии к школе требует от учеников в процессе самообучения соблюдения принципа последовательности: «чтобы научиться правильно играть на гармонии по нотам, надо все уроки в этом самоучителе учить с самого начала, не трогая другого урока до того времени, пока вы не выучите первого урока, если можете на память, затем со вторым и следующим уроками поступайте также. Вперед не забегайте, если первый урок не выучен со всеми правилами, какие только указаны в этом самоучителе, иначе вы нот не выучите и труд ваш пропадет даром» (11, с. 1). Приведенная цитата свидетельствует о том, что автор ставил перед собой задачу связать тематически и систематизировать учебный материал в порядке увеличения сложности в теоретическом и техническом аспектах.

Несмотря на краткость изложения и ограниченность содержания учебного материала, раскрывающего законы элементарной теории музыки, в пособии В.Евдокимова максимально реализованы дидактические принципы нагляднос-

ти (высокая доля нотных примеров, графических схем, таблиц), доступности (соответствия понятийному уровню для начинающих и музыкантов-любителей), ясности и четкости изложения. Очерченный теоретический минимум позволял приобретать элементарные навыки грамотной игры (с соблюдением необходимого темпа, метра, динамики). Автор также осуществил тщательный анализ строения звукоряда (клавиатуры) нескольких типов гармоники и схематически зафиксировал отличия, касающиеся устройства и звукоизвлечения.

Во всех пособиях первого периода уже наблюдается поиск решения проблемы совершенствования методических аспектов практического обучения аккордеонному исполнительству. В частности, авторами предлагаются различные способы и приемы по облегчению освоения техники меховедения. Актуальность этого методического аспекта обусловливалась усложненной, несовершенной конструкцией первых аккордеонов, у которых при сжиме и разжиме мехов извлекались различные звуки. Авторы школ, написанных для таких типов аккордеонов, в основном, предлагали условные графические знаки, помогающие освоению техники меховедения и правильному аккордеонному интонированию.

Художественный аспект обучения гармонному исполнительскому искусству раскрывает тесную взаимосвязь предлагаемого в пособиях репертуара, культурной политики государства, вкусов и потребностей широких слоев общества — той потенциальной аудитории, которую авторы предполагали в качестве читателей своих пособий.

Появление первых русскоязычных учебных пособий по самостоятельному обучению игре на современных моделях пиано-аккордеона, то есть аккордеона с фортепианной правой клавиатурой, стало началом нового периода в становлении и развитии аккордеонной исполнительской культуры и педагогики.

Как мы уже говорили, аккордеон с фортепианной клавиатурой получил свое широкое распространение в 30-х годах ХХ столетия благодаря организации массового выпуска этих музыкальных инструментов практически одновременно в различных странах. География его популяризации охватила всю Европу, а также Северную Америку.

Так как в первый период распространения аккордеона выпуск учебных пособий был еще крайне ограничен, аккордеонисты, достигнув начального уровня исполнительского мастерства, начали экспериментировать с техническими возможностями нового инструмента, создавая методическую базу принципов меховедения и звукоизвлечения. Большинство музыкантов, осваивавших аккордеон, изначально владели фортепианным мастерством, соответственно, осуществлялись попытки переноса исполнительских приемов, традиционных для игры на фортепиано, необходимых для исполнения различных украшений, аккордов, многоголосия в правой руке. Одновременно музыканты, изначально владевшие гармонным исполнительским мастерством, смогли проявить себя в совершенствовании басового аккомпанемента для аккордеонных произведений, разработать технику левой руки, создать аккордеонные ансамбли и оркестры и написать для них концертные партитуры.

В середине 30-х годов ХХ века в России был налажен массовый фабричный выпуск аккордеонов, что дало толчок к одновременному развитию

аккордеонной культуры во всех аспектах (концертного аккордеонного исполнительства, аккордеонной педагогики, формирования специального аккордеонного репертуара).

Первым русскоязычным учебным пособием для обучения игре на новой модели аккордеона является «Учебник для игры на аккордеоне. Систематически построенная, легко воспринимаемая и быстро усваиваемая школа для пиано-аккордеона от 8 до 120 басов» Павла Едике, выпущенная в Лейпциге в 1945 году. Первыми изданными в России учебниками для игры на современном аккордеоне являются: «Самоучитель для аккордеона» А. В. Кудрявцева и П. -Н. Полуянова (впервые было издано в 1946 году, в дальнейшем переиздавалось практически ежегодно вплоть до 1961 года), «Краткий самоучитель для клавишного аккордеона» Г. Т. Тышкевича (1948 год) и «Руководство для игры на аккордеоне» Аз. И. Иванова (первое издание - в 1950 году, второе - в 1959 году).

Можно со всей уверенностью сказать, что перечисленные труды заложили учебно-методические основы российской аккордеонной школы, определили ключевые направления развития аккордеонной педагогики, дальнейшего совершенствования теории, методики и практики не только любительского, но и профессионального сольного и ансамблевого аккордеонного музицирования, утвердили новый музыкальный инструмент в качестве достойного участника российской и международной музыкальной культурной жизни.

Примечания

1. Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX - начала ХХ века: (Теория и практика образования) / В. И. Адищев. - М.: ПГПУ, 2001. - 116 с.

2. Адищев В. И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России: конец XIX -начало ХХ в. / В. И. Адищев. - М.: Сфера, 2000. - 96 с.

3. Булгаков В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца Х1Х - первой половины ХХ столетия / В. Д. Булгаков. - Казань: Изд-во Каз. Ун-та, 2000. - 187 с.

4. Буховцев А. Н. Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / А. Н. Буховцев. - М.: П. Юргенсон, 1897. - 20 с.

5. Буховцев А. Н. Сборник этюдов различных авторов: Инструктивно обработанный с разделение этюдов по степеням трудности и по целям, ими преследуемым / А. Н. Буховцев.

- М.: Гутхейль, б.г. - 30 с.

6. Буховцев А. Н. Элементарный учебник фортепианной метрики / А. Н. Буховцев. -М.: Юргенсон, 1887. - 75 с.

7. Глухов Л. В. Московское синодальное училище: Дирижерско-хоровое образование России и педагогическая деятельность В.С. Орлова (конец Х1Х - начало ХХ столетия) : [ист.-пед. очерк] / Л. В. Глухов. - Пермь: ПГПУ, 2001. - 81 с.

8. Евдокимов В. Практическое применение нот для русских, французских и немецких аккордеонов: [тетр. № 1: с приложением 10 русских мотивов] / В. Евдокимов. - Казань: Изд. авт., 1876. - 15 с.

9. Едике П. Учебник игры на аккордеоне. Систематически построенная, легко понимаемая и быстро усваиваемая школа для пиано-аккордеона от 8 до 120 басов / П. Едике. -Лейпциг: Harth Musik-Verlag, corp., 1945. - 48 с.

10. Иванов Аз. И. Руководство для игры на аккордеоне / Аз. И. Иванов. - Л.-М.: Муз-гиз, 1950. - 143 с.

11. Иванов М. М. Школа самоучитель музыки для 2-х рядной «венской» гармоники «аккордеона» с 19 и 21-м клавишем мелодии и 8-мю басовыми аккомпанемента / М. М. Иванов.

- Мелитополь, 1904. - 31 с.

12. Кудрявцев А. В. Самоучитель для аккордеона / А. В. Кудрявцев, П. Н. Полуянов. -М.-Л.: Гос. Муз. изд., 1946. - 86 с.

13. Мирек А. М. Гармоника: Прошлое и настоящее : [научно-историческая энциклопедическая книга] / А. М. Мирек. - М.: Фирма «Альфред Мирек»: Интерпракс, 1994. - 534 с.

14. Мирек А. М. Школа игры на аккордеоне. С биографической справкой / А. М. Ми-рек. - М.: Советский композитор, 1962. - 160 с.

15. Рубец А. И. Первоначальные прогрессивные упражнения для постановки и развития голоса: для баритона, альта, тенора и сопрано / А. И. Рубец. - М.: Юргенсон, б.г. - 101 с.

16. Телетов И. Б. Народная школа для аккордеона или ручной гармоники / И. Б. Теле-тов. - М.: Изд. авт., 1875. - 15 с.

17. Тышкевич Г. Т. Краткий самоучитель для клавишного аккордеона / Г. Т. Тышкевич.

- М.-Л.: Гос.муз.изд-во, 1948. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.