Научная статья на тему 'Обучение и повышение квалификации взрослых в системе непрерывного образования'

Обучение и повышение квалификации взрослых в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВЗРОСЛЫХ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луценко Л. И.

Анализируются современные тенденции в мире и их экстраполяция на сферу образования, в частности возможности реализации разработанной ЮНЕСКО концепции непрерывного образования через всю жизнь на основе компетентностного подхода. С учетом определенных особенностей взрослых обучающихся показана роль системного подхода и идей синергетики, обозначены андрагогические принципы и основные характеристики обучения и повышения квалификации взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNIG AND IMPROVEMENTt OF PROFESSIONALl SKILL OF ADALTS IN SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The author analyzes modern lines in the world and their extrapolation on sphere of education, in particular opportunities of realization of the developed UNESCO concept of continuous education through all life on a basis of competencial approach. In view of the certain features of adults is shown the role of the system approach and ideas of synergetrics, are designated androgogical principles and the basic characteristics of learning and improvement ofprofessional skill of adults.

Текст научной работы на тему «Обучение и повышение квалификации взрослых в системе непрерывного образования»

УДК 74.00

Л.И. Луценко, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 56-73-09, Л^151@ mail.ru (Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»

ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализируются современные тенденции в мире и их экстраполяция на сферу образования, в частности возможности реализации разработанной ЮНЕСКО концепции непрерывного образования через всю жизнь на основе компетентностного подхода. С учетом определенных особенностей взрослых обучающихся показана роль системного подхода и идей синергетики, обозначены андрагогические принципы и основные характеристики обучения и повышения квалификации взрослых.

Ключевые слова: образовательный процесс, повышение квалификации взрослых, системный подход, компетентностный подход, особенности обучения взрослых, андрагогические принципы.

Современная социокультурная среда, влияющая на образовательный процесс, характеризуется такими принципиально новыми чертами и особенностями в мировом сообществе, как стремительное развитие процессов глобализации и интеграции, переход от техногенной к антропогенной модели цивилизации, смещение ценностных ориентаций в пользу человекоцентристских, закономерное в условиях провозглашения демократизации углубление противоречий, ведущих к возникновению конфликтов на самых разных уровнях, от внутриличностных до межгосударственных.

Мощным ускорителем этих процессов выступают революционные сдвиги в области информации и коммуникационных технологий. В этих условиях возрастает роль образования как одного из важных факторов социализации личности, формирования непротиворечивого видения современного мира и определения своего места в нем.

Осознание этих реалий привело к созданию в рамках ЮНЕСКО концепции непрерывного образования «через всю жизнь» (вместо «на всю жизнь») на основе компетентностного подхода, являющейся одним из важных теоретических оснований для построения эффективных моделей функционирования различных систем образования, в том числе и системы обучения взрослых (андрагогический аспект), включая и процесс повышения их квалификации.

В научных исследованиях и нормативных документах последних лет все шире используются понятия «компетентность» и «компетенция», отмечается важность формирования компетенций у обучающихся на всех уровнях образовательной пирамиды, от дошкольного до системы повышения квалификации специалистов. При этом существуют разные подходы к определению понятия «компетентность», которое в самом

общем виде понимается как новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в его способности и готовности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее ему осуществлять культуросообразные виды деятельности, успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контекстах.

В последнее время в различных изданиях муссируется тезис о том, что российское образование затеоретизировано (на наш взгляд, точнее определить - вербализировано), имеет словесную направленность и значительно в меньшей степени передает технологические и поведенческие умения и навыки. Этим объясняют и пока невысокие результаты российских школьников в международных сопоставительных исследованиях по оценке качества образования и, соответственно, одна из приоритетных задач долгосрочного развития России до 2020 года в сфере образования определена как «обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований». Для решения этой задачи, на наш взгляд, важно, чтобы формат оценивания соответствовал формату самого оцениваемого образовательного процесса. К сожалению, содержание, формы и методы образовательного процесса в российских образовательных учреждениях не всегда коррелируют с критериями его оценки в ходе международных исследований, т.е. имеет место несогласование форматов.

Проблема достижения гармонии теории и практики в процессе образовательной деятельности относится к разряду «вечных» проблем. При этом всегда была и будет одной из основополагающих в образовании задача формирования системного мышления обучающихся. Важно осознавать, что это разные категории - теоретичность и системность или практичность и утилитарность. Утилитарные знания и умения ведут к стандартизации мышления, а современная действительность требует специалистов, мыслящих оригинально и творчески, умеющих соединять теорию с практикой.

Так по результатам проведенного социологического исследования на предмет изучения «Кто занимает руководящие посты в успешных организациях и фирмах?» оказалось, что немалую долю среди них занимают выпускники ведущих вузов страны (МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, МФТИ и др.). Эти результаты свидетельствуют о том, что успешны люди, владеющие всей мощью системного анализа и синергетического синтеза. И в то же время, как специалисты, так и работодатели утверждают, что зарубежная система содержания образования заужена, минимизирована, но продумана в плане

вооружения обучающихся необходимыми умениями и навыками (ключевыми компетенциями). Что же касается российской системы образования, то наблюдается излишний академизм отечественных образовательных программ, пропорции между знаниями и навыками, теорией и практикой в образовательной деятельности складываются пока в пользу знаний и теории. Важно научить человека не только знать, но и быть, а значит, уметь.

Таким образом, высвечивается проблема необходимости освоения обучающимися целостного социокультурного опыта вместо лишь его части (знаниевой компоненты), т.е. преодоление сциентистской направленности образования, но не в ущерб его фундаментальности, ориентированной на формирование системного мышления.

В педагогике разработаны разнообразные виды классификаций компетенций и в количественном плане их насчитывается от четырех до нескольких десятков. В указанной выше разработанной ЮНЕСКО концепции непрерывного образования «через всю жизнь» на основе компетентностного подхода лаконично сформулированы четыре ключевые компетенции: учить познавать, учить действовать, учить жить и учить жить вместе. Они соответственно предполагают организацию педагогами опыта познавательной, репродуктивно-творческой, ценностноориентационной и коммуникативно-конфликтологической деятельности обучающихся в образовательной практике.

«Учить познавать». В современных условиях наиболее оптимальным является сочетание широкого общекультурного образования (являющегося фундаментом для непрерывного образования на протяжении всей жизни) с глубоким освоением конкретных узкоспециализированных знаний. Эпоха развития информационного общества расширяет горизонты доступа к данным, фактам, и образование должно дать возможность каждому пользоваться этой информацией, научая эффективным и оптимальным методам ее сбора, систематизации и использования. Задача системы образования - организовать опыт такой деятельности, сформировать интерес (вкус) к познавательной деятельности у обучающихся.

«Учить действовать». Знания без умений и навыков их применения бесполезны и задача системы образования - организовать опыт репродуктивной, творческой и проблемно-эвристической деятельности обучающихся, который бы позволил им в дальнейшем быть успешным во всех сферах жизнедеятельности - личной, социальной и профессиональной. Нельзя дать рецепты на всю жизнь, важно научить действовать методологически грамотно, что позволяло бы человеку ориентироваться в этом постоянно преобразующемся мире, адаптироваться к изменениям и приобретать актуальные компетенции.

Обозначение задачи «учить жить» нацеливает систему образования на организацию опыта самопознавательной и ценностно -ориентационной деятельности обучающихся, ориентирует их на развитие способностей и умений определять свою нишу в жизни и траекторию своего непрерывного развития, жить в ладу с самим собой. Действительно, не стоит «карабкаться на чужой пьедестал», куда интереснее и полезнее соревноваться с самим собой, т.к. истинная деятельность, приносящая удовлетворение, - это самореализация через преодоление себя, что невозможно без постоянной рефлексивной деятельности (не переходящей при этом в самоедство).

Наконец, задача «учить жить вместе» побуждает педагогов усилить антропологический блок в образовательной деятельности, развивая знания обучающихся о себе и других, истории, культуре, традициях, мышлении. Растущая взаимозависимость в этом мире («плывем в одной лодке») приводит к необходимости совместного анализа рисков, осуществлению совместных проектов, разумному и мирному решению неизбежных конфликтов как в глобальном масштабе, так и в системе «человек-человек». Такая деятельность является хорошим фундаментом для формирования системного мышления у обучающихся, развития умения жить в ладу не только с собой, но и с другими людьми.

Одним из важных условий формирования системного мышления обучающихся является использование педагогами системного подхода, предполагающего рассмотрение образовательного процесса как принципиально незамкнутого, допускающего расширение и восполнение за счет привлечения к анализу новых типов связей, обусловленных развитием системы, учета внешнего окружения. Системный подход, который представляет собой определенный способ видения объективной реальности, позволяет рассматривать объект исследования как систему, то есть целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единство со средой и являющуюся частью иерархии систем более высокого порядка. Системный подход позволяет заменить анализ, сутью которого является разложение сложного на части, анализом, позволяющим изучить части целого, сохраняющие и свойства этого целого (интегративный, синергетический результат), т.е. ведет к утверждению стратегии научного синтеза, к интеграции научного знания на базе его дальнейшей дифференциации. Познать систему - значит выявить ее внутреннюю природу, характерные черты и особенности на следующих уровнях:

- интегративно-целевом (сущность системы, ее интегративные качества, определяемые целями системы);

- морфологическом (состав компонентов, из которых состоит система);

- структурном (характер устойчивых связей и отношений, возникающих между компонентами системы, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях);

- функциональном (функции системы в целом и ее элементов, механизмы функционирования системы);

- факторном (системные факторы, обеспечивающие целостность системы);

- коммуникативном (коммуникации с внешней средой, механизмы взаимозависимости и взаимодействия системы со средой);

- генетическом (система как динамически развивающаяся целостность, история возникновения, становления, дальнейшего преобразования системы в форме тенденций и перспектив ее развития посредством изучения различных, в том числе и причинно-следственных связей).

Идеи синергетики, являясь следующим витком в развитии системного подхода, способствуют рассмотрению системы образования как открытой и саморазвивающейся. Использование их в образовании позволяет выделить следующие синергетические принципы современной модели образования:

- открытость образования будущему;

- интеграцию всех способов освоения человеком мира;

- развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества (коэволюция);

- обращение к мировоззренческим и смысловым моделям;

- развитие информационной культуры и свободное пользование различными информационными системами;

- личностную направленность процесса обучения;

- психологическую установку обучающегося на сверхзадачу в связи с тем, что образование находится в процессе постоянного поиска, изменения, формируя новые ориентиры и цели;

- изменение роли педагога, переход к совместным действиям в новых, нестандартных ситуациях в открытом, изменяющемся и необратимом мире и др.

С учетом обозначенных позиций образовательный процесс рассматривается как целостный процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов - цель, содержание, формы и методы, критерии оценки результатов образовательной деятельности.

Важным методологическим основанием для успешного обучения и повышения квалификации взрослых является учет идей андрагогики как

науки об образовании взрослых. Анализ научной андрагогической литературы и наш опыт практической работы с руководителями и педагогами образовательных учреждений позволяет выделить особенности взрослых, которые необходимо учитывать педагогам в процессе их обучения. Взрослый обучающийся:

обладает уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения;

будучи финансово независимым и самостоятельным, стремится к самоутверждению и самореализации в различных сферах жизни, в том числе и учебной;

нацелен на удовлетворение своих потребностей, мотивов и решение важных жизненных и профессиональных проблем и конкретных целей;

обладает достаточным социальным, практическим и профессиональным опытом, который может быть использован не только при его обучении, но и в процессе обучения его коллег;

имеет определенный уровень подготовки в той области знаний, по которой он обучается, и сферы применения полученных знаний, умений, навыков и качеств;

стремится к овладению в сжатые сроки актуальными знаниями, умениями, навыками, качествами, которые бы он смог применить безотлагательно и немедленно в жизни и профессиональной деятельности;

ориентирован на совместное с педагогом определение потребностей, целеполагание, планирование и организацию учебного процесса, совместную деятельность на условиях партнерства;

нацелен в процессе обучения на соблюдение комфортного, неформального психологического климата, основанного на взаимном уважении и построении субъектно-субъектных отношений;

имеет ряд психологических барьеров, препятствующих эффективному обучению: комплексы, стереотипы, установки, опасения и т.д.;

ограничен в процессе обучения в значительной мере временными, пространственными, семейно-бытовыми, должностными и другими факторами.

Важным условием эффективного обучения и повышения квалификации взрослых является соблюдение определенных андрагогических принципов, которые в отличие от педагогических в большей степени распространяются на деятельность как обучающихся, так и обучаемых, что обусловлено заложенными изначально в саму систему обучения взрослых субъектно-субъектными отношениями участников образовательного процесса.

К специфическим андрагогическим принципам обучения и

повышения квалификации взрослых можно отнести такие, как направленность этого процесса на сочетание интересов личности, общества и государства; преемственность и непрерывность образования и саморазвития обучающихся и обучающих; научность и интегративность обучения; системность и методологичность обучения; актуальность и опережающее обучение; развитие потребностно-мотивационной сферы взрослых обучающихся на основе личностной и профессиональной рефлексии; учет потребностей обучаемых на основе диагностики; осознанная личностно-профессиональная «контекстность обучения» и оптимальное использование жизненного и профессионального опыта обучающихся; модульность при организации процесса обучения и повышения квалификации взрослых; проблемная ориентированность как в содержательном, так и организационном планах (приоритетность интерактивных форм и продуктивных методов обучения); обеспечение индивидуализации обучения с одновременной включенностью обучающихся в совместную деятельность; обеспечение непрерывной и объективной обратной связи с использованием ИКТ и др.

Таким образом, эффективному осуществлению процесса обучения и повышения квалификации взрослых способствует ориентация андрагога на такие качественные его характеристики, как целостность, системность, методологичность,преемственность,непрерывность,междисциплинарность, интегрированность, проблемность, прогностичность, реалистичность, адаптированность (дифференцированность и индивидуализация), креативность, инновационность, рефлексивность, модульность и др.

L.I.Lutsenko

LEARNIG AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONALl SKILL OF ADALTS IN SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The author analyzes modern lines in the world and their extrapolation on sphere of education, in particular opportunities of realization of the developed UNESCO concept of continuous education through all life on a basis of competencial approach. In view of the certain features of adults is shown the role of the system approach and ideas of synergetrics, are designated androgogical principles and the basic characteristics of learning and improvement ofprofessional skill of adults.

Key words: educational process, improvement of professional skill of adults, the system approach, the competencial approach, features of learning of adults, androgogical principles.

Получено 12.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.