Научная статья на тему 'Разработка методологических подходов к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых'

Разработка методологических подходов к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТOДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОД / ПРИНЦИП / ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СО-БЫТИЙНОСТЬ / MODELING / METODOLOGICHESKY APPROACH / METHOD / PRINCIPLE / PARADIGM / EDUCATIONAL PRACTICES / NON-FORMAL ADULT EDUCATION / CO-BEINGNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна

Сегодня стратегия развития системы образования взрослых заключается в создании оптимальных условий для развития личности человека, проявления его индивидуальности. В статье рассмотрены в рамках образования взрослых понятия: моделирование, подход, метод, принцип, парадигма; анализируются методологические подходы к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых: андрагогический и событийный подходы. Моделирование образовательной практики рассматривается как способ, процесс, результат, функция, отношение. Парадигма, которая может быть основой моделирования образовательных практик для взрослых, состоит в обеспечении связи образования, деятельности и со-бытийности практики для каждого субъекта. Ориентацию процесса моделирования образовательных практик для взрослых на создание пространства творческого развития личности следует признать наиболее существенной особенностью развития деятельности учреждений дополнительного образования. В этом случае изучение эффективности образовательной практики является необходимой формой групповой и индивидуальной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today the development strategy of adult education to create optimal conditions for the development of human personality, the manifestations of his personality. The article describes the concept modeling approach, the principle paradigm, analyzes methodological approaches to modeling and implementing educational practices for adults: andragogical approaches and event. Modeling educational practice is seen as a way to process the result of the function, the attitude. The structure of educational practice for adults includes personal and common goals and objectives of the group of students, subject-subject relationship to the group, laws and principles, functions and contradictions, forms and methods, results. Paradigm, which can be the basis of modeling educational practices for adults, is to provide links between education, work and co-beingness practices for each subject. Orientation of process modeling educational practices for adults to create space creative personal development should recognize the most signifi cant specific features in development of institutions of further education. In this case study of the effectiveness of educational practice is a necessary form of group and individual refl ection.

Текст научной работы на тему «Разработка методологических подходов к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 3 (34). С. 9-16

Марина Сергеевна Якушкина, д-р пед. наук,

ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО vosp_spbgu@mail.ru

Разработка методологических подходов

К МОДЕЛИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ1

М. С. Якушкина

Сегодня стратегия развития системы образования взрослых заключается в создании оптимальных условий для развития личности человека, проявления его индивидуальности. В статье рассмотрены в рамках образования взрослых понятия: моделирование, подход, метод, принцип, парадигма; анализируются методологические подходы к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых: андрагогический и событийный подходы. Моделирование образовательной практики рассматривается как способ, процесс, результат, функция, отношение. Парадигма, которая может быть основой моделирования образовательных практик для взрослых, состоит в обеспечении связи образования, деятельности и со-бытийности практики для каждого субъекта. Ориентацию процесса моделирования образовательных практик для взрослых на создание пространства творческого развития личности следует признать наиболее существенной особенностью развития деятельности учреждений дополнительного образования. В этом случае изучение эффективности образовательной практики является необходимой формой групповой и индивидуальной рефлексии.

В условиях современных социально-экономических изменений образование взрослых вновь становится актуальным. Сегодня посредством образования взрослый человек может не только расширить имеющийся у него запас общекультурных знаний и повысить профессиональную квалификацию, но и осознать свою конкурентоспособность на рынке труда, создать условия для сокращения разрыва с представителями других поколений в ценностях, мировоззрении, улучшая тем самым качество своей жизни и жизни своих близких.

Стратегической целью динамики системы образования взрослых является создание оптимальных условий для развития личности человека, проявления его индивидуальности. В реализации этой цели важную роль играет сегодня неформальное образование в структурах и учреждениях дополнительного обра-

1 Исследование поддержано РГНФ, проект № 13-06-00011.

9

зования, обладающих существенным потенциалом для поддержки творчества взрослых и детей, их самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

Достижение поставленной цели в современной политической, социально-экономической обстановке требует радикальных изменений, прежде всего в образовательной практике структур и учреждений неформального, дополнительного образования. Конкурентоспособность, результативность и эффективность этих учреждений во многом зависят от умения руководителей и педагогов использовать в своей деятельности метод моделирования. К сожалению, сегодня большая часть педагогических работников не может сформировать модельные представления об образовательном процессе и строить на этой основе какие-либо действия по совершенствованию и обновлению образовательных практик, и динамика сферы неформального образования взрослых крайне незначительная.

В литературе содержится множество формулировок понятия «моделирование», в которых мы находим отражение его различных аспектов. Вместе с тем только совокупность различных подходов к моделированию какой-либо социальной системы может дать целостность представления о ней. С точки зрения органического подхода, например, каждая система имеет содержание: внешнее — форма; внутреннее — структура и организация. Внешнее содержание — то, посредством чего данная система производит обмен информацией. Применение системного подхода целесообразно тогда, когда требуется четкое представление о состоянии социальной организации, оно несет фактическое описание системы. Описывая социальное явление с позиции комплексного подхода, необходимо подробно обозначить каждый момент движения составных частей модели, так как цель движения может быть одна, но его картина различна в каждый момент существования системы. Для динамического подхода характерно полное признание субъектности социальной системы и связи ее с человеком; рассмотрение социальной системы как человекосистемы в их взаимосвязи, взаимодействии, взаимопроникновении (И. И. Римарева, О. С. Разумовский).

В педагогике моделирование используется как метод теоретического исследования, как особый способ работы сознания, воображения и логики, сосредоточенный на решении традиционных проблем нетрадиционным способом (педагогическая новация), как учебное средство для организации занятий с обучающимися — студентами, слушателями курсов повышения квалификации, школьниками и т. д. (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, А. Н. Дахин, А. М. Ко-чергин, В. В. Краевский, В. И. Михеев, В. М. Монахов, Г. В. Суходольский, А. М. Фридман). Обычно в педагогике не используется технологизированное значение модели как стандартной схемы для массового воспроизводства, поскольку оно не вписывается в личностно-ориентированное образование, противоречит его развивающим принципам и инновационным процессам. В понимании большинства авторов становление каждой модели, относящейся к сфере образования, — это всегда творческий процесс, имеющий собственную логику развития, требующий особых условий, а сама (любая) модель — явление «штучное», отдельное, особое, неповторимое, поэтому она как феномен образования не поддается строгой типoлогизации (Л. Г. Борисова, Л. А. Иванова, Л. Калуве,

Н. Б. Крылова, О. Ю. Маркова, В. М. Монахов, А. И. Нижников, А. М. Новиков, В. А. Штоф, Н. О. Яковлева, Е. А. Ямбург).

Несмотря на то что в педагогике используются различные модели образования и обучения, сегодня комбинация отдельных моделей, сохраняющая возможность перехода обучающихся с одной модели обучения на другую, реализуется даже в рамках одного образовательного учреждения (В. В. Краевский, Е. А. Ям-бург).

В целом моделирование образования — процесс сложный, включающий в себя анализ конкретной культурно-образовательной ситуации с позиций имеющихся теоретических подходов; изучение действующих моделей и организацию условий их развития; конструирование новых культурный форм и экспериментирование с разнообразием уже существующих форм образования (В. А. Успенский, А. Н. Паршин).

По мнению специалистов, любая социокультурная система (в том числе образовательная), направленная на формирование и поддержание ценностных ориентаций человеческого сообщества, является открытой системой, для которой характерны следующие особенности:

1) присутствие в системе определенного перечня компонентов;

2) наличие структуры и инфраструктуры открытой системы, определяющей взаимосвязь всех ее компонентов;

3) влияние тех или иных компонентов системы друг на друга в результате взаимодействия между собой и с окружающей средой;

4) свойства системы рассматриваются как результат взаимодействия ее компонентов (состояние системы — воспроизводство, развитие);

5) идентификация системы позволяет отличать ее и ее составные компоненты от других;

6) наличие окружающей среды, которая активно воздействует на систему (другие образовательные и иные социокультурные институты, в том числе учреждения, структуры, политические организации, пр.);

7) наличие концептуального характера системы, что показывает связь целей и ценностей системы и ее формы (П. Штомпка, Г. П. Щедровицкий, Д. А. Новиков).

При определении подходов к моделированию образовательных практик необходимо учитывать, что любой подход выполняет не одну, а сразу несколько функций. Так, подход может представлять собой принцип или метод моделирования. При моделировании подход определит цель, принцип, форму, метод, прием педагогического моделирования. В некоторых случаях подход обоснует основание для выбора средств практической деятельности в виде элементов, признаков, характеристик, которые должна приобрести та или иная деятельность (синергетический подход, амбивалентный подход и т. п.). Человек, выбирая тот или иной подход при осуществлении практической или теоретической деятельности, тем самым ограничивает круг используемых средств и аспектов рассмотрения предмета деятельности.

На основании анализа литературных источников можно выделить три основных определения понятия «подход». Прежде всего, подход рассматривается

в литературе как теоретическое и логическое основание для изучения, анализа, описания, проектирования, конструирования чего-либо в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы и т. п. В этом случае понятие «подход» стоит в одном ряду с понятиями принцип, позиция, идея. Подход можно понимать как комплекс взаимосвязанных способов и приемов деятельности, реализующих какую-либо идею, принцип и т. д. В этом случае понятие «подход» можно раскрыть через понятия «метод», «методика». Наконец, подход как признак или совокупность признаков качества деятельности стоит в одном ряду с понятиями «качество», «особенность».

При моделировании образовательных практик для взрослых, очевидно, может быть использован андрагогический подход. Традиционно при выборе ан-драгогического подхода используется синергетическая методология.

Отличительной характеристикой андрагогического подхода в российской практике образования взрослых является осознание обучающимся как субъектом образования своих образовательных потребностей2 и сознательная активная деятельность по их удовлетворению3. В литературе сформулированы основополагающие предпосылки андрагогического подхода4, которые опираются на социальные и психофизиологические особенности взрослого обучающегося5. Есть данные о разработке интегрированного синергетико-андрагогического подхода6.

В зарубежной педагогике андрагогический подход в образовании наиболее известен идеями М. Ш. Ноулза7 и некоторых других исследователей8, разработанными в США в XX в.

Существенное значение сегодня, по нашему мнению, может иметь событийный подход. Выделение событийности как важной особенности пространства образования взрослых, по мнению М. Хайдеггера, особенно важно для моделирования образовательных практик. Эту точку зрения поддерживает Г. Зиммель, считая пространство формой событий, совершающихся в мире.

Важными для нашего понимания подходов к моделированию образовательных практик являются идеи В. И. Слободчикова, В. М. Степанова, Е. Н. Феди-ной, И. Д. Фрумина, Т. Ф. Борисовой. Например, у В. И. Слободчикова каждое пространство образования является, по сути, пространством встречи людей

2 Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2002.

3 Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.

4 Филин С. А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005.

5 Кукуев А. И. Современные подходы в образовании // А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010.

6 Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. унта. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59-63.

7 Knowles M. S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.

8 Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.

разных возрастных групп и их совместной жизнедеятельности, где определяются общие цели, разворачивается образование человека и т. д.; а также суждения о полипарадигмальности в современном образовании9.

Метод моделирования может рассматриваться не только как методологическая категория или ядро парадигмы, но и как прием или способ деятельности, который может быть представлен в методике реализации образовательной практики.

Рассмотрим собственно моделирование образовательной практики для взрослых как способ, процесс, результат, функции, отношения.

Как известно, система образования взрослых характеризуется существенными особенностями. Среди них осознанное отношение к процессу образования; практическая направленность предлагаемых программ; стремление к самостоятельности в освоении тех или иных программ, практик, создании образовательных проектов; потребность в осмысленности содержания образования; соответствие содержания образования жизненному и социокультурному опыту обучающихся; влияние на процесс образования профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Образование взрослых представляет собой организованный процесс целенаправленной передачи и присвоения знаний, умений, навыков, формирования компетенций лицами, обладающими физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения. С. И. Змеев рассматривает образование взрослых как поле образовательных услуг формального и неформального образования для тех, кого можно отнести к взрослым обучающимся. М. Т. Громкова приводит следующее определение: взрослый учащийся — лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда.

Структура образовательной практики для взрослых включает в себя личностные и общие цели и задачи группы учащихся, субъект-субъектные отношения участников группы, закономерности и принципы, функции и противоречия, методы и формы, результат.

Субъектами образовательной практики для взрослых являются администрация учреждения, образовательной структуры, организации, профессорско-преподавательский состав, взрослые обучающиеся. Вместе с тем в образовательном процессе формируются субъект-субъектные отношения, предполагающие активную роль обучающихся взрослых.

«Образовательная практика» может рассматриваться как образовательная деятельность субъектов педагогического со-бытия, формирующая социокультурную действительность с присущим ей своеобразным, общественным сознанием, которое отличается от индивидуальных представлений субъектов инфраструктурой их деятельности и собственно образовательным пространством с его субъектами, находящимися в отношении со-бытия и создающими события. Можно

9 Шиянов Е. Н, Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17—25.

сказать, что со-бытие и есть, по сути, образовательная практика. В этом случае элементами образовательной практики являются представления обучающихся, педагогов, образовательного сообщества, например «занятия, педагогическое мировоззрение». Образовательное пространство и собственно образовательные практики должны содержать конкретные цели и задачи, обеспечивать формирование у обучающихся способности решать практические вопросы (способ формирования).

В центр образовательной деятельности в целом сегодня ставится личность обучающегося с его интересами, склонностями, собственной системой ценностей. Особое внимание уделяется развитию у личности стремления к самосовершенствованию, саморазвитию на основе самопознания и учета собственных возможностей и ресурсов развития (функция). В связи с этим стало возможным говорить об индивидуализации образования. В образовательной практике рассматриваются реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуальный подход к обучающимся: например, использование таких форм работы, как деловые игры, занятия-конференции, защита проектов, научные чтения, творческие лаборатории, мастер-классы и мастерские, Дни культуры и науки, исследовательская работа. В результате подобной специально организованной деятельности раскрывается творческий потенциал обучающихся, их индивидуальные способности, формируются качества, связанные с профессией.

Одним из первых методов образования взрослых, предложенный Э. К. Лин-деманом10, стал метод анализа опыта как соответствующий содержанию образования и принципам обучения взрослых обучающихся. Опыт обучающегося Э. К. Линдеман считал самым ценным ресурсом в образовании взрослых. Образование взрослых для него было новым способом образования, с помощью которого взрослый учится как осознать и оценить свой опыт — это отличает взрослого от ребенка. Сегодня можно считать метод анализа опыта основным практическим методом андрагогического подхода, определяющего выбор методов обучения взрослых.

При изучении вопроса о моделировании практик образования взрослых как способа (метода) и (или) приемов образовательной деятельности представляют интерес организационно-деятельностные методы, в основе которых лежат технологии осознания, включающие моделирование, рефлексию, проектирова-ние11, ориентированные на решение поставленных в игре проблем.

Образовательные практики могут быть выстроены на основе организации поисково-исследовательской деятельности обучающихся, направленной на решение проблемных задач; постулируют реализацию практики как процесса, не подчиняющегося алгоритму освоения учебного материала с запрограммированным результатом; предполагают использование телевидения или компьютерных сетей, обеспечивающих общение обучающих и обучающихся на расстоянии.

10 Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.

11 Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, ред. М., 2006.

Современные образовательные практики уже немыслимы без широкого применения информационных и коммуникационных технологий12. Сущность процесса образования взрослых с использованием современных информационных технологий заключается в педагогическом моделировании образовательных практик, способствующих эффективному развитию общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся с учетом их социально-психологических особенностей. При этом содержание образовательных практик для взрослых представляет собой совокупность современных учебно-научных знаний, интегрированных с лучшими образцами культуры, жизненным и профессиональным опытом обучающихся на основе предыдущего образования с использованием информационных технологий: обучающих программных средств, ориентированных на организацию и проведение практик, — электронных библиотек, компьютерных тренажеров, средств или систем виртуальной реальности и др.

В заключение подчеркнем, что моделирование образовательных практик должно происходить с учетом того, что в любом образовательном пространстве происходит взаимодействие человека и среды, выстраивание отношений между субъектами. Моделирование практик является, по сути, моделированием взаимоотношений и взаимодействий в процессе реализации той или иной практики. И, наконец, парадигма, которая, с нашей точки зрения, может быть основой моделирования образовательных практик для взрослых, заключается в обосновании и обеспечении связи образования, деятельности и со-бытийности практики для каждого субъекта.

Ключевые слова: моделирование, методологический подход, метод, принцип, парадигма, образовательные практики, неформальное образование взрослых, со-бытийность.

Development of methodological approaches

TO MODELING AND IMPLEMENTING EDUCATIONAL P RACTICES FOR ADULTS

M. S. Yakushkina

Today the development strategy of adult education — to create optimal conditions for the development of human personality, the manifestations of his personality. The article describes the concept modeling approach, the principle paradigm, analyzes methodological approaches to modeling and implementing educational practices for adults: andragogical approaches and event. Modeling educational practice is seen as

12 Батколина В. В. Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

15

a way to process the result of the function, the attitude. The structure of educational practice for adults includes personal and common goals and objectives of the group of students, subject-subject relationship to the group, laws and principles, functions and contradictions, forms and methods, results. Paradigm, which can be the basis of modeling educational practices for adults, is to provide links between education, work and co-beingness practices for each subject. Orientation of process modeling educational practices for adults to create space creative personal development should recognize the most significant specific features in development of institutions of further education. In this case study of the effectiveness of educational practice is a necessary form of group and individual reflection.

Keywords: modeling, metodologichesky approach, method, principle, paradigm, educational practices, non-formal adult education, co-beingness.

Список литературы

1. Батколина В. В. Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

2. Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.

3. Кукуев А. И. Современные подходы в образовании // А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010. С. 10-15.

4. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2002.

5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2006.

6. Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59-63.

7. Филин С. А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. Великий Новгород, 2005.

8. Шиянов Е. Н, Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17-25.

9. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and Practice. New York, 2004.

10. Knowles M. S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.

11. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.