16. Сазонова, В.В. Социализация детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.В. Сазонова / Актуальные вопросы проектирования психолого-педагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями: Сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием, 27 февраля 2019 г., Мытищи / Глав. ред. А.А. Дмитриев; науч. Ред. В.Г. Колягина. - М.: Прометей, 2019. - 222 с.
Педагогика
УДК 373
кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил);
кандидат педагогических наук Скавычева Елена Николаевна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ
РАССКАЗОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей мнемотехники в обучении детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов. Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью обучения детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов и недостаточностью методических рекомендаций по использованию мнемотехники с этой целью. Проблема исследования состоит в определении возможностей использования мнемотехники как средства обучения составлению описательных рассказов детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей использования мнемотехники как средства обучения детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов. В исследовании рассмотрен вопрос об использовании мнемотехнических таблиц для формирования связной речи, в частности, умения рассказывать у дошкольников. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность обучения детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов. Охарактеризован потенциал мнемотехники в дошкольной образовательной организации. Выявлены возможности мнемотехники в обучении детей среднего дошкольного возраста составлению описательных рассказов. Новизна выполненной работы в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, заключается в том, что мы выявили и охарактеризовали возможности использования мнемотехники как средства обучения дошкольников составлению описательных рассказов. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться воспитателями дошкольных образовательных организаций для обучения составлению описательных рассказов детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: связная речь, обучение составлению описательных рассказов, мнемотехника, описательный рассказ, обучение составлению описательных рассказов детей среднего дошкольного возраста.
Annotation. this study is devoted to the study of the possibilities of mnemonics in teaching children of middle preschool age to compose descriptive stories. The relevance of the study allowed us to identify the contradiction between the need to teach children of middle preschool age to compose descriptive stories and the insufficiency of methodological recommendations on the use of mnemonics for this purpose. The problem of the study is to determine the possibilities of using mnemonics as a means of teaching descriptive stories to children of middle preschool age. The purpose of the study: theoretical substantiation of the possibilities of using mnemonics as a means of teaching children of middle preschool age to compose descriptive stories. The study considers the use of mnemonic tables for the formation of coherent speech, in particular, the ability to tell in preschoolers. On the basis of the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of learning is revealed.
Key words: coherent speech, learning to compose descriptive stories, mnemonics, descriptive storytelling, teaching descriptive stories to children of middle preschool age.
Введение. Эффективность обучения детей в школе многом зависит от уровня их владения последовательной, то есть связной речи. Правильное узнавание и пересказ текста, умение давать подробные ответы на вопросы, умение самостоятельно высказывать свое мнение - все это требует развития последовательности речи на определенном уровне, причем как монологической, так и диалогической.
В настоящее время существует множество приемов, предназначенных научить детей рассказывать. Один из них -мнемонический.
Мнемотехника - это набор техник, которые увеличивают объем памяти и делают запоминание информации более легким и быстрым. В основе мнемонического запоминания лежит наглядность или образное конспектирование.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что многие методики дошкольного воспитания опираются на использование мнемотехники. Например, в «Методике обучения чтению и письму дошкольников» (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова) показано, как использовать наглядные модели для определения и запоминания фонетического состава слов. Навыки последовательного построения текстов высказывания у большинства дошкольников часто плохо сформированы. Дети дошкольного возраста неохотно составляют рассказы по теме, предложенной воспитателем. Причина этого в большинстве случаев не в том, что дети не обладают достаточными знаниями по той или иной теме, а в том, что детям трудно сформулировать собственные с помощью последовательного речевого высказывания. Использование мнемотаблиц при обучении связной монологической и диалогической речи помогает детям планировать свои высказывания. Использование мнемотехники также может помочь познакомить детей со способами подачи информации через определенную модель.
В процессе изучения литературы по теме исследования и практики в детском саду была выявлена необходимость обучения дошкольников среднего возраста составлению связных рассказов и вовлечению в данный процесс мнемотехники.
Задача работы заключается в определении целесообразности и эффективности использования мнемотехники как средства обучения объяснительному рассказыванию детей среднего дошкольного возраста. Актуальность и проблематика исследования позволили сформулировать тему исследования.
Изложение основного материала статьи. Тот факт, что описательные рассказы являются основным компонентом при составлении связных высказываний и текстов, делает актуальной выбранную в статье проблему.
Связная речь - это подробное изложение конкретного содержания, которое выполняется в соответствии с заданной структурой, грамматически верно и выразительно. Выделяют такие виды связной речи, как монолог и диалог.
Монологическая речь может быть представлена следующими типами:
- пересказ текста;
- описательные (иллюстративные) рассказы, характеризующиеся фотографическими описаниями (предметы или пейзажи, игрушки, явления);
- сюжетные (повествовательные) истории - истории, рассказывающие о событиях ( праздниках, экскурсиях);
- рассуждение - размышления о причинах произошедшего или последующих событиях, вызванных чем-то;
- творческое повествование - сочинение сказки или продолжения рассказа.
А.Н. Подосинникова считает, что описание обладает художественностью, образностью, научностью. Композиционная схема рассказа-описания состоит из части, передающей целостное впечатление от описываемого предмета, и части, раскрывающей ряд признаков предмета [5, С. 75].
О.А. Нечаева, как и другие исследователи, определяет описание как один из типичных видов речи, модель монологической речи, которая перечисляет признаки предметов и характеризуется определенными языковыми конструкциями [8].
На основании вышеизложенного можно резюмировать, что обучение описательным рассказам - это первый шаг в развитии у детей умений самостоятельно и связно составлять текст.
Мнемотехника считается новейшей технологией, положительно влияющей на развитие словаря, грамматики и фонетических форм речи дошкольников.
В работе Т.Б. Полянской мнемотехника определяется как система приемов, с помощью которых ребенок учится запоминать новую, нужную и сложную информацию и расширять память. Как подчеркивает автор, мнемотехника переводит информацию в образы (слуховые, графические, зрительные) и ассоциации, тем самым происходит развитие памяти, интеллектуальных способностей, внимательности и связной речи у детей дошкольного возраста [7]. Можно сделать вывод, что сочетание различных приемов мнемотехники направлено на облегчение запоминания за счет дополнительных ассоциативно-игровых методов обучения [2].
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером и др. Он заключался в том, что детское мышление развивается с помощью специальных схем, воспроизводящих свойства и взаимосвязи предметов. Поэтому использование заменителей и схем развивает связную речь ребенка.
Многие исследователи говорят также о том, что использование заместителей и наглядных моделей положительно влияет на умственные способности, речевую активность у детей. Использование визуального моделирования позволяет вызвать интерес и повысить мотивацию детей. Дошкольники лучше усваивают визуальный материал, поэтому использование на занятиях схем, символов и таблиц помогает детям более эффективно воспринимать визуальную информацию. Внедряя в учебный процесс приемы графического моделирования, дошкольники могут более эффективно запоминать построение текста и воспроизводить полученную информацию. Визуальный материал усваивается проще, чем словесный. Игры, цель которых - обучить детей рассказыванию, развивают умение описывать предметы по их основным функциям либо действиям: рассказы об игрушках, составление сюжета по картинкам.
Считается, что мнемонические приемы развивают связную речь у детей дошкольного возраста. Мнемотехническая модель используется как средство расширения активного словаря, редактирования предложений. В результате происходит активизация словарного запаса ребенка, и он свободно говорит на определенные темы.
Составление описательных рассказов основано на умении давать характеристику предметам и явлениям. Коммуникативная задача такого типа повествования состоит в том, чтобы создать словесный образ предмета, соблюдая заданный порядок.
Описательное повествование характеризуется единством сюжета и структуры, соответствием содержания повествования конкретным коммуникативным задачам, произвольностью, обдуманностью и контекстуальностью изложения, логической законченностью. В дошкольном возрасте только начинает развиваться произвольность памяти и внимания, поэтому ребенку трудно запоминать последовательность, схемы иллюстративных рассказов. Символическая аналогия помогает спланировать связное высказывание и запомнить этот план.
По мере развития способности строить описательные рассказы техника символической аналогии используется для создания плана описания. Если проводится описание конкретного предмета, то в плане отмечаются символы, обозначающие его характерные особенности. Например, при описании внешнего вида куклы можно выделить следующие символы: силуэт (обозначение, называние объекта описания), прическа, глаза, платье, сандалии (непосредственно описание внешнего вида), коляска или чайник (обозначение функций - с куклой играют). Если проводится описание обобщающего понятия, например, одежды, то модель может быть такой: головной убор, куртка, футболка, юбка, майка. Такая символическая аналогия поможет детям описать головные уборы, верхнюю одежду, одежду, покрывающую плечи и ноги, нательное белье. При этом, как было сказано, символическая аналогия проводится в зависимости от целей и задач описания. Например, описание той же куклы может проводиться с целью определения ее функций как игрушки и тогда символами могут быть предметы, обозначающие действия: ложка, коляска, кроватка, стиральная машина и так далее.
Представление на плане символических аналогий сочетает в себе несколько типов приемов запоминания. Например, ассоциация образов. Суть приема в том, что один конкретный образ вызывает в памяти несколько подобных, аналогичных образов. Сюда относится представленный выше пример описания внешнего вида куклы.
Описание одежды согласно сезонам - пример приема запоминания, который называется организацией материала в категории.
Обучение дошкольников составлению описательных рассказов осложняется ограниченностью имеющегося жизненного опыта детей, что затрудняет мыслительную деятельность ребенка по определению характеристик явлений и предметов. Приступая к составлению рассказа-описания, ребенок первоначально должен выделить комплекс существенных характеристик объекта описания, подобрать определяющие их слова, выразить собственное отношение к объекту. Такая работа предваряется накоплением, обобщением и систематизацией лексики по конкретной теме.
Т.А. Ткаченко и Л.Н. Ефименкова классифицируют символы-заместители, которые будут являться для детей картинками-подсказками, следующим образом:
- изображения самих объектов описания;
- символы родовидовых понятий;
- символы цвета;
- символы величины;
- символы формы;
- символы составляющих деталей;
- символы качества поверхности и материала изготовления;
- символы предназначения и использования.
Все эти символы направлены на запоминание структуры описательного рассказа и способствуют формированию, сохранению в памяти и воспроизведению ассоциативных рядов. Таким образом, разработка специальных рисованных схем помогает запоминать ребенку план речевого высказывания о конкретных предметах (овощах, фруктах, животных, птицах, ягодах, грибах, деревьях, цветах, профессиях и др.) или явлениях (сезонах, погоде, праздниках и так далее). Каждая ячейка схемы содержит опорную картинку-подсказку. В первой ячейке - знак вопроса: ребенку нужно назвать предмет, во второй ячейке - обобщающее понятие, в последующих - обозначения частей предмета, его внешних признаков, места произрастания или обитания, функции и так далее.
Символическая модель разрабатывается для каждой словарной темы и является общей для всех описательных объектов в рамках этой темы. Символические аналогии используются как зрительный план при создании монологических высказываний, развивают самостоятельность, способствуют соблюдению структуры и лексико-грамматического содержания повествовательного изложения. Ребенок понимает, что нужно сказать в начале текста, что должно быть в продолжении, какие детали помогут уточнить рассказ и что сказать в завершение речи [1, С. 74].
При обучении составлению описательных рассказов на раннем этапе можно использовать графическую модель. Такая модель отражает каналы получения информации (информация, получаемая зрением, обонянием, осязанием, вкусом, слухом). Графические схемы помогают научиться исследовать объекты и фиксировать результаты проверки визуально.
Графические модели, или, мнемотаблицы в готовом виде предлагают детям на первом этапе обучения, затем дети учатся самостоятельно составлять графические модели. Подготовка к составлению описательного рассказа подразумевает, что каждый ребенок будет заполнять свою отдельную мнемотаблицу.
Использование изобразительной аналогии в развитии связной описательной речи способствует повышению способности к выделению важных функциональных комплексов, формированию систематических знаний дошкольников.
М.Е. Лазарева описывает этапы обучения детей 4-5 лет составлению описательных рассказов с использованием изобразительной аналогии.
Первый этап характеризуется составлением описательного рассказа с помощью готовых графических схем. В основе описательных рассказов лежат специфические знания ребенка о явлениях и предметах, формирующиеся при их изучении. Дети-дошкольники также могут составлять загадки-описания по графическим моделям или отгадывать загадки на при помощи вопросов, составленных по моделям. Длительное использование графических моделей снижает интерес ребенка и не развивает способность самостоятельно описывать предметы.
Поэтому на втором этапе обучения составлению рассказов-описаний продолжают использовать изобразительные аналогии, но не с готовыми моделями, а с теми, которые дети создают самостоятельно [4, С. 407].
Геометрические фигуры часто используются в качестве графических изображений, напоминающих по форме и цвету предмет, который они заменяют (желтые кружки для цветов, оранжевые кружки для апельсинов). Затем дошкольники выбирают изобразительные признаки, ориентируясь не на внешние, а на качественные признаки предметов.
Различные типы предметных изображений используются при создании мнемотаблиц для рассказов-описаний. Визуальная модель речи - это своеобразный план, который обеспечивает сохранение структуры текста ребенком.
В средней и старшей группе используют следующие методы графической аналогии:
- обозначение предметов с помощью заместителя, помогающих определить сущность предмета;
- создаются различные виды условных изображений реальных объектов и предметов окружающего мира. Это способствует систематизации представлений по теме;
- создается графическое представление особенностей объекта. Это помогает отнести объекты к определенным группам и формирует обобщающие понятия;
- схематическая ориентация в пространстве используется для организации представлений о графических символах;
- составляются планы реального пространства (детских площадок в детских садах, дворов), способствующие развитию умения связывать символы с реальными предметами.
Графические модели можно вводить при обучении рассказам-описаниям о знакомой среде, такой как одежда, предметы быта, овощи, посуда и др. Пока не сформированы навыки работы с графическими моделями, рассказ-описание должен опираться на личный опыт ребенка. При обучении детей 4-5 лет описательному рассказыванию с применением графических моделей используется ряд методических приемов:
- чтение воспитателем, организация бесед, разгадывание загадок, включение малых жанров фольклора, сюрпризных моментов, игровых ситуаций, использование театров;
- рассказы на основе плана-схемы; опорных вопросов; по кругу; по демонстрации действий; по театрализации; после деформации текста;
- комплекс лексико-грамматических, специально-коррекционных, эмпатических упражнений;
- использование технических средств обучения: аудиозаписей текстов, фрагментов музыкального произведения;
- применение фигурок для фланелеграфа, иллюстраций литературы, детских рисунков.
Э.П. Коротковой описаны этапы обучения детей среднего дошкольного возраста составлению рассказов-описаний:
1. Закрепление умения составлять описательный рассказ, используя в качестве опоры графические модели с «выпадением» одной из частей.
2. Обучение описательному рассказу с помощью схемы, включающей два вопросительных знака.
3. Развитие умения описывать объекты через модель, содержащую три вопросительных знака [3, С. 29].
Считается, что к тому времени, когда дошкольники приступят к составлению связных текстов, они уже научатся правильно строить доступные для их возраста предложения. Следующий этап - составление плана небольшого описательного рассказа. Детям задают вопросы по содержанию описания («Что нужно рассказать в первую очередь?», «Как закончится наша история?»). По мере освоения задача усложняется, и перед составлением описательного рассказа ребенок по приведенной схеме объясняет, о чем будет рассказ.
В дальнейшем у детей будут формироваться навыки использования графических моделей для построения описательных рассказов на основе сюжетных и тематических картинок [4, С. 408].
Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование приемов мнемотехники эффективно в обучении детей среднего дошкольного возраста составлению рассказов-описаний. При этом необходимо соблюдать этапы обучения составлению описательных рассказов, требования к модели, порядок обследования предмета и использовать привлекающие внимание методические приемы: игровые моменты, использование мультимедиа, художественного слова, иллюстраций, элементов творчества и так далее.
Литература:
1. Волкова, Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. - М.: Сфера, 2014. - 32 с.
2. Голиусова, Ю.И. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников [Текст] / Ю.И. Голиусова // Молодой ученый. - 2017. - № 36. - С. 83-86.
3. Головенко, С.А. Формирование навыка составления описания пейзажных картин старшими дошкольниками [Текст] / С.А. Головенко // В сборнике: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. -Пенза: Наука и просвещение, 2020. - С. 138-140.
4. Зотеева, В.В. Речевое развитие дошкольников [Текст] / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. -№2. - С. 60-62.
5. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
6. Мухамедшина, Л.М. Роль моделирования при знакомстве детей с историей своего народа [Текст] / Л.М. Мухамедшина // В сборнике: LХV[ Международные чтения. - М.: ЕФИР, 2020. - С. 66-69.
7. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Полянская. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 64 с.
8. Рогачева, М.А. Технология моделирования в образовательном процессе детского сада / М.А. Рогачева // В сборнике: Педагогика, психология в условиях непрерывности образования. - Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 122-124.
Педагогика
УДК 378.18
кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Ватлецова Елена Константиновна
Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК
СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена вопросу совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза. Выявлено научное противоречие между актуальностью технической подготовки баскетболистов спортивного клуба вуза, имеющих высокий уровень подготовленности, и недостаточностью научной разработки теоретических и методических основ организации учебно-тренировочного процесса студентов-баскетболистов на основе совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза. Целью исследования явилась теоретическоеобоснование и разработка технологии совершенствования специфических координационных способностей технической подготовленности и баскетболистов спортивного клуба вуза. В результате проведения констатирующего эксперимента выявлены и проанализированы исходные показатели координационной и технической подготовленности баскетболисток. Представлены основные подходы разработанной технологии совершенствования технической подготовленности и координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза.
Ключевые слова: спортивный клуб вуза, баскетболистки спортивного клуба, специфические координационные способности, техническая подготовленность.
Annotation. The article is devoted to the issue of improving the technical preparedness and specific coordination abilities of basketball players of the university sports club. The scientific contradiction between the relevance of the technical training of basketball players of the university sports club, who have a high level of preparedness, and the lack of scientific development of theoretical and methodological foundations of the organization of the educational and training process of basketball students on the basis of improving technical preparedness and specific coordination abilities of basketball players of the university sports club is revealed. The purpose of the study was the theoretical substantiation and development of technology for improving the specific coordination abilities of technical preparedness and basketball players of the sports club of the university. As a result of the ascertaining experiment, the initial indicators of coordination and technical readiness of basketball players were identified and analyzed. The main approaches of the developed technology for improving the technical preparedness and coordination abilities of basketball players of the university sports club are presented.
Key words: sports club of the university, basketball players of the sports club, specific coordination abilities, technical readiness.
Введение. В контексте данных Указов и программ, 27.11.2019 года принята Межотраслевая программа развития студенческого спорта, в рамках которой всем исполнительным органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования, разработать и утвердить межотраслевые планы развития студенческого спорта. В концепции развития студенческого спорта основной задачей является соблюдение массовости и технической подготовленности спортивных клубов вуза. В этой связи, возникает необходимость оптимизации тренировочного процесса в спортивных клубах за счет совершенствования технической подготовленности, методов и организационных форм спортивной тренировки, в том числе в баскетболе.
Критерием стабильности и качества деятельности баскетболистов вуза на баскетбольной площадке является техническая подготовленность и владение координационными способностями. Поэтому, одним из важнейших условий совершенствования технической подготовки и развития специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза является синтез основных и дополнительных средств спортивной тренировки.
Подчеркивая важность осуществленных в этой области научных исследований, следует отметить, что вопрос совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза раскрыт явно недостаточно: данные аспекты в основном представлены к младшему, среднему или старшему школьному возрасту, не раскрыты вопросы комплексно освещенных проблем, касающихся тренировки в условиях спортивного клуба вуза, не разработаны вопросы диагностики технической подготовленности и специфических координационных способностей.