2. What components of the image do you know?
3. What is a personal image?
4. Do you care about your image?
5. What does a professional image mean?
6. Does a student need an image?
7. How can you change the image?
8. How can the image affect the first impression?
9. Which of your classmates has a professional image? 10. Are you satisfied with your appearance?
11. Do you think people like you?
12. Do you choose clothes depending on the situation?
13. Does it matter how educated and raised you are?
14. Are good manners part of the image?
15. What changes in your personal image will help you become successful?
16. Are you ready to form a professional image?
During practical classes, students of construction specialties should come to the conclusion that in order to form their professional image, it is necessary to create a project that will contain a sequence of actions, adhering to which they will successfully master the techniques of forming a professional image and change their current image to a more advanced one.
The stage-by-stage structure of a professional image formation is taken as the basis for image making. Construction specialties students carry out preliminary work related to the analysis of the current image, the results of which are entered into the table "Image planning". The completed table gives construction specialties students a clear idea of the presence or absence of certain qualities, characteristics, skills and abilities necessary for the formation of a professional image. Work of this kind allows construction specialties students to realize what they are at the moment as a person, as a future professional, and what they ultimately need to strive for.
Conclusions. The implementation of this project activity ensures the development of a sustainable interest in the analysis of the current image and the formation of a new professional image. The result of the work is the project "Professional image of construction specialties students ". The result of the project activity of construction specialties students is the established concept of the formation of a professional image, which will help future specialists to adequately carry out their professional activities.
References:
1. Johnsons J.K. Design methods. - M., 1986. - 326 p.
2. Gasanenko, E.A. Formation of the readiness of students of a technical university for the design of a professional image: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / E.A. Gasanenko. - Magnitogorsk, 2019. - 192 p.
3. Gasanenko, E.A. Project method in language learning / In the collection: Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. - 2020. - Pp. 51-54.
4. Lukina, O.A., Savva L.I., Gasanenko E.A., Soldatchenko A.L. Concept matrix of the problem of searching for pedagogical conditions for forming a professional image of students of a technical university / Problems of modern pedagogical education. -2018. - № 59-4. - Pp. 56-60.
5. Shakhmaeva, K.E. General cultural competence development of the construction, architecture and arts institute bachelor students / In the collection: Modern problems and prospects for the development of science, technology and education. Materials of the I National Scientific and Practical Conference. - 2020. - Pp. 287-290.
6. Semenova, L.M. The concept of forming a professional image of a future specialist in public relations: dis. doc. ped. Sciences: 13.00.08 / Semenova Lidia Mikhailovna. - Chelyabinsk, 2010. - 481 p.
7. Shepel, V.M. Profession image maker / V.M. Shepel. - Rostov n/a.: Phoenix, 2008. - 523 p.
8. Yuzhakova Yu.V., Polyakova L.S., Zalavina T.Yu., Derina N.V. Analysis of value orientations of technical university students in modern socio-economic conditions / Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. - 2018. - № 5 (56). - P. 6. -DOI 10.26105/SSPU.2019.56.5.006.
9. Zinyakov, V.N. Experience in organizing project activities in specialized education // School and production. - 2013. - № 4. - Pp. 18-23.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования Тимохина Татьяна Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
МНЕМИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ
Аннотация. В статье изложены основы работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующие повышению эффективности их речевого развития посредством мнемических таблиц. Мнемотаблицы представлены как одна из эффективных мнемотехник в развитии как устной, так и письменной речи. Исследовано их влияние на речевое развитие дошкольников в условиях детского сада. Развитие связной речи и преодоление ее нарушений у детей дошкольного возраста представлено как один из наиболее сложных и важных этапов работы педагогического коллектива в дошкольном образовательном учреждении. Проанализированы работы ученых, посвященные развитию речи детей с использованием мнемотаблиц за последние 5 лет. Охарактеризованы методы, являющиеся основой мнемической деятельности. Выявлены основные требования, которыми руководствуются педагоги в использовании мнемотехник в условиях детских садов. Теоретические данные адаптированы к условиям дошкольных образовательных учреждений. Приведены рекомендации, способствующие организации эффективного использования мнемотаблиц. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи дошкольников с использованием мнемотаблиц. Исследование было проведено в трех дошкольных образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево Московской области. Общее количество респондентов - 117 человек. Приведены доводы необходимости организации занятий с родителями.
Данная работа является обязательным условием в реализации проекта по использованию мнемотаблиц. Сделан вывод о необходимости структурирования использования мнемотаблиц в детском саду, исходя из четко разработанного последовательного перспективного плана. Подчеркнута эффективность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических таблиц.
Ключевые слова: детский сад, связная речь, старший дошкольный возраст, мнемическая таблица, мнемотехника, исследование.
Annоtation. The article outlines the basics of working with older preschool children, contributing to an increase in the efficiency of their speech development through mnemonic tables. Mnemonic tables are presented as one of the most effective mnemonics in the development of both oral and written speech. Their influence on the speech development of preschoolers in a kindergarten was investigated. The development of coherent speech and overcoming its impairments in preschool children is presented as one of the most difficult and important stages in the work of the teaching staff in a preschool educational institution. Analyzed the work of scientists devoted to the development of children's speech using mnemonic tables over the past 5 years. The methods that are the basis of mnemonic activity are characterized. The basic requirements that are guided by teachers in the use of mnemonics in kindergartens are identified. Theoretical data are adapted to the conditions of preschool educational institutions. Recommendations are given to facilitate the organization of effective use of mnemonic tables. The results of experimental work on the development of coherent speech of preschoolers using mnemonic tables are presented. The study was carried out in three preschool educational institutions of the urban district of Orekhovo-Zuevo, Moscow region. The total number of respondents is 117 people. Arguments are given for the need to organize classes with parents. This work is a prerequisite for the implementation of the project on the use of mnemonic tables. It is concluded that it is necessary to structure the use of mnemonic tables in kindergarten, based on a clearly developed consistent long-term plan. The effectiveness of the development of coherent speech in older preschool children through the use of mnemonic tables is emphasized.
Key words: kindergarten, coherent speech, senior preschool age, mnemonic table, mnemonics, research.
Введение. Актуальность исследования вопросов развития связной речи с использованием различных новаторских технологий не вызывает сомнений. Одной из эффективных мнемотехник в развитии как устной, так и письменной речи, являются мнемотаблицы - таблицы с последовательно расположенными изображениями -символами. В настоящее время у детей дошкольного возраста возрастает количество проблем, связанных с речевой функцией. Неполноценная речевая деятельность может быть незначительной или очень сложной, любая форма речевых нарушений оказывает негативное влияние на все сферы жизни ребенка, затрудняет адаптацию в детском коллективе, усложняет дальнейшее обучение, способствует появлению замкнутости и психологических проблем.
Изложение основного материала статьи. Развитие связной речи и преодоление ее нарушений у детей дошкольного возраста - один из наиболее сложных и важных этапов работы педагогического коллектива в дошкольном образовательном учреждении. Мнемотаблицы в настоящее время являются эффективным средством речевого развития детей. Они представляют собой схемы, состоящие из последовательно расположенных символических рисунков. Данные изображения помогают в полной мере воспринимать информацию, запоминать и воспроизводить её. В условиях дошкольных образовательных организаций - особенно в старшем дошкольном возрасте мнемотаблицы показали свою эффективность при заучивании стихотворений, пересказе, составлении рассказов, запоминании различных последовательностей. С использованием мнемотаблиц развиваются сенсорные психические познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, логическое мышление.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта, регулирующего дошкольное образование, является развитие познавательных интересов и речи ребенка в различных видах деятельности. В соответствии с данным документом использование мнемотехники возможно как на занятиях по развитию речи, так и во время свободной деятельности, организации дополнительного образования.
Вопросы, посвященные развитию речи детей с использованием мнемотаблиц в последние 5 лет рассматривали в своих работах следующие ученые: И.Н. Андреева [1] (в области развития логического мышления, памяти и речи посредством мнемотаблиц); А.В. Беленко [2] (в вопросах заучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц); М.Б. Маммаева [4] (в направлении развития связной речи средствами мнемотаблиц); И.С. Петра [5] (рассматривающая прикладные аспекты использования мнемотаблиц в детском саду) и др. В предыдущих исследованиях мы также частично касались данного вопроса [3].
Использование мнемотехники наиболее эффективно в старшем дошкольном возрасте, когда проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Особенности деятельности детей старшего дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей.
Дети стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые лично не наблюдали. На данном этапе их начинает волновать взаимосвязь в окружающем их мире, которая существует и развивается во взаимоотношениях. Развитие познавательных способностей требует определенной схематизации в психическом плане, способствовать данному процессу могут приемы на основе мнемотехники. Постепенно учась использовать мнемические основы в своей деятельности, дети учатся планировать свое высказывание и описывать объекты без помощи визуальных опор.
В процессе работы над умением детей сочинять рассказ на основе определенной сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие стилизованные опорные образы. Представление визуальных опор напоминает детям о «ключевых» моментах деятельности и помогает правильно определить последовательность высказываний.
Основы использования с детьми мнемической деятельности были заложены посредством первоначального использования для речевого развития детей следующих методов:
• предоставление речевого образца рассказа,
• комментирование рассказа ребенка педагогом,
• использование различных наводящих вопросов в ходе повествования ребенком,
• составление рассказа в соавторстве педагога и детей,
• поощрение детей к самостоятельности в составлении рассказов,
• придумывание продолжения (начала, конца) повествования на основе визуальной модели.
Существуют определенные требования, которыми руководствуются педагоги в использовании мнемотехник в условиях дошкольных образовательных организаций. Особенностью при разработке мнемических таблиц является требование представления ее в одном стиле. Ребенок старшего дошкольного возраста легче связывает ее в единое целое, что облегчает в дальнейшем составление рассказа. Для более ясного и точного представления, информация должна быть понятной, а объем должен соответствовать способностям детей и увеличиваться по мере необходимости. В мнемической таблице
производится графическое или частично графическое представление персонажей сказки, природных явлений или некоторых действий, т.е. ребенок может нарисовать то, что считает нужным.
Кроме того, в детском саду, на занятиях по развитию речи может широко применяться вовлечение детей в процесс создания мнемических таблиц, который способствует не только развитию графомоторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации. Дети, владеющие различными мнемотехниками, в будущем смогут самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Многолетняя практическая деятельность с детьми позволила выработать некоторые рекомендации, способствующие организации эффективного использования мнемотаблиц. Занимаясь с дошкольником, педагог обязан помнить, что проговаривание всего лексического материала по теме должно проходить с обязательным осмысливанием текста. В продуктивной деятельности по самостоятельному изображению мнемотаблиц значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации, используемые для развития речи посредством использования мнемических таблиц, формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребёнок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу. В дальнейшем можно продолжить самостоятельное изображение мнемотаблиц в других видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, поделки из природного и бросового материала), дети опираются одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает влияние на развитие речи.
Деятельность по составлению мнемотаблиц благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно придумывает схематичные изображения и расставляет их в определенной последовательности. Практические педагоги отмечают, что самостоятельное изображение мнемотаблиц требует существенного изменения традиционной позиции воспитателя по обучению детей их составлению. Начиная со среднего дошкольного возраста, детей обучают сначала рисованию схематических изображений, затем - их правильному последовательному размещению и пересказу с опорой на схемы.
Далее считаем целесообразным изложить результаты проведенного исследования по теме развития связной речи дошкольников с использованием мнемотаблиц, которое было проведено в трех дошкольных образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево Московской области. Исследование проводилось в пяти группах детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим количеством респондентов - 117 человек.
Целью опытно-экспериментального исследования явилось повышение эффективности обучения дошкольников связной речи посредством использования мнемотаблиц.
Начиная знакомиться с данным эффективным приемом организации собственной речи в среднем дошкольном возрасте, в старшей и подготовительной группах дети уже активно применяют его при необходимости. Так, получив задачу рассказать о проведенном воскресном дне с семьей, некоторые дети делают небольшие схематические зарисовки для удобства.
На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования были проанализированы уровни развития связной речи дошкольников с использованием мнемотаблиц. Для проведения диагностического этапа исследования были подготовлены и распространены по детским садам авторские мнемотаблицы, позволяющие составить рассказ о диком или домашнем животном. При проведении исследования ребенку предлагалось выбрать животное, составить о нем рассказ с использованием картинок.
Для воспитателей была разработана следующая инструкция по речевому сопровождению: «Вспомни любое животное. Какое тебе больше всего нравится? (Ответ ребенка). Расскажи мне о нем, используя мнемотаблицу. Посмотри на схематичные изображения на ней. В каждом квадратике изображено какое-либо качество. Как ты думаешь, о каких его качествах нужно рассказать, используя этот квадратик? (Ответ ребенка)».
Далее под руководством воспитателя самостоятельно или с небольшой его помощью ребенок составляет рассказ по мнемотаблице. Воспитатель фиксирует основные моменты составления рассказа и по разработанным параметрам определяет уровень овладения составлением рассказа с использованием мнемотаблицы.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально с использованием авторских мнемотаблиц. Для определения уровня развития детей была разработана шкала, состоящая из 4 показателей:
- высокий,
- достаточный,
- средний,
- низкий.
Оценивание велось по балльной системе:
- ребенок получал 1 балл, если самостоятельно и правильно составлял предложение по одному из девяти квадратиков мнемотаблицы;
- 0,5 баллов - если отвечал, используя подсказку взрослого, используя дополнительные вопросы;
- 0,2 балла - если испытывал значительные затруднения при ответе на задания, но с ошибками с помощью педагога выполнял его;
- 0 баллов - не отвечал на задания.
Составив подробное описание экспериментального исследования, целесообразно перейти к осуществлению анализа уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), количество респондентов - 117 человек. Констатирующий этап экспериментального исследования был проведен в старших группах в октябре 2021 года.
Результаты проведенного исследования уровня развития связной речи детей наглядно демонстрируют следующую градацию. Высоким уровнем овладения составление рассказа с использованием мнемотаблиц не обладает ни один ребенок из представленных групп. Достаточным уровнем обладают около 17% детей из указанных групп (6%, 5% и 6% соответственно по детским садам). Средним уровнем составления рассказа по мнемотаблицам на данном этапе овладели 12%, 16% и 4% (32% в общей сумме) из трех детских садов соответственно. Наибольшее количество детей (51% в сумме; 24%, 18%, 9% по детским садам соответственно) показали низкий уровень овладения составлением рассказа с использованием мнемотаблиц.
Немного знакомые с использованием мнемотаблиц, дети показали общие результаты ниже среднего уровня. Они испытывали затруднения в подборе нужных прилагательных, обозначающих форму частей тела животных, не могли правильно описать их повадки, особенности питания и пр.
Делая общий вывод о развитии связной речи 117 детей старших групп в процентном соотношении на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования, нами был высчитан средний показатель уровня развития речи по группам. Для этого мы количество набранных баллов поделили на максимальное количество баллов и умножили на 100%. Подсчитав значения по представленной формуле, мы получили в среднем значение 16,5 баллов. Данное значение указало на тот факт, что даже предварительное знакомство и минимальное использование мнемотаблиц не является гарантией овладения грамотной связной речью. Для эффективного формирования и развития связной речи детей необходима целенаправленная и планомерная работа.
Обследуя связную речь детей с использованием мнемических таблиц, мы выявили наиболее распространенные затруднения. Ни один ребенок не смог самостоятельно и правильно составить предложение по одному из девяти квадратикам мнемотаблицы. В основном дети ждали подсказки педагога, дополнительные вопросы. Фрагментарно работая ранее с мнемотаблицами, большинство детей не поняло задания с первого раза. Многим пришлось объяснять и приводить примеры. Большинство детей испытывало значительные затруднения при ответе на задания, с ошибками выполняли его. Зачастую, не поняв задания, дети отказывались от дальнейшей работы или переводили тему разговора на другую.
Наибольшие затруднения на данном этапе в работа с мнемотаблицей вызвал квадратик: «Как защищается от врагов?», «Какую пользу приносит людям». На данные вопросы дети обеих групп отвечали невнятно, не имея соответствующих знаний. на констатирующем этапе экспериментального исследования, проведенном октябре 2021 года среди 117 детей из трех детских садов городского округа Орехова-Зуева было установлено, что развитие навыков связной речи (составления рассказа с использованием мнемотаблицы) составляет достаточно невысокий уровень: 16,5 баллов из 100. Данный факт убедил нас в том, что необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В качестве ведущего направления в развитии связной речи было избрано с использование различных форм работ с мнемотаблицами.
Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что работу с детьми необходимо структурировать исходя из четко разработанного последовательного перспективного плана. В ходе работы были спроектированы также занятия с родителями, работа с которыми считалась необходимым условием в реализации проекта по использованию мнемотаблиц. Анализируя в-целом развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических таблиц, хочется отметить, что оно протекает значительно эффективнее.
Литература:
1. Андреева, И.Н. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством мнемотаблиц / И.Н. Андреева, А.Ю. Веденькина // Проблемы марийской и сравнительной филологии. Сборник статей VII (заочной) Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2020. - С. 239-242.
2. Беленко, А.В. Возможности использования заучивания стихотворений по мнемотаблицам для развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Беленко // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов. - Москва-Берлин, 2021. - С. 54-56.
3. Измайлова, Р.Г. Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению / Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 71( 1). - С. 150-153.
4. Маммаева, М.Б. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотаблиц / М.Б. Маммаева // Академическая публицистика. - 2021. - № 6. - С. 463-467.
5. Петра, И.С. Опыт использования мнемотаблиц на занятиях по развитию речи по конспектам О.С. Ушаковой / И.С. Петра, А.Т. Уашева // Психология и педагогика: теоретический и практический потенциал. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - Чебоксары, 2021. - С. 66-68.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Татьяна Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); магистрант Ходова Марина Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. В статье актуализируется необходимость формирования графомоторных навыков (ГМН) у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследования отечественных ученых подчеркивают, что дошкольники с нарушениями речи испытывают существенные затруднения в овладении графическими навыками, и это усложняет начальный этап их обучения в школе. Проблема исследования заключается в поиске логопедических средств, способствующих формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Осмысление образовательной теории и практики позволило конкретизировать понимание исследуемого феномена. С целью получения объективных представлений об уровне сформированности ГМН конкретизирован их состав - графомоторные умения. Раскрыт дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями как средство, которое позволяет не только формировать, но и управлять этим процессом. В комплекс логопедических упражнений включены элементы нейрофитнеса (выполнение упражнений на формирование графомоторных навыков на вертикальной поверхности и двумя руками одновременно). С опорой на всесторонний анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей выделены и охарактеризованы этапы реализации комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формирование ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание и логика реализации выделенных