УДК 376 (73)
Н. Н. Сметанникова
канд. психологических наук, профессор, президент Русской ассоциации чтения E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ США XVII - СЕРЕДИНЫ XX В.)
Содержание актуализировано значимостью выработки подходов к обучению чтению, совершенствованию его практик в условиях образовательно-воспитательных и культурных учреждений. С междисциплинарных позиций, включающих исторический, педагогический, культурологический, книговедческий и чи-тателеведческий подходы, автор на обширном историческом материале показал, что особенности обучения чтению в различные периоды развития США зависят от ряда социально-политических факторов: состояние религиозной жизни, становление государственных основ и нации, формирование общественной морали, индустриализация, особенности культурной жизни, войны, международные конфликты, миграционные процессы, состояние системы образования и др.
Так, в религиозный период (1607-1776 гг.) молодые поселенцы в основном обучались многократному чтению вслух отрывков из Библии, в национально-моралистический (1776-1840 гг.) делался акцент на чтение историко-географических и морально-патриотических текстов, а в интеллектуальный период (1840-1880 гг.), который называют временем становления американской демократии, впервые были поставлены цели обучения восприятию художественных текстов, развития литературного вкуса, интеллекта читателя, формирования познавательных интересов. В четвертом периоде, связанном с созданием культурного достояния страны (1880-1910 гг.), получили развитие новые методы обучения чтению: синтетический, рационального чтения, обучения чтению «предложений и историй» и «фонетический». Для обучения чтению отбирались исключительно содержательные высокохудожественные тексты. В период научных исследований (1910-1925 гг.) обучение чтению и совершенствование его практик ставилось на исследовательскую основу: внимание уделялось пониманию смысла читаемого материала, скорости чтения и точному произнесению слов при чтении вслух. В так называемое золотое десятилетие (1925-1935 гг.), когда процветание страны стало напрямую связываться с успехами в образовании, особо значимым в процессе чтения считалось развитие мышления, познавательной активности учащихся, формирование читательского опыта, интереса и мотивации к чтению. В период международных конфликтов (1935-1950 гг.) в качестве материала для обучения чтению использовались преимущественно патриотические, националистические тексты, что сопровождалось общим упадком образования и снижением качества чтения.
Золотое десятилетие в образовании и характерные для этого периода практики обучения чтению и его совершенствования выдвинули США на лидирующие позиции в мире.
Ключевые слова: обучение чтению, США, периоды развития, учебные книги, тексты, методики обучения, ассимиляция, адаптация
Для цитирования: Сметанникова, Н. Н. Обучение чтению в социально-политическом контексте (на примере США XVII - середины XX в.) / Н. Н. Сметанникова // Вестник культуры и искусств. - 2016. -№ 4 (48). - С. 7-18.
Воспитание, образование и социализация показано в многочисленных исследованиях -личности, являющиеся целями обучения языку отечественных и зарубежных, тексты, исполь-(как родному, так и иностранному), речевой зуемые на уроках чтения и литературы, дейст-деятельности, связаны с социально-полити- вующие в них литературные герои формируют ческим контекстом в стране и мире. Это сужде- качества личности, способствуют ее воспитание в полной мере относится к чтению - одному нию и развитию [4; 6]. Выбор профессии и ха-из видов речевой деятельности человека. Как рактер жизненных ценностей часто определяли
7
прочитанные в юности книги [1; 7-9]. Подбор текстов для освоения не только родного, но и неродного языка1 отражает поставленные цели обучения [2, с. 256, 262-265]. Однако еще не рассматривался вопрос о связи содержания учебных материалов и применяемых методик обучения чтению на родном языке либо иностранном с социально-политическим контекстом в стране и мире. В школе подбор текстов на родном языке, как правило, призван решить образовательные и воспитательные задачи, а на иностранном - лингводидактические. Содержание обучения в высшей школе по всем дисциплинам носит сугубо профессионально-специализированный характер; в данном случае практически не уделяется внимание задачам воспитания и образования студента, что сужает возможности педагогических усилий. Включение разнообразных материалов для обучения чтению и текстовой деятельности при условии использования широкого спектра методик создает условия для решения более содержательных задач.
Цель данной статьи - исследовать зависимость содержания образовательного процесса от социально-политического контекста. Объектом исследования была выбрана система обучения чтению в США по нескольким причинам. Во-первых, два с небольшим столетия существования этого государства вместили историю, на которую европейским странам потребовалось намного больше времени. Во-вторых, благодаря бурному развитию страны в ХХ в., процессам глобализации, США заняли доминирующее положение в мире, что все сильнее сказывается на международной политике; необходимо понять, какую роль в этом процессе играло образование, как оно влияло на достижения и неудачи страны. В-третьих, будучи страной эмигрантов, США гораздо раньше столкнулись со многими проблемами обучения чтению и
1 В понятие неродной язык включается иностранный, изучаемый вне условий его естественного бытования, т. е. в учебном процессе, и не употребляемый наряду с первым (родным) в повседневной коммуникации, а также второй язык, не являющийся родным, но усваиваемый, как правило, в социальном окружении, где он выступает реальным средством общения, и служащий наряду с родным или после него вторым средством общения.
грамотности на английском (неродном) языке, которые остро стоят перед многими странами, в том числе - Россией, в наши дни.
Историко-книговедческий и педагогический материал статьи имеет значение для понимания взаимосвязи культурных, политических и образовательных процессов, принятия решений об использовании различных подходов и методик в процессе обучения чтению и совершенствования его практик в условиях как образовательных учреждений, так и библиотек. Последнее особенно актуально в сложившейся ситуации развития библиотечных сервисов, направленных на обучение эффективному, стратеги-альному чтению, выстраиванию партнерского взаимодействия образовательных и культурных учреждений. В статье содержатся и размышления об использовании различных художественных и научно-популярных текстов в вышеназванном процессе, что имеет значение для книгоиздания и отбора методического материала в системе работы по обучению чтению и повышению его качества. Изложенный материал особенно актуален в контексте решения задач подготовки педагогов-библиотекарей школьных библиотек и библиотечных специалистов для вузовских библиотек. В их функционал входит обучение студентов медийно-информационной грамотности, обязательной составляющей которой является грамотность чтения.
Основные особенности обучения чтению в США в первые четыре периода развития страны (XVII -XIXвв.)
Основные этапы развития образования в США описала Нила Б. Смит [13]; рассмотрим взаимосвязь приоритетов образовательной деятельности с практиками обучения чтению.
Первый период обучения чтению (16071776 гг.) связан с освоением Америки поселенцами. Он характеризуется как религиозный, поскольку обучение чтению и грамотности касалось только протестантов и велось на родном английском языке с целью воспитания религиозных членов общества. Изучив названия букв, их поиск в слове, а также чтение по слогам, молодые поселенцы приступали к многократному чтению вслух отрывков из Библии, их
8
заучиванию, поскольку именно многократное повторение считалось первым и в то время единственным методом обучения. Помимо алфавита и системы звуко-буквенных отношений, они заучивали рифмовки к буквам, что облегчало процесс запоминания. Первая азбука The New England Primer (автор John Gaine, 1683), используемая для обучения американских школьников, была британской, иллюстрированной портретами британских монархов. Второй учебной книгой служил Букварь (автор B. Harris), который представлял собой учебник для начинающих: он включал правила орфографии (Speller) и поучительные истории (Morals). Эти первые американские книжки отличались от общепринятых в Старом свете как содержанием, так и уменьшенным размером. Впервые учебные книги были снабжены обильным иллюстративным материалом из истории Великобритании и использовали прием рифмовок для облегчения запоминания.
Второй период (1776-1840 гг.) был временем объединения американской нации и становления государства; его называют национа-листическо-моралистическим, поскольку тогда закладывались американские моральные принципы в соответствии с идеологией протестантской церкви. Необходимо было воспитывать приверженность молодых американцев своей стране, государственным институтам и формировать новые традиции на основе привезенных из покинутых ими стран. Происходило становление американского английского языка. Практиковался педагогический подход «снизу вверх», от простого к сложному. Методом обучения оставался алфавитный. В Букваре содержались правила чтения вслух и примеры-образцы, с помощью которых учащиеся переходили на чтение слов, предложений и небольших целых текстов. Серьезный вклад как в становление американского английского, так и в методику обучения грамотности внесли учебник правописания Ноя Вебстера (Blue-Book Speller, N. Webster) и две серии книг для чтения, одна - того же автора (A Set of Readers, N. Webster), а вторая - Лимана Коббса (Lyman Cobb's Readers). Их отличало наличие истори-
ко-географических текстов, посвященных Америке. Содержание произведений американских авторов носило преимущественно морально-патриотический характер; их особенностью было включение новых слов, взятых из языка американских индейцев (skunk, squash, raccoon, opossum, hickory), использовавшихся для характеристики американской действительности.
Наряду с развитием методики обучения чтению происходило становление риторики американского английского языка. Обучение американских школьников умению аргументированно высказывать свои мысли рассматривалось как вклад педагогики в демократизацию общества. Грамотные американцы, умеющие ясно и четко выразить свою мысль в устной и письменной форме, должны были стать лидерами молодой страны.
Третий период (1840-1880 гг.) принято считать интеллектуальным становлением нации, гармонии и мира. В те годы началось массовое обучение детей в школах. Американские педагоги поехали учиться в Пруссию и Саксонию, где познакомились с идеями ведущих педагогов, включая И.-Г. Песталоцци. Это время называют становлением американской педагогики. Впервые в американской школе были поставлены цели обучения восприятию художественных текстов и развития литературного вкуса. Познание, развитие интеллекта и получение информации - три основные цели чтения, присутствовавшие в американской педагогике. Понимание текстов поддерживалось иллюстрациями знакомых предметов и явлений. Происходило дальнейшее развитие американского английского языка. Традиционное обучение чтению вслух сопровождалось обучением чтению про себя. Для того чтобы перейти к обучению чтению про себя, потребовалось создать новую методику, которой стало чтение по целым словам, реализующее педагогический принцип «сверху вниз». Эта методика The New Word Method (1840) - ее автором считается Джон Рассел Веб (John Russell Webb) - заключалась в следующем: ученик произносил знакомое легкое слово, видел его написание, за-
9
поминал его и, используя алфавитно-фоне-тический принцип, разбирал, из каких букв и звуков оно состоит. Помимо этого, имелась обильная тренировка чтения слов и предложений по фонетическому принципу, широко использовавшемуся при обучении чтению детей и взрослых не только на английском родном, но и иностранном языке.
Помимо литературных текстов американских и европейских авторов, книги для чтения с 1 по 4 классы содержали тексты из четырех предметных областей: естествознание и времена года; путешествия; удивительные истории; жизнь человека от рождения до смерти. Они сопровождались картинками, диалогами, стихами и песнями. Появился жанр учебного текста, который называют до сих пор реалистичным повествованием (realistic narrative). Под влиянием полученных в Германии знаний о педагогике в американской школе были введены планирование уроков, формирование классов по возрасту и учет физиологических особенностей учеников, разрабатывалась общая методика преподавания различных предметов.
Четвертый период, охватывающий 1880— 1910 гг., называют временем создания культурного достояния страны, поскольку характерные для него стабильность и безопасность обусловили благоприятные условия культурного развития. Вернулась плеяда американских ученых, изучавших в Германии философию и педагогическую теорию И.-Ф. Гербарта. Их работы повлияли на становление и развитие новых направлений, формирование нового типа обучения. Так, в 1897 г. в учебные программы университетов был введен курс обучения чтению (для освоения чтения про себя). В 1888 г. появилась книга Горация Скадлера (Literature in the Schools, H. Scuddler), серьезно повлиявшая на обучение чтению и литературе в школах. В ней впервые был поставлен вопрос о необходимости замены моралистских историй литературной классикой, причем непосредственно с начальной школы. Перед общеобразовательной школой были поставлены подлинно гуманистические цели: научить понимать, любить читать и ценить высокохудо-
жественную и содержательную литературу, делиться полученными знаниями, уметь обсуждать прочитанное. Для учителей чтения и литературы были сформулированы воспитательные цели по становлению и развитию моральных черт учащихся и качеств личности на примерах литературных героев.
В 1899 г. появился первый учебник для учителя по методике обучения чтению, написанный Сарой Л. Арнольд (Reading - How to teach it, S. L. Arnold), а также книга сторонника воззрений И.-Ф. Гербарта - Чарльза Макмуррея «Частная методика обучения чтению английской классической литературы» (Special Method in the Reading of complete English classics, Ch. F. MacMurrey), включающая чтение целых литературных произведений с необходимыми заданиями и комментариями. Поскольку знаменитый поэт Чарльз Элиот (Ch. W. Elit) возглавлял комиссию по изменению читаемых материалов, в школьные программы были включены произведения разнообразных жанров: длинные поэтические (Hiawatha), сказки разных народов (например, арабские «Тысяча и одна ночь»), приключенческая литература («Приключения Гулливера» Д. Свифта и др.). Эта методика обучения чтению и пониманию классической англоязычной литературы стала образцом для последующих поколений. Речев-ки, рифмовки, короткие истории, кумулятивные сказки, фольклор, мифы и удивительные истории, патриотические песни американских авторов, произведения английской литературы и шотландской поэзии оставались в учебных программах в течение многих лет. В тот период появилась известная до сих пор подборка «Стихи и сказки матушки Гусыни» (Mother Goose Rhymes and Folktales). Учебник чтения для 4 класса впервые содержал адаптированные классические литературные произведения и истории о сверхъестественных явлениях.
Помимо учебных, началось создание и издание серий книг для чтения, лучшей из них по сей день считается The Elson Reader, вышедшая в издательстве Scott Foresman в 1909-1920 гг. Подбор материалов отвечал индивидуально-возрастным интересам школьников, а содержа-
10
ние было организовано вокруг двенадцати тем. В период с 1929 по 1932 г. Вильям Грей, известный американский ученый, разработавший позднее программные документы ЮНЕСКО в области чтения и образования, внес изменения и дополнения в содержание книг и обновил постраничный комментарий с учетом новых тенденций в обучении чтению. Появилось новое нарративное построение учебника чтения, пользующееся успехом у школьников до сих пор: история о жизни и приключениях двух героев. Пионерами в создании популярных серий книг для литературного чтения были Сара Арнольд и Чарльз Гильберт; их серия, состоящая из восьми книг, называлась Stepping Stones to Literature. В тот период было написано еще несколько научных знаковых книг, к которым педагогика обращается до сих пор. Например, «Психология и педагогика чтения» Эдмунда Хьюи (The Psychology and Pedagogy of Reading, Edmund B. Huey, 1908), ставшая первым научным изданием американского ученого, внесшего вклад в науку о чтении; а также методика обучения синтетическому чтению Ребекки Поллард (Rebecca Pollard's synthetic method, 1889).
Помимо уроков чтения в начальной школе, были введены уроки литературы и родного языка в среднем звене, шло дальнейшее развитие литературного американского английского. Началась работа по использованию принципов подбора учебного материала и адаптации методик обучения чтению на английском родном к обучению чтению на английском иностранном.
Продолжался поиск методик, позволяющих сократить период заучивания звуко-буквенных отношений, что всегда представляет трудность при обучении чтению на английском языке. В 1902 г. появился так называемый научный алфавит, соединивший алфавитную (буквенную) и звуковую (фонетическую) системы (Scientific Alphabet); он сокращал количество знаков для обозначения звуков и вводил точки и подчеркивания для обозначения долготы и краткости (система диакритических знаков). Систему попытались ввести в 1902 г. в школы, но быстро от нее отказались. Эта же участь по-
стигла и вторую систему, известную под названием The Shearer System, в соответствии с которой слова в Букваре записывались с зачеркиванием непроизносимых букв и знаками долготы. Про научный алфавит еще раз вспомнили в 1960 г., когда Джеймс Питман создавал свой базовый учебный алфавит the Pitman Augmented Roman Alphabet (сокращенно - i. t. a). Он содержал 43 знака вместо 26 букв и имел целью облегчить обучение технике чтения. Эксперименты начались в Лондоне в 1960 г., продолжались в нескольких школах США и до сих пор высмеиваются во многих произведениях американской литературы.
В тот же период появилось четыре новых метода обучения чтению и учителям разрешалось сделать выбор в пользу одного из них или сочетать методики обучения. Это следующие методы:
Синтетический метод обучения чтению Р. Поллард (1889). Он включал изучение звуков, букв и их сочетаний, произнесение знакомого слова и запоминание его чтения; заучивание речевок, песен на звуки, дрилл (многократное воспроизведение слов с целью запоминания и формирования навыка), чтение слов, предложений и текстов, написанных на доске, самостоятельную работу в тетради, запись слов и предложений под диктовку, воспроизведение (чтение записанного, пересказ текста своими словами). Впервые началось обучение транскрипции. Распространенным приемом было составление рассказов по картинкам (творческий элемент) с использованием данных слов, которые надо было предварительно прочитать, пользуясь методикой чтения целого слова (a vocabulary story). Многие элементы синтетического метода были взяты на вооружение при обучении чтению на английском неродном языке.
Метод рационального чтения (The Ward Rational Method, 1894) привнес в методику обучения термин Sight word, используемый в настоящее время. Он обозначает слово, воспринимаемое и читаемое целиком, без разделения на звуки. Учебник содержал списки чтения целых слов, которые требовали дрилла. Прочи-
11
танные слова необходимо было употребить в самостоятельно составленном предложении и рассказе. Материалом для чтения часто были тексты сугубо информационного характера. В отличие от транскрипции, используемой в синтетическом методе, запись текста велась с помощью диактрических знаков. Так, обучение путем запоминания целых, особенно общеизвестных (sight words; например, Соса-СоШ) и интернациональных (robot) слов, признано эффективным. Однако незнание транскрипции не только приводит к недопустимому количеству ошибок чтения, но и делает невозможным самостоятельное пользование словарем, поскольку обучающийся не может прочитать правильное произношение слова.
Третьим был метод обучения чтению «предложений и историй», построенный по принципу «сверху вниз» (Sentence and Story Method), его автором являлся Джордж Фарнхэм (George L. Farnhum, 1895). Метод обозначал движение от целого текста к его отдельным элементам - словам, буквам, звукам. Методика обучения включала чтение текста учителем, которое могло повторяться несколько раз. Школьники следили глазами за текстом, запоминали чтение слов, затем «читали-воспроизводили» текст сами. Когда они запоминали произнесение каждого слова, текст разбивался на слова, слова - на звуки, фонемы. После анализа текста следовал пересказ его содержания. Варианты этого метода популярны при обучении чтению на английском иностранном языке коммуникативным методом, предполагающим немедленную активацию языка, и в настоящее время, однако текст (диалог) звучит в основном в аудиозаписи.
Фонетический метод, реализованный в серии учебных книг под названием The Beacon Readers предлагал четкую систему освоения звуко-буквенных отношений. Так, внимание уделялось слиянию согласного с последующим гласным звуком, обильной практике чтения слов, содержащих краткий гласный по правилу; чтению слов в оппозиции по долготе гласного; практике чтения и написания слов, запоминанию правил орфографии и обучению
пользованию орфографическим словарем; практике чтения односложных, двусложных и трехсложных слов, имеющих стандартное произношение. Эта серия учебных книг открывалась пятнадцатью страницами фонетических таблиц и столбиками слов, отрабатывающих чтение одной буквы в одной позиции. Многократные повторения, дрилл и упрощенное содержание читаемых текстов не способствовали развитию интереса к чтению, но формировали безошибочность в декодировании слов и текстов. Правильность чтения слова стала первым критерием оценки качества техники чтения. В русле этого метода велся тщательный подсчет возможного количества незнакомых слов на одну страницу. Так, предлагалось всего пять новых слов для самостоятельного чтения и запоминания на первых десяти страницах учебника. Этот метод используется в традиционной методике обучения чтению на английском иностранном. Он также формирует навыки чтения, но отбивает всякий интерес к нему.
Таким образом, к началу ХХ в. в ходе четырех названных периодов в США сложилась американская система образования путем интеграции европейского опыта и его адаптации к условиям молодой страны. Нельзя не отметить и вклад тех эмигрантов, которые постоянно прибывали из России, Польши, Германии, Великобритании, Японии, Китая и других стран. Подчеркнем влияние идеологии Протестантской церкви, привезенной первыми поселенцами из Великобритании и Франции, а также педагогических взглядов и системы образования Германии, где обучались и стажировались ведущие ученые США.
Обучение технике чтения велось как аналитическим, так и синтетическим методом на разнообразных литературных и информационных текстах двумя способами: «сверху вниз» (от целостного текста к его элементам) и «снизу вверх» (от элементов текста - к его целостности). С самых первых шагов создания методики обучения чтению большое внимание уделялось содержанию материалов, на которых проводилось обучение, поскольку «что читать не менее важно, чем как читать».
12
Справедливо считалось, что приобретенные в школе умения «позволяют человеку в дальнейшем либо открыть копеечный роман, либо прочитать Илиаду» [10]. Отметим еще одну особенность, которая более отчетливо проявится в ХХ в., - зависимость материалов чтения от социально-политической ситуации в стране. В периоды войн и конфликтов спросом пользовались патриотические, даже националистические тексты, а периоды стабильного развития поворачивали страну к идеям гуманизма, классической мировой и национальной литературы. Подтвердим это наблюдение историческим материалом ХХ в. Преобразования в системе обучения чтению в США в ХХ в. (первая половина столетия)
В начале ХХ в. целью школьного образования была ассимиляция, направленная на американизацию прибывших из других стран детей. Для реализации этого процесса к 1900-м гг. был накоплен достаточный опыт. В то время в педагогике произошла «педоцентристская революция», основы которой были заложены в работах американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Ее сутью было развитие интереса к учащемуся человеку, формирование «реформаторской педагогики», направленной на человекознание, изучение своеобразия личности учащегося. Реформаторы справедливо осуждали прежнюю педагогику за отрыв от конкретного субъекта воспитательного воздействия, чрезмерный интеллектуализм в обучении, лишение права молодого человека на самостоятельность, установление узких ограничительных рамок в образовательно-воспитательном процессе.
В 1918 г. появились «Основополагающие принципы среднего образования» (Oardinal Principles of Secondary Education), определившие развитие образования на многие десятилетия. В них делался упор на неакадемические, воспитательные задачи средней школы. Процесс овладения знаниями был ограничен «знаниями о ключевых процессах», шесть других задач включали здоровье, нормальные отношения в семье, правильный выбор профессии, гражданское воспитание,
достойное проведение досуга, нравственный облик молодого человека. Среди значительных имен американской педагогики того периода следует назвать Люси Спрейга Митчелла, одного из руководителей системы частных школ; Карлтона Уошберна, реформатора бесплатных государственных школ; психолога Льюиса Тёрмана, профессора педагогики из Стэнфорда, автор теста Army Alfa и тестирования на определение IQ в средних школах страны. Первый тест был направлен на определение степени готовности молодых людей к военной службе, второй - на выявление одаренных детей.
По мнению Тёрмана, типичный одаренный ребенок владеет учебным материалом на 35 % лучше, чем остальные дети его возраста. Его не смущало, что дети, показавшие IQ выше 140 баллов и отнесенные им к категории одаренных, происходили преимущественно из семей образованной элиты и интеллигенции. Однако достаточно неоднозначные результаты тестирования и спорные выводы Тёрмана послужили основанием для провозглашения педагогически верной идеи индивидуализации процесса обучения с учетом способностей и интересов детей. Ее реализация заключалась в сохранении академических программ для белых учащихся из семей образованной элиты, которым была уготована роль двигателей нации и программ «адаптации к жизни» для школьников из малоимущих, «черных» и «цветных» семей. Программы для одаренных детей присутствуют в учебных планах всех школ США до сих пор; они, по существу, и являются нормальными программами обучения в средней школе.
В начале ХХ в. начались научные разработки американских ученых в области чтения, первоначально носившие несамостоятельный характер. Интерес к психолого-педагогическим и психофизиологическим исследованиям в этой сфере зародился в Европе в середине XVIII в., причем большинство из них выполнено в Германии и Франции. Исследования были посвящены движению глаз при чтении, зрительному восприятию и внутренней речи. Получая стимул из-за границы, американские ученые про-
13
водили аналогичную работу и в своей стране. Так, к 1910 г. 34 исследования в области чтения было выполнено в Великобритании и США на английском языке, причем 14 из них - с 1906 по 1910 г. В то же время появились труды, выявляющие «слепоту к слову» («конгениталек-сию») как причину отставания при обучении чтению. Первый из них, опубликованный в медицинском журнале Великобритании в 1896 г. [12, с. 147], был написан медиком, который и назвал явление трудности чтения congenital alexia. Последовали исследования во Франции, Германии, Великобритании и США; их историческое значение заключалось в привлечении внимания к явлению неспособности некоторых людей к чтению и поиске путей их обучения. Это направление сегодня рассматривается кор-рекционной педагогикой и носит название «дислексии».
Следующие пятнадцать лет стали временем научных исследований (пятый период, длившийся с 1910 по 1925 г.). Был создан инструментарий оценки качества образования, включавший систему тестирования. В тот период в образование введено больше инноваций, чем за все предшествующие годы существования системы образования. Задача создания новой модели школы ставилась на повестку дня объективной логикой развития индустриального общества. Подготовка политехнически образованного, грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения и заниматься самообразованием, решалась в модели школы, называемой «школой труда». Данная концепция пыталась учитывать склонности и особенности «неодаренного» ребенка, опиралась на опытно-исследовательские методы. В то же время она тяготела к регламентации учебного процесса, ориентировалась на формирование работников и трудящихся граждан и имела утилитарно-прагматическую направленность подготовки к жизни [5, с. 90].
Чтению в «школе труда» отводилась существенная роль. Оно становилось средством обучения (в том числе универсальному умению принятия решений) и воспитания. Под влияни-
ем работ Ф. Паркера, Э. Хюи и других ученых обучение чтению перестало быть «натаскиванием» на озвучивание текста, его декодирование; основной акцент уже делался на понимание смысла читаемого материала, обучение чтению про себя.
В 1910 г. появилась работа Эдварда Торн-дайка На^writing Scale, заложившая основы тестирования. Основы же тестирования умений чтения были представлены в работе В. Грея The Gray Standardized Oral Reading Paragraphs (1915). Он же в 1917 г. защитил первую американскую докторскую диссертацию, посвященную вопросам чтения в США. Нельзя не отметить, что в университете Чикаго С. Бадд и Г. Базвел начали первые исследования зрительного компонента техники чтения, позже вошедшие в мировую науку. В 1915 г. были выделены критерии оценки качества чтения при тестировании, которыми стали: понимание содержания прочитанного текста и скорость чтения, а также точность произнесения слов при чтении вслух. Как только ученые согласились с выделенными критериями, стали появляться многочисленные тесты, измеряющие качество чтения (The Brown Silent Reading Test, Courtis's Silent Reading Test, Monroe's Standardized Silent Reading Test).
В годы Первой мировой войны (1914-1918) стартовал новый этап в обучении чтению - быстрому и про себя. Необходимость этого объяснялась тем, что американские солдаты не понимали инструкций по использованию оружия. Создавались методики быстрого чтения, которые апробировались на солдатах американской армии. Началось развитие методик помощи слабо читающим взрослым, обучение чтению на английском неродном языке, поскольку солдаты были молодыми людьми в основном из низовых социально-экономических слоев. Новые задачи обучения потребовали изменений в методике подготовки учителей. Обучение чтению подчинили изменившейся социально-политической обстановке в стране: необходимо было найти быстрое решение сиюминутных задач. Соответственно изменилось содержание обучения: на смену ли-
14
тературным текстам пришли информационные и тексты-рассуждения, носящие пропагандистский характер. Методика являлась достаточно простой и решала строго определенные цели и задачи. Учебные материалы сопровождались вопросами, проверяющими их понимание, и тестовыми заданиями. В американские школы была введена разветвленная система тестирования, о развивающей функции обучения и образования вопрос не стоял. Можно сказать, что в тот период времени была отработана модель обучения американского солдата (GI), к которой еще не раз прибегнут в США при необходимости быстрой подготовки определенного военного контингента для решения конкретных военных задач.
Золотым десятилетием в образовании американские исследователи называют шестой период, охватывающий 1925-1935 гг., поскольку именно тогда в практику преподавания в школах были внедрены научно обоснованные методы, составившие основу активных методик обучения. Для США это период достаточно спокойного развития: накопив средства за период войны, страна начала вкладывать их в науку и образование. Существенным вкладом стало движение high school, благодаря которому было изменено финансирование общеобразовательных школ, что позволило молодым людям получать бесплатное образование на уровне старшей школы (после 13 лет). Доступ к полному бесплатному среднему образованию предоставил новые возможности для школьников из семей среднего класса. «Успех экономической системы США обязан в первую очередь успехам в образовании, особенно важно движение "high school" в начале ХХ в., которое превратило США в образованную страну. Выпускники старшей школы быстро стали белыми и синими воротничками, обеспечившими процветание страны» [11].
Еще раз подчеркнем, что в стабильные периоды развития страны внимание направлялось на образование школьников, расширение их кругозора, воспитание литературного вкуса через обильное чтение мировой литературы. В это золотое десятилетие материалом воспи-
тания характера и особенно патриотических качеств стали лучшие образцы национальной литературы, к которым были отнесены произведения Г. Лонгфелло, Э. Брайанта, Р. Лоуэлла, Г. Торо, Н. Готорна, И. Стоуна, Р. У. Эмерсона, А.-К. Дойля. Перед школой вновь были поставлены образовательные цели, включавшие развитие мышления, познавательной активности учащихся, формирование читательского опыта, интереса и мотивации к чтению. Направление, основывающееся на теории активности обучающегося (The Activity Movement), одержало верх над вторым распространенным направлением, сосредоточенным на последовательном формировании практических навыков.
Седьмой период сопровождался приходом Гитлера к власти, Второй мировой войной, рождением атомного оружия, началом холодной войны. Он способствовал изменениям в системе образования, включая обучение чтению и английскому языку. Произошел всплеск внимания к английскому неродному и иностранному, но американцы перенесли методику обучения чтению на родном на обучение чтению на иностранном (без учета лингвистических особенностей других языков) [2]. Учебники и книги для чтения сразу стали наполняться моралистическими, патриотическими, националистическими текстами, воспитывающими лояльность, прославляющими американскую демократию и США. Сохранились информационные тексты для расширения кругозора и развлекательные, призванные формировать интерес к чтению на фоне первой волны развития радио и телевидения. Сиюминутные пафосные тексты и быстрые методики немедленно сказались на качестве обучения. Названия научно-педагогических исследований того периода указывают на беспокойство педагогического сообщества по поводу резкого падения качества образования: «Чтение для интереса» (П. Витти, 1942), «Почему учащиеся не умеют читать» (Хелен Робинсон, 1946). Происходит рост социальной значимости чтения при общем сокращении научных исследова-
15
ний; его начинают рассматривать как инструмент социализации человека.
Остановимся здесь на программе «адаптации к жизни» (life adjustment), которая сыграла существенную роль в развитии американского образования во второй половине ХХ в. и остается привлекательной для общеобразовательных школ и сегодня, причем не только в США, но и в других странах. Ее авторами принято считать Чарльза Проссера, «белого» выходца со Среднего Запада, сыгравшего значительную роль в становлении и развитии профессионально-технического образования; Л. Томаса Хопкинса, профессора педагогического колледжа; Бенджамина Уиллиса, главу комиссии по адаптации молодежи к жизни, и профессора Уильяма Джансена. В период, когда количество учащихся возрастало в связи с послевоенным подъемом рождаемости, а успеваемость оставалась низкой, было высказано пожелание, чтобы дети «белых» учились в лучших школах, чем дети «черных». Считалось, что лишь 20 % американских школьников способны извлечь пользу из обучения по академической программе, еще 20 % целесообразно получать профессионально-техническое образование, а остальным 60 % надлежит пройти подготовку, которая поможет им всего лишь адаптироваться к жизни. В. Джансен сформулировал шесть главных целей «надлежащего образования в государственных школах»: обучение необходимым знаниям и умениям; воспитание социального характера, соответствующего нормам демократии; закаливание здоровья; развитие здравомыслия; умение творчески рассуждать и браться за любое дело и, наконец, подготовка к трудовой жизни. К сожалению научного педагогического сообщества, считавшего эти принципы «пресной похлебкой, приготовленной по дешевым рецептам добродетели», практики образования стали реорганизовывать свои школы при поддержке населения. В результате были серьезно сокращены или аннулированы академические курсы школьной программы - основа среднего общего образования (алгебра, геометрия, история Европы, иностранные языки, химия, физика, англий-
ский язык и литература, которые являются одним предметом), вытеснены учителя, способные их преподавать. Ушли из программ классические произведения английской литературы («Сайлес Марнер» Дж. Элиота, пьесы Шекспира). На смену пришли сиюминутные, «замещающие» предметы, более простые тексты, вводилась «политика социального продвижения» (перевод школьника в следующий класс вне зависимости от успеваемости). Был отменен принцип распределения детей на классы и группы по результатам тестирования; это обосновывалось нежеланием наносить детям «психологическую травму» [3, с. 96-101]. Государственные школы США в последующем добавляли новые принципы и программы, меняли риторику, но по своей сути они до настоящего времени остаются школами подготовки к жизни, необходимой большинству молодежи, но не школами академических знаний, которые являются основой дальнейшего университетского образования, нужного «настоящим американцам».
Серьезной критике была подвергнута система образования школьных педагогов в книгах «Подготовка американских учителей» Джеймса Конанта (The Education of American Teachers, 1963) и «Неправильная подготовка американских учителей» Джеймса Кернера (The Miseducation of American Teachers, 1963). Общество требовало возвратить контроль над государственными школами, привлекать общественность и в первую очередь родителей к управлению школами, а также, признав дефор-мированность подготовки учащихся в эпоху адаптации, вернуть академические предметы в полном объеме.
Таким образом, каждый период общественного развития выдвигал свои требования к системе образования, определял его приоритеты, практики обучения чтению и отбор текстового материала для соответствующего учебного процесса. Вышеизложенное показывает, что именно золотое десятилетие (1925-1935 гг.) в образовании позволило США накопить экономическую мощь, что выдвинуло страну на лидирующие позиции в мире.
16
1. Белоколенко, М. В. Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХ1 века. Результаты чтения взрослых / М. В. Белоколенко // Человек читающий: Homo legens - 6: сб. докл. и ст. / под общ. ред. канд. пед. наук М. В. Белоколенко. - Москва: Рус. ассоц. чтения: Канон+, 2013. - С. 62-78.
2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 8-е изд., испр. и доп. -Москва: Академия, 2015. - 368 с.
3. Грэм, П. А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации / Патриция Альбьерг Грэм; пер. с англ. С. Карпа. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 286, [1] с.
4. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Всерос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Ру-домино; [авт. ст.: Й. Свенбро и др.; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковской]. - Москва: Фаир, 2008. - 542, [1] с.
5. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - Москва: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. - 140 с.
6. Мелентьева, Ю. П. О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Канон+, 2015. - 184 с.
7. Романичева, Е. С. Что и как мы читаем сегодня: вызовы ХХ1 века. Результаты чтения студентов / Е. С. Романичева // Человек читающий: Homo legens - 6: сб. докл. и ст. / под общ. ред. канд. пед. наук М. В. Белоколенко. - Москва: Рус. ассоц. чтения: Канон+, 2013. - С. 48-61.
8. Рудик, Е. Л. Что и как мы читаем сегодня: вызовы XXI века. Результаты чтения школьников / Е. Л. Ру-дик // Человек читающий: Homo legens - 6: сб. докл. и ст. / под общ. ред. канд. пед. наук М. В. Белоколенко. - Москва: Рус. ассоц. чтения: Канон+, 2013. - С. 32-47.
9. Терентьева, Н. П. «Нужные книги» в представлении современных читателей-старшеклассников (по результатам опросов 2009 и 2013 годов) / Н. П. Терентьева // Человек читающий: Homo legens - 6: сб. докл. и ст. / под общ. ред. канд. пед. наук М. В. Белоколенко. - Москва: Рус. ассоц. чтения: Канон+, 2013. - С. 79-86.
10. Arnold S. L. 2002. Reading: How to teach it. Newark: NJ; Silver Burdett. 518 p. (In Eng.).
11. Goldin C., Katz L. 2008. The race between education and technology [Electronic resource]. Belknap Press for Harvard University Press. Available from: http://www.hup.haivard.edu/catalog/GOLRAC.html (accessed 21.02.2016). (In Eng.).
12. Morgan W. P. 1896. A case of congenital word blindness (inability to learn to read). British Medical Journal. P. 147. (In Eng.).
13. Smith N. B. 2002. А Historical analysis of American Reading Instruction. IRA. Inc. Newark. 518 p. (In Eng.).
Получено 04.05.2016
N. Smetannikova
Candidate of Psychological Sciences, Professor, the President of Russian reading Association E-mail: [email protected]
SOCIO-POLITICAL CONTEXT OF TEACHING READING IN THE USA
(FROM 17 - TO 20 CENT.)
Abstract. A search for approaches to literacy instruction, development of reading practices in educational and culture organizations makes the article actual. The author used interdisciplinary intersections including historic and educational, cultural, book- and reader-centered fields to show the specifics of reading instruction in various historic periods of the USA. They include a set of socio-political factors, such as: the state of religious and public life, morals, industrialization, peculiarities of culture, international conflicts, migration, education.
Young settlers were taught oral multiple rereading with close attention of the extracts from the Bible in a religious period (1607-1776); historic, geographic and patriotic texts became major reading materials in a nationalistic-patriotic period (1776-1840), the aims of teaching reading as an expressive art of literary texts, intellectual
17
reading as well as intellectual development of readers and their literary taste were first set in an intellectual period (1840-1880), which is characterized as the period of formation of American democracy. Innovative classroom practices in reading instruction such as phonetic, synthetic, rational reading, reading of sentences and "stories" occurred in the fourth period which was connected with forming cultural basis of the country. Only high quality literary texts were chosen for teaching. The period of scientific research (1910-1925) emphasized both study and best practices: reading comprehension, speed of reading and accuracy of oral reading were in focus.
In the so^alled "Golden decade" prosperity of the country was directly linked with success in education so development of thinking and cognitive development, reader's experience, interests and motivation to reading became most important. During the period of international conflicts (1935-1950) reading material was primarily changed to patriotic and nationalistic texts; decline in education and lifestyle accompanied reading instruction.
The author showed that particularly "Golden decade" in education, its good practices in reading instruction and their development put the USA into its leading position.
Keywords: reading instruction, the USA, periods of development, reading textbooks, texts, methods of teaching, assimilation, adaptation
For citing: Smetannikova N. 2016. Socio-political context of teaching reading in the USA (from 17 -to 20 cent.). Culture and Arts Herald. No 4 (48): 7-18.
References
1. Belokolenko M. 2013.What and how we read today. Challenges of the 21 century. The results of adults' reading. Chelovek chitayushchiy: Homo legens - 6 [The person reading. Homo legens - 6]. Moscow: The Reading Association of Russia: Kanon+. P. 62-78. (In Russ.).
2. Galskova N., Gez N. 2015. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguadidactics and methods]. Moscow: Akademiya. 368 p. (In Russ.).
3. Graham P. 2011. Amerika za shkol'noy partoy. Kak srednie shkoly otvechayut menyayushchimsya potrebnostyam natsii [Schooling America. How the public schools meet the nation's changing needs]. Translated from English by Karp S. Moscow: The Higher School of Economics Publishing House. 287 p. (In Russ.).
4. Istoriya chteniya v zapadnom mire ot Antichnosti do nashikh dney [The history of reading in the Western world from Antiquity to the present day]. 2008. Svenbro I. etc.; translated from French by Runova M., Zubkov N., Nedashkovskaia T. Moscow: Fair. 543 p. (In Russ.).
5. Kornetov G. 1994. Vsemirnaya istoriya pedagogiki [World history of pedagogics]. Moscow: Publishing house of the Russian Open University. 140 p. (In Russ.).
6. Melenteva IU. 2015. O chtenii. Razmyshleniya o teoreticheskikh aspektakh chteniya [On reading. Reflections on theoretical aspects of reading]. Moscow: Kanon+. 184 p. (In Russ.).
7. Romanicheva E. 2013. What and how we read today. Challenges of the 21 century. The results of students' reading. Chelovek chitayushchiy: Homo legens - 6 [The person reading. Homo legens - 6]. Moscow: The Reading Association of Russia: Kanon+. P. 48-61. (In Russ.).
8. Rudik E. 2013. What and how we read today. Challenges of the 21 century. The results of schoolchildren reading. Chelovek chitayushchiy: Homo legens - 6 [The person reading. Homo legens - 6]. Moscow: The Reading Association of Russia: Kanon+. P. 32-47. (In Russ.).
9. Terenteva N. 2013. "Neccesary books" in opinions of modern high school readers (study of 2009 and 2013). Chelovek chitayushchiy: Homo legens - 6 [The person reading. Homo legens - 6]. Moscow: The Reading Association of Russia: Kanon+. P. 79-86. (In Russ.).
10. Arnold S. L. 2002. Reading: How to teach it. Newark: NJ: Silver Burdett. 518 p. (In Eng.).
11. Goldin C., Katz L. 2008. The race between education and technology [Electronic resource]. Belknap Press for Harvard University Press. Available from: http://www.hup.harvard.edu/catalog/GOLRAC.html (accessed 21.02.2016). (In Eng.).
12. Morgan W. P. 1896. A case of congenital word blindness (inability to learn to read). British Medical Journal. P. 147. (In Eng.).
13. Smith N. B. 2002. А Historical analysis of American Reading Instruction. IRA. Inc. Newark. 518 p. (In Eng.).
Received 04.05.2016
18