Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ФОРМИРОВАНИЕ / НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Джавгарат Асадулаевна

Цель исследования - изучение особенностей обучения учащихся начальных классов навыкам чтения, определить способы и методы. Метод. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение. Результат. В ходе проведенного исследования автором определены особенности обучения навыкам чтения учащихся младших классов, автором проанализированы различные методы и способы формирования навыков чтения, определены наиболее эффективные из них. Вывод. В результате проведенного методического и педагогического анализа сделано заключение об эффективности использования и сочетания на уроках чтения в младших классах различных методик и приемов таким образом, чтобы развивать как смысловую, так и техническую сторону чтения, уделяя при этом внимание каждому компоненту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING INSTRUCTION TO PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The aim of this article is to study the peculiarities of acquirement of primary schoolchildren the reading skills. Method. Analysis of psychological, pedagogical and methodical literature on the researched subject, observation, generalization. Result. In the course of the study, the author identifies the features of teaching reading skills to primary schoolchildren, the author analyzes various methods and ways of forming the reading skills and identifies the most effective of them. Conclusion. As a result of the conducted methodological and pedagogical analysis, a conclusion is made about the effectiveness of using and combining various methods and techniques in reading lessons in junior classes in such a way as to develop both the semantic and technical side of reading, while paying attention to each component.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-94-98

Обучение чтению учащихся начальных классов

Рамазанова Д. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djavgara77@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучение особенностей обучения учащихся начальных классов навыкам чтения, определить способы и методы. Метод. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение. Результат. В ходе проведенного исследования автором определены особенности обучения навыкам чтения учащихся младших классов, автором проанализированы различные методы и способы формирования навыков чтения, определены наиболее эффективные из них. Вывод. В результате проведенного методического и педагогического анализа сделано заключение об эффективности использования и сочетания на уроках чтения в младших классах различных методик и приемов таким образом, чтобы развивать как смысловую, так и техническую сторону чтения, уделяя при этом внимание каждому компоненту.

Ключевые слова: чтение, обучение, учащиеся начальных классов, формирование, навык.

Формат цитирования: Рамазанова Д. А. Обучение чтению учащихся начальных классов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 94-98. РР!: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-94-98_

Reading Instruction to Primary Schoolchildren

Dzhavgarat A. Ramazanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djavgara77@mail.ru

ABSTRACT. The aim of this article is to study the peculiarities of acquirement of primary schoolchildren the reading skills. Method. Analysis of psychological, pedagogical and methodical literature on the researched subject, observation, generalization. Result. In the course of the study, the author identifies the features of teaching reading skills to primary schoolchildren, the author analyzes various methods and ways of forming the reading skills and identifies the most effective of them. Conclusion. As a result of the conducted methodological and pedagogical analysis, a conclusion is made about the effectiveness of using and combining various methods and techniques in reading lessons in junior classes in such a way as to develop both the semantic and technical side of reading, while paying attention to each component.

Keywords: reading, teaching, primary schoolchildren, formation, skill.

For citation: Ramazanova D. A. Reading Instruction to Primary Schoolchildren. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 94-98. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1- 94-98(In Russian)_

Введение

Формирование навыков чтения является одной из самых важных целей обучения начальной школы, так как играет огромную роль в образовании и воспитании всестороннее развитой личности обучающегося, является фундаментом дальнейшего обучения детей, своеобразным ключом к получению новых знаний. «Чтение, - как

говорил выдающийся педагог В. А. Сухом-линский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [1].

Большое внимание как ученых-педагогов, так и методистов уделяется проблеме формирования навыков чтения в начальной школе. Навыки чтения представляют собой комплекс умений, которыми учащиеся пользуются, изучая все

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

школьные предметы, на протяжении всего периода обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) включает требования по формированию у учащихся разных видов чтения: чтение вслух и чтение про себя. В первом и втором классах чтение вслух преобладает, занимая почти все основное учебное время. Далее при самостоятельном чтении доля чтения про себя постепенно увеличивается. В третьем и четвертом классах чтению про себя отводится еще больше времени, особенно по другим дисциплинам.

Цель статьи - изучить особенности обучения чтению учащихся начальных классов, определить способы и методы.

Методы - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение.

Результаты и обсуждение

Выделяют следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Изучающее - ставит целью развитие понимания всего текста, усвоения понятий, основных и второстепенных фактов, событий художественного произведения. Ознакомительное - представляет собой беглый просмотр текста, фрагментарное прочитывание с целью выявления характера книги, статьи, понимания текста в общем виде, 70-75 % основной информации. Просмотровое - нацелено на получение самой общей информации о журнале, газете, книге, тексте. Поисковое -нацелено на поиск конкретной информации: каких-либо данных, цитат и т. д.

Программа по литературному чтению нацелена на формирование у учащихся младших классов всех видов чтения. Наблюдения показали, что в младших классах чаще других используется изучающее чтение, в том числе и на других уроках. Конечно, присутствуют и другие виды чтения, в зависимости от учебных задач. Но в силу того, что навыки чтения недостаточно сформированы у учащихся младших классов, несколько проблематично использование ознакомительного, просмотрового и поискового видов чтения.

На начальном этапе обучения чтению, использование разных видов чтения способствует формированию у учащихся гибкости, то есть учащийся учится использо-

вать тот или иной вид в разных ситуациях, при этом формируются навыки чтения -беглость, правильность, осознанность, выразительность. Работа над формированием навыков чтения должна происходить с учетом того, что совершенствование одного элемента ведет к совершенствованию другого. Все компоненты, входящие в навык чтения взаимосвязаны, каждый из них сначала формируется, отрабатывается, выполняются соответствующие упражнения, после чего доходит до уровня навыка.

В обучении чтению учащихся начальных классов большое внимание отводится методам и способам отработки техники чтения. Все компоненты (правильность, выразительность, скорость), образующие технику чтения, имеют свои особенности и соответственно влияют на процесс чтения. Основным является способ чтения, существуют следующие: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

Наиболее продуктивными считаются последние три способа, которые требуют постоянной отработки. Темп чтения зависит от способа чтения. При методически правильно выстроенной работе, проводимой по обучению чтению, учащиеся начальных классов показывают следующие результаты: первый класс - правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов - 30-40 слов в минуту; второй класс - сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами - не меньше 50 слов в минуту; третий класс -правильное сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста - 70-75 слов в минуту; четвертый класс - не меньше 100 слов в минуту.

Оценка по формированию навыка чтения у учащихся младших классов должна исходить из того, как отрабатывается навык в каждой из составляющих его сторон, смысловой, технической.

Часто учащиеся младших классов сталкиваются с трудностями в процессе обучения навыкам чтения. Для начала учителю необходимо выяснить какой компонент навыка вызывает трудности у учащегося. Работа над совершенствованием навыка

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Уо!. 14. N0. 1. 2020

включает в себя ряд специальных упражнений, направленных на автоматизацию таких составляющих навыка чтения, как: различение похожих по написанию слов и букв; побуквенный анализ слов; способность схватывать целостные образы слов; способность прогнозировать, опираясь на зрительный образ и на смысл; четкие ре-чедвигательные и глазодвигательные операции.

Наблюдения показали, что наиболее эффективными для формирования навыков чтения у учащихся начальных классов являются упражнения, где звуковому анализу, синтезу слога и слова уделяется большое значение. Упражнения следующего типа: разделить слова на слоги и звуки на слух; выделить первый и второй слоги в двусложном слове с открытыми слогами; письмо по слуху; дописать второй слог в слове; придумать слова в два слога; упражнения с двусложными словами; чтение по схемам; составление слов из карточек-слогов (ру-ка, кни-га, дро-ва, мет-ла и т. д.); чтение предложения стихов и рассказов по слогам.

Невозможно освоить навыки чтения без умения воспринимать слоги, учащийся должен видеть слово, а не перебирать буквы. Упражнения подбираются тщательно по нарастающей трудности.

Письменные упражнения, такие как: дописать слог; выписать из стихотворения слова в один, два, три и т. д. слога; выписать схожие по звучанию слова и др. также должны выполняться по мере нарастания трудностей.

Большое внимание учителю необходимо обратить на развитие речедвигательно-го аппарата учащихся младших классов, так как это имеет огромное значение для быстроты и темпа. Каждый урок необходимо начинать с разминки, подготовки речевого аппарата учащихся.

Упражнения разминки направлены на: отработку дикции; правильное произнесение тех или иных звуков; работу голосового аппарата (произнесение слов и слогов тихо, громко, шепотом); развитие темпа речи (медленное, быстрое произнесение слов, умеренное произнесение). Сложность упражнений также следует соотносить с подготовкой учащихся и возрастом.

Так, в первом классе в разминку включается чтение сочетаний изучаемого звука с гласными, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными, чтение слов, слогов, текстов,

скороговорок, которые содержат изученный звук. Таким образом, артикуляционная гимнастика, которая проводится в начале и в конце урока решает много задач, не отнимая много времени.

Чистота звука и интонация хорошо отрабатываются при использовании скороговорок. Они развивают артикуляционную и фонематическую память учащихся, ставят речевое дыхание. При этом необходимо следить за четкостью произношения учащихся. Учащиеся сначала беззвучно проговаривают скороговорку, артикулируя, затем шепотом, только потом вслух. Каждое сложное слово необходимо произносить по слогам, можно медленно, но без оговорок. Затем уже в быстром темпе. Для начала используются короткие скороговорки, после уже более сложные. Следует также обратить внимание на содержание, обсудить для начала с учащимися, расставить интонацию.

Могут использоваться упражнения следующего типа: прочитайте скороговорку с веселой интонацией, или, наоборот, с грустной. «Три сороки на пороге, три вороны на воротах»; «Чешуйки у щучки, щетинки у чушки»; «Король-орёл»; «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот»; «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке»; «Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили!» и т. д.

Можно разделить класс на две группы, каждая из команд произносит по скороговорке, кто больше скороговорок произнес без ошибок, та команда побеждает. Или упражнения в игровой форме: каждая из команд перечисляет по очереди слова с определенным слогом, та команда, которая произнесет больше слов выигрывает. Игровой элемент в заданиях и соревновательный дух поможет ребятам лучше усвоить материал.

Использование на уроках в младших классах наглядных пособий имеет большое значение при обучении чтению. Использование картинок, карточек, различных предметов для развития зрительной памяти и внимания. Могут использоваться задания следующего типа: учитель демонстрирует картинку учащимся на несколько секунд. Учащиеся должны запомнить, что было изображено на картинке. Или показать иллюстрацию из рассказа, сказки, учащиеся должны произнести название рассказа, сказки. Данный метод называется методом динамического чтения, т. е. чте-

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ния только глазами определённых блоков, групп слов (фотографирование).

Таблицы букв и слогов также хорошо развивают поле зрения. При этом используются упражнения с фиксацией зрения в центре таблицы. Работа с таблицами позволяет учащимся развивать боковое зрение. Также используются упражнения следующего вида: прочтение без голоса, артикуляционное, чтение шепотом медленно, громко медленно, громко быстро; чтение слов, написанных равновеликим шрифтом (КосМИЧЕский, ВЗлетЕЛ и др.); деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями. При работе над чтением текста, используются также упражнения следующего вида: вставить пропущенные слоги в словах, закончить слово и т. д.

Формированию правильности чтения способствуют следующие упражнения, которые развивают память, внимание: описание движущихся предметов; повторение слов за учителем (схожие по звучанию слова); выбрать слова на определенный звук; придумать название предметов (или фруктов, овощей) на определенный звук; перечисление имен, в которых есть определенный звук; заучивание четверостиший; чтение слов, которые отличаются одной буквой и т. д.

Учителю следует следить за тем, чтобы учащийся не допускал: пропусков, добавлений, искажений, замены, повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударений.

Эффективными приемами для формирования навыков чтения являются (методики И. Т. Федоренко, В. Н. Зайцева):

- чтение в парах;

- чтение за диктором;

- групповое чтение;

- чтение с ускорением темпа;

- чтение в темпе скороговорки;

- выразительное чтение;

- чтение с речевыми помехами;

- чтение с простукиванием ритма;

- чтение со звуковыми помехами;

- зрительные диктанты.

При использовании данных приемов и методов работы у учащихся развивается беглость, выразительность чтения, формируется сознательность, гибкость.

Выводы

Основной задачей учителя при формировании у учащихся навыков чтения является умение сочетать приемы и методы ра-

боты таким образом, чтобы развивать как смысловую, так и техническую сторону чтения, уделить внимание каждому компоненту. Смысловая сторона при этом играет большую роль. Как высказывался Л. В. Выготский говорил: «Обычно думают, что понимание выше при медленном темпе чтения; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершенствуются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Учитель при работе с учащимся младших классов обязательно должен учитывать индивидуально-психологические особенности, его возможности. Так как одни приходят в первый класс уже читающими, другие читают послоговым способом, третьи по слогам и целыми словами. Для развития всех компонентов навыка (беглость, правильность, выразительность, сознательность) необходимо умело сочетать методы и способы работы с учащимися в зависимости от их потребностей. У учащихся младших классов не развита в полной мере связь между произношением, восприятием и осмысливанием содержания прочитанного. Смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а после и произнесения слова, т. е. не понимая смысл слова, учащийся часто искажает, заменяет его.

Учителю обязательно нужно перед чтением слова пояснить его лексическое значение; слова, имеющие сложный слоговой или морфемный состав требуют послого-вого чтения; много зависит от эмоционального настроя детей, учителю следует уделить внимание созданию соответствующей обстановки для концентрации внимания учащихся при чтении; необходим систематический контроль за развитием у учащихся тех или иных умений; при исправлении ошибок учащихся, учитель прерывает чтеца только при искажении, меняющем текст; ошибки, не меняющие смысла, учитель отмечает уже после прочтения текста.

При подборе методик обучения чтению учителю следует учитывать характер учащегося, его способности, умение воспринимать учебный материал.

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Литература

1. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. 248 c.

References

1. Serdce otdayu detyam [I give my heart to my children]. Kiev, 1969. 248 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Рамазанова Джавгарат Асадулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального языкового образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djavgara77@mail.ru

Принята в печать 12.01.2020 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Dzhavgarat A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theoretical Foundations and Primary Language Education Technologies, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djavga-ra77@mail.r

Received 12.01.2020.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-98-101

Методические основы формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству

Рамазанова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - выявить необходимые условия, формы и методы формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству. Методы. Изучение методологической и искусствоведческой литературы, наблюдение и анализ художественных материалов, их сопоставление и обобщение. Результат. Важной задачей педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гармонизации образования является формирование их познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству. Так как именно в творчестве декоративно-прикладного искусства можно эффективно развивать творческие качества личности. В свою очередь организация воспитательного процесса, направленного на эстетическое развитие средствами декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью становления гармоничной личности, способствует сформированности творческих умений, повышая интеллектуальные качества и эстетический вкус. Вывод. Реализация методических основ формирования интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется в рамках личностно-ориентированного и деятельностного подходов, которые обеспечивают необходимые условия эстетического восприятия окружающей среды, способствуют гармоничному развитию учащихся и приобщают их к культурно-эстетическим достижениям народного творчества в рамках декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: воспитание, народное творчество, культура, декоративно-прикладное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.