Научная статья на тему 'Обучение чтению на английском языке в начальной школе'

Обучение чтению на английском языке в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2055
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение чтению на английском языке в начальной школе»

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Аствацатурова Н.Я.*

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27», г. Астрахань

«... фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении. Моя профессия и моя страсть ... вы даже не представляете, как интересно взять человека, наделить его новой речью и с помощью этой речи сделать его совершенно иным».

Бернард Шоу

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.

Во втором классе обучение чтению на английском языке начинается с изучения звуков, обозначенных особыми знаками и буквами английского алфавита, с установления звукобуквенных соответствий и со знакомства с вариантами обозначения звуков различными буквосочетаниями на отображенном в учебных целях материале. Эго этап формирования техники чтения, на котором большое значение играет формирование умения читать транскрипцию и соотносить её с графической формой слов. Здесь необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся на внутренний план. Обучение детей проходит на знакомом материале с элементами новизны, а это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения.

В младшем школьном возрасте у детей ещё не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают неоходимыми умениями и навыками.

Они учатся правильно поизносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегчённые аутентичные тексты, пользуясь приёмами ознакомительного и изучающего чтения.

В третьем и четвёртом классах проходит интенсивное изучение правил чтения и вводятся все знаки транскрипции. Продолжается отработка техники чтения, обращается внимание не только на правильное произношение

Учитель.

Теория и методика обучения и воспитания

73

слов, но и на ритм, интонацию, ударение, паузы, мелодику различных типов предложений.

Очень важно чтобы учитель чётко формулировал задачу в каждом задании на чтение и придерживаться соответствующей стратегии, так как если дети привыкают к одному виду чтения - изучающему, они не могут в дальнейшем переключиться на просмотровое и поисковое чтение. Это вызывает сложность у учащихся. И, наоборот, если постоянно используются различные виды чтения с конкретно поставленной для данного вида чтения задачей, то учащиеся со временем всё легче и уверенней выполняют поставленные перед ними задачи, привыкая к их разнообразию.

Конечно, на начальном этапе обучения у ребят возникает немало трудностей. И это объясняется многими причинами: английский алфавит состоит из 26 букв, 146 графем и 46 фонем. Соответственно, 26 пар печатных букв составляют 52 символа, при этом:

- только 4 более менее похожи на символы русского алфавита (K, k, М, T);

- 33 буквы - это совершенно новые символы для учащихся (b, D, d, F,

f, G, g, h, I, i, J, j, L, l, m, N, n, Q, q, R, r, S, s, t, U, u, V v, W, w, Y, Z, z);

- а 15 букв (A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, X, x) встречаются в обоих языках, но читаются по-разному.

Прежде всего особую сложность представляют именно те буквы, которые встречаются в обоих языках, но дают совершенно разные звуки (например, букву H очень часто дети читают как русский звук [Н]. Кроме того, простого знания английских букв также недостаточно, необходимо умение читать графемы, т.е. отдельные буквы или комбинации согласных и / или гласных в различных словах (window, back, thought...).

Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными, конечно же, являются: игра, творчество и любопытство.

Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность. Даже робкие и медлительные ученики не будут бояться, так как они знают что ожидать и могут выбрать себе роль полегче.

В своей работе (на начальном этапе изучения языка) я часто использую таблицы-памятки. Цель такой игры: закрепить правила чтения.

Таблица 1

Буквосочетание Слово

ch Cheese.

sh She, shirt.

ar Car, park.

74

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Дети делятся на группы, раздаются таблички каждой группе. Ученики должны написать как можно больше слов с данными буквосочетаниями, при этом учитывается не только количество слов, но и их чтение. Карточки могут быть и на 2, 3 буквосочетания, больше или меньше. Детям нравится такой подход, хотя сначала они испытывают затруднения, потом справляются.

Еще игра: «Pairs» (Пары).

Учащиеся делятся на две команды, используются два комплекта картинок и карточек со словами на определённую тему. Задание - прочитай слово и найди картинку к нему, выигрывает та команда, которая соберёт наибольшее количество пар и правильно прочитает слова.

Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику чтения.

Игра Whispers («Испорченный телефон»).

Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащиеся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.

Active Bingo (Игра «Бинго» с движениями).

Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, «Еда». Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: «Bingo».

Хорошо вводить звуки в стихотворной форме. Например, показать детям картинку с изображением змеи и звук [fj. Далее рассказать стихотворение:

[I] - изогнулись в ростик голова и хвостик

Она в кроватке не лежит,

А извивается, шипит.

«Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [I].

Таким образом, в течение урока можно вводить до 7-10 звуков, и дети легко, с интересом будут знакомиться с каждым из них, т.к. стихотворная форма, принцип ассоциативности помогут довольно быстро запомнить и усвоить данный звук. Стихи учить не обязательно - это всего лишь помощь для лучшего освоения и запоминания.

Если какая-либо стихотворная строка очень понравится, она и сама невольно запомнится и поможет ученикам вспомнить тот или иной звук. Так,

Теория и методика обучения и воспитания

75

постепенно, шаг за шагом в непринужденной игровой форме они осваивают сложную систему английских звуков и прочно запоминают их.

Теперь рассмотрим некоторые методы и приёмы по формированию умения осмысленного чтения.

Первый уровень обучения чтению.

На первом уровне нужно научить детей звукобуквенным соответствиям: Look! / k / -cat, / b / -ball и т.д. С этой целью, эффективно, на мой взгляд, проводить игру «Letters in the air». Для этого необходимы картинки с изображением изучаемой лексики.

1. Продемонстрировать детям картинки со знакомой лексикой, задать вопрос к каждой картинке What is this?

2. Отработать звукобуквенные соответствия. Например, Ball starts with «b». It’s «b» / b / for ball. Can you draw a «b» like this? Прописать букву в воздухе, повторить с детьми. Таким образом поработать с остальной лексикой.

3. Затем прикрепить все картинки на доске и предложить детям угадать нарисованную букву в воздухе и назвать слово, с которой оно начинается. Повторить два или три раза.

4. Затем пригласить некоторых детей рисовать в воздухе буквы для остальных детей с тем, чтобы они отгадывали буквы и называли слово.

5. Написать на доске начальные буквы слов, попросить детей соединить их с картинками.

6. Попросить детей назвать другие слова, которые они знают, начинающиеся с этих букв.

Игру можно проводить в парах, когда дети друг у друга рисуют на спине буквы и отгадывают. Игра вызывает активный интерес и повышает мотивацию обучающихся к изучению букв и звуков английского алфавита.

Необходимо при чтении заботиться о том, чтобы дети правильно произносили звуки в словах и читали предложения с правильной интонацией.

Чтобы дети лучше запоминали образы слов, я считаю эффективно использовать упражнение «Alphabet cards». Цель этой игры, проходящей в виде соревнования, - учить составлять слова. Оно позволяет вовлечь в активную учебную деятельность весь класс.

1. Разделить класс на пары.

2. Раздать конверты с буквами.

3. Попросить детей составить как можно больше слов на определённую тему, например, «Игрушки». Ограничить время (5 минут).

4. Затем попросить каждую пару назвать слова по буквам по очереди.

5. Если другие пары имеют такие же слова, то они переворачивают карточки с буквами, для того чтобы не прочитать это слово ещё раз.

6. В конце, подсчитать, сколько слов было коллективно собрано. Напомнить детям слова, которые они забыли по этой теме.

76

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Карточки с буквами можно использовать в конце урока, например, How many words can you make that we have used in today’s lesson? и для игры Bingo.

Детям очень нравится упражнение на соотнесение слов и картинок фронтально у доски. Каждый ребёнок получает карточку со словом, выходит к доске и прикрепляет её к соответствующей картинке. Таким образом, контролируется их умение читать отдельные слова, а дети лучше запоминают образы слов и их значение.

Второй уровень обучения чтению.

Чтение текста.

На первой ступени обучения работы с текстом необходимым является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение «Share dreading». Цель этого упражнения - учить читать вслух текст, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл.

1. Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.

2. Дети слушают текст и внимательно следят за каждым словом в тексте.

3. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.

4. Попросить детей высказать свое мнение о прочитанном тексте.

5. Организовать чтение вслух.

Постепенно обучение детей чтению в начальной школе должно становиться разнообразным. Детям необходимо знакомиться с разными видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д.

Стратегия работы с тексом состоит из трех этапов:

1. Предтекстовый этап.

2. Чтение текста.

3. Послетекстовый этап.

Предтекстовый этап:

1. Разделить класс на пары.

2. Ввести новую лексику и раздать утверждения.

3. Дети в парах решают, какие из утверждений верные, а какие нет. Затем высказывают своё мнение. Правильные ответы пока не сообщаются.

Текстовый этап (чтение текста):

4. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.

Послетекстовый этап:

5. В конце, дети проверяют ответы (1T, 2F, 3T, 4T, 5F, 6F) и сообщают, какие факты из текста их удивили.

Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей.

Теория и методика обучения и воспитания

77

Следует подчеркнуть, что игры нужно проводить с самого начала обучения, иначе не удастся добиться желаемых результатов из-за «барьера», возникающего при такой форме общения.

Конечно, здесь важна роль учителя. Он должен быть всегда корректен и вежлив, ведь сама личность учителя играет большую роль. Именно педагог создаёт атмосферу на уроке. Обязательно должны присутствовать уважение и доверие к каждому ученику. Плюс тщательное планирование урока с обязательным использованием технических средств обучения.

Список литературы:

1. Вербицкая М.В. Книга для учителя. 3 класс. - 2013.

2. Вербицкая М.В. Кника для учителя. 4 класс. - 2014.

3. Мильруд Р.П., Суворова Ж.А. Рабочие программы (ФГОС) английский язык. Предметная линия учебников «Звёздный английский».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шевелёва И.Н. Nsportal.ru. - 2013.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ТАКСОНОМИИ БЛУМА

© Бабикова Н.Н.*

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

В статье рассматривается проблема проектирования результатов обучения в вузе в условиях перехода от обучения, ориентированного на преподавателя, к студенто-центрированному обучению.

На примере дисциплины «Информационные системы в экономике» рассмотрена трансформация традиционных формулировок результатов обучения в терминах «знает», «умеет», «владеет» в рекомендуемую системой ECTS современную форму «активный глагол + объект изучения + способ демонстрации достижения».

Ключевые слова проектирование результатов обучения; система ECTS; студенто-центрированное образование; модифицированная таксономия Блума.

Российские вузы предоставляют выпускникам возможность получить Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement). Этот официальный документ разработан для выпускников вузов стран, присоединив-

* Доцент кафедры Информационных систем Института точных наук и информационных технологий, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.