Научная статья на тему 'Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов культурологическим дисциплинам в дистанционном формате: проблемы и возможности'

Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов культурологическим дисциплинам в дистанционном формате: проблемы и возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / аспекты преподавания / мультимедийные технологии / создание курса / Moodle / творческие задания. / distance learning / aspects of teaching / multimedia technologies / course creation / Moodle / creative tasks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Е.И.

В статье рассмотрены аспекты преподавания культурологических дисциплин в дистанционном формате, проанализированы результаты работы со студентами. Автором предложен пример заданий курса для загрузки в систему дистанционного обучения, определено место дистанционного обучения в общей системе преподавания культурологических дисциплин, выделены учебные элементы системы дистанционного обучения Moodle, позволяющие организовать как процесс обучения, так и контрольные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of future artists of traditional artistic crafts in cultural disciplines in a remote format: problems and opportunities

The article considers aspects of teaching cultural disciplines in a distance format, analyzes the results of work with students. The author proposes an example of course assignments for uploading to the distance learning system, defines the place of distance learning in the general system of teaching cultural disciplines, highlights the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow organizing both the learning process and control activities.

Текст научной работы на тему «Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов культурологическим дисциплинам в дистанционном формате: проблемы и возможности»

Пути совершенствования системы подготовки будущих художников

традиционного прикладного искусства

Семенова Е.И., преподаватель, Омский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 644045, Омск ул. М. Никифорова д. 5., e-mail: elena-andreenko@mail.ru

Semyonova E.I., teacher, Omsk branch of the Higher school of folk arts (academy), 644045, Omsk, M. Nikiforova street, 5., e-mail: elena-andreenko@mail. ru

Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов культурологическим дисциплинам в дистанционном формате: проблемы и возможности Training of future artists of traditional artistic crafts in cultural disciplines in a remote format: problems and opportunities

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты преподавания культурологических дисциплин в дистанционном формате, проанализированы результаты работы со студентами. Автором предложен пример заданий курса для загрузки в систему дистанционного обучения, определено место дистанционного обучения в общей системе преподавания культурологических дисциплин, выделены учебные элементы системы дистанционного обучения Moodle, позволяющие организовать как процесс обучения, так и контрольные мероприятия.

Ключевые слова: дистанционное обучение, аспекты преподавания, мультимедийные технологии, создание курса, Moodle, творческие задания.

Abstract. The article considers aspects of teaching cultural disciplines in a distance format, analyzes the results of work with students. The author proposes an example of course assignments for uploading to the distance learning system, defines the place of distance learning in the general system of teaching cultural disciplines, highlights the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow organizing both the learning process and control activities.

Key words: distance learning, aspects of teaching, multimedia technologies, course creation, Moodle, creative tasks.

Будущий художник традиционных художественных промыслов должен уметь творить, а, следовательно, свободно мыслить, развивать критическое мышление, на основе освоения богатейшего культурного опыта человечества совершенствовать своё мастерство, чувствовать связь с культурной традицией [8; 9; 10]. Этим задачам посвящены курсы искусствоведческих и культурологических дисциплин.

Знакомство с великими произведениями искусства в курсах «Истории искусств», «Истории мировой культуры», «Истории театра» помогает формированию у студентов понимания образного языка и символов

культуры, развивает эстетическое чувство, воспитывает художественный вкус [11]. Знание классических образцов произведений мировой и отечественной культуры служит источником творческого вдохновения.

При изучении культурологических дисциплин необходим прямой контакт преподавателя и студента, беседа, совместное рассуждение и поиск ответов, общение на занятиях строится как живой диалог, способный подвести участников к собственным выводам. Однако в современных реалиях необходимости дистанционного образования остро встала проблема организации электронных курсов культурологических дисциплин в системе «МоосИе», осознание преимуществ, новых возможностей данного формата обучения.

В 2020 г. преподаватели Омского филиала ВШНИ в кратчайшие сроки освоили систему дистанционного обучения на базе МоосИе. Система предполагает взаимодействие преподавателя и группы студентов. Доступ к материалам курса возможен только для обучающихся, преподавателя и администратора. Создав дистанционный курс, преподаватель имеет возможность редактировать материалы и задания, добавлять различные блоки контроля, обновлять и совершенствовать его. Интерфейс доступен для всех, не требует исключительных знаний в области информационных технологий, позволяя в короткие сроки подготовить учебные материалы по нескольким дисциплинам [6]. Доступ к курсу возможен 24 часа в сутки, что дает возможность работать в удобном режиме. Чат и новостной форум помогают в проведении онлайн консультаций. Элемент курса «Опросник» позволяет осуществлять обратную студентов с преподавателем.

Культурологические дисциплины Омского филиала ВШНИ представлены курсами «История материальной

культуры и предметов быта», «Искусство (Мировая

художественная культура)», «История изобразительного и прикладного искусства», «История мировой культуры», «История театра и материальной культуры:

История театра и

сценографии», «История

искусств» (рис. 1).

Каждый курс

включает организационно-методический блок (анкету, тематику модулей, виды учебной деятельности, формы и сроки отчетности, форум, формы контроля и критерии оценки; справочные материалы по курсу); теоретический блок (лекции, учебные пособия, видеолекции); практический

-> С А (Ьммпо! ШШЯкмя

а о » е

.> ПОО.1 Искусство (Мировая художественная культура)

С ОП.4 История изобразительного и прикладного искусства

«еопе кт # лчч/ 'Ъкжч ч оЛаеспва, '"««О^-чиях ч прост,**» «» испооучжлО Отнят, 2<ХТ

V и1 14 №

Г!

ПД.1 История мировой культуры

Дли данного хурса вьпкюа регионально историчсска* типология культуры, «то предполагает лсогедовагельное изучение первобытной культуры и искусства.

культуры, культуры эпох бофожаеяаю. Реформации и Просвещения XIXи XX веков. Особое место отведено освоению российской культуры и искусствя дчлвя?

чешрии и схлл'акнж чныги хигцраИ иялишеи яклйамммм» нрарххзилкж

лгухмететюв духовности и созидание гут.турных цсвюстсй. От тутт 31 ДНИ 21 Ж. 11Ж

9МДК.1.6 История театра и материальной культуры: История театра и сценографии

С ПД.З История искусств

1 ВГ'1:-.У; у;

Рис. 1. Описание курсов

Я. Ы 5П114«..,»», 4.-.V. » * „„ . > +

- С А «шид UtUMM&n*»/ * <h * В !

| rooodle ..... И ' |

европейское искусство эпохи возрождения

11 April -17 April

блок, дополнительные материалы (презентации, документальные учебные

фильмы, пакеты 8согт); блок текущего и итогового контроля. Так, курс «История

изобразительного и прикладного искусства» построен следующим образом: учебный материал разбит по неделям и темам, каждая тема содержит задание, материал лекции, снабженный

иллюстрациями, видеолекцию, а также дополнительный контент (гиперссылку на документальный фильм по теме, презентацию или

пакет Бсогт) (рис. 2, 3, 4).

1S April -24 April

25 April -1 May

Рис. 2. Построение курса

• О

Искусство Высокого Возрождения. Леонардо, Рафаэль. Микелзиджело.

Высоаии ренессанс

Искусство Высокого Возрождения. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело.

Видеолекция. 16 век Изобразительное искусство Италии 1

Рис. 3. Лекция Рис. 4. Видеолекция

Блок текущего контроля содержит различные материалы для оценивания: эссе, контрольные вопросы, тесты, творческие задания (рис. 5, 6).

Рис. 5. Пример вопроса теста

Рис. 6. Вопрос на соответствие

ОП 4 История изб ройка

В качестве итогового контроля проводится тестирование. Итоговый тест включает в себя вопросы по всему курсу и показывает насколько хорошо студент освоил ту или иную тему.

Вопросы теста могут быть как на множественный выбор, так содержать только один верный ответ, или предполагать необходимость подробного

пояснения, включать задания на соответствие. Время на выполнение итогового теста ограничено

Оценка учитывает

активность студента, выполнение всех заданий и итогового контроля. В этом плане удобна сто бальная система МооШе и настройки журнала оценок, в которых есть возможности присвоить стоимость

выполнения того или иного задания (рис. 7).

Интересным кажется опыт проведения практики по изучению памятников искусства в других городах в дистанционном формате.

Система МоосИе позволяет загрузить видеоэкскурсии и видеолекции, таким образом, у

Рис. 7. Настройки журнала оценок

Санкт -Петербург. Архитектура.

Санкт-Петербург. Экскурсия по городу.

[ с иш Щ' ш \

Рис. 9. Видеоэкскурсия студентов появляется возможность познакомиться с коллекциями и экспозициями величайших музеев России и мира, посетить экскурсии, не выезжая из города, создать дневник практики и отчет, используя мультимедийные возможности (рис. 8, 9) [2; 4].

Дистанционное обучение, может способствовать развитию творческого потенциала личности [1]. В этом плане, представляется перспективным

использование такой формы работы, как выполнение творческого задания

Описание п

(справочная информация)

Петропавловская !фепость. За датой

крепости принято дату

Петербурга 16(2 7) мая 1703г. Форма

крепости принимает форму Заячьего

острова

(шестиконечной звезды),

Оригинальный раннего и северного барокко. Кафедральный храм, в последствие ставший императорской усыпальницей

Зимний дворец. Нынешнее пятое здание дворца

барокко французского рококо в интерьера. В настоящее время в

Собственные впечатления от произведения | искусства

Огороженная

тюрьма. Изнутри крайне щсштабнз.

помещений, на

парадных

воротах

расположены

барельефы

В путеводителях I

кораблем - во время визита в крепостьн подобного н

Изнутри златнр украшен.

Рис. 10. Пример заполнения дневника практики

«ел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или проекта1. Творческое задание не предполагает готового решения, направлено на поиск ответов, самовыражение посредством создания авторского творческого проекта [3]. Цель творческого задания - создание художественного объекта по мотивам известных произведений искусства в рамках изучаемого периода истории культуры (рис. 10)._

1 Идея и методика творческих заданий, алгоритм их выполнения и образцы разработаны Л.М. Ванюшкиной, С.А. Тихомировым, ИИ Куракиной в учебных пособиях для самостоятельной внеаудиторной работы студентов «История искусства в образах, фактах, вопросах» Ч. 1-У. - СПб.: ВШНИ, 2016-2020.

38

Рис. 10. Творческие проекты студентов Омского филиала ВШНИ

Для студентов опыт реализации проекта - возможность выразить себя. Процесс создания художественного объекта переживается автором как субъективное открытие в области искусства, позволяет «пережить», знаковые образы культуры, тем самым присвоить их. Важно, чтобы студент не выполнял точные копии произведений искусства, а осмыслял их и создавал «артефакты», отражающие личные переживания автора, несущие субъективные смыслы.

Логика выполнения творческого задания студентами может быть такова: поиск информации, рассматривание визуального материала, его интерпретация и аргументация, и кульминация деятельности - создание собственных текстов культуры. Оценка выполненных заданий предполагает не только «техничность» исполнения, но также оригинальность и уместность найденного (например, стилевого, художественного и т.д.) решения [3].

Выполнение творческих проектов помогает обучающимся закрепить и обобщить изученный материал, т.к. требует от авторов быть включенным в тему, а общее обсуждение в группе итоговых работ дает дальнейший толчок к развитию творческого мышления, совершенствованию профессиональных навыков.

К проблемам создания курсов для дистанционной работы следует отнести большие временные затраты и трудоемкость работы. Курсы в системе дистанционного обучения требуют от студентов самостоятельности

и организованности, определенной компьютерной грамотности и технических возможностей. Это создает проблемы для студентов, которым сложно организовать себя, а также для тех, кто живет в сельской местности, где могут случаться перебои со связью.

Использование материалов дистанционных учебных курсов может являться дополнением к аудиторному изучению дисциплины, способствовать более глубокому погружению студентов в информационное поле культуры и искусства [7]. Преподаватель получает возможность использовать учебные материалы, размещенные в сети Интернет, организовать внеаудиторную и самостоятельную работу студентов и усиливать контроль за ней, развивать творческие и исследовательские компетенции обучающихся.

В целом, обучение будущих художников в области традиционного прикладного искусства невозможно без живого общения, передача кодов культуры должна происходить от человека к человеку, от мастера к мастеру. Тем не менее, возможно использование курсов СДО как вспомогательной системы при очном обучении.

Литература

1. Бесшапошникова Ю.А. Особенности дистанционной формы обучения будущих специалистов церковно-исторической живописи / Ю.А. Бесшапошникова // Традиционное прикладное искусство и образование. -2020. -№3 (34).-С. 25-33.

2. Ванюшкина JIM., Тихомиров С.А. Музей на пересечении реального и виртуального миров / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - 2021. - Т. 2, № 1. - URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 11.03.2021).

3. Ванюшкина JIM., Тихомиров С.А. Творческие задания как приоритет обучения студентов - будущих художников традиционного прикладного искусства / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 213-214.

4. Ванюшкина JI.M., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Медиакурс «Искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров, И.И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - №2. - С. 39-68.

5. Высшая школа народных искусств (академия) - гарант сохранения и развития национальных традиционных художественных промыслов. Коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. -Санкт- Петербург: ВШНИ, 2019. - 178 с.

6. Кравченко Г.В. Работа в системе MOODLE: руководство пользователя: учеб. пособие / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина; АлтГУ. -Барнаул: АлтГУ, 2012. - 116 с.

7. Куракина И.И. Высшее образование в области традиционных

художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке / И.И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. -№1. - С. 39-56.

8. Максимович В.Ф. Традиционные художественные промыслы и образование: основные проблемы и пути их решения / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3 (29). - С. 7- 14. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043. - URL: https://cyberlenirLka.ru/article/rftraditsiormye-hudozhestvermye-promysly-i-obrazovanie-osnovnye-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 15.01.2021).

9. Максимович В.Ф., Гусева П.В. Творческие вузы и «творчество»: общность и различия / В.Ф. Максимович, П.В. Гусева // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 3 (34). - С. 7-14. - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00045. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/tvorcheskie-vuzy-i-tvorchestvo-obschnost-i-razlichiya (дата обращения: 10.03.2021).

10. Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии). Коллективная монография к юбилею академика Российской академии художеств Марии Александровны Некрасовой / Под научи, ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 164 с.

11. Токарев С.Н. Культурологическое образование в системе непрерывного образования / С.Н. Токарев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. - № 10. - С. 251-261. - URL: https://cyberl eninka.ru/articl e/n/k ulturologicheskoe-obrazo vanie-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.03.2021).

References

1. Besshaposhnikova YU.A. Osobennosti distancionnoj formy obucheniya budushchih specialistov cerkovno-istoricheskoj zhivopisi / YU.A. Besshaposhnikova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. -№3 (34). - S. 25-33.

2. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Muzej na peresechenii real'nogo i virtual'nogo mirov / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov // Ekopoezis: ekogumanitarnye teoriya i praktika. - 2021. - T. 2, № 1. - URL: http://ecopoiesis.ru (data obrashcheniya: 11.03.2021).

3. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Tvorcheskie zadaniya kak prioritet obucheniya studentov - budushchih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2018. -№ 1 (68). - S. 213-214.

4. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Mediakurs «Iskusstvo byt' zritelem»: problemy i perspektivy proektirovaniya sovremennogo uchebnika / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov, I.I. Kurakina // Tradicionnoe

prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - №2. - S. 39-68.

5. Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya) - garant sohraneniya i razvitiya nacional'nyh tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Kollektivnaya monografiya / Pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - Sankt- Peterburg: VSHNI, 2019.- 178 s.

6. Kravchenko G.V. Rabota v sisteme MOODLE: rukovodstvo pol'zovatelya: ucheb. posobie / G.V. Kravchenko, N.V. Volzhenina; AltGU. -Barnaul: AltGU, 2012. - 116 s.

7. Kurakina I.I. Vysshee obrazovanie v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: specifika i dominanty razvitiya v XXI veke / I.I. Kurakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - №1. - S. 39-56.

8. Maksimovich V.F. Tradicionnye hudozhestvennye promysly i obrazovanie: osnovnye problemy i puti ih resheniya / V.F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 3 (29). - S. 7- 14. -DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043. - URL: https://cyberlenirLka.ru/article/rftraditsiormye-hudozhestvermye-promysly-i-obrazovanie-osnovnye-problemy-i-puti-ih-resheniya (data obrashcheniya: 15.01.2021).

9. Maksimovich V.F., Guseva P.V. Tvorcheskie vuzy i «tvorchestvo»: obshchnost' i razlichiya / V.F. Maksimovich, P.V. Guseva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 3 (34). - S. 7-14. - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00045. - URL: https://cyberleninka.m/article/ri/tvorcheskie-vuzy-i-tvorchestvo-obschnost-i-razlichiya (data obrashcheniya: 10.03.2021).

10. Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii). Kollektivnaya monografiya k yubileyu akademika Rossijskoj akademii hudozhestv Marii Aleksandrovny Nekrasovoj / Pod nauchi, red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018.-164 s.

11. Tokarev S.N. Kul'turologicheskoe obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya / S.N. Tokarev // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2005. - № 10. - S. 251-261. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-obrazovanie-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 02.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.