Ванюшкина Л.М., доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e mail: lm31551@yandex.ru
Vanyushkina L.M., doctor of pedagogical sciences, associate professor, the head of the Department of art history, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А, e-mail: lm31551 @yandex. ru
Тихомиров С.А., кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e mail: nauka_vshni@mail.ru
Tikhomirov S.A., PhD in Culturology, associate professor, associate professor of the Department of art history, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А, e-mail: naukavshn i@mail. ru
Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e mail: ladybug90@yandex.ru
Kurakina I.I., PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of art history, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А, e-mail: ladybug90@yandex.ru
Медиакурс «Искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника Media course «The Art of being a spectator»: problems and prospects of designing a modern textbook
Аннотация. Статья посвящена осмыслению специфики проектирования содержания и использования современных учебников как одного из значимых ресурсов формирования и развития системы дистанционного обучения в условиях непредсказуемо меняющегося мира. Авторы подробно исследуют процесс модернизации учебников, детерминированный современной философией образования; выявляют сущностные особенности медиакурса как актуального тренда учебного книгоиздания; дают обзор перспектив параллельного использования текстовой и электронной версии учебника, подробно останавливаясь на описании возможностей курса для реализации его целей и ценностей в контексте задач современного образования. Основное внимание уделено характеристике сущностных черт инновационного медиакурса «Искусство быть зрителем», разработка которого осуществляется на кафедре истории искусств Высшей школы народных искусств (академии). Описанный вариант структурирования содержания учебной дисциплины и подачи материала (иллюстрации, аудио и видеоматериалы, фрагменты онлайн
лекций и мастер-классов и т.д.), использованной типологии заданий и вопросов, фондов оценочных средств и инструментария, с помощью которых они воплощены, и процесса организации освоения курса, могут стать «отправной точкой» для создания медиакурсов и иных теоретических дисциплин.
Ключевые слова: философия образования, открытое образование, цифровизация, современный учебник, медиакурс, современное образование, дистанционное обучение, история искусств.
Abstract. The article is devoted to understanding the specifics of designing the content and using of modern textbooks as one of the significant resources for the formation and development of distance learning in an unpredictably changing world. The authors study in detail the process of textbook modernization, determined by the modern philosophy of education; identify the essential features of the media course as an actual trend of educational book publishing; they give an overview of the prospects for parallel use of text and electronic versions of the textbook, detailing the course's capabilities for implementing its goals and values in the context of modern education. The main attention is paid to the characteristic of the essential features of the innovative media course «The Art of being a spectator», which is developed at the Department of art history of the Higher school of folk arts (Academy). The described variant of structuring the content of the discipline and the presentation of material (illustrations, audio and video materials, fragments of online lectures and master classes, etc.), the typology of tasks and questions used, the funds of evaluation tools and tools with which they are implemented, and the process of organizing the course development can become a "starting point" for creating media courses and other theoretical disciplines.
Keywords: philosophy of education, open education, digitalization, modern textbook, media course, modern education, distance learning, art history.
Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь.
Хелен Адамс Келлер
Успех любого образовательного процесса складывается из многих слагаемых: качественно изложенного содержания, продуманной методики преподавания, профессионализма педагога и его способности к эмпатии, наличия насыщенной культурообразовательной среды и т.д. К числу слагаемых успеха относятся и учебники. От того, насколько их текст глубок и содержателен, форма изложения ярка, увлекательна, интересна, методический аппарат побуждает размышлять, комментировать, выстраивать собственные тексты культуры, книга внешне притягательна, имеет красочные иллюстрации, читаемые и красивые шрифты, удобный формат во многом зависит желание обучающегося познавать мир.
Книга - своеобразное «произведение искусства», причем каждая эпоха вносит коррективы в процесс его создания. XX век изменил «правила игры» между автором и зрителем, читателем, слушателем больше нет
непроницаемой границы: современная публика получила право интерпретировать художественные работы, привнося в них новые смыслы, даже те, которые не были заложены в произведение автором изначально. Иными словами, публика становится соавтором произведений, отбирая монополию авторства у творцов искусства.
Если экстраполировать трансформации, произошедшие в художественной культуре на процесс создания учебников, то и здесь можно зафиксировать изменение социальных ролей. Позиционируя учебник как Книгу жизни, стоит учитывать способность читателя становиться ее соавтором, не сводя его роль исключительно к потреблению ретранслируемой информации. Именно на это обращают внимание современные исследователи, отмечая, что в деле создания научной и учебной литературы одинаково важными «являются как сами публикации, так и их восприятие читателем»
[14].
О том, как превратить учебник в жизненно востребованную Книгу не только написано значительное количество педагогических трудов, но и создана соответствующая теория, насчитывающая уже более полутора столетий [5, с. 11]. Создатели теории учебника (В.Г. Бейлинсон [2], В.П. Беспалько [5], И.Л. Бим [6; 7], М.Н Вятютнев [12], Д.Д. Зуев [13], Н.И. Тупальский [25, 26] и др.) во многом определили основные «правила» проектирования текстов и методического аппарата, которые не утратили научной ценности и актуальны в XXI веке.
Именно понимание того, что учебник «является моделью системы обучения, отражает состояние теории и практики ... в определенный исторический период ... должен отражать ... современный уровень развития науки и ... обобщать практику» [4, с. 20], порождает аксиому о невозможности создания «вечного учебника». Любой учебник неизбежно устаревает и требует модернизации с учетом целей и ценностей современной философии образования, а также вызовов времени.
Эти два вектора детерминируют перманентный процесс корректировки учебника, как в содержательном, так и в методическом плане, номинируя его как один из основных современных инструментов познания окружающего мира, выработки индивидуальных жизненных стратегий обучающихся, формирования опыта решения проблемных ситуаций, не имевших аналога.
Обозначим компоненты современной философии образования, которые в наибольшей степени задают процесс модернизации учебников.
Во-первых, концепция «Образование через всю жизнь» предполагает, что задача любого учебника - дать «не рыбу, а удочку», не готовый свод систематизированных фундаментальных знаний, а инструмент, позволяющий накапливать опыт сравнения и сопоставления информации разных источников, их критического переосмысления, творческой интерпретации, что необходимо для создания собственных текстов культуры и развития системного мышления; видеть за изложением фактов и их комментариями не только проблемы в конкретных сферах научного знания, но и осознавать их
непосредственную соотнесенность с жизнью обучающегося, определять пути их решения.
В этих условиях кардинальным образом меняется целеполагание учебника: его миссией становится не освоение текста, а индивидуальная познавательная деятельность. Текст учебника обеспечивает базовый информационный уровень, над которым обучающийся «надстраивает» навыки самостоятельной исследовательской деятельности и творчества, внеаудиторной работы в городском, музейном, театральном и виртуальном пространстве. Иначе говоря, учебник - не ретранслятор информации, устоявшейся в науке, но инструмент обеспечения зоны ближайшего развития, позволяющий учитывать продвижение обучающихся к образовательной цели и соответствие содержания психологическим и возрастным особенностям, мотивации целевой аудитории.
Иными словами, учебник превращается из инструмента информирования обучающегося в стимул к размышлению о собственной жизни, «навигатор» жизненных ситуаций, триггер познания мира. Этому способствует совершенствование методического аппарата в учебной литературе, стимулирующего работу, в первую очередь, с внутренней мотивацией. Обучающийся не только запоминает текст учебника, подчиняясь внешней мотивации, но и ищет ответы на вопросы, которые его интересуют «здесь и сейчас».
Во-вторых, концепция открытого образования, которая позиционирует образовательную сферу в условиях нестабильного, неопределённого, сложного и непредсказуемого мира [17] как открытое пространство, в котором все институты культуры «уравнены в правах» и являются полноценными каналами образования. Аналогичным образом эта концепция признает триединство формального, неформального и информалъного образования.
Школа и вуз, учитель и университетский преподаватель перестали быть единственным каналом информирования обучающихся, поскольку в новом образовательном пространстве они в значительной мере могут выбирать формы, источники, средства образования.
«Классический учебник» излагает единственную точку зрения на факты, события, тексты, биографии и т.д., однако формируемая у обучающихся картина мира или образ эпохи в результате будут одномерными, «плоскостными». Многомерность возникает только в том случае, когда факты и явления излагаются в различной интерпретации, сквозь призму разных взглядов. Проводя аналогию с живописью, можно сказать, что автор или привычно работает, создавая линейную перспективу, или совмещает на картине несколько точек зрения, как, например, П. Сезанн [24]. «Объемная» картина мира формируется учебником только при совмещении нескольких «перспектив» - информационных каналов, взаимообогащающих друг друга и дополняющих «классическую» интерпретацию реальности.
Этот тезис определил направления модернизации методического аппарата учебника, который может включать задания, связанные с освоением
иных образовательных каналов: например, работу в библиотеке, музейном, театральном, городском пространстве, обогащающих классическую картину мира, изложенную в книге, и формирующих ее полноценный многомерный образ.
С одной стороны, проектирование таких заданий требует от автора эрудированности, нестандартного, а, возможно, и парадоксального взгляда на эпоху, личность, события, художественные произведения, способности к сопоставлению различных точек зрения на одно и то же явление. С другой стороны, подобные методические ходы сложно создать в учебнике, учитывая небезграничный объем книжного блока. Однако «расширение» учебника дополнительной линейкой книжной продукции, составляющей учебно-методический комплекс: рабочей тетрадью, хрестоматией, сборником образовательных путешествий и т.д. позволяет задействовать освоение обучающимися дополнительных каналов познания. Не менее важным и востребованным элементом учебно-методического комплекса становятся медиаресурсы, использование которых дает некомпенсируемые результаты в информировании обучающихся.
В-третьих, концепция информатизации образования, предполагающая, что образовательный процесс проектируется в информационном пространстве «глобальной деревни», поскольку современный мир уже невозможно представить без цифровых технологий, интернет-коммуникации и мобильных гаджетов. Современные студенты обладают качественно иными способами и приемами мышления, чем их сверстники в 1990-е и даже в 2000-е годы. Доступ к избыточным массивам информации в Интернете почти ничем не ограничен, что делает малоинтересными и фактически нежизнеспособными традиционные способы работы с текстом в виде реферирования источников, поиска малодоступных изданий, анализа результатов запросов в поисковых системах с максимальной глубиной и т.д. Поэтому успех разрабатываемых учебников зависит, в том числе от того, насколько они адаптированы к процессам цифровизации и геймификации [23] современного образования.
Процессы цифровизации, поставленные в иерархии текста данной статьи на третье место, сегодня стремительно меняют свою значимость, становясь смысловой доминантой построения траектории современной философии образования, ее мэйнстримом. На наших глазах система образования стремительно модифицируется, чему в значительной степени способствует пандемия [18]. Locus communis в современных медиа стало утверждение о том, что после пандемии образование не будет прежним [16; 20; 22].
Безусловно, дистанционные формы обучения не являются изобретением сегодняшнего дня: во многих странах, в том числе и в России, в направлении проектирования электронных учебников уже накоплен значительный позитивный опыт [1; 3; 15; 21]. Однако в настоящее время дистанционное обучение превращается из компонента образовательной деятельности в ее
краеугольный камень, принимая на себя основную смысловую и коммуникационную нагрузку.
Пандемия вируса COVID-19 побудила пересмотреть традиционную систему образования, предполагающую в своей основе контактную работу с обучающимися: в середине марта 2020 года Министерство Просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовали школам, учреждениям среднего профессионального и высшего образования перейти на дистанционное обучение. Кризис задал мощный импульс цифровизации образования, поставив перед академическим сообществом ключевой вопрос: как обучать студентов, когда их нет в вузе? Массовый переход на дистанционное обучение стал своеобразным вынужденным «экспериментом» [8, с. 6], реализация которого требует гибких подходов, детального осмысления адекватных ситуации форматов и сценариев, сущности механизмов сетевой коммуникации, инструментов обучения.
Как показывают данные опросов, одним из серьезных препятствий для реализации дистанционного обучения становится «отсутствие заранее подготовленных онлайн-курсов по предметам общепрофессионального и профессионального циклов», а его экстренная разработка зачастую осуществляется педагогами без платформенных средств (MS Teams, Moodle и др.) с использованием любых доступных методических рекомендаций и собственного педагогического опыта [8, с. 9, 19].
Очевидно, что механический перевод печатных учебников и учебных пособий в цифровой вид с последующим размещением в Интернете, отправка заданий студентам средствами электронной почты или мессенджеров не превращают обучение в дистанционное, равно как и тестовые задания репродуктивного типа, при помощи которых на онлайн-платформах проверяется освоение теории, «волшебным образом» не превращают традиционные инструменты обучения в курсы нового поколения.
Основным инструментом освоения содержания дисциплин в условиях массового перехода на дистанционное обучение становятся учебники в цифровом виде. Тренд учебного книгоиздания - превращение традиционного учебника в медиакурс, что предполагает разработку его концепции, отбор базовых электронных инструментов, методических приемов и форм организации деятельности обучающихся.
Очевидна необходимость корреляции медиакурса с современным потенциалом интернет-технологий, поскольку студенты возможности цифровой среды осваивают быстрее профессорско-преподавательского состава. Технологическая «начинка» медиакурса, таким образом, проектируется адекватно уровню функциональной грамотности обучающихся в цифровой среде, позволяя задействовать различные интернет-ресурсы, мобильные гаджеты, превращая образование в яркий и увлекательный процесс.
Сложившаяся ситуация многократно увеличивает потребность в медиакурсах, но очевидно, что приоритет будет отдан не просто
информированию обучающихся, а тем моделям дистанционного обучения, которые позволят максимально активно включить их в образовательный процесс, будут стимулировать развитие познавательной активности, креативного мышления, способности к созданию собственных текстов культуры.
Авторы полагают, что настоящий момент является оптимальным для перехода к педагогическому проектированию и моделированию учебников нового поколения, начала разговора о том, какой облик должна приобрести учебная литература, учитывающая не только новую философию образования, но и вызовы времени, в том числе и такие экстремальные и непрогнозируемые, как пандемия COVID-19.
Некоторые концептуальные соображения, теоретические и практические шаги были предприняты авторами статьи при создании учебника по истории искусств. Мы не рассматриваем данную статью как матрицу для проектирования всех возможных учебников и учебных пособий нового типа, это скорее обмен опытом и наработками, приглашение к разговору о проблемах и возможных решениях, требующих дальнейшего обсуждения.
Согласно мнениям российских экспертов и данным различных опросов, после выхода из кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сохранятся гибридные формы, как работы, так и обучения (офлайн + онлайн) [8, с. 23; 18; 19], тотальный переход на «удаленку» не рассматривается в качестве базового сценария. Таким образом, современный учебник по истории искусств может иметь как печатную версию, так и формат медиакурса, а целевая аудитория получает возможность выбирать между традиционным вариантом и медиавариантом издания.
Учебник в печатном виде не конкурирует с цифровыми аналогами, а дополняет их, реализуя принцип комплементарности, сформулированный Н. Бором еще в 1927 г. Согласно этому принципу, любая равновесная система формируется только в том случае, когда ее подсистемы подобраны и функционируют таким образом, что взаимодополняют друг друга, приобретая в этом взаимодействии новые качества и свойства, не присущие им изначально. Применительно к учебнику этот синергетический эффект означает следующее: речь не идет о том, что важнее, цифровой учебник или его печатный аналог, поскольку и тот, и другой имеют как неоспоримые достоинства, так и недостатки.
Одно из последних произведений У. Эко называется «Не надейтесь избавиться от книг!» [27], в фокусе внимания которой - размышления о судьбе феномена книги в эпоху тотальной цифровизации. В первых главах собеседники обсуждают противопоставление печатного и цифрового текста, задаются вопросом, способна ли электронная книга полностью заменить и вытеснить ее классический вариант и приходят к выводу, что при всех плюсах новых способов бытования текста, их существование не избавлено от серьезных рисков («нет ничего недолговечнее, чем долговременные носители
информации»), а сама книга - такое же фундаментальное изобретение человечества как колесо или ножницы.
Но только дополняя друг друга, печатная и цифровая книги создают веер новых возможностей и поле выбора автору и читателю. Подобное сочетание учебников, изданных в печатном виде, и медиакурсов многократно усиливает образовательный эффект.
В контексте задач современного образования медиакурс открывает достаточно широкие возможности для реализации его целей и ценностей. Обозначим основные. Медиакурс:
• открытая система, которую можно модифицировать, имплантируя новые содержательные блоки и интерактивные ресурсы, безгранично расширяя педагогический инструментарий, позволяющая получать и выполнять задания с любого устройства;
• гибкая и мобильная система, дающая преподавателю возможность комбинировать из блоков медиакурса свой собственный модульный или обзорный курс в необходимой последовательности, позволяет проектировать индивидуальные образовательные сценарии. Таким образом, целевая аудитория медиакурса может быть шире, чем у печатного варианта учебника. Наличие многоуровневых заданий и заданий повышенной сложности, интерактивных подсказок позволяет использовать отдельные модули школьниками старших классов, студентами учреждений среднего профессионального образования, изучающими «Мировую художественную культуру», «Историю искусства», «Историю материальной культуры», «Культурологию», «Всемирную и Отечественную историю», содержание которых предполагает изучение тем по истории культуры и искусства;
• полисенсорная система, способная обеспечить интеграцию аудиальных и визуальных каналов;
• полифункциональная система, позволяющая не только предоставлять базовые информационные компоненты, но и фонды оценочных средств, оперативно реализовать обратную связь, проверку и самопроверку заданий.
Кратко охарактеризуем разрабатываемый инновационный медиакурс (рабочее название - «Искусство быть зрителем»1), который создается по
1 Авторы уже обладают опытом создания медиакурса по истории искусств и отчетливо понимают, какие задания требуют дополнения цифровыми ресурсами и какие именно инструменты понадобятся для этого. Такими медиакурсами являются: Ванюшкина Л.М. Город, открываемый заново. Часть 1 (DVD). - Москва: Дрофа, 2009. ISBN 978-5-358-084315; Город, открываемый заново. 5-6 классы: методическое пособие к учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга»: в 2 ч. / [Л.М. Ванюшкина и др.]. - Москва: Дрофа, 2010. Ч. 1: Искусство жить в городе. - 2010. - 238 с.; Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н., Рапопорт А.Д., Рубашкин Д.Д., Соколова А.А., Шейко Н.Г. Учебно-методический комплекс «Мировая художественная культура. Древний мир»: Электронные ресурсы и компьютерные инструменты на уроках МХК. - Санкт-Петербург: АНО «Мультимедиа-студия «Март», 2009. — 68 с.; Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н., Рапопорт А.Д., Рубашкин Д.Д., Соколова А.А., Шейко Н.Г. УМК «Мировая художественная культура. Древний мир»:
46
принципу комплементарности с изданными в печатном виде учебными пособиями [9; 10]. Содержание и структура печатного издания и медиакурса идентичны, за исключением рабочих инструментов, указаний и рекомендаций, комментариев для работы с медиаверсией. Печатный вариант учебника не обязательно должен оставаться «архаичным»: текстовая часть дополняется QR-кодами со ссылками на тематические документальные и художественные фильмы, облачное хранилище фотографий, рисунков, репродукций, тесты, выполняемые в режиме on-line и т.д.
Учебник и медиакурс предназначены для изучения истории искусств, включающей отечественное и зарубежное искусство от первобытности до современности. Содержание курса структурировано по трем частям: часть 1 охватывает историю искусства Древнейшего и Древнего мира, а также историю искусства Средневековья в его разнообразных региональных вариантах; Часть 2 - искусство эпохи Возрождения, историю западноевропейского и отечественного искусства XVII - XVIII вв., Часть 3 посвящена отечественному и зарубежному искусству XIX - XXI вв., охватывая эпохи романтизма, позитивизма, модернизма и постмодерна, при изучении которых акцент делается на становлении искусства современного типа.
Каждая часть медиакурса по истории искусств включает 3 блока материалов, отличающихся по содержанию и образовательным задачам.
Первый блок - информационные материалы: обращение к читателю, константы культуры и искусства, словарь, интересные факты, списки источников. К этой же категории относится депозитарий, включающий репродукции произведений и фрагменты (5-10 минут) документальных фильмов по истории искусств и игровых фильмов, посвященных биографиям деятелей художественной культуры и истории создания знаменитых произведений, выступлений известных искусствоведов, реставраторов, художников, режиссеров, критиков, фрагменты музыкальных произведений, воссоздающих и интерпретирующих образ эпохи. Все фрагменты располагаются в источниках открытого доступа, преимущественно на платформе Youtube.
Блок предполагает максимальное разнообразие рекомендуемых источников: печатная литература, интернет-ресурсы, списки фильмов, аудиопроизведений, сайты музеев.
Теоретические и информационно-справочные материалы, которые обучающийся выбирает по своему усмотрению, при переводе в цифровой вид не требуют специфической технической доработки и могут быть оформлены как гипертекст с системой перекрестных ссылок.
Методическое пособие с поурочным планом / Теория и практика работы с УМК. - Санкт-Петербург: АНО «Мультимедиа-студия «Март», 2009. - 212 с.; Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н., Рапопорт А.Д., Рубашкин Д.Д. Соколова А.А., Шейко Н.Г. УМК «Мировая художественная культура. Древний мир»: Пояснительная записка. - Санкт-Петербург: АНО «Мультимедиа-студия «Март», 2009. - 12 с.
Второй блок - фонд оценочных средств: творческие задания, эссе, тестовые задания, вопросы для контроля и самопроверки. Эта часть учебника может быть более интересной для выполнения при ее переводе в формат медиакурса и использовании цифровых инструментов, которые позволят обучающимся сразу увидеть правильность выполнения работы:
S появление количества правильных ответов и ошибок, выполненных в тестах, с возможностью их повторного прохождения;
S невозможность переместить стрелки или «завязки» между объектами, если задания выполнены некорректно;
S появление всплывающих окон с подсказкой в случае неправильного выполнения задания;
S появление всплывающих окон с подсказкой, как ответить на вопрос или выполнить задание, где взять дополнительный материал.
В таблице 1 представлены примеры заданий и инструменты, которые планируется использовать в медиакурсе.
В силу того, что медиакурс по истории искусств еще технически разрабатывается и апробируется, в третьем столбце таблицы размещены скриншоты аналогичных заданий из ранее изданного мультимедийного пособия «Город, открываемый заново. Часть 1» (DVD). Такой прием использован, чтобы более отчетливо и наглядно дать представление о типологии заданий и мультимедийных инструментах, используемых для их решения.
Медиаинструменты позволяют
выполнять творческие задания, не прибегая к труднодоступным или специфическим материалам и технологиям (живопись, ваяние и т.д.). Примеры творческих работ, выполненных при помощи цифровых инструментов представлены на иллюстрациях (рис. 1 -2).
Рис. 1. Творческое задание по теме «Авангард». Автор - Санец М.
Рис. 2. Творческое задание по теме «Голландский натюрморт XVII в.». Автор - Калиниченко В.
Задание медиакурса
Описание инструментария
электронного
_Таблица 1.
Скриншоты заданий из ранее созданных медиакурсов, для которых применяют описанные виды инструментария
Соедините стрелками
изображение и название типа скульптуры
Инструмент: стрелка, ведущая от изображения к названию типа скульптуры. Если соединение верное, стрелка прикрепляется (фиксируется).
sc
В зависимости от предназначения, выделяют следующие виды графики: станковая, книжная,
прикладная. Распределите по этим группам графические произведения:
пригласительный билет, эстамп, виньетка, рисунок, обложка, литография, буквица, этикетка, товарный знак, заставка, театральная программка, почтовая марка, поздравительная открытка, офорт._
Рассмотрите изображения произведений, при создании которых были использованы мотивы и художественные приемы древнеегипетского искусства. Пронумеруйте объекты в соответствии с рейтингом, оценивая, прежде всего, художественные
достоинства работ,
оригинальность решения, соответствие стилистике эпохи.
Инструмент: три визуально
оформленных поля (стеллаж, стол), на которые переносятся сортируемые графические произведения. Если сортировка верна, то элемент укладывается на поле, если нет, то элемент с полем не сцепляется. При возникновении затруднений можно воспользоваться опцией «проверить», которая служит своеобразной подсказкой.
Инструмент: каждое изображение нумеруются путем щелчка мыши по нему, далее изображения выстраиваются программой в рейтинговый ряд, появляется поле для написания обучающимся пояснения к
произведенному ранжированию.
На рисунке укажите стрелками и подпишите основные конструктивные элементы готического собора
Творческое задание: Вариант 1. Опираясь на пройденный материал и используя конструктор
архитектурных деталей
сконструируйте здание в романском и готическом стилях.
Вариант 2. Попробуйте себя в качестве художника, которому предстоит создать орнамент_в_технике
Инструмент: стрелка, появляющееся поле для ввода названия архитектурных элементов, счетчик количества правильных ответов, плашка «повторить», в случае неверного выполнения задания, всплывающие окна с подсказками (дополнительные факты). Инструмент дополняется опцией «сохранить», позволяющей
зафиксировать результат в портфолио учебных достижений.
Инструмент «Конструктор»,
позволяющий из набора заданных элементов-заготовок конструировать на экране фасады зданий разного стиля, получившийся результат можно сфотографировать (сделать скриншот) и сохранить в портфолио достижений студента.
«арабеска» на плитке или тарелке.
Вариант 3. Попробуйте себя в качестве художника,
которому предстоит создать раму для зеркала в стилистике барокко.
Прочитайте фрагмент
рассказа Эдгара Алана По «Падение дома Ашеров» (1839). Обнаружили ли вы какие-либо приметы «готики» при прочтении текста? Если да, то каково их назначение в тексте?
Инструмент: подчеркивание,
текстовыделитель, ластик,
сопоставление текстов различных документов.
Учитывая обучающий и развивающий характер медиакурса, представляется целесообразным не ограничивать проверку качества освоения материала только тестовыми заданиями. Для этого необходимо создать специальный ресурс - «Портфолио личных достижений обучающихся», аккумулирующее выполненные творческие задания, эссе, маршрутные листы образовательных путешествий в городском, музейном и виртуальном интернет-пространстве и другие формы отчетности, позволяющие контролировать качество и глубину освоения содержания медиакурса. Накопление различных учебных творческих работ в портфолио дает возможность предпрофессиональной рефлексии.
Третий блок - содержание истории искусств - основной обучающий компонент, который нацелен не столько на проверку освоения полученных знаний или информирование, сколько на развитие творческих способностей обучающихся в ходе общения с произведениями искусства.
Блок включает иллюстративный зрительный ряд, воспроизводящий произведения искусства различных эпох и народов, вопросы и задания, связанные с их исследованием, сравнением, сопоставлением, анализом.
Целью такой исследовательской деятельности обучающихся является не только освоение содержания курса истории искусств, но, прежде всего, создание собственных текстов культуры.
Под собственными текстами культуры мы понимаем суждение обучающегося, его мнение, гипотезу, предположение, систему доказательств своего мнения и точки зрения.
Такая целевая установка и конструкция содержания расширит возможности медиакурса, позволяя соединить качества учебника, рабочей тетради и контрольно-измерительных материалов.
Данный блок вбирает максимальное количество внетекстовых компонентов, подкрепляющих и расширяющих текстовой компонент: репродукции, фотографии, рисунки, извлечения как из аутентичных текстов эпохи, так и искусствоведческих исследований.
При переводе в цифровой вид содержание заданий этого блока остается практически без изменений, однако сам процесс выполнения заданий обогащается медиа-инструментами.
Существенная роль в данном блоке отведена репродукциям, которые можно увеличивать, уменьшать, накладывать на них текст и геометрические фигуры и т.д., сравнивать и сопоставлять, высветлять или вырезать фрагменты и др. При этом блок предполагает наличие многоуровневых заданий, а также заданий повышенной сложности, выполнять которые обучающиеся могут сообразно уровню информированности и ступени обучения. Содержательные модули обучающиеся осваивают в любой последовательности, что обеспечивается принципом избыточности материала, из которого студент может выбрать то, что необходимо ему здесь и сейчас, а также наличием подсказок по работе с блоками курса, позволяющими осуществлять свободную навигацию по содержательным модулям.
При аранжировке заданий и конструировании алгоритма используется прием квеста, когда каждое правильное выполненное задание открывает следующее.
Некоторые задания целесообразно оставить в текстовом виде, предполагающим ввод ответа в поле, предусмотренное программной оболочкой, а также использование маркеров работы с текстом (подчеркивание, текстовыделитель, закладка и т.д.)
Такое решение позволит не сводить медиакурс по истории искусств к тестам и простейшим контрольно-измерительным материалам. Сочетание вопросов и заданий - принципиально разных типов работы, количество которых соразмерно тексту главы или параграфа, стимулируют продвижение личности в зоне ближайшего развития.
Примеры заданий и возможный инструментарий приведены в таблице 2.
Работа в интерактивном режиме с изображениями позволит вывести качество обучения истории искусств на более глубокий уровень. Фактически речь идет не столько о технической переработке содержания для дистанционного обучения, сколько о создании инновационного медиакурса по истории искусств, который опирается на принципы художественной педагогики, новую дидактику и современную методику работы с произведениями искусства, неотъемлемым компонентом которой являются ИК-технологии.
Последнее представляется наиболее важным, поскольку речь идет о реализации особенностей художественной педагогики, которые не сводят изучение истории искусств только к освоению информационной составляющей, к «рассказам», пусть и очень хорошим, о стилях, художниках, произведениях и т.д. Эта серьезная проблема уже достаточно долго обсуждается в педагогической среде, и, хотя деятельностный подход, связанный с активной позицией школьника и студента в теории признан всеми, подобных медиакурсов, реализующих эти принципы практически нет. Это подтверждает и мониторинг онлайн-курсов, предлагаемых вузами для дистанционного обучения на период карантина [11]. Фактически в этом реестре курсы по истории искусств отсутствуют.
Задание медиакурса
Рассмотрите представленные
фрагменты месопотамских рельефов и сделайте обоснованный вывод об особенностях техники ведения боя, войны и охоты
Описание электронного инструментария
Инструмент: интерактивные изображения, которые можно увеличить и уменьшить.
_Таблица 2.
Скриншоты заданий из ранее созданных медиакурсов, для которых применяют описанные виды инструментария
Широкое распространение в Древней Месопотамии получили
цилиндрические печати. Рассмотрите печати и современные оттиски с них. Как вы полагаете, кому могли принадлежать подобные печати? Попробуйте проинтерпретировать изобразительные мотивы,
встречающиеся на цилиндрических печатях.
Инструмент: трехмерная модель цилиндрической печати, которую можно вращать по
направлениям осей Х-У-Ъ^ приближать и удалять их от зрителя
Мы чаще всего представляем себе античную скульптуру беломраморной - отчасти это представление сформировалось в XIX веке в ходе первых попыток реставрации античных памятников. Однако сейчас известно, что античная скульптура на момент ее создания была иной -греческие боги и герои были разноцветными.
Попробуйте раскрасить образцы античной пластики. Сравните результат, получившийся у вас с реконструкцией скульптур в цвете, сделанной учеными._
Инструмент: кисть, палитра, ластик,
позволяющая раскрасить предложенные образцы античной пластики
Сравните изображение
«Самоубийство Аякса» на амфоре, выполненное мастером
чернофигурной вазописи Эксекием с изображением на амфоре «Эос оплакивает погибшего Мемнона», выполненное его современником, имя которого до нас не дошло. Попробуйте зафиксировать сходство между произведениями. Заметили ли вы различия? В чем они заключаются?
Попробуйте себя в качестве художника, которому предстоит выполнить работу средневековых мастеров-витражистов. Для этого необходимо разбиться на группы 3-5 человек и создать коллективный проект витража (лист формата А3), который мог бы стать частью интерьера современного собора, витрины магазины, лестничного оконного пролета, убранства кафе и т.д. После обсуждения проекта витраж выполняется в том же размере из
Инструмент: сравнение в виде двух всплывающих изображений, размещающихся в
правой и левой частях экрана. Дополнительные инструменты: маркер, карандаш, позволяющие наносить линии поверх изображений и отмечать сходства и различия.
Инструмент: слайд-шоу: как вырезали стекло, как делали витражи;
виртуальная лаборатория, позволяющая студентам создать проект
готической розы и самостоятельно подобрать цвет стекла для витражей.
кусочков разноцветного стекла, соединенных с помощью пластилина. В качестве основы можно использовать плотный прозрачный материал, например, пленку или пластиковые папки.
Рассмотрите работу Рафаэля Санти «Обручение Марии и Иосифа» и попробуйте найти точку схода всех линий в картине. Начертите поверх изображения схему линейной перспективы, использованной
художником, чтобы сделать видимой «конструкцию» произведения.
Инструмент: наложение геометрических фигур и ластик, позволяющий поверх изображения создать графическую схему.
Рассмотрите детали Гентского алтаря Яна ван Эйка. Сделайте обоснованный вывод о художественных особенностях живописи Северного Возрождения
Инструмент: лупа,
позволяющий рассматривать детали произведений в
увеличенном виде.
Соберите изображения скульптурных памятников в столицах мира, прототипом которых являлся конный монумент древнеримского
императора Марка Аврелия
Рассмотрите репродукции серии картин К. Моне, посвященных впечатлениям от созерцания Руанского собора в разные часы суток. Расположите картины на циферблате, согласно часам, в которые художником был запечатлен собор.
выбор из и
Инструмент: изображений депозитария расстановка специально отведенном поле.
в
y/rnpAbUAbtitlX ûJirJoB.:
mm i
«9
11 ä
я! Ь
И
ч
! '
jjfii
j 1 .1 1
Авторы статьи не предлагают рецепт панацеи, способной нейтрализовать все риски и проблемы «всеобщей и немедленной цифровизации образования» [8, с. 23], поскольку кризис выявил проблемные зоны образовательной системы, которые не исчезнут после снятия карантинных ограничений. Однако проектирование, апробация и внедрение медиакурсов по истории искусств и иным общепрофессиональным дисциплинам, предполагающее новое целеполагание, инструментарий (программную оболочку), обеспечение обратной связи, может стать стратегически эффективным способом минимизации образовательных потерь в ситуации следующих кризисов и тотального перехода на дистанционное обучение.
Одним из ключевых достоинств медиакурса является его гибкость, позволяющая «безболезненно» переходить от изучения только истории искусств к истории культуры в целом, путем включения литературных текстов, музыкальных фрагментов, историй создания произведений и т.п., доступных по гиперссылкам. Эта же особенность позволяет осуществить проведение параллелей («линкинг») между произведениями прошлого и современностью, зафиксировав, что история искусств - не архивный набор шедевров и не «археология» художественной деятельности человечества в различные эпохи, но живой опыт создания и интерпретации произведений искусства, который может быть осмыслен в контексте современности.
Наконец, следуя логике эпиграфа, предваряющего статью, вероятно, не стоит «уставившись взглядом в закрытую дверь» стремиться решить возникающие проблемы привычным способом, закупая больше компьютеров и ноутбуков, но выявить принципы художественной педагогики, обосновать новую дидактику и методику работы с артефактами художественной культуры, которые учитывали бы как преимущества виртуальных средств обучения, так и живого общения, и взаимодействия в офлайн пространстве.
Литература
1. Баева Л.В. Проблемы и перспективы развития открытого дистанционного образования в условиях электронной культуры // Информационное общество. - 2017. - № 3. - С. 48-59.
2. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: Учеб. кн.: проектирование и конструирование. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Мнемозина, 2005. - 397 с.
3. Бекназарова С.С. Проектирование структуры медиакурса // Инновации в образовании. - 2013. - № 4. - С. 128-133.
4. Бердичевский А.Л. К теории современного учебника РКИ // Русский язык за рубежом. - 2012. - № 5 (234). - С. 20-26.
5. Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. - Москва: Педагогика, 1988. - 160 с.
6. Бим И.Л. Ключевые проблемы теории учебника: структура и содержание // Содержание и структура учебника русского языка как
иностранного. Сборник статьей / Сост. Л.Б. Трушина. - Москва: Русский язык, 1981. - С. 9-17.
7. Бим И.Л. Учебник и книга для учителя - ядро учебно-методического комплекса по иностранным языкам / И.Л. Бим // Проблемы школьного учебника: сб. ст. Вып. 6: Вопросы теории учебника / Ред. кол.: Л.В. Занков и др. - Москва: Просвещение, 1978. - С. 122-136.
8. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2(41). - С. 6-23.
9. Ванюшкина Л.М., Дмитриева Л.В., Дракина И.К., Куракина И.И., Тихомиров С.А. История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Часть I / Научная редакция В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ,
2016. - 187 с.
10. Ванюшкина Л.М., Дмитриева Л.В., Дракина И.К., Куракина И.И., Тихомиров С.А. История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Часть II / Научная редакция В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ,
2017. - 183 с.
11. Ведущие вузы открыли бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов // Пресс-центр Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/common/upload/Hbrary/2020/03/Spisok_onlayn-kursov.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
12. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). - Москва: Русский язык, 1984. - 144 с
13. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - [Репринт. изд.]. - Москва: Просвещение, 2015. - 317 с.
14. Кун А. Публикуйся, и кто должен погибнуть: ты ли наука? // Научный редактор и издатель. - 2019. - № 1-2. - Т. 4. - С. 76-93.
15. Мартюшова Я.Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - № 5 (54). - С. 151165.
16. Милкус А. Российская система образования никогда уже не будет прежней // Комсомольская правда. - URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27105/4179381/ (дата обращения: 06.05.2020).
17. Навык № 3. Soft Skills. Образование длиною в жизнь // Яндекс.Дзен. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5be36c253907cd00abe913fb/navyk-3-soft-skills-obrazovanie-dHnoiu-v-jizn-5bfb129d4bba0000aa2bd25f (дата обращения -06.05.2020).
18. Новое соотношение морали и экономики. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о кризисе 2020 г. // РБК. - URL: https://www.youtube.com/wateh?v=ZCjwbljC1Fk&feature=youtu.be (дата обращения: 06.05.2020).
19. Перспективы «вечной» удалёнки после изоляции: результаты опроса // HeadHunter. - URL: https://spb.hh.ru/article/26656?utm_source=email&utm_medium=email&utm_cam paign=misc_app_weekly_270420&utm_content=article26656&sent_date=2020_0 4_28&mid=12588&id=57472932 (дата обращения: 06.05.2020).
20. После пандемии онлайн-образование не будет прежним. Как оно изменится? // ТАСС. - URL: https://tass.ru/opinions/8242615 (дата обращения: 06.05.2020).
21. Рягин С.Н., Роберт И.В. Разработка и использование электронного учебника в современный период информатизации образования // Человек и образование. - 2015. - № 4 (45). - С. 19-23.
22. Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним // Независимая газета. 25 марта 2020. - URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.ng.ru%2Feducation%2F2020 -03-25%2F8_7826_education 1 .html (дата обращения: 06.05.2020).
23. Семина В.В. Использование геймификации в процессе обучения бизнес-английскому студентов вузов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - №2 2. - С. 306-315.
24. Сохач А.Е. О перцептивном видении в творчестве Поля Сезанна // Вестник науки и образования. - 2015. - № 3 (5). - С. 171-174.
25. Тупальский Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. -Могилев: Машиностроит. ин-т. - Минск: Вышэйш. школа, 1976. - 183 с.
26. Тупальский Н.И. Система требований к учебникам для высшей и средней школы: (Психол.-пед. рекомендации). - Минск: Вышэйш. шк., 1986. -61 с.
27. Эко У., Карьер Ж.-К. Не надейтесь избавиться от книг! Интервью Жана-Филиппа де Тоннака. - Санкт-Петербург: Симпозиум, 2013. - 336 с.
References
1. Baeva L.V. Problemy i perspektivy razvitiya otkrytogo distancionnogo obrazovaniya v usloviyah elektronnoj kul'tury // Informacionnoe obshchestvo. -2017. - № 3. - S. 48-59.
2. Bejlinson V.G. Arsenal obrazovaniya: Ucheb. kn.: proektirovanie i konstruirovanie. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Mnemozina, 2005. - 397 s.
3. Beknazarova S.S. Proektirovanie struktury mediakursa // Innovacii v obrazovanii. - 2013. - № 4. - S. 128-133.
4. Berdichevskij A.L. K teorii sovremennogo uchebnika RKI // Russkij yazyk za rubezhom. - 2012. - № 5 (234). - S. 20-26.
5. Bespal'ko V.P. Teoriya uchebnika: didakticheskij aspekt. - Moskva: Pedagogika, 1988. - 160 s.
6. Bim I.L. Klyuchevye problemy teorii uchebnika: struktura i soderzhanie // Soderzhanie i struktura uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo. Sbornik stat'ej / Sost. L.B. Trushina. - Moskva: Russkij yazyk, 1981. - S. 9-17.
7. Bim I.L. Uchebnik i kniga dlya uchitelya - yadro uchebno-metodicheskogo kompleksa po inostrannym yazykam / I.L. Bim // Problemy shkol'nogo uchebnika: sb. st. Vyp. 6: Voprosy teorii uchebnika / Red. kol.: L.V. Zankov i dr. - Moskva: Prosveshchenie, 1978. - S. 122-136.
8. Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.YU. Vnezapnoe distancionnoe obuchenie: pervyj mesyac avrala // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. -2020. - № 2(41). - S. 6-23.
9. Vanyushkina L.M., Dmitrieva L.V., Drakina I.K., Kurakina I.I., Tihomirov S.A. Istoriya iskusstv v obrazah, faktah, voprosah. Uchebnoe posobie dlya samostoyatel'noj vneauditornoj raboty studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». CHast' I / Nauchnaya redakciya V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2016. - 187 s.
10. Vanyushkina L.M., Dmitrieva L.V., Drakina I.K., Kurakina I.I., Tihomirov S.A. Istoriya iskusstv v obrazah, faktah, voprosah. Uchebnoe posobie dlya samostoyatel'noj vneauditornoj raboty studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». CHast' II / Nauchnaya redakciya V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017. - 183 s.
11. Vedushchie vuzy otkryli besplatnyj dostup k onlajn-kursam dlya studentov // Press-centr Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2020/03/Spisok_onlayn-kursov.pdf (data obrashcheniya: 06.05.2020).
12. Vyatyutnev M.N. Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy). - Moskva: Russkij yazyk, 1984. - 144 s
13. Zuev D.D. SHkol'nyj uchebnik. - [Reprint. izd.]. - Moskva: Prosveshchenie, 2015. - 317 s.
14. Kun A. Publikujsya, i kto dolzhen pogibnut': ty li nauka? // Nauchnyj redaktor i izdatel'. - 2019. - № 1-2. - T. 4. - S. 76-93.
15. Martyushova YA.G. Teoreticheskie osnovaniya konstruirovaniya elektronnyh uchebnikov dlya studentov tekhnicheskih universitetov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2018. - T. 1. - № 5 (54). - S. 151165.
16. Milkus A. Rossijskaya sistema obrazovaniya nikogda uzhe ne budet prezhnej // Komsomol'skaya pravda. - URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27105/4179381/ (data obrashcheniya: 06.05.2020).
17. Navyk № 3. Soft Skills. Obrazovanie dlinoyu v zhizn' // YAndeks.Dzen. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5be36c253907cd00abe913fb/navyk-3-soft-skills-
obrazovanie-dlinoiu-v-jizn-5bfb129d4bba0000aa2bd25f (data obrashcheniya -06.05.2020).
18. Novoe sootnoshenie morali i ekonomiki. Rektor VSHE YAroslav Kuz'minov o krizise 2020 g. // RBK. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZCjwbljC1Fk&feature=youtu.be (data obrashcheniya: 06.05.2020).
19. Perspektivy «vechnoj» udalyonki posle izolyacii: rezul'taty oprosa // HeadHunter. - URL: https://spb.hh.ru/article/26656?utm_source=email&utm_medium=email&utm_cam paign=misc_app_weekly_270420&utm_content=article26656&sent_date=2020_0 4_28&mid=12588&id=57472932 (data obrashcheniya: 06.05.2020).
20. Posle pandemii onlajn-obrazovanie ne budet prezhnim. Kak ono izmenitsya? // TASS. - URL: https://tass.ru/opinions/8242615 (data obrashcheniya: 06.05.2020).
21. Ryagin S.N., Robert I.V. Razrabotka i ispol'zovanie elektronnogo uchebnika v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya // CHelovek i obrazovanie. - 2015. - № 4 (45). - S. 19-23.
22. Savickaya N. Posle pandemii vysshee obrazovanie uzhe ne budet prezhnim // Nezavisimaya gazeta. 25 marta 2020. - URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.ng.ru%2Feducation%2F2020 -03-25%2F8_7826_education 1 .html (data obrashcheniya: 06.05.2020).
23. Semina V.V. Ispol'zovanie gejmifikacii v processe obucheniya biznes-anglijskomu studentov vuzov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2017. - № 2. - S. 306-315.
24. Sohach A.E. O perceptivnom videnii v tvorchestve Polya Sezanna // Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 3 (5). - S. 171-174.
25. Tupal'skij N.I. Osnovnye problemy vuzovskogo uchebnika. - Mogilev: Mashinostroit. in-t. - Minsk: Vyshejsh. shkola, 1976. - 183 s.
26. Tupal'skij N.I. Sistema trebovanij k uchebnikam dlya vysshej i srednej shkoly: (Psihol.-ped. rekomendacii). - Minsk: Vyshejsh. shk., 1986. - 61 s.
27. Eko U., Kar'er ZH.-K. Ne nadejtes' izbavit'sya ot knig! Interv'yu ZHana-Filippa de Tonnaka. - Sankt-Peterburg: Simpozium, 2013. - 336 s.