Научная статья на тему 'Обучение английскому языку: особенности развития иноязычных способностей у обучаемых профильных классов средних общеобразовательных школ'

Обучение английскому языку: особенности развития иноязычных способностей у обучаемых профильных классов средних общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ / НЕГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ / ПРИЕМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЯЗЫКОВОЙ ОПЫТ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTERSUBJECT / HUMANISTIC PROFILE / NON-HUMANISTIC PROFILE / SUBJECT CONTENT OF SPEECH / METHOD OF THINKING / LANGUAGE EXPERIENCE / COGNITIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

Цель статьи заключается в анализе межпредметных связей, которые влияют на организацию познавательных процессов обучаемых профильных гуманитарных и негуманитарных классов общеобразовательных школ при овладении иностранным языком. Работа с тематическим иноязычным материалом способствует формированию специфических и обобщенных умений у обучаемых профильных классов. Когнитивный аспект цели обучения иностранному языку связан с формированием у учащихся широкого представления о достижениях национальной культуры. Овладение иностранным языком и приобщение обучаемых к иной культуре способно изменить характер познавательной деятельности и оказать влияние на формирование языкового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching the English language: peculiarities of development of abilities belonging to another language of students of profiling forms of secondary schools

The aim of our article is to establish laws governed nature, which influence the organisation of cognitive processes of profiling students of humanistic and non-humanistic forms of a secondary school in learning a foreign language. The work with thematic foreign texts helps profiling students to form specific and generalised abilities. Cognitive aspect aim of teaching a foreign language is connected with forming a broad notion about achievements of national nature. Acquiring a foreign language and acquainting students to other culture is capable to change the character of cognoscible activity and make favourable influence to linguistic awareness.

Текст научной работы на тему «Обучение английскому языку: особенности развития иноязычных способностей у обучаемых профильных классов средних общеобразовательных школ»

Обучение английскому языку: особенности развития иноязычных способностей у обучаемых...

УДК 373.5.016:811.111

Протасова Нина Валентиновна

кандидат филологических наук, доцент Центр образования № 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова, г. Тамбов

golovina-nina@bk.ru

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЕМЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Цель статьи заключается в анализе межпредметных связей, которые влияют на организацию познавательных процессов обучаемых профильных гуманитарных и негуманитарных классов общеобразовательных школ при овладении иностранным языком. Работа с тематическим иноязычным материалом способствует формированию специфических и обобщенных умений у обучаемых профильных классов.

Когнитивный аспект цели обучения иностранному языку связан с формированием у учащихся широкого представления о достижениях национальной культуры. Овладение иностранным языком и приобщение обучаемых к иной культуре способно изменить характер познавательной деятельности и оказать влияние на формирование языкового сознания.

Ключевые слова: межпредметные связи, гуманитарный профиль, негуманитарный профиль, предметное содержание речи, приемы мыслительной деятельности, языковой опыт, когнитивные процессы.

В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы в обучении иностранному языку, является подготовка выпускника способного вести беседу в разных сферах деятельности.

Федеральный компонент общеобразовательного государственного стандарта по иностранному языку позволяет успешно реализовать межпредметные связи с другими учебным предметами, чему способствует специфика иностранного языка как учебного предмета: предметное содержание речи может затрагивать любые области знания (гуманитарные, естественнонаучные, прикладные), а иноязычная речь может быть использована в любых сферах деятельности [4].

Возможностей получения дополнительных знаний по иностранному языку в школе стало больше. Так, в «Центре образования №13 им. Н.А. Кузнецова», г. Тамбова работают несколько кружков для учащихся, желающих повысить свой уровень знаний. Кроме учителей английского языка, с обучающимися занимается студент университета им. Г.Р. Державина, представитель Индии. Обучающиеся гуманитарного и негуманитарного профилей также охотно посещают элективные курсы по английскому языку.

Усвоение иностранного языка является одним важных условий и результатов обучения, выступая одним из критериев образованности человека.

С точки зрения когнитивной науки язык рассматривается как определенный когнитивный процесс, заключающийся именно в переработке информации любого речевого материала.

Язык является инструментом общения, с одной стороны, и инструментом познания с другой. Эти две стороны обучения языку - получение знаний о языке и получение знаний непосредственно самого языка, сегодня в методике иностранных языков воспринимаются, как равнозначно важные про-

цессы и служат формированию адекватного представления о лингвистическом явлении, о развитии умений использовать это явление в реальной коммуникации.

И.А. Зимняя считает, что специфика овладения иностранным языком, изучаемым в школе, отличается от овладения родным языком [2, с. 29]. Соглашаясь с Л.С. Выготским, она отмечает разные направления, пути овладения родным и иностранным языками. Согласно Л.С. Выготскому, ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намерения. Путь овладения для родного языка он определяет, как «снизу - вверх», тогда как для иностранного языка характерен путь «сверху - вниз» [1, с. 265].

Когнитивность (лат. сognitio, «познание», изучение, осознание) обозначает способность к умственному восприятию и переработке человеком внешней информации. Процесс познания, осуществление мыслительной деятельности, можно рассматривать как некое состояние человеческого сознания, когда услышанная или увиденная информация обретает форму знания. Относительно школьного образования - это знание декларативного характера. Обучаемые негуманитарного профиля заинтересованы прежде всего в получении предметных знаний выбранного профиля: биологии, химии, физики, географии, математики. Будущие врачи, фармацевты, инженеры, экономисты, техники, биологи, биофизики и т.д. считают, что данная категория знаний, академические знания, имеют важное значение для осуществления речевого общения. Другими словами, эта категория знаний уже на школьном этапе обретает форму социального опыта, которую обучаемые прогнозируют использовать в своей будущей профессии.

Иностранный язык - предмет специфический, так как затрагивает разные сферы общения. Если в пятом классе акцент делается на изучении таких

© Протасова Н.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

157

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

тем как «Погода», «Животный мир», «Растительный мир», «Еда. Продукты питания», то в старшей школе эта тематика значительно расширяется: «Изучение иностранного языка», «Наука», «Живопись», «Юриспруденция», «Экология», «Компьютеры». Таким образом, уже в школе, определившись с выбором профессии, обучающиеся имеют возможность обогатить тематический словарный запас.

Привлечение в учебный процесс по иностранному языку текстов профессиональной направленности, с одной стороны пополняет багаж знаний профильных предметов обучающихся, а с другой стороны несет в себе развивающий аспект обучения, так как способствует формированию языко-вых/речевых способностей обучаемых.

Известно, что любая способность существует в динамике. Языковые способности обучаемых формируются в зависимости от условий их практической и теоретической деятельности.

Основным компонентом структуры языковой способности является степень развития мыслительных операций, т.е. насколько обучаемые способны самостоятельно прогнозировать изученный материал, насколько развита у них контекстуальная и речевая догадка. Каждый индивид обладает, особой группой индивидуально-психологических способностей, присущих только ему одному. Степень их развития либо препятствует овладению знаниями и умениями в области иностранного языка, либо способствует успешной их реализации в практической речевой деятельности.

Основными показателями способностей обучаемых к языку следует рассматривать объем оперативной памяти, высокий уровень мышления, умение прогнозировать, а также степень развития речевых умений, сформированных на материале родного языка.

Итак, когнитивный аспект обучения иностранным языкам включает в себя владение такими категориями, как знания, мышление и процессы понимания. В процессе мышления любая, полученная извне, информация подвергается когнитивной обработке. Впоследствии, каждое наше слово, фраза, предложение обретает форму только тогда, когда мыслительный процесс завершен, и намерение сформировано.

Практика обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе показывает, что степень развития языковых способностей у обучаемых различная. Успешность развития языковых способностей зависит от того, насколько последовательно учитель учитывает ведущие и вспомогательные компоненты способностей обучающихся, начиная с начальной школы. Процесс овладения коммуникативной компетенцией, будет зависеть также от того, насколько полно учитель ведет учет свойств и особенностей личности обучаемых.

Для обучаемых негуманитарного профиля, обладающих аналитическим складом мышления, привыкшим к конкретным и точным определениям и понятиям, развитие языковых способностей способствует выработке индивидуального стиля учебной деятельности. У них формируется способность организовывать свою коммуникативную деятельность с учетом предметного содержания (биология, химия, физика, география, математика), они учатся планировать свое высказывание, формулировать мысли, с помощью ограниченного выбора языковых средств, учатся использовать жесты и мимику при изложении устного материала. Считается, что для обучающихся математических классов характерно критическое мышление, такие ученики имеют хорошую подготовку по профильным предметам, интеллектуально развиты, готовы к самостоятельному поиску знаний.

Так как личность каждого ученика обладает своими индивидуальными особенностями психического развития, от которых зависит формирование речемыслительной деятельности необходимо развивать способности обучающихся к иностранному языку. Сильными катализаторами процесса развития способностей являются цели, эмоции, а также личные потребности в учебной деятельности. Для обучаемых важным оказывается как результат учебной деятельности, так и процесс, т. е. характер ее реализации. Поскольку любые способности развиваются в деятельности, то необходимо придавать большое значение личностным факторам, стимулирующим психические возможности человека и организующим его на преодоление трудностей учебной деятельности. В формировании иноязычных способностей у обучаемых важно отметить работу учителя над развитием интеллектуальных качеств учащихся, так как они способствуют более быстрому достижению успеха в учебной деятельности.

Мы считаем, что для продуктивного усвоения знаний и для интеллектуального развития средствами иностранного языка, а также и средствами развития других школьных предметов чрезвычайно важно устанавливать широкие связи как между разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом. Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию предметами, но и межцикловые связи. Так, для обучаемых гуманитарного профиля, на уроках иностранного языка важно обращать внимание на тематику экологии, на знание географического материала, что закрепляет знания обучаемых, полученных на уроках географии о нашей стране (флора и фауна). А такая тема как «Здоровый образ жизни», которую проходят на уроках иностранного языка, проверяет усвоение материала по биологии.

Подобная работа на уроках иностранного языка, и в рамках элективного курса по иностранному

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Обучение английскому языку: особенности развития иноязычных способностей у обучаемых...

языку, способствует активизации у обучающихся процессов, связанных с логическим обобщением, рассуждением, у них развивается дедуктивное мышление, они учатся классифицировать, систематизировать материал, искать закономерности.

Для обучаемых негуманитарного профиля такой предмет, как иностранный язык способствует получению новых знаний по профильным предметам. Благодаря иноязычным источникам, обучаемые могут найти нужный для себя материал по математике, физике, химии, географии, биологии и использовать его как в учебном процессе, а также при подготовке к олимпиадам и научно-исследовательским конференциям. Усвоение знаний по профильным предметам средствами иностранного языка важно и для представителей негуманитарного профиля. Оно развивает образное мышление, характерное для обучающихся гуманитарного профиля. Образ, как известно, имеет основополагающее значение в развитии понятийного мышления, способности к восприятию, обобщению, и настраивает учащихся на выполнение творческих заданий, развивает лингвистический интеллект, согласно исследованиям Ховарда Гарднера [5].

Учебный материал по предметам усложняется от класса к классу и для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо формировать у обучаемых навыки и умения. Работа с тематическим иноязычным материалом у обучаемых профильных классов способствует формированию специфических и обобщающих умений.

На уроках математики, у обучаемых формируются и проявляются такие умения как: внимательно читать условие задачи, анализировать данные, удерживать вопрос задачи в памяти на протяжении всего ее решения, варьировать способы решения этой задачи. На уроках литературы обучаемые формируют умения давать характеристику героям, отвечать на вопросы по прочитанному материалу, определять стилистические явления, разделять текст на смысловые части и так далее. Поэтому, важно уже на школьном этапе обучения иностранному языку научить учащихся таким приемам мыслительной деятельности как анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация. Усвоив эти приемы, обучаемые смогут получать продукты мыслительной деятельности - понятия, суждения, умозаключения. Овладение приемами мыслительной деятельности обеспечивает автоматизм выполнения конкретных действий в учебной деятельности.

Когнитивный аспект цели обучения иностранному языку также связан с формированием у учащихся широкого представления о достижениях

национальной культуры. Начиная с начальной школы, происходит приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения.

Развитие знания образов мира культуры в процессе изучения иностранного языка формирует знание образов культуры народа, развивает когнитивные способности обучающихся, творчество.

Овладение иностранным языком и приобщение обучаемых к иной культуре способно изменить характер их познавательной деятельности и оказать влияние на формирование языкового сознания.

Для обучаемых негуманитарного профиля важно понять тот или иной социолингвокультурный феномен, развивать в себе способность гибко использовать различного рода информацию, умение конструировать ментальное представление, даже тогда, когда информация представлена неполно. Важное значение играет степень сформирован-ности образного мышления у обучаемых. Дж. Ла-кофф писал об этом: «Все эти соображения подтверждают точку зрения, согласно которой, наша концептуальная система зависит от нашего физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним» [3, с. 48].

В заключение отметим, что посредством воспитательного потенциала иностранного языка происходит развитие личности учащихся. Это означает, что необходимо формировать у обучаемых потребность в изучении иностранных языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

3. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингводидактике. -М., 1998. - Вып. XXIII.

4. Методические рекомендации по преподава-

нию иностранных языков в условиях перевода на обучение по ФГОС Российской Федерации в 2014 -2015 учебном году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ipo.smuh.edu.ua... .inostrannye_yaziki/

Metodicheskie...

5. Gardner H. Frames of mind: The Theory of Multiple Intelligence. - New York: BasicBooks, 1983.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.