Обучающие игры как способ вовлечения родителей в формирование познавательных функций ребенка.
А.Е. Соболева
Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
им. А.Р. Лурия, Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Цель данной статьи-представление новых методов работы Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия
- обучающих игр, направленных на усвоение школьниками младших классов основных школьных дисциплин- родного языка и математики.
Ключевые слова: обучающие игры, Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, высшие психические функции, нейропсихологическая диагностика, детско-родительские отношения.
Введение. Проблема поиска средств и форм преодоления школьной неуспеваемости детей, испытывающих устойчивые трудности в овладении основными учебными дисциплинами, является чрезвычайно актуальной и значимой для решения фундаментальных задач теории и практики специальной психологии.
Высшие психические функции и такие их составляющие, как воображение, произвольность, образное, речевое и логическое мышление, мотивационный и операциональные компоненты, пространственные представления, формируются в процессе познания ребенком окружающего мира, в том числе, и в процессе ведущей деятельности дошкольного возраста
- игре (Выготский Л.С., 1966; Давыдов В.В., 1976; Глозман, 2009; Запорожец А.В., 1986; Лубовский В.И., 1972; Рубинштейн С.Л., 1946; Слепович Е.С., 1990; Соболева А.Е., 2009, 2014; Эльконин Д.Б., 1978). Поэтому на базе нашего Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия нами была создана и осуществлена программа по созданию ряда обучающих игр.
Цель программы. Целью программы было создание обучающих игр, которые призваны были повысить познавательную активность и облегчить усвоение основных школьных дисциплин - письма, чтения и счета младшим школьникам
Описание программы. Обучающие игры подбирались нами индивидуально, исходя из результатов нейропсихологической диагностики, которая позволяет определить как уровень актуального, так и зону ближайшего развития каждого ребенка. Комплекс игр, подбираемых в соответствии с данными обследования, распределялся в течение курса занятий согласно основному принципу дидактики - от простого к сложному. Сначала в занятия вводились игры, призванные помочь формированию таких познавательных функций ребенка, как память, внимание, речь. пространственное представление, логическое мышление. Далее предлагались игры, непосредственно направленные на помощь по одному из проблемных предметов. Если ребенок испытывал трудности в овладении письмом и чтением, то предлагались игры, рассчитанные на формирование образа буквы и слова, расширение лексического запаса и формирование навыка составлять законченное речевое высказывание, а также на усвоение основных правил русской грамматики, таких, как: правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов, правописание чередующихся гласных в корнях слов, правописание гласных после шипящих и ц в корнях слов, в суффиксах и окончаниях слов; правописание парных согласных в корнях слов, правописание непроизносимых согласных в корнях слов, правописание Ъ и Ь, правописание приставок ПРИ-ПРЕ, приставок, заканчивающихся на З, С; правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, правописание НЕ с разными частями речи, правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, правописание личных окончаний глаголов, правописание наречий, производных предлогов и союзов, а также таких понятий, как: фонетический состав слова, морфемный состав слова, морфологические категории частей речи. Кроме того, часть игр
предназначена для расширения лексического запаса обучающегося и осознания таких понятий, как синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Для школьников, испытывающих устойчивый страх перед математическими дисциплинами, предлагались игры, направленные на такие необходимые составляющие математического мышления, как пространственный анализ и синтез, зрительные представления геометрических фигур и математических символов, знание последовательности чисел, математических терминов и понятий, навыки счета и математические операции. Игры не только использовались в процессе занятий в Центре, но и рекомендовались для совместного досуга в домашней обстановке.
Результаты. Разработанные согласно классическим критериям, наши игры позволили на непроизвольном уровне, когда внимание ребенка направлено на выигрыш в игре, а не на учебный процесс, отрабатывать наиболее трудные правила грамматики, сформировать образ слова, буквы и другие навыки, необходимые для успешного письма и чтения. Опрос, проведенный нами в семьях, использовавших наши игры в домашних условиях, показал, что совместная игра детей и родителей не только повышает мотивацию к процессу учения и успеваемость, но также улучшает и укрепляет детско-родительские отношения, позволяет родителям глубже понять мотивы и потребности детей, их возрастно-психологический статус и индивидуально-личностные особенности; положительно влияет на эмоциональное взаимодействия детей и родителей, помогая получить радость и удовольствие от общения. Эмоциональная составляющая, присутствующая при игровом взаимодействии родителей с ребенком положительно влияет на родительскую чувствительность, эмоциональное отношение к ребенку, понимание ими специфики развития собственных детей, что особенно важно для перспектив их дальнейшего формирования.
Целенаправленность, особенности введения инструкции, ориентация на действия партнера, контроль и оценивание, заложенные в основе наших обучающих игр, помогают формированию стиля родительского руководства.
Выводы. Созданные нами игры не только облегчили усвоение школьных знаний детьми, но и позволили наладить сотрудничество в семье, побудить ее членов к познавательной активности и совместной деятельности, повышению образовательного и культурного уровня семьи, что положительно влияет на с психологический микроклимат в семье и рост личности ребенка и создает дополнительный мотивационный компонент для формирования навыков успешного обучения. Наши игры полностью доказали свою эффективность тем, что широко используются не только в нашей работе, но и в опыте коррекционно-развивающих занятий многих психологических и педагогических учреждений, специалисты которых прошли мастер- классы и семинары на базе нашего Центра.
Библиография
1. Выготский Л.С. 1966. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. -- № 6. - С. 48-57
2. Глозман Ж.М. 2009. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия.
3. Давыдов В.В. 1986. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика.
4. Запорожец А.В. 1966. Игра и развитие ребенка // А.В. Запорожец. Психология и педагогика игры дошкольника. М. С.5-10.
5. Лубовский В.И. 1972. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. №4. С.21-32.
6. Рубинштейн С.Л. 1946. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз.
7. Соболева А. Е. 2009. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности: Дис. канд. психол. наук. —Н. Новгород.
8. Соболева А.Е. Как научить ребенка читать. С-Пб., Детство-Пресс, 2014. - 144 с.
9. Соболева А.Е. Как подготовить ребенка к изучению математики //-С-П., Детство-Пресс, 2014. - 80 с.
10. Соболева А.Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте //-С-П., Детство-Пресс, 2014. -112с.
11. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития // - М., Педагогика, 1990. - 96 с.
12.3лъконин Д.Б. Психология игры //- М.: Педагогика, 1978. - 304 с.