Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.
Фролова О.С., Титова Ю.О. Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
Москва, Россия [email protected] , [email protected]
В НИЦ Детской нейропсихологии активно используется метод нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е.Соболева, 2006 / 2008). Задача нейропсихологической диагностики -выявить дефицитарные и недостаточно сформированные психические функции у детей на разных этапах детского возраста для своевременного установления причин неуспешной учебной деятельности, как до школы, так и в школьном возрасте, и своевременного использования различных профилактических методов по устранению этих проблем. За последний год в центре обследовано 400 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Диагностика проводилась с использованием всего спектра нейропсихологических методов, предложенных А.Р. Лурия и адаптированных для детей Ж.М. Глозман, если это позволял возраст и возможности ребенка, а также через наблюдение за поведением ребенка в процессе обследования и с помощью заданий, направленных на определение актуального уровня психического развития ребёнка (сенсорное, моторное развитие, слуховое восприятие, импрессивная и экспрессивная речь, интеллект, навыки и умения, игра).
На основе анализа данных, полученных в результате нейропсихологической диагностики, были выявлены наименее сформированные звенья психического функционирования для каждой из обследованных возрастных категорий (дети 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти лет). Для этого была использована бальная система и качественный анализ (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е.Соболева, 2006 / 2008).
Выводы.
Случаи задержек развития двигательной и когнитивной сфер у детей дошкольного возраста, выявленные с помощью нейропсихологической диагностики, показали, что данный метод можно эффективно использовать в дошкольном возрасте для прогнозирования более грубых дефектов у школьников и их предотвращения методами нейропсихологической коррекции. Большое количество обращений в Центр по поводу трудностей обучения в дошкольном возрасте демонстрирует необходимость тесного взаимодействия нейропсихологов и педагогов ДОУ для профилактики школьной неуспеваемости и сопутствующих проблем в учебном процессе, а также для более успешной адаптации детей к учебной деятельности.