Научная статья на тему 'Нейропсихологическая помощь детям с проблемами в математике'

Нейропсихологическая помощь детям с проблемами в математике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2013
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винникова С. М.

Целью работы является выявление и анализ причин, приводящих к трудностям в овладении математикой у детей. В статье представлены игры, направленные на облегчение процессов восприятия, анализа и понимания учебного материала, повышение интереса детей к математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological assistance to children with difficulties in solving mathematical problems

The paper discusses the causes of problems in mastering mathematics by children. It discusses the games aimed at facilitation of the processes of perception, analysis and understanding of the study material and augmentation of interest in mathematics in children.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологическая помощь детям с проблемами в математике»

Винникова С.М.

Нейропсихолог НИЦ Детской нейропсихологии Москва, Россия

Нейропсихологическая помощь детям с проблемами в математике

Аннотация: Целью работы является выявление и анализ причин, приводящих к трудностям в овладении математикой у детей, а также представить игры, направленные на облегчение процессов восприятия, анализа и понимания учебного материала, повышение интереса детей к математике.

Ключевые слова: нейропсихологическая помощь, дети с трудностями обучения, математика.

Количество детей с трудностями овладения математикой увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких детей на сегодня около 25% от общешкольной популяции. Причем трудности, которые испытывают школьники, сохраняются и по окончании школы, ведь математические методы и математический стиль мышления наблюдаются в различных областях человеческой деятельности [1].

Выделим основные составляющие математического мышления, без которых невозможно усвоение математики.

Прежде всего, это пространственный анализ и синтез. Сформированность пространственных представлений, пространственного анализа и синтеза, пространственного мышления имеет первоочередное значение для успешного овладения ребенком математикой [9, 10, 13, 16-18].

«Пространственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство» (7, с. 28), которому нет аналогов в реальном мире. В последнем случае речь идет об упорядоченных системах знаков и символов, выработанных человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям. Примером квазипространства может быть нотная запись, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций (например: «собака хозяина или хозяин собаки», «брат отца или отец брата»), понимание предлогов и союзов, отражающих сложные отношения между предметами, явлениями и качествами.

Математика (геометрия и алгебра) - основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, то есть на их пространственных взаимосвязях. В математике это ориентировка на пространстве листа, понимание разрядного строения числа (17 и 71 различаются только «местом» входящих в их состав цифр), понимание отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже), вектора направления счетных операций (сложение-вычитание), положения геометрической фигуры в пространстве, понимание дробей, понимание условий задачи, понимание временных категорий. Очень часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных, входящих в ее состав условий (например «на столько-то больше» и «во столько-то раз больше»). Здесь то и обнаруживается незрелость квазипространственного компонента. Ребенок может знать все правила и алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости, расстояний, части от целого [5,13].

Трудности в овладении счетными операциями у детей скрывают под собой также несформированность серийной организации действий, которая лежит в основе понимания последовательности и перехода от одного элемента к другому. Когда ребенок производит операцию сложения (например,14+3) или имеющую «обратное направление» операцию вычитания (14-3), он действует в определенном внутреннем пространственном поле. Если эта операция выходит за пределы десятка (например, 32-7 или 26+8), то процесс становится несравненно сложнее и протекает уже в условиях иерархически построенных разрядов. До тех пор, пока такие счетные операции примут свернутый автоматический вид, пройдет долгий период развернутого счета с дроблением чисел и присоединением остатка.

Также, большое значение для успешного выполнения математических действий

имеют:

- Развитие абстрактного логического мышления и возможности составить программу решения задачи.

- Сформированность и устойчивость зрительных представлений геометрических фигур (треугольник, квадрат, угол и др.)

- Сохранность речевых функций, позволяющая правильно прочитать и понять условия задачи[5, 12].

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Нейропсихологи нашего Центра считают, что в основе нейропсихологической коррекции трудностей овладения математикой должен лежать игровой подход. Ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы, в частности, для освоения математики [2-6, 8].

В ходе коррекционных занятий ребенок проходит все стадии игрового развития, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, восприятие, внимание, логическое мышление - то есть все, что необходимо для овладения математикой [14].

Игры, представленные в докладе, на практике доказали, что они способны оказать действенную помощь ребенку в овладении математикой, а также сформировать у ребенка позитивное отношение к занятиям математикой и в целом к школьному обучению. Список литературы

1. Ахутина Т.В., Обухова Л.Ф., Обухова О.Б. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности// Психологическая наука и образование. - М., 2001, №1.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В Ахутина, Н.М Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. -180 с.

3. Бочарова А.Г., Горева Т.М., Окунь В.Я. 500 замечательных игр. - М., 1999, 30 с.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 48-57

5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. -М.: Академия, 2009. - 131 с.

6. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе./ Под ред. Ж.М. Глозман. - М.: В. Секачев, 2006. - 96 с.

7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. М.: Рос. Пед. Агенство, 2001.

8. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет. - М.: Астрель, 2003, 45 с.

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. /А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969. - 512 с.

10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

11. Математика от трех до шести./ Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. -СПб.: Акцидент, 1996, 46 с.

12. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я. Семаго М.М. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.

13. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. - СПб.: Питер, 2008. - 48 с.

14. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. Игровые упражнения для предупреждения и преодоления дисграфии/ А.Е Соболева, Н.Н. Кондратьева. - M.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 64 с.

15. Соболева А.Е. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Диссертация кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2009 - 27 с..

16. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку/ А.Е Соболева, Е.Н Емельянова. - М.: Изд-во Питер, 2009. - 128 с.

17. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога/ А.Е Соболева., Е.Н Емельянова. - М.: Изд-во Питер, 2009. - 144 с.

18. Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика: считаем уверенно. - М.: Эксмо, 2009, 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.