Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии как модель коррекционно-развивающего обучения
Соболева А.Е. кандидат психологических наук директор Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии г. Москва, Россия а. &оЪо1еуа@ша11. ги
Аннотация: в докладе рассказывается о 14- летнем опыте практической работы Центра в области коррекционно-развивающего обучения, методах и организации занятий с детьми с проблемами обучения в детском саду и школе.
Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика, игровая коррекция.
Наш Центр детской нейропсихологии создан в 1999 году.
Сегодня в центре работают 50 квалифицированных специалистов: нейропсихологов, возрастных психологов, нейролингвистов, семейных психотерапевтов и др., из них 1 доктор и 4 кандидата наук.
Мы помогаем детям с проблемами адаптации в семье и дошкольном учреждении, детям с речевыми задержками и задержкой психического развития, гиперактивным малышам, а также школьникам с трудностями поведения и обучения. Особенное внимание уделяется работе с детьми дошкольного возраста, т.к. проблемы проще предотвратить, чем исправлять их в период школьного обучения.
Центр является моделью практического внедрения разработок отечественной психологии в практику нейропсихологической диагностики, анализа и коррекции трудностей обучения и поведения детей.
Процесс планирования и организации нашей коррекционной работы основан на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учении А.Р.Лурия о системном строении, динамической, хроногенной организации высших психических функций, положениях психологической теории игры и онтогенетической концепции развития психики Д.Б. Эльконина, принципах деятельностного подхода А.Н. Леонтьева и исследованиях особенностей развития детей с задержкой психического развития В.И. Лубовского.
Особое значение в коррекционных занятиях уделяется игровому подходу, так как высшие психические функции и такие их составляющие, как: воображение, произвольность, образное, речевое и логическое мышление, мотивационный и операциональные компоненты, пространственные представления, в дошкольном возрасте формируются в процессе познания ребенком окружающего мира, в том числе, и в процессе ведущей деятельности дошкольного возраста - игры (Выготский Л.С., 1935, 1966; Эльконин Д.Б., 1978; Запорожец А.В. 1966, 1986; Лубовский В.И., 1966;1972; Глозман Ж.М., 2006, 2009; Соболева А.Е. 2009; Титова Ю.О., Фролова О.С., Винникова Л.М., 2010) .
Перед началом коррекционных занятий проводится подробная диагностика уровня развития ВПФ ребенка с помощью Луриевских методов, а у детей дошкольного возраста исследуется также уровень игровой деятельности. Комплексность подхода к коррекционно-развивающему обучению обеспечивается сочетанием на каждом занятии индивидуальных и групповых методов игровой когнитивной, двигательной, дыхательной и эмоциональной коррекции.
В основе предлагаемого нами подхода коррекции ВПФ средствами игровой деятельности лежит задача развития произвольного внимания и произвольной регуляции действий, так как именно эти психические функции являются основными факторами,
лежащими в основе успешного обучения (Ахутина Т.В, Пылаева Н.М., 2008, Глозман Ж.М., 2008, Соболева, 2009). Игровые формы коррекции эффективно способствуют формированию произвольной регуляции сначала игрового, а потом и учебного поведения ребенка, так как именно в процессе игры формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их правилу. Также наши метода положительно влияют и на развитие экспрессивной и импрессивной речи, звукового анализа и синтеза, расширение активного и пассивного словаря, на связь речи со сферой зрительных образов и представлений, развитие пространственных функций, зрительной и вербальной памяти, развитие гностических (сенсорных процессов).
Одной из форм работы в нашем Центре являются занятия в диадах. Проведение занятий в диадах уникально, так как сочетает плюсы группового занятия (игровой, соревновательный моменты, возможность общения и повышения мотивации к обучению) и индивидуальной работы (возможность уделить больше внимания каждому ребёнку отдельно).
Отбор детей в диады осуществляется ведущим специалистом по следующим критериям: сходство нейропсихологического профиля (по результатам диагностики), трудностей обучения, готовности ребенка к взаимодействию в группе и пр.
Работа в диаде позволяет максимально эффективно использовать игровые методы, включающие такие механизмы, как соревнование, сотрудничество, взаимопомощь и взаимоконтроль, что способствует эффективному преодолению трудностей, повышению уверенности в себе, общей адаптации к детскому саду и школе.
Также мы придаем очень большое значение работе с родителями, как в форме семейных консультаций, так и издавая популярные статьи для родителей.
Центр является базой профессиональной подготовки стажеров и студентов из МГУ, других вузов страны и зарубежных стран, а также местом трудоустройства выпускников факультета психологии МГУ и других психологических вузов страны.
Центр состоит из четырех уютных офисов в разных районах Москвы, что позволяет детям заниматься недалеко от дома. Все специалисты, независимо от места первоначального образования, прошли дополнительные стажировки в Центре, прослушали 70 часовой теоретический курс Жанны Марковны Глозман и сдали внутренний, профессиональный экзамен. Основными критериями отбора сотрудников в наш Центр является не только профессионализм, но и такие личностные качества, как контактность, коммуникабельность, обучаемость и готовность к получению новых знаний, хороший русский язык и поставленная речь, любовь к детям, а также творческое мышление. Все наши сотрудники - писатели, поэты, художники, изобретатели новых детских игр и инновационных технологий.
Залогом успешности нашей работы являются два условия:
1 . Высокая квалификация специалистов, и ее поддерживает постоянно действующий научно-практический семинар, на котором мы слушаем научные доклады сотрудников и гостей Центра, а также совместно (методом мозгового штурма) обсуждаем, как лучше помочь данному конкретному ребенку. Все, что мы придумываем, тут же внедряется в практику, затем описывается в книгах, статьях и докладах на конференциях. За 14 лет сотрудники Центра выпустили 25 книг и более 60 статей, 2 коллективных монографии, приняли участие во многих отечественных и международных конгрессах и конференциях.
2. Благоприятный психологический климат работы, что важно, в первую очередь, для детей, с которыми мы занимаемся, так как ребенок с печальным и травмирующим опытом неуспеха и порицаний должен пережить ситуацию успеха и убедиться, что его трудности преодолимы.
Библиография
1. Выготский Л.С. 1935. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.
2. Выготский Л.С. 1966. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы
психологии. № 6. С. 48-57
3. Глозман Ж.М. 2009. Нейропсихология детского возраста. М.
4. Запорожец А.В. 1966. Игра и развитие ребенка / Психология и педагогика игры
дошкольника. М. с.5-10.
5. Запорожец А.В. 1986. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные
психологические труды в 2 т. - М. Т. 1
6. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / под ред. Ж.М.
Глозман. М. 2006.
7. Лубовский В.И. 1966. Особенности высшей нервной деятельности детей с
нарушением темпа развития / Дети с отклонениями в развитии. М. С. 76 - 111.
8. Лубовский В.И. 1972. Высшая нервная деятельность и психологические
особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. №4.-С.21-32.
9. Соболева. А.Е. 2009. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности.- Канд. диссертация. М.
10. Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. 2010. Играть с ребенком. Как? Развитие
внимания, мелкой моторики, крупной моторики у детей 1 -5 лет. М.
11. Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. 2010. Играть с ребенком. Как? Развитие
восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1 -5 лет. М.
12. ЭльконинД.Б. 1978. Психология игры. М.