Научная статья на тему 'Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте'

Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
767
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глозман Ж. М., Конина С. М.

Целью работы является анализ данных обследования детей дошкольного возраста, выявление причин, приводящих в дальнейшем к трудностям в обучении в школе, а также выявление ведущего синдрома несформированности высших психических функций в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте»

Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте

Проф. Глозман Ж.М.

Конина С.М.

НИЦ Детской Нейропсихологии

Москва, Россия [email protected] воГуа-

[email protected]

Аннотация: Целью работы является анализ данных обследования детей дошкольного возраста, выявление причин, приводящих в дальнейшем к трудностям в обучении в школе, а также выявление ведущего синдрома несформированности высших психических функций в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: профилактика школьной неуспешности, дошкольный возраст, задержка формирования ВПФ.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста происходит очень интенсивно. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [Ермолаева М.В., 2003]. Параллельно происходит развитие словаря и грамматического строя речи. Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т. д.) [Мухина В.С., 1998]. Параллельно с этим при целенаправленном воспитании дошкольника происходит развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи [Там же]. Развиваются функции речи. Коммуникативная речь проходит путь развития от ситуативной речи (понятной только находящимся в данной ситуации, полной междометий, словесных шаблонов, лишенной подразумеваемого подлежащего) к контекстной речи (достаточно полно описывающей ситуацию, факт, содержание прочитанной книги). На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его поведения [Ермолаева М.В., 2003].

Развитие восприятия в этом возрасте, по сути, является развитием способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте, как показали исследования А.В. Запорожца, 1986; Л.А. Венгера, 1996, происходит усвоение сенсорных эталонов -исторически сложившихся представлений о разновидностях отдельных свойств предметов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности [Обухова Л.Ф., 1996; Поддьяков Н.Н., 1996].

На протяжении дошкольного возраста в связи с появлением более сложных видов деятельности у детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. К примеру, если младшие дошкольники могут провести за одной и той же игрой около 30—40 минут, то к пяти-шести годам длительность игры увеличивается до часу - полутора. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок [Баскакова И.Л., 1995; Мухина В.С., 1998].

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием [Ермолаева М.В., 2003].

Память ребенка в основном непроизвольна, ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Как показал П.И. Зинченко (1996), в игре непроизвольной памятью удерживается то, что было целью игрового действия. В конце дошкольного возраста начинает развиваться произвольная память. Овладение произвольными формами памяти происходит, проходя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое [Леонтьев А.Н., 1972; Мухина В.С., 1998].

Образное мышление — основной вид мышления дошкольника. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др. [Ермолаева М.В., 2003]. Кроме этого, в дошкольном возрасте формируются такие операции мышления, как классификация, обобщение, установление причинно-следственной связей [Ермолаева М.В., 1998].

Все эти данные детской психологии легли в основу методов нейропсихологической диагностики дошкольников [Глозман Ж.М. и др., 2008]. Кроме этого, при обследовании детей, особенно дошкольного возраста, необходимо уделять особое внимание к используемому диагностическому материалу. Он должен быть доступен, знаком и привлекателен (способен привлекать внимание). Материал обследования должен соответствовать жизненному опыту ребенка, т.к. всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития [Выготский Л.С., 1960]. Стимульный материал должен выполняться преимущественно в четком цветном изображении. Предметы должны быть изображены как можно более четко и конкретно, без абстрактных деталей. Также, необходимо учитывать ограничения объема восприятия и внимания дошкольника. При проведении нейропсихологического обследования с дошкольниками необходимо давать им возможность переключаться на новые виды деятельности, для этого необходимо выбрать наиболее информативные и времясберегающие методы, т.е. обеспечить компактность методики [Глозман Ж.М. и др., 2008]. Игровая форма является наиболее подходящим видом тестирования (учитывая тип ведущий деятельности в этом возрасте) [Соболева А.Е., 2009].

В нейропсихологическом обследовании приняли участие 30 дошкольников, обратившихся в НИЦ ДН в период 2011 -2013 года, с различными жалобами, в основном, связанными с трудностями овладения материалом, необходимым при подготовке к школе. Обследование детей проводилось с помощью специально адаптированного для детей материала Луриевского нейропсихологического обследования. Луриевский анализ позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка [Глозман Ж.М., 2009].

Результаты исследования, представленные в докладе, приведены в виде описания ведущих синдромов по трем направлениям: количественному анализу, качественному анализу и статистические данные исследования анкет для родителей,

заполняемых при первичном посещении центра, которые позволяют выявить причины наблюдаемого когнитивного неблагополучия у детей. Также показаны различия в устойчивости / динамике нейропсихологических синдромов у детей, прошедших и не прошедших нейропсихологическую коррекцию. Эти данные позволяют говорить о нейропсихологической коррекции в дошкольном возрасте как о способе профилактики трудностей обучения в школе.

Библиография

1. Баскакова И.Л. 1995. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М. МПСИ. Воронеж.

2. Венгер Л.А. 1996. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М. С. 133146.

3. Выготский, Л.С. 1960. Развитие высших психических функций. М.

4. Глозман Ж.М. 2009. Нейропсихология детского возраста. М.

5. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. 2008. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2 - е изд. Спб.

6. Ермолаева М.В. 1998. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.

7. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. М. Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - с.165, 167,172

8. Запорожец А.В. 1986. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды в 2 т. М.

9. Зинченко П.И. 1996.Непроизвольное запоминание. М. МПСИ; Воронеж: НПО «МО ДЭК»

10. Леонтьев А.Н. 1972. Проблемы развития психики. М.

11. Мухина В.С. 1998. Психология детства и отрочества. М.

12. Обухова Л.Ф. 1996. Возрастная психология. М.

13. Поддьяков Н.Н. 1996. К проблеме умственного развития ребенка // Хрестоматия по детской психологии. М. С. 146—149.

14. Соболева А.Е. 2009. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Диссертация кандидата психологических наук. Нижний Новгород.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.