Научная статья на тему 'Обучающее воспитание в вузе: из опыта преподавания гуманитарных дисциплин'

Обучающее воспитание в вузе: из опыта преподавания гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY APPROACH / ОБУЧАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION THROUGH TRAINING / ФОРМЫ / WAYS OF THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреенко Е.А.

Статья посвящена проблеме реализации воспитательных задач в процессе обучения студентов в вузах. Воспитательный потенциал образовательного процесса раскрывается на примере преподавания дисциплины Логика. На конкретных примерах изучения ряда тем курса Логики демонстрируются преимущества опосредованного воздействия на сознание личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of implementing educational objectives in the course of training students in university. The educational potential of training is exemplified by Logic teaching. The author presents some specific examples from the Logic course to demonstrate the advantages of indirect influence on the student mindset.

Текст научной работы на тему «Обучающее воспитание в вузе: из опыта преподавания гуманитарных дисциплин»

Содержание и технологии образования

ОБУЧАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Е. А. Андреенко

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации воспитательных задач в процессе обучения студентов в вузах. Воспитательный потенциал образовательного процесса раскрывается на примере преподавания дисциплины Логика. На конкретных примерах изучения ряда тем курса Логики демонстрируются преимущества опосредованного воздействия на сознание личности студента.

Ключевые слова: компетентностный подход, обучающее воспитание, формы

Summary. The article is devoted to the problem of implementing educational objectives in the course of training students in university. The educational potential of training is exemplified by Logic teaching. The author presents some specific examples from the Logic course to demonstrate the advantages of indirect influence on the student' mindset.

Keywords: competency approach, education through training, ways of thinking.

Воспитание имеет приоритет над образованием.

Создает человека воспитание.

Антуан де Сент-Экзюпери

Российское образование переживает цесса, и в контексте социальных качеств

сегодня сложный переходный пери- востребованными становятся субъект-

од: на смену когнитивному подходу при- ные свойства, определяющие ее самосто-

ходит компетентностный. Последний ятельность, независимость, способность

предполагает существенные изменения в к саморегуляции и рефлексии [2].

организации и содержании образова- Компетентностный подход в обра-

тельного процесса, начиная от мотива- зовании чрезвычайно актуализирует

ции обучения и до его оценивания [1]. идею обучающего воспитания, ее прио-

Важнейшими принципами компетент- ритет над идеей воспитывающего обуче-

ностного подхода в образовании являет- ния. Воспитательной работе в вузах се-

ся формирование не только профессио- годня уделяется недостаточное внима-

нальных, но и социальных и личностных ние. При этом необходимо подчеркнуть,

компетенций, определяющих конкурен- что все еще не утвердилось принципи-

тоспособность выпускника. А. А. Вербиц- альное понимание того, что именно яв-

кий справедливо отмечает, что новый ляется показателем качества воспита-

этап развития российской системы обра- тельной работы со студентами. Конечно,

зования характеризуется изменением это качество не измеряется количеством

представлений о личности обучающего- проведенных внеаудиторных мероприя-

ся, выступающей в качестве системообра- тий. Всегда следует учитывать, что сту-

зующего начала образовательного про- дент в вузе 36 часов в неделю находится

3 / 2010 Преподаватель |_

55

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

56

на учебных занятиях. Характер этих занятий, характер отношений студента с преподавателями оказывают на воспитание личности гораздо большее влияние, чем проведенное внеурочное мероприятие, которое будет всего лишь одним из фрагментов в общем объеме той деятельности, которой занят студент.

Возможность использования дидактического потенциала преподаваемой дисциплины в воспитании студентов всегда вызывала интерес не только дидак-тов, но и преподавателей. Почти каждый преподаватель, испытывающий дефицит возможностей воспитательного воздействия, рано или поздно приходит к осознанию неиспользуемых резервов в преподаваемой дисциплине. Неисчерпаемые возможности для реализации воспитательного потенциала заложены в дисциплинах, относящихся к гуманитарному социальному циклу. Очевидно, что преподавание Истории, Философии, Политологии, Социологии и других гуманитарных и социальных дисциплин «обучающе воспитывает». Но в данной статье мы бы хотели представить возможности формирования личностных, социальных компетенций студентов в рамках такой дисциплины как Логика.

Логика - это наука о формах и законах правильного мышления, это наука о симметрии, соразмерности и порядке наших мыслей, благодаря которым мысли становятся убедительными и глубокими. Сегодня в учебных планах многих специальностей высшего профессионального образования Логика стала либо обязательной, либо дисциплиной по выбору. Возможность подчинения некоторых нравственных категорий логической форме позволяет воспитывать студентов не словесными способами, выглядящими зачастую весьма неубедительно, а более эффективными метода-

Преподаватель XX

ВЕК

ми воздействия на их сознание. Для обеспечения эффективного нравственного развития молодежи необходим ряд условий: ситуация морального выбора, смена социальных ролей, использование на практике морально-этических знаний и нравственных убеждений.

Учебная дисциплина «Логика» наиболее удачно выступает полигоном, где нравственные суждения могут быть подвергнуты развитию. Нравственно-смысловой основой можно наполнить любую тему курса Логики, посвященную той или иной форме мышления: понятию, суждению, умозаключению, доказательству, опровержению. Но для эффективности данного наполнения моральные категории должны иметь отношение к реальной жизни студентов, быть по возможности простыми для понимания, иметь прогностическую ценность для личной и профессиональной жизни студентов.

Приведем конкретные примеры воспитания личностных компетенций студентов посредством изучения тех или иных форм мышления и законов логики. При изучении такой логической операции как определение понятий можно предложить студентам поупражняться в выведении определений таких понятии как: «любовь», «совесть», «достоинство» и т.д. Попытки дать любой вид определений подобным нравственным категориям неизбежно заставят молодых людей задуматься о нравственной самооценке.

При изучении отношений между суждениями студенты с помощью «логического квадрата» могут найти совместимые и несовместимые суждения с такими афоризмами, как например: «Кто сам хорош, тот и о других думает хорошо»; «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни», «Пока ты учишься, ты молод» и т.д. Пытаясь найти совместимые (могущие быть одно-3 / 2010

Cодержание и технологии образования

временно истинными) и несовместимые с исходными суждения, студенты, может быть, даже не осознавая того, более глубоко проникаются смыслом нравственных утверждений.

Особую значимость имеет духовно-нравственное насыщение тем «Умозаключение» и «Доказательство». В этих формах нашего мышления главенствующую роль играет заключение (в умозаключении) и тезис (в доказательстве). Искусство доказательства заключается в умении подбирать средний термин -термин, встречающийся в обеих посылках силлогизма. Но для того, чтобы вывод был состоятельным, необходимо знать правила логики. И опять же, изучая эти правила, фигуры и модусы силлогизма, студентам предлагаются не абстрактные примеры, а такие тезисы для доказательства, которые формируют их личностные качества, которые значимы для их жизни. И этими примерами могут быть нравственно наполненные высказывания великих людей: «Нет хуже измены, чем измена самому себе»; «Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее»; «Брак - это море ответственности, в котором можно удержаться на плаву только крепко держась за руки» и др.

Умозаключения, в которых опущена одна из посылок или заключение, называются энтимемами. Еще Аристотель указывал на энтимему как на испытанный прием логического убеждения [3]. Эффект убедительности лучше достигается, если адресат аргументации сам делает вывод из предложенных ему посылок или сам реконструирует недостающие посылки. Затрачивая на произведение вывода определенный труд, адресат начинает считать предложенное заключение своим собственным, а собственным выводам человек верит более всего. Реализуя вос-

питательный потенциал процесса обучения, при изучении темы «Умозаключение», можно предложить студентам достроить до полного силлогизма, например, такие энтимемы: «Всякий порок заслуживает наказание, а курение порок», «Любовь несовместима с унижением того, кого ты любишь, при этом формой унижения является недоверие», «Уважение людей необходимо человеку. Совесть - качество, вызывающее уважение» и др. Делая осознанные выводы из предложенных посылок, студенты доверяют собственным заключениям гораздо больше, чем нравоучениям со стороны окружающих. Так, осторожно можно осуществлять коррекцию пластичного еще мировоззрения студентов.

Таким образом, изучая правила логики, студенты формируют свои личностные компетенции. Именно опосредованный, а не лобовой подход к проблемам добра и зла, любви и ненависти, является гораздо более действенным, особенно если речь идет о воздействии на молодых людей. Посредством такого обучающего воспитания преподаватель формирует у студентов способность рефлексии, привычку к анализу своих слов и поступков. В результате решается комплексная задача воспитания образованной, толерантной, творческой молодежи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бермус А. Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //credonew.ru/content/view/679/33/.

2. Вербицкий А.. А.. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3.

3. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М.: Новая школа, 1996. ■

57

3 / 2010

Преподаватель XXI

ВЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.