Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов в преподавании логики в высшей школе'

Использование интерактивных методов в преподавании логики в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ЛОГИКА / EDUCATION / INTERACTIVE METHODS / LOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрашитова Ирина Владимировна

В статье показана значимость использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания логики. Приводятся примеры интерактивных методов по отдельным темам логики. Подчеркивается необходимость самостоятельной работы студентов как одного из факторов успешного освоения учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN THE TEACHING OF LOGIC IN HIGH SCHOOL

The article shows the importance of the use of interactive teaching methods in the teaching of logic. Offer interactive methods on certain topics of logic. Emphasizes how important independent work students as a factor in the successful mastery of an academic discipline.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов в преподавании логики в высшей школе»

УДК 378:37.016:16

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛОГИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Абдрашитова Ирина Владимировна

к. филос. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

e-mail: irinaabd@list.ru

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN THE TEACHING OF LOGIC IN HIGH SCHOOL

Irina Abdrashitova

K. Philos. Sciences, associate Professor, head. the Department of humanitarian disciplines UEI HPE «The Mordovian Institute for the Humanities»

АННОТАЦИЯ

В статье показана значимость использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания логики. Приводятся примеры интерактивных методов по отдельным темам логики. Подчеркивается необходимость самостоятельной работы студентов как одного из факторов успешного освоения учебной дисциплины.

ABSTRACT

The article shows the importance of the use of interactive teaching methods in the teaching of logic. Offer interactive methods on certain topics of logic. Emphasizes how important independent work students as a factor in the successful mastery of an academic discipline.

Ключевые слова: образование, учебный процесс, интерактивные методы, логика.

Key words: education, education, interactive methods, logic.

Эффективные методики преподавания дисциплин способствуют формированию общекультурной и профессиональной компетенции, «студенты должны уметь анализировать события, аргументировать выводы и на этой основе формулировать обоснованные предложения и профессиональные заключения» [3, с. 80]. Этому способствуют интерактивные методы обучения в преподавании логики, активизирующие взаимодействие преподавателя со студентами. Организация беседы, игр, диалога как нельзя лучше подходят для осуществления таких методов. Преподаватель, направляя деятельность

учащихся, в интересной форме интерактивных заданий и упражнений, способствует не только достижению образовательных целей, но и проговариванию и усвоению нового материала непосредственно на занятиях.

Актуальность такого подхода к преподаванию очевидна. Благодаря интерактивному способу осуществляется связь между преподавателем и студентами, что улучшает усвоение и понимание материала, а также устанавливается и иллюстрируется связь между предметами. Логика, философия, филология, история, юриспруденция объединяются в одном пространстве упражнений, посвященных формальному мышлению. Далее мы осуществим обзор примеров такого подхода к каждой теме по логике, которые отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Такая важная тема как «Предмет и задачи логики», включающая в себя первоначальные сведения о понятиях логики, обоснование ее значимости для каждой профессиональной деятельности, требует четкого методологического подхода к пояснению данного материала. Поэтому перед применением интерактивных, игровых методов, необходимо дать предварительный понятийный аппарат. Уяснение таких понятий, как логический закон, формальное мышление, индукция, дедукция, аналогия, суждение, умозаключение, введут студента в гармоничную и проверенную веками структуру логического знания. В качестве рекомендации интерактивного занятия можно предложить изложение темы «Логика в системе философского знания» в вопросно-ответной форме, то есть предложить восстановить некоторые эпизоды истории философии с применением логического мышления. Приведем пример подобных вопросов.

Вопрос 1. В романе Сомерсета Моэма «Пироги и пиво» критик Оллгуд Ньютон рассказывает следующую историю: немецкий философ Иммануил Кант имел привычку ежедневно гулять с тростью по Кёнигсбергу. Поскольку гулял он строго в одно и то же время, жители города сверяли по его появлению часы, так что, когда в один прекрасный день он вышел из дома на час позже, все поняли, что произошло что-то ужасное. И действительно, в тот день Кант получил известие о падении некоей крепости. Какой? (Ответ: Бастилии)

Вопрос 2. Рене Декарт писал, что это событие поразило его настолько, что он хотел сжечь все свои бумаги или по крайней мере никому их не показывать. Если верить легенде, тот, с кем это событие произошло, был более смелым, что якобы подтверждается его словами. Какими именно? (Ответ: «И все-таки она вертится!» Декарт узнал об осуждении Галилея).

Вопрос 3. Английский философ Томас Гоббс: «Истина вроде той, например, что сумма углов треугольника равна 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю крови, поскольку это истина...» Закончите по смыслу эту цитату. (Ответ: «... не затрагивающая ничьих интересов».)

Вопрос 4. Философ Гегель назвал это «пародией на характер». Писатель Ларошфуко утверждал, что это — «исчадие скудоумия, невежества и

самонадеянности». А поэт Княжин назвал это «вывеской дурака». О чем идет речь? (Ответ: Об упрямстве).

Вопрос 5. Утверждают, что объяснением этого математического понятия является человеческая глупость. А Хайдеггер говорил, что лучшим определением этого понятия будет: «Это — продолжительность жизни». Ответьте, чьей жизни? (Ответ: жизни Бога).

Тема «История логики» как нельзя лучше сочетается с перечислением парадоксов и попыткой преподавателя вместе со студентами их решения. Данные парадоксы были сформулированы логиками и философами на всем протяжении развитии логического знания.

Вот некоторые из них:

1. Проблема курицы и яйца: что было раньше — курица или яйцо? С одной стороны, для появления курицы необходимо яйцо, с другой — для появления яйца нужна курица.

2. Парадокс эпикурейцев, или Проблема зла: кажется, что существование зла несовместимо с существованием всемогущего и заботливого Бога.

3. Парадокс нигилизма: если правды не существует, то утверждение «правды не существует» верно, что доказывает его неверность.

4. Парадокс всемогущества: может ли всемогущее существо создать камень, который оно само не сможет поднять?

5. Стрела Зенона: летящая стрела каждый момент времени занимает определенное положение в пространстве. Когда же она перемещается из одного положения в другое?

6. Корабль Тесея: если каждый элемент корабля был заменен хотя бы один раз, можно ли считать корабль прежним кораблем?

7. Парадокс кучи. В какой момент куча перестанет быть кучей, если отнимать от нее по одной песчинке?

При изучении темы «Логика и язык» можно уделить время для составления искусственного языка, например, какого-нибудь животного или предмета. При этом необходимо уточнить цели и задачи такого языка, разработать его структуру и способы его применения.

При изучении тем «Понятие как форма мышления» и «Логические операции с понятиями» рекомендуется включать стихи русских и зарубежных поэтов. Действительно, богатство понятийного аппарата поэтического мира, его разнообразие, неожиданность применения в сочетании с формальным подходом, свойственного логическому знанию, откроют с новой стороны, как поэтику, так и логику. Классификация понятий, используемых С. Есениным, А. Рембо, В. Шекспиром и многих других, разнообразит «сухость» логического языка и превратит изучение видов понятий в урок, обогащающий внутренний мир студента.

Занятие по теме «Определение как прием познания» рекомендуется провести по следующей форме. Каждый студент должен на отдельном листке написать любое понятие, желательно абстрактное или из своей будущей профессии. Затем преподаватель собирает листки и раздает их обратно в

произвольном порядке. Студенты пишут определения к доставшимся понятиям. Преподаватель вслух зачитывает получившиеся определения, группа, за исключением составителя определения, должна угадать определяемое понятие. В конце занятия (за 15-20 минут) преподаватель разбирает ошибки определений, повторяет правила.

На занятиях тем «Суждение как форма логической мысли» и «Сложные суждения» студентам можно предложить вспомнить пословицы, поговорки, афоризмы. Затем записать их в буквенной форме, согласно логическому знаковому языку. Подобное занятие проиллюстрирует студентам возможность четкого обозначения практически любых предложений и тем самым структурировано понимать порой расплывчатые формулировки значимых и содержательных рассуждений.

Рекомендуется провести анализ диалогов Платона на занятии темы «Логика вопросов и ответов» с выявлением уточняющих, восполняющих, соединительных, разделительных, смешанных вопросов. Диалоги как «Менон», «Федон», «Горгий» являются наиболее интересными и содержательными в этом плане.

Такие большие темы как «Индуктивные и дедуктивные умозаключения» и «Умозаключения по аналогии» могут быть основой научно-исследовательской работы студентов. Для подобной деятельности произведения К. Дойля с его порой ложными умозаключениями и классические древнегреческие софизмы подходят как интересные, диалогичные и продуктивные в качестве содержательного материала. Можно предложить студентам выявить ошибки в рассуждениях художественных героев К. Дойля, удачные и правильные силлогизмы; древнегреческие софизмы восстановить как полные силлогизмы и разобрать, установив посылки, выводы, модусы, обозначить нарушения или соблюдения правил.

Тема «Искусство дискуссии» является итогом изученного материала. Ролевые игры наиболее удачное решение для этого занятия. В качестве примера можно предложить «Суд над Раскольниковым», «Суд над А. Карениной», а также попробовать подискутировать с героями «Братьев Карамазовых», например, с Зосимой о проблеме бессмертия, с Великим Инквизитором о счастье и свободе; с героями А. Чехова о предназначении человека, с Гансом Касторпом о времени и перипетиях истории и так далее. Темы для дискуссий студенты могут предложить сами, тем более, что после работы на интерактивных занятиях, где обязательным условием является активность не только преподавателя, но и студентов, такие темы появятся и дополнят преподавательское портфолио.

Ценностная составляющая образования в настоящее время актуальна как никогда, «тенденции постиндустриального развития таковы, что научная рациональность, хотя ее исторический тип сегодня меняется, сохраняет свой высокий ценностный статус» [1, с. 128]. В настоящее время «уже недостаточно готовить узких специалистов: экономистов узкого профиля, или социологов, или менеджеров, специализирующихся в какой-то узкой области. В нынешней

ситуации, когда очень часто приходится быть предельно мобильным, быстро менять сферы деятельности и решать самые разные задачи, нужно иметь достаточно широкий образовательный фундамент» [2]. Логика вносит свой вклад в этот фундамент, и ее знание позволяет успешно решать профессиональные и личностные задачи, стоящие перед современным человеком.

В статье использованы вопросы из банка вопросов игры «Что? Где? Когда»//ШЬ: http://db.chgk.info/ (дата обращения: 12.01.2015).

Список литературы:

1. Александрова Р. И., Мочалов Е. В., Загороднова И. В. Философия образования: PRO ET CONTRA. // Интеграция образования. 2001. № 4. С. 124-128.

2. Гордова Т.В., Глазунов Н.С., Шестернева Е.В. О некоторых тенденциях в современном образовании: традиции и инновации // Культура и образование. - Март 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/03/1549 (дата обращения: 13.03.2014).

3. Лушенкова Н. И. Культурологический подход как фактор совершенствования экономического образования [Электронное издание]. Саранск, 2014. С.76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.