Научная статья на тему 'Обучающаяся организация как эффективная модель в инновационной среде'

Обучающаяся организация как эффективная модель в инновационной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухобокова М.В., Цацорин А.В., Сумина Е.В.

Представлены основные определения и характеристики обучающейся организации, сравнение с механистической моделью. Также рассмотрена ее роль в современной компании и инновационной среде, эффективность ее внедрения, с целью улучшения качества работы и достижения поставленных целей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающаяся организация как эффективная модель в инновационной среде»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

янно решать задачу адаптации существующих методов защиты информации к конкретным ситуациям.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования : сб. М. : Стандар-тинформ, 2008. 32 с.

2. Кузнецов Н. А., Кульба В. В., Микрин Е. А. [и др.]. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы : в 2 т. ; отв. ред. Н. А. Кузнецов, В. В. Кульба ; Ин-т проблем передачи информации РАН. М. : Наука, 2006. Т. 1. 495 с.

© Сукиасян А. А., 2013

УДК 658.5.001.76

М. В. Сухобокова, А. В. Цацорин Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Представлены основные определения и характеристики обучающейся организации, сравнение с механистической моделью. Также рассмотрена ее роль в современной компании и инновационной среде, эффективность ее внедрения, с целью улучшения качества работы и достижения поставленных целей организации.

В современном обществе, которое базируется на знаниях, новых технологиях и инновациях, меняются подходы к структуре, организации и функциям компании. Управление персоналом является неотъемлемой частью деятельности организации и требует качественного отбора и обучения молодых и квалифицированных специалистов. Главным инструментом для этого служит модель «обучающейся организации».

Питер Сенге как основоположник модели обучающейся организации дает следующее определение: «обучающаяся организация» - это организация, где сотрудники постоянно расширяют свои способности создавать результаты, где взращиваются новые и всеобъемлющие модели мышления, где действует коллективное, свободное творчество, где сотрудники постоянно учатся тому, как учиться вместе [1].

Деятельность «обучающейся организации» направлена на изучение новых знаний и умений через систематическое решение задач на собственном опыте и опыте других, экспериментирование с новыми процессами, передачу знаний внутри организации между сотрудниками.

Данная деятельность подразумевает то, что персонал приобретает знания и умения, поскольку компания обучает своих сотрудников аналитическим навыкам, связанных с непрерывным улучшением процесса.

Концепции «обучающейся организации» по Питеру Сенге базируются на пяти «умениях организации»:

1. Мастерство в совершенствовании личности.

2. Интеллектуальные модели.

3. Общее видение.

4. Групповое обучение.

5. Системное мышление [1].

Говоря о содержании и структуре, обучающаяся организация в корне отличается от механистической модели.

Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Немецкий социолог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики. Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, некомпетентностью, неэффективностью и нелепостью правил. В бюрократической модели заложено проявление при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций. Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:

- в организации известны общие цели и задачи;

- работа в организации может делиться на отдельные операции;

- общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;

- выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;

- денежное вознаграждение мотивирует работника;

- власть руководителя признается как законная [2].

Обучающаяся организация характеризуется тем,

что решения в компании могут быть различными, в зависимости от оценки конкретной ситуации и ее ви-

Секция «Менеджмент в наукоемких производствах»

дения. В пределах своих полномочий работник имеет право принимать самостоятельные решения. Дискуссии, разногласия вполне допустимы; отношения внутри организации не носят чрезмерно формального характера. В организации культивируется дух всеобщего сотрудничества, отношения в коллективе в фокусе внимания. Цели и задачи организации специально обсуждаются и разъясняются на всех уровнях. Коммуникация приветствуется, поддерживается и развивается по всей организации, между отдельными работниками и группами сотрудников. Также обучающаяся организация отличается более плоской организационной структурой, эффективными коммуникациями, партисипативным подходом к управлению персоналом, командной формой организацией труда.

Рассматривая данные модели организации, можно сказать, что традиционная схема построения органи-

зации является простой и понятной, она основывается

Г2]

на механистическом подходе.

Обучающаяся организация есть модель, которая создает условия для обучения, приобретения не только новых знаний, но и опыта. Благодаря своей активной и изменяющейся системе, она легко адаптируется к быстро меняющимся условиям внешней среды и создает для себя высокие конкурентные преимущества.

Библиографические ссылки

1. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. 2006. 384 с.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Экономисту, 2006. 670 с.

© Сухобокова М. В., Цацорин А. В., 2013

УДК 338.1

Е. С. Торлопова Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Рассмотрена проблема инновационного развития бизнеса. Для более точного понимания проблемы, были рассмотрены понятия «инновационные процессы», «инновационная деятельность», «инновационная стратегия», а также необходимость развития инноваций для любой организации.

В современном мире, в постиндустриальную эпоху изменяется природа конкурентного процесса. Все меньше остается традиционных отраслей, в которых успех определяется умением находить баланс между затратами и выручкой. Все более актуальной стратегией, которую используют фирмы, становится не ценовая конкуренция, а получение временного монопольного преимущества на рынке в результате внедрения инноваций. Значимость инновационного прорыва осознается в настоящее время на всех уровнях: это и крупные предприятия, которые оперируют на международных рынках и конкурируют с транснациональными компаниями; это предприятия, действующие на внутреннем национальном рынке и вынужденные конкурировать с производителями импортной продукции Г11.

Инновационные процессы являются наиболее перспективной формой развития рыночной экономики. Общественные преобразования, осуществляемые в России, предполагают активный поиск инновационных путей и средств, для кардинального обновления экономики. В связи с этим, понятен интерес отечественных ученых к феномену инновации, которые наряду с зарубежными специалистами активно предпринимают попытки к его всестороннему изучению.

Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые спе-

циально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Нанимаются специалисты - профессионалы в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций [2].

Важнейшей составляющей стратегии бизнеса является инновационная стратегия-система компетенций (уникальных знаний, навыков, рутин, способностей), целей, инструментов и ресурсов для реализации управленческих решений, направленных на создание и развитие продуктовых, технологических и организационно-управленческих инноваций, принципы и элементы которой формируются в рамках общей стратегии бизнеса компании. При этом под способностями понимаются повторяющиеся действия по использованию активов для производства и продвижения продуктов.

При реализации инновационных стратегий следует обратить внимание на организацию исследований и разработок, - это широкий спектр инновационной деятельности предприятий, крупных корпораций. Успешное проведение исследований и разработок определяет качественную и количественную стороны стратегий предприятия: эффективный выход на ранок с новой продукцией, внедрение новых технологических и управленческих информационных технологий, обеспечивающих снижение издержек производства [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.