Научная статья на тему 'Обсуждение проекта Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.'

Обсуждение проекта Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
356
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обсуждение проекта Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Обсуждение проекта Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.

Рабочая группа Центрального штаба Общероссийского народного фронта «Социальная справедливость»

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 1. С. 36-38. Статья поступила в редакцию: 05.03.2018. Принята в печать: 15.03.2018.

Discussion of the draft Interdepartmental Strategy formation of a healthy lifestyle of the population, prevention and control of noncommunicable diseases for the period up to 2025

HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education.

Bulletin of VSHOUZ. 2018; (1): 36-8. Received: 05.03.2018. Accepted: 15.03.2018.

Президент РФ, лидер Общероссийского научного фронта В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. обозначил цель для системы охраны здоровья населения - достижение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), равной 80 лет к 2030 г. При этом он указал, что опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, для чего необходимы профилактика,

раннее выявление заболеваний и воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

В направлении формирования у населения РФ здорового образа жизни (далее -ЗОЖ) благодаря инициативам Президента РФ и Правительства РФ за последние годы достигнуты определенные успехи. Реализация антиалкогольной концепции (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКИ И КОНТРОЛЯ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПЕРИОД ДО 2025 г.

№ 2128-р) позволила с 2010 по 2016 г. снизить распространенность потребления алкоголя почти на 30% (с 14,3 до 10,5 л чистого спирта на душу). Принятие антитабачного законодательства (Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ) привело к сокращению доли курящих среди взрослых с 2012 по 2016 г. на 16% (с 38 до 32%). Принятие норм ГТО, строительство спортивных объектов начиная с 2006 г. привели к тому, что доля занимающихся спортом превысила 30% (выступление В.В. Путина, октябрь 2016 г.). В направлении раннего выявления заболеваний Минздравом России с 2013 г. начата программа диспансеризации населения, которая позволила выявить ранее не зарегистрированные случаи заболеваний.

Однако проблема ЗОЖ, раннего выявления и предотвращения развития заболеваний остается актуальной для РФ. Так, сегодня доля курящих в РФ составляет 32%, что в 2 раза выше, чем в странах ЕС в среднем, и в 3 раза выше, чем в США. Потребление алкоголя среди населения старше 15 лет в РФ в 2 раза выше, чем в странах ЕС (соответственно 12,4 и 6,6 л чистого спирта на душу населения). Ключевой показатель здоровья населения - ОПЖ - в 2017 г., по предварительным данным, в РФ составила 73 года, что на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (Чехия, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия и Словения). В структуре смертей в РФ 70% составляют неинфекционные заболевания (НИЗ): болезни системы кровообращения (47%), новообразования (16%), внешние причины (8%). Большинство этих причин предотвратимы при соблюдении ЗОЖ, раннем выявлении и своевременном эффективном лечении.

Особо нужно подчеркнуть, что в РФ складываются крайне неудовлетворительные показатели здоровья граждан трудоспособного возраста, особенно мужчин, а также здоровья детей и подростков. Так, смертность граждан в трудоспособном возрасте в РФ в 3,4 раза выше в расчете на 100 тыс. населения, чем в странах ЕС (расчеты академика РАН А.Г. Аганбегяна). Высокие показатели смертности мужчин приводят к тому, что ОПЖ российских мужчин на 10,6 года меньше, чем российских женщин, и на 7 лет меньше, чем ОПЖ мужчин в «новых-8» странах ЕС. Смертность детей от 0 до 14 лет в РФ в 2 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. Эти группы населения должны стать приоритетами в политике охраны здоровья населения РФ.

Для разработки политики по снижению смертности населения и продлению активных лет жизни необходимо определить, какие факторы влияют на здоровье населения.

Исследования ВШОУЗ1 для РФ показали, что здоровье населения (ОПЖ) на 30% определяется социально-экономическими факторами (доходами населения), на 35% образом жизни (потребление алкоголя и табакокурение) и на 35% деятельностью здравоохранения (финансированием и эффективным управлением). В части определения основных факторов риска, влияющих на здоровье, в исследованиях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показано, что в РФ большинство преждевременных смертей (до 85%) связано с воздействием высокого артериального давления, высокого уровня холестерина, табакокурения и чрезмерного потребления алкоголя2. При этом в российских исследованиях показано, что около 50% смертей граждан трудоспособного возраста в РФ напрямую или косвенно связано с избыточным потреблением алкоголя3.

1 ВШОУЗ - Высшая школа организации и управления здравоохранением; http://www.vshouz.ru: Nixon J., Ulmann P. The relationship between health care expenditure and health outcomes. Eur J Health Econ. 2006; 7 (1): 7-18.

2 Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Более безопасное будущее: глобальная безопасность в области общественного здравоохранения в XXI веке. Женева: ВОЗ, 2007. 72 с.

3 Журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». 2017. № 4; http:// xn----7sbbahcmgafaski8a2afibqaixke4dxd.xn--p1ai/publ/obshhestvennoe_zdorove/vlijanie_potreblenija_alkogolja_ na_smertnost_trudosposobnogo_naselenija_v_rossii/18-1-0-560.

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение № 1 2018

37

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Исходя из приведенного анализа предлагается обсудить 2 основных стратегических направления для действий.

I. Реализация популяционных межведомственных программ по повышению мотивации населения к ведению ЗОЖ и снижению влияния факторов риска на здоровье населения. Популяционный означает, что воздействие происходит на уровне больших групп населения. Задачи по этому направлению предлагается разбить на 3 блока:

1) повышение информированности населения о значимости ЗОЖ, например, массовая пропаганда ЗОЖ в СМИ, включение вопросов здравосбережения в общеобразовательные программы, участие в пропаганде ЗОЖ известных спортсменов, актеров, писателей и др.;

2) ограничительные меры по воздействию неблагоприятных факторов на здоровье населения, например, принятие дополнительных законодательных мер, полностью запрещающих продажу алкоголя в отдельных населенных пунктах, жесткий контроль над расположением точек продажи алкоголя, ужесточение контроля над незаконным производством и распространением алкогольной продукции и др.;

3) создание условий для ведения ЗОЖ, например, дотации для семей с детьми при посещении спортивных секций, кружков, бассейнов, снижение цен на здоровые продукты и, напротив, повышение на продукты, содержащие высокие концентрации сахара и поваренной соли.

Это стратегическое направление должно стать зоной ответственности глав регионов и глав муниципальных образований. Такие программы необходимо разрабатывать с учетом международного опыта и под руководством специалистов по общественному здоровью.

II. Программы, реализуемые в рамках системы здравоохранения. В этом направлении в части профилактики заболеваний предлагается реализовать (продолжить/актуализировать) следующие программы:

1) по раннему выявлению заболеваний (или научно обоснованный скрининг);

2) по диспансерному наблюдению пациентов (на уровне врачей первичного звена здравоохранения);

3) по лекарственной профилактике и лечению заболеваний в амбулаторных условиях. Эти программы необходимо распространить не только на граждан, имеющих льготы, как сегодня в РФ, но и на другие группы населения;

4) по восстановлению (созданию) медико-санитарных частей на крупных производствах с участием работодателей;

5) по охране здоровья детей в школах -школьная медицина;

6) по охране репродуктивного здоровья женщин и мужчин - восстановление центров репродуктивного здоровья.

Это стратегическое направление - зона ответственности министерств здравоохранения (федерального и региональных).

За основу формирования названной Стратегии могут быть взяты отечественный опыт, рекомендации ВОЗ и разработанная Минздравом России Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.

На планируемом заседании ОНФ предлагается обсудить:

■ название программы;

■ приоритеты по охране здоровья граждан по группам населения;

■ перечень задач в разрезе стратегических направлений;

■ целевые показатели для контроля выполнения задач;

■ ответственных исполнителей;

■ предложить перечень необходимых нормативных документов;

■ оценить требуемые ресурсы для реализации названной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.