Мастер-класс
Таблица для анализа урока по УМК «Живой родник». Тема: К. Паустовский «Заботливый цветок»
Стадии Речевые маркеры учителя. Формы работы (индив., парн., группов., фронтальн.) Цель стадии
1. Вызов. Логическая цепочка «Части растений». Активизация, обобщение, вызов интереса, общение
Кластер «Какой цветок». Прогнозирование по высказываниям. Мотивационная, Информационная, Коммуникационная.
2. Осмысление. Целевое чтение. Акцентное вычитывание отрывков из текста. Поддержание интереса, активности, создание условий для активного восприятия новой информации. Информационная, Систематизационная, Мотивационная.
3. Рефлексия. Обсуждение с подводящими и побуждающими вопросами. Вычитывание - подтверждение или опровержение высказываний, предложенных в начале урока. Обобщающие вопросы. Возвращение к предыдущим представлениям, активная перестройка представлений, Закрепление полученных знаний, Создание нового смысла Коммуникационная, Информационная, Мотивационная, Оценочная.
Д/З (уровни)
Клепиков В.Н.,
заместитель директора по инновационной работе МОУ «Лицей» г. Обнинск [email protected]
Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе
Как показывает наш многолетний педагогический опыт, для целенаправленного формирования этической культуры школьников педагогу очень важно научиться моделировать различные проблемные ситуации, которые возникают в процессе жизнедеятельности школьников. Проектирование ситуаций как возможных событий воспитания предполагает, что педагог инициирует самоопределение ученика путём его личностных раздумий и нравственного выбора.
Необходимо различать реальный жизненный факт и проблемную ситуацию. Проблемные ситуации часто порождены жизненными обстоятельствами, и они обязательно оформляются в педагогически продуманный, завершённый мини-текст, в котором выявлена проблема, определена возможная логика вопросов и отсутствуют несущественные детали.
В предлагаемой для школьников проблемной ситуации чаще всего подлинные имена изменены. Это позволяет от конкретного жизненного факта отчасти дистанцироваться, посмотреть на него как бы со стороны, более объективно, обновлённым взглядом, не задевая чувство собственного достоинства ученика. Тем самым сохраняется уважительное отношение к участникам или участнику события. При этом присутствующие охотно принимают данные условия «игры» и, как правило, понимают, какой свершившийся факт подразумевается.
В процессе анализа той или иной проблемной ситуации очень важна логика построения вопросов. Для этого учитель владеет искусством «вопрошания», то есть искусством изобретения вопросов. Это, в первую очередь, связано с тем, что ключ к осмысленному ответу со стороны ученика скрыт в том, как построен вопрос. На нечётко поставленный, плохо сконструированный вопрос учителю нельзя надеяться получить ясный ответ. Вопросы, которые остаются без ответа, ставятся иначе, более точно и дифференцированно. В итоге логика вопросов ненавязчиво подводит учащихся к нравственно выверенной оценке события.
Проблемная ситуация предполагает публичное обсуждение какого-либо противоречивого жизненного факта, для анализа которого подключается нравственноинтеллектуальный потенциал класса. Важно, чтобы разрешение проблемы было достигнуто совместными коллективными усилиями, где значимо каждое мнение.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
75
Мастер-класс
Это связано с тем, что мнение товарищей, особенно в подростковом возрасте, существенно для ребят.
Необходимо отметить, что в процессе обсуждения проблемной ситуации важно не допускать её негативного и деструктивного толкования. Поэтому учитель видит как позитивные, так и негативные сценарии развития диалога, управляет им и готов к различным неожиданным смысловым поворотам1.
Однако не всякий разбор проблемной ситуации становится событием в жизни учителя и учеников: бывает и так, что обсуждение не приводит к существенным результатам, заходит как бы «в тупик». И это часто связано с методическими просчётами учителя, с его неподготовленностью к противоречивому диалогу, с искусственно выбранной проблемой. Поэтому для проведения проблемного диалога педагог должен обладать достаточной проницательностью и жизненной мудростью. А для этого сам учитель должен находиться в процессе неустанного профессионального и нравственного самосовершенствования.
Ситуация-событие - это значимая уникальная личностная встреча учителя и учеников, в процессе которой происходит их нравственный рост. Событие всегда сопровождается обоюдными напряжёнными духовно-нравственными усилиями, нахождением общих точек соприкосновения и порождением новых смысловых нюансов. При этом учитель не играет намеченной им до обсуждения определённой роли, тем более не подыгрывает, а действительно сопереживает всему тому, что происходит во время диалога1 2.
Если педагог записывает и оформляет проблемные ситуации, то с годами у него могут накопиться целые блоки проблемных ситуаций для различных детских возрастов. И тем самым проблемные ситуации могут облегчить работу самого учителя и, самое главное, предупредить безнравственные поступки ребят.
Проблемные ситуации обычно рассматриваются на классных часах в процессе свободного и нелицеприятного диалога3. Это всегда своеобразный «разговор по душам». Предлагаем вам для рассмотрения несколько ситуаций, которые при благоприятных условиях могут в жизни школьника стать событиями, т.е. помогут ему нравственно самоопределиться.
Ситуация «Мобильный телефон»
Сергей увидел у одноклассника красивый мобильный телефон, о котором давно мечтал. Заметив его однажды на парте, за которой никого не было, он забрал мобильный телефон и принёс домой. Родители
1 Ведь не секрет, что подростки нередко бравируют своими негативными поступками.
2 Как известно, дети быстро распознают фальшь со стороны взрослого человека.
3 Наверное, излишне добавлять, что обсуждение общих проблемных ситуаций сближает ребят и учителя, способствует взаимопониманию.
спросили Сергея, откуда у него телефон. Мальчик ответил, что друг на время дал. Родители ему поверили и больше ни о чём не спрашивали.
Вопросы:
1. Можно ли то, что сделал Сергей, назвать воровством?
2. Где грань, которая отделяет воровство от детской шалости?
3. Как бы вы поступили на месте Сергея?
4. Правильно ли поступили родители, когда поверили Сергею и ни о чём не стали беспокоиться?
Эта проблемная ситуация помогла ребятам уяснить, что чужие вещи должны быть неприкосновенными: обладание чужой вещью без ведома хозяина - это воровство. Более того, никогда нельзя пользоваться доверием родителей в неблаговидных целях, так как они тем самым волей-неволей становятся соучастниками преступления.
Ситуация «Зависть»
Сергей завидует своему другу Ивану: ему купили новый компьютер. И хотя Иван разрешил Сергею на нём играть, всё-таки недоброе чувство не только не ослабевало, но и возрастало. Иван это чувствовал, но виду не подавал. Сергея же последнее время стал мучить вопрос о том, почему же он испытывает зависть, а не радуется за друга.
Вопросы:
1. Как вы думаете, можно ли отношения между Сергеем и Иваном назвать дружбой?
2. Почему Иван не высказал Сергею о своём чувстве-догадке?
3. При каких условиях мучительная зависть сможет Сергея покинуть?
4. Что он должен для этого сделать?
5. Чтобы вы сделали на месте Сергея?
При рассмотрении данной ситуации учащимся стало очевидно, что дружба - это не только совместное и приятное времяпровождение, но и умение разделить с другом несчастье и что, может быть, более сложно - радость. Очень хорошо, что Сергей задумался о своём негативном чувстве, а это есть уже первый и существенный шаг к обретению подлинной дружбы. Хорошо и то, что Иван не стал упрекать Сергея, а дал ему время разобраться в самом себе.
Ситуация «Ложная мужская солидарность»
В школьном кабинете случилось такое происшествие. Когда мальчики на очередной перемене играли в мяч, то Алексей неосторожным ударом разбил окно. Сразу же пришёл классный руководитель и стал выяснять, кто разбил стекло. Но ребята заявили, что не видели, кто это сделал. Далее классный руководитель стал беседовать с каждым и в конце концов узнал, кто это сделал. Однако ребята забеспокоились. Забыв об окне, они стали выяснять, кто их предал. Классный руководитель тоже не успокоился и заявил, что ситуация усугубилась, так как произошло ещё одно чрезвычайное происшествие.
76
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Вопросы:
1. Как вы думаете, правы ребята, когда скрыли от классного руководителя правду?
2. Почему Алексей не признался? Подвёл ли он этим ребят?
3. Почему классный руководитель посчитал, что возникла ещё одна чрезвычайная ситуация?
4. Можно ли ученика, который рассказал учителю правду назвать предателем?
5. Что нужно сделать, чтобы ребята поняли, что врать безнравственно?
6. Как бы вы поступили на месте Алексея, ребят?
В процессе обсуждения для присутствующих раскрылась следующая картина происшествия. Алексей очень сильно подвёл ребят тем, что струсил и не признался в своём проступке. С другой стороны, и другие мальчики были причиной происшествия, но они не только не рассказали правды, но и усугубили ситуацию тем, что стали выяснять, кто их «предал». В итоге только один человек набрался мужества и сказал правду. Тем самым была подтверждена старая истина: когда сбивается толпа, то ответственность распределяется между всеми, а по сути - размывается и исчезает.
Ситуация «Контрольная»
В нашем классе прошла контрольная работа по математике. Учитель объявил результаты: Иван получил четыре, а Сергей, списавший у Ивана, - пять. Иван обвинил педагога в том, что он занизил ему отметку. Учитель вновь проверил его работу и указал на грубую ошибку. Тогда Иван не выдержал и рассказал о списанной работе Сергея.
Вопросы:
1. Что проявила данная ситуация для вас?
2. Имел ли Иван моральное право обвинять учителя?
3. Хорошо ли Иван поступил по отношению к Сергею?
4. Виноват ли Сергей в создавшейся ситуации?
5. Что для вас существеннее в данной ситуации: то, что учитель не заметил грубой ошибки у Сергея, или то, что ситуация выявила порочность списывания и негативных последствий?
6. А как бы вы поступили на месте Ивана, Сергея, учителя?
Данная проблемная ситуация позволила ребятам выяснить, что и Иван, и Сергей по сути сами завели себя в нравственно неприглядную ситуацию. Однако отрадно то, что именно данный случай позволил им осознать порочность обмана и «интеллектуального воровства».
Ситуация «Компания»
Однажды Сергей и Павел встретили компанию знакомых ребят. Те явно были под наркотическим «кайфом». В пылу приподнятого настроения они предложили наркотик и Сергею с Павлом. Сергей отказался, а Павел заколебался. Почувствовав колебания Павла,
ребята с новой энергией стали наседать, говоря: «Не робейте! Попробуйте. От одного раза ничего не случится. В жизни всё надо испытать. Мы чувствуем, что вы в глубине души хотите попробовать». Павел не выдержал и согласился, но Сергей категорически отверг предложение. Возникла конфликтная ситуация...
Вопросы:
1. Почему ребята стали уговаривать Сергея и Павла попробовать наркотик?
2. Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация?
3. Легче было бы, если бы и Сергей, и Павел наотрез отказались от наркотика?
4. Подвёл ли Сергей Павла? Подвёл ли Павел Сергея?
5. Как бы вы поступили на их месте?
Обсуждение данной ситуации выявило следующую общую позицию ребят. Павел не только показал свой слабый характер, но и подвёл Сергея, так как дружба предполагает наличие общих ценностей и принципов, взаимовыручку и совместное противостояние негативным обстоятельствам.
Ситуация «Взаимопонимание»
В классе вышел спор. Возник он по поводу двух афоризмов, которые нашла Ольга. Вот они: «Счастье -это когда тебя понимают», «Несчастье - когда понимают слишком хорошо». Эти афоризмы натолкнули ребят на рассмотрение следующей проблемы. Когда люди, отстаивая своё мнение, не понимают друг друга, то сохраняется их автономность, самобытность, но возникает отчуждение; когда же они понимают друг друга, приспосабливаются друг к другу, то стирается их личностное своеобразие, оригинальность растворяется в общих правилах, но при этом наступает согласие; можно ли при сохранении своей индивидуальности достигать взаимопонимания с непохожими на тебя людьми, т.е. достигать с ними общих взглядов?
Вопросы:
1. Могут при взаимопонимании возникнуть негативные последствия?
2. Нужно ли нам полное взаимопонимание?
3. В чём заключаются позитивные моменты при непонимании?
4. Действительно ли при взаимопонимании самобытность человека растворяется в чём-то общем, а личность нивелируется?
5. Существует ли «золотая середина» между пониманием и непониманием?
6. Погружение в данную ситуацию выявило следующее мнение ребят. Понимание - это знание сердцем. Это тот случай, когда мы вкладываем частицу своей души скорее не в то, что нам знакомо, понятно, естественно, но во что-то другое, иное, необычное. Если у нас богатый духовный мир, то приятие иного не грозит нам «растворением», ведь ядро нашей личности всё же остаётся самобытным.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
77
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Ситуация-выбор «Случай в автобусе»
Однажды Настя пришла в класс очень расстроенная и рассказала следующую историю. Она ехала в автобусе и вдруг услышала над собой крик пожилой женщины, которая, как Настя поняла чуть позже, стыдила её на весь автобус и обвиняла в том, что юная девушка не уступает место инвалиду, т.е. этой пожилой женщине. Настя вспылила, попыталась объяснить окружающим, что она женщину не видела, но в результате наговорила ей грубостей. Спустя несколько минут она с удивлением обнаружила, что другие пассажиры её не поддержали, а сочувствовали именно женщине. На ближайшей остановке Настя быстро вышла и расстроенная пошла в школу пешком.
Вопросы:
1. Как вы думаете, кто прав в данной ситуации?
2. Оправдывает ли Настю тот факт, что она пожилой женщины не увидела?
3. Имела ли право Настя на грубость?
4. Почему пассажиры поддержали именно женщину?
5. Как бы вы поступили на месте Насти, пожилой женщины?
Во время обсуждения данной ситуации ребята пришли к следующему выводу. В общении с различными людьми человек очень часто попадает в нестандартные ситуации. Очевидно, что люди с серьёзными недугами очень часто вспыльчивы, нетерпимы и нервозны. Насте не хватило проницательности в оценке возникшего конфликта, а также великодушия и выдержки, чтобы не ухудшать ситуацию.
Итак, в этическом воспитании школьников очень важно своевременно выявлять и педагогически обозначать те проблемы, с которыми сталкиваются ученики. Так получается своеобразная проблемная панорама для того или иного возраста, которая позволяет отчасти предотвращать возможные негативные деяния школьников. Во время свободного и заинтересованного обсуждения ситуаций педагог и ученики выявляют проблему, возникающую в их жизни, и посильными способами разрешают её. Мы призываем учителей собирать, оформлять и щедро делиться проблемными ситуациями с другими педагогами!
Морозова Е.Н.,
учитель начальных классов ГОУ СОШ №64
Урок «Охрана животных и растений»
В современном мире настала критическая ситуация. Нестабильность в обществе нанесли удар по нравственным, моральным и этическим сторонам личности. Стали исчезать главные ценности, на которых веками строилась духовная чистота человека.
В сложившейся ситуации возникает проблема формирования здорового образа жизни детей. Для российского образования она является наиболее острой.
Нет необходимости ждать, пока специалисты разработают эффективные программы для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Можно нам, учителям, начать решать эту сложную и важную задачу уже сегодня на уроках «Окружающий мир».
На этих уроках необходимо приучить детей смотреть на мир добрыми, внимательными, отзывчивыми глазами человека, любящего природу, свою страну, свой народ. Прививая детям чувство доброты, мы получаем возможность воспитывать новое поколение людей.
При проведении уроков «Окружающий мир» задачей педагога является формирование социальных чувств и норм поведения, коллективных взаимоотношений детей, а также создание наилучших условий для развития индивидуальных способностей ребёнка.
При построении структуры урока я применяю следующие методы:
♦♦♦ групповая работа с детьми в режиме диалога с использованием устной и письменной речи;
♦♦♦ игра как разминка и способ развития познавательных процессов, кругозора;
♦♦♦ способ эмоционального реагирования на важные для ребёнка события, переживания, мысли;
♦♦♦ способ формирования социальных навыков;
♦♦♦ поощрение хорошей работы.
Необходимо помнить, что главная цель урока - работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Важно сформировать положительное отношение к самому себе, к другим людям, к окружающей среде.
Тема урока:
«Охрана животных и растений»1
Цель: Обобщить знания учащихся о значении животных и растений в жизни человека, учить бережному отношению к живому, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Оборудование: фотографии живой природы, запись голосов птиц.
Урок проходит в виде путешествия по лесу.
1. Сообщение темы урока:
Учитель : Сегодня мы с вами проведём путешествие в необычно красивую природную зону- лес. Кто может находиться в лесу?
Ответы детей.
Птицы, звери, лекарственные травы, браконьеры, грибы, насекомые.
1 Плешаков А.А. «ОКРУЖАЮЩИМ МИР». Мир вокруг нас. 3 класс. Учебник. В 2ч. -М.: Просвещение. 2002.
78
Эксперимент и инновации в школе 2009/2