ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
ученику под руководством учителя выполнять различные творческие задания и тем самым решать некоторые проблемы. Результатом этого является изготовление изделия. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделие обеспечивает интенсивное развитие интеллектуального и духовного мира ребенка.
Как установлено педагогической наукой и практикой, если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому к творческой проектной деятельности ученика нужно готовить с начальной школы.
Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путём отбора доступного и интересного для учащихся материала. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют разноуровневые задания, используя свои идеи в творческих работах.
Технология выполнения творческих проектов предполагает определённую последовательность:
• обоснование и выбор проекта - целеполагание;
• сбор информации;
• выбор технологии и материалов - определение;
• творческое выполнение проекта - реализация;
• презентация и защита своей работы.
Этапы работы организовывают детскую работу и придают ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу активизируют личностную позицию ученика.
Одним из примеров мини-проекта в первом классе может служить урок проектирования: «Мой осенний лист».
На первом этапе работы мы ставим цель: «Увидеть как можно больше разного, и необычного в осеннем листе».
Учащиеся устно проговаривают, что они будут делать в мини проекте, что хотят получить в итоге работы.
Далее дети переходят к следующему этапу мини проекта - сбору информации через разные источники:
• уроки окружающего мира;
• экскурсию в парк (где дети рассматривают листья деревьев разных видов, определяют их различия, учатся видеть красоту окружающего мира);
• подбор литературных произведений (где открывается красота художественного слова, обеспечивается восприятие природы через литературные образы).
При выполнении задания дети обмениваются информацией, называют всевозможные формы и цвета листьев, принимают решение, какими художественными материалами лучше воспользоваться.
Следующим этапом проекта является создание и оформление продукта.
Личные восприятия и отношения ученики передают с помощью различных цветов красок, которыми они рисуют на бумаге. Каждый ученик имеет возможность выразить при этом свои индивидуальные особенности.
На заключительном этапе мини-проекта дети переходят к презентации работ. Выставка всех творческих проектов в конце урока позволяет детям обменяться впечатлениями, провести позитивную оценку, как собственных работ, так и работ своих одноклассников. Ученики обмениваются положительными впечатлениями, эмоциями, делятся приятными ощущениями от создания своих творений.
Клепиков Валерий Николаевич,
заместитель директора по инновационной работе
МОУ «Лицей» г. Обнинск
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Как можно сочетать теоретическую и практическую этику?
Ситуация морального выбора, сценарное моделирование, пластическое моделирование, интерпретация текстов
Как известно, в этике различают теоретическую и практическую этику, которые друг друга дополняют. Теоретическая этика не может предложить окончательные ответы по решению непосредственных нравственных проблем. Но она может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведёт то или иное решение.
Однако этика - не просто теоретизирование, но, прежде всего, совокупность моральных практик, меняющихся под влиянием новых факторов жизни. Поэтому помимо использования этических текстов для учителя очень важно научиться проектировать и управлять различными нравственно-ориентированными ситуациями.
Ситуация морального выбора возникает, во-первых, тогда, когда проявляет себя противоречие между личным интересом ученика и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определёнными возможностями его удовлетворения. Другая ситуация выбора - это ситуация, когда учащийся отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, в большей мере отвечающих назначению человека. Как отмечает Ю.А. Шрейдер: «Моральный выбор - это не планирование отдалённого будущего и не теоретическая прикидка того, как следует поступить в некоторых возможных обстоятельствах. И то и другое можно отложить на не-
68
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
определённый срок. Моральный выбор совершается здесь и сейчас...» (Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. - М., 1998. С. 19). Высказывания и поведение школьника в ситуации выбора свидетельствуют о его ведущих установках, мотивах, вкусах, ценностных ориентациях.
Ситуация может носить стихийный характер, а может быть специально смоделирована педагогом. Проектирование ситуаций как возможных событий воспитания предполагает, что педагог инициирует личностное самоопределение ученика путём его нравственного выбора.
При этом не всякая ситуация становится событием. Ситуация-событие - это значимая уникальная личностная встреча учителя и ученика, в процессе которой происходит их нравственный рост. Событие всегда сопровождается обоюдными напряжёнными духовными усилиями, нахождением общих точек соприкосновения и порождением новых смыслов. Такие события являются открытыми, непредрешёнными, имеющими несколько путей развития.
Среди различных путей развития ситуации важно видеть как позитивные, так и негативные сценарии, и не допускать их деструктивного развития. Управлять ситуациями, быть готовым к различным вероятностным поворотам, значит, овладеть сценарным моделированием. Сценарное моделирование есть один из важных методических механизмов, способствующих целенаправленному становлению этической культуры школьников.
В основе каждой ситуации лежит проблема, которую нужно разрешить, путём нравственного самоопределения. Для этого необходимо использовать метод погружения.
Если предлагаемая ситуация не совсем точно отражает ту актуальную реальность, в которой находятся учитель и ученик, то педагогу необходимо её скорректировать, сделать более адекватной. Для этого можно использовать метод пластического моделирования и интерпретации текстов. Данный метод позволяет учителю к предлагаемому материалу подходить творчески: дорабатывать его и углублять поднимаемую проблематику.
Предлагаем для рассмотрения ситуации, которые при благоприятных условиях могут в жизни школьника стать событиями.
1. Ситуация-выбор «Иван и его сестра»
В июле Ване исполнилось 18 лет, родители купили ему машину. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Катя работает в магазине. Ваня согласился встретить Катю после работы и подвезти домой, потому что она плохо себя чувствует. В этот день было очень жарко, и друзья Вани попросили отвезти их после занятий на речку. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 17 часов, и Ваня понял, что опоздал за Катей. Его друзья сказали ему, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре уже 20 лет и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 18-летнего брата. Ваня никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство. Когда, наконец, он добрался до магазина, то увидел у входа машину скорой
помощи. Он спросил, что произошло. Выяснилось, что у входа в магазин молодая женщина упала от жары в обморок и сейчас её собираются отвезти в больницу. Ваня растерялся и задумался.
Вопросы и задания:
1. Как вы думаете, о чём задумался Ваня? Что он понял?
2. Опишите предполагаемое состояние Вани, если бы он узнал, что эта девушка не его сестра.
3. Опишите предполагаемое состояние Вани, если бы он узнал, что эта девушка его сестра.
4. Существенно ли для оценки и понимания возникшей ситуации, кто лежит в скорой помощи (сестра или какая-либо другая девушка)?
5. Как бы вы осмыслили ситуацию и поступили на месте Вани?
2. Ситуация-выбор «Контрольная»
В нашем классе прошла контрольная работа по математике. Учитель объявил результаты: Иван получил четыре, а Сергей, списавший у Ивана, - пять. Иван обвинил педагога в том, что он занизил ему отметку. Учитель вновь проверил его работу и указал на грубую ошибку. Тогда Иван не выдержал и рассказал о поступке Сергея.
Вопросы:
1. Что проявила данная ситуация для вас?
2. Имел ли Иван моральное право обвинять учителя?
3. Хорошо ли Иван поступил по отношению к Сергею?
4. Виноват ли Сергей в создавшейся ситуации?
5. Что для вас существеннее в данной ситуации: то, что учитель не заметил грубой ошибки у Сергея, или то, что ситуация выявила порочность списывания (по сути обмана) и негативных последствий?
6. А как бы вы поступили на месте Ивана, Сергея,
учителя?
3. Ситуация-выбор «Лидер»
Лидер - это тот, кто:
• Всегда добивается своего • Умеет отступить
• Умеет выбирать помощников • Умеет выбирать соратников
• Умеет постоять за себя • Умеет постоять за других
• Всегда впереди • Ведёт за собой
• Умеет спорить со всеми • Умеет не спорить, пойти на компромисс
• На всё имеет собственное мнение • Умеет сопоставить мнения окружающих
Вопросы:
1. Считаете ли вы себя в чём-либо лидером?
2. Как вы думаете, важно ли, кто является лидером группы людей?
3. Какой из предложенных взглядов на лидера вам ближе?
4. Составьте свою иерархию качеств лидера?
5. Как вы относитесь к следующему высказыванию: «Чтобы стать лидером, не обязательно возглавлять и направлять какую-либо группу людей, надо найти собственную точку отсчёта, свой путь, своё дело»?
6. Считаете ли вы себя в какой-либо деятельности лидером?
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
69
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
7. Могут ли в коллективе все быть лидерами в каких-либо делах?
4. Ситуация-выбор «Коллектив»
Как вы думаете, каким должен быть коллектив?
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Песок, теряя определённую общую форму, легко рассыпается, но каждая из песчинок имеет самобытный вид.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию и удерживает предлагаемую форму, поэтому из него можно лепить различные изделия. При этом выделить самые малые частицы, из чего состоит глина, невозможно, так как они очень мелкие и слишком плотно прилегают друг к другу. «Искристая вода»
Общеизвестно, что вода легко принимает ту форму, в которую её наливают, и в то же время без формы она быстро разливается, искрясь на солнце. Распадаясь на капельки, вода быстро высыхает и испаряется. Вопросы:
1. Проанализируйте предложенные смыслообразы.
2. Выделите достоинства и недостатки каждого из веществ.
3. Напоминают ли вам свойства данных веществ характеристики коллектива людей?
4. В каком коллективе вы хотели бы жить?
5. Придумайте свой смыслообраз, характеризующий оптимальный вариант жизни коллектива.
5. Ситуация-выбор «Мобильный телефон» Сергей увидел у одноклассника красивый мобильный телефон, о котором давно мечтал. Использовав удобный случай, он забрал его и принёс домой. Родители спросили Сергея, откуда у него телефон. Мальчик ответил, что друг на время дал. Родители ему поверили и больше ни о чём не спрашивали.
Вопросы:
1. Можно ли то, что сделал Сергей, назвать воровством?
2. Где грань, которая отделяет воровство от детской шалости?
3. Как бы вы поступили на месте Сергея?
4. Правильно ли поступили родители, когда поверили Сергею и ни о чём не стали беспокоиться?
6. Ситуация-выбор «Большие сумки»
Мальчик лет 13-14 идёт по улице. Рядом с ним идёт
его мама и несёт две большие сумки, для неё это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идёт рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму. Мальчик реагирует и интересуется всем, что попадается им на встречу, и живо передаёт свои впечатления маме.
Вопросы:
1. Почему любопытный мальчик видит всё, кроме своей мамы и реакции прохожих?
2. Как вы думаете, зачем нужна такому мальчику мама?
3. Трудно ли по лицам читать эмоции людей? Нужно ли учиться это делать?
4. Как бы вы поступили в данной ситуации?
7. Ситуация-выбор «Внуки»
Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки не едут, объясняя это тем, что им некогда: много задают уроков, они ходят в спортивные секции, изучают английский язык. Дедушка и бабушка покупают подарки и вновь заманивают внуков к себе. Внуки охотно приезжают.
Вопросы:
1. Верно ли поступают бабушка и дедушка, когда заманивают внуков подарками?
2. Бывает ли такое в вашей жизни?
3. Нужно ли доводить бабушку и дедушку до такой ситуации, когда они подкупают своих внуков подарками?
4. Как нужно поступать внукам достойно в такой ситуации?
8. ^туация-выбор «Весёлая компания»
Как-то Сергей и Павел встретили компанию знакомых ребят. Те явно были под наркотическим «кайфом». В пылу приподнятого настроения они предложили наркотик и Сергею с Павлом. Сергей отказался, а Павел заколебался. Почувствовав колебания Павла, ребята с новой энергией стали наседать, говоря: «Не робейте! Попробуйте. От одного раза ничего не случится. В жизни всё надо испытать. Мы чувствуем, что вы в глубине души хотите попробовать». Павел не выдержал и согласился, но Сергей категорически отверг предложение. Возникла конфликтная ситуация... Вопросы:
1. Почему ребята стали уговаривать Сергея и Павла попробовать наркотик?
2. Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация?
3. Легче было бы, если бы и Сергей, и Павел наотрез отказались от наркотика?
4. Подвёл ли Сергей Павла? Подвёл ли Павел Сергея?
5. Как бы вы поступили на их месте?
9. Ситуация-выбор «Одна»
Однажды моя подруга Таня призналась в следующем. «Раньше я жила как все, было много друзей, со всеми и во всём соглашалась, отмалчивалась. Даже если думала иначе, делала вид, что согласна. Но постепенно начала понимать, что так дальше жить нельзя. Нужно иметь свой голос. И я стала высказывать своё мнение, свою личную правду. До этого у меня было много друзей и подруг. Теперь осталась лишь ты. Как же мне быть?» Вопросы:
1. Какую позицию занимала Таня до своего «прозрения»?
2. Почему она во всём соглашалась с друзьями?
3. Можно ли их в подлинном смысле назвать друзьями?
4. Как вы думаете, чем было вызвано её «прозрение»?
5. Нужно ли отстаивать себя, как самобытную личность?
6. Чтобы вы посоветовали Тани, если бы оказались на месте подруги?
7. Как бы вы поступили на месте Тани?
10. Ситуация-выбор «Три апельсина»
Жили в селе по соседству два хозяина. Сады у них были огромные, и отделял их друг от друга небольшой забор. Оба соседа любили свои сады, ухаживали за
70
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
ними и в глубине души соперничали между собой: у кого больше урожай, у кого лучше яблоки и груши вызреют. У одного из них в саду выросло большое апельсиновое дерево, да такое раскидистое, что часть веток, на которых созрели три апельсина, оказались на территории соседнего сада. У соседей возник спор, кому принадлежат данные апельсины. Они не хотели ссориться, а пошли к мудрецу, чтобы тот достойно разрешил их спор. Вопросы:
1. Как вы думаете, как рассудил данную ситуацию мудрец?
2. Стоило ли соседям идти к мудрецу?
3. Всегда ли нужно простую ситуацию доводить до спора (до абсурда)?
4. Как бы вы поступили на месте одного, другого соседа?
11. Ситуация-выбор «Случай в автобусе»
Моя подруга Настя рассказала мне следующую историю. Однажды она ехала в автобусе и вдруг услышала над собой крик пожилой женщины, которая, как Настя поняла чуть позже, стыдила её на весь автобус и обвиняла в том, что юная девушка не уступает место инвалиду, т.е. этой пожилой женщине. Настя вспылила, попыталась объяснить, что она женщину не видела, но в результате наговорила грубостей. Спустя несколько минут она с удивлением обнаружила, что другие пассажиры её не поддержали, а сочувствовали именно женщине. Настя на ближайшей остановке быстро вышла и расстроенная пошла домой пешком. Вопросы:
1. Как вы думаете, кто прав в данной ситуации?
2. Оправдывает ли Настю тот факт, что она пожилой женщины не увидела?
3. Имела ли право Настя на грубость?
4. Почему пассажиры поддержали именно женщину?
5. Как бы вы поступили на месте Насти, пожилой женщины?
12. Ситуация-выбор «Близнецы»
Древние греки рассказывают о двух братьях-близнецах - Геракле и Ификле. Близнецы как близнецы, они родились совершенно одинаковые, «на одно лицо». Росли в одном доме. Один учитель учил их. Но выросли братья непохожими друг на друга.
Рано поднимался из-за гор огненный Гелиос. Мальчикам ещё хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы и дальше смотреть интересные сны. Геракл отбрасывает одеяло прочь, выбегает из дому и бежит босиком по росистой траве к холодному ручью -умываться.
Ификл и Геракл идут по дороге. На пути лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие. Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят на высокой ветке красивое яблоко. «Слишком высоко, - бормочет Ификл, - не больно-то хочется этого яблока!» Геракл прыгает - раз, другой, третий... И плод у него в руках!
Когда устали ноги и губы пересохли от жажды, а до привала было ещё далеко, Ификл говорил: «Отдохнём здесь под кустиком». Геракл отвечал: «Лучше побежим. Так мы скорее одолеем дорогу».
Бежать, когда устал. Прыгать, когда можно обойти. Вставать, когда хочется понежиться в тёплой постели. Таков путь к маленьким, незаметным, очень трудным ежедневным победам над собой.
Вопросы:
1. Как вы думаете, кто из братьев по легенде совершил 12 великих подвигов?
2. Случайно ли, что Геракл и Ификл близнецы?
3. Может ли один и тот же человек совмещать в себе столь противоположные качества?
4. Может ли человек один день быть Гераклом, а другой Ификлом?
5. Каким человеком вы стремитесь стать: похожим на Геракла или на Ификла?
13. Ситуация-выбор «Зависть»
Сергей завидует своему другу Ивану: ему купили новый компьютер. И хотя Иван разрешил Сергею на нём играть, всё-таки недоброе чувство не только не ослабевало, но и возрастало. Иван это чувствовал, но виду не подавал. Сергея же последнее время стал мучить вопрос о том, почему же он испытывает зависть, а не радуется за друга.
Вопросы:
1. Поставьте себя на место Сергея, постарайтесь прочувствовать его состояние.
2. Как вы думаете, способен ли Сергей по-настоящему дружить?
3. Почему Иван не высказал Сергею о своём чувстве-догадке?
4. При каких условиях мучительная зависть сможет Сергея покинуть?
5. Что он должен для этого сделать?
6. Чтобы вы сделали на месте Сергея?
14. Ситуация-выбор «Лицемерие»
В нашем классе учится упитанный, но бойкий мальчик Миша, которого многие чуть-чуть побаиваются, и полная девочка Наташа, над которой вот уже два года ребята подтрунивают из-за её избыточного веса. Однажды их обоих назначили дежурить по классу. Наташа неторопливо, но очень ответственно выполняла свои обязанности, тогда как Миша явно отлынивал, создавая вид, что и он также прибирается в классе. Некоторые мальчики как всегда стали над Настей подсмеиваться, намекая на её неповоротливость и тучную фигуру. Все ожидали, что Наташа в очередной раз расплачется, но случилось другое: в какой-то момент она неожиданно заявила, что они все трусы и лицемеры, так как унижают одного полного человека и в то же время явно заискивают и побаиваются другого, хотя подсмеиваться в такой ситуации надо скорее над ним, чем над ней. Наступила тяжёлая пауза.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему наступила долгая пауза?
2. Что в этот момент подумал Миша, его товарищи?
3. Станет ли данный случай поворотным в жизни Насти, ребят?
4. Изменят ли своё отношение к ней ребята, в частности Миша?
5. Чему может научить такая ситуация?
15. Ситуация-выбор «Взаимовыручка»
В нашем классе случилось такое происшествие. Когда мальчики на очередной перемене играли в мяч, то
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
71
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Сергей случайно разбил окно. Сразу же пришёл классный руководитель и стал выяснять, кто разбил окно. Но все ребята заявили, что не видели, кто это сделал. Далее классный руководитель стал беседовать с каждым и в конце концов узнал, кто разбил окно. Однако ребята забеспокоились. Забыв об окне, они стали выяснять, кто их предал. Почему-то классный руководитель тоже не успокоился и заявил, что ситуация усугубилась, так как произошло ещё одно чрезвычайное происшествие ... Вопросы:
1. Как вы думаете, правы ребята, когда скрыли от классного руководителя правду?
2. Почему Сергей не признался? Подвёл ли он этим ребят?
3. Почему классный руководитель посчитал, что возникла ещё одна чрезвычайная ситуация?
4. Можно ли ученика, который рассказал учителю правду назвать предателем?
5. Что нужно сделать, чтобы ребята поняли, что врать безнравственно?
6. Как бы вы поступили на месте Сергея, ребят?
16. Ситуация-выбор «Немножечко добра»
У меня есть друг, который называет себя максималистом. Например, он считает, что нельзя любить человека более или менее, немножко или чуть-чуть, на 50% или на треть. На его категоричный взгляд существуют только три градации: любовь (дружба), равнодушие и ненависть. Остальные чувства он считает неподлинными, обманчивыми и даже вредными. Я с ним не согласен. На мой взгляд, можно относиться к людям по-разному, включая все нюансы взаимоотношений. Ведь существуют же такие слова, как «нравиться», «уважать», «симпатизировать», «быть лояльным» и много других, которые указывают на различные оттенки во взаимоотношениях между людьми.
Вопросы:
1. Как вы считаете, можно ли любить наполовину, на 30%?
2. Нужно ли общаться с людьми, с которыми у тебя не очень хорошие отношения?
3. Нужно ли принуждать себя и соблюдать правила этикета по отношению к тем, кто тебе не нравится?
4. Не будет ли жизнь «пресной», если не стремиться к категоричности?
5. Кто более прав в этом споре?
17. Ситуация-выбор «Гений и гениальность» Мой приятель говорит, что обычный, рядовой человек ведёт скучную, серую и монотонную жизнь, что он не способен совершать великие дела и творить великие произведения культуры. Со вторым утверждением можно согласиться: не каждому дано создавать шедевры. Но вот с первым мнением можно поспорить: можно не быть гением, но быть гениальным, например, в своих чувствах, общении, делах. Разве не так?
Вопросы:
1. Можно сказать, что большинство людей ведёт скучную и серую жизнь?
2. А можно быть гениальной матерью, гениальным отцом или просто человеком?
3. Может ли быть гениальной любовь, дружба, милосердие?
4. Всегда ли гений является счастливым человеком?
5. Какая точка зрения вам наиболее близка?
18. Ситуация-выбор «Маска и лицо»
Одна из девушек нашего класса в пылу откровенности вдруг заявила, что мы ведём неподлинную жизнь, так как в процессе жизни к каждому из нас рано или поздно пристаёт какая-нибудь инородная маска. И каждый более или менее добросовестно играет ту роль, которая досталась ему в пьесе общественной жизни: роль ученика, сына, дочери, подруги, крутого парня и т.д. Иной так срастается с этой ролью, что становится социальным манекеном, утратившим своё истинное лицо и забывшим, кто он есть на самом деле. Вопросы:
1. А всегда ли плохо выполнять какую-нибудь социальную роль?
2. А может ли роль совпадать с подлинной жизнью (намерениями, желаниями) человека?
3. Что произойдёт, если человек перестанет выполнять свои роли, а будет преследовать только свои цели?
4. Что сейчас более актуально в нашем обществе: выполнение социальных ролей или стремление осуществить свои личные желания?
5. Какая вам позиция наиболее близка?
19. Ситуация-выбор «Калейдоскоп любви» Говорят, что в любви действует эффект калейдоскопа: воображение человека подобно переливающимся стёклышкам создаёт дивные узоры. Если в игрушечном калейдоскопе стеклянные камушки складываются в узоры благодаря вращению, то в «калейдоскопе любви» ту же работу выполняет воображение. Влюблённый находит в том, кого он любит, постоянно возникающие совершенства, тогда как для других в нём видится только горстка стекляшек-качеств. Любящее воображение соединяет эти качества так, что они составляют прекрасный и волнующий образ. Михаил Пришвин говорил: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя». Кого же или что же мы на самом деле любим: самого человека или его приукрашенный образ?
Вопросы:
1. Нужно ли в любви приукрашивать любимого человека, наделять его несуществующими качествами?
2. Не последует ли за этим горькое разочарование?
3. А можно ли полюбить без приукрашивания?
4. Всегда ли любимые чувствуют, что его любят как бы авансом?
5. Какая позиция вам более близка: «реалистическая» или «романтическая»?
20. Ситуация-выбор «Бескорыстное и мотивированное добро»
Однажды ребята нашего класса поспорили о том, какое добро является истинным. Первая группа считала, что подлинное добро всегда спонтанно, бескорыстно, отчасти непредсказуемо и всегда есть «искренний порыв души», поэтому оно исключает «бухгалтерию». Другая группа полагала, что добро не может быть непредсказуемым, «безмозглым», оно всегда просчитывает последствия, иначе результаты непредсказуемы; не случайно ведь говорится, что «благими намерениями дорога в ад вымощена».
72
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Вопросы:
1. В чём заключается сильная сторона доводов первой группы ребят?
2. В чём права вторая группа ребят?
3. Может ли добро совмещать в себе противоположные свойства?
4. А может обсуждаемая ситуация является надуманной?
5. Так какое же должно быть добро, если спонтанное добро бескорыстно, но отчасти непредсказуемо, а мотивированное добро предсказуемо, но уже в чём-то корыстно?
21. Ситуация-выбор «Привычка»
Сегодня мой друг Николай заявил, что быть нравственным ему помогает привычка. Более того, только тогда, когда доброта становится привычкой, человека можно назвать по-настоящему добрым. Я же с ним не согласился: разве можно делать добро по привычке, любить по привычке, дружить по привычке, восторгаться чем-либо по привычке, разве можно привыкнуть к духовным потрясениям и завоеваниям? К тому же привычка констатирует тот факт, что какое-либо явление стало нормой, обыденным и прозаичным делом. И всё же Николай в чём-то прав: нравственность должна подразумевать некое постоянство, надёжность, повторяемость. Так кто же из нас более прав?
Вопросы:
1. Можно ли назвать добром то, что непостоянно, переменчиво, непредсказуемо?
2. Нужно ли человеку прилагать усилия, порой громадные, чтобы быть добрым?
3. Как вы думаете, не обезличивается ли доброта, когда она становится привычкой, ведь тогда быть добрым сможет быть и робот?
4. Может быть доброта подразумевает постоянное как бы переоткрытие добра, вновь и вновь возобновляемое духовное усилие?
5. Какой позиции вы отдаёте предпочтение?
22. Ситуация-выбор «Быть или казаться» После тяжёлого сражения и перед сражением ещё более тяжёлым Наполеон обходил походный лагерь. Он увидел, что один из его гренадёров, стоя на часах, уснул, и у него из рук выпало ружьё. Тягчайшее воинское преступление! Надо вызывать караульного начальника, снимать часового с поста, отдавать под суд. Кара за сон на посту - вплоть до смертной казни. Однако Наполеон поднял выпавшее ружьё, и сам встал на пост вместо спящего гренадёра. Когда разводящий привёл смену, Наполеон сказал ошеломленному капралу: «Я приказал часовому отдохнуть!» Император был единственным, кто, кроме караульного начальника, имел право сменить часового на посту. На утро об этом узнал весь лагерь, к началу сражения - вся армия.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему Наполеон, кстати, отличавшейся жестокостью, «закрыл глаза» на преступление часового и изменил своим принципам?
2. Можно ли Наполеона назвать лицемером?
3. Воодушевилась ли наполеоновская армия перед сражением благодаря этому поступку главнокомандующего?
4. Может ли человек всегда быть тем, кем он есть на самом деле?
5. Нужно ли хотя бы иногда «казаться»?
6. Должны ли нравственные принципы «простого» человека отличаться от принципов «великих» людей?
7. Как бы вы поступили на месте Наполеона?
23. Ситуация-выбор «Два режима жизни» Иногда люди задают себе странный на первый взгляд вопрос: «Всегда ли я есть, когда живу?». Данный вопрос позволяет поставить очень серьёзную проблему о смысле жизни. Размышляя над данной проблемой можно прийти к следующим идеям. Существуют два режима жизни: обыденный и творческий. Люди, живущие только обыденной жизнью, измеряют её воскресными днями, праздниками, зарплатами, покупками, днями рождения и т.д. Если таких событий мало, то жизнь представляется им бесцветной, пресной и обессмысливается. Получается так, что смысла в жизни нет, но жизнь полна. Поэтому подобные события придают людям жизненную уверенность и стабильность. Другая категория людей способна при дополнительных усилиях выходить на другой уровень жизни, где совершаются подлинные явления жизни: творчество, «безумные поступки», настоящая любовь и дружба. Именно такие события, по их мнению, придают краски и вкус жизни.
Вопросы:
1. Согласны вы с тем, что существуют два режима жизни: обыденный и творческий?
2. Можно ли жить только «звёздными» часами, в мире «высоких помыслов и стремлений»?
3. Можно ли жить только в обыденном режиме?
4. Могут ли два данных режима сосуществовать?
5. Можно ли совместить «обыденное» и «творческое», т.е. найти «золотую середину»?
6. Какая позиция вам наиболее близка?
24. Ситуация-выбор «Закон сообщающихся сосудов»
Говорят, что ни один человек не может быть полностью счастливым, пока на земле есть обездоленные и страдающие люди. Его сердце как бы подключено к системе сообщающихся сосудов, незримо связывающей сердца всего человечества. Поэтому радость и горе тут же передаются и разделяются. Более того, говорят, что есть одарённые люди, у которых эта взаимосвязь распространяется и на людей прошлых эпох.
Вопросы:
1. Верно ли, что нравственный человек не может быть полностью счастливым, пока на земле существует хотя бы один несчастный человек?
2. Может ли существовать такая удивительная и сверхчуткая взаимосвязь между внутренними мирами нравственных людей?
3. Помогают ли высоко нравственные люди тем страждущим, которых они даже не знают?
4. Нужно ли каждому человеку настраиваться на «систему сообщающихся сосудов»?
25. Ситуация-выбор «Тревожный парадокс» Тревожный парадокс жизни человечества заключается в том, что всё то, что обеспечивает лучшую жизнь и процветание человечества (атомные станции, заво-
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
73
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
ды, машины и т.д.) на краткосрочный и даже на долгосрочный период, ускоряет и усугубляет его конечное падение, а возможно и исчезновение. Получается так: потребности человека направлены на улучшение качества его жизни, а удовлетворение потребностей приводит к ухудшению этого качества (выбросы, отходы, истощение природных богатств и т.д.), а в дальнейшем и к прекращению жизни. Возникает «замкнутый круг»...
Вопросы:
1. Верно ли, что человек за комфортную жизнь постоянно чем-то расплачивается (здоровьем, ухудшением экологии и т.д.)?
2. Важно ли это осознавать каждому человеку?
3. Можно ли жить человеку, не ухудшая природную среду?
4. Что он должен для этого делать?
5. Какую позицию по этой проблеме занимаешь ты?
26. Ситуация-выбор «Взаимопонимание»
В нашем классе вышел спор. Возник он по поводу двух афоризмов, которые нашла Ольга. Вот они: «Счастье -это когда тебя понимают», «Несчастье - когда понимают слишком хорошо». Эти афоризмы натолкнули ребят на рассмотрение следующей проблемы. Когда люди, отстаивая своё мнение, не понимают друг друга, то сохраняется их автономность, самобытность, но возникает отчуждение; когда же они понимают друг друга, приспосабливаются друг к другу, то стирается их личностное своеобразие, оригинальность растворяется в общих правилах, но при этом наступает согласие; можно ли при сохранении своей индивидуальности достигать взаимопонимания с непохожими на тебя людьми, т.е. достигать с ними общих взглядов? Вопросы:
1. Могут при взаимопонимании возникнуть негативные последствия?
2. Нужно ли нам полное взаимопонимание?
3. В чём заключаются позитивные моменты при непонимании?
4. Действительно ли при взаимопонимании самобытность человека растворяется в чём-то общем, а личность нивелируется?
5. Существует ли «золотая середина» между пониманием и непониманием?
27. Ситуация-выбор «Духовное донорство»
Взаимопомощью велик человек. Без этого качества он не достиг бы своих высот. Взаимность движет эволюцией, сочувствие правит миром, сострадание помогает выживать. Люди делятся друг с другом тончайшей энергией, передавая её через улыбку, рукопожатие, доброе слово. Добрые помыслы высветляют ауру нашей планеты и разгоняют мрак зла. Так живёт и распространяется общечеловеческое духовное донорство.
Вопросы:
1. Как вы думаете, существует ли духовное донорство?
2. Что это такое, на ваш взгляд?
3. Можно ли человечеству без духовного донорства выжить?
4. А вы чувствуете себя хоть иногда духовным донором?
5. Нужно ли людям стремиться стать духовными донорами?
28. Ситуация-выбор «Мужская солидарность»
Однажды в нашем классе произошло ЧП: наши мальчики играли в кабинете и тем самым привели его в ужасное состояние. Когда завуч попробовал выяснить, кто это сделал, то столкнулся с тем, что ребята, переглядываясь друг с другом, «красноречиво» молчали. Для них было важнее сохранить мужскую солидарность и не выдать друг друга. Тогда завуч попытался раскрыть подоплёку того, что случилось. По его мнению, когда беснуется толпа, то подтверждается старое правило: степень принятия персональной ответственности за беспорядки обратно пропорциональна числу лиц, участвующих в данной ситуации. Чем больше лиц участвует, тем слабее каждый из них чувствует собственную ответственность, и наоборот. Ответственность за создавшуюся ситуацию как бы перераспределяется между всеми членами группы и уменьшается для каждого в отдельности. Например, подростки, сбившиеся в «шайку», могут решиться на куда более дерзкие преступления, чем каждый из них решается в отдельности. Вина, перераспределённая на всех, меньше давит на каждого. Уголовное право учитывает это обстоятельство и борется с подобными проявлениями безответственности, увеличивая меру наказания за групповые преступления. После услышанного мнения завуча на лицах мальчиков появился неподдельный интерес...
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему из всех ребят никто не признался в содеянном?
2. Почему ребята в данном возрасте проявляют так называемую «мужскую солидарность»?
3. Сохраняют ли они тем самым свою мужскую честь?
4. Согласны ли вы с точкой зрения завуча?
5. Как вы думаете, изменятся ли после этого случая ребята?
6. Как бы вы поступили в данной ситуации?
29. Ситуация-выбор «Фанат»
Мой знакомый Антон является фанатом одной футбольной команды и, как он говорит, патриотом своей страны. Он бесконечно предан этой команде и счастлив, когда со своими товарищами присутствует на их играх. Бывает и так, что он противоборствует с болельщиками других команд, отстаивая «честь» своей любимой команды. Казалось бы, всё очень здорово, но беспокоит вот что: Антон совершенно перестал интересоваться художественной литературой, искусством, собственной физической культурой, а также повседневными заботами своей семьи. Весь его пыл и деньги уходят на «болезнь» за свою команду. А я вот думаю, есть ли в этом какой-нибудь смысл?
Вопросы:
1. Почему некоторые люди любят футбол?
2. Почему «заболевание» футболом отбивает вкус к другим сторонам жизни?
3. Почему фанатизм в какой-либо сфере оборачивается пассивностью в других сферах жизни?
4. Что должно нести человеку подлинное увлечение чем-либо?
5. Как нужно относиться к любимым видам спорта?
74
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
30. Ситуация-выбор «Сорняки и культурное растение»
Из уроков биологии нам известно следующее. Сорняки производит сама природа - культурное растение выращивают специально и возделывают. Сорняки растут быстро - культурное растение медленно. Сорняки растут густо, скопом - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство. Сорняки стойко выносят превратности судьбы - культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий. Сорняки не нуждаются в уходе - культурные растения требуют постоянной заботы садовника. Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к соседям. Сорняки чрезвычайно активно размножаются - выходить же новые культурные растения трудно и не всегда удаётся. Вопросы:
1. Не напоминает ли вам кого-нибудь данное сравнение?
2. Нужно ли противопоставлять «природу» и «культуру»?
3. Можно ли данное сравнение перенести на людей?
4. Верно ли, что культурный человек отличается тонкой духовной организацией, бескультурный человек - тупо живуч, напорист и агрессивен?
5. Какой вывод можно сделать из данного сравнения?
31. Ситуация-выбор «Добро и зло»
Старинная китайская притча рассказывает о юноше,
который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
- Умеешь ли ты делать добро? - спросил мудрец.
- Конечно! - ответил юноша.
- А умеешь ли ты творить зло?
- Нет.
- Так иди, - воскликнул мудрец, - и познай это. Мысль мудреца одновременна проста и сложна:
кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему деятельно добр.
Вопросы:
1. Нужно ли доброму человеку «познать» или «познавать» зло?
2. Может ли человек быть добрым, не понимая и никогда не делая зла?
3. Останется ли добрый человек добрым, если будет стремиться соприкоснуться и со злом? Можно ли «принимая яд не отравиться»?
4. Может ли добрый человек быть по-настоящему добрым, если он не понимает природу зла?
5. Взаимообусловлены ли добро и зло? Можно ли жить только добром или злом?
6. Какая вам позиция ближе?
32. Ситуация-выбор «Доброе зло»
Некоторые мыслители отстаивали позитивную, конструктивную и творческую силу зла в истории. Например, для Фридриха Ницше добро негативно по причине жизненной слабости его носителей, которые выставляют его как некий щит, зло же - энергично, динамично, целеустремлённо, аристократично, оно разрушает всё болезненное и отжившее. Более того, любое новшество всегда борется с устоявшимися традициями и обычаями и воспринимается последними всегда как зло.
Вопросы:
1. Есть ли в зле хоть чуточку добра?
2. Прав ли Фридрих Ницше?
3. Возможно ли появления чего-то нового без оскорбления старого?
4. Может ли добро перейти в зло и наоборот?
5. Как вы понимаете поговорку «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?
6. Как вы считаете, совместимо ли добро и зло?
33. Ситуация-выбор «Сознательное и бессознательное зло»
Однажды в походе наш одноклассник Пётр, который должен был в свою очередь следить ночью за костром, пренебрёг осторожностью и ушёл в палатку спать. Костёр разгорелся и искры попали на палатку, в которой спали ребята. Начался пожар. Ребята проснулись и с большим трудом пожар потушили. Пётр же в волнении всё время повторял, что он это сделал не нарочно. Во время разбора поступка нашего одноклассника возник спор о том, какое зло менее разрушительно намеренное (сознательное) или (ненамеренное) бессознательное. В процессе обсуждения Ольга вспомнила, что этот вопрос волновал и знаменитого Сократа: он считал, что человек, творящий зло сознательно, ясно понимает, что он совершает, в отличие от того, кто это делает бессознательно. Поэтому первый может исправиться, зная отличие добра от зла, тогда как второму этого не суждено измениться из-за его незнания.
Вопросы:
1. Как вы оцениваете поступок Петра (слабоволие, глупость, недальновидность или как-то ещё)?
2. Как бы вы поступили в такой ситуации на месте Петра?
3. Какое зло опаснее сознательное или бессознательное?
4. Существует библейская фраза «Прости их Господи, ибо не ведают, что творят». Как вы её понимаете?
5. Какая позиция вам наиболее близка?
34. Ситуация-выбор «Взаимосвязь добра и зла» «Что бы делало добро, если бы не существовало
зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое, из-за своей фантазии наслаждаться голым светом?» -спрашивает Сатана Леви Матвея, ученика Йешуа в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Вопросы:
1. Может ли мир существовать без зла?
2. Может ли в мире царить только добро?
3. Почему возникают добро и зло?
4. Так ли уж неразрывно взаимосвязаны добро и зло, как это преподносит Сатана?
5. Как вы понимаете взаимосвязь добра и зла?
35. Ситуация-выбор «Склонность и долг»
В воскресенье Евгений со своей семьёй вышел на улицу и принялся убирать двор, который в последнее время стал явно принимать неприглядный вид. Друзья потихоньку стали над ним подсмеиваться, спрашивая, зачем он это делает, если ему явно не хочется. Евгений молчал и упорно
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
75
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
продолжал убирать мусор. Можно, конечно, заподозрить, что его заставил отец, однако на эту проблему можно посмотреть и более «философски». Знаменитый философ И. Кант считал, что человек морален только в том случае, если он совершает поступок не по склонности, а из чувства долга, если же он совершает поступок из склонности, то он оказывается за пределами морали. Казалось бы, что Кант слишком суров и даже бесчеловечен, но согласитесь, как часто в жизни нам приходится исполнять какое-либо дело вопреки своей предрасположенности к нему, т.е. не по склонности, а из чувства долга. Получается так, что быть нравственным не всегда приятно, но иначе нельзя, очень часто это есть жизненная необходимость. Вопросы:
1. Согласны вы с отчасти парадоксальным мнением Канта?
2. Как вы думаете, чем руководствовался в своём труде Евгений?
3. Можно ли его поступок назвать смелым, мужественным?
4. Часто ли вы в своих поступках руководствуетесь чувством долга?
5. Как вы думаете, часто ли ваши родители занимаются домашним хозяйством по склонности?
6. Стали бы вы помогать Евгению, если бы оказались бы в числе его друзей и жили с ним в одном дворе?
36. Ситуация-выбор «Будда»
Принц Гаутама, будущий Будда, рос изолированно от мира, так как отец пытался уберечь его от неприятных сторон жизни. Однажды он увидел больного, старика, покойника и узнал о существовании болезней, страданий, старости и смерти. Общение со странствующим аскетом помогло принцу понять, что найти путь к спасению и избавлению от страданий можно только через аскетизм. И тогда в возрасте 29 лет принц покинул дворец, чтобы принять образ жизни сурового аскетизма и изучать йогу. Через несколько лет Гаутама пришёл к выводу, что самоистязание не ведёт к спасению. Однажды в акте прозрения принцу явилась истина: спасение в освобождении от желаний, отказе от «вещного» мира, в самоотречении. В возрасте 35 лет принц стал называться Буддой (просветлённый, пробужденный). Он выдвинул идею морального самосовершенствования, в процессе которого человек должен был избавиться от самых мучительных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страза, смерти. Основные положения учения были сформулированы в виде четырёх благородных истин: всеобщая изменчивость вызывает страдания всего живого, желания являются источником страданий, причину страданий можно устранить, существует путь к устранению страдания, конечной целью которого является нирвана (затухание, остывание, отсутствие страданий).
Вопросы:
1. Согласны ли вы с основной идеей Будды?
2. Нужно ли освобождаться от человеческих желаний и страданий?
3. Есть ли позитивный момент в человеческих страданиях?
4. Нужно ли «пробуждаться» к иной жизни?
76
5. Что вы выберете: активное существование в гуще жизни или избавление от мирских забот и страданий?
37. Ситуация-выбор «Мужское и женское»
Наши бабушки всё чаще стали отмечать, что в
наше время женщины стали походить на мужчин, а мужчины - на женщин. Несомненно, является благом то, что в последние десятилетия происходит освобождение женщины из-под патриархального гнёта, получение ею возможности для полноценного развития личности. Но в то же время массовый выход женщин в общественное производство, приобретение ими материальной самостоятельности и независимости нарушил установившийся баланс во взаимоотношениях полов. Это негативно сказалось на воспитании детей, на взаимоотношении супругов, на внешнем облике женщин и манере их общения. Происходит стремительная маскулинизация женщин, они начинают походить на мужчин, нередко перенимая самые грубые и резкие их манеры. Мужчины же в свою очередь феминизируются, их характер меняется в сторону женственности, для которой характерна зависимость и несамостоятельность.
Вопросы:
1. Обращали вы внимание, что некоторые девушки имеют отталкивающий стиль поведения, связанный с их грубостью, сквернословием, бестактностью?
2. Обращали вы внимание, что некоторые юноши имеют отталкивающий стиль поведения, связанный с лицемерием, беспринципностью, «мало-хольностью»?
3. Как вы думаете, почему женщины и мужчины утрачивают свою идентичность?
4. Что нужно сделать, чтобы остановить эту тенденцию?
5. Как вы будете решать данную проблему лично для себя?
38. Ситуация-выбор «Ложный стыд»
Ложный стыд связан с тем, что юный человек может чувствовать резкое несоответствие между его представлениями о чести, достоинстве и тем, как эти представления нередко трансформируются в реальной жизни. Так, например, в подростковых коллективах нередко процветает культ силы, жестокости, показного цинизма, и тот, кто оказывается не в состоянии «постоять за себя», ударить или оскорбить другого, поиздеваться над кем-то или обмануть его, сам подвергается издевательству и осмеянию. При этом тот, на кого направлено данное внимание, испытывает ложный стыд - стыд за свою нерешительность и отсутствие агрессии, т.е. ценности переворачиваются: человек стыдится того в себе, к чему должен, согласно общечеловеческой морали, относиться позитивно. Такой же ложный стыд испытывает отличник в классе, где верховодят двоечники, главной доблестью которых считается обмануть учителя, «подставить» товарища и ловко списать у соседа. В таком классе хорошо учиться считается неприлично, стыдно.
Вопросы:
1. Были ли вы когда-нибудь в компании, где царит культ жестокости?
2. Почему подростки часто бравируют своим безнравственным поведением?
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
3. Почему хороший человек испытывает ложный стыд, когда присутствует в подобных компаниях? Чего он стыдится?
4. Как можно преодолеть ложный стыд?
5. Как вы его преодолеваете в себе?
39. Ситуация-выбор «Насилие и ненасилие»
Некоторые философы и писатели проповедуют непротивление злу насилием. Они считают, что сопротивление злу порождает то же зло, поэтому зло как бы удваивает свои силу. В истории известен случай, когда целый народ одержал справедливую победу над противником с помощью ненасильственных методов. Это была история освобождения Индии от английских колонизаторов. Безнасильственную борьбу возглавил Ганди - искренний приверженец мирных и бескровных методов. Он организовал пассивное сопротивление колонизаторам в таком масштабе, что они вынуждены были уйти из страны, где всякая их деятельность парализовывалась отказом населения сотрудничать. Однако впоследствии сам Ганди, его дочь и его внук пали жертвами террористических актов.
Вопросы:
1. Можно ли бороться со злом методами добра?
2. Должно ли добро «быть с кулаками»?
3. Можно ли в современном мире обойтись без насилия?
4. Каким нужно быть, чтобы позволить себе ненасильственные приёмы борьбы со злом?
5. Какую линию в своём поведении выбираете вы?
40. Ситуация-выбор «Наука»
Современная наука получает противоположные нравственные оценки. С одной стороны, наука рассматривается как великое благо для человечества. Она позволяет создать удобства, увеличить материальное благосостояние, избавляет людей от страшных болезней, продлевает жизнь, позволяет рационально использовать пространство и время. С другой стороны, наука выступает как исчадие ада. Она создаёт технику, отчуждающую людей от природы и от самих себя, оружие массового уничтожения, бесцеремонно вмешивается в человеческий организм, перекраивая его на новый лад. В этом облике она - зло, а учёные - это демонические гении, чья деятельность должна быть осуждена и запрещена.
Вопросы:
1. Какие ещё позитивные моменты несёт нам наука?
2. Какие негативные последствия несёт нам наука?
3. Согласны вы с тем, что негативные последствия от научных изысканий в последние десятилетия начинают явно преобладать?
4. Можно ли негативные последствия приостановить?
5. Какая точка зрения вам наиболее близка и что вы будете делать, чтобы сгладить обозначенную проблему?
41. Ситуация-выбор «Воспитание»
Одни родители заставляют своего ребёнка хорошо учиться и вести себя подобающим образом, так как считают, что их чадо ещё не понимает, где для него добро, а где его подстерегает - зло. Эти родители считают, что баловать детей нельзя и его нужно настойчиво направлять, иначе ребёнок выйдет во взрослость совсем неподготовленным к коллизиям реальных человеческих отно-
шений. Другие родители считают, что добро, даже если оно очевидно, нельзя навязывать насильно, как говорится, «надевать на голову». Добро можно только предлагать, убеждать, агитировать за принятие неких истин или действий как ценных и полезных. Третьи либеральные родители принципиально предоставляют своему отпрыску полную самостоятельность жизненных решений, так как считают, что его уникальную самобытность и спонтанность ни в коем случае подавлять нельзя.
Вопросы:
1. Стоит ли доверять опыту родителей в процессе воспитания детей?
2. Можно ли сказать, что родители знают, что нужно их ребёнку?
3. Когда в процессе воспитания появляются избалованные дети?
4. Можно ли доверять выбору самого ребёнка?
5. Что такое воспитание?
6. Какая позиция по отношению воспитания детей вам наиболее близка?
42. Ситуация-выбор «Выбор добра»
Представление о том, что люди всегда выбирают добро, восходит к Сократу. Согласно его логике, если человек познает более высокое добро по сравнению с тем, что ему известно, он предпочтёт его. Знание о том, что такое добро, определяет выбор, и если человек идёт по пути зла, то он просто заблуждается, принимая его за добро. Таким образом, получается, что выбор зла - неосознанное деяние. Другие же философы считают, что насильники и убийцы, воры и мошенники прекрасно понимают, что они совершают зло. Они нисколько не заблуждаются на этот счёт. Просто зло им выгодно. Третьи философы уверены, что даже воры и убийцы всегда ищут «доброе» оправдание своим деяниям, подводят под него идеологические концепции, теоретические фундаменты и т.д. Зло рядится в чужие одежды, прячет себя за масками моральной невинности либо оригинальности.
Вопросы:
1. Прав ли Сократ, когда говорил, что зло совершают глупые люди, которые «не ведают, что творят»?
2. Выгодно ли людям творить зло?
3. Можно ли получать удовольствие от совершения зла?
4. Почему злые люди своё зло пытаются преподнести как добро?
5. Какая позиция философов более других отвечает вашим взглядам?
43. Ситуация-выбор «Выбор»
Бывает, что человек не в силах решить, что выбрать, в соответствии с какой ценностью поступить. В этой ситуации возможны два исхода. Первый - это отказаться от решения, т.е. проявить осторожность и не брать на себя ответственность за последствия. Во-вторых, всё же выбрать то, что ему наиболее близко. Это связано и с тем, что, как говорил французский философ Сартр, «мы обречены на свободу», т.е. даже отсутствие выбора есть выбор.
Вопросы:
1. Всегда ли нужно осуществлять свой индивидуальный выбор?
2. Оправдывает ли себя «выжидательная позиция»?
77
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
3. Всегда ли нужно немедленно делать выбор, не сообразуясь со сложностью ситуации?
4. Перед казнью Иисуса Христа Понтий Пилат «умыл руки». Снял ли он с себя ответственность за смерть Иисуса?
5. Действительно ли «мы обречены на свободу»?
6. Как вы поступаете в ситуациях, когда перед вами стоит выбор?
44. Ситуация-выбор «Смысл жизни»
Существуют как минимум три подхода к вопросу о смысле жизни. Пессимистический подход состоит в нигилистическом отрицании какого-либо смысла в жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда неприятностей, страданий,зла,болезней. Крайним воплощением такого мироощущения является самоубийство. Например, некоторые подростки лишают себя жизни как бы «назло», чтобы таким образом доказать родителям, учителям, друзьям свою правоту. Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности. Данный подход связан с продуктивной реализацией человеком своих устремлений, чаяний, желаний и интересов. Однако, как известно, жизнь далеко не всегда способна удовлетворить завышенные интересы отдельного индивида. Отсюда существует возможность быстрого разочарования в жизни и её смысле. Скептический подход связан с наличием сомнения в смысле и в значимости земного бытия. Возникнув в античные времена скептический подход абсолютизировал принципы невозмутимости, бесстрастности, воздержания от излишеств. В своих крайних формах скептицизм выражается в чрезмерной осторожности по принципу «как бы чего не вышло». Какой подход близок вашему мироощущению? Вопросы:
1. Есть ли позитивные моменты в пессимистическом отношении к жизни?
2. Может ли смерть кому-либо что-то доказать?
3. В чём положительные стороны в оптимистическом отношении к жизни?
4. Можно ли сохранить оптимистическое мироощущение на протяжении всей жизни?
5. Есть ли конструктивная сила у скептического подхода к смыслу жизни?
6. Какую позицию в жизни выбрал ты?
45. Ситуация-выбор «Ложь во спасение»
Ложью во спасение считается поведение, когда мы не
сообщаем кому-либо информацию, которая буквально может убить его. Например, тяжелобольному нередко лгут, что его заболевание не так страшно, дают умирающему надежду на выздоровление, облегчают его последние дни. Или же престарелым родителям не говорят о смерти их сына, сочиняя, что он просто уехал далеко и письма, наверное, не доходят. Однако люди предпочитают знать самую тяжёлую правду, чтобы владеть ситуацией и принимать решения в соответствии с реальными обстоятельствами. Так, больной может жаждать правды, чтобы сделать последние распоряжения, изъявит свою волю. Родители предпочтут узнать, что их сын погиб, но не считать, что он просто холодно их покинул на старости лет, оставил одних. Поэтому люди, идущие на ложь во спасение, всегда берут на себя огромную моральную ответственность.
Вопросы:
1. Нужна ли «ложь во спасение», ведь какими бы благими намерениями её не оправдывали, всё-таки это есть самая настоящая ложь?
2. Нужно ли обманывать тяжелобольного, крайне любопытных маленьких детей, «неразумных» животных?
3. Нужно ли обманывать своих родителей по поводу плохой успеваемости, прикрываясь заботой о их здоровье?
4. Можно ли сказать, что ложь, которая является всё-таки злом, в реальной жизни просто неизбежна?
5. Можно ли умолчание, сокрытие какой-либо информации назвать ложью?
6. Где же проходит водораздел (есть ли он есть) между ложью и «ложью во спасение»?
46. Ситуация-выбор «Патриотизм. Космополитизм. Национализм»
Как известно, патриотизм - это любовь к родине. Патриот - человек, который высоко ценит свою страну, в которой он родился и вырос, её традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги. Национализм - это такая любовь к родине, которая резко противопоставляет её всем другим странам и народам, видя в них лишь недоброжелателей, соперников или даже врагов. Национализм часто подозрителен, он с презрением относится ко всем чужакам, сочиняет для них издевательские клички, стремится ущемить их права. Космополитизм - это любовь ко всему миру. Знаменитый музыкант Мстислав Ростропович (умер в 2007 году), уехавший из СССР не по своей воле, говорит, что он - «гражданин мира». Он живёт во Франции, но часто бывает в России, где у него есть собственность, есть места, связанные с памятью о родителях и где он занимается благотворительной деятельностью.
Вопросы:
1. Трудно ли быть патриотом своей страны?
2. Когда патриотизм перерастает в национализм?
3. Встречали ли вы среди своего окружения патрио-тов,националистов?
4. По каким признакам можно различить патриота и националиста?
5. Как вы думаете, опасен ли космополитизм?
6. К какой категории людей вы отнесли бы себя? Почему?
47. Ситуация-выбор «Внешнее и внутреннее»
На одном из этических занятий в нашем классе возник спор по поводу того, должен ли человек контролировать или даже скрывать свои эмоции. Одна группа ребят настаивала на том, что эмоциональный и внешне экспрессивный человек - это слабая личность, так как у неё нет силы воли по сдерживанию себя, а в наше время «грузить» других своими проблемами не очень-то прилично. Другая группа доказывала, что порядочному человеку нечего скрывать и «внутреннее» должно непосредственно выражаться во «внешнем», тогда облегчается взаимопонимание. В связи с данным спором ребята нашли в «Энциклопедии мудрости» один интересный афоризм И. Канта: «Каков человек внешне, т.е. в своих действиях (а не в своей внешней наружности), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т.е. если он остаётся только в
78
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
области намерений, умонастроений и т.д., а его внешнее не тождественно с его внутренним, то одно так же бессодержательно и пусто, как и другое». Благодаря данному афоризму спор разгорелся с новой силой.
Вопросы:
1. Какая группа ребят, на ваш взгляд, была ближе к истине?
2. Как вы думаете, что существенного привнёс в диалог ребят Кант?
3. Что Кант понимает под «внешним»?
4. Какая точка зрения вам ближе всего: первой группы ребят, второй или Канта?
48. Ситуация-выбор «Личное мнение»
Однажды в нашем классе случилась следующая
история. К нам в кабинет пришёл новый школьный психолог Сергей Иванович, чтобы провести тест на выявление личностных особенностей ребят нашего класса. Однако в кабинете, кроме нашего одноклассника Миши, никого не оказалось. Сергей Иванович посетовал, что ему не удастся на этой неделе выполнить задуманное дело, на что Миша заявил, что он готов дать исчерпывающую характеристику каждому ученику класса. Психолог, удивившийся столь неожиданному рвению, согласился выслушать монолог Михаила. Более часа Миша расписывал каждого из своих одноклассников. Сергей Иванович же все его характеристики ребят подробно записывал. На следующей неделе после уроков в наш кабинет опять зашёл Сергей Иванович и предложил, с согласия Миши, зачитать характеристики на ребят. После его чтения воцарилась тишина. Затем постепенно стал возрастать гул и ропот. Многие ребята совершенно были не согласны с тем, что о себе услышали. Тогда психолог сказал, что это было мнение не его, а одного из учеников их класса. Миша тут же встал и заявил, что это он помог психологу охарактеризовать личность каждого из ребят, так как он имеет право на своё мнение. И тут среди ребят возник диалог...
Вопросы:
1. Имел ли право Михаил давать характеристику каждому из ребят психологу, который с их классом не знаком?
2. Как вы думаете, для чего психолог зачитал характеристики ребят, данные Мишей?
3. Что проявила данная ситуация?
4. В какой ситуации личное мнение Миши было бы более весомым?
5. Как бы вы поступили на месте Михаила?
49. Ситуация-выбор «Категорический императив»
Знаменитый философ И. Кант утверждал: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Далее Кант приводит жизненный пример. Допустим, что человек без каких-либо свидетелей получает от друга некоторую сумму денег, о чём никто не знает. Внезапно друг умирает. Может ли этот человек оставить деньги у себя? Кант на основе категорического императива даёт отрицательный ответ. Оставить деньги у себя означало бы, что если мы придадим этой максиме всеобщую форму, то никто более не будет доверять деньги даже собственному другу, так как каждый бы знал в таком случае,
что данные в долг деньги при некоторых обстоятельствах возвращены его родственникам не будут. Вопросы:
1. Нужно ли собственные принципы постоянно соизмерять со всеобщими?
2. Не слишком ли категоричен И. Кант?
3. А если бы данный человек был беден, а его друг миллионер, то можно ли было в этом случае оставить деньги себе, т.е. пренебречь категорическим императивом?
4. Согласны ли вы с Кантом?
5. А по какому принципу живёте вы?
50. Ситуация-выбор «Отношение к жизни»
Однажды мой друг Сергей заявил, что отношение к жизни он уподобляет игре. Как в игре с мячом, важен не сам мяч, который сам по себе не является ни благом, ни злом, и не результат игры, а сам её процесс, та лёгкость, с которой мы бросаем и ловим мяч, та радость, которая связана с этой свободной игрой. Так и в жизни важны ни богатства, ни блага, ни страдания, не перипетии жизненных обстоятельств, а отношение к ним. Можно быть небогатым человеком, но вполне счастливым. Таким образом, отношение к жизни должно состоять в том, чтобы осознанно, разумно и свободно, с лёгкостью и радостью принимать всё предначертанное судьбой.
Вопросы:
1. Можно ли жизнь уподоблять игре?
2. В чём Сергей прав, не прав?
3. Стоит ли с лёгкостью отвергать «результаты игры» или «плоды жизни»?
4. Существует ли судьба?
5. А чему бы вы уподобили свою жизнь?
51. Ситуация-выбор «Совесть»
Однажды Ольга усомнилась в правоте своей подруги Насти, хотя та утверждала, что поступила по совести, и поэтому истина на её стороне. Возник вопрос: а всегда ли человек, поступающий по совести, прав? Из истории этической мысли нового времени известно, что в этот период возникла следующая антиномия.
1. Совесть индивида является наилучшим судьёй в вопросах нравственности, высшей способностью нахождения моральной истины и выработки правильного решения, представляет собой подлинно нравственную точку зрения, тогда как подчинение внешнему авторитету в любых его формах аморально или выходит за рамки нравственности (Кант, Фихте и др.). 2. Совесть -всего лишь субъективная точка зрения, в которую индивид может вложить какое угодно содержание, выдать зло за добро, свой порок за добродетель, причём будучи глубоко убеждённым в своей правоте (Гегель, Гоббс и др.). Так можно ли доверять совести? Вопросы:
1. Кто для вас является решающим авторитетом в вопросе нравственного выбора?
2. Как вы думаете, может ли совесть заблуждаться? Когда совесть заблуждается?
3. Может ли совесть противоречить мнению человека, обладающему этой совестью?
4. Должна ли совесть соотносить свою точку зрения с «общественной» при решении нравственных вопросов?
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
79
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
5. Стали бы вы настаивать на месте Насти в своей правоте по совести?
52. Ситуация-выбор «Всё относительно»
Как-то раз наша классный руководитель сделала замечание Оксане по поводу её внешнего вида, на что она заявила, что её вид ей нравится и, в конечном счёте, о вкусах не спорят. На очередном классном часе классный руководитель предложила подискутировать по поводу фразы «о вкусах не спорят». Мнения разделились. Тогда учитель привела пример из истории этики. Древнегреческий философ Протагор 2,5 тысячи лет назад утверждал: «Думаю, что если бы кто-нибудь приказал всем людям снести в одну кучу всё безобразное, что каждый считает таковым, и опять из этой кучи взять прекрасное, что каждый признает таковым, то ничего не осталось бы, но все люди всё разобрали бы, так как все думают по разному». Тем самым, Протагор недвусмысленно давал понять, что прекрасное и безобразное, добро и зло, истина и ложь относительны и зависят только лишь от индивидуального мнения. Но если это так, то преступника никогда нельзя будет обвинить в содеянном зле, бездарного архитектора - в разрушении здания, а лжеца - в обмане. Ведь преступники, разгильдяи и обманщики редко признаются в своей неправоте.
Вопросы:
1. В каком случае о вкусах можно не спорить?
2. Когда о вкусах спорить надо?
3. Верно ли, что всё «относительно»?
4. Существуют ли ценности и идеалы, которые объединяют большинство людей?
5. Так какая вам позиция более близка?
53. Ситуация-выбор «Любовь и брак»
Такие писатели 19 века, как А. Пушкин, Л. Толстой, И. Гончаров считали, что любовь - это одно, а брак и семья - другое. Эти писатели разводили в разные стороны романтическую любовь и супружеские отношения. Более того, утверждали, что они несовместимы. Романтическая любовь - это всегда в какой-то мере идеализация жизни, а семья - быт, будни, заботы, конфликты, - её приземление. В романтической любви человек свободен и прислушивается к порывам чувств, в семье же, напротив, мы подчиняемся необходимости, ориентируемся больше не на сердце, а на разум. Неужели писатели правы?
Вопросы:
1. Нужно ли противопоставлять любовь и брак?
2. Актуально ли данное противопоставление в 21 веке?
3. Опасен ли брак, основанный только на романтической любви?
4. Опасен ли брак, основанный на интеллектуальном расчёте?
5. Как бы вы сформулировали свою позицию на любовь и брак?
54. Ситуация-выбор «Человек-робот»
Современный человек, по мнению многих этиков, всё больше и больше становится предсказуемым, пассивным, напоминающим робота. Он в огромных коли-
чествах поглощает пищу, информацию, зрелища, журналы, фильмы. Всё потребляется, смакуется, проглатывается. При этом человек всё больше исходит не из своих потребностей и вкусов, а то, что ему навязывают рекламные лозунги и ролики. Мир переворачивается и предстаёт в виде огромного монстра-гамбургера или монстра-интернета, который постепенно поглощает самого человека.
Вопросы:
1. Согласны ли вы с тем, что современные люди обезличиваются? В чём это проявляется?
2. Существует ли опасность, исходящая от рекламы, Интернета, супермаркетов?
3. Можно ли эти опасности нейтрализовать? Как?
4. Как развить и сохранить свою самобытность?
5. Как вы для себя решаете эту проблему?
55. Ситуация-выбор «Свобода и принуждение» Древнегреческий философ Демокрит считал, что
«если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду». Другие же мыслители считали, что детей принуждать ни к чему не надо, иначе вырастит озлобленный субъект. Более того, быть нравственным заставить нельзя.
Вопросы:
1. Нужно ли принуждать детей к труду?
2. Хватит ли юному человеку силы воли для выполнения не очень приятной работы?
3. Может ли человек прожить, делая только то, что ему приятно?
4. Можно ли учёбу и труд строить только на игре?
5. Можно ли ребёнка заставить быть нравственным?
6. Какая из предложенных позиций вам ближе?
56. «Юноша и Старец»
Однажды Юноша повстречал на своём пути Старца и, оттолкнув его, прошёл мимо. Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего мира.
- Что со мной? - всполошился Юноша-Старик. -Почему мне так плохо, где моя молодость?
- Она прошла, - ответил Старец, - а ты и не заметил, потому что прошёл мимо главного в жизни.
- А что главное в жизни? - спросил Юноша-Старик.
- Подумай и может быть ты ещё успеешь это понять, - ответил Старец и скрылся.
После того как Старец скрылся, Юноша-Старик обрёл свой прежний облик, и, опустившись на землю, задумался...
Вопросы:
1. Почему Юноша не уступил дорогу Старцу?
2. Не слишком ли жестоко обошёлся Старец с Юношей?
3. Как вы думаете, есть ли разница между словами «Старец» и «Старик»?
4. В какие моменты жизни человек чаще всего что-то осознаёт, понимает?
5. Так что же самое главное в жизни?
80
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008