Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Ситуация-выбор «Случай в автобусе»
Однажды Настя пришла в класс очень расстроенная и рассказала следующую историю. Она ехала в автобусе и вдруг услышала над собой крик пожилой женщины, которая, как Настя поняла чуть позже, стыдила её на весь автобус и обвиняла в том, что юная девушка не уступает место инвалиду, т.е. этой пожилой женщине. Настя вспылила, попыталась объяснить окружающим, что она женщину не видела, но в результате наговорила ей грубостей. Спустя несколько минут она с удивлением обнаружила, что другие пассажиры её не поддержали, а сочувствовали именно женщине. На ближайшей остановке Настя быстро вышла и расстроенная пошла в школу пешком.
Вопросы:
1. Как вы думаете, кто прав в данной ситуации?
2. Оправдывает ли Настю тот факт, что она пожилой женщины не увидела?
3. Имела ли право Настя на грубость?
4. Почему пассажиры поддержали именно женщину?
5. Как бы вы поступили на месте Насти, пожилой женщины?
Во время обсуждения данной ситуации ребята пришли к следующему выводу. В общении с различными людьми человек очень часто попадает в нестандартные ситуации. Очевидно, что люди с серьёзными недугами очень часто вспыльчивы, нетерпимы и нервозны. Насте не хватило проницательности в оценке возникшего конфликта, а также великодушия и выдержки, чтобы не ухудшать ситуацию.
Итак, в этическом воспитании школьников очень важно своевременно выявлять и педагогически обозначать те проблемы, с которыми сталкиваются ученики. Так получается своеобразная проблемная панорама для того или иного возраста, которая позволяет отчасти предотвращать возможные негативные деяния школьников. Во время свободного и заинтересованного обсуждения ситуаций педагог и ученики выявляют проблему, возникающую в их жизни, и посильными способами разрешают её. Мы призываем учителей собирать, оформлять и щедро делиться проблемными ситуациями с другими педагогами!
Морозова Е.Н.,
учитель начальных классов ГОУ СОШ №64
Урок «Охрана животных и растений»
В современном мире настала критическая ситуация. Нестабильность в обществе нанесли удар по нравственным, моральным и этическим сторонам личности. Стали исчезать главные ценности, на которых веками строилась духовная чистота человека.
В сложившейся ситуации возникает проблема формирования здорового образа жизни детей. Для российского образования она является наиболее острой.
Нет необходимости ждать, пока специалисты разработают эффективные программы для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Можно нам, учителям, начать решать эту сложную и важную задачу уже сегодня на уроках «Окружающий мир».
На этих уроках необходимо приучить детей смотреть на мир добрыми, внимательными, отзывчивыми глазами человека, любящего природу, свою страну, свой народ. Прививая детям чувство доброты, мы получаем возможность воспитывать новое поколение людей.
При проведении уроков «Окружающий мир» задачей педагога является формирование социальных чувств и норм поведения, коллективных взаимоотношений детей, а также создание наилучших условий для развития индивидуальных способностей ребёнка.
При построении структуры урока я применяю следующие методы:
♦♦♦ групповая работа с детьми в режиме диалога с использованием устной и письменной речи;
♦♦♦ игра как разминка и способ развития познавательных процессов, кругозора;
♦♦♦ способ эмоционального реагирования на важные для ребёнка события, переживания, мысли;
♦♦♦ способ формирования социальных навыков;
♦♦♦ поощрение хорошей работы.
Необходимо помнить, что главная цель урока - работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Важно сформировать положительное отношение к самому себе, к другим людям, к окружающей среде.
Тема урока:
«Охрана животных и растений»1
Цель: Обобщить знания учащихся о значении животных и растений в жизни человека, учить бережному отношению к живому, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Оборудование: фотографии живой природы, запись голосов птиц.
Урок проходит в виде путешествия по лесу.
1. Сообщение темы урока:
Учитель : Сегодня мы с вами проведём путешествие в необычно красивую природную зону- лес. Кто может находиться в лесу?
Ответы детей.
Птицы, звери, лекарственные травы, браконьеры, грибы, насекомые.
1 Плешаков А.А. «ОКРУЖАЮЩИМ МИР». Мир вокруг нас. 3 класс. Учебник. В 2ч. -М.: Просвещение. 2002.
78
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Учитель: Как мы должны относиться к зверям и растениям?
(Ответы детей).
Учитель: Чтобы попасть в сказочный лес, мы должны решить задания, которые нам прислал лесной Царь.(Этап повторения домашнего задания).
- Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля).
- Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастают здоровые деревья).
- Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат и других животных? (Потому что их дом- лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю - они погибнут).
- Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится).
Учитель: Молодцы. А теперь мы будем путешествовать. Но нам необходимо знать несколько важных моментов. Например, ни одно путешествие не обходится без аптечки. Давайте подумаем, что мы положим в неё.
- Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину).
- Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, вороний глаз).
- Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник).
Учитель: А теперь давайте проведём физическую подготовку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Встали, руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(Кружатся на месте)
Учитель : Вот мы и пришли на лесную поляну. Слышите голоса? Кто это разговаривает? Да это же звери и растения! Они спорят. Им необходимо помочь.
Класс делится на несколько команд. Каждая команда принимает на себя определенную игровую роль: «сова», «лиса», «мышь», «медведь», «комар», «полевой цветок». В ходе игры команды жалуются друг на друга. Рассматриваются следующие жалобы:
На сов жалуются мыши: пернатые хищники нападают на них.
На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.
На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.
На медведей жалуются дикие пчёлы: медведи поедают их мёд.
Комары- на людей, рыб, лягушек, птиц(за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь.
Полевые цветы- на людей, травоядных животных, пчёл (за сбор нектара).
Команды должны за 2-3 минуты оправдать своё поведение.
Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать: кто от этого пострадает.
Учитель в процессе игры дополняет ответы учеников и подводит их к тому, что всё в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.
Учитель: А теперь давайте послушаем голоса птиц.
Ставится аудиозапись. В это время команды рисуют птиц, чьи голоса они слышат.
Учитель: Ребята, надеюсь, что все поняли одну простую истину: нам, людям, необходимо жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.
В заключение давайте составим «Правила друзей природы».
Ребята предлагают следующие пункты:
1. Находясь на природе не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
4. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
5. Не повреждай кору деревьев!
6. Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву!
Учитель: Сегодня мы с вами пришли к выводу: лес наш друг. Он сделал шаг навстречу нам. Пришло время сделать шаг навстречу лесу. Давайте беречь природу!
Это один из возможных сценариев урока, который поможет детям развить бережное отношение к окружающему миру и почувствовать психологический комфорт единения с природой.
Литература
1. Камакин О.Н. Игра, конкурсы, викторины в летнем лагере // Классный руководитель. 2007. № 4.
2. Плешаков А.А. Зелёный дом М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ».
2002.
3. Целоусова Т.Ю, Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. М., «ВАКО».
2004.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
79