Педагоги России против фашизма
Фоминова Елена Васильевна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №962 г. Москва
J ^
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ОСНОВ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
Л__________________________________________________г
Аннотация: В статье представлен сценарий интегрированного урока чтения и основ православной культуры, на котором дети знакомятся с житием преподобного Сергия Радонежского. Автор предлагает различные способы работы с учащимися по воспитанию любви к родной истории, литературе и культуре, а также формированию потребности в нравственном совершенствовании.
Ключевые слова: литературное чтение, жития святых, потребности в нравственном совершенствовании, работа над лексическим значением слов,_подведение итога урока.
Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Цель урока: выяснить, почему Сергия Радонежского причислили к лику святых.
Задачи урока:
Предметные:
- знакомство с новым литературным жанром «житие»;
- расширение словарного запаса;
- развитие навыков анализа чтения;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Личностные:
- развитие чувства преданности и любви к истории и культуре Родины;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, честность, бескорыстие, трудолюбие и милосердие.
Метапредметные:
- воспитание любви к родной истории, литературе и культуре;
- принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- умение анализировать литературные источники
Оборудование: презентация, карточки с незнакомыми словами, большая энциклопедия, учебники «Родная речь» авт. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.
Ходурока
Введение в тему.
На доске написано слово «ЖИТИЯ».
Учитель: Сегодня мы приступим к знакомству с новым жанром литературы - житие. Подумайте и предположите, о чем может повествовать житие.
Предположения детей.
- о жизни богатырей;
- о жизни известных людей;
- о жизни монахов;
- о жизни несуществующих героев.
После предположений обращаемся за толкованием слова к энциклопедии
Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния исторических лиц, причисленных к лику святых.
Учитель: Все ли слова этого определения вам понятны?
Работа над лексическим значением слов.
Дети называют непонятные им слова. Учитель вешает на отдельных карточках эти слова на доску в раздел «Словарь».
60
Эксперимент и инновации в школе 2014/5
ПедагогиРоссии иротввфошизма
СВЯТЫЕ ДЕЯНИЯ ЛИК
Рчотель предлагает записать значение слое «святые» в рабочую тетрадь.
Святые - это реально живущие люди, свято човвшиеьохринившие на деаевсичоаожония ере-стианской веры. Это особенные люди, любящие Бегр,отлющие нвсзчиБоием и люТьмт.
Учитель: Ребята, попробуйте, исходя из определе-нов,еиъ ььлкоиаиие неомиид «иояядя».
Ученики: Это: дела, поступки, действия.
Учитель: Обсудите в парах , что такое «ЛРК».
Ученики: Это: лицо, вид,изображение,облик
Этап открытия новых знаний.
Уеотсса: Сегодня мы с оомисоворыиыьутеые-ствие в далёкий 14 век, чтобы познакомимся с человеком, который зе свою »рьвченсю мизнь был возведен в лик святых нашей Земли русской.
Имя его - Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский
Учитель: Кто-нибудьизвасслышалэто имя?
Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего путешествия?
Ученики формулируют цель урока: выяснить, почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых..
Учитель: Давайте вспомним, что «житие» - это жизнеописание. А кто занимался жизнеописанием в те далёкие времена?
Ученики: Монахи, потому что они были самыми образованнымилюдьми.
Учитель: Правильно. А что о жизни Сергия Радонежского нам поведал монах Епифаний Премудрый.
Работа с текстом учебника.
Комбинированное чтение первой части на стр.25.
Выяснение значения непонятных слов.
Эти слова на отдельных карточках появляютеяв разделе «Словарь» на доске.
ПРЕПОДОБНЫЙ УГОДНИКИ ОБЕТ ИЕРЕЙ ЗНАМЕНИЕ.
Учитель: Попробуйте, пользуясь текстом, объяснить значения названныхелов.
Ученики:
Онподобный - праведный, святой.
Ььаме ние - знак, символ.
Угодники - в христианстве название некоторых с вятыь.
Обет я оОещьние, обязательство.
Иерей - священник в православной церкви.
Тчитель: Что вы рзнали, заеомнили,что вам пага-залось интересным или удивительным из прочитан-нотЕ
ЕЛыекко;
- я узнал о том, как звали родителей Сергия Радо-ннжскогн;
-какой еИет д ал и роииаали;
- что окрестили Варфоломея на сороковой день;
-ар- рводении книг омя ВврАалетеа;
- маленький Варфоломей в среду и в пятницу не брал грудь мамы и не пил коровьего молока, без еды оотивалсе ьесь деов.
Е) Самостоятельное иааагащее чтение второй части на стр. 26 -27 до слов «Однажды отеи....».
Приготовиться ответить на вопросы (вопросы напи-свны та аискяП:
КакзвалибратьевВарфоломея?
Как складывалось обучение чтению маленького Веафоеомье? Какиуиаета, псчяту?
Ответы на вопросы. Выборочное чтение.
Вяль ел лд ни^ж капикятйые слоааВ Сеогли се вы сать инс-иясненоаВ
Ученики: Это слово ОТРОК (подросток).
Учотсоь: Онега, га) крт-ккО у-вааса аатить -Пгал-тырь - была написана на старославянском языке.
Эксперимент и инновации в школе 2014/5
61
Педагоги России против фашизма
Название буквы не всегда совпадало с произношением.
Учитель: А было лн м Варфоломея мтнемле-ние учиться? (Да, Варфоломей часто молился Богу, гмвиея: «Госпади,,най мме в ыучитниуанюи этдлаучи Уе менел ве.збми меня.»)
Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 26. Как вы её полиммаиеИ
Ученики: Дети называют автора и название картины: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». -Суа я ол мезтнмню е изображен ию на аореинн, Вв-фй-ломею кто-то привиделся...
Учммйлм: Прмвиеьно, ребята. Автор этой картины -МтчтВаст ьевмл Нмсмервн.
Видение отроку Варфоломею
Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом он увидел старца, удивительного и неизвестного, подобного ангелу, молящегося. Варфоломей смиренно поклонился ему и стал ожидать, когда тот закончит молитву. Старец подозвал Варфоломея к себе, поцеловал его во имя Христа и спросил «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»......
- Ребята, как думаете, о чём попросил Варфоломей?
Да, ребята, мальчик сказал старцу: «Душа моя желает более всего знать грамоту. Я её не могу одолеть». Старец дал тремя пальцами Варфоломею кусок святой просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, знание большее, чем у братьев твоих и чем у сверстников твоих». Отрок поклонился старцу. Он был счастлив от такой встречи. Варфоломей пригласил старца в дом своих родителей.
Самостоятельное чтение про себя стр.28-29 до слов«ЭтотранееназванныйрабБожий.....».
Цель: уметь рассказать, что произошло в жизни Варфоломея.
Ученики: Господь даровал Варфоломею знание грамоты.
Учитель: Как вы думаете, ребята, кем же был старец? (посланникомБога).
Перед уходом из дома родителей он сказал им: «И вот второе знамение вам и предсказание - отрок Ваш будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».
В то время (14 век) народ Руси был подавлен нашествием и гнётом татаро-монголов, которые собирали с людей дань. И от этого многие бояре обнищали. В том числе и родители Варфоломея. Они решили выехать из деревни Ростовской и переселились в город Радонеж. Братья Стефан и Пётр жили отдельно со своими семьями. А Варфоломей был единственной опорой для своих родителей в годы их болезненной старости.
Чтение вслух сильными учениками. Прочитайте об этом на стр.31 со слов «Чудесный же юноша с радостью...» до конца текста.
Обсуждение прочитанного.
Учитель: О каком человеческом качестве Варфоломея говорят его поступки? (О любви к ближним).
Значения каких новых слов вы узнали? (Из словаря учебника: ПАНИХИДА и ЛИТУРГИЯ). Что они обозначают?
Ребята, хотите узнать, что же произошло после смерти родителей Варфоломея?
Заранее подготовленный 1-й ученик рассказывает о том, как Варфоломей решил уйти в Радонежские леса, чтоб не поддаваться искушениям.
Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем Господь посылает своим избранным людям испытания - иссушения, ведь преодолевать их очень трудно?
Ученики: Богзакаляет человека.
2- й ученик рассказывает о постриге Варфоломея под именем Сергий, о о монашеской жизни, о трудностях жизни в монастыре, о создании Троице-Серги-евой Лавры.
Ученики делают вывод, что Преподобный Сергий Радонежский совершал чудеса, которые по церковным канонам являются обязательным условием при-численияк ликусвятых.
3- й ученик рассказывает о роли Сергия Радонежского в подготовке к Куликовской битве, о благословении ДмитрияДонского.
Этап подведения итога урока
Учитель: Давайте вспомним цель урока. Вспомним значение слова «святые» и подтвердим фактами слова этого определения:
- этореальноживущиелюди....
- свято чтившие на деле._
- особенные люди...._
Ученики доказывают фактами из жизни Сергия Радонежского.
Учитель:Достиглимыцели урока?
Ученики: Да, потому что мы смогли найти факты, которые объясняют, почему Преподобного Сергия Радонежскогопричислиликликусвятых.
еб
Эксперимент и инновации в школе 2014/5
Педагоги России против фашизма
Учитель: Какими новыми словами пополнили вы свой словарный запас?
Ученики повторяют все слова в словаре на доске и словаре учебника:
ПСАЛТЫРЬ, СВЯТЫЕ, ДЕЯНИЯ, ЛИК, ПРОСФОРА, ОТРОК, ПРЕПОДОБНЫЙ, УГОДНИКИ, ОБЕТ, ИЕРЕЙ, ЗНАМЕНИЕ, ПАНИХИДА, ЛИТУРГИЯ
Учитель: Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответа, а хотели бы получить?
Ученики: (все вопросы учащихся учитель записывает на отдельных карточках и помещает на доске)
- Я хотел бы узнать, кто решает, кому какое имя дать при постриге.
- А я бы хотела узнать, почему надо крестить на сороковой день?
- Мне интересно, почему именно среда и пятница -постные дни.
- А кто решает, отнести к лику святых или нет? Учитель: Ребята, а зачем нам, людям 21 века,
таким самоуверенным и мало верящим, читать такого рода литературу - жития?
Ответы детей.
ВЫВОД: Примеры святых учат нас быть лучше. Существуют в мире ценности, которым мы с вами должны следовать.
Проект урока строился с учетом стратегических ориентиров, новых целей и ценностей образования [6,7,11,14], с учетом новых форм работы учителя с родителями и учениками [1,5,12,13], с учетом возрастных особенностей учащихся [4], теоретических основ формирования уроков духовно нравственной направленности [2,3,8,9,10,].
Литература
1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 33-36.
2. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.
3. Артюхова Е. С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 26-28.
4. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012 № 7; с.45-67
5. Гальковская И. В., Мордвина Н. Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 38-44.
6. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука 2012. № 4; с.3-15
7. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А., Давыдова Н. Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука 2011 № 9; с.3-17
8. Клепиков В. Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 5.С. 13-18.
9. Клепиков В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 44-50.
10. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011 № 2; с.3-15
11. Селюкова М. А., Сиденко Е. А. Целеполагание: тренинг для младших подростков. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.С.28-32.
12. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 65-77.
13. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8; с.5-14
14. Шаткарь Г. А. Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования (на примере преподавания географии). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 40-45.
Эксперимент и инновации в школе 2014/5
63