Научная статья на тему 'Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность)'

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1111
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ST. SERGIUS OF RADONEZH / 700 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО / 700TH ANNIVERSARY OF ST. SERGIUS OF RADONEZH / ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА / THE HOLY TRINITYST. SERGIUS LAVRA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Веретенников Макарий

В обзорной статье рассматривается роль преподобного Сергия и созданной им обители в исторической ретроспективе, в контексте истории России и Русской Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. SERGIUS, HEGUMEN OF RADONEZH, AND THE MONASTERY FOUNDED BY HIM (HISTORY, TRADITIONS AND PRESENT DAYS)

This review article examines the role of St. Sergius and the monastery founded by him from historical perspective, in the context of Russia and Russian Church history.

Текст научной работы на тему «Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность)»

Архимандрит Макарий (Веретенников)

преподобный сергий, игумен радонежский,

и созданный им монастырь (история,

традиции и современность)*

В обзорной статье рассматривается роль преподобного Сергия и созданной им обители в исторической ретроспективе, в контексте истории России и Русской Церкви.

Ключевые слова: преподобный Сергий Радонежский, 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Троице-Сергиева лавра.

После тяжелого разгрома монголо-татарского нашествия Русская земля начинает постепенно возрождаться: восстанавливаются города, селения, храмы, монастыри. Более интенсивно этот процесс шел в СевероВосточной Руси, где под защитой лесов быстрее возрождается государственная и церковная жизнь. Со временем Всероссийский митрополит избирает своим кафедральным городом Москву. Тем самым Русская Церковь активно содействовала Московским князьям в собирании и сплочении земель вокруг Москвы. Наконец наступило время, когда русские люди впервые вышли в открытое поле и нанесли поражение врагу.

Особую роль в возрождении общества и государства того времени сыграли монашеские обители. они основывались в глухих лесных чащах, в необжитой местности. Но со временем здесь селились ищущие монашеской жизни, а вокруг них — простые люди. Так возникал монастырь и посад вокруг него. Примерно за столетие, 1340-1440 годы, куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный русский историк В. О. Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного

* Статья представляет собой переработанную версию доклада, прочтенного на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях.

30

© архимандрит Макарий (Веретенников), 2014

состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы»1. Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет великий светильник нашей Церкви — преподобный Сергий, игумен Радонежский (+1392; пам. 25 сент.).

XIV век называют веком преподобного Сергия2, он насыщен крупными историческими событиями. Это было напряженное время, земля Русская подвергалась различным бедствиям, была разобщена, томилась под иноземным гнетом. Лучшие люди понимали, что отсутствие единения ослабляет Русь и делает её более легкой добычей для врага. Поэтому они прилагали все усилия, чтобы положить конец взаимной розни, ненависти и братоубийству, чтобы освободиться от золотоордынского ига. И преподобный Сергий «не пребыл равнодушен» к судьбе своего Отечества.

Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы, которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной литургии еще до своего рождения, будучи во утробе своей благочестивой матери. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, и младенец был крещен и назван в честь апостола Христова Варфоломеем (I в.; пам. 11 июня). В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в хотьковском Покровском монастыре, где и были погребены после кончины.

После ухода родителей в обитель преподобный Сергий с братом своим Стефаном поселился на горе Маковец. По благословению Всероссийского митрополита Феогноста (+1353; пам. 1 марта) преподобный Сергий основал храм в честь Живоначальной Троицы на горе Маковец, что стало началом прославленной обители3. Монашеский постриг преподобный принял от руки игумена Митрофана 7 октября 1337 года в

1 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Он же. Православие в России. М.: Мысль, 2000. С. 317.

2 Шевырев С. История русской словесности. Ч. 3: Столетия ХШ-е, ХГ^е и начало Х^го. М., 1858. С. 313.

3 Обзор трудов о преподобном Сергии и основанной им обители см.: Волков В. М. Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия (Историко-библио-графический очерк) // ЖМП. 1972. № 9. С. 72-74.

день памяти мучеников Сергия и Вакха, пострадавших в Римской империи в диоклетианово гонение. Таким образом, 1337 год является датой основания Троицкого монастыря.

троицкая обитель постепенно росла, увеличивалось число иноков в ней. Посвящение преподобного в сан иеромонаха и возведение его в игумены позднее совершил находившийся в Переяславле-Залесском Владимиро-Волынский епископ Афанасий, поскольку святитель Алексий в то время находился в Константинополе, где он был возведен в сан митрополита4.

Преподобный Сергий в стяжании добродетелей прошел горнило борьбы со страстями, вражескими кознями и наветами. Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: он извел источник ключевой воды, исцелял больных. Ему самому были чудесные явления. Однажды он видел множество птиц и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число его учеников. Ему явилась Пречистая Дева с апостолами Петром и Иоанном.

Особая страница — это отношения преподобного Сергия с благоверным князем Димитрием Московским ^1389; пам. 19 мая). Своими молитвенными подвигами он, прежде всего, содействовал единению Руси, которая духовно крепла, набирая силы для борьбы с врагом. Из жития преподобного Сергия мы знаем о его особом почитании Жи-воначальной Троицы, взиранием на Которую побеждался страх розни мира сего. Это он благословил князя Димитрия Донского в 1380 году на Куликовскую битву и дал ему двух своих иноков, послав их на ратный подвиг. Судьба Русской земли решалась не только на Куликовом поле, но и в тихой келье Троицкого игумена, где он возносил усердные молитвы в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и поименно называл павших в битве русские воинов.

Позднее он крестит младенца-княжича Юрия в Переяславле. Так закладывается традиция крещения великокняжеских детей в последующее время Троицкими настоятелями, а иногда и в самой Троицкой обители. В мае 1389 г. в качестве духовника преподобный Сергий свидетельствует духовную грамоту тяжело заболевшего князя Димитрия:

4 Свирелин А., свящ. Посвящение преподобного Сергия во пресвитера и игумена в Переславле-Залесском (Историческая справка) // Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2002. Вып. 2. С. 10-15.

«А писал есмь сю грамоту перед своими о(т)цы: перед игуме[ном] перед Сергием, перед игуменом перед Савастианом»5. В составленной грамоте Великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и тем самым устанавливался важный принцип единодержавия на Руси. Таким образом, преподобный Сергий Радонежский освятил своим авторитетом зарождение Московской государственности, складывавшейся в процессе преодоления внутренних проблем в государстве и в острейшей борьбе с внешней угрозой. Затем Радонежский игумен участвовал в отпевании героя Куликовской битвы — благоверного князя Димитрия Донского.

С самого основания Радонежской обители слава о молитвенных подвигах преподобного Сергия постепенно распространяется не только в Московской Руси, но он становится известным и в Константинополе. Еще ранее патриарх Филофей (1354-1355; 1362-1376) присылает преподобному крест, параманд и схиму в благословение на новые подвиги. В грамоте ему преподавалось благословение на введение общежительного устава в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение также и у святителя Московского Алексия. Позднее митрополит Киприан (+1406; пам. 16 сент.) в ответах старцу Афанасию Высоцкому (+1385: пам. 12 сент.) обосновал важность общежительного монастырского уклада6.

«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши» (Пс 17. 26-27) — говорит пророк Давид. Деятельность духоносного подвижника связана со множеством святых угодников. В актовой речи в связи с 500-летием кончины преподобного Сергия В. О. Ключевский говорит о духовной дружбе митрополита Московского Алексия (1378; пам. 12 февр.), Пермского епископа Стефана (+1396; пам. 26 апр.) и преподобного Сергия Радонежского: «.в начале 40-х годов XIV века свершились три знаменательные события: из Московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще

5 Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950. С. 36.

6 См.: Русская историческая библиотека. Изд. 2. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270. При публикации данный памятник отнесен издателем к 1390-1405 годам, но такая датировка вызывает возражения (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 48-49. Прим. 40).

скрывавшийся там 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу... поставил маленькую деревянную келию с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив двух остальных. Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской земли. Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником. Припомним задушевный рассказ в житии преподобного Сергия о проезде св. Стефана Пермского мимо Сергиева монастыря, когда оба друга на расстоянии 10 с лишком верст обменялись братскими поклонами.

Все три святых мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело — укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV века. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси митрополитом Петром»7.

Монастырская жизнь того времени переживает на Руси духовный подъем. С момента возвращения митрополита Алексия из Константинополя и введения общежительного устава в Троице-Сергиевом монастыре в Северо-Восточной Руси начинается быстрое распространение монастырей-общежитий. Подобно Византии и Балканам, на Руси появляются иноки-«молчальники», т. е. монахи-исихасты. «В России иси-хазм оказывал воздействие главным образом через Афон. Центром новых мистических настроений стал Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский „Божественныя сладости безмолвиа въкусив"»8. Таким образом, исихазм, явившийся предметом дискуссии в Византии в XIV веке, становится основой монашеского делания на Руси.

Великий Радонежский подвижник стремился к устроению монашеских обителей при каждом возможном случае. Осенью 1385 г., в Фи-

7 Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия. С. 311-312.

8 Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Т. 1: Развитие русской литературы X-XVII веков. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987. С. 124.

липпов пост преподобный по просьбе Великого князя Димитрия ездил в Рязань, где «укротил» князя Олега Ивановича ^1402) и содействовал заключению «вечного мира» между Москвой и Рязанью. На обратном пути из Рязани в великокняжеской Коломне подвижник основывает Голутвинский Богоявленский монастырь и благословляет на игуменство в нем своего ученика старца григория.

Летом 1374 года он помогает князю Владимиру Андреевичу (^1410) основать в Серпухове Высоцкий монастырь, куда он благословляет на игуменство своего ученика — старца Афанасия. Во время своего путешествия в Серпухов или Рязань преподобный Сергий посетил Венев-ский Никольский монастырь и подарил тамошнему подвижнику Петру посох и напрестольный крест; известна тропинка, «по которой он шел» в монастырь9.

Поучительна история создания монастыря на родине преподобного Сергия. Новгородцы Феодор и Павел поселились на реке устье под Ростовом. В 1363 году в Ростов с миротворческой целью прибыл преподобный Сергий. К нему обратились подвижники за благословением на основание обители. Преподобный сам выбрал место для основания. Так был основан Борисоглебский монастырь10.

Ближайшими учениками преподобного Сергия в Троицкой обители были преподобные Никон ^1426; пам. 17 нояб.) и Михей ^1385; пам. 6 мая). Ученики-сподвижники Радонежского святого создавали монастыри: преподобный Андроник ^1395; пам. 13 июня) был первым настоятелем в Спасо-Андрониковой обители. Во время одного из посещений Спасо-Андрониковского монастыря, основанного святителем Алексием, на месте прощания преподобных Сергия и Андроника позднее была построена часовня-«проща».

Племянник преподобного Сергия, Феодор, основал Симонов монастырь, преподобный Савва Сторожевский ^1407; пам. 3 дек.) — обитель Рождества Пресвятой Богородицы под Звенигородом; преподобный Мефодий ^1393; пам. 4 июня) основал под Дмитровом Николо-Песношский монастырь. Каждый такой монастырь был рассадником

9 Коновалова Е. В. Венев монастырь. В отдаленной древности среди мрачных лесов. Тула, 2012. С. 15.

10 Аверьянов К. А. Из ранней истории Ростовского Борисоглебского монастыря // История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 180-189. См. также: Повесть о Борисоглебском монастыре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875. С. 4.

духовного просвещения и традиций преподобного Сергия. Писатель Б. К. Зайцев писал, что преподобный «Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Если келии лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его. И куда бы из Москвы в окрестности ни двинуться — всюду следы Сергия»11.

некоторые из современников преподобного, общавшиеся с ним, называются его «собеседниками». К числу таких относятся преподобный Димитрий Прилуцкий (+1392; пам. 11 февр.), преподобный Евфи-мий Суздальский (+1404; пам. 1 апр.). Преподобный Стефан Махрищ-ский (+1406; пам. 14 июля) — духовный друг, собеседник преподобного Сергия, он постригал в Москве преподобного Кирилла Белозерского (+1427; пам. 9 июня). Преподобный Сергий, приходя в Симонов монастырь, почасту и помногу беседовал с преподобным Кириллом Белозерским. Кирилло-Белозерский монастырь стал рассадником духовного просвещения на севере нашей страны.

В службе преподобного Сергия Обнорского (+1412; пам. 7 окт.) неоднократно подчеркивается его следование стопам преподобного Сергия Радонежского12: «Святую Гору оставив, преселился в страну Богопросве-щенную, идеже обрете великаго светильника преподобнаго Сергия, емуже и последова»13. Постриженником преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галичский (+1375; пам. 20 июля). Особое понимание духовного наследия преподобного Сергия заключается в том, что существует не только понятие «ученики преподобного», но и «ученики его учеников».

За полгода до своей кончины преподобный вручил игуменство своему ученику, преподобному Никону (+1426; пам. 17 нояб.), а сам предался усиленной молитве. В последний раз он призвал братию и обратился к ним со словами назидания-завещания: «Внимайте себе, братие, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Перед своей кончиной преподобный повелел братии похоронить себя на общем братском кладбище. Скончался преподобный Сергий

11 Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Преподобный Сергий Радонежский. Сб. / сост. А. Т. Соколова. М., 1996. С. 174.

12 Минея октябрь. М., 2007. С. 187, 200.

13 Там же. С. 186-187.

25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет. Однако митрополит Киприан благословил погребсти останки первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном слове старца Епифания Премудрого говорится, что митрополит Киприан, «порасмотрив и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть»14.

«Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Xристовы, относится к числу святых угодников, в душе которых "сотворила обитель'' Святая Троица, он сам сделался "обителью Святой Троицы'' и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней»15. Преподобный Сергий жил в эпоху, когда богословское учение о Святой Троице получило развитие в Церкви в трудах подвижников-исихастов, наиболее известным из которых был святитель Солунский григорий (Пала-ма; +1357; пам. 14 нояб.). Духовным символом собирания Русской земли, преодоления человеческой розни стал храм в честь Живоначальной Троицы, воздвигнутый преподобным Сергием. Исторически начало почитания Святой Троицы на Руси связано с именем княгини Ольги (+969; пам. 11 июля). Особую страницу в прославлении Живоначальной Троицы на Руси явил преподобный Сергий.

Богата история Троицкой обители преподобного Сергия в последующее время. В начале XV века она пережила разорение. Во время нашествия на Русь в 1408 году ордынского эмира Едигея она была разорена. Но перед этим преемнику преподобного Сергия преподобному Никону Радонежскому явился основатель обители «со двема архиерее-ма с Петром с новым чюдотворцом и Алексе(е)м» и утешил, предсказав её последующее возрождение16. Братия, покинув монастырь, сберегли вещи преподобного, до наших дней сохранились: деревянный потир и чаша, иерейская фелонь, крест патриарха Филофея и две келейные иконы — Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Возродилась и Тро-

14 Клосс Б. м. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 279; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епи-фанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарь-иным в переводе на русский язык. М., 1997. С. 257.

15 Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 523-524.

16 ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. Вып. 2. Стб. 33; ПСРЛ. М., 2005. Т. 20. С. 227; Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 1: Ноябрь, дни 16-22. М., 1914. Стб. 2903-2904.

ицкая обитель, 25 сентября 1411 года был освящен вновь воздвигнутый Троицкий храм17.

В Троицкой обители трудился замечательный представитель особого литературного стиля, «плетения словес» — агиограф старец Епи-фаний Премудрый (+1419)18. Первым трудом о преподобном Сергии, как предполагается, явилось Похвальное слово «великому старцу», которое старец Епифаний Премудрый написал к 25 сентября 1412 года, дню памяти основателя обители и 20-летней годовщины его преставления19. Приступая в 1418 году к жизнеописанию первого Троицкого игумена, инок Епифаний Премудрый пишет, что он имел «у себе за 20 лет при-готованы таковаго списания свитки, в них же беяху написаны некыа главизны, еже о житии старцеве памяти ради: ова убо в свитках, ова же в тетратех...»20

Текст жития донес до нас образ смиренного подвижника, неле-ностного молитвенника, благодатного игумена, радетеля о благе земли Русской. Его житие было написано в результате большой работы, проделанной автором, были собраны устные свидетельства очевидцев, которые чаще всего не имеют точной хронологической привязки. Многие из записей являются личными воспоминаниями автора. Старец Епифаний в 1406-1410 годах написал также житие и духовного друга преподобного — святителя Стефана Пермского21.

Тридцать лет спустя после кончины преподобного, в 1422 году, при игумене Никоне началось строительство нового каменного Троицкого собора и при этом произошло открытие мощей основателя обители. Преподобный Андрей иконописец (XV в.; пам. 4 июля) написал для

17 Бобров А. Г. Новгородские летописи XV века. СПб., 2001. С. 113.

18 О дате кончины подвижника-писателя см.: Аверьянов К. А. Из биографии Епифания Премудрого // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2008. Вып. 17. С. 55. В некоторых святцах встречается память старца Епифания: 12 мая (день памяти святого Епифания Кипрского), или 14 июня (Аверьянов К. А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского // Славянский альманах. 2010. М., 2011. С. 38).

19 Существует другая точка зрения: Похвальное слово преподобному Сергию было написано старцем Епифанием Премудрым после жития (Духанина А. В. История создания Похвального слова Сергию Радонежскому в свете лингвистических данных // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2009. № 1 (35). С. 74).

20 Клосс Б. м. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 286.

21 Там же. С. 98.

новопостроенного собора образ Живоначальной Троицы, выразив, таким образом, в красках учение преподобного Сергия о Живоначальной Троице. Рублевская Троица — поистине ныне самая известная во всем мире православная икона. Безмолвная беседа ангелов — основная тема рублевской «Троицы»22.

Богослов XX века отец Павел Флоренский пишет: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого без-мирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, „свышний мир" Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних»23. Икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея иконописца, как и храмы, носящие Божественное имя, должны восприниматься «как начало непрерывной цепи вещественных памятников на Руси в память величайшей богословской идеи — таинства любви во Святой Троице, призывающей к подобному объединению всех людей: „Да вси едино будут" (Ин 17. 21)»24.

Преподобный Сергий не оставил после себя письменных поучений, богословских творений, грамот и посланий, но его подвиг позволяет говорить, что его можно выразить словами богослужебного текста на праздник Живоначальной Троицы: «Егда снизшед, языки слия, раз-деляше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа»25. К этому можно присовокупить смысл и содержание первого Страстного Евангелия на утрене Великого Пятка, тема которого — «любовь и единство христиан по образу Божественной любви и единства Бога Отца и Бога Сына»26.

Почитание преподобного Сергия в Троицкой обители началось сразу после его блаженной кончины27. Его прославление как общерусского

22 Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Т. 1. С. 124.

23 Цит. по: Андроник (Трубачев), игум. Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников // Богословские труды. М., 1989. Сб. 29. С. 227.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 72.

святого произошло на Соборе, избравшем первого автокефального митрополита, святителя Иону в декабре 1448 года. Настоятелем в Троицкой обители в это время был игумен Мартиниан, который позднее подвизался в Ферапонтовом монастыре (+1483; пам. 12 янв.). «Вместе с Великим князем Василием Темным митрополит Иона с сонмом русского духовенства, с игуменом Мартинианом с братией Троицкого монастыря, при стечении, надо думать, огромного числа народа, славили своего молитвенника и чудотворца прп. Сергия и поклонялись его святым мощам»28.

Общерусское прославление преподобного Сергия — одно из первых деяний первого автокефального митрополита Ионы. К этому торжеству иеромонах Пахомий Серб создал третью редакцию жития Радонежского подвижника, добавив описания чудес, совершившихся у его мощей в 40-х годах XV века, очевидцем которых он был29. Таким образом, агиографические труды Троицкого старца Епифания продолжил затем пришедший с Афона иеромонах Пахомий. В третьей редакции жития преподобного повествование о преставлении дополнено Похвалой святому Сергию, выписанной из жития преподобного Афанасия Афонского, описано обретение мощей в 1422 году и говорится о посмертных чудесах святого. В княжеских грамотах 1448 года в лике великих чудотворцев уже называется имя преподобного Сергия30.

Третья редакция жития святого, созданная иеромонахом Пахо-мием Логофетом, стала источником при составлении последующих редакций. В 40-х годах XVII века келарь Троицкой обители старец Симон (Азарьин) написал новую редакцию жития преподобного Сергия. Он максимально собрал письменные источники XV-XVII веков о жизни и чудесах преподобного Сергия. Его труд в 1646 году был издан Московским печатным двором. В житии были отмечены первые визиты Вселенских патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского в 1586 и 1589 годах: «Первое бысть во Святей Росии и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и патриаршества саном

28 Сизова Е. А. Память о преподобном Мартиниане Белозерском. М., 2010. С. 89.

29 Аверьянов К. А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского. С. 44. В последнее время стал известен самый древний список жития преподобного Сергия, переписанный иеромонахом Пахомием Сербом в 40-е годы XV века (Шибаев м. А. Авторский вариант жития Сергия Радонежского // ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 290-310).

30 Аверьянов К. А. Хронология редакций жития Сергия Радонежского. С. 43.

украсил престол Росийский, поставил на Москве в патриархи Преосвя-щеннаго митрополита Иова»31.

Иеромонах Пахомий Логофет также составил службу преподобному, используя при этом тексты других служб32. В конце XV века Троицким иноком Сергием Старым была написана молитва преподобному Сергию Радонежскому33. В XVII веке по повелению царевны Софии Алексеевны «монахом недостойным грешным Сильвестром Медведевым» в 1689 году был написан акафист преподобному Сергию, — очевидно, когда он пребывал в Троицком монастыре. Писались акафисты преподобному Сергию в последующее время и другими авторами, но в богослужебной практике сохранился только один, имеющий припев: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче»34.

Инок Сергий (Шелонин), подвизавшийся в середине XVII века в Соловецком монастыре, написал канон всем русским святым. 2-й тропарь 6-й песни канона посвящен Радонежскому подвижнику: «Светло да похвалится, яко светилом светилник, преславный воистину Сергие, иже трикратным проглашением во чреве матерни прославив Святую Троицу и чистым житием своим просвети всю подсолнечную, и чюдесы своими озаряя вселенныя концы»35.

На протяжении веков преподобный Сергий, как и при жизни, остается верным заступником в трудных для России обстоятельствах. В 1438-1439 годах в Италии проходил Ферраро-Флорентийский Собор, на котором была провозглашена уния Православной Церкви с Римом. До-

31 Предисловие Троицкого келаря Симона Азарьина к сказанию о новопроявленных чудесах преп. Сергия // Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1851. Кн. 10. С. 3; Клосс Б. м. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 459-460.

32 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 220 08. С. 103.

33 Буланин Д. м. Сергий Старый // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 321.

34 Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань, 1903. С. 105-109.

35 Сергий (Шелонин), инок. Канон всем русским святым // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2002. № 2 (32). С. 172. Ср.: Он же. Похвальное слово русским преподобным // Там же. М., 2001. № 2 (28). С. 166.

кумент об унии был подписан в день памяти обретения святых мощей Радонежского угодника. Священник Симеон с тверским послом Фомой, входившие в русскую делегацию, убежали затем из Италии на Русь. По пути ему было укрепляющее видение преподобного Сергия, который назвался «Сергием Маковским». Так в лице преподобного Сергия на Руси определилось отношение к унии с католиками. В этом, 2014 году исполняется 575 лет Флорентийской унии.

Но чаще Радонежский игумен становился защитником Русской земли во время военных бедствий. В 1521 году во время нашествия Крымского хана, согласно видению слепой инокине Вознесенского монастыря в Кремле, преподобный Сергий умолил вместе с преподобным Варлаамом Хутынским Московских святителей не износить Владимирскую икону Богоматери из Кремля и тем самым не лишать Москву Её заступничества во время крымского нашествия36. Преподобный Сергий явился первому Русскому царю царю Иоанну Грозному, указав место для основания Свияжска. Незадолго до покорения Казани в 1552 году на стенах Казани видели преподобного Сергия. Это было воспринято как скорое начало христианства в мусульманском крае37.

В XVI веке произошло возвышение Троицкой обители, которая становится первым по статусу монастырем Русской Церкви. В 1561 году в обители преподобного Сергия учреждается архимандрития, и ее первым архимандритом стал старец Елевферий (1561-1564). Перед этим Троицкий келарь старец Адриан (Ангелов) написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой он просил порадеть о монастыре, являющемся ему славой, проявить усердие о монастыре, который посетила Сама Пречистая Дева38. Возведя Троицкого настоятеля в сан архимандрита, митрополит Московский Макарий (+1563; пам. 30 дек.), просветитель земли Русской, дал ему Соборную грамоту39.

36 макарий (Веретенников), архим. Повести, написанные по благословению святителя Макария, митрополита Московского // Альфа и Омега. М., 2001. № 2 (28). С. 126-127; Он же. О Церкви земной и Церкви Небесной. М., 2006. С. 235-236.

37 Андроник (Трубачев), игумен. Русская духовность в жизни преподобного Сергия. С. 235.

38 макарий (Веретенников), архим. О Церкви земной и Церкви Небесной. С. 413-421.

39 макарий (Веретенников), архим. Всероссийский митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского // Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 361-368.

В 1585 году митрополит Дионисий освятил заложенный при царе Иоанне Грозном Успенский собор в Троицком монастыре и совершил переложение святых мощей преподобного Сергия в Троицком соборе. В Александро-Невской летописи читаем: «Лета 7093-го, июля в 25 день, зделана бысть рака преподобнаго чюдотворца Сергия <...> иже бе начата делати повелением <...> царя <...> Ивана Васильевича <...> лета 7064-го»40. В надписи на раке говорится о начале её создания при царе Иоанне Васильевиче: «и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и Великаго князя Феодора Ивановича, всея Росии самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства его»41. В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена служба этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот день42.

В тяжелое Смутное время обитель преподобного Сергия явилась столпом русской государственности, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов. В эти тяжелые дни преподобный Сергий неоднократно являлся Троицкому архимандриту Иоасафу43. А нижегородский житель Козьма Минин, получив во сне благословение преподобного, стал собирать всенародное ополчение, которое освободило затем Москву от поляков. Своим явлением преподобный Сергий возвестил греческому иерарху, архиепископу Элассонскому, находившемуся в Кремле, оккупированном поляками, что на следующий день Кремль будет освобожден44.

40 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 218. Можно говорить о большой государственной программе прославления русских святых, которая заключалась в изготовлении рак для мощей целого сонма отечественных подвижников: «Повелением благочестиваго царя. Феодора Ивановича. и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 199).

41 Леонид, архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 13.

42 макарий (Веретенников), архим. Преподобный Сергий, игумен Радонежский // Альфа и Омега. М., 2009. № 2 (55). С. 156-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 макарий (Веретенников), архим. Из истории осады Троице-Сергиевой лавры. Подвиг архимандрита Иоасафа. Троице-Сергиева лавра, 2008.

44 Чугреева Н. Н. О трех чудотворных иконах «Богоматери Казанской» в связи с пребыванием в России архиепископа Арсения Элассонского // Арсений Элассонский —

Заключенное с поляками в 1618 году Деулинское перемирие явилось плодом усердных молитв к преподобному Сергию. Затем в селе Де-улино, недалеко от Троицкой обители, где было заключено перемирие, по повелению царя Михаила (+1645) и благословению патриарха Филарета (+1633) был построен обетный храм во имя преподобного Сергия. Это была благодарность преподобному Сергию за успех в переговорах, «которого послам удалось добиться только после нескольких встреч с поляками»45. Xрам был освящен Троицким архимандритом преподобным Дионисием (+1633; пам. 12 мая). Перемирие было необходимо, чтобы русский народ мог отойти от ужасов долгой Смуты.

В 1654 году царь Алексей Михайлович брал с собой в военный поход против Речи Посполитой икону «Явление Богоматери преподобному», написанную троицким иконописцем келарем старцем Евстафием (Головкиным) на доске от гробницы преподобного. Известен образ преподобного Сергия ярославской школы XVII века, созданный к 300-летию Куликовской битвы46, где в нижней части запечатлено великое событие русской истории — Мамаево побоище. В 1678 году во время наступления турок на Чигирин оборонявшимся казакам было явление на воздухе преподобного Сергия, благодаря чему была одержана победа над наступающими47.

Основанный в середине XIV века Троице-Сергиев монастырь вскоре становится центром книжности в Московской Руси. Уже при самом основателе лавры игумене Сергии Радонежском и его ближайшем преемнике преподобном Никоне было положено начало монастырской библиотеке. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий (+1515; пам. 9 сент.),

архиепископ Суздальский. Владимир, 2008. С. 84-85.

45 Тарабарина Ю. В. Победа над королевичем Владиславом 1 октября 1618 г. и мемориальное строительство 1620-х гг. // Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 100-108.

46 маточкин В. Л. Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве. Самара, 2006. С. 23.

47 Грябянка Г. Действия презельной и от начала поляков кровавшой небывалой брани Богдана Xмелницкого, гетмана запорожского, с поляки, за найяснейших королей Полских Владислава, потом и Каземира, в року 1648, отправоватися начатой и за лет десять до смерти Xмелницкого неоконченной, з розных летописцов и из диариуша, на той войне писанного, в граде Гадячу трудом Григория Грябянки, собранная и самобит-них старожилов сведительстви утвержденная року 1710. Киев, 1854. С. 397.

свидетельствует, что из-за бедности в Троицком монастыре преподобный Сергий и его ученики первоначально писали книги не на пергамене, а «на берестах»48. Таково было начало книгописания в Троицкой обители, со временем ставшей одним из крупнейших и знаменитейших центров книжности и духовного просвещения в Русской Церкви. К XVII веку она превращается в «многобогатную Божественных писаний книгохранительницу», насчитывавшую согласно описи 1641 года 1097 книг. Многие книги из библиотеки Троицкой обители были созданы в самом монастыре, сохранив на полях рукописей записи-пометы монастырских писцов о заказчиках и владельцах. В них содержатся краткие Летописцы и другие произведения местного происхождения, богослужебные и патериковые тексты, творения святых отцов. В Опись Троице-Сергиевой лавры 1641-1643 годов занесены данные о хранении в её библиотеке среди книг «свертков на деревце», принадлежавших, наряду с церковными рукописями на харатье, преподобному Сергию Радонежскому и представляющих собой, очевидно, навитые на деревянные палки свитки из бересты или бумаги. Таким образом, мы встречаемся с историческим свидетельством об использовании на Руси в качестве писчего материала бересты. «К 200-летию кончины преподобного Сергия, 1592 году, было создано Лицевое житие святого. Рукопись иллюстрирует более 600 миниатюр, представляющих большую историческую и художественную ценность»49. В настоящее время рукопись переиздана факсимильно.

Под кровом преподобного Сергия возрастало богословское образование на Руси. В 1742 году в обители преподобного Сергия была учреждена Троицкая семинария50. В 1814 году после наполеонова нашествия Славяно-греко-латинская академия была переведена из Москвы в лавру и в результате её слияния с семинарией была преобразована в Московскую духовную академию51.

48 Иосиф Волоцкий. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о св. отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // ЧОИДР. 1847. № 7. С. 4; То же //Альфа и Омега. М., 2000. № 2 (24). С. 136-145.

49 маточкин В. Л. Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве. С. 26. См.: Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI века собрания Троице-Сергиевой лавры. М., 1997.

50 Смирнов С. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867.

51 Смирнов С. История Московской духовной академии до её преобразования

С 1744 года обитель преподобного Сергия, согласно указа императрицы Елизаветы Петровны (+1761), начинает именоваться лаврой. С конца XVIII века, начиная со времени митрополита Платона (Левши-на; +1812), и поныне Московский иерарх является священноархиман-дритом Троице-Сергиевой лавры.

Обитель преподобного Сергия стала местом упокоения множества русских людей, стремившихся быть погребенными в намоленном и святом месте. В ней нашли место упокоения четыре Предстоятеля Русской Церкви: митрополиты Феодосий (1461-1464; +1475) и Иоа-саф (1539-1542; +1555)52; в XX веке в крипте лаврского Успенского собора были погребены патриархи Алексий I (+1970) и Пимен (+1990). В самом Успенском соборе погребены историк-митрополит Макарий (Булгаков; +1882) и архиепископ Августин (Виноградов; +1819), благословивший в 1814 году перевод Московской духовной академии в Тро-ице-Сергиеву лавру.

Троице-Сергиева лавра и её архитектурный ансамбль — это целая история русской архитектуры XV-XIX веков, где каждый век, начиная с XV, представлен интересным архитектурным памятником. Монастыри традиционно сравнивались и сравниваются с духовным садом (вертоградом), в котором возрастали райские плоды — святые подвижники, собеседники ангелов. В монастырях разводились сады и цветники53. И ныне это явление-красота характерно для Троице-Сергиевой лавры.

В 1892 году было отмечено 500-летие со дня преставления преподобного Сергия, был совершен крестный ход из Москвы в лавру, вышел ряд изданий, посвященных Радонежскому угоднику.

В XX веке, известном своими потрясениями, Троице-Сергиева лавра не избежала грозных событий. 10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял решение о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. В ночь с 2 на 3 ноября из лавры была выселена братия, и обитель «оказалась без охраны»54. 20 апреля 1920 года был подписан «Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Серги-

(1814-1870). М., 1879.

52 макарий (Веретенников), архим. Святительские надгробные плиты // Альфа и Омега. М., 2006. № 1 (45). С. 308-313.

53 См.: Черный В. Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. М., 2010.

54 Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры. С. 38.

евой лавры», подписанный председателем Совета народных комиссаров

B. Ульяновым55. Издание данного декрета в действительности явилось промыслительной «победой, а не поражением Церкви. Монастыри были тогда обречены на закрытие, и в действительности вопрос стоял не о том, удастся ли отстоять их как действующие, а о том, будут ли они отданы на разграбление местной и центральной власти, или их удастся сохранить как выдающиеся памятники культуры до тех времен, когда милостию Бо-жиею святыни церковные вновь наполнятся насельниками»56.

Возрождение обители преподобного Сергия произошло в 1946 г. при патриархе Алексии I, который обращался во властные структуры с просьбой о передаче Церкви мощей преподобного Сергия57. Начинал возрождать лавру в 1946 году архимандрит Гурий (Егоров), её первый наместник после открытия58. Среди последующих лаврских наместников можно назвать архимандрита Пимена (Извекова; 1954-1957), который затем был патриархом (1971-+1990). В лавре проходили важные события в жизни Русской Церкви: международные конференции, хиротонии архиереев, торжественные богослужения, Соборы, канонизация святых.

В 1981 году при патриархе Пимене было учреждено празднование в честь Собора Радонежских святых59. Икона Собора Радонежских святых была написана монахиней Иулианией (Соколовой; + 1981). «Включающий в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости»60.

В рамках празднования юбилея 600-летия со дня кончины преподобного Сергия в 1992 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви были прославлены родители преподобного Сергия — преподобные Ки-

55 Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры. С. 96-97.

56 Там же. С. 98-99.

57 Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945-1953 гг. М., 2009. Т. 1. С. 68.

58 макарий (Веретенников), архим. Первый наместник возрожденной лавры // Альфа и Омега. М., 2001. № 1 (27). С. 116-124.

59 См. также: Евлогий, архим. Собор Радонежских святых — престольный праздник Сергиевой лавры // ЖМП. 1981. № 10. С. 17-19.

60 Андроник (Трубачев), игум. Русская духовность в жизни преподобного Сергия.

C. 233.

рилл и Мария (+ок. 1337; пам. 18 янв.). В службе они прославляются как благочестивые родители, воспитатели благоговейных чад: «В подвизе родительстем добре трудившеся, святии, в немже и чада ваша, Петра, Стефана и Варфоломея избраннейшаго, в ревностнем служении Триединому Богу и Пречистей Божией Матери воспитасте»61; «Днесь, вер-нии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, Отечество наше в правоверии утвердити»62.

Сродником преподобного Сергия был преподобный Никита Костромской, акафист которому был составлен несколько лет назад Синодальной литургической комиссией. Ныне вкупе с Ростовским архиепископом Феодором (+1394; пам. 28 нояб.)63, племянником преподобного, они составляют целый семейный лик святых, три поколения подвижников одного рода. В службе Ростовскому святителю говорится: «Кроток и незлобив явился, святителю Феодоре, в целости подобяся нравом сродника твоего преподобнаго Сергия, сего ради вкупе с ним наследовал еси кротких землю»64. В икосе Церковь прославляет его, как «от юнаго возраста иго Xристово на рамо вземшаго и в пустыни Радонежской у великаго Сергия подвигом молитвенным научившагося»65. Иерарх начинал свои подвиги под руководством дяди: «.в пустыни Радонежской у великаго Сергия подвигом молитвенным научившагося, град Москву устроением обители иноческия украсившаго»66.

Литургическая память преподобного Сергия в основанной им обители совершается в день его блаженной кончины 25 сентября (служба с малой вечерней)67, в день открытия его святых мощей 5 июля68, в день его монашеского пострига-именин, которые приходятся на день памяти

61 Славник стиховны // Минея дополнительная. М., 2005. С. 38.

62 Кондак // Минея дополнительная. С. 48.

63 Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского, чудотворца. Ярославль, 1874.

64 Стихира на литии // Минея ноябрь. М., 2002. Ч. 2. С. 490-491.

65 Икос // Там же. С. 497.

66 Минея ноябрь. М., 2008. Ч. 2. С. 497.

67 Минея сентябрь. М., 2003. С. 698-722.

68 Минея июль. М., 1988. Ч. 1. С. 285-309.

мучеников Сергия и Вакха (+290-303; пам. 7 окт.), а также празднование явления Пречистой Девы преподобному Сергию (пам. 24 авг.)69. Наряду с этими службами в древности совершалась служба, посвященная переложению его святых мощей митрополитом Дионисием при царе Фео-доре Иоанновиче. 16 мая по новому стилю в возрожденном ныне Тро-ице-Варницком монастыре под Ростовом Великим празднуется память рождения преподобного Сергия. В этот день в обители творится служба преподобному Сергию, «которую положено совершать в день его преставления или в день обретения его святых мощей, т. к. не составлена специальная служба в день его рождения»70.

Святитель Филарет Московский (+1867; пам. 19 нояб.), выдающийся иерарх-богослов Русской Церкви XIX века, в одной из своих проповедей говорил о лавре, что «в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современни-ческого благочестия; люблю чин твоих богослужений, и ныне с непосредственным благословением преподобного Сергия совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было Россия; знаю, что и лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божиею благодатию, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыни, и еще обитает в нем и в его мощах, в его лавре»71.

Преподобный Сергий — ревнитель о благе Отечества нашего, великий печальник и молитвенник за него пред Богом. Радонежский угодник Божий — верный сын земли родной, её небесный гражданин и возбранный воевода, который при жизни и еще более по своем блаженном успении всегда вставал на защиту Руси Святой. В истории его образ предстает в окружении множества подвижников. Из стен Троицкой обители на протяжении истории вышло бесчисленное множество иноков, которые понесли свет от лампады преподобного Сергия во все концы Русской земли. Идет седьмое столетие, как преподобный Сергий зажег малую свечу на горе Маковец, и от неё зажигаются все новые и новые светильники в сердцах православных верующих людей. Почитая

69 Минея август. М., 2002. Ч. 3. С. 48-59.

70 Письмо автору от архимандрита Силуана от 26.08.09; исх. № 215.

71 Святитель Филарет, митрополит московский. Слова и речи. Т. 3: 1837-1850. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009. С. 127.

великого молитвенника, идут и едут в Троицкую лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте.

Archimandrite Macarius (Veretennikov)

st. sergius, hegumen of radonezh, and the monastery founded by him (history, traditions and present days)

This review article examines the role of St. Sergius and the monastery founded by him from historical perspective, in the context of Russia and Russian Church history.

Keywords: St. Sergius of Radonezh, 700th anniversary of St. Sergius of Radonezh, the Holy Trinity- St. Sergius Lavra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.