Научная статья на тему 'ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КАК К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?'

ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КАК К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференцированный подход / саморазвитие / ненормативная лексика / обсценная лексика / студенческая среда / молодежь / опрос / differentiated approach / self-development / profanity / obscene language / students’ environment / youth / survey

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миханова Ольга Павловна

Введение. Проблема распространения сквернословия в современном обществе волнует педагогов, психологов, социологов. Статья посвящена анализу мнений студентов об использовании ненормативной лексики, влияния ее использования на человека, образовательную среду и общество в целом. Приведены данные социально-педагогического исследования, направленного на выявление причин широкого употребления нецензурной лексики в студенческой среде вуза и их отношению к этому. Базой исследования послужил Пензенский государственный университет. Перед участниками педагогического процесса стоят задачи по профилактике сквернословия и необходимости создания комплекса практических мер по решению этой серьезной проблемы. Цель исследования — выявление основных причин употребления студентами ненормативной лексики и определение направлений деятельности вуза для решения соответствующих задач. Научная новизна состоит в том, что впервые исследование представлений студентов об эффективности учебного процесса проводилось методом опроса в форме контент-анализа, что позволило избежать необъективных ответов и получить реальные представления студентов о причинах употребления ненормативной лексики. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в подготовке основы для будущих исследований, связанных с вопросами профессионального воспитания студентов, самовоспитания и личностно-развивающего подхода в профессиональном образовании. Методология. Представленное в статье исследование построено на личностно-развивающем и дифференцированном подходах в профессиональном образовании, на методологии культурологического, социологического и системного подходов. Сбор эмпирических данных на всех этапах исследования осуществлялся посредством опросов в виде анкетирования. Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу постановки педагогических задач для решения проблемы. Первый опрос студентов Пензенского государственного университета проведен в ноябре — декабре 2022 года, второй — в марте 2023 года. Результат. В ходе исследования выявлено отношение студентов к сквернословию, установлены возможные причины, побуждающие их к употреблению обсценной лексики. Установлено, что большая часть опрошенных склонна к тому, чтобы избавиться от этой дурной привычки. Тем не менее, полученные результаты исследования подтверждают довольно низкую степень понимания многими представителями поколения Z недопустимости обсценной лексики. Это служит основанием пересмотра части программ воспитательной работы вуза. Особого внимания требует дифференцированный подход, поддержка программ саморазвития. Сделаны выводы о необходимости разработки комплексного подхода к решению проблемы употребления ненормативной лексики. Заключение. Предлагаемое исследование позволяет понять степень распространенности нецензурной лексики в студенческой среде вуза, узнать об отношении молодежи к ее употреблению и к искоренению этой дурной привычки. Предложены практические меры по борьбе с этим явлением. Перспективой исследования является дальнейшая разработка мер по снижению «популярности» и искоренению обсценной лексики и сквернословия в студенческой среде и в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFANITY IN THE STUDENT ENVIRONMENT: HOW SHOULD WE TREAT IT?

Introduction. The use of profanity in the student environment is becoming an increasing problem in Russian society. Sometimes young people feel free with the use of swear words while reacting to some situations and peoples’ actions. The purpose of the research is to understand and reveal the causes and consequences of using obscene expressions, the students’ attitude to profanity and their opinion about the influence of the foul language on their environment and the society. A survey was carried out using questionnaires. As a result, there are some recommendations how to cope with this problem. Methodology. The research is based on the methodology of constructivist and system approaches. To collect empirical data, we used the questionnaires. The systematization and generalization of the data obtained formed the basis for practical recommendations. The article presents the results of an online survey by the questionnaire method. Results. It was revealed the different attitude of students to the profanity, the reasons of its use in different situations and the sources of obscene language in the society. The students’ attitude to the use of obscene language ranges from neutral to negative. But the results show that a big part of generation Z do not understand the impermissibility of these words. Though the most part of the respondents want to cope with the profanity use problem. It is necessary to develop the programs of educational work. There are some recommendations of pedagogical activities to prevent profanity. Conclusion. The data obtained shows the profanity popularity degree in the students’ environment, show the range of attitudes to the obscene language use, and their intention to scope with this bad habit. However, a number of revealed facts allows us to speak about the need for further research in order to provide the necessary support for solving the problem of the profanity use.

Текст научной работы на тему «ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КАК К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?»

УДК/UDC 37

DOI10.54509/22203036_2023_2_84 EDN GZZUYL

Миханова Ольга Павловна Mikhanova Olga P.

кандидат педагогических наук, доцент, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Пензенский государственный университет, г. Пенза Penza State University, Penza

ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА: КАК К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?

THE PROFANITY IN THE STUDENT ENVIRONMENT: HOW SHOULD WE TREAT IT?

Введение. Проблема распространения сквернословия в современном обществе волнует педагогов, психологов, социологов. Статья посвящена анализу мнений студентов об использовании ненормативной лексики, влияния ее использования на человека, образовательную среду и общество в целом. Приведены данные социально-педагогического исследования, направленного на выявление причин широкого употребления нецензурной лексики в студенческой среде вуза и их отношению к этому. Базой исследования послужил Пензенский государственный университет.

Перед участниками педагогического процесса стоят задачи по профилактике сквернословия и необходимости создания комплекса практических мер по решению этой серьезной проблемы.

Цель исследования - выявление основных причин употребления студентами ненормативной лексики и определение направлений деятельности вуза для решения соответствующих задач. Научная новизна состоит в том, что впервые исследование представлений студентов об эффективности учебного процесса проводилось методом опроса в форме контент-анализа, что позволило избежать необъективных ответов и получить реальные представления студентов о причинах употребления ненормативной лексики. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в подготовке основы для будущих исследований, связанных с вопросами профессионального воспитания студентов, самовоспитания и личностно-развивающего подхода в профессиональном образовании.

Методология. Представленное в статье исследование построено на личностно-развивающем и дифференцированном подходах в профессиональном образовании, на методологии культурологического, социологического и системного подходов. Сбор эмпирических

данных на всех этапах исследования осуществлялся посредством опросов в виде анкетирования.

Систематизация и обобщение полученных данных легли в основу постановки педагогических задач для решения проблемы. Первый опрос студентов Пензенского государственного университета проведен в ноябре - декабре 2022 года, второй - в марте 2023 года.

Результат. В ходе исследования выявлено отношение студентов к сквернословию, установлены возможные причины, побуждающие их к употреблению обсцен-ной лексики. Установлено, что большая часть опрошенных склонна к тому, чтобы избавиться от этой дурной привычки. Тем не менее, полученные результаты исследования подтверждают довольно низкую степень понимания многими представителями поколения Z недопустимости обсценной лексики. Это служит основанием пересмотра части программ воспитательной работы вуза. Особого внимания требует дифференцированный подход, поддержка программ саморазвития. Сделаны выводы о необходимости разработки комплексного подхода к решению проблемы употребления ненормативной лексики.

Заключение. Предлагаемое исследование позволяет понять степень распространенности нецензурной лексики в студенческой среде вуза, узнать об отношении молодежи к ее употреблению и к искоренению этой дурной привычки. Предложены практические меры по борьбе с этим явлением.

Перспективой исследования является дальнейшая разработка мер по снижению «популярности» и искоренению обсценной лексики и сквернословия в студенческой среде и в обществе.

Introduction. The use of profanity in the student environment is becoming an increasing problem in Russian soci-

ety. Sometimes young people feel free with the use of swear words while reacting to some situations and peoples' actions. The purpose of the research is to understand and reveal the causes and consequences of using obscene expressions, the students' attitude to profanity and their opinion about the influence of the foul language on their environment and the society. A survey was carried out using questionnaires. As a result, there are some recommendations how to cope with this problem.

Methodology. The research is based on the methodology of constructivist and system approaches. To collect empirical data, we used the questionnaires. The systematization and generalization of the data obtained formed the basis for practical recommendations. The article presents the results of an online survey by the questionnaire method.

Results. It was revealed the different attitude of students to the profanity, the reasons of its use in different situations and the sources of obscene language in the society. The students' attitude to the use of obscene language ranges from neutral to negative. But the results show that a big part of generation Z do not understand the impermissibility of these words. Though the most part of the respondents want to cope with the profanity use problem. It is necessary to develop the programs of educational work. There are some recommendations of pedagogical activities to prevent profanity.

Conclusion. The data obtained shows the profanity popularity degree in the students' environment, show the range of attitudes to the obscene language use, and their intention to scope with this bad habit. However, a number of revealed facts allows us to speak about the need for further research in order to provide the necessary support for solving the problem of the profanity use.

Ключевые слова: дифференцированный подход, саморазвитие, ненормативная лексика, обсценная лексика, студенческая среда, молодежь, опрос.

Keywords: differentiated approach, self-development, profanity, obscene language, students' environment, youth, survey.

Введение

Язык - визитная карточка человека, показатель того, к какому слою общества он относится, на какие нормы он ориентируется. Более того, язык является частью общей культуры человека, в которую входит и культура речи. Она предполагает не только наличие грамотности и использование языковых средств в соответствии с их назначением и ситуацией общения, но и выбор этих средств. Культура речи - показатель общего развития человека.

В каждом языке есть свой пласт ненормативной лексики или запрещенных слов, выражающих эмоции, что свидетельствует об уровне культуры общества [6]. Безусловно, язык меняется, как любой живой организм, обладая динамическими свойствами [4]. Одни слова уходят, другие входят в обиход, меняются правила использования языка [5; 6].

Слова, которые считались запретными когда-то, теперь считаются общеупотребительными, а запрещенные слова широко используются в наши дни, что ряд исследователей объясняет эволюцией культуры [8]. В обобщенном социолингвистическом смысле термин «ненормативная лексика» ссылается на непозволительность употребления конкретной языковой единицы в контексте нормативной системы языка и актуально речевой ситуации. Такая лексика нарушает нормы общественной морали, нередко содержит негативную оценку адресата в непристойной, циничной форме, провоцирующей коммуникативный конфликт и расшатывающей сложившуюся систему социума [1; 2; 9].

Еще В. Гумбольдт отмечал, что язык накладывает отпечаток на процесс формирования характера говорящей на нем нации, поскольку требует действия своеобразного «духа», побуждающего к изложению мыслей определенным образом [1].

Поэтому необходимость обсуждения проблемы обсценной лексики, сквернословия, точнее ее широкого открытого употребления в настоящее время в нашем обществе актуален как никогда, поскольку частота ее использования возрастает. Эту лексику стали использовать люди из разных слоев общества, с образованием и без, в самых разных ситуациях, несмотря на присутствующих детей и женщин, «для связки слов». Ей посвящено большое количество исследований, проводятся опросы, целью которых является выяснение причин такого широкого ее распространения и отношения людей к этому явлению [9; 11].

Психологи утверждают, что мат вредно влияет на растущий организм, но при этом мы можем заметить, что сейчас чаще всего нецензурную лексику использует именно молодежь [11]. Особенно волнует то, что эта лексика широко применяется даже в студенческой среде. Ведь образовательная среда высшей школы, по умолчанию, всегда считалась местом духовного развития человека. Причины можно найти- самоутверждение в юношеский период, желание выделиться, показать себя. В недоумение и негодование приводит масштаб распространения и отсутствие стеснения в употреблении этих грубых оскорбляющих слов и выражений. Эта лексика становится фоном жизни общества. Понимают ли молодые люди значение этой лексики,

осознают ли ее «ненормативность»? Эти задачи были поставлены нами при проведении опроса.

Методология

В основе исследования лежит социально- педагогический опрос студентов Пензенского государственного университета. Было выявлено отношение студентов к употреблению ненормативной лексики, частотность, причины и ситуации ее использования, влияние сквернословия на атмосферу в вузе, семье и развитие общества, а также намерение избавиться от этой дурной привычки.

В конечном счете, в исследовании приняли участие 493 студента и студентки - 196 девушек и 297 юношей в возрасте 18-21 года. Сбор данных происходил при помощи технологии Google-форм. Анкетирование прошли студенты первого, второго, третьего курсов экономических и медицинских направлений Пензенского государственного университета.

Результаты

При проведении анкетного опроса были сформулированы следующие задачи: 1) изучить отношение молодежи к ненормативной лексике 2) выявить возможные причины использования нецензурной брани; 3) определить мнение студентов на влияние сквернословия на атмосферу в вузе, семье, обществе; 4) определить готовность молодежи к искоренению ненормативной лексики. Результаты оказались показательными и порой неожиданными.

В соответствии с результатами опроса 313 человек что составило 63,4%, не усмотрели ничего предосудительного в сквернословии. Хотя здесь наблюдается некое противоречие: более половины опрошенных отрицательно относятся к мату в их присутствии -125 человек (25,4 %) и лишь 55 человек (11,2 %) отметили положительное отношение к использованию «скверных» слов.

Слова ненормативной лексики редко используют 147 человек (29,8 %), крайне редко - 91 (18,4%), не используют вообще 95 человека (19,2%). Часто и очень часто бранится 141 респондент, что укладывается в 28,6 %. Причем 339 человек из 493 все же используют грубые слова. 21,5 % (106 человек) объяснили это «эмоциональным стрессом»: проблемы с учебой, раздражительность или напряженность во время конфликтной ситуации, объясняя это желанием выплеснуть эмоции.

Обсценная лексика несет яркую эмоциональную окраску, поэтому ее употребление чаще всего связано с сильными чувствами. 53 студента (17%) исполь-

зуют ненормативную лексику для придания яркости и красочности речевой конструкции. Это можно связать с тем, что, общаясь друг с другом, молодые люди пытаются произвести впечатление самостоятельного и взрослого человека, самоутвердиться.

Треть опрошенных (33,9 %) выразила мнение, что мат - это хамство, указывая, что это, скорее, бескультурье, чем мастерство.

Говоря о любой проблеме, мы ищем ее корни. Поэтому следующим в списке был вопрос об использовании ненормативной лексики в семье. Результаты могут порадовать, так как 384 человек (77,8 %) ответили, что ненормативная лексика в их семье не используется. Но у 22,1 % (109 чел.) сквернословие в семьях является «нормой», как правило, в спорных конфликтных ситуациях. Поэтому некоторые студенты не видят в этом ничего зазорного и активно использует его при общении с другими людьми. Есть ответы, объясняющие причины употребления этой лексики, иногда независящие от человека:

- «Папе приходится общаться с работниками по телефону с использованием ненормативной лексики для лучшего понимания»;

- «Мат является неотъемлемой частью речи моего отца»;

- «Ненормативной лексикой иногда общается папа, но не в нашем отношении, а иногда при разговоре с подчиненными. Это сформированный стиль общения, так как в силовых структурах часто встречается»;

- «Ненормативную лексику использует в основном отец, объясняется это как издержки с работы (в коллективе на работе такая лексика широко распространена), но очень старается дома не выражаться; Мама ненормативную лексику не использует и постоянно делает замечания папе (эти замечания он слушает и выполняет)».

Логичным было выяснить отношение студентов о влиянии ненормативной лексики на атмосферу в вузе, группе. 278 человек (56,3 %) ответили, что используемая в стенах университета или в кругу семьи ненормативная лексика не оказывает на них никакого негативного эмоционального давления. И даже более того:

- «улучшает взаимоотношения между людьми»;

- «помогает сдружиться и чувствовать себя среди своих своим, если человек свободно может в шутку над другими и наоборот».

На оставшихся 201 человек (40,7 %) она влияет отрицательно: мешает нормальному восприятию информации, создает некомфортные условия для работы и недружественный «микроклимат» в коллективе.

Также был задан вопрос о влиянии использования бранных слов на развитие общества. Лишь 67 человек

(13,5 %) заявили, что употребление бранных слов не оказывает воздействия на общественное развитие. Как отметили эти респонденты:

- «Это помогает добавить слова, которые ты забыл»;

- «Думаю имеет какое-то влияние на ее развитие, тем что люди используя ненормативную лексику при общении быстрее становятся близкими и соответственно вместе чего-то достигают, в том числе развития общества»;

- «Думаю, не влияет, т.к. это форма общения, и людям удобно доносить свои мысли»;

- «Оно развивается, не забывает про свои корни»;

- «Общество никак не изменится от отсутствия мата, ведь есть вещи гораздо хуже него» (пунктуация и стиль авторов сохранены).

Большая часть, к огромному облегчению, -409 человек (82,9 %) уверены, что использование ненормативной лексики оказывает негативное воздействие на социальное развитие общества. Они уверены, что это приводит к обесцениванию норм яркого и звучного русского языка, оскудению словарного запаса, упадничеству культуры речи и общей деградации общества, деградации моральных устоев, стиранию этических норм общения:

- «Да, я считаю, что это приводит к его деградации. Сначала страдает язык, а как следствие - страдает и культура»;

- «Влияет. Так, например, в обществе, где не возбраняется брань, как правило, возникают сложности с субординацией, общей дисциплиной и т.п»;

- «Влияет. Общество становится более развязным и некультурным»;

- «Да, младшее поколение берет пример со старшего и становится меньше воспитанных людей»;

- «Влияет. Деградируем».

При ответе на вопрос о том, что побуждает человека использовать ненормативную лексику, чаще всего (195 человек - 39,5 %) звучало, эмоции, окружение, в котором человек находится на данный момент - 156 ответов (31,6%). 58 человека (11,7%) ответили, что причиной может быть отсутствие должного уровня культуры. И лишь 64 человека не смогли найти ответа на поставленный вопрос. 5 человек высказали предположение о малом словарном запасе.

Респонденты предположили: «Возможно, стремление состояться в обществе, в котором подобное считается нормой, или показать свою независимость»; «Может быть, человек не стремится развиваться в интеллектуальном плане, из-за чего просто не находит цензурных слов». Некоторые ответили, что не могут думать за другого человека, что, наверное,

говорит о том, что люди не задумываются о поступках других. Или уже сложилось безразличие к употреблению обсценной лексики? Ведь, 43,6 % опрошенных считают, что ее употребление никак не характеризует человека, что говорит, скорее, о терпимости людей и всего общества к этой проблеме, а это не может не настораживать. 20,2 % считают этих людей обладателями хорошего чувства юмора и внутренней свободы. 12 % полагают, что это независимые и уверенные в себе люди. К счастью, 37,4% уверены, что это является показателем низкой культуры, а 29,8 % респондентов - результатом отсутствия воспитания.

К сожалению, современный мир устроен так, что молодежь может почерпнуть ненормативный лексикон через СМИ, просмотр телепередач, видеофильмов, книг современных авторов и даже в театре. А их роль в культурном формировании и развитии человека бесспорна [3; 8].

Ответы на вопрос об отношении к употреблению ненормативной лексики в литературе, кинематографе для создания атмосферы или образа персонажа дали следующие результаты:

- Отношусь резко негативно - 8,1 %.

- Мне неприятно - 26,1 %.

- Считаю забавным - 48,4 %.

- Обязательной составляющей - 15,4%.

Результаты приводят в ужас. 63,8% опрошенных

привыкли и считают нормой то, что с экранов и страниц литературных произведений льется поток нецензурщины. И, может быть, это одна из причин использования студенческой молодежью этой грубой лексики в таком масштабе? А ведь всеми любимому Глебу Жеглову не нужно было ни одного бранного слова употребить, чтобы зритель почувствовал накал страстей.

Анкетируемым также был задан вопрос о желании избавиться от употребления ненормативной лексики в своей речи.

На этот вопрос дали ответ 485 человек из 493 опрашиваемых. Для наглядности результаты представим в виде диаграммы (рис. 1).

186 человек (37,7 %) указали, что не желали бы ничего исправлять в своей жизни. 71 человек (14,4 %) хотели бы, но думают, что им не удастся избавиться от употребления «мата» в своей речи. 228 человек (46,2 %) хотели бы перестать использовать ненормативную лексику, что очень радует. 8 человек (1,6 %) - не ответили.

В общей сложности чуть более 60 % хотели бы избавиться от дурной привычки использовать обсценную лексику. И это нас заставило провести еще один опрос, задачей которого было выяснить мнение студентов о мерах борьбы с ненормативной лексикой.

1,6%

Рис.

Мы спросили о том, что необходимо сделать, чтобы искоренить употребление ненормативной лексики; какие меры нужно принять на государственном уровне, на уровне города и университета.

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство (84,7 %) неравнодушны к проблеме.

6,25 % верят в силу печатного слова и классической литературы, предлагают: «Сделать Гоголевскую карту, чтобы люди покупали книги» и менялись.

К профилактическим мерам, на которые полагается большая часть респондентов (37,5%), относятся воспитательные профилактические беседы и лекции о негативном влиянии ненормативной лексики, посещение выставок, проведение конференций, социальная реклама. Даже предлагается создать комплексную государственную программу и программу на уровне города.

Санкционные меры в виде штрафов, наказаний, исключения из вуза и др. составляют 27,8% ответов. Респонденты предложили издать закон о запрете ненормативной лексики в общественных местах. Хотя он существует: согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление ненормативной лексики расценивается как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом или административным арестом [7]. Незнание об этом свидетельствует о том, что он, скорее всего, не соблюдается.

6,8% респондентов уверены, что только сам человек может решить избавиться от этой дурной привычки.

Прозвучали ответы о запрете этой лексики в обществе и СМИ.

Ряд ответов (6,35%) невозможно классифицировать, поскольку предложения «быть в хорошем настроении», «быть менее эмоциональным» не входят ни в одну из категорий ответов.

■ 37,7 % - не желают ничего исправлять в своей жизни

И 14,4 % - думают, что им не удастся избавиться от употребления ненормативной лексики в своей речи

□ 46,2 % - хотели бы перестать

использовать ненормативную лексику

В 1,6 % - не ответили

15,3% из 493 человек предпочли уклониться от ответа или просто не задумываются об этом. Это немалый процент, который должен тоже заставить задуматься всех, кто имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения.

Заключение

В соответствии с поставленной целью исследования можно сделать следующие выводы.

1. Причиной использования ненормативной лексики студентами вуза являются многие факторы, а именно: таким образом представителям поколения Z в современном обществе проще выражать свои эмоции, отношение к положительным и отрицательным событиям; молодежи сложнее избавиться от ее употребления, поскольку она широко распространена в средствах массовой информации, общении, виртуальном пространстве.

Полученные результаты исследования подтверждают довольную низкую степень понимания многими представителями поколения Z недопустимости обсцен-ной лексики.

2. Тем не менее достаточно большое количество молодых людей, отрицательно относящихся к обсценной лексике, ее влиянию на окружающую атмосферу и общество в целом, желают избавиться от ее употребления.

3. Это служит основанием пересмотра части программ воспитательной работы вуза. Особого внимания требует дифференцированный подход, поддержка программ саморазвития.

Необходима разработка комплексного подхода на всех уровнях воспитательно-образовательного процесса, который отвечает за формирование и развитие личности, поскольку язык может изменить человека, его внутренний мир, сформировать как предста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вителя конкретной нации, общественной группы, носителя определенных духовно-нравственных ценностей, но может и погубить в нем любое из этих качеств [10].

Продуманные совместные действия педагогов, социологов, структур власти смогут справиться с этой проблемой. Самое главное - как? Это тема другого исследования. Главное - поставить задачу исходя из желания как молодежи, так и старшего поколения изменить и измениться.

Литература

1. Абрамова С. Б. Употребление ненормативной ненормативной лексики как социальная проблема // Материалы XVI Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. 2013. Екатеринбург. С. 8-18.

2. Башманова Е. Л. Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 2 (14). URL: http://scientific-notes.ru/magazine/ archive/number/14 (дата обращения: 15.03.2023).

3. Боброва С. А. Социальная проблема использования ненормативной лексики среди молодежи как проявление влияния Интернет медиа. 2022. № 1. С. 74-79. DOI: https://www.DOI. org/10.17805/trudy.2022.1.12.

4. Головачева О. А., Шилина С. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. литература. 2018. Брянск. 236с

5. Епремян Т. В., Шилина С. А. Управленческие технологии дискурса социальной рекламы // Журналютыка - 2020: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 22-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьи. 2020. Мшск. С. 383-386.

6. Киричек П. Н. Мутации слова в публичной сфере // С любовью к Слову: сб. ст. участников Всероссийской с международным участием научной конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею ... Людмилы Алексеевны Климковой... Арзамас, 2021. С. 331-336.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 20.1 [Электронный ресурс]: фед. закон от 30.12. 2001 № 195-ФЗ: (в ред. от 07.03.2018.) // Консультат-Плюс: справ.-правовая система. URL: https://www.consultant. ru/search1 (дата обращения: 15.03.2023).

8. Мамедов А. К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

9. Москвина Н. Р. Ненормативная лексика как социокультурная проблема современной молодежи // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы: мат-лы юбилейной Всероссийской научно-практической конференции XX Уральские социологические чтения (Екатеринбург, 27-28 февраля 2015 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург, 2015. С. 306-310. URL: https://elar. urfu.ru/handle/10995/31919 (дата обращения: 10.04.2023).

10. Полетаева, А. Ю. Сохранение русского языка как элемент национальной безопасности // Молодой ученый. 2016. № 12.2 (116.2). С. 37-39. URL: https://moluch.ru/ archive/116/31516/ (дата обращения: 20.04.2023).

11. Шебалин А. А. Употребление нецензурной лексики как фактор девиантного поведения у подростков и студенческой молодежи: выпускная бакалаврская работа по направле-

нию подготовки: 39.03.02 «Социальная работа». Томск: [б.и.], 2020. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/ Repository/vital:12455.

References

1. Abramova S. B. Uporeblenie nenormativnoi leksiki kak social'naya problema [The profanity use as a social problem] // Culture, personality, society in the modern world. Proceedings of the XVI International Scientific-Practical Conference. Ekaterinburg, 2013, pp. 8-18. (In Russian).

2. Bashmanova E. L. Prichiny i factory rasprostranenia skvernoslovia credi uchashceisa molodezy [The reasons of spread of profanity in student's environment]. Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University, 2010, No 2 (14). Available at: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/14 (accessed 15.03.2023). (In Russian).

3. Bobrova S. A. Social'naya problema ispolsovania nenormativnoi leksiki sredi molodyoszhi kak proyavlenie vliyania Internet media [The social problems of the use of profanity among young people as a manifestation of the influence of Internet media] //2022, no.1, pp. 74-79. Available at: https://www.D0I.org/10.17805/ trudy.2022.1.12 (accessed 25.04.2023). (In Russian).

4. Golovachoyva 0. A., Shilina S. A. Sovremennyi russkii yazyk. Slovoobrazovanie.[The modern Russian language. Wordbuilding] Textbook for bachelors (44.03.05 «Teacher training education». The Russian language and Literature). Bryansk. 236 p. (In Russian).

5. Yepremyan T. V., Shilina S. A. Upravlencheskie tehnologii diskursa socialnoi reklamy [Management technologies of the social ads discourse] Jornalistika - 2020, Problems and perspectives. Proceedings of the XXII International Scientific-Practical Conference. Minsk, 2022, pp. 383-386. (In Russian).

6. Kirichyok P. N. Mutacii slova v publichnoi offerte [Word mutations in public offers] With love to the Word. Proceedings of the XXII International Scientific-Practical Conference. Arzamas, 2021, pp. 331-336. (In Russian).

7. Kodeks Rossiiskoi federacii [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses] Art. 20.1. Available at: https://www. consultant.ru/search1 (accessed 15.03.2023). (In Russian).

8. Mamedov A. K. Vertualnaya lichnost: socialnyi eskapizm ili novoe pole kreativnosti [Virtual personality: social eskapizm or a new field of creativity]. Economics. Sociology. Law, 2019, No 1 (13), pp. 68-75. (In Russian).

9. Moskvina N. R. Nenormativnaya leksika kak sociokulturnaya problema sovremennoi molodezi [Profanity as a social and cultural problem of the modern young people] Sociocultural development of the Big Ural: trends, problems, perspectives. Proceedings of the XX International Scientific-Practical Conference The Ural Sociological Lectures. Ekaterinburg. 2015, pp. 306-310. Available at: https://elar.urfu.ru/handle/10995/31919. (accessed 10.04.2023). (In Russian).

10. Poletaeva A. U. Sohranenie russkogo yazyka kak element nacionalnoi bezopasnosti [The Russian language preservation as an element of a national security]. Young scientist, 2016, no.12.2 (116.2), pp. 37-39. Available at: https://moluch.ru/ archive/116/31516/ (accessed: 28.04.2023). (In Russian).

11. Shebalin A. A. Upotreblenie necenzurnoi leksiki kak factor deviantnogo povedenia u podrostkov I studencheskoi molodezi [Profanity use as a factor of the deviant behavior of the teenagers and students]. Tomsk. 2020. Available at: https://vital.lib.tsu. ru/vital/access/manager/Repository/vital:12455 (accessed: 12.04.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.