Научная статья на тему 'НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ '

НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ненормативная лексика / функции ненормативной лексики / негативные эмоции / profanity / the functions of abnormal vocabulary / negative emotions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А Т. Семёнова Н. Н. Дубовская

В работе рассматривается понятие ненормативной лексики, ее функции и причины употребления, а также необходимость ее искоренения из речи будущего специалиста, в том числе ракетно-космической отрасли. Приводятся результаты опроса студентов на тему отношения к ненормативной лексике и причины приобщения к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — А Т. Семёнова Н. Н. Дубовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFANITY AS A WAY OF EXPRESSING NEGATIVE EMOTIONS

Functions concept and reasons for the use of abnormal vocabulary are dealt with in the article. The need to eradicate profanity from the lexicon of the future rocket and space specialist is also diseused. The results of the student survey about their attitude towards abnormal vocabulary and the causes of the use are also given.

Текст научной работы на тему «НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ »

Секция «Молодежь, наука, творчество»

УДК 159.98

НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ

ЭМОЦИЙ

А. Т. Семёнова Научный руководитель - Н. Н. Дубовская*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail*: [email protected]

В работе рассматривается понятие ненормативной лексики, ее функции и причины употребления, а также необходимость ее искоренения из речи будущего специалиста, в том числе ракетно-космической отрасли. Приводятся результаты опроса студентов на тему отношения к ненормативной лексике и причины приобщения к ней.

Ключевые слова: ненормативная лексика, функции ненормативной лексики, негативные эмоции.

PROFANITY AS A WAY OF EXPRESSING NEGATIVE EMOTIONS

A. T. Semenova Scientific supervisor - N. N. Dubovskaya*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail*: [email protected]

Functions concept and reasons for the use of abnormal vocabulary are dealt with in the article. The need to eradicate profanity from the lexicon of the future rocket and space specialist is also diseussed. The results of the student survey about their attitude towards abnormal vocabulary and the causes of the use are also given.

Keywords: profanity, the functions of abnormal vocabulary, negative emotions.

В настоящее время проблема использования в речи нецензурной лексики актуальна для современного человека. Нецензурную речь можно услышать от людей разного возраста, разного уровня развития культуры, занимающих разный социальный статус. Распространение нецензурной лексики среди студентов нашего учебного заведения является привычным явлением. Если в стенах колледжа студенты стараются контролировать процесс частоты использования данной лексики, то в обычной внеучебной обстановке этот процесс становится зачастую неуправляемым. Студенты Аэрокосмического колледжа - это будущие специалисты, работающие на ведущих предприятиях Красноярского края ракетно-космической отрасли, от которых работодатели ожидают, в том числе высокую культуру общения. В связи с этим возникает вопрос о необходимости искоренения нецензурной лексики из речи студентов Аэрокосмического колледжа.

Ненормативная лексика (также мат, нецензурная лексика, обсценная лексика, сквернословие) - табуированная (недопустимая) лексика, которую говорящие воспринимают как отталкивающую, непристойную. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова так определяют

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

сквернословие - это речь, наполненная скверными, непристойными словами. Мат - это неприличная брань. Брань - осуждающие и обидные слова, ругань [1].

Специалисты выделяют функции ненормативной лексики: повышение эмоциональности речи; разрядка психологического напряжения; оскорбление, унижение адресата речи; демонстрация раскованности, независимости говорящего; как средство вербальной агрессии; как междометие; демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов; демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т.п. [2-3].

Негативные эмоции - это эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях [4]. К ним относят: гнев, печаль, страх, вину, зависть и др.

Целью нашего исследования стало выявление употребления ненормативной лексики в студенческой среде Аэрокосмического колледжа Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева и исследование причины использования нецензурной лексики как способа выражения негативных эмоций. Объектами исследования являются студенты Аэрокосмического колледжа. Методом исследования выбрано анкетирование, в котором приняло участие 50 студентов.

Результаты исследования свидетельствуют, что большинство студентов (95%) и их окружение используют в своей речи ненормативную лексику. В качестве способа выражения негативных эмоций ненормативную лексику используют 85% студентов. Среди других причин использования ненормативной лексики студенты выделяют следующие: для сокращения использования слов в речи, не нужно проговаривать длинное предложение, достаточно выразить его одним крепким словцом; запрет на использование нецензурных выражений, что влечет человека к его нарушению; для того, чтобы ещё больше унизить, оскорбить человека при выяснении с ним отношений; использование нецензурных выражений может быть признаком низкого уровня культуры, в том числе и речевого; в качестве усиления эмоциональности речи; дети и подростки нецензурную лексику могут рассматривать как признак взрослости, подражание кумирам (блогерам, певцам) и т.д.

Использование ненормативной лексики человеком как способа выражения негативных эмоций может быть связано с тем, что негативная эмоция может быть разновидностью аффекта - сильной неожиданной эмоцией, которой человек не в силах управлять и словесная агрессия может в этом случае выступать в качестве подмены реальной агрессии. Ненормативная лексика может рассматриваться как эмоциональная разрядка, способ «выпустить пар», снять стресс.

Таким образом, ненормативная лексика может быть способом выражения негативных эмоций.

Библиографические ссылки

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: «А ТЕМП», 2004. - 944 стр.

2. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2001. - 350с.

3. Китаев-Смык Л. А. Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань). // Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск: Изд. ЧГУ, 2005, с. 17 - 21

4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, М., СПб.: АСТ, АСТ-Москва, Прайм-Еврознак, 2008. - 409 с.

© Семёнова А. Т., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.