УДК 316.346.32-053.6:316.62
Могутова Оксана Александровна
Mogutova Oksana Aleksandrovna
аспирант кафедры социологии и управления, старший преподаватель кафедры иностранных языков Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова
О ПРИЧИНАХ СКВЕРНОСЛОВИЯ В ВЕРБАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ
PhD student, Senior lecturer, Sociology and Management Department, Department of foreign languages, Belgorod State Technological University
ON THE CAUSES OF FOUL LANGUAGE IN THE VERBAL BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE
Аннотация:
Вербальные девиации в молодежной среде, в том числе в среде учащейся молодежи, являются достаточно сложным объектом исследования. Сквернословие для всех слоев населения российского общества становится неотъемлемой частью разговорной речи. Без употребления бранной лексики люди чувствуют себя некомфортно. Статья рассматривает основные причины употребления ненормативной лексики. В Белгороде в мае 2018 г. было проведено исследование с целью изучения причин и последствий использования нецензурных выражений, отношения к сквернословию как признаку отклоняющегося вербального поведения молодежи. Социологический опрос осуществляли с помощью анкетирования. Вопросы затрагивали состояние, динамику и причины девиаций в вербальном поведении, подходы к противодействию вербальным девиациям, а также условия, исключающие эти отклонения.
Ключевые слова:
молодежь, вербальное поведение, девиации, сквернословие, мат, нецензурные выражения, ненормативная лексика, причины отклонений.
Summary:
Verbal deviations in the youth environment including pupils and students are a rather complex object. The use of foul language for all segments of the population of Russian society is becoming an integral part of colloquial speech. Without the use of swear words people feel uncomfortable. This paper discusses the main reasons for using profanity. In May 2018, a study was conducted in the city of Belgorod in order to understand the causes and consequences of using obscene expressions, the attitude to profanity as a sign of deviant verbal behavior of young people. A sociological survey was carried out using questionnaires. The questions touched upon the state, dynamics and causes of deviations in verbal behavior, approaches to counteracting verbal deviations, as well as conditions that exclude these deviations.
Keywords:
youth, verbal behavior, deviations, foul language, filthy language, obscene expressions, profanity, reasons for deviations.
Современное российское общество переживает переломный период: старые схемы и ценности перестают работать, а новые социальные отношения и система ценностей еще не сформированы. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время. Формирование ценностей и культуры современной молодежи становится важным предметом обсуждения. Для молодых людей появился риск нереализованных возможностей и социального исключения, т. е. неопределенность и непредсказуемость жизненного пути, отсутствие самоопределения и самореализации в будущем. Все это отражается на коммуникативном поведении молодежи - как вербальном, так и невербальном [1]. С девиациями в поведении можно столкнуться в транспорте, в магазине, на улице, в школе, вузе, в государственном учреждении, на предприятии и дома. Но дело в том, что агрессию в невербальном поведении люди стараются сдерживать до последнего, однако вербальную агрессию, не стесняясь, многие выражают и без каких-либо причин, что представляет серьезную угрозу для культуры и духовной жизни общества [2].
Вербальное поведение уже давно является объектом изучения для многих наук. Ученые предлагают множество подходов для исследования и интерпретации вербальных девиаций в среде учащейся молодежи:
- биологический (Ч. Ломброзо) - вырождение личности, которая с рождения обладает преступными наклонностями;
- психологический - результат нарушения в системе личности (умственные дефекты, слабоумие, психопатия, неврозы, психозы, паранойя);
- психоаналитический (З. Фрейд) - врожденная агрессивность (танатос), которая не снята в процессе социализации;
- культурологический (Э. Стерланд) - конфликт между доминирующей культурой и субкультурой социальной группы;
- социологический (Э. Дюркгейм) -состояние общества, при котором наступает разложение, дезинтеграция и распад ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.
Исследователи пытаются ответить на ряд вопросов, в том числе на вопросы о многообразии вербальных девиаций, их причинах и источниках [3].
По мнению Л.М. Зюбина, неправильный самоанализ поведения и прогнозирования его последствий, недостаточная самостоятельность мышления и вытекающие из этого конформность и внушаемость, а также низкая познавательная активность, неустойчивость и обедненность духовных потребностей являются основными причинами отклонений в поведении [4]. К девиациям в вербальном поведении относится ненормативная, или обсценная, лексика. Сквернословие, русский мат - это одна из разновидностей нецензурной лексики русского языка.
Как утверждает И.А. Стернин, для определения понятия сквернословия необходимо знание стилистической характеристики лексики. К данным характеристикам относятся:
1) литературная лексика - это культурная лексика, употребляемая в любой ситуации. Литературная лексика используется в публичной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации;
2) разговорная лексика - это лексика, используемая в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей. Литературная и разговорная лексика являются основой нормативной лексики - т. е. ее употребление соответствует нормам литературной и разговорной речи;
3) ненормативная лексика считается лексикой, оскорбляющей собеседника. Такая лексика дает отрицательную характеристику говорящему, соответственно, ее необходимо исключить из употребления в общественных местах, по мнению социума. Однако она имеет право быть употребляемой в своем узком смысле.
Ненормативная лексика в свою очередь делится на три разряда - вульгарную, грубую и нецензурную. Вульгарная лексика говорит о бескультурье говорящего, неспособности вести себя в обществе, незнании простых правил общения. Она оскорбляет и унижает адресата или третье лицо. В некоторых случаях такая лексика используется для выброса эмоций. Нецензурная (синоним - непристойная) лексика - это экспрессивная лексика. Ее употребление полностью запрещено в общественных местах. Число нецензурных слов в любом языке невелико, исходя из этого факта, их использование производит сильное впечатление. С учетом вышеизложенного И.А. Стернин понимает под сквернословием слова экспрессивности, которые имеют неодобрительное значение и используются с целью или без цели оскорбить окружающих [5].
Сквернословие, мат становятся нормой поведения, препятствуя эффективному общению и взаимодействию людей. Мат есть сквернословие, т. е. словесная скверна [6]. Распространение сквернословия становится масштабной проблемой для современного общества. Сквернословие поражает не только группы риска, но и благополучных граждан с высоким социальным статусом [7].
Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения об оценке общества ненормативной лексики подтверждают отрицательное отношение людей к ее употреблению в СМИ, общественных местах [8]. Большая часть населения (80 %) считает, что употребление матерных выражений недопустимо ни при каких обстоятельствах, оставшиеся (20 %) выразились за «свободу самовыражения». «Indignus qui inter mala verba» (лат.) - «Позорно жить среди сквернословия» - это мнение людей, считающих, что нелитературные выражения унижают человека.
Причины сквернословия различны в зависимости от того, кто его использует. Исследования В.И. Жельвиса и других ученых свидетельствуют о том, что на данный момент в современных языках существует многообразие причин употребления нецензурных выражений, каждая из этих причин несет свой смысл [9].
Для изучения причин, источников и последствий использования ненормативной лексики, отношения к сквернословию как признаку отклоняющегося вербального поведения учащейся молодежи нами было проведено эмпирическое социологическое исследование в Белгороде в мае 2018 г. В социологическом (анкетном) опросе приняли участие учащиеся 10-11-х классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев (n = 303, генеральная совокупность - 3 028), обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования (n = 198, генеральная совокупность - 6 606), высших учебных заведений (n = 857, генеральная совокупность -28 558), а также учителя общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, преподаватели учреждений среднего профессионального образования и высших учебных заведений (n = 107). Тип выборки - стратифицированный, многоступенчатый, основные критерии - пол, возраст и место проживания. Вопросы затрагивали состояние, динамику и причины вербальных девиаций, отношение учащейся молодежи и педагогов к вербальным девиациям, подходы к противодействию вербальным девиациям, а также условия, исключающие эти отклонения.
При анализе результатов исследования учитывались различные уровни проявления девиаций - семейный, повседневный, публичный. Большинство респондентов (45,3 %) показали следующую градацию употребления нецензурных выражений: отец - 28,3 %, мать - 8 %, брат и сестра - 9 %.
В ходе исследования было выявлено несколько причин употребления нецензурных выражений. К основным причинам употребления нецензурных выражений респонденты относят издержки воспитания (отсутствие представлений о необходимости речевого этикета и формирования у себя речевой культуры) и недостаточный уровень культуры и образования. На первую из этих причин указывают более половины студентов вузов - 51,9 %, а также 39 % обучающихся колледжей и 37,6 % учащихся школ. Вторую причину упоминают 41,3; 42,4 и 35,1 % респондентов соответственно. Показательно следующее: чем выше образовательный статус учащихся, тем выше уровень их чувствительности к издержкам воспитания как к причине вербальных девиаций. Молодые люди своим ответом подтверждают тот факт, что очень мало внимания уделяется работе по воспитанию и освоению речевого этикета, культуры поведения с подрастающим поколением. Неграмотные, невоспитанные люди обходятся употреблением простейших фраз с обилием нецензурных выражений, для них бранные слова - некая связка в разговорной речи.
Многие респонденты основным мотивом сквернословия в повседневной жизни считают привычку (52,1 % обучающихся вузов, 59,5 % - колледжей, 38,3 % - школ). Молодые люди не видят границы между положительным и отрицательным, не контролируют свое поведение, речь. «Привычка - это свойственная всем без исключения людям форма поведения, которая не требует от человека больших волевых и умственных усилий. Мы все к чему-нибудь в своей жизни привыкаем, и затем привычки становятся частью нашей натуры и в определенной степени начинают нами управлять» [10]. Это говорит о том, что люди даже не контролируют свою речь, не задумываются, как и что кому отвечать. Также привычная брань является показателем полного бескультурья, сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, воспитанный, образованный, культурный человек не может выражать свои мысли бранными словами. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Кроме этого, у молодых людей появляется некая зависимость: привыкший ругаться не может не ругаться.
Распространение ненормативной лексики вызвано также демонстрацией экспрессии, где люди нарушают табу, активно используя мат, но сознательно понимая его запретность. Молодые люди осознают, что употребление ненормативной лексики аморально, безнравственно, унижает себя и окружающих. Они считают, что воспитанный, образованный, культурный человек может общаться без мата. Сами участники исследования утверждают, что в нецензурщине заложена возможность эмоциональной душевной разрядки, т. е. у людей присутствует потребность «выплеснуть положительные эмоции», среди них обучающиеся вузов - 3 %, колледжей - 5,2 %, школ - 2,5 %. Однако такие чувства, как гнев, злоба, осуждение, распущенность сквернословием не переборешь. Оно лишь поможет прочнее укорениться в себе, о чем свидетельствуют данные о потребности «выплеснуть отрицательные эмоции» среди обучающихся вузов - 21,5 %, колледжей - 18,2 %, школ - 22 %. В конфликтных ситуациях употребление нецензурной лексики также занимает свое место среди обучающихся вузов - 15,7 %, колледжей - 13,4 %, школ - 31,6 %.
Сквернословие вызвано также влиянием непосредственного социального окружения. По мнению опрошенных (обучающиеся вузов - 40,6 %, колледжей - 30,5 %, школ - 28,7 %), молодежь начинает ругаться под влиянием сверстников и взрослых, называя причиной употребления мата пример окружающих. Отвечая на вопрос: «Как часто в Вашей семье употребляются нецензурные выражения?» - 9 % обучающихся ответили - «никогда»; 15,1 - «очень редко»; 18,9 -«редко»; 10,8 - «иногда»; 3,3 - «часто»; 1,4 - «очень часто»; 41,5 % - «не ответили». Наиболее распространенным местом употребления сквернословия за пределами семьи является круг друзей (34,7 %), средства массовой информации (4,1), учебные заведения (33,3), общественные места (37,5) и общественный транспорт (27,8 %). Респонденты отметили, что сквернословят в основном молодые люди - 59,9 %, а также мужчины и женщины в равной степени - 45,8 %.
Сквернословие выступает в ряде случаев выражением несогласия, осуждением, внутренней слабостью и неуверенностью в себе, неуравновешенностью, инфантильностью, которые скрывает молодой человек, изощренно бранясь. Среди опрошенных такого мнения придерживаются: обучающиеся вузов - 10,6 %, колледжей - 14,9 %, школ - 14,2 %). Вместо того, чтобы доказать свою взрослость правильными поступками, молодой человек старается показать свою неприступность и силу - «и ругаюсь, и курю, и пью». Со стороны подобное поведение может показаться смешным, так как именно сильный человек не позволит себе и окружающим сквернословить.
На вопрос о причинах сквернословия среди учащейся молодежи отвечали также и педагоги: преподаватели вузов и колледжей, учителя общеобразовательных школ. Мнения опрошенных пе-
дагогов в отношении ранжирования причин сквернословия в основном совпадают с мнениями учащихся: на первом месте - «издержки воспитания» (64,4 %), на втором - «неспособность человека управлять самим собой» (50,0 %), на третьем- «привычки» (36,8 %). Далее идут «аморальный образ жизни» (28,9 %) и «потребность в адекватном выражении своих эмоциональных состояний и обращений к другим людям» (16,7 %).
Продолжая анализ причин сквернословия среди учащейся молодежи, обратимся к данным опроса педагогов о том, какие личностные свойства, по их мнению, присущи молодому человеку, использующему ненормативную лексику. При этом оценки учителей относились к школьникам, педагогов колледжей и вузов - к обучающимся этих образовательных учреждений.
Mнение всех групп опрошенных единогласно сошлось в отношении четырех личностных качеств носителей вербальных девиаций. Этими качествами стали: неуравновешенность, сомнение и неуверенность в себе, жестокость и экспрессивность. Примечательно, что учителя сравнительно часто выделяют в молодых людях (школьниках) их экспрессивность и любознательность, педагоги колледжей - сомнения и неуверенность в себе, вузовские преподаватели - неуравновешенность студентов, подчиненность и пессимизм. Несколько неожиданным и пока труднообъяснимым является акцентирование именно у студентов таких качеств, как пессимизм и подчиненность. Казалось, что с возрастом и повышением социального статуса эти качества должны ослабевать, однако, судя по ответам, в данном случае этого не происходит.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Использование ненормативной лексики (сквернословие) стало, к сожалению, практически повседневным явлением в современной российской действительности, что вызвано разными причинами: биологическими, психологическими, социокультурными, социальными. С социологической точки зрения чаще всего сквернословие связано с издержками воспитания, желанием привлечь внимание окружающих, найти взаимопонимание. Также употребление ненормативной лексики может выступать демонстрацией экспрессии, связанной с сознательным нарушением социальных норм. У многих это становится привычкой, замещающей общепринятые нормы речевого общения. Некоторые люди выражают через сквернословие свое несогласие, осуждение, а нередко ненормативная лексика заменяет физическую силу.
Ссылки:
1. Helve H. Borders and Possibilities in Youth Research - a Longitudinal Study of the World Views of Young People II Mixed Methods in Youth Research I ed. by H. Helve. Helsinki, 2005. P. 57-81.
2. Mагун В.С., Руднев M.r. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации II XII Mеждународная научная конференция по проблемам развития экономики и общества : сборник студенческих работ : в 4 кн. Кн. 3 I ред. Е.Г. Ясин. M., 2012. С. 87-97.
3. Schwartz Sh.H., Boehnke K. Evaluating the Structure of Human Values with Confirmatory Factor Analysis II Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38, iss. 3. P. 230-255. https:IIdoi.orgI10.1016Is0092-6566(03)00069-2.
4. Зюбин ЛМ Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. M., 2002. 191 с.
5. Стернин И.А. Проблема сквернословия. Воронеж. 2011. 21 с.
6. Правда о русском мате. Епископ Mитрофан (Баданин). СПб. ; Mурманск, 2014. 32 с.
7. George I.N., Uyanga U.D. Youth and Moral Values in a Changing Society II IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). 2014. Vol. 19, iss. 6. Ver. I (Jun.). P. 40-44. https:IIdoi.orgI10.9790I0837-19614044.
8. Нашу жизнь без мата не понять [Электронный ресурс] I Фонд Общественное Mнение : вебсайт. URL: https:IIfom.ruIKul-tura-i-dosugI11686 (дата обращения: 27.02.2020).
9. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. M., 2001. 350 с.
10. Цитренбаум Ч., Кинг M., Коэн У. Гипнотерапия вредных привычек : пер. с англ. M., 2001. 192 с.
Редактор: Шитикова Ольга Сергеевна Переводчик: Mельников Евгений Вячеславович