Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 1. С. 27-37.
УДК 159.923
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.1.27-37
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ С РАЗЛИЧНОЙ ЧАСТОТОЙ НЕНОРМАТИВНУЮ ЛЕКСИКУ
Н. В. Солнцева - , В. В. Кузьменко
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
В современном обществе ненормативная лексика обладает амбивалентным статусом: публичное употребление остается табуированным, но при этом происходит расширение ее функционального значения и увеличение степени допустимости использования в разговорной речи. Наиболее остро проблема использования ненормативной лексики проявляется в молодежной среде. Несмотря на большое количество работ по данной теме весьма малочисленными являются исследования, посвященные взаимосвязи употребления ненормативной лексики с различными личностными характеристиками. Цель исследования: выявление особенностей саморегуляции у студентов, использующих с различной частотой ненормативную лексику. Выборку составили 80 студентов г. Санкт-Петербурга гуманитарных направлений, средний возраст которых 20,2 года. Методы исследования: опросник «Стиль саморегуляции поведения -ССП-98» В. И. Моросановой и авторская анкета, направленная на выявление частоты использования ненормативной лексики студентами и их окружением, а также на выявление отношения студентов к употреблению ненормативной лексики в различных ситуациях. В результате проведенного исследования было выявлено, что использование / неиспользование ненормативной лексики семьей и референтной группой (друзьями) выступает фактором риска / фактором защиты в отношении собственной частоты использования ненормативной лексики. Выявлена тенденция уменьшения частоты использования среди студентов ненормативной лексики с увеличением возраста. Частота использования ненормативной лексики соотносится с имеющимся у студентов стилем их саморегуляции. Регуляция собственного поведения связана с внешним фактором - моделью поведения друзей в отношении ненормативной лексики. Полученные результаты позволяют сформулировать возможные пути снижения частоты использования ненормативной лексики.
Ключевые слова: ненормативная лексика; саморегуляция; взаимосвязь саморегуляции и частоты использования ненормативной лексики студенческой молодежью.
FEATURES OF SELF-REGULATION IN STUDENTS, USING PROFANITY WITH VARYING FREQUENCY
N. V. Solntseva н, V. V. Kuzmenko
Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia)
In modern society, profanity has an ambivalent status: its public use remains taboo, but at the same time its functional meaning is expanding and the degree of permissibility of its use in colloquial speech is increasing. The problem of using profanity is most acute among young people. Despite the large number of works on this topic, there are very few studies devoted to the relationship of the use of profanity with various personal characteristics. The purpose of this study is to identify the features of self-regulation in students who use profanity with varying frequency. The study sample: 80 students of St. Petersburg humanities, average age 20,2 years. Research methods: questionnaire "Style of self-regulation of behavior - SSP-98" by V. I. Morosanova and an author's questionnaire aimed at identifying the frequency of use of profanity by students and their environment, as well as to identify the attitude of students to the use of profanity in various situations. As a result of the conducted research, it was revealed that the use / non-use of profanity by the family and the reference group (friends) acts as a risk factor / protection factor in relation to their own frequency of use of profanity. A tendency to decrease the frequency of use of profanity among students with increasing age has been revealed. The frequency of profanity usage correlates with the students' self-regulation style. The regulation of one's own behavior is related to an external factor - the model of behavior of friends in relation to profanity. The results obtained allow us to formulate possible ways to reduce the frequency of use of profanity.
Keywords: profanity; self-regulation; the relationship of self-regulation and the frequency of use of profanity by students.
© Солнцева Н. В., Кузьменко В. В., 2024
1. Введение
Социокультурная среда современного быстро меняющегося мира характеризуется ценностным полиморфизмом, когда наряду с прежними нормами и ценностями в массовом сознании уживаются новые поведенческие стандарты, ранее считавшиеся неприемлемыми. Ценностный полиморфизм наблюдается прежде всего среди молодежи. К нему можно отнести и использование ненормативной лексики, участившееся среди молодого поколения, что стали отмечать исследователи еще с 90-х годов XX века [1].
2. Теоретический обзор
Традиционно лексику разделяют на нормативную и ненормативную. Главным критерием первой является ее допустимость в публичном общении и СМИ [2]. Ненормативная лексика - это «функциональный пласт лексики в языковом сознании общества и в общественном мнении, рассматриваемый как содержащий единицы, подлежащие исключению из публичного употребления» [2, с. 388]. То есть она рассматривается обществом как недопустимая в публичном употреблении и СМИ.
Ненормативная лексика включает в себя три разряда: сниженную, бранную и нецензурную. К сниженной лексике относится сленг, жаргон, просторечие, вульгарная лексика. Ее употребление является публично неуместным, но подчеркивает принадлежность к определенной социальной группе. Бранная, или инвективная, лексика включает в себя резко негативную характеристику субъекта или явления, употребляется с целью оскорбления или спонтанного эмоционального реагирования, ее употребление осуждается, но может быть оправдано в ситуации переживания аффектов. Нецензурная лексика - это предельно экспрессивная лексика, которая в общественном сознании является абсолютно недопустимой в публичном общественном употреблении в любой форме и в любой коммуникативной ситуации [2].
В современной ситуации глобализации ненормативная лексика приобретает амбивалентный статус: ее публичное употребление остается табуированным, но при этом происходит расширение сферы функционирования и увеличение степени допустимости ее использования в разговорной речи [2-4].
Не только в России, но и в большинстве стран Европы и Азии отмечается широкое
распространение нецензурной лексики в разных социальных группах вне зависимости от уровня образования, социального положения, возраста или пола [5-9].
Изучению функций использования ненормативной лексики в современном обществе посвящены многочисленные работы (И. А. Стернина, В. И. Жельвиса, Е. Н. Гуц, Е. Б. Кузьминой, и др.) [2; 4; 10; 11]. Авторы выделяют следующие функции ненормативной лексики: эмоциональная регуляция и разрядка эмоций; агрессивное воздействие на собеседника, самоутверждение и демонстрация социального статуса; привлечение внимания других людей; сокращение дистанции с собеседником и демонстрация равенства позиций; маркер групповой принадлежности; демонстрация дружеского расположения и принятия в «свой круг».
Несмотря на расширение функционального значения ненормативной лексики, ее постоянное использование рассматривается как деструктивная психологическая защита; признак негативной трансформации личности и изменения духовно-нравственных ценностей; симптом дезадаптации; форма отклоняющегося поведения, проявляющаяся в действиях против личности собеседника [12; 13].
Наиболее остро проблема использования ненормативной лексики проявляется в молодежной среде [1; 13-15]. Это обусловлено возрастными особенностями: неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, слабым самоконтролем, несформированностью ценностных ориентаций. Использование ненормативной лексики у подростков и юношей связано с чувством собственной взрослости и независимости, подражанием значимой личности или группе, принятыми нормами коммуникации в офлайн- и интернет-среде.
Исследователи обращают внимание не только на факт частого использования учащимися школ и вузов ненормативной лексики, но и на их безразличное отношение к ее использованию другими людьми [1; 7].
На сегодня недостаточно исследований, посвященных взаимосвязи использования об-сценной лексики с личностными характеристиками [15]. Исследуя 223 подростков из Западной Европы, С. Коин с соавторами выявили положительную взаимосвязь между частотой использования ненормативной лексики и физической и вербальной агрессией [7]. Дж. Мокбел на выборке 763 американцев
определил, что импульсивность положительно коррелирует с принятием ненормативной лексики [15]. Х. Вагар с соавторами на 253 респондентах из Пакистана получили отрицательные взаимосвязи между частотой использования обсценной лексики и тревогой, депрессией [5].
В настоящий момент остается не изученным вопрос взаимосвязи частоты использования ненормативной лексики с особенностями саморегуляции у студенческой молодежи. Саморегуляция произвольной активности человека - это «системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, который направлен на достижение принимаемых субъектом целей» [16, с. 7]. Личностное и профессиональное становление невозможно без сформированной системы саморегуляции, способности волевого управления своим поведением на основе осознанного выбора [17; 18]. Саморегуляция студентов достаточно подробно исследована в разных аспектах, но она не рассматривалась в контексте взаимосвязи с использованием ненормативной лексики.
3. Организация исследования
Цель исследования: выявление особенностей саморегуляции у студентов, использующих с различной частотой ненормативную лексику.
Выборку составили 80 студентов г. Санкт-Петербурга гуманитарных направлений (психологи, конфликтологи, юристы), обучающиеся в РГПУ им. А. И. Герцена, средний возраст которых 20,2 года.
Методы исследования: опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой, позволяющий определить показатели саморегуляции и регуляторно-личностные свойства, а также стили саморегуляции респондентов [19]; авторская анкета, направленная на выявление частоты использования ненормативной лексики студентами и их окружением, а также отношения студентов к ее использованию в различных ситуациях.
Методы обработки данных: ^-критерий Краскела - Уоллиса, ¿/-критерий Манна -Уитни, корреляционный анализ (коэффициент г-Спирмена).
4. Результаты исследования
На вопрос о частоте собственного использования ненормативной лексики ответы распределились следующим образом: никогда - 0 %, редко - 12,5 %, иногда - 37,5 %, часто - 30 %, постоянно - 20 %. То есть все опрошенные студенты используют ненормативную лексику с различной частотой. Это подтверждает утверждение о том, что ненормативная лексика представляет собой актуальное явление, распространенное среди современной студенческой молодежи.
В соответствии с полученными ответами респондентов распределили на 4 группы. Оценка общих тенденций в различиях ответов на вопросы анкеты между группами рассчитывалась с помощью ^-критерия Краскела -Уоллиса.
По параметрам Частота использования ненормативной лексики одногруппниками и Частота переживания неловкости или стыда при использовании ненормативной лексики не выявлены различия в распределении. Респонденты всех групп отмечают использование ненормативной лексики их одногруппни-ками в диапазоне от периодически до часто, т. е. находятся в схожей среде. И все группы периодически испытывают стыд за ее использование.
По остальным параметрам между группами существуют различия в распределении: Средний возраст, Н = 25,664, р < 0,001; Частота использования ненормативной лексики в семье, Н = 9,481, р = 0,0235; Частота использования ненормативной лексики друзьями, Н = 14,925, р = 0,0019; Степень комфорта при использовании ненормативной лексики другими при вас, Н = 9,593, р = 0,0224; Насколько ненормативная лексика является нормой повседневного взаимодействия, Н = 10,149, р = 0,0173.
Для дополнения полученной информации были проведены попарные сравнения с помощью ^-критерия Манна - Уитни (табл. 1).
Таблица 1
Ответы на вопросы авторской анкеты респондентов, использующих ненормативную лексику с разной частотой
Параметр Частота использования ненормативной лексики и-критерий Манна - Уитни
Редко Иногда Часто Постоянно
Средний возраст, лет 22 * ** *** д 2 *** 19 ** 18,7 * * иЭмп = 7, р < 0,01 ** иЭмп = 18, р < 0,01 *** иЭмп = 26, р < 0,01
Частота использования ненормативной лексики в семье (от 1 до 5) 1,6 * 2,1 2,5 2,8 * * иЭмп = 31, р < 0,01
Частота использования ненормативной лексики друзьями (от 1 до 5) 2 *** 3,5 ** 3,8 * ^ ^ * ** *** * иЭмп = 119, р < 0,05 ** иЭмп = 30, р < 0,01 *** иЭмп = 5, р < 0,01
Степень комфорта при использовании при вас ненормативной лексики другими людьми (от 1 до 5) 4,3 * 2 ^ * ** 3,7 44 ** * иЭмп = 70, р < 0,05 ** иЭмп = 121, р < 0,05
Насколько ненормативная лексика является нормой повседневного взаимодействия (от 1 до 5) 3,3 * 3,6 3,8 4,4 * * иЭмп = 38, р < 0,05
Существуют достоверные различия по параметру Возраст между группой респондентов, редко использующих ненормативную лексику, и всеми остальными группами. То есть редко используют ненормативную лексику студенты более старшего возраста, а студенты, использующие ненормативную лексику иногда, часто и постоянно, не имеют между собой значительных возрастных различий.
По параметрам Частота использования ненормативной лексики в семье и Насколько ненормативная лексика является нормой повседневного взаимодействия мы видим тенденцию увеличения показателей в соответствии с собственной частотой использования ненормативной лексики. Различия наблюдаются между студентами, редко и постоянно использующими ненормативную лексику. То есть это две группы, которые различаются опытом семейной социализации и представлениями о приемлемости ненормативной лексики в общении.
По параметру Частота использования ненормативной лексики друзьями также видна тенденция увеличения показателей в соответствии с собственной частотой использования ненормативной лексики. Но достоверные различия получены только между группой постоянно использующих ненормативную лексику и всеми остальными группами.
По параметру Степень комфорта при использовании ненормативной лексики другими людьми в вашем присутствии мы видим тенденцию увеличения показателей в соответствии с собственной частотой использования ненормативной лексики в группах с периодическим, частым и постоянным исполь-
зованием. То есть чем чаще сами студенты используют обсценную лексику, тем комфортнее они себя чувствуют при использовании этой лексики другими людьми. Достоверные различия получены между группой периодически и постоянно использующих ненормативную лексику. Интересно, что группа, редко использующая обсценизмы, также достоверно отличается от группы, использующей их периодически, и не отличатся от группы, использующей их постоянно. То есть тем, кто сам редко использует ненормативную лексику, комфортно, когда ее при них используют другие.
Перейдем к рассмотрению результатов, полученных с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой (табл. 2).
На основании полученных профилей был определен обобщенный тип стиля саморегуляции поведения в каждой группе. По определению В. И. Моросановой, стиль саморегуляции проявляется в особенностях планирования и программирования жизненных целей, оценке результата, коррекции своего поведения для достижения желаемого и мере осознанности процессов самоорганизации [20].
Показатели группы респондентов, редко использующих ненормативную лексику, в целом соответствуют устойчивому стилю регуляции. Для этих студентов характерна осознанность целей и устойчивость в психологически сложных условиях, но при этом наблюдаются действия на основе проб и ошибок, трудность построения пошаговой программы своих действий и анализа допущенных ошибок на пути достижения цели [20].
Таблица 2
Параметры саморегуляции респондентов, использующих ненормативную лексику с разной частотой (ответы на опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой)
Параметр Использование ненормативной лексики с разной частотой
Редко Иногда Часто Постоянно
Планирование 6,3 4 3,8 5,4
Моделирование 4 4,5 6,1 3,1
Программирование 3,8 6 4 3,8
Оценивание результатов 4 5,9 4,6 4,4
Гибкость 4,9 5,3 5 4,3
Самостоятельность 6 4,8 4,9 6
Показатели группы респондентов, периодически (иногда) использующих ненормативную лексику, в целом соответствуют оперативному стилю саморегуляции с оперативным типом построения программ действий. Студенты этой группы отличаются высокой степенью детализации программ поведения, гибкостью их перестройки в случае необходимости, легким включением в деятельность и быстрым переключением; но при этом для них характерна низкая осознанность и устойчивость целей, слабая самоорганизация, изменение собственных целей с учетом требований конкретной обстановки [20].
У группы респондентов, часто использующих ненормативную лексику, показатели в целом соответствуют оперативному стилю саморегуляции с типом гибкого учета значимых условий деятельности. Для студентов этой группы характерна сформиро-ванность процессов моделирования, быстрота включения в ситуацию, легкость ориентации в меняющейся обстановке, быстрый учет существующих требований, умение выбрать правильную тактику, но при этом наблюдается низкая осознанность и устойчивость собственных целей, низкая самоорганизация, трудности построения программы действий [20].
Данные группы респондентов, постоянно использующих ненормативную лексику, в целом соответствуют автономному стилю саморегуляции организованного типа. Этих студентов отличает осознанность и самостоятельность в выборе и постановке целей, тщательное планирование их достижения, стремление определить перспективы на длительное время; но при этом для них характерна не-сформированность критериев успешности деятельности, недостаточный учет требова-
ний конкретной обстановки, трудности ориентации в быстро меняющейся ситуации [20].
Благодаря корреляционному анализу можно выделить три смысловых блока (см. рисунок).
Параметры Частота собственного использования ненормативной лексики, Частота использования ненормативной лексики друзьями, Частота использования ненормативной лексики в семье, а также Восприятие ненормативной лексики как нормы повседневного взаимодействия положительно взаимосвязаны между собой. Чем чаще используется ненормативная лексика в семье, среди друзей и чем больше она воспринимается в качестве нормы, тем выше частота собственного использования такой лексики. Причем частота использования ее друзьями является наиболее значимым фактором. Тогда как Частота использования ненормативной лексики одногруппниками напрямую не связана с Частотой собственного использования ненормативной лексики.
Возраст испытуемых отрицательно связан с Частотой собственного использования ненормативной лексики, Частотой использования ненормативной лексики друзьями, а также с показателем Ненормативная лексика как норма повседневного взаимодействия. То есть чем моложе респонденты и чем ближе их возраст к границе старшего подросткового возраста / ранней юности (по Д. Б. Эльконину), тем чаще они и их друзья используют ненормативную лексику и считают это нормальным. И наоборот, чем старше студенты и чем ближе их возраст к границе ранней взрослости / зрелости (по Э. Эриксону), тем меньше они воспринимают ненормативную лексику как норму взаимодействия и реже они сами и их друзья используют ненормативную лексику.
Корреляционный анализ показателей опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой и авторской анкеты: == - положительная корреляционная связь, р < 0,01;
_- положительная корреляционная связь, р < 0,05;
____- отрицательная корреляционная связь, р < 0,05;
zzzz - отрицательная корреляционная связь, р < 0,01
Показатели саморегуляции Планирование и Моделирование отрицательно связаны с Частотой использования ненормативной лексики друзьями, а регуляторно-личностные свойства Гибкость и Самостоятельность -положительно. При этом Моделирование также отрицательно связано с Самостоятельностью. Планирование характеризует особенности целеполагания, ориентацию на собственные цели, уровень сформированности осознанного планирования деятельности. Моделирование отражает развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности и адекватности. Гибкость - способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Самостоятельность характеризует развитость регуля-торной автономности. То есть чем больше ориентация на внешние цели и хуже собственное целеполагание, чем меньше понимание значимых условий, но лучше способность подстраиваться под происходящее, чем выше стремление к независимости и реализации собственной воли без учета существующих
условий (отрицательная связь с Моделированием), тем чаще будет использование друзьями ненормативной лексики. То есть регуляция собственного поведения связана с внешним фактором - поведением друзей.
5. Обсуждение результатов
Исходя из полученных данных, можно видеть, что все студенты независимо от частоты собственного использования ненормативной лексики находятся в схожей среде достаточно интенсивного ее использования одногруппниками, что подтверждает данные о широком распространении обсценной лексики и употреблении ее в повседневном общении среди молодежи [1; 3; 14]. Частота собственного использования ненормативной лексики студентами может отличаться от групповой нормы, но совпадает с частотой, которую студентам комфортно слышать от других. Исключение составляет группа с редким использованием обсценной лексики.
Выявлена тенденция сопряженности увеличения частоты собственного использования с частотой использования ненормативной лексики семьей и друзьями и увеличением
принятия ненормативной лексики как неотъемлемой части общения, что согласуется с данными, полученными во многих исследованиях [9; 12; 13]. Мы можем говорить о том, что использование или неиспользование ненормативной лексики семьей и референтной группой может выступать фактором риска / фактором защиты в отношении собственной частоты использования ненормативной лексики [15]. Причем у студенческой молодежи частота использования друзьями обсценизмов является наиболее значимым фактором.
Все студенты периодически испытывают стыд от собственного использования такой лексики, что свидетельствует о допустимости ее только при употреблении в определенной среде, в ряде же ситуаций она вступает в противоречие с нормами морали. То есть несмотря на расширение функционального значения, ненормативная лексика у студенческой молодежи сохраняет недопустимость публичного использования [2].
Регуляция собственного поведения связана с внешним фактором - поведением друзей, использованием / неиспользованием ими ненормативной лексики, что говорит о недостаточной сформированности волевой регуляции у студентов [20] и ориентации на значимого другого [1; 14]. Чем больше затруднение собственного целеполагания, ориентация на внешние цели, недостаточное понимание контекста ситуации в сочетании со стремлением к независимости и способностью подстраиваться под происходящее, тем чаще будут выбираться друзья, использующие ненормативную лексику. Данная взаимосвязь, на наш взгляд, отражает потребность студентов доказать свою «взрослость» и независимость путем выбора в качестве референтной группы использующих ненормативную лексику и подражания им [12; 14].
Частота употребления ненормативной лексики соотносится со стилем саморегуляции студентов. Студенты, редко использующие ненормативную лексику, имеют устойчивый стиль регуляции. Они ориентируются на собственные ценности и цели, устойчивы в психологически сложных ситуациях [20]. Неиспользование ненормативной лексики можно рассматривать как их осознанный выбор. Студенты данной группы старше всех студентов с иной частотой использования. Так как одной из функций ненормативной лексики является сепарация и самоутверждение
[10; 12; 14], можно предположить, что по мере окончания периода ранней юности и решения его задач ненормативная лексика теряет свою актуальность. Но при этом у студентов, редко использующих ненормативную лексику, существует трудность построения пошаговой программы своих действий, очень высока степень комфорта при использовании ненормативной лексики при них другими людьми (как у группы с постоянным использованием ненормативной лексики). Этот факт мы можем рассматривать как проявление механизма психологической защиты в ситуации, которую студент не может изменить, но в которой вынужден находиться.
Студенты, постоянно использующие ненормативную лексику, имеют скорее автономный стиль саморегуляции организованного типа. Они также ориентируются на собственные ценности и цели, планируют их достижение, т. е. использование ненормативной лексики можно рассматривать как достаточно осознанный выбор, но у этих студентов существуют трудности учета специфики среды, им сложно понимать, насколько ненормативная лексика приемлема в контексте конкретной ситуации [20]. Потому использование ненормативной лексики студентами данной группы может рассматриваться как симптом дезадаптации [12; 13].
Студенты, периодически и часто использующие ненормативную лексику, соответствуют оперативному стилю саморегуляции. Они отличаются быстрым и легким изменением собственного поведения в контексте актуальной ситуации, но при этом недостаточной осознанностью и устойчивостью собственных целей, готовностью изменить их с учетом требований обстановки [20]. Можно предположить, что для таких студентов использование ненормативной лексики - это способ подстройки к группе [1] и отношение к обсценной лексике будет зависеть от окружения, в котором они находятся.
6. Выводы и заключение
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Выявлена опосредованная связь различных аспектов саморегуляции и использования ненормативной лексики студентами. Регуляция собственного поведения у студентов связана с внешним фактором - поведением друзей в отношении ненормативной лексики. Чем сильнее стремление к независимости при
непонимании контекста ситуации, чем больше ориентация на внешне цели и чем лучше умение подстраиваться под происходящее, тем чаще будут выбираться друзья, использующие ненормативную лексику как способ доказать свою «взрослость».
Частота употребления ненормативной лексики соотносится со стилем саморегуляции студентов. Студенты, редко использующие ненормативную лексику, имеют устойчивый стиль регуляции. Они ориентируются на собственные ценности и цели, устойчивы в психологически сложных ситуациях. Для них характерна высокая степень комфорта при использовании ненормативной лексики другими людьми. Это может рассматриваться как проявление механизма психологической защиты в ситуации, которую в силу трудности построения пошаговой программы своих действий студент не знает, как изменить, но в которой вынужден находиться.
Студенты, постоянно использующие ненормативную лексику, имеют автономный стиль саморегуляции организованного типа. Они также ориентируются на собственные ценности и цели, планируют их достижение, т. е. использование ненормативной лексики можно рассматривать как достаточно осознанный выбор. Но для них характерны трудности учета специфики среды, им сложно понимать, насколько ненормативная лексика приемлема в контексте конкретной ситуации.
Студенты, периодически и часто использующие ненормативную лексику, имеют оперативный стиль саморегуляции. Они отличаются быстрым и легким изменением собственного поведения в контексте актуальной ситуации, но при этом для них характерна недостаточная осознанность и устойчивость собственных целей и готовность изменить их с учетом требований обстановки. Можно предположить, что отношение к ненормативной лексике у них будет зависеть от окружения, в котором они находятся.
Использование / неиспользование ненормативной лексики семьей и референтной группой (друзьями) выступает фактором риска / фактором защиты в отношении собственной частоты использования ненормативной лексики.
Полученные результаты позволяют выделить возможные пути снижения частоты использования ненормативной лексики среди студентов через: 1) формирование осознанной позиции к использованию ненормативной лек-
сики; 2) расширение репертуара самоутверждения; 3) формирование норм поведения учебных групп и сплоченности самих групп. Последняя задача, на наш взгляд, является приоритетной. Формирование норм поведения учебных групп - это работа на уровне института по созданию определенной корпоративной культуры поведения студентов конкретного вуза и даже студенчества в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мешкова И. В., Завьялова Л. П. Отношение современной молодежи к ненормативной лексике в контексте воспитания подрастающего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - № 4 (9). -С. 1-11. - DOI: 10.18411/lj-07-2021-140.
2. Стернин И. А. Неприличная форма высказывания в лингвокриминалистическом анализе текста // Юрислингвистика. - 2011. -№ 1 (11). - С. 387-398.
3. Максимова Н. В., Высоцкая И. В. Обсценная речь в современной коммуникативной ситуации // Коммуникативные исследования. - 2023. - № 2. - С. 239-252. - DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(2).
4. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. - М. : Ладомир, 2001. - 356 с.
5. Waqar H., Samia W., Insha F. Profanity as a Self-Defense Mechanism and an Outlet for Emotional Catharsis in Stress, Anxiety, and Depression // Depression Research and Temperament. - 2023. - P. 1-10. - DOI: 10.1155/2023/8821517.
6. Alarde C. C., Antolihao R., Bagares K. B., Calunsag P. J., Libres D., Molina J. L., Villamor C. Determining the Benefits of Using Profanity in Expressing Emotions of Grade 12 Students in FCIC // 10th International Conference on Arts, Social Sciences, Humanities and Interdisciplinary Studies (ASSHIS-17) (Dec. 17-18, 2017). - Manila (Philippines), 2017. - P. 80-84. - DOI: 10.17758/URUAE.
7. Coyne S. M., Stockdale L. A, Nelson D. A, Fraser A. Profanity in Media Associated With Attitudes and Behavior Regarding Profanity Use and Aggression // American Academy of Pediatrics. - 2011. - № 128 (5). - P. 867872. - DOI: 10.1542/peds.2011-1062.
8. Gregorich N. F#@&!: Profanity as a Means of Emotional Regulation // Digital. - 2020. -№ 232. - P. 1-52. - URL: https://core. ac.uk/works/40345445 (дата обращения: 13.09.2023).
9. Pivaronas A., Benham J., Melhaff S. Perception of Profanity in Interpersonal Relationships // Bethel University. - 2013. - № 5. - P. 111. - URL: https://spark.bethel.edu/cgi/view
content.cgi?article=1000 (дата обращения: 03.09.2023).
10. Гуц Е. Н. Ненормативная лексика в речи современного городского подростка: В свете концепции языковой личности : автореф. ... дис. канд. филол. наук. - Омск : ОмГУ, 1995. - 23 с.
11. Кузьмина Е. Б. Инвективная лексика как проблема психолого-педагогического дискурса // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - № 4. - С. 26-29.
12. Дубровина Д. А. Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика // Педагогическое образование в России. - 2015. -№ 9. - С. 52-56.
13. Юдеева Т. В. Мотивация деструктивного коммуникативного поведения подростков в социальных сетях // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. -№ 2 (116). - С. 178-182 - DOI: 10.23670/ IRJ.2022.116.2.066.
14. Боброва С. А. Социальная проблема использования ненормативной лексики среди молодежи как проявление влияния интернет-медиа // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2022. - № 1. -C. 74-79. - DOI: 10.17805/trudy.22.1.12.
15. Mokbel J. Profanity's relation to personality and impulsivity - University of Central Florida, 2013. - URL: https://core.ac.uk/outputs/ 236292077 (дата обращения: 03.09.2023).
16. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1 - С. 5-13. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1995/951/9510 05.htm (дата обращения: 05.07.2023).
17. Король Н. В., Гордеева А. В. Особенности саморегуляции студентов в ситуации неопределенности // Субъект и личность в психологии саморегуляции : материалы V Меж-дунар. науч. конф. (5-7 октября 2018 г.) / отв. ред. : В. И. Моросанова, Е. А. Фомина, Т. Н. Банщикова - Иваново : Научный мир, 2018. - С. 95. - DOI: 10.30888/978-56041451-4-2.1.15.
18. Машарина А. Ф. Взаимосвязь показателей саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2022. - № 3 (38). - С. 211-222. - DOI: 10.23888/humJ2022103211-222.
19. Моросанова В. М., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118127. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/ 1994/945/945134. htm (дата обращения: 05.07.2023).
20. Моросанова В. М., Сагиев Р. Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей са-
морегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. - 1994. -№ 5. - С. 134-141. - URL: http://www.vop psy.ru/issues/1994/945/945134.htm (дата обращения: 03.07.2023).
REFERENCES
1. Meshkova I.V., Zav'yalova L.P. The attitude of modern youth to profanity in the context of the upbringing of the younger generation. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2021, no. 4 (9), pp. 1-11. DOI: 10.18411/lj-07-2021-140. (In Russian).
2. Sternin I.A. Indecent form of utterance in the linguocriminalistic analysis of the text. Yurislingvistika = Legal linguistics, 2011, no. 1 (11), pp. 387-398. (In Russian).
3. Maksimova N.V., Vysotskaya I.V. Obscene speech in the modern communicative situation. Kommunikativnye issledovaniya = Communication Studies, 2023, no. 2, pp. 239-252. DOI: 10.24147/2413-6182.20 23.10(2). (In Russian).
4. Zhel'vis V.I. The battlefield. Profanity as a social problem in the languages and cultures of the world. Moscow, Ladomir publ., 2001. 356 p. (In Russian).
5. Waqar H., Samia W., Insha F. Profanity as a Self-Defense Mechanism and an Outlet for Emotional Catharsis in Stress, Anxiety, and Depression. Depression Research and Temperament, 2023, pp. 1-10. DOI: 10.1155/2023/8821517.
6. Alarde C.C., Antolihao R., Bagares K.B., Calunsag P.J., Libres D., Molina J.L., Villamor C. Determining the Benefits of Using Profanity in Expressing Emotions of Grade 12 Students in FCIC, in: 10th International Conference on Arts, Social Sciences, Humanities and Interdisciplinary Studies (ASSHIS-17) (Dec. 17-18, 2017). Manila (Philippines), 2017, pp. 80-84. DOI: 10.1775 8/URUAE.
7. Coyne S.M., Stockdale L.A., Nelson D.A., Fraser A. Profanity in Media Associated With Attitudes and Behavior Regarding Profanity Use and Aggression. American academy of pediatrics, 2011, no. 128 (5), pp. 867-872. DOI: 10.1542/peds.2011-1062.
8. Gregorich N. F#@&!: Profanity as a Means of Emotional Regulation. Digital, 2020, no. 232, pp. 1-52, available at: https://core.ac.uk/ works/40345445 (date of access: September 13, 2023).
9. Pivaronas A., Benham J., Melhaff S. Perception of Profanity in Interpersonal Relationships. Bethel University, 2013, no. 5, pp. 111, available at: https://spark.bethel.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1000 (date of access: September 3, 2023).
10. Guts E.N. Profanity in the speech of a modern urban teenager: In the light of the concept of
linguistic personality, author's abstract. Omsk, OmGU publ., 1995. 23 p. (In Russian).
11. Kuz'mina E.B. Invective vocabulary as a problem of psychological and pedagogical discourse. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of the Vladimir Law Institute, 2007, no. 4, pp. 26-29. (In Russian).
12. Dubrovina D.A. Profanity in a teenager: essential features and psychological and pedagogical propaedeutics. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2015, no. 9, pp. 52-56. (In Russian).
13. Yudeeva T.V. Motivation of destructive communicative behavior of teenagers in social networks. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal, 2022, no. 2 (116), pp. 178-182. DOI: 10.23670/IRJ.2022.116. 2.066. (In Russian).
14. Bobrova S.A. The social problem of the use of profanity among young people as a manifestation of the influence of Internet media. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2022, no. 1, pp. 74-79. DOI: 10.17805/trudy.22.1.12. (In Russian).
15. Mokbel J. Profanity's relation to personality and impulsivity. University of Central Florida, 2013, available at: https://core.ac.uk/outp uts/236292077 (date of access: 03.09.2023).
16. Konopkin O.A. Mental self-regulation of voluntary human activity (structural and functional
Информация о статье Дата поступления 12 октября 2023 Дата принятия в печать 15 января 2024
Сведения об авторах
Солнцева Наталия Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-2128-5661. SPIN-код: 1290-5560.
Кузьменко Валерия Владимировна - студент 3-го курса Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48. E-mail: [email protected]. ORCID 0009-0001-3810-1216.
aspect). Voprosy psikhologii, 1995, no. 1, pp. 5-13, available at: http://www.voppsy.ru/ issues/1995/951/951005.htm (date of access: July 5, 2023). (In Russian).
17. Korol N.V., Gordeeva A.V. Features of student self-regulation in situations of uncertainty, in: V.I. Morosanova, E.A. Fomina, T.N. Banshchikova (eds.). Subektilichnost v psihologii samoregulyacii, materials of the V International scientific conference (October, 5-7, 2018). Ivanovo, Nauchnyi mir publ., 2018, p. 95. DOI: 10.30888/978-5-60414514-2.1.15. (In Russian).
18. Masharina A.F. Interrelation of self-regulation indicators and spiritual and moral qualities of a person. Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovye, adaptatsiya, razvitiye, 2022, no. 3 (38), pp. 211-222. DOI: 10.23888/ humJ2022103211-222. (In Russian).
19. Morosanova V.M., Konoz E.M. Style self-regulation of human behavior. Voprosy psikhologii, 2000, no. 2, pp. 118-127, available at: http://www.voppsy.ru/issues/ 1994/945/945134.htm (date of access: July 5, 2023). (In Russian).
20. Morosanova V.M. Sagiyev R.R. Diagnostics of individual-style features of self-regulation in students' educational activities. Voprosy psikhologii, 1994, no. 5, pp. 134-141, available at: http://www.voppsy.ru/issues/ 1994/945/945134.htm (date of access: July 3, 2023). (In Russian).
Article info
Received October 12, 2023 Accepted January 15, 2024
About the authors
Solntseva Natalia Vladimirovna - PhD in
Psychological Sciences, Assistant Professor at the Department of General and Social Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia). Postal address: 48, nab. of the river Moika, Saint-Petersburg, 191186, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-21285661. SPIN-code: 1290-5560
Kuzmenko Valeriya Vladimirovna - 3rd year student at the Department of Psychology, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia). Postal address: 48, nab. of the river Moika, Saint-Petersburg, 191186, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID 0009-0001-3810-1216.
Для цитирования
Солнцева Н. В., Кузьменко В. В. Особенности саморегуляции у студентов, использующих с различной частотой ненормативную лексику // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 1. - С. 27-37. -БОТ: 10.24147/2410-6364.2024.1.27-37.
For citations
Solntseva N.V., Kuzmenko V.V. Features of Self-Regulation in Students, Using Profanity with Varying Frequency. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 1, pp. 27-37. DOI: 10.24147/2410-6364. 2024.1.27-37. (In Russian).